Судебная защита местного самоуправления

Согласно ст. 133 Конституции РФ «местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами». К гарантиям реализации этих прав и исполнения запретов наряду с правовым обеспечением относится механизм судебной защиты.
Вопросы судебной защиты местного самоуправления закреплены также в ратифицированной Российской Федерацией Европейской хартии местного самоуправления (далее – Европейская хартия), ст. 11 которой предусматривает право органов местного самоуправления на судебную защиту с целью обеспечить свободу своих полномочий и соблюдение закрепленных в конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления.Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправлении должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

59.Территориальные основы местного самоуправления, границы и состав территории муниципального образования, порядок изменения границ.Территориальные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.Установление и изменение границ муниципальных образований отнесено Законом об общих принципах организации местного самоуправления к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации (ст. 5). Границы и состав территории муниципального образования указываются в его уставе.При этом предусмотрено, что установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе: а) населения; б) органов местного самоуправления; в) органов государственной власти субъектов Федерации.Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые принимают данные законы, обязаны в оответствии со ст. 131 Конституции РФ и ст. 13 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотреть в них гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.Установление или изменение границ территории внутригородских муниципальных образований решается представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с его уставом. При этом учитывается мнение населения соответствующей территории.В состав территории муниципального образования входят все земли в его границах независимо от форм собственности и целевого назначения.Территория муниципального образования охватывает земли, находящиеся в муниципальной, государственной, частной и других формах собственности. По своему целевому назначению земли, входящие в состав территории муниципального образования, подразделяются на следующие виды: а) земли городских, сельских поселений; б) прилегающие к ним земли общего пользования; в) земли сельскохозяйственного назначения; г) земли рекреационного назначения; д) земли, занятые лесами, и т. д.В состав территории городских и сельских поселений согласно ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны входить земли, необходимые для развития поселений.Вопросы об установлении или изменении территорий внутригородских муниципальных образований решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.В особом порядке устанавливаются и изменяются границы закрытого административно-территориального образования, на территории которого осуществляется местное самоуправление. Границы данного образования могут не совпадать с границами субъектов Федерации и районов, входящих в их состав. Предложения об определении границ и об отводе земель создаваемого образования вносятся Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации, в ведении которых находятся соответствующие территории.

60. устав - это подзаконный правовой акт; акт учредительного (правоустанавливающего) характера; основополагающий нормативный акт конкретного муниципального образования; акт долговременного действия; он обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам, принятым органами местного самоуправления конкретного муниципального образования; имеет особый порядок принятия; подлежит государственной регистрации; уставом может осуществляться временное правовое регулирование вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования и подлежащих регулированию законами субъектов РФ до принятия соответствующих законов субъектов РФ. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Устав подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. В устав муниципального образования входит.Наименование муниципального образования, его территория, границы и символы.Вопросы местного значения, относящиеся к ведению соответствующего муниципального образования. Также должны быть закреплены вопросы, относящиеся к ведению соответствующих государственных органов, но законом переданные в ведение органов местного самоуправления.Формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением конкретного муниципального образования самоуправления на своей территории (местный референдум, муниципальные выборы, собрания, сходы, конференции граждан).Виды, наименование, порядок образования, полномочия, сроки и формы деятельности, правовые акты выборных и иных органов и должностных лиц местного самоуправления на территории данного муниципального образования.Экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, перечень объектов, находящихся в собственности населения данного образования, порядок управления муниципальной собственностью, конкретные источники финансовых ресурсов (местные налоги, сборы).Гарантии местного самоуправления на территории данного муниципального образования, гарантии прав органов и должностных лиц местного самоуправления, социальные гарантии.Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления на территории данного муниципального образования перед населением последнего, перед государством и перед физическими и юридическими лицами в гражданско-правовых отношениях.Исторические и иные местные традиции и особенности, которые характерны для данной территории, ее населения. Стадия разработки устава включает в себя несколько этапов:1) правотворческая инициатива -- подготовка первоначального текста проекта устава субъектом правотворческой инициативы и внесение его в представительный орган местного самоуправления;2) предварительное обсуждение проекта, сбор заключений, предложений и замечаний;3) публичные слушания. Принятие устава -- это утверждение текста проекта устава субъектом, выражающим волю жителей соответствующей территории, принимается же он большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Законодательство РФ предусматривает, что для вступления в силу устава муниципального образования он должен пройти государственную регистрацию в органах юстиции и быть официально опубликованным (обнародован).

61. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — его общая характеристика и основные положения. Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. Преамбула Глава 1. Общие положения

o Статья 1. Местное самоуправление

o Статья 2. Основные термины и понятия

o Статья 3. Права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления

o Статья 4. Правовая основа местного самоуправления

o Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления

o Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления

o Статья 7. Муниципальные правовые акты

o Статья 8. Межмуниципальное сотрудничество

o Статья 9. Официальные символы муниципальных образований

  • Глава 2. Принципы территориальной организации местного самоуправления

o Статья 10. Территории муниципальных образований

o Статья 11. Границы муниципальных образований

o Статья 12. Изменение границ муниципального образования

o Статья 13. Преобразование муниципальных образований

o Статья 13.1. Упразднение поселений

o Статья 13.2. Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях

  • Глава 3. Вопросы местного значения

o Статья 14. Вопросы местного значения поселения

o Статья 14.1. Права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений

o Статья 15. Вопросы местного значения муниципального района

o Статья 15.1. Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов

o Статья 16. Вопросы местного значения городского округа

o Статья 16.1. Права органов местного самоуправления городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа

o Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

o Статья 18. Принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления

o Статья 18.1. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления

  • Глава 4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

o Статья 19. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

o Статья 20. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

o Статья 21. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

  • Глава 5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

o Статья 22. Местный референдум

o Статья 23. Муниципальные выборы

o Статья 24. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

o Статья 25. Сход граждан

o Статья 26. Правотворческая инициатива граждан

o Статья 27. Территориальное общественное самоуправление

o Статья 28. Публичные слушания

o Статья 29. Собрание граждан

o Статья 30. Конференция граждан (собрание делегатов)

o Статья 31. Опрос граждан

o Статья 32. Обращения граждан в органы местного самоуправления

o Статья 33. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении

  • Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

o Статья 34. Органы местного самоуправления

o Статья 35. Представительный орган муниципального образования

o Статья 35.1. Фракции в представительном органе муниципального образования

o Статья 36. Глава муниципального образования

o Статья 37. Местная администрация

o Статья 38. Контрольный орган муниципального образования

o Статья 39. Избирательная комиссия муниципального образования

o Статья 40. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

o Статья 41. Органы местного самоуправления как юридические лица

o Статья 42. Муниципальная служба

  • Глава 7. Муниципальные правовые акты

o Статья 43. Система муниципальных правовых актов

o Статья 43.1. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов

o Статья 44. Устав муниципального образования

o Статья 45. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан

o Статья 46. Подготовка муниципальных правовых актов

o Статья 47. Вступление в силу муниципальных правовых актов

o Статья 48. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия

  • Глава 8. Экономическая основа местного самоуправления

o Статья 49. Экономическая основа местного самоуправления

o Статья 50. Муниципальное имущество

o Статья 51. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

o Статья 52. Местные бюджеты

o Статья 53. Расходы местных бюджетов

o Статья 54. Муниципальный заказ

o Статья 55. Доходы местных бюджетов

o Статья 56. Средства самообложения граждан

o Статья 57. Доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов

o Статья 58. Доходы местных бюджетов от региональных налогов и сборов

o Статья 59. Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов

o Статья 60. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений

o Статья 61. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов)

o Статья 62. Иные средства финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней

o Статья 63. Предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

o Статья 64. Муниципальные заимствования

o Статья 65. Исполнение местного бюджета

  • Глава 9. Межмуниципальное сотрудничество

o Статья 66. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации

o Статья 67. Общероссийское объединение муниципальных образований

o Статья 68. Межмуниципальные организации

o Статья 69. Некоммерческие организации муниципальных образований

  • Глава 10. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью

o Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

o Статья 71. Ответственность органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением

o Статья 72. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством

o Статья 73. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством

o Статья 74. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством

o Статья 74.1. Удаление главы муниципального образования в отставку

o Статья 75. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления

o Статья 76. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

o Статья 77. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

o Статья 78. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

  • Глава 11. Особенности организации местного самоуправления

o Статья 79. Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге

o Статья 80. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

o Статья 81. Особенности организации местного самоуправления в наукоградах

o Статья 82. Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях

o Статья 82.1. Особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)

o Статья 82.2. Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра "Сколково"

  • Глава 12. Переходные положения

o ФЗ №131 является качественно новым, в нём гораздо чётче и подробнее описаны принципы управления муниципальным образованием. Например, сравним количество глав: в предыдущемФЗ №154 их 7, в ФЗ №131-11 плюс заключительные положения. Это говорит о том, что интерес и внимание федеральных властей к такому элементу демократического общества, как местное самоуправление, значительно вырос за последнее время. Скорее всего, исходя из первостепенной важности местного самоуправления как формы власти народа, в ФЗ №131 непосредственно в статье № 1 определён термин местного самоуправления.Статья 83. Вступление в силу настоящего Федерального закона

o Статья 84. Особенности осуществления местного самоуправления в переходный период

o Статья 85. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона

o Статья 86. Признание утратившими силу отдельных нормативных правовых актов

62 Финансовая основа местного самоуправления. Результативность местного самоуправления определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления.Как институт муниципального права финансово-экономические основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образований.Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат прежде всего удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывают влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. При этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.Финансово-экономические основы местного самоуправления составляют:1) муниципальная собственность;2) местные бюджеты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления;3) имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых и других условий и предпосылок для развития местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: