Маркетинговые исследования помогают проводить целенаправленную ассортиментную политику и тем самым способствуют росту прибыли и снижению коммерческого риска. Всестороннее изучение потребительского спроса ориентирует производителей (поставщиков товаров) на своевременное обновление ассортимента и качества выпускаемой продукции.
Проведение маркетинговых исследований в посреднических структурах, равно как и в любой сфере их приложения, связано с использованием общедоступных методов системного анализа, программно-целевых подходов, экономико-статистических, методов теории вероятности и математического программирования. Они могут проводиться как собственными силами, так и с привлечением специализированных организаций. Проведение маркетинговых исследований в сфере торгового маркетинга предполагает целенаправленный поиск достоверной информации. Использование современных информационных торгово-посреднических организаций является основой повышения эффективности их коммерческой деятельности.
|
|
Рассмотрим основные направления маркетинговых исследований в закупочной и сбытовой деятельности посреднических организаций.
Маркетинг закупок. Основной деятельностью маркетинга закупок является выявление необходимых товаров в нужном количестве, соответствующего качества, в нужное время для последующего удовлетворения потребительского спроса. После определения потребности в материальных ресурсах (в ассортименте) определяются окончательные поставщики, которые могут поставить необходимую продукцию. Выбор поставщиков должен удовлетворять определенным критериям. Прежде всего должны быть согласованы цены на поставляемую продукцию, сроки поставок и качество товаров. Важным критерием является надежность поставщика.
Таким образом, из сказанного следует, что проведение маркетинга закупок требует выполнения следующих условий:
• использование рынка закупок и сбыта товаров;
• выбор поставщиков и установление с ними договорных отношений;
• участие в ярмарках и выставках;
• согласование условий оплаты.
Маркетинг сбыта продукции. Определяющим для маркетинга сбыта является исследование покупателей, изучение их потребностей. Исследование рынка связано также с изучением положения предприятия и его товара на рынке, изучается соотношение спроса и предложения по конкретным видам товаров.
Исследование рынка сбыта следует проводить по следующим направлениям:
• анализ емкости рынка;
• анализ покупок и реакция покупателей на мероприятия в сфере рынка сбыта;
• политика сбыта, изучение конкурентов, их преимущества и недостатки.
|
|
Одним из направлений маркетинговых исследований являются исследование рынка и использование преимущества своей конкурентоспособной продукции. И задачу исследования рынка входит прежде всего изучение потребностей покупателя и его пожеланий. При этом необходимо знать конъюнктуру рынка по отдельным отраслям. Может оказаться, что торговля на рынке по отдельным товарам может быть приостановлена, а по другим имеется значительный спрос. В этой связи следует проверить возможные шансы предлагаемых фирмой товаров.
Следует исследовать рынок по установлению его емкости с целью установления возможностей по дополнительной реализации товаров; анализируются мотивы покупок с целью выявления реакции покупателей на мероприятия по сбыту продукции, устанавливается наблюдение за конкурентами, преимуществами и недостатками их продукции и какие маркетинговые инструменты используют конкуренты.
Маркетинговые исследования также связаны с выработкой определенных требований по формированию цены на реализуемую продукцию. Это может привлечь внимание покупателей к предлагаемым товарам. В частности, могут быть применены системы скидок (в зависимости от объемов реализации), регулярная распродажа по сниженным ценам, предоставление покупателям удобных условий вывоза и доставки товаров, возможные способы финансирования реализуемой продукции (оплата в рассрочку и др.), установление или снятие ограничений по минимальным нормам заказа и др.