double arrow

Из административно-правовых отношений

План лекции

1. Понятие производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Особенности рассмотрения жалоб на действия избирательных комиссий.

2. Особенности рассмотрения жалоб на постановления государственных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

3. Особенности рассмотрения жалоб на отказ органов записи актов гражданского состояния внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния.

4. Особенности рассмотрения жалоб на нотариальные действия или отказ в их совершении.

1. Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений – это самостоятельный вид гражданского судопроизводства, подчиняющийся общим правилам рассмотрения гражданских дел, в котором по жалобам заявителей судом разрешается спор о правомерности административного правоприменения посредством проверки законности и обоснованности действий государственных органов, организаций и должностных лиц, затрагивающих права и интересы граждан и общественных объединений граждан.

Суд рассматривает дела:

1) по жалобам на действия избирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом;

2) по жалобам на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния;

3) по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

4) по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, - и права юридических лиц;

5) по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе;

6) иные дела, возникающие из административно-правовых отношений, в случаях, предусмотренных законом.

Производство отражает порядок реализации права судебной жалобы граждан в общие суды для осуществления судебного контроля за правоприменительной деятельностью в административном порядке исполнительных и распорядительных государственных органов, юридических лиц, должностных лиц и особенности рассмотрения и разрешения таких жалоб.

Сущность производства составляют применяемые при рассмотрении жалоб общие правила рассмотрения гражданских дел и специфические правила разрешения в суде жалоб, предопределенные характером предмета судебной деятельности. Общие правила формируются на основе общих для всех гражданских дел принципов. Нормы разделов ГПК являются общими правилами процесса. Они определяют общую последовательность развития процесса по стадиям производства в суде 1-й, кассационной, надзорной инстанции, при пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам и в исполнительном производстве. Срок рассмотрения в суде – 1 мес.

Предметом судебной деятельности является проверка законности и обоснованности актов административного правоприменения, затрагивающих права и интересы граждан. Эта проверка происходит с участием заинтересованных в исходе дела лиц (органа, вынесшего акт) и на которых распространяется его юридическое действие. Обжалование в суд актов административного правоприменения вызывает их спорность. Дела по ГПК возбуждается не иском, а жалобой или протестом прокурора. Содержание жалобы составляют истребуемые заявителем у суда способы защиты. Оно состоит в просьбе к суду о признании действия неправомерным и в связи с этим о его отмене, изменении. Меры по обеспечению жалоб: императивные предписания о запрете исполнения действий государственного органа до истечения срока на судебное обжалование или приостановлении исполнения обжалованного действия. Заявитель вправе отказаться от жалобы, изменить ее мотивы в пределах обжалуемого действия. Бремя доказывания законности совершенного действия закон возлагает на государственные органы, которые обязаны представить суду материалы, послужившие основанием для соответствующих действий.

Судебная защита представляется в отношении: активного избирательного права (права избирать) посредством права жалобы на решения избирательных комиссий о неправильностях в списке избирателей; пассивного избирательного права посредством права судебной жалобы на отказ избирательных комиссий в регистрации кандидата в депутаты, в кандидаты Президента, на отказ в регистрации инициативной группы. Заявителями являются лица, в отношении которых оно вынесено. Право обжалования неправильностей в списках избирателей предоставлено каждому гражданину. Право жалобы на решения ЦИК о признании выборов Президента недействительными принадлежит лишь кандидатам в президенты, а право жалобы на отказ в регистрации инициативной группы – инициативной группе.

Срок подачи жалоб – за 7 дней до выборов; за 5 дней до голосования для обжалования в суд неправильностей в списках избирателей; 10 дней срок – для обжалования решений Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов о признании выборов Президента недействительными; 1мес. – об отказе в регистрации инициативной группы.

Срок рассмотрения в суде. Для рассмотрения жалоб на действия избирательных комиссий – 5 дней с момента подачи жалобы. Решение вступает в силу немедленно после его провозглашения. Обжалованию в кассационном порядке оно не подлежит.

2. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях государственные органы и должностные лица выносят решения и постановления, которые являются объектом обжалования в суд. Постановление вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, в 3-дневный срок со дня вынесения. О мере взыскания производится запись в протоколе. При отсутствии постановления или решения в суд могут быть обжалованы неправомерные действия государственного органа или должностного лица.

Право обжалования решений принадлежит лицам, в отношении которых они вынесены; потерпевшим; прокурору. Субъектами административной ответственности являются физические лица. Постановление суда о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию не подлежит. Оно может быть отменено по протесту прокурора самим судьей, а также председателем вышестоящего суда.

Мотивами обжалования в суд являются незаконность и необоснованность, по мнению заявителя, действий государственного органа или должностного лица при вынесении постановлений. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в суд по месту жительства заявителя. Жалоба может быть подана в 10-дневный срок со дня вручения копии постановления.

Установив, что постановление об административном правонарушении является законным и обоснованным, суд оставляет постановление без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Суд вправе отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение в тот же или иной государственный орган, если не были исследованы все необходимые доказательства, в связи с чем суд был не в состоянии сделать вывод о правомерности постановления.

Установив, что постановление вынесено государственным органом или должностным лицом, неправомочными решать дело об административном правонарушении, суд отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение компетентного государственного органа или должностного лица, если при этом не истекли сроки применения взыскания.

В случае признания необоснованным или незаконным привлечения заявителя к административной ответственности суд отменяет постановление и прекращает дело об административном правонарушении.

При удовлетворении жалобы суд вправе: изменить меру и вид взыскания; снизить размер взыскания; заменить одно взыскание другим, более мягким; отменить дополнительное взыскание.

3. Регистрация акта гражданского состояния состоит в совершении актовой записи и выдаче соответствующего свидетельства. Документы признаются бесспорными доказательствами зафиксированных в них фактов.

В запись акта гражданского состояния могут быть внесены исправления, изменения, дополнения, если при совершении были допущены ошибки, неточности и пробелы.

Требование об исправлении записи обусловлено ошибками, допущенными при их совершении (в записи акта о рождении не указаны Ф.И.О. или национальность родителей, записано неточное имя ребенка и др.). Необходимость в изменении возникает с появлением фактов, не получивших отражения.

Исправление ошибок и внесение изменений производится государственными органами, регистрирующими акты гражданского состояния. Отказ в их совершении может быть обжалован в суд.

Органы ЗАГСа при наличии достаточных оснований и отсутствии спора о праве могут исправить или изменить любые ошибочные сведения в любой актовой записи. Однако они не вправе изменять сведения о происхождении ребенка в записи акта о рождении. Запись сведений о родителях в актовой записи и свидетельстве о рождении ребенка является доказательством происхождения ребенка от указанного в ней лица и может быть исправлена на основании решения суда.

Если заявитель предварительно обращался в орган ЗАГС и не получил заключения об отказе в установленной форме, судья по просьбе заявителя должен оказать ему содействие в получении этого доказательства. Жалоба на отказ внести исправления или изменения подается в суд по месту жительства заявителя и оплачивается госпошлиной. В жалобе должно быть указано, каким органом была произведена запись, в чем заключается ее неправильность и какими доказательствами это подтверждается, по каким причинам было отказано в исправлении записи. К жалобе должны быть приложены копия записи и выданных на ее основании свидетельств, заключение органов ЗАГС об отказе в изменении записи и другие документы. Цель судебного разбирательства – проверка обоснованности жалобы об отказе в исправлении или изменении записи акта гражданского состояния. Решение суда, которым установлена неправильность записи в книге, служит основанием для исправления такой записи. На основании решения суда исправление вносится в запись, а заявителю выдается новое свидетельство о регистрации.

4. Судебный контроль за деятельностью органов и должностных лиц, совершающих нотариальные действия, применяется, когда, по мнению лица, обратившегося за совершением нотариального действия, оно совершено неправильно или отказ в его совершении неправомерен, когда нотариальным действием ущемлены интересы лиц, не принимавших участия в его совершении; когда совершенное нотариальное действие стало основанием для возникновения спора о праве, подведомственного общему или хозяйственному суду. Заинтересованное лицо вправе подать жалобу на нотариальное действие или отказ в его совершении в суд по месту нахождения нотариальной конторы, государственных органов, иных организаций, должностного лица которые вправе совершать нотариальные действия. Жалоба подается в суд в 10-дневный срок, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или отказе в его совершении.

В ней должны быть указаны Ф.И.О. гражданина, обратившегося в суд, его местожительство, данные о нотариусе, его местонахождение; какое нотариальное действие, по мнению заявителя, совершено неправильно, мотивы, по которым он считает данные действия незаконными, и просьба о применении полномочий суда.

При подготовке дел к судебному разбирательству судья предлагает лицам, юридически заинтересованным в исходе дела, представить имеющие значение для дела подлинные нотариально удостоверенные документы либо документы, постановление нотариуса или должностного лица об отказе в совершении нотариального действия.

Дела по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении рассматриваются судом не позднее 1месяца со дня поступления жалобы в суд.

Разрешая дело, суд может применить следующие полномочия:

♦ признать нотариальные действия совершенными правильно и отклонить жалобу;

♦ признать жалобу обоснованной и обязать нотариуса совершить нотариальные действие либо отменить совершенное нотариальное действие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: