Вступление

Консерватизм, либерализм и социализм представляют собой «главные» политические мировоззрения 19-20 веков. Это означает, что любая политическая доктрина обозначенного периода может быть отнесена к одной из этих идеологий - с большей или меньшей степенью обоснованности; то есть любая политическая концепция или партийная платформа, любое общественно-политическое движение может быть осмыслено через определенное сочетание либеральных, консервативных и социалистических идей.

«Главные» идеологии 19-20 веков образовались в процессе постепенного размывания традиционных политических мировоззрений - реалистического, утопического и теократического, которые были формой существования и развития конкретных политических концепций со II тысячелетия до н.э. по 18 век. Это размывание и соответственно формирование новых мировоззрений происходило в течение 17-18 веков, в период буржуазных революций.

Понятия либерализм, консерватизм и социализм многозначны. Как мировоззрение каждое их них имеет определенную философскую основу и представляет собой некоторый способ осмысления мира в целом, прежде всего, общества и способов его развития. Как политические идеологии либерализм, консерватизм и социализм рисуют картину желаемого будущего и основных путей его достижения. Иными словами каждая идеология предлагает некоторую модель развития общества, которая его создателям и сторонникам представляется оптимальной. Следует подчеркнуть, что политическая идеология не представляет собой систему взглядов в строгом смысле слова. Это более или менее взаимообусловленная совокупность концепций, принципов и идей, обычно лежащая в основе платформ политических партий.

Существует определенное соответствие между той или иной идеологией с одной стороны, интересами некоторых классов и социальных слоев - с другой. Однако это соответствие не является ни жестким, ни неизменным. Консерватизм обычно выражает чаяния крупных собственников, а также широких слоев населения, стабильность общественного положения которых оказалась под угрозой в результате некоторых произошедших или надвигающихся перемен. Социализм представляет интересы наиболее обездоленной части общества или же тех, кто зарабатывает на жизнь преимущественно своим трудом. Либерализм - это идеология политического центризма. Как правило, либеральных взглядов придерживаются широкие слои буржуазии - средней и мелкой. В современном постиндустриальном обществе, где классовая принадлежность перестает определять место человека в жизни, наиболее состоятельные часто бывают консерваторами, а менее обеспеченные разделяют принципы социализма. В то же время все современные политические партии обычно заявляют, что они выражают интересы народа в целом, предлагая конструктивную программу быстрого экономического развития и всеобщего благосостояния 26 мыслителей возникает проблема самоидентификации. Сторонники либера-лизма, консерватизма и идеологии социал-демократии пришли к консенсу-су относительно основополагающих характеристик наиболее приемлемоймодели общественного развития. Эта модель предполагает рыночную, ос-нованную на частной собственности экономику, в необходимых пределахэффективно регулируемую демократическим государством, в котором га-рантированы свободы и права граждан, осуществляются в большей илименьшей степени социальные программы, поощряется личная предприни-мательская инициатива. Ничего принципиально нового, способного со-вершенствовать эту модель, ни одна идеология не предлагает. Другая форма проявления кризиса связана с тем, что в настоящее вре-мя успешное развитие и само качественное своеобразие западной цивили-зации находятся под угрозой в связи с обострением так называемых гло-бальных проблем современности. Особенно остро стоят экологическаяпроблема, проблема Север-Юг и проблема международного терроризма.Между тем, ни либерализм, ни консерватизм, ни идеология социал-демократии не предлагают конструктивных ответов на обозначенные вы-зовы времени. В связи с этим можно предположить, что в ближайшее время завер-шится второй крупный период в развитии общественно-политическоймысли, подобно тому, как первый период закончился в 18 веке. Сущест-вующие идеологии размываются, теряют свои, ранее определенные, ха-рактеристики и не отвечают на злободневные вопросы современности.Возможно, в обозримом будущем появятся какие-то новые идеологии,контуры которых пока еще ясно не обозначились.
ые идеологии: либерализм» консерватизм социализм» фашизм
Мировая практика выработала множество различных идеологических систем. Мы рассмотрим лишь наиболее крупные из них: либерализм, консерватизм, социализм и фашизм. Все эти идеологические течения, несомненно, связаны с деятельностью определенных политических партий и государственных структур. Но ни одна из них в жестком виде, напрямую не может быть отнесена к той или иной партии или курсу правительства. Формирование и утверждение каждого из этих идеологических течений происходило в различных социально-исторических и социально-культурных условиях. Поэтому в их содержании имеется множество разнообразных оттенков и даже противоречий. Либерализм. Одним из самых распространенных идеологических течений является либерализм. Каковы же его основополагающие принципы? Либерализм сформировался в конце XVII—XVIII вв. как идеология восходящего класса буржуазии на базе идей эпохи Просвещения. В его истоках лежат работы Ш.Л. Монтескье, Д.Локка, Т.Гоббса, А.Смита, Т.Джефферсона, Дж.С. Милля и др. В фундамент либерализма заложен принцип свободы личности, ее самоценности по отношению ко всем общественным институтам, ответственности личности как перед самой собой, так и перед обществом, признание права на самореализацию всех людей. Поэтому либерализм во всех его разновидностях неизменно отстаивал требование индивидуальной свободы, достоинства человеческой личности и терпимость ко взглядам и убеждениям других людей. Под влиянием развития социальных процессов происходила внутренняя эволюция либерализма. Не имея возможности проследить все перипетии этой эволюции, остановимся на характеристике нынешней стадии развития либерализма — неолиберализма. Идеология неолиберализма формируется в 30-х годах XX века. Исследователи связывают начало неолиберализма с «Новым курсом» американского президента, представителя Демократической партии Ф.Д. Рузвельта. Неолиберализм скорректировал ряд важных политико-экономических установок своей идеологии. Эта корректировка связана с переосмыслением экономической и социальной роли государства. Неолибералы признают необходимым определенное участие государства в регулировании экономических отношений, проведение активной социальной политики. Они выступают за ограничение власти монополий, перераспределение материальных благ через систему налогов и государственных социальных программ в пользу низших слоев общества. Под флагом идеологии либерализма была создана так называемая модель «позитивного государства», которое они назвали государством «всеобщего благоденствия». Неолиберализм остается идейно-теоретической основой деятельности Демократической партии США. Консерватизм. Оппонентом либерализма на протяжении длительного периода истории выступает консерватизм. Либерализм был знаменем буржуазных революций, потрясших страны Европы в XVIII—начале XIX веков. Консерватизм возник как антиреволюционная феодально-клерикальная идеология, отстаивающая идею незыблемости установленных Богом порядков. Создателями идеологии консерватизма являются английский мыслитель и политик Э.Берк, французские общественные деятели Ж. де Местр и Л.Бональд. Как было отмечено выше, исторически консерватизм связан с феодальным общественным устройством и является выразителем интересов светских и церковных феодалов. Но социальная база консерватизма гораздо шире. Как правило, консерватизм выражает идеи и установки тех классов и социальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции общественно-исторического и социально-политического развития. Нередко консерватизм является прибежищем различных слоев общества, которые испытывают страх перед будущим в силу его неопределенности и непредсказуемости. В наибольшей степени ему подвержены жители села, мелкие предприниматели. Идеология консерватизма базируется на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей. Поэтому в основе консерватизма лежит традиционализм — идея сохранения традиционных ценностей, связанных с семьей, религией, сословными разграничениями. Исходя из этой установки, консерваторы утверждают приоритет в общественном развитии преемственности перед нововведениями.1 Социализм. Третьим влиятельным течением в современном мире является социалистическая идеология. Идеи социализма возникли в глубокой древности. В соответствии с этими идеями строилась жизнь раннехристианских общин. Но свое теоретическое и идеологическое оформление получил только в Новое время в работах классиков утопического социализма Т.Мора, Т.Кампанеллы, Р.Оуэна, Ш.Фурье, А.Сен-Симона. Определенный вклад в разработку этих идей внесли французские просветители, и прежде всего Ж.Ж. Руссо. В середине XIX века попытку дать научное обоснование идеологии социализма предприняли немецкие мыслители К.Маркс и Ф.Энгельс. На базе учения К.Маркса и Ф.Энгельса сформировалось крупное идеологическое течение марксизм, которое провозгласило себя идеологией пролетариата. На протяжении длительного времени марксизм был связан с рабочим движением. В начале XX века марксизм раскололся на две противоборствующие друг с другом ветви: ленинизм (большевизм) и социал-демократию. Таким образом, в рамках социалистической идеологии сформировалось два новых идеологических течения. Эти течения связывают общие генетические корни и ряд ценностных установок: идея равенства и братства всех людей, основанная на равенстве социальная справедливость, приоритет общественного над личным, признание необходимости энергичного вмешательства государства в регулирование общественных отношений. Однако в конкретных социально-политических и экономических программах между ленинизмом и социал-демократизмом пролегает глубокая пропасть. Ленинизм. Ленинизм — учение В.И. Ленина и его сторонников — сформировался в России. Отказавшись от основополагающего принципа марксизма об одновременном переходе к социализму наиболее развитых стран мира, В.И. Ленин выдвинул идею о «слабом звене» в цепи капиталистических стран — России — л выступил с требованием немедленного насильственного захвата власти, слома буржуазной государственной машины, экспроприации частной собственности и превращения ее в общественную (государственную) собственность. Идеология ленинизма стала идейной основой Великой Октябрьской социалистической революции и построения социализма в СССР и других странах социалистического содружества. На базе этой идеологии произошли обобществление производства, коллективизация села, сформировалась мощная тоталитарная система. Однако эта система оказалась неэффективной и прекратила свое существование в начале 90-х годов XX века. Принципиально иных социально-политических установок придерживаются социал-демократы. Основоположниками социал-демократизма являются немецкие мыслители и общественные деятели К.Каутский и Э.Бернштейн. Социал-демократическая идеология формируется на почве переосмысления учения марксизма в русле отказа от его революционно-насильственных установок и утверждения ценностей гуманизма и демократии. В основе социал-демократизма лежит доктрина «демократического социализма», или социализма «с человеческим лицом». С точки зрения социал-демократов, социализм — это не конкретный общественный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь. Этот процесс не имеет конкретно-экономических и политических ограничителей и длится вечно. В основе такого понимания социализма лежит формула Э.Бернштейна «движение — все, цель — ничто». Социал-демократы утверждают приоритет мирных, эволюционных средств достижения равенства и социальной справедливости. Представление о постепенном реформировании буржуазного общества неразрывно связано в этом идеологическом течении с отказом от насильственных форм классовой борьбы и пропагандой концепции социального партнерства, сглаживания социально-экономических противоречий. Реализацию этих установок они связывают с активным государственным вмешательством в экономическую жизнь общества, перераспределением доходов в пользу неимущих, развитием государственного сектора экономики и многочисленных государственных социальных программ. На базе социал-демократической идеологии сформировались различные «модели социализма». Наибольшую известность получили шведская и германская модели. В результате практического воплощения политико-экономических установок социал-демократизма в период правления социал-демократических партий в Западной Германии и Швеции были достигнуты сравнительно высокий уровень и качество жизни. Однако в 1980—1990-х годах в экономике этих стран обнаружились негативные тенденции, связанные с государственным монополизмом и бюрократизмом, снижением стимулов для частного предпринимательства. Эти тенденции привели к замедлению темпов развития данных стран. В результате социал-демократы утратили поддержку большинства избирателей и вынуждены были передать власть представителям консервативной идеологии. Фашизм. В 1920—1930-х годах нынешнего века сформировалас

Европа
1) Либерализм. Создатели либерализма: Д.Локк, Ф.Смит, И.Бентам, Тюрго.
Основные принципы изложены во французской?Декларации прав человека и гражданина? 1789 г.: право на свободу, на собственность, безопасность? гражданские свободы. Осн. положения в экономике: сводоба распоряжаться собственность по своему усмотрению, гос-во не должно участвовать в экономической жизни, его функция? поддержание порядка и за-щита собственности, экономика? саморегулирующийся механизм, развивающийся по собственным законам, в основе экнономического процветания лежит свободный договор, своб. конкуренция, своб. торговля.
Теоретики либерализма считали, что гос-во должно стремиться к воплощению принципов конституционализма, предста-вительной демократии, незыблемости демократических свобод. Признавая гос-во носителем верховной власти, они тре-бовали уважение автономии личности и защиты ее собственных прав, полагая, что гос-во должно не подчинять себе лич-ность, а обязано обеспечивать необх. условия для их развития.
2) Консерватизм (основная идеология аристократии? первоначально, к концу века - буржуазии).
Представители консерватизма: О.Конт, Алексис де Токвиль, Жозеф де Местр.
Основные положения: главная цель? защита общества от деструктивного влияния революционных и рационалистиче-ских идей, огромное внимание к социальной структуре общества, внимание к проблематике малых социальных групп. Консерваторы подчеркивали важность и неизменность традиционных ценностей (семья, религия, порядок), пренебреже-ние которыми грозит трагическими и разрушительными последствиями.
3) Социализм Создатели утопического социализма: Сен-Симон, Фурье, Оуэн.
В 30-40 г. появляются новые теории социализма: кооперативный и христианский.
В конце 1840 окончательно оформился марксизм. В историческом процессе Маркс и Энгельс выделяют одну доминанту? социально-экононмический процесс развития. Смена способов производства будет происходить в результате классовой борьбы. Конфликт производительных сил и производственных отношений может быть разрешен путем передачи средств производства в руки общества при ликвидации частной собственности. Маркс и Энгельс считали капитализм несправед-ливым и нежизнеспособным, они полагали, что с преодолением частной собственности наступит время бесконечного развития производства на благо общества. Маркс связывал торжество социальной справедливости с классовой борьбой буржуазии и пролетариата, которая достигает своей вершины в социалистической революции (Маркс недооценивал спо-собность капитализма к саморазвитию и самообновлению).
Россия. Российская общественная мысль была тесно связана с западно-европейской и в то же время отличалась от нее. В Зап. Европе создавались теории, с экономических и морально-этических позиций доказывавшие историческую неизбеж-ность и прогрессивность капиталистического строя, велись поиски путей его совершенствования, разрабатывались уче-ния, ведущие к его разрушению. В России же сохранялись самодержавие и крепостничество. Их судьба составляла суть всех общественно-политических разногласий. Консерваторы выступали за сохранение и упрочение существующих по-рядков, либералы предлагали их постепенное реформирование (эволюционный путь развития страны), радикалы настаи-вали на коренной ломке социально-политической системы (революционный путь). В Зап. Европе существовали более благоприятные условия для развития общественного движения, в отличие от России. В первой половине XIX в. в России не сложились еще четкие идейно и организационно оформленные общественно-политические направления Сторонники разных полит. концепций часто действовали в рамках одной организации, в спорах отстаивая свой взгляд на будущее страны. В общественном двидении второй половины XIX в. началось размежевание 3 идейных направлений: радикально-го, либерального и консервативное.
Консервативное. Участники: Уваров, Карамзин, Погодин, Шевырев, Булгарин, Греч.
Опиралось на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Самодержавие? единственно возможная форма правления. Теория официальной народности? православие (основная духовная жизнь народа), само-державие (гарант нерушимости Русского гос-ва), народность (единение царя с народом), по мнению консерваторов, не-обходимо было сохранять и укреплять сословную систему, в которой ведущую роль играло дворянство, как главная опо-ра самодержавия. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.
Либеральное. 2 течения: славянофилы и западники


Славянофилы:
Дворянская интеллигенция выступала за принципиально отличный от западноевроп. пути развития на основе ее самобытности (патриархальность, кр. община, правосл).
Отмена креп. права, развитие пром-ти, торговли, просвещ.
Отрицательное отношение к петровским преобразованиям
Гл. цель? сохранение самобытности, особый путь России.
Киреевские, Хомяков, Аксаковы, Кошелев, Самарин


Западники:
Дворянско-помещичья интеллигенция считала, что Россия должна идти по западноевропейскому историческому пути, критиковала теорию самобытности славянофилов
Отрицат. отнош. к креп. праву. конституц. монархия по западно-европ.образцу, политич. свободы
Положительное отношение к деятельности Петра
Европа? образец для подражания
Грановский, Соловьев, Кавелин, Анненков,Боткин


Радикальное.
Представители: Белинский, Герцен, Огарев.
Идея?общинного социализма? (самобытность) направлена на свержение крепостнического строя, ликвидацию поме-щичьего землевладения и последовательную демократизацию.
Революц. кружки: 1) Петрашевцев (Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой, Глинка). Идея утопического социализма
2) Станкевича? использование прогрессивных идей немецкой идеалистической философии
3) Чаадаев? критика теории?официальной народности?, прогресс России видел в использовании европейского опыта.

Список литературы 1. Коваленко В.И., Костин А.И. политические идеологии: история и современность.// Вестник московского Университета, 1997, -№2, Серия 12, стр.45-75 2. Основы политологии: Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Н. Сазонов, Б. Решетняк, А. Авксентьев и др.; Под ред. Н. Сазонова. -Харьков: Основа, 1993. - 464 с. 3. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И. Аверьянова. — М.: Издательство Московского коммерческого университета. 1993.-431 с. Все рефераты по истории


Существует определенное соответствие между той или иной идеологией с одной стороны, интересами некоторых классов и социальных слоев – с другой. Однако это соответствие не является ни жестким, ни неизменным. Консерватизм обычно выражает чаяния крупных собственников, а также широких слоев населения, стабильность общественного положения которых оказалась под угрозой в результате некоторых произошедших или надвигающихся перемен. Социализм представляет интересы наиболее обездоленной части общества или же тех, кто зарабатывает на жизнь преимущественно своим трудом. Либерализм – это идеология политического центризма. Как правило, либеральных взглядов придерживаются широкие слои буржуазии – средней и мелкой. В современном постиндустриальном обществе, где классовая принадлежность перестает определять место человека в жизни, наиболее состоятельные часто бывают консерваторами, а менее обеспеченные разделяют принципы социализма. В то же время все современные политические партии обычно заявляют, что они выражают интересы народа в целом, предлагая конструктивную программу быстрого экономического развития и всеобщего благосостояния.

1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ, СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ
1. Политическая идеология, сущность, содержание и функции Первые ростки идеологии появились на свет в XIV веке в период эпохи Возрождения, когда возник первый общественный кризис. Этот период отмечен началом процесса секуляризации, т.е. освобождения общественного и индивидуального сознания от религии. В научный оборот термин «идеология» впервые ввел в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии». Понятие идеология происходит от английского idea и греческого logos. По самому общему определению идеология - это система ценностей, взглядов и идей, в которых отражается отношение людей к политике, к существующей политической системе и политическому порядку, а также те цели, к которым следует стремиться политикам и обществу в целом. Следует признать, что ни одно современное общество не может существовать без идеологии, так как именно она: формирует у каждого из его членов политическое мировоззрение, дает им определенные ориентиры в окружающей их политической жизни, делает их участие в политическом процессе осмысленным. При этом, однако, следует воспринимать идеологию не как нечто сугубо официозное и навязываемое обществу «сверху», а как систему ценностей и идей, которая принимается большинством общества и выражается политиками в форме идеологических учений и доктрин. В рамках политической науки существуют различные подходы к пониманию природы, сущности, роли и места идеологии в жизни общества. Среди таких подходов в первую очередь выделяются: Системный подход (Т.Парсонс) рассматривает идеологию, как важный функциональный элемент политической системы общества, как систему ценностей, определяющую основные направления развития данного общества и поддерживающую существующий общественный порядок. Марксистский подход (К.Маркс) рассматривает природу и функции идеологии с двух противоположных сторон. С одной стороны, буржуазную идеологию, существующую в рамках капиталистической системы, он характеризует как форму ложного (иллюзорного), ошибочного сознания, которую сознательно насаждает буржуазия для сохранения своего господства и манипулирования сознанием пролетариата. С другой стороны, собственно марксистскую идеологию («идеологию нового типа») трактует как учение или доктрину, объективно выражающую интересы передового общественного класса - пролетариата. Культурологический подход (К.Манхейм) рассматривает идеологию наряду с утопией как форму ложного (иллюзорного) сознания, насаждаемого с целью введения в заблуждение людей и создания возможностей для манипулирования ими. При этом, если идеология - это ложь, призванная оправдать в глазах людей существующий порядок вещей, то утопия - это ложный идеал будущего, ложные обещания, призванные увлечь людей на путь разрушения старого и строительства нового мира. Критический подход (Р.Арон и Э.Шилз) рассматривает идеологию как своего рода «политическую религию», т.е. мало связанную с реальностью веру людей, которая возникает в периоды глубоких социальных кризисов и мобилизует их совместные усилия по выходу из кризисной ситуации. Синтезируя основные подходы, можно сказать, что политическая идеология - определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. Основными целями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него своих ценностных оценок, целей и идеалов политического развития; регуляция поведения граждан на основе этих оценок, целей и идеалов. В политической идеологии принято выделять три уровня функционирования: теоретико-концептуальный, программнодирективный и поведенческий. Теоретико-концептуальный. На этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства. Программнодирективный. На этом уровне социально-философские принципы и идеалы переводятся в конкретные политические программы, лозунги и требования политических элит, политических партий, формируя, таким образом, стратегию и тактику политической борьбы по отношению к солидарным или враждебным классам и социальным группам. Поведенческий. На этом уровне осуществляется внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требований, что приводит, в конечном счете, к определенному типу политического поведения. Структурно идеология содержит в себе три компонента: объяснение существующей действительности (что правильно, а что нет); систему ценностей (того, к чему следует стремиться и чему придается особое значение); представления о целях и тактике их достижения Как важнейший ключевой элемент политической системы идеология выполняет в ней целый ряд значимых функций. При этом связь идеологии с политикой носит двойственный характер: с одной стороны, идеология направляет политическую деятельность и политическое развитие общества, с другой стороны, при этом политическая практика и политическая реальность проверяют реалистичность и силу того или иного политического учения. В результате образуется своего рода «замкнутый круг» или цикл: конкретная общественная ситуация порождает определенную отвечающую потребностям времени идеологию, которая, в свою очередь, овладевает массами, становится материальной силой и изменяет политическую жизнь - в итоге сложившаяся новая политическая ситуация приводит к переоценке первоначального содержания идеологического учения, его возможностей и достоверности. К числу общих функций идеологии политическая наука обычно относит: - ориентационную - включая в себя основные представления об обществе и политической системе, о политике и власти, идеология помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуществлять осознанные политические поступки; - мобилизационную - предлагая обществу определенную модель (идею, программу) более совершенного состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизует членов общества на их воплощение в жизнь; - интеграционную - формулируя общенациональные и общегосударственные ценности и цели, идеология, предлагая их обществу, объединяет людей; - амортизационную (т.е. смягчающую) - объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политическую реальность, идеология тем самым способствует снятию социального напряжения, смягчению и разрешению кризисных ситуаций; - когнитивную - будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, несет знания об обществе и его конфликтах, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией; - функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы или класса - например, марксистская идеология претендует на отстаивание интересов пролетариата, либеральная - слоя предпринимателей и собственников и т.д. По социально-политической парадигме идеологии бывают трех видов: правые, левые и центристские. Правые идеологии (включают спектр: от ультраправых (фашизм, расизм) до либеральнодемократических) связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства. Левые идеологии (включают спектр: от социалистов до коммунистов) видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Центристские идеологии представляют собой умеренные взгляды, склонные к политическому компромиссу, объединению правых и левых, стремящиеся к достижению равновесия и стабильности. Таким образом, политическая идеология предстает как система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время как система политических ориентаций и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.
  < Пред.   След. >  
. СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ, ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
         
  2. Структура, компоненты, этапы формирования и функции политической культуры Политическая культура - явление многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют её сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отображают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления культурного целого (то есть политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных субкультурных образований и т. д. Структурно политическая культура состоит из трех элементов: культура политического сознания; культура политического поведения; культура функционирования государственных и политических институтов. Культура политического сознания состоит из идеологических (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления) и психологических (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения) компонентов и раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на мировоззренческом уровне, где он выстраивает представления о политике и свою индивидуальную картину мировосприятия. Её характеризуют следующие основные черты: степень интереса субъекта к политике; отношение к существующей политической системе в целом, её отдельным политическим институтам, их символам и представляющим их лицам; отношение к другим участникам политического процесса, проявляющееся в терпимости или нетерпимости к ним; готовность принять участие в тех или иных политических акциях и связанные с этим ожидания; представления о «правилах политической игры», о границах дозволенного и недозволенного в политике; отношение к закону, правовым и нравственным нормам; характер политической самоидентификации, проявляющейся в принадлежности к той или иной политической организации, сочувственном к конкретной политической партии отношением и т.п.; политический язык. В культуре политического поведения проявляется гражданский уровень ценностной ориентации человека. Её характеризуют следующие основные черты: формы и степень участия в политической жизни общества; формы и уровень взаимодействия с государственными институтами, с институтами гражданского общества, с другими субъектами политического процесса; тип электорального поведения. Культура функционирования государственных и политических институтов раскрывает ценностные представления личности на политическом уровне, и формирует отношение к конкретным формам правления, степени совершенства политической системы общества, политическим союзникам и политическим оппонентам и т.д. На этом уровне ее характеризуют: методы управления политической системой, принятия и осуществления политических решений, взаимодействия с другими политическими системами и институтами, регулирования социально-политических конфликтов; тип электорального процесса; способы защиты государственных и иных интересов. На каждом из перечисленных уровней у человека могут складываться довольно противоречивые представления. Причем, отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы. Все это придает формированию и развитию политической культуры дополнительную сложность и противоречивость. Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политического поведения в немалой степени зависят от их принадлежности к социальным (классы, слои), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов, регионов), ролевым (элита и электорат) и другим (религиозные, референтные и др.) группам. Выработка людьми ценностных ориентаций (и соответствующих форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращают политическую культуру в совокупность субкультурных образований власти. В процессе формирования политической культуры личности выделяют несколько этапов. Первый этап начинается в самом раннем возрасте, когда ребенок через средства массовой информации, семью, ближайшее окружение приобретает первые сведения о политике. Второй этап связан со школой и юностью, в это время происходит накопление знаний о политике, вырабатывается отношение к ней (характеризуется включением новых механизмов передачи политических ценностей от одного поколения к другому, усилением влияния формальных объединений и неформальных молодежных групп, демократических движений, всех духовных ценностей). Третий этап продолжается в течение всей остальной жизни человека по мере вхождения его в те или иные социальные слои, классы, группы, приобретения опыта в реальном потоке политических событий. При этом основными субъектами формирования политической культуры являются: государство, общественно-политические организации, церковь, средства массовой информации, бизнес, наука, образовательные учреждения, семья, трудовой коллектив, клубы и организации по интересам. Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества. Важнейшими из них являются следующие: - познавательная функция, формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, убеждения и политическую компетенцию; - интегративная функция, на базе общепринятых политикокультурных ценностей участвует в достижении согласия в рамках существующей политической системы и избранного политического строя; - коммуникативная функция, позволяет установить связь между участниками политического процесса как «по горизонтали», так и «по вертикали» в соответствии с иерархией политической системы, а также транслировать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт; - функция обеспечения социального прогресса, создает условия для эффективного развития политической системы и общества в целом; - нормативно-регулятивная функция, формирует и закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, цели, мотивы и нормы поведения; - функция идентификации, раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определения, приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности; - функция ориентации, характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе; - функция адаптации, обеспечивает потребность человека приспосабливаться к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий; - функция социализации, характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы. Таким образом, политическая культура играет в становлении личности одну из основополагающих ролей и представляет собой органическую составную часть общесоциальной (национальной) культуры каждой страны.
3. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ КАК СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
     
3. Политическое поведение и политическое участие как способы реализации политической социализации Политическое поведение (political behaviour) - индивидуальное или коллективное участие или неучастие в политическом процессе. Оно обусловлено политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития общества в целом, с другой стороны. В своем политическом поведении человек может реализовать, по меньшей мере, три возможности: во-первых, выражать и защищать свои интересы; во-вторых, протестовать против той или иной политической системы, которая его не устраивает; в-третьих, защищать существующий строй, свою партию, общественное объединение. Политическое поведение людей проявляется в их политической деятельности и обнаруживает уровень их политической культуры на практике. Под политической деятельностью понимается вся совокупность форм действий политических акторов, обусловленных занятием определенной политической позиции и связанных с целедо- стижением, реализацией властных интересов. Политическое поведение обладает значительной качественной неоднородностью, среди его наиболее значимых форм выделяют следующие: реакция (когда действия людей в политике служат ответами на внешнее воздействие); периодическое участие (выборы, политические кампании и т.д.); деятельность в общественно - политических объединениях; выполнение политических функций (в рамках государственной службы); посещение политических собраний и участие в политических дискуссиях; освоение и передача политической информации; прямое (участие в митингах, демонстрациях, забастовках и т.д.) и косвенное воздействие на ход политических процессов (через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений). На политическое поведение существенное влияние оказывают различные факторы. К числу факторов, степень влияния которых практически всегда является достаточно большой, необходимо отнести следующие: роль лидера; характер аргументации, призыва, обращенного к массовому участнику; закрепление черт, норм, принципов регуляции политического поведения в принципах политической организации, в придании духовным ориентирам политического действия институциональной формы; уровень информированности участников; политическое образование; степень групповой идентификации участников политического действия; политизация деятельности различных общественных организаций; увеличение степени риска в ходе развертывания того или иного политического процесса, принятия политического решения; усиление влияния партий на ход политических процессов и др. В процессе политического поведения люди ведут себя по- разному, в зависимости от поставленных перед собой целей. Поэтому обычно выделяют следующие роли, которые они играют в политическом процессе: - лидеры (возглавляют политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствуют его сплочению и достижению намеченных целей; характер лидерства, способы влияния на людей, формы организации последователей могут быть различными); - активисты (посредники между лидерами и последователями, они организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения массы); - последователи (их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организации, они поддерживают выдвинутые лидерами цели, считают их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко); - лидеры мнения (не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, они своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего, в публицистике, делают проблемы объектом всеобщего внимания, к ним обращаются за советом, но не за директивой для действий). Тесно связанным с понятием политического поведения является категория политическое участие. Политическое участие определяется как более или менее регулярное и, прежде всего, инструментальное применение акторами различных форм политической деятельности, посредством которой граждане пытаются влиять на процесс принятия политических решений. К политическому участию относятся: действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистская деятельность, направленная на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов и т.д. Для обозначения интенсивности политического участия человека существует понятие политическая активность. Под политической активностью понимают интенсивность участия субъекта в политическом процессе в целом, а также в рамках отдельных форм политической деятельности. Однако, как показывает практика, некоторые индивиды могут не проявлять никакой активности в политике. Для характеристики такого типа политического участия в политологии используется термин «политическая иммобильность», которым обозначают разнородные состояния пассивной деятельности людей на политической арене: выключенность из политических отношений, обусловленная низким уровнем общественного развития; политическая выключенность как результат заорганизованности политической системы; политическая апатия, как форма неприятия политической системы; политический бойкот - выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам. Опыт учит, что люди избегают участия в политических делах в силу действия различных факторов и мотивов. Одним из таких социально-психологических факторов, блокирующих механизм политического поведения, является аномия - ситуация исчезновения, разрушения норм, регулирующих и направляющих поведение. К причинам этого явления относятся: безвластие - когда собственное поведение субъекта не определяет течения событий; беззна- чимость - ситуация, когда теряются ориентиры веры, и это важнейшее основание действия исчезает; отсутствие норм - убеждение, что только неодобряемое, бросающее вызов другим поведение может способствовать достижению желаемого результата; изолированность - отсутствие уважения к ценностям, господствующим в обществе (они просто не принимаются во внимание при решении жизненно значимых для политики вопросов); самоотчуждение - реакция на неспособность влиять на события. В политической науке существуют различные способы типологизации политического участия. Наиболее распространенной является типология, выделяющая конвенциональные и неконвенциональные формы: - конвенциональные формы (легальные и регулируемые законом): абсентеизм, получение информации о политике в СМИ, обсуждение политических сюжетов с друзьями и знакомыми, голосование, работа по продвижению имиджа политической партии или кандидата, убеждение окружающих голосовать определенным образом, участие в митингах и собраниях, обращение во властные структуры или к их представителям, активность в качестве политического деятеля (выдвижение кандидатуры, участие в выборах, работа представителя руководящего звена партии или другой организации, работа депутата, министра и т.д.); - неконвенциональные формы (незаконные, отвергаемые большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям): подписание петиций, участие в неразрешенных демонстрациях, бойкотах, в захвате зданий, предприятий и сидячих забастовках в их стенах, блокировании дорожного движения, стихийных забастовках, отказ от уплаты налогов и т.д. Политическое участие может быть ортодоксальным (обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы) и неортодоксальным (несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направленные против политической системы -протестное поведение); автономным (добровольным) и мобилизационным (принудительным). Таким образом, политическое поведение и политическое участие представляют собой практическую реализацию политической социализации гражданина.

м

политический либерализм социализм консерватизм

Понятие «консерватизм» происходит от названия литературного журнала «Консерватор», который начал выпускать в 1815 году французский писатель - романтик Ф. Р. Шатобриан. Консерватизм – это защита конкретных обществ от разрушительного воздействия революционных и рационалистических идей с опорой на ценности прошлого и настоящего. Отсюда следует, что консерваторы всегда выступают против революций, разрушающих существующее общество, и против радикальных реформ, негативное воздействие которых в ряде случаев может быть сопоставимо с последствиями революций. Поэтому в отличии от либерализма, суть которого всегда неизменна, консерватизм исторически изменчив. Конкретное содержание консервативных концепций меняется в зависимости от того, каким идеям данные концепции противостоят в тот или иной исторический период. Однако было бы неверно думать, что консерватизм противостоит всяким изменениям вообще. По словам известного германского политического деятеля консервативной ориентации Р. Вайцзеккера, консерваторы выступают за прогресс, поскольку «тот, кто закрывает дорогу прогрессу, становится реакционером». Но изменения в обществе должны происходить естественным путем, а реформы – помогать проявиться уже назревшим переменам, сохраняя все то ценное, что было достигнуто в процессе предшествующего исторического развития. К числу непреходящих ценностей, необходимых для нормального функционирования и развития любого общества, консерваторы относят патриотизм, дисциплину, прочную семью и религию. Эти ценности, а также исторически сформировавшиеся в конкретных обществах устойчивые и проверенные временем формы организации жизни людей, обычаи, традиции, особенности культуры и менталитета должны не уничтожаться в процессе неизбежных изменений общества, а воспроизводиться в новых условиях, обеспечивая стабильность и преемственность.

Первым историческим типом консервативной идеологии стал классический консерватизм (конец 18 века – первая половина 19 века). Его основоположником считается английский политический мыслитель и государственный деятель Эдмунд Бёрк, получивший европейскую известность благодаря своему эссе «Размышления о Французской революции», вышедшему в свет в 1790 году. Основополагающие положения классического консерватизма были также сформулированы в работах французских писателей-эмигрантов Луи де Бональда и Жозефа де Местра, немецких политических мыслителей Карла Людвига фон Галлера и Адама Мюллера.

Философскую основу классического консерватизма составляет реалистический постулат о том, что общее выше единичного. (Имеется в виду средневековый реализм – направление в схоластике, утверждающее реальное существование общих понятий и вторичность по отношению к ним единичных предметов). Соответственно утверждается, что интересы общества и государства выше интересов личности, что общий интерес не фикция, а реальность, имеющая к тому же большую ценность, чем интерес отдельного человека, который должен быть подчинен интересу общему – общественному и государственному. Следует подчеркнуть, что на практике любое государство и общество руководствуется этим принципом, даже если официально считается иначе.

Представление о том, что единичное всегда подчинено общему, составляет с ним единое целое нашло отражение в концепции общества как живого целостного организма, ни один элемент которого не может быть произвольно устранен или заменен без вреда для самого организма. Такие перемены ведут к болезни общества, а может быть и к его смерти, особенно если будет задет источник жизненной энергии организма – его душа.

Эта концепция противостояла свойственному идеологам Просвещения, революционерам и либералам представлению об обществе как о механизме, который можно совершенствовать, произвольно заменяя отдельные детали, устраняя ненужное, добавляя новое, полезное.

Механизм не имеет собственной истории, саморазвития. Организм, напротив, постоянно развивается, меняется естественным путем. Отсюда следует, что попытки революционеров и государственных деятелей воплотить в жизнь созданные разумом абстрактные модели общества обречены на неудачу и опасны. Реформировать общество можно только постепенно, сохраняя его особенности, возникшие в результате предшествующего исторического развития, и основные, свойственные данному обществу ценности. Идеи основоположников классического консерватизма об обществе как целостной структуре, основанной на органической взаимосвязи и взаимозависимости составляющих его элементов, о сложности успешного реформирования общества и об основных принципах такого реформирования являются верными и актуальными для всех обществ, находящихся в процессе активной перестройки.

Успешно противостоять революциям и требованиям радикальных реформ может только сильное государство, поэтому такое государство рассматривалось основоположниками классического консерватизма как ценность. Некоторые из них, например, Жозеф де Местр, признавали возможность и целесообразность широкого применения государственного насилия ради сохранения целостности общественного организма. Но для большинства западноевропейских консервативных мыслителей конца 18 – первой половины 19 века это не характерно.

Несомненная заслуга консерваторов конца 18 - первой половины 19 века состоит в том. что они обратили внимание на интегративную роль религии в обществе. В отличии от идеологов Просвещения, которые рассматривали религию лишь как идеологическое освещение существующего общественно-политического строя и средство обеспечения покорности народа, представители классического консерватизма подчеркивали, что качественное своеобразие того или иного общества во многом определяется именно господствующей религиозной системой, формирующей менталитет населения и, тем самым, объединяющей отдельных людей в народ, нацию.

Таким образом, в работах представителей классического консерватизма были сформулированы основные ценности, которые стали с тех пор характерны для консервативной идеологии вообще. Это сильное государство, патриотизм, дисциплина и порядок в обществе, прочная семья, важная роль религии и церкви.

В середине 19 века на основе принятия консерваторами рыночной экономики, частной собственности и конкуренции, а также либеральных принципов парламентаризма и политического плюрализма классический консерватизм ушел в прошлое и сформировался второй исторический тип консервативной идеологии – консерватизм второй половины 19 – первых десятилетий 20 века.

Это наименее концептуальная, наиболее прагматичная из всех разновидностей консервативной идеологии, хотя консерватизм в целом считается гораздо менее концептуальным и более прагматичным, чем либерализм и социализм. В этот исторический период консерваторы выступали за сохранение существующего положения вещей, то есть свободы предпринимательства и неограниченной конкуренции, невмешательства государства в отношения между наемными рабочими и работодателями, противодействуя введению государственного регулирования экономики и государственных социальных программ, высказываясь против расширения круга избирателей, затем – против введения всеобщего избирательного права.

Этот исторический тип консерватизма не сумел победить в борьбе против социального реформаторства, инициатива которого исходила от либералов, а с конца 19 века – от социал-демократов. Поэтому в начале 20 века возник новый тип консерватизма – революционный консерватизм (начало 20 – первая половина 40-х годов 20 века), представленный двумя видами – итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом. На основе этой идеологии в Италии и Германии в 20-30-е годы 20 века возникло тоталитарное общество, предполагающее рыночную, активно регулируемую государством экономику в условиях политической диктатуры. Данная общественная модель стала одним из вариантов - исторически не перспективным - преодоления кризиса либерализма и либеральной общественной модели. Но данный и последующие виды консерватизма относятся уже к 20 веку, поэтому не будут здесь рассматриваться.

Консервативная идеология и придерживающиеся ее партии в настоящее время успешно развиваются. Консервативные партии периодически приходят к власти, конкурируя с социал-демократами, а консервативная идеология оказывает существенное воздействие на либерализм и социализм, на практическую политику социалистических и либеральных партий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: