Тема 2. Стратегия дифференциации продукта

1. ВЛИЯНИЕ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ НА ОТРАСЛЕВУЮ СТРУКТУРУ

1.1. Отраслевые рынки и их субъекты хозяйствования

Рыночное пространство складывается из взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью специализированных рынков.

Специализированный рынок – это место встречи продавца и покупателя товаров или услуг определенной отрасли или их совокупности.

Каждый рынок в силу отраслевой принадлежности товара имеет определенную специфику и свой механизм установления цен, свои барьеры входа и выхода фирм и свои предельные размеры по количеству товаров/услуг.

Из отраслевых рынков складывается рыночное пространство. Оно определяет структуру отраслевого производства по всем основным направлениям.

Идентификация отраслевого рынка зависит от многих факторов. Необходимо уточнить, что рынок объединен характером удовлетворяемых потребностей покупателей, т.е. спросом, а отрасль - характером производимых товаров и услуг, т.е. предложением.

Идентификация рынка зависит от целей анализа и способов определения его границ. Выделяют продуктовые, географические и временные границы отраслевого рынка.

1. Продуктовые границы определяются путем изменения выручки от изменения цены товара. Так, если цена товара растет, то и выручка, как правило, растет, отсюда логично сделать вывод о том, что рынок ограничен только этим товаром. Если выручка сократилась, то значит, рынок обладает товаром-заменителем.

2. Географические границы определяются принадлежностью разных рынков к определенной территории, на которой имеются одинаковые условия конкуренции, типовые таможенные правила, однородные транспортные издержки.

3. Временные границы определяются способностью фирм обеспечить устойчивый спрос на выпускаемую ими продукцию на протяжении заданного периода времени.

Рыночная организация экономической деятельности предполагает существование трех групп рыночных институциональных субъектов:

- домохозяйств;

- бизнеса;

-государства.

Домохозяйства представляют собой институциональные субъекты, владеющие, распоряжающиеся и пользующиеся имуществом либо единолично, либо ограниченным кругом лиц.

Институты бизнеса представляют собой сферу предпринимательства, где главным интересом является прибыль от хозяйственной деятельности.

Государство устанавливает правила ведения хозяйства и осуществляет функции, которые не могут выполнять другие субъекты (централизация власти, функционирование системы безопасности и осуществление федеральных и региональных экономических и социальных программ). При несостоятельности отдельных товарных рынков государство прямым или косвенным методом вмешивается в деятельность отраслей на благо всего народного хозяйства.

1.2. Типы отраслей в рыночных структурах

Как известно, существуют четыре основные модели рынка:

-чистая конкуренция,

-чистая монополия,

-монополистическая конкуренция

-и олигополия.

Соответствующие этим моделям типы отраслей отличаются:

-по количеству предприятий, входящих в состав отрасли,

-типу продукта;

-условием вступления в отрасль;

возможностями контроля над ценами и другими факторами определяющими экономические границы отрасли и эффективность ее функционирования.

Отрасль совершенной конкуренции включает множество независимых предприятий, производящих однородную и стандартизированную продукцию. Вход в отрасль и выход из нее абсолютно свободный, информация доступна каждому предприятию. Доля каждой фирмы очень мала, поэтому ее решение о понижении или повышении цены не отражаются на рыночной цене. Контроль за ценами отсутствует и фирма «получает» заданную цену рынком или «соглашается с ней».

В условиях совершенной конкуренции фирмы производят такое количество продукции, которое соответствует точке пересечения кривых рыночного спроса и предложения.

В тоже время следует отметить, что возможности по эффективному функционированию отрасли совершенной конкуренции имеют ряд ограничений:

1) не учитывается дифференциация доходов и потребностей потребителей;

2) не рассматриваются при распределении ресурсов в конкурентной среде побочные результаты - выгода и издержки для производства общественных благ;

3) в отрасли складываются низкие возможности и стимулы к обновлению технологий;

4) отсутствует диапазон потребительского выбора продуктов и условий для совершенствования производимых продуктов и создания новых.

Характерным типом отраслевого субъекта в условиях несовершенной конкуренции является монополия. При ней потребителям противостоит единый производитель. Различают 3 основных вида монополии:

-естественная;

-административная;

-экономическая.

Естественная – такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в силу отсутствия конкуренции связанного с технологическими особенностями производства.

Административная возникает в силу действия государственных органов власти. Это предоставление исключительного права на выполнение определенного рода деятельности.

Экономическая развивается на основе закономерностей роста масштабов производства за счет концентрации производства и капитала.

1.3. Дифференциация продукта на отраслевом рынке

Поведение любой отрасли на рынке определяется целью удержания доли товара на рынке, расширения этой доли или ухода с рынка. Поэтому каждая отрасль осуществляет дифференциацию и совершенствование продукта, отслеживает и при необходимости создает барьеры входа и выхода с рынка.

На отраслевом рынке трудно найти два совершенно одинаковых товара не из одной партии. Товары разных производителей создают разнообразие товаров, которое необходимо учитывать покупателям и производителям.

Покупатель классифицирует товары, руководствуясь перечнем внутренних и внешних характеристик. К внутренним характеристикам относят в основном показатели качества продукта труда (его свойства, комфортность использования и долговечность - перечень типовых показателей на товар дается в технических регламентах и стандартах).

К внешним относятся характеристики формы потребления (использования продукта труда и перечень услуг по его обслуживанию (сервис).

Производитель же выделяет в основном четыре главных фактора дифференциации продуктов труда в плане возможностей специализации и концентрации:

· месторасположение (размещение) фирмы производителя в удобном месте для покупателя;

· характеристики качества продукта труда;

· требования в уровне обслуживания покупателя как в процессе покупки, так и в послепродажном сервисе;

· различия в субъективном имидже продукта и фирмы.

Расширяя разнообразие продуктового предложения, дифференциация продукта способствует более детальному учету запросов покупателя.

Чрезмерное продуктовое разнообразие влечет за собой сложности в ориентации потребителя в мире товаров (затраты значительного времени на выбор товара, ошибки в выборе товара, иногда даже привлечение консультантов для ориентации).

Стратегия дифференциации продукта - стремление производителей адекватно реагировать на запросы покупателей.

Отсюда следует, что отраслевой рынок не может быть полностью однородным, он представляет собой сложное структурированное образование, основу которого составляет дифференциация продукта. Различают рынки как высоко- и низкодифференцированные, так и с более сложными характеристиками - объектные, ограниченные, фрагментарные и специализированные рынки.

Важной стратегией фирмы на отраслевых дифференцированных рынках является завоевание бренда. Бренд - это конкретное выражение популярности характеристик товара: имиджевых, технических, экономических, эргономических и других составляющих стоимость особого материального и нематериального актива (объекта с интеллектуальной собственностью).Правообладатель марки бренда обретает дополнительные конкурентные преимущества в реализации своего товара.

1.4. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка

Под барьерами входа-выхода следует понимать совокупность факторов (объективного и субъективного порядка), которые либо препятствуют входящей фирме организовать прибыльную торговлю на отраслевом рынке, либо противодействуют выходу с него укоренившейся фирмы без существенных потерь.

Наличие входных барьеров позволяет уже функционирующим на рынках фирмам получать более высокую прибыль, не опасаясь появления новых конкурентов.

Существует классификация отраслевых рынков по уровню характеристик входных барьеров. Так, входы на отраслевой рынок подразделяются следующим образом:

1. легкий вход - тип рынка характеризуется конкуренцией, близкой к совершенной, с высокой мобильностью капиталов, свободой приобретения ресурсов, а также ценой, стремящейся к равновесной.

2. слабо затрудненный (предоставляемый) вход - отдельные функционирующие фирмы могут иметь ощутимые преимущества в отношении затрат, реализуемые, как правило, посредством минимального повышения цен по сравнению с издержками.

3. сильно затрудненный (сдерживаемый) вход - укоренившиеся фирмы стремятся максимально затруднить вход новичков; здесь функционируют явно доминирующие фирмы (фирма);

4. блокированный вход - функционирует фирма, являющаяся естественным монополистом, или число участников стабильно.

Можно различать два типа входных барьеров: стратегические, формируемые как следствия поведения фирм, и нестратегические (или структурные), выступающие для любых хозяйствующих субъектов как внешняя данность.

Нестратегические барьеры, связанные с фундаментальными условиями функционирования отрасли, имеют три основные разновидности: административные (государственные), социально-экономические и гражданские.

1. Административные (государственные) барьеры - это, как правило, правообеспеченные ограничения на ведение определенных видов деятельности. Преодоление таких барьеров требует от хозяйствующих субъектов временных и финансовых затрат.

2. Кроме чисто административных барьеров любое государство в рамках законодательного поля задействует барьеры социально-экономические: определяются правила функционирования отраслевых рынков и на них проводится та или иная промышленная, структурно-инвестиционная, налоговая, таможенная и иная экономическая политика.

3. Гражданские инициативы обеспечивают состыковку возможностей и интересов государства и бизнеса с многообразием потребностей и интересов, как отдельных граждан, так и их объединений. К гражданским инициативам примыкают барьеры входа, связанные с социально-экономическим характером рынка, характеризующегося степенью насыщенности рынка товарами и платежеспособностью населения (покупателей), наличием системы надежных взаиморасчетов между продавцами и покупателями, системы страховых услуг, оптимистичностью поставок и т.д.

Стратегические барьеры входа на рынок делятся на ценовые и неценовые.

1. Ценовая политика активных фирм определяется объемами предложения и спроса. Возведение барьеров возможно путем ценообразования, ограничивающего вход, например, путем установления цен ниже уровня, максимизирующего прибыль.

2. Неценовые барьерные стратегии осуществляются либо путем дифференциации продукта труда, либо дополнительного инвестирования в рост производственных мощностей, либо интеграции с третьими лицами.

1.5. Диверсификация деятельности фирмы, ценовая дискриминация и вертикальная интеграция

Диверсификация трактуется как:

1) владение разнообразнейший финансовыми активами, каждый из которых имеет разный уровень риска, с целью снижения общей степени риска портфеля в целом;

2) общая деловая практика, направленная на расширение номенклатуры товаров и услуг и/или географической территории для того чтобы сосредоточить риск и уменьшить зависимость от цикличности бизнеса.

Предпосылкой диверсификационной политики есть неравномерность развития отраслей экономики государства, падение нормы прибыли, снижение уровня внедрений научно-технического прогресса, недостатки в системе налогообложения, несоответствие структуры производства структуре частного сектора.

Основными направлениями диверсификации предприятия в стратегическом контексте его бизнеса есть диверсификация продукции и рынка.

1. Диверсификация продукции состоит во внедрении новых или таких изделий, которые вырабатываются на основе применения новых, раньше не используемых предприятием, технологий.

2. Диверсификация рынка состоит во вхождении предприятия на новые рынки или на новые сегменты того рынка, на котором оно до сих пор действовало:

· когда наблюдается стагнация (застой) рынка;

· имеет место превышения запаса капитала и возникает потребность для экспансии;

· когда предприятие не в состоянии достичь получения дополнительной прибыли путем экспансии в традиционном бизнесе.

Диверсификацию применяют для того, чтобы:

· достичь увеличения финансовой синергии;

· стабилизировать доходы;

· уменьшить оперативный риск;

· увеличить кредитные возможности (получение займов);

· обеспечить рост;

· использовать резервы;

· приспособиться к потребностям клиентов;

· изменить профиль предприятия.

Основными сценариями диверсифицированого развития предприятия есть:

- концентрическая диверсификация основывается на производстве новых продуктов на базе существующего бизнеса. Действующее производство сохраняется, а новое возникает, исходя из возможностей, заложенных: в освоенном рынке, в технологии, которые используется; в отходах существующего производства (организация производства на основе отходов);

- горизонтальная диверсификация допускает развитие на традиционном, освоенном (существующем) рынке деятельности фирмы за счет освоения выпуска новой (по обыкновению, сопутствующей основному продукту) продукции, которая требует технологий, отличных от той, которая используется при производстве основного продукта;

- конгломеративная диверсификация состоит в том, что фирма развивается за счет производства новых продуктов технологически не связанных с традиционным бизнесом фирмы (традиционными продуктами фирмы) и которые будут реализовываться на новых рынках;

- вертикальная диверсификация заключается в том, что фирма обращается или к более ранним (вертикальная диверсификация назад), или к следующим стадиям деятельности (вертикальная диверсификация вперед).

Ценовая дискриминация представляет собой продажу различных единиц товара/услуг по ценам, разница которых напрямую не соответствует различиям в стоимости поставляемого товара.

Три основных случая ценовой дискриминации:

1. При дискриминации первой степени каждая единица товара продается по его отправной цене т.о., что с каждого покупателя получают ту максимальную сумму, которую он готов израсходовать на приобретение нужного товара.

2. Дискриминация второй степени предусматривает назначение разных цен на единицы товара при покупке разных количеств товара.

3. Дискриминация третьей степени максимизирует прибыль при назначении самой высокой цены на рынке, где эластичность спроса при обычной монопольной цене является самой низкой, и при назначении самой низкой цены с самой высокой эластичностью при обычной монопольной цене.

Вертикально интегрированной называется фирма, включающая более одной стадии производства конечной продукции, в противоположность неинтегрированной фирме.

Она обладает дополнительными конкурентными преимуществами, т.к. может в большей степени снижать цену товара или получать большую прибыль при заданной цене благодаря более низким издержкам либо по закупке факторов производства, либо по продаже конечного продукта.

ВИ может также повысить контроль производителя над экономической средой.

ВИ создает барьеры входа не только благодаря преимуществу уже действующих на рынке продавцов, важное последствие интеграции – повышение влияния продавцов на рынок.

Основными издержками ВИ служат создаваемые ею барьеры входа на рынок и монопольная власть фирм-продавцов. ВИ снижает фактическую и потенциальную конкуренцию на рынках как промежуточной, так и конечной продукции.

1.6.Ограничение монополистической деятельности отраслей на товарных рынках

ФЗ РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» прямо запрещаются действия хозяйствующих субъектов, монополистов и занимающих доминирующее положение:

1. По изъятию товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен;

2. По навязыванию контрагенту условий договора, не выгодных для него или относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента);

3. По включению в договор дискриминирующих условий, ставящих контрагентов в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

4. По согласию заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

5. По созданию препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

6. По нарушению установленного нормативными актами порядка ценообразования;

7. По установлению монопольно высоких (низких) цен;

8. По сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;

9. По необоснованному отказу от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.

Кроме этого, запрещаются и признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе направленные на:

1. установление (поддержание) цен, тарифов, скидок, надбавок, наценок;

2. повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

3. раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей;

4. ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;

5. отказ от заключения договора с определенными продавцами или покупателями.

Государственным органам власти и местного самоуправления запрещается принимать акты и совершать действия, существенно ограничивающие и ущемляющие интересы хозяйствующих субъектов или граждан, в т.ч. запрещается:

1. вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов, устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности хозяйствующим субъектам или производство определенных товаров, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

2. необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

3. устанавливать запреты на продажу товаров из одного региона РФ в другой или иным образом ограничивать эти права хозяйствующих субъектов;

4. давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей или о приоритетном заключении договора без учета приоритетов, установленных законодательными и нормативными актами РФ;

5. необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;

6. необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам налоговые или иные льготы, дающие преимущество по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара.

Наконец, законодательством запрещается создавать новые министерства, госкомитеты и другие структуры государственного управления с целью монополизации производства или реализации товаров, а также наделять существующие структуры полномочиями, осуществление которых может привести к существенному ограничению конкуренции.

Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства осуществляет Федеральная антимонопольная служба.

2. ОБЪЕДИНЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

2.1. Виды объединений по характерным признакам производственной и коммерческой деятельности и задачи

Поведение предприятий в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, причем это касается многих направлений.

Малые предприятия, характерные для коммерческого предпринимательства, весьма неустойчивы и существуют в среднем три-пять лет. Это не значит, что они разоряются, но чаще всего видоизменяют свою деятельность или пытаются выступить на рынке в виде объединений.

Основными преимуществами объединений являются:

· снижение издержек;

· более высокая квалификация и специализация управления предприятиями;

· снижение расходов на информацию и рекламу;

· более выгодные условия закупки ресурсов и др.

Объединения предприятий предусматривают наличие разной собственности, но типы объединений в зависимости от целей и организационных форм могут быть различными.

По целям объединения и степени самостоятельности выделяют следующие виды объединений:

· Концерн - форма крупных договорных объединений (заводов, комбинатов), которые используют возможности крупномасштабного производства.

· Конгломерат - многоотраслевое объединение, концентрирующее производство самых разнообразных товаров, многие из которых не имеют ничего общего между собой.

· Консорциум - это временное добровольное объединение предприятии для решения конкретных задач - реализации крупных целевых программ и проектов, в том числе научно-технических, строительных, социальных, экологических, инвестиционных.

· Финансово-промышленная группа

· Холдинг - объединение любой организационно-правовой формы, которое владеет контрольным пакетом акций других юридически самостоятельных компаний в целях установления господства и контроля над ними.

· Корпорация

· Ассоциация

· Союз

· Межотраслевые государственные объединения

· Картель — объединение фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно совместной коммерческой деятельности.

· Синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию.

· Трест — объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежавшие разным предпринимателям, сливаются в единый комплекс, теряя свою юридическую, коммерческую и хозяйственную самостоятельность.

· Пул — объединение предпринимателей картельного типа, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников (в заранее установленных пропорциях).

В настоящее время в торговле создаются цепные торговые организации, которые представляют собой совокупность торговых предприятий, находящихся под общим управлением.

Это объединения, в которых крупная торговая организация создает собственную торговую сеть организаций, заключает договор с малыми и средними торговыми организациями, а они, в свою очередь, получают право на реализацию определенных видов товаров на конкретном товарном рынке. Они могут создаваться в оптовой и в розничной торговле.

Оптово-розничные цепи (или объединения контрактного типа) создают для координации функций оптовой и розничной торговли на принципах обшей коммерческой стратегии при сохранении полной независимости каждого члена объединения. Розничные торговые предприятия, входящие в цепь, имеют единое фирменное название, унифицированный ассортимент, общую сбытовую политику.

2.2. Интегрированные бизнес-структуры

Интегрированная бизнес-группа (ИБГ) — это объединение юридически самостоятельных, но хозяйственно зависимых друг от друга предприятий. Предприятия-участники ИБГ ведут согласованную деятельность, направленную на достижение общей цели, и имеют единый центр управления, координирующий их действия.

По типу интегрирующих механизмов (интегрирующих отношений) ИБГ можно разделить на две большие группы:

1) имущественные (основаны на имущественных отношениях);

2) управленческие (основаны на управляющих механизмах).

В имущественных ИБГ центральный элемент всегда может сконцентрировать в своих руках объем прав собственности, достаточный для контроля над любым ее участником. При этом не имеет значения ни как распределены права собственности исходно, ни каким образом они оформлены, ни то, каким конкретным способом эти права концентрируются у центрального элемента в каждый данный момент.

Имущественные ИБГ, в свою очередь, делятся на:

1а) классические (или пирамидальные) холдинги;

16) распределенные холдинги;

1в) система взаимоучастия.

Наиболее распространены сегодня распределенные холдинги.

В управленческих ИБГ центральный элемент не может по своей воле сконцентрировать объем прав собственности, достаточный для контроля над любыми другими участниками. Каждый из них, как правило, имеет крупных и влиятельных собственников за пределами ИБГ. Позиция центрального элемента задается здесь системой договоров между ним и остальными участниками.

Период наибольшего развития российских ИБГ и одновременно их максимального влияния в российской экономике приходится на конец 1997 г. К тому времени сформировалась группа лидеров, намного опережавших по масштабам и влиятельности все другие. В эту группу, по нашему мнению (совпадающему, впрочем, с общепринятым в экспертном сообществе), входили десять ИБГ:

1. Газпром;

2. ЛУКОЙЛ;

3. Интеррос-ОНЭКСИМ (на конец 1999 г. просто Интеррос, поскольку ОНЭКСИМбанк прекратил активную деятельность после августа 1998 г.);

4. Империя Ходорковского (на конец 1997 г. Менатеп-Роспром-ЮКОС, на конец 1999 г. ЮКОС-Роспром, поскольку Менатеп прекратил активную деятельность после августа 1998 г., а на первое место в данной ИБГ вышла ее нефтяная составляющая);

5. Группа Инкомбанка (на конец 1999 г. практически разрушена);

6. Империя Березовского-Смоленского (на конец 1999 г. империя Березовского-Абрамовича, поскольку банковская группа СБС-Агро фактически разрушена, а роль нефтяной компании Сибнефть в рамках ИБГ значительно выросла);

7. Группа банка Российский кредит;

8. Консорциум Альфа-групп;

9. Группа МОСТ;

10. АФК Система.

2.3. Основные задачи в области развития интегрированных корпораций

Задачи развития интегрированных корпораций можно разделить на 3 большие группы:

1. задачи в области совершенствования процессов обоснования целесообразности создания и функционирования этих корпораций;

2. задачи в области мер традиционной и нетрадиционной государственной поддержки;

3. задачи в области выбора направлений их деятельности и создания точек роста.

В области обоснования создания крупных корпораций и интегрированных структур следует обращать особое внимание на процесс их проектирования по приоритетным направлениям деятельности. В процессе функционирования ИБС необходим постоянный государственный мониторинг.

По результатам мониторинга и докладов вырабатываются меры по государственной поддержке ИБС:

1. определение приоритетных по уровням управления направлений развития науки, инноваций, продукции, работ, услуг;

2. разработка системы стимулирования выполнения программ по приоритетным направлениям на конкурсной основе;

3. разработка и апробация системы оценки научного, производственного и финансового потенциала участников конкурсов;

4. определение долевого участия государственных структур в приоритетных работах и степени контроля за их результативностью;

5. определение степени экономических рисков и мер по их страхованию;

6. разработка и совместная реализация планов-программ развития ИБС.

К основным направлениям развития совместной экономики в РФ относится диверсификация с расширением ассортимента в полном сочетании с процессами специализации, концентрации и интеграции.

ТЕМА 3.

1. ЭКОНОМИКА РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ

1.1. Управление производительными силами

Управление процессом развития производительных сил – координация функций центральных, региональных органов и органов местного самоуправления на основе экономических стимулов.

Управление пропорциями в развитии народно-хозяйственного комплекса страны осуществляется по следующим направлениям:

· Межрегиональное распределение природного комплекса страны

· Социально-экономические региональные пропорции

· Территориальные пропорции энергетического комплекса

· Территориальные пропорции агропромышленного комплекса

· Территориальное распределение транспортного комплекса

· Территориальные пропорции промышленности

Задачей федеральных, региональных органов и органов местного самоуправления является сбалансированное развитие всех групп НХК.

Территориальная (региональная) структура экономики распределеяет хозяйствующих субъектов по территориальным ячейкам (таксонам) на основе территориального разделения труда, базирующемся на природно-ресурсных, демографических и иных факторах.

Схемы развития и размещения народного хозяйства и отраслей предусматривают комплекс расчетов по следующим этапам:

· Анализ современного состояния развития и размещения комплексов отраслей

· Определение основных условий и факторов развития и размещения отраслей на перспективу

· Определение оптимального варианта развития и размещения отраслей, в том числе путем составления межотраслевого баланса

Схемы развития и размещения производительных сил республик и экономических районов предусматривают следующие разделы:

· Анализ современного состояния экономического и социального развития и размещения производительных сил

· Оценка природных и экономических предпосылок дальнейшего развития и размещения производительных сил

· Обоснование основных направлений производственной специализации и комплексного развития хозяйства

· Обоснование размещения производительных сил внутри экономических районов

1.2. Принципы и факторы размещения производительных сил

Принципы размещения производительных сил — это основные исходные положения долгосрочной экономической политики, которыми руководствуются в процессе разработки программ перспективного регионального развития.

Первая группа принципов размещения производительных сил исходит из общей задачи повышения экономической и социальной эффективности общественного производства с учетом минимизации затрат на производство продукции и ее транспортировку до потребителя.

К ней относят:

· принцип размещения производства с учетом близости источников сырья, энергии и потребителей конечной продукции;

· принцип комплексности, в том числе комплексного рационального использования природных ресурсов, при учете задач охраны и преобразования природы и первичного освоения наиболее эффективных ресурсов;

· рациональная пространственная концентрация (агломерация) в виде территориально-производственных комплексов и территориально-отраслевых комплексов, а также промышленных районов, зон и узлов;

· кооперирование производства между различными предприятиями, сокращающее нерациональные перевозки, при максимально возможном комплексном развитии хозяйства районов размещения.

Вторая группа принципов обусловлена рациональным сочетанием природы и экономики. При размещении производительных сил обязательно должны учитываться такие принципы, как

· экологический — предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду;

· градостроительный - увязка с генеральными планами городов, недопущение чрезмерной концентрации промышленности и вытекающих отсюда отрицательных социальных последствий;

· комплексного развития хозяйства, обеспечивающий в каждом экономическом районе рациональное сочетание экономического и социального развития, наибольшее соответствие экономики каждого региона местным природным и экономическим условиям.

Третью группу принципов формируют основы, вытекающие из рациональной пространственной организации территории страны. Среди них выделяют:

· специализацию предприятий (в экономически целесообразных пределах) соответственно основной специализации районов их размещения;

· выравнивание уровней экономического и социального развития различных частей страны, так как внутренняя дифференциация столь огромная и уникальная для одного государства, что сопоставима только с различиями между самыми богатыми и самыми бедными странами мира;

· учет международного разделения труда и межгосударственной экономической интеграции - закономерного явления развивающейся глобализации экономики, умелое использование которого в современном мире позволит использовать геоэкономическое и геополитическое положение России (“евразийский мост”) для укрепления и развития экономического пространства страны.

Особый характер имеет принцип укрепления обороноспособности страны при размещении производительных сил и не основан на законах экономики.

1.3. Модель размещения отраслей и предприятий

При размещении конкретных отраслей промышленности учитывают следующие особенности:

· Экономическое назначение производимой продукции, степень массовости и масштабы потребления по экономическим районам страны, транспортабельность продукции

· Характер потребляемых в отрасли сырых материалов, степень распространенности источников сырьевых ресурсов по территории страны, транспортабельность важнейших видов промышленного сырья

· Техническая база отрасли, характер применяемой технологии, пело- и энергоемкость производства, потребность в воде, характер отходов и отбросов производства и др.

· Тип предприятий, их размер, структура, характер специализации, возможность комбинирования

· Степень влияния данной отрасли на специализацию и профиль региона

· Влияние предприятий на образование крупных, средних и небольших населенных пунктов.

После экономического обоснования района размещения, предполагаемого к строительству предприятия, надо переходить к обоснованию места (пункта) размещения внутри выбранного района. Для этого используют ряд экономических показателей:

1. удельные капиталовложения на единицу мощности строящегося предприятия с учетом затрат на развитие смежных отраслей

2. себестоимость продукции и стоимость ее доставки к потребителю

3. срок окупаемости капиталовложений

4. ЧДД, норма доходности и др.

2. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ (ОТРАСЛЕЙ)

2.1. Обеспечение конкурентоспособности деятельности компании

Обеспечение конкурентоспособности производимой продукции является основой выживания фирмы. Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность фирмы-производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое.

На уровень конкурентоспособности фирмы важнейшее воздействие оказывает научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства.

Обеспечению конкурентоспособности фирмы во многом содействует конкурентный отбор. Многообразие признаков, по которым конкуренция осуществляет отбор, можно разделить на две основные группы — формальные и реальные признаки:

— формальные признаки конкурентного отбора — рыночные позиции фирм, доступ к производственным и кредитным ресурсам, участие в предпринимательских союзах, степень адаптации к изменениям в конъюнктуре и другие характеристики отношений между фирмами. Для отраслевого уровня можно добавить масштабы образования новых капиталов, размеры потерь от "торговых войн", банкротств;

—реальные признаки — способность к совершенствованию технологии и продукции, потенциал нововведений, формы производственной кооперации. Преимущество над конкурентом отражает здесь не размеры капитала или рыночной власти, а более высокую степень организации производства и сбыта. Можно выделить два основных пути повышения реальной конкурентоспособности: "производственная стратегия", которая концентрирует конкуренцию на издержках и качестве товаров, и "предпринимательская стратегия", концентрирующая конкуренцию на распространении и развитии новой технологии и быстром приспособлении к изменениям рынков.

Уровень конкурентоспособности фирм-производителей сырьевых товаров во многом определяется тем, какими товарами они торгуют, где и как товары потребляются.

Конкурентные позиции фирмы на рынке во многом зависят также от той поддержки и содействия, которые фирма получает со стороны государственных органов и других организаций путем предоставления гарантий экспортных кредитов, их страхования, освобождения от налогов и сборов, обеспечения информацией о конъюнктуре рынков и др.

2.2. Характеристика показателей качества систем и правил его обеспечения

· Единичные показатели отражают какое-либо одно свойство продукции

· Комплексные показатели включают в себя комплекс параметров, например размеры, технические параметры, экономические параметры

· Интегральные показатели, как правило, отражают полную характеристику продукции

Отсюда следует наиболее употребительное понятие качества продукции – это способность продукта труда, работы или услуги удовлетворить потребности человека в соответствии с предназначением продукта труда.

Наиболее распространенное является группировка по восьми параметрам:

1. Технико-эксплуатационные характеристики, область применения, система пользования, сервис в эксплуатации, утилизация

2. Патентно-правовая защита: оригинальность, безопасность по технологическим регламентам, соответствие стандартам, уровень патентования

3. Надежность: срок службы, гарантии, безотказность, ремонтопригодность

4. Технологичность: компоновочная, по стадиям технологического процесса изготовления, по экономному расходованию сырья, материалов, по типичности и оригинальности используемого в технологии оборудования и машин, затратоемкость производства

5. Уровень стандартизации: коэффициенты применяемости, оригинальности деталей и частей, коэффициенты конструктивной преемственности, уровень стандартизации

6. Уровень технической эстетики: эргономичность, показатели художественности, дизайн

7. Экологичность: безвредность производства, эксплуатации и утилизации, согласованность с окружающей средой

8. Экономичность: эффективность для бизнеса, бюджетная эффективность, эффективность использования, конкурентоспособность на рынках.

Показатели качества продукции, работ и услуг фиксируются в нормативных документах – стандартах.

Стандарт – это документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

2.3. Управление качеством продукции и труда в корпорациях

Управление качеством продукции -это взаимосвязанный комплекс мер по установлению, обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемым путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

Государственная система управления качеством продукции в Российской Федерации включает в себя:

1)законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в объеме разработки, создания,реализации и эксплуатации (потребления)продукции;

2)государственную систему стандартизации;

3)государственную систему надзора за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники;

4)государственную статотчетность предприятий по качеству продукции;

5)заводские (внутрифирменные) системы управления качеством продукции.

Управление качеством достигается с помощью специальных систем,которые позволяют комплексно организовать работу всех подразделений, ориентированных на эффективную работу предприятия в динамически изменяющейся рыночной среде.

Система качества представляет собой средства, позволяющие реализовать тот или иной вид политики качества. В состав системы качества входит совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов, ресурсов, обеспечивающих достижение поставленной цели в области качества.

В настоящее время в промышленности разработана и внедрена программа ''Тотальное обеспечение качества''(ТОК).Она основана на пяти принципах:

· отказ от идеи ''приемлемый уровень качества'';

· создание условий,когда каждый отвечает за качество своей работы;

· переход от констатации брака к его предупреждению;

· использование простых средств контроля;

· разработка и внедрение контроля.

Стандарты семейства ИСО 9000 касаются систем качества на предприятиях, производящих товары или оказывающих услуги.

Стандарты ISO серии 9000 включают:

· ISO 9000''Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества. Руководство для выбора и применения'';

· ISO 9001 ''Система качества. Модель обеспечения качеством при проектировании, разработке, производстве,монтаже(установке) и обслуживании'';

· ISO 9002''Система качества. Модель обеспечения качества при производстве и монтаже (установке)''.Эта система качества не включает проектирование, т.е. она предназначена для выпуска традиционной продукции;

· ISO 9003''Система качества. Модель обеспечения качества в процессе контроля и испытания готовой продукции'';

· ISO 9004''Управление качеством и элементы системы качества. Основные направления''. Эта система качества предназначена для организаций, осуществляющих только контроль готовой продукции, не занимаясь ее воспроизводством, к примеру, для торговых организаций и представительств. Международные стандарты ISO (9001,9002,9003,9004) содержат соответсвенно модели систем обеспечения качества на различных этапах создания продукции.





Подборка статей по вашей теме: