Для того чтобы бюджетирование не осталось просто функцией планового отдела, а стало действительно механизмом управления предприятием, необходимо, чтобы и планирование, и выполнение планов были прерогативой одних и тех же менеджеров и специалистов. Только тогда, когда и планируют (разумеется, в соответствии с общими стратегическими установками для всей фирмы), выполняют и отвечают за расхождения бюджетов одни и те же люди, возникает механизм бюджетного управления. А для этого необходимо привести в соответствие ответственность менеджеров, отвечающих за достижение определенных показателей, с их полномочиями в управлении этими показателями.
Чтобы добиться исполнения установленных бюджетом показателей, необходимо:
— в процессе планирования и утверждения бюджетных показа
телей обязательно осуществлять их согласование, т. е. в процессе
планирования должны участвовать все заинтересованные лица;
— устанавливая ответственность за достижение показателей,
мы даем возможность оказывать определенное влияние на про-
цессы, происходящие на предприятии и в его подразделениях в пределах прописанной нам компетенции для всех участников процесса, т. е. наделяем их определенными полномочиями
Нам приходилось, например, сталкиваться с ситуациями, когда менеджеров и руководителя отдела сбыта лишали премии за то, что они не смогли достигнуть запланированного объема продаж. То есть работники получали только минимальную ставку, несмотря на приложенные усилия к достижению спущенной сверху суммы продаж.
Однако при детальном изучении ситуации оказалось, что планы были спущены руководством отделу сбыта без реальных прогнозов, без учета ситуации на рынке, руководитель и сотрудники отдела сбыта в планировании показателей участия не принимали, на фирме отсутствуют должностные инструкции для службы сбыта с четким определением обязанностей и ответственности, у менеджеров отсутствуют какие-либо полномочия на скидки, разработку и внедрение предложений по своему региону и т. п.
То есть, не имея возможности и полномочий влиять на увеличение объема продаж, менеджеры еще и лишались премий за невыполнение нереальных планов. Такая ситуация привела к тенденции снижения объемов продаж и текучести кадров.
Таким образом, чтобы избежать подобных ситуаций, внедряя бюджетирование, необходимо ответственность и полномочия сбалансировать;
— улучшаются финансовые показатели работы предприятия за счет совершенствования системы финансового планирования и контроля.
Очевидно, что, научившись с большой точностью планировать свои доходы и расходы и строить прогнозы, движение денежных средств, планировать свои действия под достижение определенных целей, предприятие может добиться снижения издержек, повышения дохода, эффективности инвестиций и в итоге — улучшения финансовых показателей.
Бюджетирование сегодня становится важнейшим конкурентным преимуществом украинского предприятия. Только правильно организованный процесс финансового планирования и управления бюджетом позволяет сегодня предприятию двигаться вперед.
![]() |
|
| М | |
| S | |
| S | S |
| буч | i а, |
| О |
|
|
|
-Лоджетирование на современном предприятии
Необходимо понимать, что внутрифирменное бюджетирова- е - это не столько инструмент, сколько управленческая тех- л°гия, что бюджетирование — это показатель качества управ-"% в компании, соответствия уровня ее менеджмента и прини-eiVfwx управленческих решений современным требованиям.
Полноценное бюджетирование, т. е. бюджетирование как уп-Вл<!нческая технология, включает 3 составные части:
• Технология бюджетирования, в которую входят инстру-
Tl'i финансового планирования (виды и форматы бюджетов,
Геиа целевых показателей и нормативов), порядок консолида
ции е „.
бюджетов различных уровней управления и функционально-
''^начения и т. д.
• Организация бюджетирования, включающая финансовую струк-
У предприятия (состав центров финансовой ответственности —
. У^урных подразделений или бизнеса предприятия, являющихся, ^>ами бюджетирования), бюджетный регламент и механизмы
^тного контроля (процедуры составления бюджетов, их пред ос
тавлю. „
М1ия, согласования и утверждения, порядок последующей кор-
^Ьовки, сбора и обработки данных об исполнении бюджетов),
Р(чделение функций в аппарате управления (между функцио-
н">1ми службами и структурными подразделениями различного
*Ц) в процессе бюджетирования, систему внутренних норматив-
Асжументов (положений, должностных инструкций и т. п.).
* Автоматизация финансовых расчетов, предусматривающая
^ление финансовых прогнозов (включая сценарный анализ,
14 различных вариантов финансового состояния предприя-
(1го отдельных видов бизнеса), постановку так называемого
СПЛО1,,.
чного управленческого или интегрированного учета, в рам-°горого в любое время можно получать оперативную инфор-
^ о ходе исполнения бюджетов, да еще и по отдельным видам
хозяйственной деятельности предприятия или его струк-
1\ подразделений (по видам изделий, по отдельным кон-^Ц, по филиалам или дочерним компаниям и т. д.), а не Р ° юридического лица в целом [2].
jJlii из схемы выпадает хотя бы один составной элемент, то
вряд л>
,j *Ki можно рассчитывать на успех постановки и внедрения
^. ^'Гирования и на то, что оно поможет решить проблемы в "**1 управления финансами.
26 Бюджетирование на сов ременном предприятии
Бюджетиро вание на современном предприятии 27
На большинстве наших предприятий достаточно сложно соединить воедино эти три составляющие. Почему? Потому, что:
— нужно задействовать методологию бюджетирования, а для
этого необходимо обучить руководителей и специалистов пред
приятия или пригласить высокооплачиваемых специалистов или
консультантов;
— необходимо создавать корпоративную базу данных, осно
ванную на сборе и обработке первичной информации и докумен
тации, включая всю информацию, циркулирующую в бухгалтер
ской отчетности и помимо нее (это самое важное!), причем в
более оперативном режиме, чем это необходимо для предоставле
ния форм бухгалтерской отчетности в налоговые органы;
— необходимо следовать принципам конфиденциальности.
Поскольку задействуется вся информация, а не только официальная бухгалтерская и в процесс составления и анализа бюджетов вовлекается большое количество сотрудников фирмы, увеличивается опасность нежелательной утечки информации, а также может происходить неверное ее толкование сотрудниками. Поэтому необходимо продумать, разработать и внедрить систему ограничений доступа к информации для различных категорий персонала, задействованных в процессе бюджетирования.
Понимание того, какую реальную помощь может оказать бюджетирование для управления предприятием руководителям различных уровней, является ключевым моментом внедрения данной системы.
В нашей практике был случай, когда на одном довольно крупном предприятии для постановки бюджетирования был создан целый отдел, потрачены огромные усилия для построения бюджета, организации этого процесса. В результате, когда бюджет оказался на столе генерального директора, он сказал: «Так, ну и что мне с этим делать?»
То есть возникла ситуация, когда руководитель, привыкший управлять сам своим бизнесом на основании своих личных доскональных знаний всего процесса и, пользуясь, в основном, интуицией или «прикидками», как говорится, <<на коленке», получил серьезный инструмент и технологию управления. И ему необходимо было учиться его использовать для управле-
ния своим предприятием, нужно было перестроить принципы управления предприятием с интуитивных на инструментальные.
Для того чтобы понять, какую роль бюджетирование играет в процессе управления предприятием, рассмотрим перечень функций бюджетирования и управленческих функций, которые реализуются при его использовании.
Первая из функций — планирование деятельности предприятия.
Эта функция сводится к формированию основного бюджета предприятия, который отражает все процессы его деятельности: снабжение, производство, сбыт, финансовые и инвестиционные процессы. Эта функция служит для координации различных действий по достижению целей предприятия.
Благодаря реализации этой функции бюджетирования реализуются такие элементы управления, как:
— увязка различных аспектов деятельности предприятия —
согласование объемов материальных, финансовых и трудовых
ресурсов, необходимых для осуществления планируемой програм
мы;
— координирование различных операций.
При этом вертикальная и горизонтальная детализация бюджетов позволяет получать информацию по направлениям деятельности, центрам ответственности и другим аналитическим признакам, координировать деятельность подразделений предприятия;
— формирование в соответствии с информационными потреб
ностями менеджеров любых количественных показателей;
— оценка степени достижения целей, планируемых програм
мой;
— проведение предварительного анализа деятельности и бу
дущего финансового положения предприятия;
— управление денежными потоками, координирование вып
лат и поступлений наличности для обеспечения платежеспособно
сти предприятия.
Достаточно распространенной на многих наших предприятиях является ситуация, когда денежных средств, имеющихся в распоряжении предприятия, в настоящий момент недостаточно для осуществления всех необходимых оплат. Или наобо-
28 Бюджетирование на современном предприятии
рот, большие суммы «зависают» на расчетных счетах, пока через неделю или три принимается решение — «а не положить ли их нам на депозит?».
Функция планирования движения денежных средств позволяет спланировать недостаток или избыток денежных средств и вовремя принять соответствующие меры;
— мотивация деятельности структурных подразделений, а
также возглавляющих их менеджеров. Этому способствует чет
кое определение ответственности и вклада каждого в достижение
целевых показателей, в зависимости от которых будет оценивать
ся их деятельность. Кроме того, вовлечение сотрудников в про
цесс разработки бюджетов активизирует мотивы, не связанные с
материальным вознаграждением, которые побуждают каждого
сотрудника стремиться выполнить взятые на себя обязательства;
— информирование, поскольку при распределении ответствен
ности за достижение целевых показателей до каждого из менед
жеров доводятся сведения о роли управляемого им подразделе
ния в планируемой программе.
Вторая функция бюджетирования — просчет различных вариантов бюджета — тесно связана с принятием управленческих решений и выбором лучшей производственной программы деятельности предприятия. Она позволяет ясно представить взаимосвязь принимаемых решений и целевых показателей, оценить их совокупное влияние и вклад каждого решения в конечный результат. Это методика ситуационного анализа «А что, если..?».
Третья основная функция бюджетирования — мониторинг исполнения бюджетов и процессов производственно-хозяйственной деятельности — позволяет выявлять отклонения фактических результатов деятельности от запланированных, оценивать их влияние на финансовый результат. Поэтому полные бюджетные системы — это информационные системы, включающие прогнозную, плановую и фактическую информацию о различных аспектах деятельности предприятия, предоставленную в сопоставимом виде.
Четвертая функция бюджетирования — анализ исполнения бюджета — часто объединяется с предыдущей функцией. Важно выявленные отклонения изучить и соотнести с центрами ответственности. Анализ исполнения бюджета может осуществляться на разных уровнях в зависимости от сроков и решаемых на
Бюджетирование на современном предприятии 29
каждом уровне разных задач. От уровня проведения анализа зависят глубина и способ осуществления таких функций управления, как оценка деятельности предприятия в целом, и вклада каждого центра ответственности, выявление факторов, вызвавших эти отклонения, мотивация деятельности, оценка вклада каждого сотрудника в выполнение программы. Третья и четвертая функции бюджетирования позволяют принимать обоснованные решения, которые могут быть оперативными, тактическими или
стратегическими.
Здесь необходимо отметить, что для осуществления оперативного управления в рамках бюджетирования нужна соответствующая организация учета фактических результатов деятельности. В частности, учет должен быть построен таким образом, чтобы выявление отклонений происходило непосредственно в момент совершения хозяйственной операции или с незначительным отставанием. Данное условие возможно только при внедрении системы управленческого учета и отчетности, так как все понимают, что бухгалтерский учет для этих целей непригоден, так как фиксирует свершившиеся события зачастую через месяц, а то и более, к тому же служит совершенно иным целям.
Очень хороший пример, с которым нам пришлось столкнуться совсем недавно и который хорошо демонстрирует данный тезис.
На одном предприятии, оказывающем услуги, контроль исполнения бюджетов базировался на данных бухгалтерского учета. На собрании, посвященном анализу исполнения бюджетов, директор произнес следующую фразу: «В этом месяце мы сработали с большой прибылью, наша прибыль в несколько раз превышает запланированную в данном периоде». На самом деле, расчеты доходной части бюджета производились на основании закрытых Актов выполненных работ, которые были подписаны и провелись в бухгалтерии именно в данном периоде, а услуги реально были оказаны несколько месяцев назад. И получалось, что все эти месяцы экономист показывал только затраты и убытки, а потом показал сверхплановую прибыль. Возникает вопрос: зачем заниматься самообманом?
Кроме того, применяемые к бюджетированию подходы, ба-
|
|
32 Бюджетирование на современном предприятии
Бюджетирование на современном предприятии 33
Можно сказать, что архитектура бюджетной системы — это система координат, в которой строится бюджетирование.
Процессы бюджетирования — это последовательность действий, связанных с планированием, учетом, анализом и контролем финансово-экономических показателей деятельности компании.
Компоненты бюджетирования состоят из двух разделов:
— объекты предприятия, по которым ведется бюджети
рование, и
— совокупность планов и отчетов системы бюджетиро
вания.
Набор объектов бюджетирования, который будет принят на предприятии, зависит от нескольких факторов, в том числе и от информации, используемой руководителями предприятия для принятия решений.
Например, если при принятии решения о распределении финансовых ресурсов между направлениями деятельности фирмы необходимо знать оценку финансово-экономической эффективности каждого направления деятельности, то в число объектов бюджетирования должны входить бизнес-направления.
Если на предприятии разработана и внедрена финансовая структура, то для эффективного управления необходимо вести планирование и контроль в разрезе ЦФО. Таким образом, в соответствии с разработанной финансовой моделью подбирается необходимый набор объектов для бюджетирования.
Объектами бюджетирования могут быть:
— бизнес-направления;
— ЦФО;
— основные бизнес-процессы предприятия;
— проекты.
Планы и отчеты бюджетной системы:
— бюджеты;
— отчеты;
— отчеты по результатам бюджетного анализа или аналити
ческие записки.
В соответствии с представленными объектами бюджетирования на предприятии могут составляться следующие бюджеты: Основные бюджеты бюджет доходов и расходов, бюджет
движения денежных средств, расчетный баланс. Их еще называют финансовые бюджеты.
Операционные бюджеты — бюджет продаж, бюджет прямых материальных расходов, бюджеты коммерческих и управленческих расходов, бюджеты расходов на оплату труда и другие.
Вспомогательные бюджеты — бюджеты налогов, капитальных затрат, движения кредитных средств, движения дебиторской и кредиторской задолженности.
Дополнительные (или специальные) бюджеты — бюджеты распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов и программ.
Основные бюджеты предназначены для управления финансами предприятия, оценки финансового состояния бизнеса, для выполнения всех управленческих задач, о которых говорилось ранее.
Основные бюджеты позволяют руководителям иметь всю необходимую информацию для оценки финансового положения фирмы и контроля над его изменениями, для оценки финансовой состоятельности бизнеса и его инвестиционной привлекательности.
Операционные и вспомогательные бюджеты нужны прежде всего для увязки натуральных показателей планирования (шт., кг, чел.-час и т. д.) со стоимостными, для более точного составления основных бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении основных бюджетов.
Если набор основных бюджетов является обязательным (для серьезной постановки финансового менеджмента), то состав операционных и вспомогательных бюджетов может определяться руководителями предприятий, прежде всего исходя из характера целей и задач, которые стоят перед ними, специфики бизнеса, а также уровня квалификации работников финансовых и планово-экономических служб, степени методической, организационной и технической готовности предприятия.
Дополнительные бюджеты необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов, более точного учета особенностей налогообложения.
Набор дополнительных бюджетов также определяется предприятием самостоятельно.
34 Бюджетирование на современном предприятии
Бюджетирование на современном предприятии 35
Бюджеты бизнес-направлений составляются по каждому направлению деятельности и содержат всю необходимую информацию для оценки их финансово-экономической эффективности, принятия решений о дальнейшем их развитии и финансировании.
Бюджеты ЦФО составляются по каждому ЦФО в соответствии с действующей финансовой структурой.
Бюджеты бизнес-процессов составляются по каждому выделенному бизнес-процессу. Например, если на предприятии выделен процесс «СБЫТ», ему могут соответствовать следующие бюджеты: бюджет продаж, содержащий информацию о планируемых объемах реализации в натуральных и стоимостных показателях, и бюджет коммерческих расходов, связанных с реализацией продукции в объемах, заложенных в бюджете продаж.
Бюджеты проектов составляются по каждому проекту компании. Это могут быть проекты, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия и поэтому проводимые на регулярной основе.
Например, в фирмах, занимающихся оказанием различного вида услуг, проекты могут являться основным объектом планирования и контроля. Также это могут быть единичные проекты, например, проект по созданию нового продукта.
Все эти бюджеты нужны для составления сводного бюджета.
Сводный бюджет — это совокупность взаимосвязанных между собой трех основных бюджетов предприятия плюс набор операционных и вспомогательных бюджетов, необходимых для их составления.
Составные элементы сводного бюджета:







