Система банкротства включает в себя гражданско–правовые, административно–организационные и методические структуры, обеспечиваемые государственными органами власти.
Основное звено системы – приведение структуры производства предприятия к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком. Цель создания и приведения в действие системы банкротства в России – необходимость структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной деятельности товаропроизводителей.
Большая часть российских государственных предприятий многие годы находится в состоянии скрытого банкротства => падение производства, низкая заработная плата, сокращенный рабочий день или рабочая неделя.
Диагностика кризисного состояния предприятия. Анализ финансового состояния предприятия, контроль и своевременное предотвращение приближающихся кризисных ситуаций являются главной задачей управления предприятием. Диагностика кризисных ситуаций состоит из нескольких этапов: анализ финансового состояния, прогноз развития рыночной ситуации; своевременное обнаружение причин и основных факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций; умение обнаружить незаметные для неспециалиста признаки грядущего неблагополучия предприятия.
Внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность предприятия.
Успехи и неудачи деятельности предприятия следует рассматривать как взаимодействие факторов – внешних (предприятие не может влиять) и внутренних (зависят предприятия).
Внешние факторы:
· размер и структура потребностей населения;
· уровень доходов и накоплений населения и его покупательная способность;
· политическая стабильность и направленность внутренней политики государства;
· развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность;
· уровень культуры, т. е. привычки и нормы потребления, предпочтения одних товаров и отрицательное отношение к другим;
· международная конкуренция, при которой зарубежные фирмы в одних случаях выигрывают за счет дешевого труда, а в других – за счет более совершенных технологий.
Внутренние факторы:
· философия фирмы; принципы ее деятельности; ресурсы и их использование; качество и уровень использования маркетинга.
В классической рыночной экономике внешние факторы обусловливают 1/3, авнутренние – 2/3 всех банкротств.
4.29. Защита предприятия от банкротства.
Предупреждения о грядущем неблагополучии предприятия: отрицательная реакция со стороны партнеров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на те или иные его мероприятия – всевозможные реорганизации, частую и необоснованную смену поставщиков, выход на новые рынки, рискованную закупку сырья и материалов.
Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством предполагает целевой выбор наиболее эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного предприятия. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать обязательные для каждого предприятия процедуры, на основании которых можно выделить два наиболее распространенных вида тактики.
Защитная тактика основана на проведении сберегающих мероприятий. Это сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что приводит к сокращению производства в целом. Массовое применение защитной тактики большинством предприятий вызывает еще более глубокий кризис национальной экономики и поэтому не приводит к финансовому благополучию применяющих ее предприятий, что вполне объяснимо, поскольку главные причины кризисной ситуации находятся вне предприятия. Защитная тактика предприятия ограничивается применением соответствующих оперативных мероприятий: устранение убытков, сокращение расходов, выявление внутренних резервов, кадровые перестановки, укрепление дисциплины, попытка улаживания дел с кредиторами (отсрочка долгов) и с поставщиками и др.
Наступательная тактика эффективнее. Это не столько оперативные, сколько стратегические мероприятия. В этом случае наряду с ресурсосберегающими мероприятиями проводятся активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, установление более высоких цен, увеличение расходов на совершенствование производства за счет его модернизации, обновления основных фондов, внедрения перспективных технологий. Одновременно происходит смена или укрепление руководства предприятия, анализируется и оценивается ситуация. При необходимости корректируются философия, основные принципы деятельности предприятия, т. е. изменяется его стратегия, пересматриваются программы, укрепляются позиции предприятия на рынке и завоевываются новые сегменты, обновляется номенклатура выпускаемой продукции. Все это отражается в разрабатываемой концепции финансового, производственного и кадрового оздоровления, в соответствии, с которой разрабатываются финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы, позволяющие повысить финансовое благополучие предприятия.
4.30. Стадии и признаки банкротства
Ранние признаки банкротства:
- задержки с представлением отчетности;
- резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах;
- уменьшение денег на счетах (увеличение денег также может свидетельствовать о невозможности дальнейших капиталовложений);
- увеличение дебиторской задолженности (резкое ее снижение также
свидетельствует о затруднениях со сбытом, если сопровождается ростом запасов готовой продукции);
- старение дебиторских счетов;
- нарушение баланса дебиторской и кредиторской задолженности;
- увеличение кредиторской задолженности (резкое ее снижение при наличии денег на счетах также свидетельствует о снижении объемов деятельности);
- снижение объемов продаж (неблагоприятным может оказаться и резкое увеличение объемов продаж;
Три стадии банкротства.
Первая (Скрытая) стадия – происходит скрытое снижение "цены предприятия", определяющейся капитализацией прибыли:
V=P/К
где Р– ожидаемая прибыль до выплаты налогов, процентов по займам и дивидендов;
К– средневзвешенная стоимость пассивов (обязательств) предприятия
V – ожидаемая "цена предприятия".
Снижение "цены предприятия" означает снижение его прибыльности либо увеличение средней стоимости обязательств, которые предприятие будет вынуждено принять на себя в ближайшем будущем.
Вторая стадия – финансовая неустойчивость, т. е. возникновение трудностей с наличностью, некоторых ранних признаков банкротства.
Руководство часто прибегает к "косметическим" мерам, например, продолжает выплачивать акционерам высокие дивиденды, увеличивая заемный капитал путем продажи части активов, чтобы снять подозрения вкладчиков и банков.
При ухудшении ситуации руководители нередко используют авантюрные способы зарабатывания денег, а иногда прибегают к мошенничеству.
Третья стадия – юридически очевидное банкротство, т. е. предприятие не может своевременно оплачивать долги.
Судебные дела о банкротстве начинаются по заявлению должника, кредитора (он подает заявление, если не получает причитающихся платежей по прошествии трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения), прокурора.
Экстренные меры для выхода из банкротства:
· смена руководства;
· изменение организационной структуры предприятия, сокращение апарата управления, централизация контрольно–плановых функций;
· установление жесткого контроля затрат;
· переподготовка персонала, психологическая переориентация;
· сокращение номенклатуры продукции и услуг;
· 3.12 Инвестиции и инвестиционная политика предприятия.
· Понятие инвестиций. Инвестиции - это вложения фикси-рованных фондов в различные виды экономической деятельности в целях сохранения и увеличения капитала предприятия. Различают реальные (капитальные) и финансовые («портфельные») инвестиции.
· Реальные инвестиции - это вложение в физический капитал предприятия, например, в создание, реконструкцию новых основных фондов или их техническое перевооружение.
· Финансовые инвестиции - это вложение в приобретение акций, ценных бумаг и использование иных финансовых инструментов в целях увеличения финансового капитала инвестора (вкладчика инвестиций.
· Собственные источники инвестиций формируются за счет амортизационных отчислений по основному капиталу, отчислений от прибыли на инвестиционные потребности и т.п. Внешние источники формируются в основном за счет заемных средств (кредитов) банков, внебюджетных фондов инвестиционной поддержки, инвестиционных фондов, страховых обществ, пенсионных фондов, а также за счет эмиссии собственных акций и ценных бумаг и их размещения на соответствующих рынках.
· Инвестиционная политика и стратегия предприятия. К основным направлениям инвестиционной политики предприятия относятся:
· • инвестиции, направляемые на повышение эффективности деятельности предприятия, целью которых является разработка мероприятий по снижению затрат предприятия за счет замены устаревшего оборудования и переобучения персонала или перемещение производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства и сбыта продукции;
· • инвестиции, направленные на расширение производства, цель которых связана с расширением объема производства, товаров и услуг в условиях формирования рынка и существующего производства;
· • инвестиции, предназначенные для создания и функционирования новых производств и выпуска новых товаров и услуг;
· • инвестиции для выполнения требований государственных органов, созданные для внедрения новых условий и требований по экологии, стандартам безопасности и т.п.
· С точки зрения инвестиционной стратегии предприятия возможны две разновидности инвестиций:
· - активные инвестиции, обеспечивающие повышение конку- рентоспособности предприятия и прибыльности;
· - пассивные инвестиции, обеспечивающие сохранение достигнутой рентабельности предприятия.
· Инвестиционный проект и его виды. Инвестиционный проект - разработанная система мероприятий по вложению капитала в создаваемые или моделируемые материальные объекты, технологические процессы или виды предпринимательской деятельности с целью ее совершенствования и развития.
· Инвестиционные проекты классифицируются по целому ряду признаков: величине привлекаемых инвестиционных средств (крупные, средние, мелкие), длительности использования (краткосрочные, среднесрочные, длительные), интенсивности вложений (например, крупные с коротким сроком окупаемости), типу эффекта (социальный, с сокращенными затратами и т.п.), способам расчета с инвесторами, степени риска.
· К разновидностям инвестиционных проектов относятся:
· • Малые инвестиционные проекты - ограниченные по объемам и масштабам.
· • Монопроекты - с четко ограниченными параметрами (ресурсными, временными и др.)
· • Мулыпипроекты — взаимосвязанные проекты, которые выполняются по единому замыслу»
· • Макропроекты - целевые программы, состоящие из большого числа взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и сроками исполнения.
· • Международные проекты - отличаются значительной сложностью, стоимостью и объединяют различных партнеров с взаимосвязанными интересами и отношениями.
· Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов выделена в самостоятельный курс
4.22. Внешнеэкономическая деятельность предприятия