Этапы становления и развития налогообложения

Налоговая система, составная часть финансовой системы.

Налоги возникают одновременно с появлением первых государств, когда формируется государственный аппарат управления и принуждения, на содержание которого требуются средства. Формирование налога как экономической категории связано с развитием товарно-денежных отношений в обществе.

Налогообложение присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Понятие «налог» – эволюционирующая категория, содержание которой изменяется вслед за развитием породившего ее государства. На каждом этапе развития общества понятие «налог» уточняется, дополняется новыми характеристиками. Данный процесс осуществляется одновременно с развитием теоретических воззрений на государство, на основные цели его функционирования, формы существования и методы управления обществом.

Говоря о развитии налогообложения, как правило, выделяют три периода.

Первый период включает в себя хозяйственные системы Древнего мира и Средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов.

На этом этапе налоги и механизмы их взимания пребывают в зачаточном состоянии. Поскольку управление государством не предполагало расходования каких-либо общественных средств, то и не было нужды в значительных поступлениях в казну. За исключением периодов ведения войн, подати (в виде обязательных платежей как в натуральной, так и в денежной форме), взимались с побежденных народов и иноземцев и воспринимались как выражение зависимости, т. е. налоги служили признаком несвободного человека.

В средневековом обществе налоги все еще не являлись основным источником доходов государства. Основными источниками государственных доходов (не считая военной добычи) являлись домены (государственное имущество, казенные земли и леса). Первоначально они были собственностью государя и одновременно являлись источниками доходов государства. Это были частно-правовые, а не публично-правовые доходы.

Другим важным источником государственных доходов являлись регалии, т. е. доходные прерогативы казны. Определенные отрасли производства, виды деятельности поступали в исключительное ведение казны, были изъяты из гражданского оборота, из сферы деятельности населения. Существовало множество регалий: например, судебная, таможенная, монетная; регалией могла быть объявлена промышленность в целом, с установлением обязанности платить пошлины при регистрации предприятия или выборе патентов; регалиями также объявлялись новые товары (табак, кофе, какао, предметы роскоши).

Отличительной чертой взимавшихся в те времена налогов была самостоятельность оценки налогоплательщиком своих возможностей по внесению необходимых сумм в казну государства.

Налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически сюзерены предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов.

Говоря о втором периоде, следует отметить, что усложнение общественных отношений и развитие государственности диктовало объективную необходимость усиления государственного аппарата, что обусловило замену «случайных» налогов стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В конце XVII – начале XVIII в. наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся важнейшим источником доходной части бюджетного устройства, происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги.

Замена временных и чрезвычайных налогов на регулярные и всеобщие платежи вызвало неприятие их населением. Данное обстоятельство потребовало от финансовой науки теоретического обоснования такого явления, как налоги. Возникают теории, объясняющие и, более того, оправдывающие налогообложение.

Налоговые теории стали формироваться в качестве законченных учений начиная с XVII в. Особое место в развитии теории налогообложения принадлежит представителям классической политической экономии. А. Смит впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Третий период развития налогообложения начинается в XIX в. Данный этап отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе, наряду с развитием финансовой науки, происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения.

Исключительно важными для развития налогообложения в XX в. явились формирование кейнсианской теории и экономической теории предложения. Согласно теории Дж. М. Кейнса, налог является не только фискальным инструментом, но и универсальным финансовым инструментом экономического регулирования.

Свойства налога

Налог – эволюционирующая категория, однако конкретное содержание налога всегда определяется тремя факторами:

· экономическим строем общества;

· социальной политикой государства;

· конкретными целями стратегии развития государства.

По мере эволюции понятия налог сформировались основные отличительные признаки налога:

· Императивность, или обязательность. Согласно Конституции РФ (ст. 57, гл. 2), «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». При невыполнении обязательств государство применяет заранее определенные санкции.

· Односторонний характер установления налогов.

· Безвозвратность и безвозмездность. Лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму каких-либо благ, т. е. отсутствует четкая взаимосвязь между уплатой налога (передачей материальных ценностей) и совершением определенных действий общественными органами управления.

· Уплата в денежной форме.

· Налоги не являются целевыми отношениями. Целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Данный признак отличает налог от сборов.

Налоговым кодексом РФ (НК РФ) закреплены следующие определения налога и сбора (ч. 1, ст. 8).

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сборы от налогов отличают присущий первым целевой характер взимания и индивидуально-возмездный, компенсационный характер.

Необходимо отметить, что до введения в действие НК РФ российское законодательство не проводило четкого разграничения понятий «налог», «пошлина», «сбор», ограничиваясь общей констатацией. В Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. в едином определении обязательного платежа упоминались налог, сбор, пошлина и другие платежи. С принятием НК РФ в налоговой системе стали предусматриваться два вида налоговых платежа: налог и сбор.

Функции налогов

В отечественной и зарубежной литературе отсутствует единое мнение по поводу функций налога как экономической категории. Большинство авторов признают за налогом две функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция – основная функция налогов, которая состоит в формировании бюджетного фонда государства. Граждане отказываются от части своих прав и передают их государству, рассчитывая на то, что государство успешнее реализует определенные функции, связанные с «провалами» рынка.

Регулирующая функция налогов проявляется при проведении целенаправленной налоговой политики, построении самой налоговой системы, включающей в себя как определенные льготные режимы налогообложения, так и возможности снижения или повышения «обычных» ставок налогов, что, в свою очередь, влияет на инвестиционные процессы в экономике, спад или рост производства, а также его структуру.

Ряд авторов выделяют еще две функции налогов: социальную и контрольную, отнесем их к дополнительным (косвенным) функциям налогов.

Социальная функция налогов направлена на устранение или сглаживание тенденции социального общественного расслоения. Осуществляется данная функция через неравное налогообложение разных сумм доходов индивидуумов.

Контрольная функция налогов состоит в использовании государством налоговых механизмов в качестве альтернативного способа оценки результатов экономико-финансовой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: