На этом моменте акцентируем внимание

Для того чтобы бюджетирование не осталось просто функцией планового отдела, а стало действительно механизмом управления предприятием, необходимо, чтобы и планирование, и выполне­ние планов были прерогативой одних и тех же менеджеров и специалистов. Только тогда, когда и планируют (разумеется, в соответствии с общими стратегическими установками для всей фирмы), выполняют и отвечают за расхождения бюджетов одни и те же люди, возникает механизм бюджетного управления. А для этого необходимо привести в соответствие ответственность менеджеров, отвечающих за достижение определенных показате­лей, с их полномочиями в управлении этими показателями.

Чтобы добиться исполнения установленных бюджетом показа­телей, необходимо:

— в процессе планирования и утверждения бюджетных показа­
телей обязательно осуществлять их согласование, т. е. в процессе
планирования должны участвовать все заинтересованные лица;

— устанавливая ответственность за достижение показателей,
мы даем возможность оказывать определенное влияние на про-


цессы, происходящие на предприятии и в его подразделениях в пределах прописанной нам компетенции для всех участников про­цесса, т. е. наделяем их определенными полномочиями

Нам приходилось, например, сталкиваться с ситуациями, когда менеджеров и руководителя отдела сбыта лишали пре­мии за то, что они не смогли достигнуть запланированного объема продаж. То есть работники получали только минималь­ную ставку, несмотря на приложенные усилия к достижению спущенной сверху суммы продаж.

Однако при детальном изучении ситуации оказалось, что пла­ны были спущены руководством отделу сбыта без реальных про­гнозов, без учета ситуации на рынке, руководитель и сотрудники отдела сбыта в планировании показателей участия не принима­ли, на фирме отсутствуют должностные инструкции для служ­бы сбыта с четким определением обязанностей и ответственнос­ти, у менеджеров отсутствуют какие-либо полномочия на скид­ки, разработку и внедрение предложений по своему региону и т. п.

То есть, не имея возможности и полномочий влиять на уве­личение объема продаж, менеджеры еще и лишались премий за невыполнение нереальных планов. Такая ситуация привела к тенденции снижения объемов продаж и текучести кадров.

Таким образом, чтобы избежать подобных ситуаций, внедряя бюджетирование, необходимо ответственность и полномочия сба­лансировать;

— улучшаются финансовые показатели работы предприятия за счет совершенствования системы финансового планирования и контроля.

Очевидно, что, научившись с большой точностью планировать свои доходы и расходы и строить прогнозы, движение денежных средств, планировать свои действия под достижение определен­ных целей, предприятие может добиться снижения издержек, повышения дохода, эффективности инвестиций и в итоге — улуч­шения финансовых показателей.

Бюджетирование сегодня становится важнейшим конкурент­ным преимуществом украинского предприятия. Только правиль­но организованный процесс финансового планирования и управ­ления бюджетом позволяет сегодня предприятию двигаться впе­ред.


 
 


М  
S  
S S
буч i а,
О  



-Лоджетирование на современном предприятии

Необходимо понимать, что внутрифирменное бюджетирова- е - это не столько инструмент, сколько управленческая тех- л°гия, что бюджетирование — это показатель качества управ-"% в компании, соответствия уровня ее менеджмента и прини-eiVfwx управленческих решений современным требованиям.

Полноценное бюджетирование, т. е. бюджетирование как уп-Вл<!нческая технология, включает 3 составные части:

Технология бюджетирования, в которую входят инстру-
Tl'i финансового планирования (виды и форматы бюджетов,

Геиа целевых показателей и нормативов), порядок консолида­
ции е „.

бюджетов различных уровней управления и функционально-

''^начения и т. д.

Организация бюджетирования, включающая финансовую струк-
У предприятия (состав центров финансовой ответственности —

. У^урных подразделений или бизнеса предприятия, являющихся, ^>ами бюджетирования), бюджетный регламент и механизмы

^тного контроля (процедуры составления бюджетов, их пред ос­
тавлю. „

М1ия, согласования и утверждения, порядок последующей кор-

^Ьовки, сбора и обработки данных об исполнении бюджетов),

Рделение функций в аппарате управления (между функцио-

н">1ми службами и структурными подразделениями различного

*Ц) в процессе бюджетирования, систему внутренних норматив-

Асжументов (положений, должностных инструкций и т. п.).

* Автоматизация финансовых расчетов, предусматривающая

^ление финансовых прогнозов (включая сценарный анализ,

14 различных вариантов финансового состояния предприя-

(1го отдельных видов бизнеса), постановку так называемого

СПЛО1,,.

чного управленческого или интегрированного учета, в рам-°горого в любое время можно получать оперативную инфор-

^ о ходе исполнения бюджетов, да еще и по отдельным видам

хозяйственной деятельности предприятия или его струк-

1\ подразделений (по видам изделий, по отдельным кон-^Ц, по филиалам или дочерним компаниям и т. д.), а не Р ° юридического лица в целом [2].

jJlii из схемы выпадает хотя бы один составной элемент, то
вряд л>
,j *Ki можно рассчитывать на успех постановки и внедрения

^. ^'Гирования и на то, что оно поможет решить проблемы в "**1 управления финансами.


26 Бюджетирование на сов ременном предприятии


Бюджетиро вание на современном предприятии 27



На большинстве наших предприятий достаточно сложно со­единить воедино эти три составляющие. Почему? Потому, что:

— нужно задействовать методологию бюджетирования, а для
этого необходимо обучить руководителей и специалистов пред­
приятия или пригласить высокооплачиваемых специалистов или
консультантов;

— необходимо создавать корпоративную базу данных, осно­
ванную на сборе и обработке первичной информации и докумен­
тации, включая всю информацию, циркулирующую в бухгалтер­
ской отчетности и помимо нее (это самое важное!), причем в
более оперативном режиме, чем это необходимо для предоставле­
ния форм бухгалтерской отчетности в налоговые органы;

— необходимо следовать принципам конфиденциальности.

Поскольку задействуется вся информация, а не только официа­льная бухгалтерская и в процесс составления и анализа бюдже­тов вовлекается большое количество сотрудников фирмы, увели­чивается опасность нежелательной утечки информации, а также может происходить неверное ее толкование сотрудниками. По­этому необходимо продумать, разработать и внедрить систему ограничений доступа к информации для различных категорий персонала, задействованных в процессе бюджетирования.

Понимание того, какую реальную помощь может оказать бюджетирование для управления предприятием руководителям различных уровней, является ключевым моментом внедрения данной системы.

В нашей практике был случай, когда на одном довольно круп­ном предприятии для постановки бюджетирования был создан целый отдел, потрачены огромные усилия для построения бюд­жета, организации этого процесса. В результате, когда бюд­жет оказался на столе генерального директора, он сказал: «Так, ну и что мне с этим делать?»

То есть возникла ситуация, когда руководитель, привык­ший управлять сам своим бизнесом на основании своих личных доскональных знаний всего процесса и, пользуясь, в основном, интуицией или «прикидками», как говорится, <<на коленке», получил серьезный инструмент и технологию управления. И ему необходимо было учиться его использовать для управле-


ния своим предприятием, нужно было перестроить принципы управления предприятием с интуитивных на инструменталь­ные.

Для того чтобы понять, какую роль бюджетирование играет в процессе управления предприятием, рассмотрим перечень функ­ций бюджетирования и управленческих функций, которые реали­зуются при его использовании.

Первая из функций — планирование деятельности предприя­тия.

Эта функция сводится к формированию основного бюджета предприятия, который отражает все процессы его деятельности: снабжение, производство, сбыт, финансовые и инвестиционные процессы. Эта функция служит для координации различных дей­ствий по достижению целей предприятия.

Благодаря реализации этой функции бюджетирования реали­зуются такие элементы управления, как:

увязка различных аспектов деятельности предприятия
согласование объемов материальных, финансовых и трудовых
ресурсов, необходимых для осуществления планируемой програм­
мы;

координирование различных операций.

При этом вертикальная и горизонтальная детализация бюдже­тов позволяет получать информацию по направлениям деятель­ности, центрам ответственности и другим аналитическим призна­кам, координировать деятельность подразделений предприятия;

формирование в соответствии с информационными потреб­
ностями менеджеров любых количественных показателей;

оценка степени достижения целей, планируемых програм­
мой;

проведение предварительного анализа деятельности и бу­
дущего финансового положения предприятия;

управление денежными потоками, координирование вып­
лат и поступлений наличности для обеспечения платежеспособно­
сти предприятия.

Достаточно распространенной на многих наших предприя­тиях является ситуация, когда денежных средств, имеющихся в распоряжении предприятия, в настоящий момент недоста­точно для осуществления всех необходимых оплат. Или наобо-


28 Бюджетирование на современном предприятии

рот, большие суммы «зависают» на расчетных счетах, пока через неделю или три принимается решение«а не положить ли их нам на депозит?».

Функция планирования движения денежных средств позволя­ет спланировать недостаток или избыток денежных средств и вовремя принять соответствующие меры;

мотивация деятельности структурных подразделений, а
также возглавляющих их менеджеров. Этому способствует чет­
кое определение ответственности и вклада каждого в достижение
целевых показателей, в зависимости от которых будет оценивать­
ся их деятельность. Кроме того, вовлечение сотрудников в про­
цесс разработки бюджетов активизирует мотивы, не связанные с
материальным вознаграждением, которые побуждают каждого
сотрудника стремиться выполнить взятые на себя обязательства;

информирование, поскольку при распределении ответствен­
ности за достижение целевых показателей до каждого из менед­
жеров доводятся сведения о роли управляемого им подразделе­
ния в планируемой программе.

Вторая функция бюджетирования — просчет различных ва­риантов бюджета — тесно связана с принятием управленческих решений и выбором лучшей производственной программы дея­тельности предприятия. Она позволяет ясно представить взаимо­связь принимаемых решений и целевых показателей, оценить их совокупное влияние и вклад каждого решения в конечный ре­зультат. Это методика ситуационного анализа «А что, если..?».

Третья основная функция бюджетирования — мониторинг ис­полнения бюджетов и процессов производственно-хозяйствен­ной деятельности — позволяет выявлять отклонения фактических результатов деятельности от запланированных, оценивать их вли­яние на финансовый результат. Поэтому полные бюджетные сис­темы — это информационные системы, включающие прогнозную, плановую и фактическую информацию о различных аспектах дея­тельности предприятия, предоставленную в сопоставимом виде.

Четвертая функция бюджетирования — анализ исполнения бюджета — часто объединяется с предыдущей функцией. Важно выявленные отклонения изучить и соотнести с центрами ответ­ственности. Анализ исполнения бюджета может осуществляться на разных уровнях в зависимости от сроков и решаемых на


Бюджетирование на современном предприятии 29

каждом уровне разных задач. От уровня проведения анали­за зависят глубина и способ осуществления таких фун­кций управления, как оценка деятельности предприя­тия в целом, и вклада каждого центра ответственнос­ти, выявление факторов, вызвавших эти отклонения, мотивация деятельности, оценка вклада каждого со­трудника в выполнение программы. Третья и четвертая функции бюджетирования позволяют принимать обоснованные решения, которые могут быть оперативными, тактическими или

стратегическими.

Здесь необходимо отметить, что для осуществления оператив­ного управления в рамках бюджетирования нужна соответствую­щая организация учета фактических результатов деятельности. В частности, учет должен быть построен таким образом, чтобы выявление отклонений происходило непосредственно в момент совершения хозяйственной операции или с незначительным от­ставанием. Данное условие возможно только при внедрении сис­темы управленческого учета и отчетности, так как все понимают, что бухгалтерский учет для этих целей непригоден, так как фик­сирует свершившиеся события зачастую через месяц, а то и бо­лее, к тому же служит совершенно иным целям.

Очень хороший пример, с которым нам пришлось столкнуться совсем недавно и который хорошо демон­стрирует данный тезис.

На одном предприятии, оказывающем услуги, контроль ис­полнения бюджетов базировался на данных бухгалтерского уче­та. На собрании, посвященном анализу исполнения бюджетов, директор произнес следующую фразу: «В этом месяце мы сра­ботали с большой прибылью, наша прибыль в несколько раз превышает запланированную в данном периоде». На самом деле, расчеты доходной части бюджета производились на основании закрытых Актов выполненных работ, которые были подписа­ны и провелись в бухгалтерии именно в данном периоде, а услуги реально были оказаны несколько месяцев назад. И полу­чалось, что все эти месяцы экономист показывал только зат­раты и убытки, а потом показал сверхплановую прибыль. Воз­никает вопрос: зачем заниматься самообманом?

Кроме того, применяемые к бюджетированию подходы, ба-





32 Бюджетирование на современном предприятии


Бюджетирование на современном предприятии 33



Можно сказать, что архитектура бюджетной системы — это система координат, в которой строится бюджетирование.

Процессы бюджетирования — это последовательность дей­ствий, связанных с планированием, учетом, анализом и контро­лем финансово-экономических показателей деятельности компа­нии.

Компоненты бюджетирования состоят из двух разделов:

объекты предприятия, по которым ведется бюджети­
рование, и

совокупность планов и отчетов системы бюджетиро­
вания.

Набор объектов бюджетирования, который будет принят на предприятии, зависит от нескольких факторов, в том числе и от информации, используемой руководителями предприятия для принятия решений.

Например, если при принятии решения о распределении фи­нансовых ресурсов между направлениями деятельности фирмы необходимо знать оценку финансово-экономической эффектив­ности каждого направления деятельности, то в число объектов бюджетирования должны входить бизнес-направления.

Если на предприятии разработана и внедрена финансовая структура, то для эффективного управления необходимо вес­ти планирование и контроль в разрезе ЦФО. Таким образом, в соответствии с разработанной финансовой моделью подбира­ется необходимый набор объектов для бюджетирования.

Объектами бюджетирования могут быть:

— бизнес-направления;

— ЦФО;

основные бизнес-процессы предприятия;

— проекты.

Планы и отчеты бюджетной системы:

— бюджеты;

— отчеты;

— отчеты по результатам бюджетного анализа или аналити­
ческие записки.

В соответствии с представленными объектами бюджетирова­ния на предприятии могут составляться следующие бюджеты: Основные бюджеты бюджет доходов и расходов, бюджет


движения денежных средств, расчетный баланс. Их еще называ­ют финансовые бюджеты.

Операционные бюджеты — бюджет продаж, бюджет прямых материальных расходов, бюджеты коммерческих и управленчес­ких расходов, бюджеты расходов на оплату труда и другие.

Вспомогательные бюджеты — бюджеты налогов, капиталь­ных затрат, движения кредитных средств, движения дебиторской и кредиторской задолженности.

Дополнительные (или специальные) бюджеты — бюджеты распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов и про­грамм.

Основные бюджеты предназначены для управления финанса­ми предприятия, оценки финансового состояния бизнеса, для выполнения всех управленческих задач, о которых говорилось ранее.

Основные бюджеты позволяют руководителям иметь всю необ­ходимую информацию для оценки финансового положения фирмы и контроля над его изменениями, для оценки финансовой состоя­тельности бизнеса и его инвестиционной привлекательности.

Операционные и вспомогательные бюджеты нужны прежде всего для увязки натуральных показателей планирования (шт., кг, чел.-час и т. д.) со стоимостными, для более точного составле­ния основных бюджетов, определения наиболее важных пропор­ций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении основных бюджетов.

Если набор основных бюджетов является обязательным (для серьезной постановки финансового менеджмента), то состав опе­рационных и вспомогательных бюджетов может определяться руководителями предприятий, прежде всего исходя из характера целей и задач, которые стоят перед ними, специфики бизнеса, а также уровня квалификации работников финансовых и планово-экономических служб, степени методической, организационной и технической готовности предприятия.

Дополнительные бюджеты необходимы для более точного оп­ределения целевых показателей и нормативов, более точного уче­та особенностей налогообложения.

Набор дополнительных бюджетов также определяется пред­приятием самостоятельно.


34 Бюджетирование на современном предприятии


Бюджетирование на современном предприятии 35



Бюджеты бизнес-направлений составляются по каждому на­правлению деятельности и содержат всю необходимую инфор­мацию для оценки их финансово-экономической эффективнос­ти, принятия решений о дальнейшем их развитии и финансиро­вании.

Бюджеты ЦФО составляются по каждому ЦФО в соответ­ствии с действующей финансовой структурой.

Бюджеты бизнес-процессов составляются по каждому вы­деленному бизнес-процессу. Например, если на предприятии выделен процесс «СБЫТ», ему могут соответствовать следую­щие бюджеты: бюджет продаж, содержащий информацию о планируемых объемах реализации в натуральных и стоимост­ных показателях, и бюджет коммерческих расходов, связан­ных с реализацией продукции в объемах, заложенных в бюд­жете продаж.

Бюджеты проектов составляются по каждому проекту компа­нии. Это могут быть проекты, непосредственно связанные с ос­новной деятельностью предприятия и поэтому проводимые на регулярной основе.

Например, в фирмах, занимающихся оказанием различного вида услуг, проекты могут являться основным объектом пла­нирования и контроля. Также это могут быть единичные про­екты, например, проект по созданию нового продукта.

Все эти бюджеты нужны для составления сводного бюджета.

Сводный бюджет — это совокупность взаимосвязанных меж­ду собой трех основных бюджетов предприятия плюс набор операционных и вспомогательных бюджетов, необходимых для их составления.

Составные элементы сводного бюджета:




double arrow
Сейчас читают про: