(интернатура)
Требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших образовательную программу, должны содержать требования к профессиональным компетенциям [1], знаниям, умениям, навыкам и владениям врача по результатам освоения образовательной программы, сформулированные с учетом действующих профессиональных стандартов (при их наличии) и квалификационных характеристик должностей работников сферы здравоохранения.
Требования к результатам освоения программы должны быть сформулированы в терминах «знать», «уметь», «владеть», а также в виде компетенций, которые формулируются как готовность и способность к тому или другому виду профессиональной деятельности.
Врач-специалист педиатр должен обладатьобщекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):
Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются:
- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности врача-педиатра;
- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального педиатрического содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;
- способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции в выполняемой педиатрической деятельности;
- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.
Профессиональные компетенции характеризуются:
в диагностической деятельности:
- способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области детских болезней;
- способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики заболеваний в детском возрасте;
- способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы при заболеваниях у детей используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при данных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в педиатрии;
в лечебной деятельности:
- способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при выявленных заболеваниях у детей той или иной группы нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход (особенности заболеваний нервной, иммунной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови); своевременно выявлять жизнеопасные нарушения при данной патологии, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;
- способностью и готовностью назначать больным детям адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии соматическим больным, больным с инфекционными заболеваниями;
в реабилитационной деятельности:
- способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;
- способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации больным детям (двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса), определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии;
в профилактической деятельности:
- способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья детей в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;
- способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии детских болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;
в организационно-управленческой деятельности:
- способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций в педиатрической практике;
- способностью и готовностью использовать знания организационной структуры по профилю педиатрия, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений по педиатрии, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам педиатрического профиля.
Формирование профессиональных компетенций врача-специалиста предполагает овладение врачом системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений.
В соответствии с требованиями специальности врач-педиатр должен знать и уметь:
1. Общие знания:
- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие структуру педиатрической помощи, основные принципы здравоохранения, права и обязанности врача;
- общие вопросы организации педиатрической помощи в стране; работу больнично-поликлинических учреждений, организацию работы скорой и неотложной помощи детскому населению;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;
- основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочной баланс; возможные типы нарушений и принципы лечения;
- систему кроветворения и гемостаза, физиологию и патофизиологию свертывающей системы крови, основы кровезаместительной терапии, показатели гомеостаза в норме и патологии;
- закономерности роста и развития детского организма
- клиническую симптоматику и патогенез основных заболеваний у детей, их профилактику, диагностику и лечение, клиническую симптоматику пограничных состояний;
- основы фармакотерапии в клинике детских болезней, фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных средств, осложнения, вызванные применением лекарств, методы их коррекции;
- основы иммунобиологии и реактивности организма;
- основы немедикаментозной терапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля;
- показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
- основы рационального питания здоровых детей, принципы диетотерапии терапевтических при заболеваниях;
- противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции;
- диспансерное наблюдение за здоровыми и больными детьми, проблемы реабилитации и профилактики;
- формы и методы санитарно-просветительной работы;
2. Общие умения:
- знать основные принципы врачебной этики и деонтологии;
- способствовать правильному воспитанию и развитию здорового ребенка;
- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания, поставить диагноз;
- оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры для выведения больного из такого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую срочную помощь;
- определить специальные методы исследования (лабораторные, рентгенологические и функциональные);
- определить показания для госпитализации и организовать ее;
- провести дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз, план и тактику ведения больного;
- оценить электрокардиограмму, спирограмму, данные рентгенологического обследования и дать по ним заключение;
- определить степень нарушения гомеостаза и выполнить все мероприятия по его нормализации;
- назначить необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия;
- провести необходимые противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционного больного;
- провести диспансеризацию здоровых и больных, уметь анализировать результаты;
- оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.
3. Специальные умения и навыки врача педиатра:
Врач-педиатр должен владеть следующими умениями и практическими навыками:
- оценить состояние ребенка по группам здоровья и развития;
- проводить диспансерное наблюдение за здоровым ребенком, детьми группы высокого риска и больными;
- оценить эффективность диспансерного наблюдения (по соответствующим показателям);
- оценит степень зрелости доношенного и недоношенного ребенка;
- оценить новорожденных по шкале Апгар;
- составить алгоритм дифференциальной диагностики желтух новорожденных;
- составить протокол обследования и лечения детей с поражением ЦНС;
-назначить питание здоровому ребенку 1 года жизни, на различных видах вскармливания;
- подобрать возрастные и лечебные диеты при различных заболеваниях;
- назначить диетотерапию и лечение детям с гипотрофией;
- оценить физическое развитие по эмпирическим формулам и оценочным таблицам;
- оценить анализ периферической крови у здорового ребенка и при заболеваниях детского возраста;
- поставить диагноз и назначить лечение при ЖДА;
- оценить перкуторные и аускультативные данные при бронхо-легочной патологии;
- диагностика и лечение больных с пиелонефритом и гломерулонефритом;
- оценка клинико-лабораторных данных при хроническом гастрите;
- провести профилактику, диспансеризацию и лечение манифестных проявлений при аномальных конституциях у детей;
- интерепретировать заключения по ЭКГ и ФКГ при важнейших заболеваниях сердца у детей;
- определить содержание сахара и ацетона в моче у больных;
- рассчитать дозы инсулина при сахарном диабете у детей в зависимости от сроков заболевания и тяжести состояния;
- назначить адекватную антибиотикотерапию;
- оценить и назначить патогенетическое лечение кишечного дисбиоза;
- оценить общие и количественные показатели мочи, пробы Зимницкого при патологии почек (пиелонефрит, гломерулонефрит);
- оценить характер геморрагического синдрома по клинико-гематологическим данным;
- выявить и оценить общие и специальные признаки при инфекционных болезнях;
- проводить профилактические прививки согласно современному календарю;
- обработать пупочную ранку и кожу новорожденных;
- оказать неотложную помощь при бронхо-обструктивном синдроме;
- наложить жгут на конечности при кровотечении;
- уметь наложить транспортные шины, иммобилизировать конечности при травмах;
- провести переднюю тампонаду носа при носовых кровотечениях;
- владеть физическими методами охлаждения при гипертермии;
- провести искусственную вентиляцию легких по способу изо «рта в рот»;
- провести закрытый массаж сердца;
- оказать неотложную помощь при анафилактическом шоке, крапивнице;
- оказать первую помощь при:
- гипертоническом синдроме;
- судорожном синдроме;
- острой сердечной недостаточности;
- острой сосудистой недостаточности;
- приступе пароксизмальной тахикардии;
- электротравме;
- утоплении;
- ожогах;
- отравлениях;