Теории и механизмы психической регуляции

Ещё И.М.Сеченовым был введен термин психомоторика, обозначающий связь психических явлений с движениями и действиями или психическую регуляцию двигательной сферы. Сенсомоторика – связь сенсорно-перцептивных процессов с движениями и действиями - это регуляция двигательных компонентов сенсорно-перцептивным образом (складывающегося из ощущений и восприятия), формирующимся при воздействии сигналов из внешнего и внутреннего мира на органы чувств.

Во второй половине 20 века изучению механизмов психической регуляции поведения и деятельности человека были посвящены труды Н.А.Бернштейна, П.К. Анохина, А.Р.Лурия, Б.Г.Ананьева и др.

Проиллюстрируем основные идеи теории психической регуляции и построения движений Н.А.Бернштейна и концепции функциональной системы П.К. Анохина.

Исследования Н.Бернштейна позволили развить и конкретизировать идеи И.М.Сеченова о рефлекторном кольце, расширив научные представления о роли центральной нервной системы в психической регуляции поведения. Как видно из схемы рис.6, воздействие стимулов на рецепторы вызывает формирование нервного сигнала, который передается в корковые центры анализатора, где происходит обобщение информации и сличение реальной ситуации с прогнозируемой (4), принятие решения (5) и передача команд двигательным центрам коры (6), от которых нервный сигнал передается мышцам (1) и совершается движение или действие. Прогнозирование результата реализуется в корковых структурах головного мозга (так называемый «задающий элемент» - 2), благодаря чему формируется, по терминологии Бернштейна, «модель потребного будущего».

Рис.6. Схема рефлекторного кольца Н.А.Бернштейна

Рабочая точка Объект

Порядок нумерации подчеркивает необходимость учета исходного состояния организма, которое задает ограничения в реализации программы действия природными свойствами («физиологии активности») субъекта.

Н.Бернштейн ввел в науку принцип физиологии активности - постулирование определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма.

Своими движениями организм активно воздействует на окружающую среду, стремясь изменить её в потребном ему направлении. («Мы не только слышим, но и слушаем, смотрим, а не только видим», то есть, проявляем в процессе слушания и видения внутреннюю активность и совершаем соответствующие приспособительные движения). Психика выступает одним из источников активности человеческой деятельности. Активность проявляется как на физиологическом, так и на психологическом и на социальном уровнях (о последних уровнях активности уже говорилось выше).

Принципом сенсорных коррекций — использование для регуляции моторного, исполнительного процесса обратной связи в виде сенсорных сигналов, касающихся особенностей построения движения (механизм сенсорных коррекций и отражен на схеме рис.5). Чем сложнее движение, тем больше происходит корректирующих изменений в процессе его психической регуляции. При этом сенсорные сигналы интегрируются в целостные комплексы, специфические для каждого уровня построения движений.

Уровни построения движений по Н.А. Бернштейну - морфологические «слои» в ЦНС (уровни спинного и продолговатого мозга, уровень подкорковых центров, уровни коры) – ниже курсивом обозначено соответствие пяти уровней регуляции, как определенным структурам нервной системы, так и приведенным в разделе 3.2.1 уровням активности человека согласно концепции Б.Ананьева:

Уровень А — руброспинальный – поддержание тонуса мышц, тремор, непроизвольные движения. Спонтанно-мышечная активность.

Уровень В – таламо-паллидарный - уровень синергий или штампов (слаженные движения тела – ритмические или циклические, стереотипные – наклоны, приседания, автоматизмы). Микродвижения.

Уровень С – пирамидно-стриальный - уровень пространственного поля(переместительные движения, при­способленные к пространственным свойствам объектов - ходьба, лазанье, бег, прыжки, баллистические движения). Макродвижения.

Уровень D – теменно-премотрный - уровеньпредметных действий (питье из чашки, изображение предмета на бумаге, снятие шляпы, управление автомобилем). Действия.

Уровень Е - уровень интеллектуальных двигательных актов – координация речи, письма, символических движений и действий (танец). Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом. Деятельность.

Совместно работающие уровни можно представить себе как иерархическую систему колец. Следовательно, для построения модели психической регуляции сложного поведения человека (уровень Е), надо по спирали вытроить иерархию из пяти колец, изображенных на рис.6. В сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне, а работа нижележащих уровней, как правило, не осознается. Уровень определяется смыслом или задачей действия.

Как уже упоминалось во второй главе при анализе автоматических движений, Н.Бернштейн изучал также процессы научения и выявил этапы формирования навыка:

1) Прояснение «внутренней картины» движения - постепенное формирование мышечного чувства пра­вильного движения по мере его повторения. Подключение коррекций фоновых уровней и частичная передача управления нижележащим уровням.

2) Автоматизации движения - полная передача отдельных компонентов движения или всего движения целиком в ведение фоновых уровней, координация их иерархической деятельности,подключение готовых двигательных блоков.

3) Окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации движений.

Навык – автоматизированное действие, отработанное путем упражнений по механизму временных связей на основе сопоставления действий с информацией из внешней и внутренней среды – на основе самоконтроля и саморегуляции. Постепенно регуляция действием становится автоматической, то есть неосознавемой.

Привычка, в отличие от навыка, это - действие или элемент поведения человека, выполнение которого стало для него потребностью.

В трудах П.К. при изучении процессов психической регуляции реализован системный подход. Согласно теории функциональных систем П.К.Анохина, единицами целостной деятельности организма являются динамические, самоорганизующиеся функциональные системы, все составные компоненты которых взаимодействуют с целью достижения организмом полезных приспособительных результатов. Причем в организме взаимодействуют функциональные системы различного уровня: метаболические, гомеостатические, поведенческие, социальные и др.

Психика – это многоуровневая система, включенная в системы внутренней и внешней среды. Причём системы могут быть самыми разнообразными по типу и сложности задач, но их строение одинаково (будь, то система терморегуляции или система политического управления).

Рис.7. Схема функциональной системы П.К.Анохина

А - стадия афферентного синтеза; ОА - обстановочная афферентация; ПА - пусковая афферентация; Б - принятие решения; В - формирование акцептора результатов действия и эфферентной программы самого действия; Г - Д -получение результатов действия и формирование обратной афферентации для сличения полученных результатов с запрограммированными.

Процессы психической регуляции поведения человека разворачиваются согласно схеме, приведенной на рис.7. Основной элемент данной схемы – акцептор результатов действия (от лат. acceptor — принимающий) — психологический механизм предвидения и оценки результатов действия в функциональных системах. В информационном аспекте акцептор результатов действия представляет собой “информационный эквивалент результата”, извлекаемый из памяти в процессе принятия решения, обусловливающий организацию двигательной активности организма в поведенческом акте и осуществляющий сличение результата с его “опережающим отражением”. Афферентный синтез (от лат. аfferens — приносящий) — синтез материала, запечатленного в памяти, мотивации и пускового стимула с целью принятия решения. Память трактуется как совокупность взаимосвязанных функциональных систем различного уровня иерархии, сформированных в процессе эволюции и в индивидуальном жизненном опыте, а мотивация — как конкретизация одной из потребностей организма.

Рис.8. Общая схема функциональной системы по П.К.Анохину, включающая системную архитектонику поведенческого акта.

Выше представлена общая схема функциональной системы по П.Анохину, где процессы психической регуляции поведения включены в процессы жизнедеятельности организма (рис.8).

В исследованиях А.Р. Лурия, Б.Г.Ананьева, В.В.Налимова, Р.М.Грановской и др. были выявлены закономерности психической регуляции сложного интеллектуального поведения человека, а также – интуиции и творчества.

Так, один из выдающихся российских нейропсихологов А.Р.Лурия изучил вертикальный контур психической регуляции (от ствола к подкорке, затем - к низшим и высшим зонам головного мозга), состоящий из трех блоков:

1) энергетический блок, обеспечивающий через стволовые и подкорковые структуры головного мозга регуляцию тонуса и бодрствования, оптимизацию состояния коры;

2) информационный блок, выполняющий функции приема, переработки и хранения информации центрами височных и теменных зон мозга;

3) управляющий блок, реализующий через активность лобных зон головного мозга, планирование, программирование и контроль деятельности и поведения.

Затем в работах Б.Г.Ананьева и А.Р.Лурия был описан горизонтальный контур регулирования, реализующий связь одной и той же функции с симметричными частями разных полушарий – латерализацию - специфический вклад каждого полушария в осуществление психической деятельности. Функциональная специализация полушарий медленно формируется в онтогенезе вплоть до 14-16 лет, достигая наибольшей выраженности к зрелому возрасту, а затем постепенно нивелируется по мере старения.

Было показано, что процессы интуиции и творческого мышления связаны с горизонтальным контуром регулирования, реализующим смену доминирования симметричных центров полушарий головного мозга. Так, творческое мышление сопровождается многократным переводом информации из символьной, понятийной и логической формы (активность левого полушария) в образную, эмоциональную, интуитивную форму (активность правого полушария).

В настоящее время с появлением исследовательских техник и аппаратуры нового поколения изучение психики и мозга сопровождается открытием удивительных фактов

и закономерностей, знакомство с которыми у студентов-психологов ещё впереди.


3.3. Осознанные и неосознанные процессы психической регуляции

и детерминанты поведения человека (обобщение пройденного материала).

Психика – это субъективный образ объективного мира, который формируется в головном мозге человека при отражении внешней и внутренней реальности. На основе такого психического образа, или картины мира – своего представления о мире, человек направляет и контролирует свою деятельность и поведение, принимает решения и совершает поступки. Регуляция деятельности и поведения – одна из основных функций психики наряду с функциями отражения, ориентации и адаптации. Деятельность человека – это его целенаправленная активность, а поведение – совокупность внешних проявлений активности или пассивности.

Поведение и деятельность человека реализуется через различные механизмы психики. С одной стороны, это – безусловно- и условно-рефлекторные механизмы, определяющие непроизвольную активность человека. Человек в данном случае действует непреднамеренно, невольно, безотчетно, и чаще всего - бессознательно. С другой стороны, человек тем и отличается от животного, что способен к произвольному управлению своей жизнью, то есть - к преднамеренному, волевому и сознательному реагированию на внешнюю и внутреннюю ситуацию.

Сознание и неосознаваемое – это качественно отличающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в психическую регуляцию деятельности и поведения человека.

Сознание, как интегрирующая форма психики, представляет собой совокупность знаний и представлений о мире, его внутреннюю модель, возможную благодаря произвольной психической деятельности – произвольному вниманию и памяти, понятийному мышлению и речи, самоконтролю, саморегуляции и целеполаганию. Огромный вклад в изучение процессов формирования этих высших психических функций внес Л.С.Выготский (культурно-историческая концепция психики).

Неосознаваемое, по определению С.Л.Рубинштейна – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных такими воздействиями, о влиянии которых на его поведение человек не отдает себе отчета.

В качестве наиболее ярких феноменов сознательной и неосознаваемой регуляции поведения и деятельности человека можно привести соответственно - волю и психологическую защиту.

И.П.Павлов называл волю высшей формой саморегуляции человека. Воля – это сознательное управление человека своими чувствами и действиям, а также – воплощение мысли в действие. Несмотря на различные философские трактовки понятия воли, в практической психологии сознательные и преднамеренные действия и поступки человека называют волевыми, а волю часто рассматривают как особую форму психической регуляции, направленную на преодоление трудностей и препятствий (например, в трудах Е.П.Ильина). Можно выделить два вида таких трудностей: внешние (физические и социальные катаклизмы) и внутренние (борьба мотивов, после которой следует выбор – решение и действие).

Преодоление внешних препятствий (например, природной стихии или конкурента) человеку часто дается легче, чем борьба с самим собой - преодоление внутренних противоречий и конфликтов. И психика защищает человека от напряжения в связи с нерешенной внутренней проблемой, включая бессознательные механизмы регуляции, помогающие человеку сохранить внутреннее равновесие и не заболеть от сильных переживаний и эмоциональных нарушений – тревоги, страха, депрессии, чувства вины. Справляться с угрожающими здоровью ситуациями, не осознавая внутреннего конфликта и не заболев, позволяют человеку механизмы психологической защиты – это неосознанная регулятивная система стабилизации личности, не допускающая глубоких изменений сложившихся представлений человека о мире и себе и направленная на устранение или сведение до минимума неприятных, травмирующих личность переживаний (Р.М.Грановская). Психологическая защита реализуется в виде таких механизмов как вытеснение, проекция (описанных еще З.Фрейдом), отрицание, рационализация и др. – к настоящему времени в психологической литературе их описано около тридцати видов, выделены эффективные и неэффективные, характерные для детей, женщин или мужчин.

Если человек осознает свои защиты и далее уже сознательно использует или избегает их в регуляции своих действий и поступков для снятия напряжения и совладания с трудностями, говорят о копинг-стратегиях или механизмах преодолевающего поведения.

Со времен И.П.Павлова понимание психофизиологических механизмов регуляции поведения и деятельности значительно продвинулось. Представление о рефлекторной дуге сменило представление о рефлекторном кольце и функциональных системах в коре головного мозга, обеспечивающих восприятие и переработку информации, процесс принятия решения и выполнения действия - теории психической регуляции Н.Бернштейна, П.Анохина, А.Лурия. В работах Н.Бернштейна объяснены механизмы построения и регуляции движений и действий на разных уровнях центральной нервной системы, а также – процесс выработки навыков. Психологическим содержанием процесса научения является активное регулирование действий на основе их сопоставления с информацией из внешней и внутренней среды (обратная связь), то есть на основе самоконтроля и самокоррекции. Хорошо выработанный навык утрачивает непосредственную связь со второй сигнальной системой, которая, по И.Павлову, является физиологической основой сознания, и регуляция даже весьма сложными действиями происходит автоматически, то есть без контроля сознания. Регуляторные механизмы творческой деятельности, интуиции и инсайта связаны с функциональной асимметрией больших полушарий головного мозга (Б.Г.Ананьев, Р.М.Грановская).

Основным структурным элементом деятельности человека является действие, которое побуждается мотивом и направлено на цель (С.Рубинштейн, А.Леонтьев).

Жизненные задачи и цели человека организуют его деятельность и поведение соответственно основным человеческим потребностям, на вершине которых – потребность в реализации своего потенциала и творчестве (А.Маслоу). С точки зрения В.Франкла, мотив самореализации – это ослабление напряжения, вызванного разрывом между тем, чем человек является и тем, чем ему следовало бы стать, между бытием и смыслом. Именно потребность в преодолении такого разрыва детерминирует поведение человека, но её невозможно отнести ни к биологическим, ни к социальным детерминантам. Человек не свободен от условий биологической и социальной природы, но способен противостоять им; он всегда сохраняет свободу выбора своего к ним отношения – в этой свободе открывается новое его измерение – духовное. Проблемы психической регуляции поведения и деятельности требуют целостного подхода к человеку как субъекту труда, познания и общения, включая биологические, психологические и духовные измерения его жизни. Только тогда можно понять механизмы интеграции человека, помогающие несмотря на все «против» сохранять свой нравственный стержень, проявлять «силу духа» или «силу воли».

Задача самоактуализации, самореализации, осознания себя всегда была стержневой в жизни человека. Уклонение от неё в стремлении избежать ответственности выбора (ответственности за свободу) ввергает человека в экзистенциональный вакуум и рождает неврозы, суициды, наркоманию... Жизнь во все времена требует от человека осмысленных экзистенциональных поступков.

Смысл, как пишет В. Франкл, не совпадает с бытием, а предстоит ему, задавая бытию шаг. Если перевести схемы психической регуляции с формы кольца на форму спирали, то на качественно новом её витке, духовном уровне интеграции поведения человека, смысл, возможно, и является тем самым «задающим элементом» (Н.Бернштейн), помогающим человеку выйти за пределы природного мира, реализуя своё предназначение.

Тестовые вопросы для самопроверки:

1. Согласно биогенетическому закону Мюллера – Геккеля:

а) онтогенез является продолжением филогенеза и не повторяет его;

б) чем здоровее организм, тем больше роль в его развитии играют биогенетические факторы; в) онтогенез есть свернутое повторение филогенеза

2. Объективным критерием психики по А.Н.Леонтьеву является:

а) свойство раздражимости; б) наличие головного мозга; в) способность реагировать на безразличные для выживания (абиотические) воздействия; г) способность мыслить;

д) наличие безусловных рефлексов

3. Сенсорная стадия развития психики характеризуется субъективным отражением:

а) целостной ситуации; б) отдельных свойств предметов или явлений среды;

в) связей, закономерностей и отношений между предметами или явлениями среды

4. Высшие психические функции характеризуются по Л.С.Выготскому:

а) генетической обусловленностью; б) устойчивостью; в) произвольностью;

г) интенсивностью

5. В каком из утверждений отражен вклад в науку Н.А.Бернштейна:

а) сформулирован принцип сенсорных коррекций; б) разработана развернутая схема рефлекторного кольца; в) предложена концепция механизмов формирования навыка;

г) сформулирован принцип активности; д) верны все ответы

6. Автоматизированнное действие иначе называется: а) навязчивость,

б) привычка, в) стереотип, г) навык

7. Осознаваемый результат, на достижение которого направлена деятельность, называется: а) потребностью; б) мотивом; в) целью; г) задачей

8. Функцию регулирования действия выполняют его компоненты:

а) моторные (двигательные); б) центральные (мыслительные); в) рецептивные

Литература к главе 3.

Основная:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во ЧеРо, 2010

2. Иванников В.А. Основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. (Часть 1: Введение в психологию).

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, 2010

4. Соколова Е.Е. Введение в психологию // Общая психология. В 7 т./ Под ред. Б.С.Братуся. Т.1. 3-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Дополнительная:

  1. Бернштейн Н.А.Физиология движения и активность, М.,1990.
  2. Бернштейн Н.А. Природа навыка и тренировки/ в хрестоматии «Психология внимания»,

под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.,ЧеРо, 2001

3. Выготский Л.С., Лурия А.Р.Этюды по истории поведения, М., 1993.

  1. Ильин Е.П. Психомоторика.- СПб, 2003
  2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии - М.,2000
  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.,1981
  4. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., изд-во МГУ, 1975.
  5. Психология, под ред. А.А.Крылова, М., 2011.

Глоссарий

  1. Активность — всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.
  2. Анализатор – относительно автономная часть нервной системы, осуществляющая прием и анализ сенсорной информации определенного качества (зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и т.д.). Состоит из: 1) рецепторов или воспринимающих нервных клеток; 2) проводящих путей, по которым импульсы передаются в ц. н. с. и обратно, 3) центрального отдела, представленного подкоркой и корой головного мозга.
  3. Архетип (от греч. archetipos — первообраз) — образы, переходящие из поколения в поколение и являющиеся примером надсознательных процессов, благодаря которым люди неосознанно поступают так, как их предки. Согласно К.Юнгу, архетипы наследуются и скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества (например, архетип матери, героя и т.п.).
  4. Ассоциация – связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. д.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого.
  5. Беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.
  6. Биогенетический закон — предложен Ф.Мюллером и Э.Геккелем, согласно которому в индивидуальном развитии высших организмов происходит повторение („рекапитуляция“) признаков, свойственных их биологическим предкам. Онтогенез повторяет в сокращенном варианте филогенез. Соответственно психическое развитие индивида повторяет путь исторического развития предшествующих поколений.
  7. Бихевиоризм — психологическое направление, в котором в качестве предмета психологии фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями.
  8. Воля — способность человека к самоуправлению, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности, поведения и психических процессов.
  9. Высшие психические функции – сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления (например, произвольные память и внимание, словесно-логическое мышление).
  10. Гештальтпсихология — психологическое направление, выдвинувшее программу исследования целостных структур психики, не сводимых к её компонентам и первичных по отношению к ним. Фундаментальное понятие и объяснительный принцип данного направления – гештальт (образ, целое, структура).
  11. Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, где в качестве основных предметов анализа выступают высшие ценности и смысловые структуры человека: самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, психическое здоровье. Постулируется, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, которые не может быть сведен к универсальным правилам.
  12. Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя, т.е. это - осознанная и целенаправленная активность.
  13. Действие -процесс, направленный на достижение представляемого результата и подчиненный сознательной цели.
  14. Защитные механизмы психики — неосознаваемые приемы, с помощью которых личность оберегает себя от психологических травм и сохраняет стабильность психики и самоуважение (например, вытеснение, отрицание, проекция, рационализация).
  15. Индивид — человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens,
  16. Индивидуальность – человек как уникальное существо в своеобразии сочетания его индивидных,личностных и субъектных свойств. Соотношение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность» отражено в афоризме А.Асмолова: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
  17. Инстинкт — врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.
  18. Интеллект (от лат. intellect – понимание, познание) – умственные способности к познанию и решению проблем, определяющие успешность любой деятельности. Понятие И. как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
  19. Интенция (от лат. intentio – внимание, стремление) – имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым. Интенциональность (направленность) является одной из основных характеристик сознания человека.
  20. Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной действительности, т.е. усвоение внешнего мира миром внутренним.
  21. Интроспекция (лат. introspecto, смотрю внутрь) — метод психологического анализа, заключающийся в наблюдении собственных психических процессов без использования каких либо инструментов или эталонов и позволяющий иметь представление о своей сущности и организации внутреннего мира.
  22. Когнитивная психология — направление в психологии, характеризующееся рассмотрением психики как системы когнитивных операций и познавательных процессов по переработке информации
  23. Культурно-историческая теория — концепция психического развития человека, разработанная Л.С.Выготским при участии А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурия, согласно которой главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней деятельности, совместной со взрослым и опосредствованной словами (т. е. социально-символической). В итоге психические функции приобретают осознанность и произвольность.
  24. Личность – это социальный индивид, проявляющийся в системе его отношений и социальных ролей.
  25. Лонгитюдное исследование — изучение индивидуальных особенностей одних и тех же людей на протяжении нескольких лет или достаточно длительного отрезка их жизненного пути, в котором могут быть использованы методы наблюдения, эксперимента и тестирования.
  26. Мотив — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.
  27. Наблюдение — один из основных методов психологии, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств, имеющий множество разновидностей и специально разработанных техник (самонаблюдение, наблюдение включенное, стандартизированное и т.д.).
  28. Навык – автоматизированное действие. С точки зрения физиологии, навык представляет собой приобретенную форму реакции, выработанную путем упражнений по механизму временных связей. Психологическим содержанием процесса научения является активное регулирование действий на основе их сопоставления с информацией из внешней и внутренней среды.
  29. Неосознаваемое — совокупность психических процессов и состояний, обусловленных явлениями действительности, о влиянии которых субъект не отдает себе отчета (например, надсознательные явления, поведенческое стереотипы, бессознательные побуждения и влечения). Это форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не подлежат рефлексии, а составляют неразделимое целое.
  30. Принцип сенсорных коррекций — использование для регуляции моторного, исполнительного процесса обратной связи в виде сенсорных сигналов, касающихся особенностей построения движения. При этом сенсорные сигналы интегрируются в целостные комплексы, специфические для каждого уровня построения движений. Это явление изучено Н.А.Бернштейном.
  31. Принцип системности – базовый объясняющий принцип научного познания, постулирующий необходимость исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного и динамичного целого, выделяя особо сложные объекты познания, которые могут быть отнесены к разряду относительно автономных систем (например, психика).
  32. Проекция — защитный механизм, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков за счет приписывания их другим людям или проецируя их на других.
  33. Психика — форма взаимодействия индивида с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности (субъективный образ объективного мира, регулирующий деятельность и поведение).
  34. Психические процессы – первичные регуляторы поведения человека, обладающие динамическими характеристиками (т.е. имеют начало, определенную длительность течения и конец). Возможны различные классификации психических процессов. Например, выделяют познавательные, эмоциональные и волевые процессы или осознаваемые и неосознаваемые,
  35. Психические состояния - характеризуют состояние психики в целом. Психическое состояние выделяется при статической оценке психики, как срез («моментальный снимок»), и может быть классифицировано по разным основаниям. Например, функциональные (состояние сна, бодрствования) и эмоциональные (тревога, страх) состояния.
  36. Психические свойства - наиболее устойчивые характеристики психической организации человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности, сохраняющиеся на протяжении длительных периодов или всей жизни. Например, к психическим свойствам личности относят направленность, темперамент, способности и характер.
  37. Психическое отражение - базовая и отличительная характеристика психики, которое в отличие от других форм отражения, активно и избирательно по своей природе, имеет опережающий и целенаправленный характер.
  38. Психоаналитическое направление - представлено рядом концепций, часто объединяемыми понятием «глубинная психология», в которых постулируется ведущая роль бессознательных процессов в поведении индивида и формировании его личности.
  39. Психология —наука, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных, а также их сообществ. Психология изучает психику как особую форму жизнедеятельности субъекта или его взаимодействия с внешним миром
  40. Психомоторика – термин, обозначающий связь психических явлений с движениями и действиями. Исследование особенностей психомоторики человека (психической регуляции его двигательной сферы) представляет особый интерес, т.к. в ней проявляются общие и индивидуальные особенности поведения и деятельности.
  41. Психофизический параллелизм — философский постулат, в соответствии с которым психические и физиологические процессы должны рассматриваться независимо друг от друга как параллельно развертывающиеся.
  42. Развитие психики в филогенезе — качественные изменения психики, происходившие в рамках эволюции живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой и развитием нервной системы. Психика возникла из раздражимости (способности реагировать) и прошла ряд стадий: от сенсорной (характеризующейся чувствительностью или способностью иметь ощущения) к перцептивной (перцепт - целостный образ восприятия) и далее к интеллекту и формированию сознания. Сознание является продуктом общественно–исторического развития человеческого общества, обусловленного использованием орудий труда, языка, знаний и норм поведения.
  43. Рефлексия — самопознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями.
  44. Сознание — форма отражения объективной действительности в психике человека в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
  45. Субъект – человек как носитель психики, противопоставляющий себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект. Объект - то, что противостоит субъекту, на что направлена его активность.
  46. Субъект деятельности - личность, занимающаяся осознанной и целенаправленной деятельностью.
  47. Тест – стандартизированная психологическая методика, предназначенная для сравнительной количественной оценки у человека изучаемого психологического качества.

Приложение 1

Аллахвердов Виктор Михайлович (род. 1946) — доктор психологических наук, профессор. Закончил факультет психо­логии ЛГУ (1971). С 1975 г. по 1997 г. преподавал в Ленин­градском институте инженеров железнодорожного транспор­та, с 1981 г. заведовал кафедрой прикладной психологии и со­циологии в этом институте. С 1997 г. — профессор кафедры общей психологии СПбГУ. Область исследований: психоло­гия познания, психология искусства, методологические про­блемы психологического исследования.


Приложение 2

Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) — психиатр, психолог, физиолог. В. М. Бехтерев стал создателем первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета (1885), основателем Психоневрологического института в Санкт-Петербурге (1908), который стал центром комплексного изучения человека. Опираясь на выдвинутую И. М. Сеченовым концепцию психической деятельности, разработал естественнонаучную теорию поведения. Бехтерев внес крупный вклад в развитие экспериментальной психологии ("Общие основы рефлексологии человека", 1917). Идеи Бехтерева о комплексном (всестороннем) изучении человека получили свое продолжение в последующем развитии психологии.

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) — Основатель ленинградской психологической школы. Следуя традициям В. М. Бехтерева, выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке ("Человек как предмет познания",1969). Ананьев выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность.


Приложение 3

Петр Кузьмич Анохин (1898-1974)

Создатель теории функциональных систем, в которой определена динамическая последовательность: афферентный синтез – стадия принятия решения – акцептор результата действия – программа действия – результат деятельности – обратная афферентация от результата действия.


Приложение 4

Ричард Аткинсон, Atkinson (род.1929) — американский психолог, представитель когнитивной психологии. В качестве методологических оснований ориентировался на „компьютерную метафору“, проводящую параллель между познавательными процессами человека и преобразованием информации в вычислительном устройстве. В 1968 г. предложил свою трех компонентную модель памяти, в которой информация сначала попадает в сенсорные регистры, где хранится доли секунды в форме очень точного эквивалента внешней стимуляции; затем — попадает, подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в кратковременное хранилище, где постоянно восстанавливается за счет повторения в течение десятков секунд; после чего может быть переведена в долговременное хранилище, где она хранится в семантической форме на протяжении очень долгого времени.


Приложение 5

Бернштейн Николай Александрович (1896-1966) создатель концепций «физиологии активности» и уровней построения движений, автор трудов по проблемам психофизиологии трудовых, спортивных и др. движений и действий в норме и патологии, психологии труда и др.


БРУНЕР (Bruner) ДЖЕРОМ СЕЙМУР (1915-)

— американский психолог, один из ведущих представителей когнитивной психологии. Занимался проблемами психологии детей раннего возраста. Исследовал потребности и ценности как организующие факторы воспитания, мышление и интеллект. („Психология познания“)


Приложение 6

Макс Вертгеймер (1880—1943)— один из основателей гештальтпсихологии. Вместе с двумя ассистентами, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой провёл исследования кажущегося эффекта движения изображений, предъявляемых на тахистоскопе, после чего опубликовал в 1912 свою известную статью «Экспериментальные исследования восприятия движения». Также занимался проблемами музыкального восприятия, мышления, психологии „примитивных народов“, парапсихологией. Известны его разработки „детектора лжи“. («Продуктивное мышление»,1943)

Курт Левин (1890-1947) - германо-американский психолог. Был близок к гештальтпсихологии. Используя физическое понятие 'поле' и принципы описания, принятые в топологии, разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. От анализа индивидуальной мотивации он перешел к изучению групповой динамики, трактуя группу как динамическое целое, сплачиваемое взаимодействующими внутри ее силами.


Приложение 7

Вундт (Wundt) Вильгельм (1832 – 1920) — немецкий психолог, физиолог и философ, основавший в 1879г. в Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. На основе понимания психологии как науки о непосредственном опыте, открываемом посредством интроспекции, он пытался выделить «простейшие элементы структуры сознания» (ощущения и элементарные чувства) – отсюда название направления его исследований – «структурализм». В качестве методологического эталона рассматривалась физиология, в силу чего психология Вундта получила название „физиологическая“. Исследование высших психических процессов, по его мнению, должно осуществляться при помощи других методов (анализ мифов, обрядов, религиозных представлений, языка), что нашло отражение в его труде „Психология народов“. В решении психофизической проблемы исходил из гипотезы параллелизма.

Приложение 8

Выготский Лев Семенович (1896-1934) — создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций.

В ранний период творчества (до второй половины 20-х гг.) Выготский разрабатывал проблему восприятия искусства. Несколько позже разрабатывает проблемы методологии и теории психологии. В последний этап своего творчества занялся проблемами соотношения мышления и речи, развития значений в онтогенезе.

Культурные знаки (прежде всего знаки языка) служат своего рода орудиями, оперируя которыми субъект формирует собственный внутренний мир. Основными единицами этого мира являются значения (обобщения) и смыслы. Психические функции, данные природой ("натуральные"), преобразуются в функции высшего уровня развития ("культурные"): механическая память становится логической, а импульсивное действие - произвольным. Все эти внутренние процессы — продукт интериоризации. Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем "вращиваются" в его сознание.

("История развития высших психических функций", 1931).

Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) —автор деятельностного подхода в психологии. Исследования А. Н. Леонтьева касаются проблем возникновения и развития психики в филогенезе и сознания - в антропогенезе, структуры деятельности и сознания. Провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание и память) как процесс интериоризации внешних действий во внутренние психические процессы («Развитие памяти», 1931). Опираясь на идеи культурно-исторической теории, выдвинул и детально разработал общепсихологическую концепцию деятельности. Содержание этой концепции тесно связано с проведенным Леонтьевым анализом развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающим механизмы происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека («Проблемы развития психики», 1959).

Родоначальник психологической династии – Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А.


Приложение 9

Лурия Александр Poмaнович (1902 – 1977) —основоположник отечественной нейропсихологии.

Работал совместно с Л.С.Выготским над созданием культурно–исторической концепции развития высших психических функций. Создатель теории системной динамической локализации высших психических функций и автор исследований по нейропсихологии речи, восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольных движений и действий. Занимался разработкой методов восстановления психических функций, которые были нарушены при локальных поражениях мозга.

Маслоу Абрахам (1908–1970) — американский психолог. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку через анализ его высших сущностных проявлений — любви, творчества, духовных ценностей. Маслоу создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность», 1954), в соответствии с которой утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его низшие потребности. Порядок при этом таков: 1)физиологические потребности; 2) потребность в безопасности; 3) потребности в любви и привязанности; 4) потребности в признании и оценке; 5) потребность в самоактуализации — реализации потенций, способностей и талантов человека. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся. Такие люди — самоактуализирующиеся личности, — являясь примером нормального развития, максимально полно воплощают человеческую сущность.


Приложение 10

Иван Петрович Павлов (1849 1936) - крупнейший русский физиолог, открывший условный рефлекс. Первый российский ученый, удостоенный Нобелевской премии (1904)

  Открытые И.П.Павловым закономерности ВНД: 1) принцип замыкания условных (временных) нервных связей (возбуждение в одном участке коры под действием безусловного раздражителя в сочетании с возбуждением в другом участке коры под действием нейтрального раздражителя при многократном повторении формирует устойчивую временную связь - условный рефлекс); 2) принцип торможения этих связей (если во время действия условного раздражителя начинает действовать другой, то действие первого затормозится с последующим угасанием); 3) принцип генерализации и концентрации в коре г.м. (всякий условный раздражитель дает сначала генерализованное – разлитое - возбуждение, которое затем начинает концентрироваться в участках коры); 4) закон взаимной индукции процессов возбуждения и торможения (если один участок коры находится в состоянии возбуждения, то в другом участке коры, функционально с ним связанным, возникает торможение)    

Приложение 11

Пиаже Жан (1896–1980) — швейцарский психолог. Выдвинул концепцию стадиального развития психики. В первых работах («Речь и мышление ребенка», 1923) детально проанализировал качественную специфику детского мышления. Выдвинул положение о том, что главной отличительной характеристикой его познавательной деятельности является эгоцентризм, в силу которого он смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей.

Пиаже разработал особую логическую систему, позволяющую описать развитие психики ребенка как трансформацию совершаемых им действий (операций). Из системы реальных внешних действий (сенсомоторный интеллект), которые координируются в целостные системы и превращаются в действия внутренние (интериоризация), возникает логико-математический строй человеческого познания. От стадии конкретных операций (которую Пиаже датировал младшим школьным возрастом) мышление переходит на стадию формально-логических операций, завершающуюся к 15 годам («Психология интеллекта», 1946). Принципы операциональной концепции интеллекта Пиаже считал ключевыми для понимания эволюции мышления в различные исторические эпохи и для различных областей знания, разработав, исходя из этого положения, особое направление исследований, названное им генетической эпистемологией

Приложение 12

Рубинштейн СергейЛеонидович(1889-1960). С. Л. Рубинштейном на основе системно-деятельностного подхода была разработана целостная и стройная философско-психологическая концепция человека, его деятельности, поведения и сознания, психической и духовной жизни. В обобщающем труде «Основы общей психологии» (1940)он изложил систему психологических знаний.

 

Иван

Михайлович

Сеченов (1829-1905)

   
 

В 1863 году была опубликована работа Сеченова под названием «Рефлексы головного мозга». Против автора было возбуждено судебное преследование, а на книгу был наложен арест. Под запретом она находилась более года.

В «Рефлексах головного мозга» И. М. Сеченов впервые приоткрыл завесу над темной до тех пор областью психических явлений. Ученый дал физиологическое объяснение психическим явлениям и выражениям чувств. Сеченов показал, что великую тайну сознания можно раскрыть методами естественных наук.

В Париже в лаборатории Клода Бернара Сеченову удалось сделать научное открытие, которое обессмертило его имя в мировой науке: производя опыты на лягушках, он открыл в их головном мозге наличие особых механизмов, подавляющих или угнетающих рефлексы – так был открыт закон центрального торможения.


Приложение 13

Скиннер Фредерик (1904-1990) — американский психолог, представитель современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию «оперантного» (от «операция») научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. Сначала Скиннер изучал оперантное поведение на животных, разработав методики и приборы («Поведение организмов», 1938), но затем распространил свою концепцию на психотерапию и обучение в школе, став инициатором программированного обучения.

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886–1950) — грузинский психолог. Основатель теории установки как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования психики в процессе целенаправленной активности субъекта. Трактовал психологию как науку о целостной духовной личности, мотивы и поступки которой могут носить неосознаваемый характер. («Общая психология», 1940; «Экспериментальные основы психологии установки», 1949).


Приложение 14

Зигмунд Фрейд (1856 -1939) австрийский психиатр, основатель психоаналитического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой неврозы и психологические проблемы человека вызваны взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: