Врача-специалиста педиатра, успешно освоившего основную образовательную профессиональную программу послевузовского профессионального образования по специальности «педиатрия»

(интернатура)

Требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших образовательную программу, должны содержать требования к профессиональным компетенциям [1], знаниям, умениям, навыкам и владениям врача по результатам освоения образовательной программы, сформулированные с учетом действующих профессиональных стандартов (при их наличии) и квалификационных характеристик должностей работников сферы здравоохранения.

Требования к результатам освоения программы должны быть сформулированы в терминах «знать», «уметь», «владеть», а также в виде компетенций, которые формулируются как готовность и способность к тому или другому виду профессиональной деятельности.

Врач-специалист педиатр должен обладатьобщекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются:

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности врача-педиатра;

- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального педиатрического содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;

- способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции в выполняемой педиатрической деятельности;

- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

Профессиональные компетенции характеризуются:

в диагностической деятельности:

- способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области детских болезней;

- способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики заболеваний в детском возрасте;

- способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы при заболеваниях у детей используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при данных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в педиатрии;

в лечебной деятельности:

- способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при выявленных заболеваниях у детей той или иной группы нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход (особенности заболеваний нервной, иммунной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови); своевременно выявлять жизнеопасные нарушения при данной патологии, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;

- способностью и готовностью назначать больным детям адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии соматическим больным, больным с инфекционными заболеваниями;

в реабилитационной деятельности:

- способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;

- способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации больным детям (двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса), определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии;

в профилактической деятельности:

- способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья детей в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;

- способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии детских болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;

в организационно-управленческой деятельности:

- способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций в педиатрической практике;

- способностью и готовностью использовать знания организационной структуры по профилю педиатрия, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений по педиатрии, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам педиатрического профиля.

Формирование профессиональных компетенций врача-специалиста предполагает овладение врачом системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений.

В соответствии с требованиями специальности врач-педиатр должен знать и уметь:

1. Общие знания:

- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие структуру педиатрической помощи, основные принципы здравоохранения, права и обязанности врача;

- общие вопросы организации педиатрической помощи в стране; работу больнично-поликлинических учреждений, организацию работы скорой и неотложной помощи детскому населению;

- возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

- основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочной баланс; возможные типы нарушений и принципы лечения;

- систему кроветворения и гемостаза, физиологию и патофизиологию свертывающей системы крови, основы кровезаместительной терапии, показатели гомеостаза в норме и патологии;

- закономерности роста и развития детского организма

- клиническую симптоматику и патогенез основных заболеваний у детей, их профилактику, диагностику и лечение, клиническую симптоматику пограничных состояний;

- основы фармакотерапии в клинике детских болезней, фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных средств, осложнения, вызванные применением лекарств, методы их коррекции;

- основы иммунобиологии и реактивности организма;

- основы немедикаментозной терапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля;

- показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;

- основы рационального питания здоровых детей, принципы диетотерапии терапевтических при заболеваниях;

- противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции;

- диспансерное наблюдение за здоровыми и больными детьми, проблемы реабилитации и профилактики;

- формы и методы санитарно-просветительной работы;

2. Общие умения:

- знать основные принципы врачебной этики и деонтологии;

- способствовать правильному воспитанию и развитию здорового ребенка;

- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания, поставить диагноз;

- оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры для выведения больного из такого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую срочную помощь;

- определить специальные методы исследования (лабораторные, рентгенологические и функциональные);

- определить показания для госпитализации и организовать ее;

- провести дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз, план и тактику ведения больного;

- оценить электрокардиограмму, спирограмму, данные рентгенологического обследования и дать по ним заключение;

- определить степень нарушения гомеостаза и выполнить все мероприятия по его нормализации;

- назначить необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия;

- провести необходимые противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционного больного;

- провести диспансеризацию здоровых и больных, уметь анализировать результаты;

- оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.

3. Специальные умения и навыки врача педиатра:

Врач-педиатр должен владеть следующими умениями и практическими навыками:

- оценить состояние ребенка по группам здоровья и развития;

- проводить диспансерное наблюдение за здоровым ребенком, детьми группы высокого риска и больными;

- оценить эффективность диспансерного наблюдения (по соответствующим показателям);

- оценит степень зрелости доношенного и недоношенного ребенка;

- оценить новорожденных по шкале Апгар;

- составить алгоритм дифференциальной диагностики желтух новорожденных;

- составить протокол обследования и лечения детей с поражением ЦНС;

-назначить питание здоровому ребенку 1 года жизни, на различных видах вскармливания;

- подобрать возрастные и лечебные диеты при различных заболеваниях;

- назначить диетотерапию и лечение детям с гипотрофией;

- оценить физическое развитие по эмпирическим формулам и оценочным таблицам;

- оценить анализ периферической крови у здорового ребенка и при заболеваниях детского возраста;

- поставить диагноз и назначить лечение при ЖДА;

- оценить перкуторные и аускультативные данные при бронхо-легочной патологии;

- диагностика и лечение больных с пиелонефритом и гломерулонефритом;

- оценка клинико-лабораторных данных при хроническом гастрите;

- провести профилактику, диспансеризацию и лечение манифестных проявлений при аномальных конституциях у детей;

- интерепретировать заключения по ЭКГ и ФКГ при важнейших заболеваниях сердца у детей;

- определить содержание сахара и ацетона в моче у больных;

- рассчитать дозы инсулина при сахарном диабете у детей в зависимости от сроков заболевания и тяжести состояния;

- назначить адекватную антибиотикотерапию;

- оценить и назначить патогенетическое лечение кишечного дисбиоза;

- оценить общие и количественные показатели мочи, пробы Зимницкого при патологии почек (пиелонефрит, гломерулонефрит);

- оценить характер геморрагического синдрома по клинико-гематологическим данным;

- выявить и оценить общие и специальные признаки при инфекционных болезнях;

- проводить профилактические прививки согласно современному календарю;

- обработать пупочную ранку и кожу новорожденных;

- оказать неотложную помощь при бронхо-обструктивном синдроме;

- наложить жгут на конечности при кровотечении;

- уметь наложить транспортные шины, иммобилизировать конечности при травмах;

- провести переднюю тампонаду носа при носовых кровотечениях;

- владеть физическими методами охлаждения при гипертермии;

- провести искусственную вентиляцию легких по способу изо «рта в рот»;

- провести закрытый массаж сердца;

- оказать неотложную помощь при анафилактическом шоке, крапивнице;

- оказать первую помощь при:

- гипертоническом синдроме;

- судорожном синдроме;

- острой сердечной недостаточности;

- острой сосудистой недостаточности;

- приступе пароксизмальной тахикардии;

- электротравме;

- утоплении;

- ожогах;

- отравлениях;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: