Этапы формирования российской государственности, их характеристика. Приказное чиновничество как ступень формирования должности «секретарь». Организация секретарской службы в России в период реализации реформ государственного аппарата Петром I. Статс-секретари Екатерины II. Исполнительное делопроизводство ХIХ века, введение должности личных секретарей. Секретарское обслуживание в России в ХХ в.
Литература
1. Основная литература
1.1. Бондарева Т.Н. Секретарское дело. – М.,1989.
2. Дополнительная литература
2.1. Быкова Т.А. Приказные люди ХVII века – прообраз секретарей / Т.А.Быкова, Е.Н. Евсеева. - 1996.-№4(2).-С.123-129;
2.2. Додонова М.И. Исторический опыт организации секретарской службы в России // Секретар. дело. – 1997. – №1. – С.123 – 126;
2.3. Конькова А.Ю. Статус канцелярских служащих в пореформенной России ХIХ века // Секретар. дело. – 1997. – №2. – С.123 – 131;
2.4. Райхцаум А.Л. У истоков организации секретарского дела в нашей стране // Секретар. дело. – 2001. – №1. – С.87 – 89.
2.5. Санкина Л.В. Статс-секретари Екатерины II // Секретар. дело. – 1996. – №4(2). – С. 115 – 122;
2.6. Санкина Л.В. Начало карьеры (М.М.Сперанский) // Секретар. дело. – 1997. – №1. – С.127 – 132.
Современное значение секретарской деятельности
Секретарское дело как часть управленческого труда, имеющая развитое нормативно-методическое обеспечение, организационно-правовое устройство и правовую базу. Значение секретарской деятельности в организации эффективной работы управленческого аппарата. Секретарь как личный организатор руководителя. АСУ в секретарском деле. Необходимость знаний современных требований по организации ДОУ.
Литература
1. Основная литература
1.1. Малиновская, С. Идеальный секретарь: миф или реальность? // Секретарь-референт. – 2006. – №3. – С. 54–56.
1.2. Рогожин, М. Ю. Настольная книга секретаря: Учебно-практич. пособие / М. Ю. Рогожин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
2. Дополнительная литература
2.1. Додонова, М. И. Секретарь в структуре службы ДОУ / М. И. Додонова // Секретар. дело. – 2002. –№2. – С. 3–6.
2.2. Ларин, М. В. Секретарь в структуре организации / М. В. Ларин // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2002. – №10. – С. 6–10.
2.3. Филипс, К. Д. Роль и полномочия корпоративного секретаря / К. Д. Филипс // Рынок ценных бумаг. – 2003. – №14. – С. 58–61.
2.4. О. Энциклопедия секретаря / В. И. Андреева, Т. А. Быкова, Л. М. Вялова и др. – М.: МЦФЭР, 2004.
3. Рациональная организация работы секретаря: его функции, приемы самостоятельной работы, планирование работы, рабочее место секретаря
Методы организации самостоятельной работы секретаря по совершенствованию профессионального уровня знаний. Самообразование секретаря. Совершенствование техники и методов организации работы с информацией. Совершенствование техники чтения и техники скорописи. Социально-психологическая компетентность секретаря. Персональный менеджмент как метод работы, его преимущества. Рациональная организация рабочих мест. Рабочие зоны. Понятия «нормальная» и «максимальная» рабочая зона. Соблюдение санитарно-гигиенических условий. Рациональное цветовое оформление рабочего места. Оборудование приемной офиса техническими средствами. Компьютерные программы в работе секретаря. Средства связи. Организация и автоматизация рабочего места секретаря. Оптимальные помещения. Обеспечение офиса канцелярскими и хозяйственными принадлежностями. Эргономические требования к условиям труда секретаря. Основные документы, регламентирующие организацию рабочих мест, санитарные требования и нормы. Рациональное освещение, цветовое оформление, интерьер, фитодизайн приемной. Обеспечение офиса аптечкой и противопожарными средствами. Необходимость и целесообразность планирования секретарской деятельности. Принципы организации рабочего дня секретаря. Загруженность в течение рабочего дня. Режим труда и отдыха. Методика планирования личной работы секретаря. Примерный дневной план работы секретаря. Обеспечение эффективности использования рабочего времени руководителя. Использование программных средств планирования времени (Microsoft Outlook).
Литература
1. Основная литература
1.1. Рогожин, М. Ю. Настольная книга секретаря: Учебно-практич. пособие / М. Ю. Рогожин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
1.2. Секретарское дело (образцы документов, организация и технология работы): Учебно-практич. пособие / В. В. Галахов, И. К. Корнеев и др.; под ред. И. К. Корнеева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
1.3. Энциклопедия секретаря / В. И. Андреева, Т. А. Быкова, Л. М. Вялова и др. – М.: МЦФЭР, 2004.
2. Дополнительная литература
2.1. Демкина, Е. С. Организация работы секретаря ООО НПП «Альфа» / Е. С. Демкина // Секретарское дело. – 2004. – №7(48). – С. 62–63.
2.2. Крылова, Н. Рабочее место секретаря (условия труда, компьютер, оборудование, интерьер) / Н. Крылова // Управление персоналом. – 2000. – №2. – С. 50–53.
2.3. Кузнецова, Т. В. Путь к профессионализму / Т. В. Кузнецова // Секретарское дело. – 2001. – №4. С. 9–11.
2.4. Организация работы с документами: Учебник / Под ред. В. А. Кудряева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002.
2.5. Фионова, Л. Р. Современные технологии ДОУ – путь к повышению эффективности управления / Л. Р. Фионова // Делопроизводство. – 2006. – №1. – С. 16–20.