Этапы становления мировой экономики

Номер этапа Продолжительность Характеристика
I XV-XVII вв.н.э. Зарождение мирового капиталистического рынка: - великие географические открытия, - появление колоний, - революция цен, - мануфактурный период
II XVIII-XIX вв.н.э. Формирование мирового капиталистического рынка, зарождение и развитие общемирового разделения труда: - промышленный переворот, - буржуазные революции, - переход от мануфактурной к фабричной системе
III Конец XIX – первая половина XX в.н.э. Формирование системы общемирового разделения труда и на этой основе всемирного хозяйства: - электротехническая революция, - двигатели внутреннего сгорания, - экономический раздел мира, - переход к монополистическому капитализму
IV С 50-х гг. XX в. до настоящего времени Функционирование системы общемирового разделения труда, усиление взаимозависимости экономик всех стран: - научно-техническая революция, - процессы интернационализации и интеграции

8 вопрос. КЕЙНСИАНСТВО - система реформистских взглядов, занимавшая господствующие позиции в западной экономической мысли в 30-60-х гг. XX в. Она сыграла важную роль в трансформации капиталистической экономической системы, в формировании в этих странах современной смешанной экономики, в которой государственное регулирование эффективно взаимодействует с механизмами рынка.

Английский экономист Дж. М. Кейнс (1886-1943) в своем главном труде «Общая теория занятости, процента и денег» ратовал за новый подход к капитализму. Он утверждал, что рыночный механизм сам по себе не может обеспечить полное использование ресурсов общества. Для нормального функционирования экономики необходимо вмешательство государства, проведение активной бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Поэтому говорят о кейнсианской революции в экономической науке.В основе кейнсианской макроэкономической теории лежит идея государственного регулирования совокупного спроса. Путем стимулирования государственных и частных инвестиций, расширения системы государственных заказов, увеличения расходов на социальные нужды предполагалось воздействовать на динамику реального производства. Кейнс показал, что именно инвестиции, а не сбережения, способствуют росту производства, который вызывает последующий рост доходов и новых сбережений. Это называется эффектом мультипликатора. Одним из средств расширения платежеспособного спроса и поддержания занятости Кейнс в отличие от своих предшественников считал политику повышения номинальной заработной платы. Основой кейнсианской модели экономического развития служила система государственных финансов: увеличение государственных расходов, прогрессивный рост налогообложения, бюджетные дефициты. ЛИБЕРАЛИЗМ - идеология, считающая высшей ценностью свободу человеческой личности, в экономике - экономическую свободу. В экономической науке впервые нашла наиболее яркое выражение в трудах основоположника классической школы экономической мысли А. Смита (1723-1790). Смит рассматривал свободную игру рыночных сил как наиболее эффективный механизм достижения не только частной, но и общественной выгоды. Он сформулировал концепцию «невидимой руки» рынка, действию которой не нужно мешать и которая сама все устроит наилучшим образом. Смит подчеркивал необходимость естественного хода экономических процессов. Государству в его системе отводилась роль «ночного сторожа», функции которого ограничивались охраной экономической свободы субъектов рынка. Дальнейшее развитие эти основополагающие идеи экономического либерализма получили в работах представителей неоклассического направления, которое до сих пор считается основным направлением - мейнстримом (mainstream - англ.) западной экономической мысли. Неоклассики не утратили веры в автоматический механизм свободного рыночного саморегулирования экономики. Они по-прежнему отрицают необходимость широкого вмешательства государства в экономическую жизнь и его эффективность. Вместе с тем государство выступает в неоклассических концепциях уже не просто в роли «ночного сторожа», а как активный фактор экономического процесса. В его задачу входит установление «правил игры» на рынке, формирование благоприятной конкурентной рыночной среды, ограничение монополистических тенденций.

9 вопрос. Мировой рынок — сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанная на международном разделении труда и других факторах производства. Мировой рынок развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за национальные границы. Мировой рынок можно охарактеризовать следующим образом:• мировой рынок связан с производством материальных благ и услуг, которое в поисках сбыта своей продукции вышло за национальные границы;• проявляется в перемещении материальных благ между странами и их группировками под воздействием спроса и предложения, причем не только внутренних, но и внешних;• обеспечивает для каждого производителя-участника мировой торговли возможность эффективного использования ограниченных, с точки зрения общества, экономических ресурсов, указывая, где они могут быть применены более рационально; при этом проблема выбора в экономике будет решаться уже не на уровне отдельной экономической системы, а в более глобальном — мировом масштабе;• осуществляет санирующую функцию, выбраковывая те товары, которые не способны обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.Главный внешний признак существования мирового рынка — передвижение товаров и услуг между странами. Международное движение материальных благ между странами может описываться разными категориями. Так, если речь идет об отдельной стране, используется термин «внешняя торговля», если же упоминается о торговых взаимоотношениях между двумя странами, уместно говорить о взаимной, двусторонней торговле. А вот применительно к международному обмену товарами и услугами между всеми странами уместно применить категорию «международная торговля». Международная торговля состоит из двух встречных товарных потоков — экспорта и импорта, это ее ключевые показатели.

10 вопрос. Классификация товарных рынков и функции мирового рынкаТоварный рынок - сфера реализации конкретного товара (услуги) или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера. Например, рынок продовольственных товаров и рынок алкоголя, рынок одежды и рынок мужских костюмов.Существует множество различных признаков классификации товарных рынков. Например, территориальный охват. По этому признаку товарный рынок можно подразделить на: внутренний (совокупный), внешний (мировой), региональный (экономический район, республика, город и т.д.). Товарные рынки могут различаться по характеру конечного использования товара: рынки товаров потребительского назначения (ТНП) и рынки товаров производственного назначения. Специфика рынков ТНП связана с тем, что эти товары рассчитаны на множество индивидуальных потребителей с их определенными вкусами, желаниями и поведением. Характерной особенностью товаров производственного назначения является их тесная связь с производственным процессом. Классификация товарного рынка может проводиться и по способности товаров удовлетворять потребности определенных групп потребителей: рынок мужской, женской одежды; рынок товаров для фотолюбителей, туристов, рыболовов, охотников и т.п. Различные типы товарных рынков могут быть выделены по срокам использования товаров: товары длительного пользования, среднего срока пользования, краткосрочные (одноразовые). Специфика такой классификации товаров особенно важна для процесса реализации продукции. Мировому рынку свойственны функции: - регулирующая – регулирует привлечение в производство товаров и услуг всех видов экономических ресурсов стран мира в пределах международного разделения труда соответственно с внешним спросом и предложением, интернациональными (мировыми) ценами; - стимулирующая – стимулирует эффективное использование факторов производства и развитие научно-технического прогресса, расширения ассортимента товаров и услуг;- информационная – предоставляет информацию субъектам международных экономических отношений (МЕВ)о возможности и условиях наиболее прибыльного использования надлежащих им экономических ресурсов в тех или других регионах и странах мира;- санирующая – “выбраковывает” из международного обмена товары и товаропроизводителей, которые не обеспечивают международный стандарт качества при конкурентных ценах; - интеграционная – объединяет субъектов МЕВ в одно целое, способствуя формированию единого экономического пространства в пределах мировой экономики;

- социальная – дифференцирует субъектов МЕВ, а с другой стороны, предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в пределах национального хозяйства.

12 вопрос.Экспортные барьеры.Ограничение внешней торговли может касаться как импорта, так и экспорта. Некоторые страны вводят налог на экспортируемые товары. Например, в Канаде на экспорт пшеницы. В США налогообложение экспорта запрещено. В основе политики налогообложения экспорта часто лежит упование на монопольное положение страны на мировом рынке. Вынуждающее зарубежные страны переплачивать за импортируемый товар. Демпинг - это международная дискриминационная политика в ценах, при которой экспортирующая сторона продает свой товар на каком-либо одном зарубежном рынке дешевле, чем на другом (обычно отечественном). Различают несколько видов демпинга.Разбойничьим демпингом называется временное установление низких цен, направленное на вытеснение конкурента с данного рынка, и восстановление уровня цен по достижении цели. Постоянный демпинг продолжается неограниченное время. К демпингу прибегают во время экономических мировых потрясений.Когда факт демпинга удается доказать, государство, обычно под нажимом конкурирующих с импортом фирм, вводит антидемпинговый тариф. Применение этой меры санкционировано международным законодательством. Антидемпинговые пошлины, скорее всего, снизят всеобщее благосостояние, но в импортирующей стране оно, вероятно, повысится.

11 вопрос. Торговая политика - это политика воздействия государства на международную торговлю через налоги, субсидии, регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности. В торговой политике осуществляется постоянное взаимодействие двух противоположных тенденций: либерализации и протекционизма. Политика либерализации (свободной торговли) имеет целью усиление конкуренции, открытие внутреннего рынка для иностранных товаров и капиталов. Она базируется на теории сравнительных преимуществ и ведет, в конечном итоге, к более эффективному размещению мировых экономических ресурсов и, следовательно, более высокому уровню благосостояния мирового сообщества. Протекционизм - политика, направленная на защиту (закрытие) внутреннего рынка от иностранных товаров и захват внешних рынков (создание благоприятных условий для развития сельского хозяйства и молодых отраслей, увеличение внутренней занятости и пр.). Протекционизм связан с установлением торговых барьеров, а либерализацияс их отменой. Инструменты политики протекционизма: - тарифы или таможенные пошлины;- импортные квоты; - нетарифные барьеры; - добровольные экспортные ограничения; - экспортные субсидии и компенсационные пошлины; - демпинг, антидемпинговые мероприятия. Тариф или таможенная пошлина представляет собой наиболее часто используемый инструмент в торговой политике. Сущность этого инструмента выражается в акцизном налоге на импортируемый товар. Тариф может вводиться для того, чтобы обеспечить взимание средств в казну государства, такой тариф называют фискальным. В отдельных случаях тариф или таможенную пошлину вводят для того, чтобы ограничить, или свести к минимуму ввоз отдельных импортных товаров, в данном случае можно говорить о наличии протекционистского тарифа.Следующим инструментом торговой политики является импортная квота. Этот инструмент протекционистской политики государства обеспечивает установление максимально возможных объемов импорта по отдельным товарам и за определенный период времени. Эксперты в сфере мировой экономики считают импортную квоту одним из самых эффективных инструментов сдерживания международной торговли. Это обусловлено тем, что она полностью запрещает импорт товара сверх определенного лимита. Нетарифные барьеры представляют собой ограничения международной торговли с помощью системы лицензирования, то есть приобретения лицензий на торговлю определенным товаром. Повышая цену лицензий, а также ограничивая их количество, государство может в оптимальных границах ограничивать импорт того или иного товара. Добровольные экспортные ограничения представляют собой инструмент ограничения экспорта на добровольных началах. Цель таких добровольных ограничений это стремление избежать введения более жестких барьеров в отношении импорта. Экспортные субсидии и компенсационные пошлины - это нетарифные инструменты торговой политики, с помощью которых стимулируется экспорт товаров с использованием государственных дотаций и льгот. Демпинг - это серьезный инструмент проведения протекционистской политики, сущность этого способа заключается в международной ценовой дискриминации. Демпинг относится к так называемым запрещенным приемам ведения торговой политики. Особенную опасность представляет долговременный демпинг. Для борьбы с этим инструментом могут вводиться антидемпинговые пошлины.

14вопрос.ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВТО) – международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма.ВТО функционирует с 1 января 1995, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением. (153 страны). Принципы ВТО:1)Принцип наибольшего благоприятствования или принцип не дискриминации. 2)Принцип национального режима. Данный принцип устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов.3) Принцип зашиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количественные ограничения (квоты), стандарты и др.4) Принцип создания устойчивой основы торговли. Обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных Договаривающимися сторонами.5) Принцип содействия справедливой конкуренции. 6) Общее запрещение количественных ограничений импорта. Такие ограничения до сих пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами. Исключение составляют случаи применения количественных ограничений в целях защиты платежного баланса и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего производства. 7)Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах. В данном случае предусматриваются «изъятия» и применение «защитной оговорки». «Изъятия» означают возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговыми обстоятельствами. «Защитная оговорка» предполагает возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в увеличивающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям.8) Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отношении друг друга. Основные принципы:Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции,предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации. Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными. Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила ииметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

15 вопрос.Поиск своей ниши в системе МРТ независимой Россией происходит достаточно сложно, противоречиво и во многом стихийно. Либерализация внешнеэкономической деятельности способствует процессу открытия российской экономики мировому рынку. Россия всё больше включается в систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как позитивные, так и негативные аспекты.Позитивным моментом является то, что Россия может приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат их собственного производства. В свою очередь, при экспорте собственной продукции страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних.Вместе с тем к концу 90-х годов в структуре российского экспорта и импорта закрепилось крайне неблагополучное сочетание факторов производства, преобладают такие факторы, как сырьё и неквалифицированный труд. Ухудшается экологический фон внешней торговли. В российском экспорте стабильно растет доля неблагополучных в экологическом отношении отраслей, а в импорте увеличивается объём поступления товаров, не безвредных для здоровья человека.С распадом СССР специализация России сохранила топливно-сырьевую направленность. Такая специализация в действительности отражает объективные закономерности экспорта существующих избыточных факторов производства в России-нефти и газа. Для современной международной специализации России помимо нефти и газа становится характерной и продукция некоторых других отраслей промышленности, отличающихся, как правило, низкой технологичностью и экологичностью. В их числе - черная и цветная металлургия, базовая химия, целлюлозно-бумажная промышленность.Что касается участия России в международном разделении труда со своей готовой продукцией, то пока перспективы малообнадёживающие. Определенные возможности просматриваются только у электротехнического машиностроения, включая общее машиностроение и производство специализированного промышленного оборудования, в рамках расширения технического содействия и производственной кооперации с традиционными партнерами в регионах СНГ и Восточной Европы, а Магистральное направление мирохозяйственной стратегии России состоит в развитии наукоемкой готовой продукции (авиационное машиностроение, научные приборы и инструменты, средства телекоммуникаций, некоторые виды химической продукции, фармацевтические товары). Вся эта продукция имеет устойчивые и растущие рынки сбыта за рубежом. Для обеспечения прошлых позиций по вышеназванным направлениям наукоемкой готовой продукции на мировом рынке России нужна существенная финансовая, информационно-консультационная, маркетинговая инфраструктура государственной поддержки соответствующих производств. Только при такой поддержке, а также агрессивной экспортной политике Россия сможет перевести накопленный интеллектуальный и технологический потенциал в конкурентные преимущества на мировом рынке.

16 вопрос.Международное движение труда и капитала – таковы две ведущие формы мировых экономических отношений (наряду с торговлей и обменом технологиями). Международное движение капиталов представляет собой процесс вывоза капитала с целью его «самовозрастания». Суть процесса сводится к изъятию части капитала из национального оборота в одной стране и включению в производство (или иное обращение) в других странах. Базовым договором по этой проблеме стал Римский договор. Он состоялся в 1957 году и ознаменовал создание ЕЭС - европейского экономического сообщества или «общего рынка». Однако процесс действительной либерализации начался гораздо позже и продолжается по сей день.Сегодня создание общего рынка капиталов возможно при соблюдении еще ряда условий: обеспечение удовлетворительного уровня защиты вкладчиков;высокие «стандарты прозрачности», информирования инвесторов и акционеров; равные условия конкуренции на финансовом рынке; платежеспособность банков и других финансовых учреждений. В отличие от международной торговли, которая получила широкое распространение еще с древних времен, вывоз капитала стал возможным лишь тогда, когда в промышленно развитых странах накопление капитала достигло значительных размеров и образовался его относительный «избыток». Этот «избыток», или несоответствие между размерами накопления капитала в промышленно развитых странах и возможностями его приложения в тех же странах, делает вывоз капитала необходимым.Роль, которую играет вывоз капитала, различна для стран, экспортирующих и импортирующих капитал. Экспортирующие страны (т.е. откуда уходит капитал) еще называют в экономической литературе «странами базирования». Импортирующие страны называют «принимающими странами», а капитал – «ввозимым». Принято считать, что вывоз капитала замедляет экономическое развитие экспортирующей страны. С другой стороны, ввоз капитала ускоряет экономическое развитие принимающих стран. В современных условиях миграция капитала разрешает ряд экономических противоречий. Во-первых, преодолеваются проблемы внутреннего производства, проблемы ограниченности ресурсов и их эффективного использования. Во-вторых, расширяется товарный экспорт в связи с тем, что вывоз капитала становится средством поощрения вывоза товаров за границу. В-третьих, меняется роль и место транснациональных корпораций (ТНК), и все большая часть национальной экономики включается в интернациональный воспроизводственный процесс, ускоряются темпы научно-технического прогресса.

17 вопрос.Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране, его перенакопление. Важнейшими причинами вывоза капитала являются: 1. Несовпадение спроса на капитал и его предложение в различных звеньях мирового хозяйства. 2. Появление возможности освоения местных товарных рынков. При этом капитал экспортируется для того, чтобы проложить дорогу экспорту товаров, стимулировать спрос на собственную продукцию. В этих целях не только осваиваются имеющиеся рынки, но и создаются новые.3. Наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы. Так, к примеру, немецкий рабочий в обрабатывающей промышленности "стоит" в 4 раза выше тайваньского, в 9 раз выше бразильского или мексиканского и в 54 раза больше россиянина. 4. Стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в специальных (свободных) экономических зонах. 5. Более низкие экологические стандарты в принимающей стране, нежели в стране - доноре капитала.6. Стремление окольным путем проникать на рынки третьих стран, установивших высокие тарифные или нетарифные ограничения на продукцию той или иной международной корпорации. Например, Израиль и Южная Корея ввели запрет на импорт автомобилей из Японии. Однако, такой запрет не распространяется на ввоз автомобилей, производимых в филиалах японских фирм, функционирующих в США. Каковы факторы, способствующие и стимулирующие вывоз капитала? 1. Растущая взаимосвязь и взаимоувязка национальных экономик, являющихся движущей силой, активизирующей вывоз капитала. Интернационализация производства оказывает огромное воздействие на международное движение капиталов, способствуя его ускорению. 2. Экономическая политика промышленно развитых стран, направленная на привлечение значительных объемов капитала для поддержания темпов экономического роста, уровня занятости, развития передовых отраслей промышленности.3. Экономическое поведение развивающихся стран, стремящихся с помощью привлечения иностранного капитала дать существенный импульс для своего экономического развития, вырваться из "порочного круга бедности".4. Важными стимуляторами являются международные финансовые организации, направляющие и регулирующие поток капиталов. 5. Международные соглашения об избежание двойного налогообложения доходов и капиталов между странами способствуют развитию торгового, научно-технического сотрудничества, привлечению инвестиций. Каковы основные формы международного движения капитала?Движение капитала, его использование осуществляется в форме:Прямых инвестиций в промышленные, торговые и другие предприятия. Основными формами прямых инвестиций являются: открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов; создание совместных предприятий на контрактной основе; покупка или аннексия ("приватизация") предприятий страны.Портфельных инвестиций (в иностранные облигации, акции, ценные бумаги);Среднесрочных и долгосрочных международных кредитов (или займов) ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям;Экономической помощи: бесплатно и в виде льготных кредитов (беспроцентных, низкопроцентных).

22. Современное мирохозяйственное положение промышленно развитых странГруппа стран с развитой рыночной экономикой к началу XXI в. насчитывает немногим менее 40 государств, расположенных в Западной Европе, Северной Америке, Азии, Австралии и Океании. 29 из них объединены в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а 7 государств (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Канада, Италия) называют Большой семеркой Севера. Именно эти страны определяют как направления развития всей системы мирового хозяйства, так и тенденции социально-экономического прогресса во всех государствах и регионах мира.Одним из основных показателей уровня экономического развития отдельных стран и их группировок является размер ВВП на душу населения. Развитые страны сконцентрировали на своей территории значительную часть мировою общественного производства. При численности населения в 840,5 млн человек (14,2% от общей численности жителей Земли) в 1997 г. они произвели ВВП стоимостью 18 070 млрд долл. (52,8% мирового объема). Другой важной отличительной чертой экономики индустриальных стран является неравномерность социально-экономическою развития отдельных стран, их различных группировок в отдельные периоды, что непосредственно связано с цикличностью развития рыночной экономики. Она выражается в различных темпах роста общественного производства, производительности труда, различиях в уровне доходов на душу населения и т.д. Если в начале XIX в. лидером в мировой экономике была Англия, то к концу XIX в. она уступила свое первенство США, но продолжала сохранять ведущие позиции в Западной Европе. В начале XX в. быстро укрепили свои позиции в мировой экономике Германия и Франция.В последние десятилетия XX столетия усилились процессы выравнивания уровней экономического развития. Этому способствовали освоение достижений НТР, развитие интеграционных процессов в Западной Европе и Северной Америке деятельность ТНК, создавших сеть зарубежных филиалов, по сути «вторую экономику». 24 тыс. ТНК, составляющие сегодня основу мирового экономического порядка, имеют штаб-квартиры в 14 из наиболее развитых стран мира, а 407 из 500 крупнейших промышленных, сервисных и сельскохозяйственных корпораций принадлежат странам Большой семерки. Эти 500 крупнейших ТНК производят сегодня более 1/4 общемирового объема товаров и услуг.На основе достижений второго этапа НТР (80—90-е годы), получившего название микроэлектронной революции, начался переход наиболее развитых стран к новой «информационной цивилизации», или постиндустриальному обществу. Его основной чертой является соединение достижений НТР со все более социально ориентированной рыночной экономикой, а главной движущей силой — производство и потребление не материальных благ, а различных информационных ценностей, бурное развитие информатики и телекоммуникаций, постоянное обновление и быстрое внедрение передовых технологий, Увеличение выпуска наукоемкой продукции, совершенствование системы организации и управления всеми сферами жизнедеятельности общества. Главным фактором развития становится человек с его интеллектом, высоким уровнем образования и профессиональной подготовки, деловой и общественной активности.В последние десятилетия наблюдается усиление социальной ориентации экономики развитых стран, так как человеческий Фактор во многом определяет конкурентоспособность стран в Мировом хозяйстве.Вместе с тем усиление социальной ориентации экономики связано с демографическими процессами в развитых странах, особенно западноевропейских. Речь идет о старении населения, которое выражается в увеличении относительной доли лиц пожилого возраста (старше 65 лет) в обшей численности населения.

23.Особенности экономического развития СШАВедущее положение США в мировой экономике обеспечивается главным образом их превосходством над другими странами по масштабу и богатству рынка, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиций и банковского капитала. 1. Чрезвычайно высокая емкость внутреннего рынка обеспечивает США уникальное место в мировой экономике. Самый высокий объем ВВП в мире означает, что США расходуют больше любой другой страны на текущее потребление и инвестиции. Важным фактором, характеризующим потребительский спрос в США, является общий высокий уровень доходов относительно другихстран. В США к началу 90-х годов сложилась устойчивая структура хозяйства, в котором преобладающий удельный вес принадлежит производству услуг. Их доля в ВВП составляет более 70%, доля материального производства – около 30%, продукции сельского хозяйства – около 2,0%. 2. США обладают самым крупным в мире научно-техническим потенциалом. Ежегодные ассигнования на НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) в США превышают подобные расходы Британии, Германии, Франции и Японии вместе взятых. В 1992 г. общие расходы на НИОКР в США превысили 160 млрд. долл. 3. США продолжают оставаться крупнейшим в мире производителем продукции высоких технологий, или, как ее принято называть, наукоемкой продукции: их доля в мировом производстве этой продукции составляла в начале 90-х годов свыше 36%, (доля Японии – свыше 20%, ФРГ – около 9,0%).4. Еще одной сферой, где американцы удерживают очень прочные позиции, является обработка накопленных массивов знаний и предоставление информационных услуг. 5. Ядро научно-технического потенциала США составляют кадры высококвалифицированных ученых и инженеров, занятых в проведении научных исследований и разработок.

24.Роль и место Японии в современном мировом хозяйствеЯпония - высокоразвитая страна. К настоящему времени по своему экономическому потенциалу прочно закрепилась на 2-м после США месте в капиталистическом мире. На сегодняшний день Япония вместе с США и Западной Европой составляет "тройку" важнейших экономических центров мира. На долю Японии приходится шестая часть мирового промышленного производства. Страна занимает первое место по производству судов, автомобилей, тракторов, металлообрабатывающего оборудования, бытовой электронной техники, роботов. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, ее ВВП, подсчитанный на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Нынешние позиции Японии в Мировом хозяйстве - результат ее экономического развития во второй половине текущего столетия. В 1938г. на ее долю приходилось всего 3% мирового производства. В основном осуществлен переход к новой модели экономического развития страны, ставящей во главу угла задачу, прежде всего внутреннего потребления, а не экспорта. В сельском хозяйстве преобладает мелкое крестьянское землепользование. Обрабатывается 14,8% земельной площади. Основная сельскохозяйственная продукция - рис. Другие отрасли - птицеводство, производство овощей и фруктов. Развито рыболовство (1-е место в капиталистическом мире).Основные товары экспорта: машины и оборудование, электроника, металлы и металлоизделия, химические продукты; импорта: промышленное сырье и полуфабрикаты, топливо и продовольствие. Структура импорта отражает процессы международной специализации промышленности, интернационализации хозяйства и бедность минеральной отечественной базы. Японию отличает самая низкая среди промышленно развитых стран степень самообеспеченности сырьем и топливом, страна почти полностью зависит от ввоза многих видов минерального и сельскохозяйственного сырья. Она выступает крупным покупателем минерального сырья на мировых рынках. На Японию приходится свыше 30% мирового импорта железной руды, свыше 19% руд цветных металлов, каменного угля, хлопка и шерсти.

25.Особенности экономического развития Германии. Роль в Европейском союзеЭкономика Германии характеризуется хорошо развитой инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой. В экономической системе Германии выделяется несколько специфических черт.Экономика Германии организована по принципу социально-рыночной экономики, характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Данная экономическая модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако, основной упор делается на социальном обеспечении. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее равномерное распределение социальных благ в обществе. Второй особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому они активно вмешиваются в процесс принятия бизнес-решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.Также для экономики Германии характерна высокая степень индустриализации. По сравнению со многими развитыми странами мира здесь очень большую долю в производстве ВВП составляет промышленность — основное направление специализации Германии в мировой экономике.В Германии, в силу исторически обусловленных причин, наблюдается неравномерное экономическое развитие в рамках территории страны. Интеграция и модернизация экономики востока Германии остается проблемой, требующей времени и больших финансовых затрат. Ежегодные вклады федерального правительства здесь составляют около 100 млрд долларов.Ещё одной особенностью немецкой экономики является её экспортная ориентированность. Государство заинтересовано в открытом рынке и за последнее десятилетие были достигнуты значительные расширения присутствия на мировом рынке. В 1952 году вместе с Бельгией, Францией, Италией, Люксембургом и Нидерландами, Федеративная Республика Германии основала Европейское объединение угля и стали (ЕОУС); а в 1957 г. - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Благодаря договору о слиянии в Европейские сообщества (ЕС) от 1965 г. были созданы единые органы управления для ЕОУС, ЕЭС и Евратома.экономическое и политическое объединение 27 европейских государств.[4] Нацеленный на региональную интеграцию. С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между 22 странами-членами Шенгенским соглашением. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.


27.Этапы, направления и итоги экономических реформ в КитаеНачало экономической реформы относится к концу 1978 г., когда 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва объявил о проведении в жизнь политики “реформы и открытости”. Суть преобразований - коренное изменение старой экономической системы, ставшей препятствием для развития производительных сил, и постепенная замена ее новой, способной придать этому развитию динамичный характер. Реформа, таким образом, представляет собой своеобразную революцию, ее главная задача - освобождение и эффективное развитие производительных сил.Реформа началась с сельского хозяйства, что отвечало требованиям того времени. Аграрные преобразования были связаны с отменой народной коммуны и заменой ее семейным подрядом и единой коллективной собственностью. Практически все 800 млн крестьян получили право на свободное сельскохозяйственное производство. В основном отменена система госзаготовок, освобождены цены на большинство видов сельскохозяйственной продукции. Реформа вывела аграрный сектор из застоя, помогла ему вступить на путь специализации и повышения товарности. В деревне появились предприятия, созданные по инициативе крестьян, - волостно-поселковые. Они создали новые рабочие места, способствовав тем самым решению проблемы излишней рабочей силы в сельском хозяйстве, повышению жизненного уровня крестьян, модернизации сельского хозяйства, а также развитию реформы в целом. 3-й пленум ЦК КПК двенадцатого созыва (1984 г.) впервые выдвинул концепцию плановой товарной экономики, отбросив традиционное представление о несовместимости планового и товарного хозяйства. В городах в соответствии с принципом отделения права хозяйствования от права собственности отобран ряд предприятий, которым предоставили большую свободу действий. Постепенно они должны стать самостоятельными самофинансирующимися экономическими субъектами и выходить на рынок непосредственно в качестве товаропроизводителей. На предприятиях введен налог на прибыль вместо старой системы сдачи части прибыли, установлена система ответственности за результат предпринимательства на основе подряда, преобразована система планирования и ценообразования в целях усиления рыночных рычагов. Четыре города - Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу - были объявлены специальными экономическими зонами. Вслед за ними 14 приморских городов, четыре региона в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, юго-восточная часть провинции Фуцзянь, регион в районе Бахайского залива стали открытыми экономическими зонами. На острове Хайнань создана одноименная новая провинция, а сам он стал специальной экономической зоной. Все эти города и районы получили различные инвестиционные и налоговые льготы для привлечения иностранного капитала и технологий, заимствования эффективных методов управления у иностранных партнеров. Быстрое развитие их экономики способствовало эффективному росту в масштабе страны. Результаты: Образовалась многоукладная экономика. Госпредприятия дают сегодня 48,3% промышленнойпродукции, коллективные - 38,2, частные, в том числе с иностранным участием, - 13,5%.

В городах реформа госпредприятий пока не дала таких же положительных результатов, как вдеревне, хотя определенные сдвиги имеются. Вводится система “ современных предприятий ”, требующая четкого разграничения прав и ответственности между предприятием и центральной администрацией. Началось образование групповых предприятий, ставших основными участниками рынка.В деревне сформировалась двухслойная хозяйственная система на основе сочетания коллективной собственности и семейного подряда.Глубокие изменения произошли в системе ценообразования. Цены на большинство видов продукции стали свободными.Преобразованы налоговая, банковская, валютная и инвестиционная системы. Введены налоги на добавленную стоимость, единый подоходный налог для предприятий, система распределения налогов между центральным правительством и местными администрациями. На долю центра при этом приходится большая часть налоговых поступлений. Формируется рыночный механизм, который играет все большую роль в экономической жизни страны. Помимо рынка товаров начали создаваться рынки капиталов, машин и оборудования, рабочей силы, других необходимых для производства элементов. Таким образом, рынок будет играть основную роль в распределении экономических ресурсов. Таким образом, социально-экономические результаты реформы свидетельствуют об успешности ее проведения.

30.Российская Федерация в системе международного разделения труда. Преимущества и конкурентные слабости российской экономики.Поиск своей ниши в системе МРТ независимой Россией происходит достаточно сложно, противоречиво и во многом стихийно. Либерализация внешнеэкономической деятельности способствует процессу открытия российской экономики мировому рынку. Россия все больше включается в систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как позитивные, так и негативные аспекты.Позитивным моментом является то, что Россия может приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат их собственного производства. В свою очередь, при экспорте собственной продукции страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних.Вместе с тем к концу 90-х годов в структуре российского экспорта и импорта закрепилось крайне неблагополучное сочетание факторов производства, преобладают такие факторы как сырье и неквалифицированный труд. Подобное участие в международном разделении труда, такая международная экономическая специализация хотя и может быть оправдана складывающейся ситуацией переходного периода, никак не соответствует долгосрочным, перспективным интересам России, ее роли и возможностям в мировом экономическом сообществе.С распадом СССР специализация России сохранила топливно-сырьевую направленность. Для более поздней международной специализации России помимо нефти и газа становится характерной и продукция некоторых других отраслей промышленности, отличающихся, как правило, низкой технологичностью и экологичностью. В их числе - черная и цветная металлургия, базовая химия, целлюлозно-бумажная промышленность.В новом веке Россия вышла на более высокие, чем в развитых странах, темпы экономического роста. Опыт последних лет показывает, что при сохранении нынешней модели развития она уже в начале второго десятилетия вполне может решить поставленную задачу удвоения ВВП. Однако при таком сценарии страна будет по-прежнему двигаться по т. н. "нижнему пути" к конкурентоспособности. Он характерен тем, что в качестве средства конкурентной борьбы на мировых рынках странами используется главным образом снижение издержек производства и внутренних цен на промышленную продукцию, в том числе за счет привлечения иностранных инвесторов с помощью предоставления в их распоряжение более дешевых трудовых и природных ресурсов. Между тем, многие страны догоняющего развития продвигаются к конкурентоспособности и экономическому росту по "верхнему пути", непременными атрибутами которого являются ускоренное освоение новейших мировых знаний и технологий, развитие собственных НИОКР и инновационного производства.Российское правительство, которое поставило своей задачей модернизацию и диверсификацию экономики, предпринимает меры для того, чтобы началось движение по второму пути. С этой целью реформируются национальная инновационная система и академическая наука, началось формирование особых экономических зон, в том числе технико-внедренческих, созданы инвестиционный фонд и т.д.По расчетам Правительства, реализация программы позволит отраслям промышленности, выпускающим инвестиционную и конечную продукцию, развиваться опережающими темпами. Ожидается, что такие сдвиги создадут предпосылки для диверсификации отечественного экспорта, основными направлениями которой должны стать развитие экспорта услуг, продукции оборонных отраслей и сельского хозяйства. Примечательно, что в программе нет упоминаний о необходимости опережающего роста экспорта продукции машиностроения и готовой продукции.

Отечественные прогнозисты сходятся на том, что в ближайшие годы наша страна останется для остального мира источником сырья и материалоемкой продукции и рынком сбыта готовых изделий. Они указывают, что и в обозримой перспективе поставки природных ресурсов и полуфабрикатов останутся важным направлением специализации России в МРТ. Вместе с тем, по их мнению, в случае реализации экономической политики, стимулирующей инновации, к середине века можно ожидать роста как экспортных, так и импортозамещающих возможностей отраслей потребительского сектора (сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности), технологичных обрабатывающих секторов (машиностроения, химии и нефтехимии) и сферы услуг.

31. Участие России в международном движении капиталов весьма специфично. Доля России в общемировой величине иностранных инвестиций не превышает 1%. А это свидетельствует о следующих тенденциях в привлечении иностранных инвестиций в России: 1. Годовые объемы привлеченных иностранных инвестиций незначительны и неадекватны огромным потребностям страны. Мизерно значение иностранных инвестиций на душу населения. 2. В структуре накопленных в РФ иностранных инвестиций лидируют США, Германия, Франция, Великобритания, Кипр, Италия. 3.Наиболее привлекательными для иностранного капитала сферами российской экономики являются финансы, черная и цветная металлургия, топливно-энергетический комплекс, добывающая промышленность, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, торговля и общественное питание.Объем и структура иностранных вложений в российской экономике отражает инвестиционный климат, который, по мнению иностранных инвесторов неудовлетворителен. Речь идет, прежде всего, о правовой нестабильности и постоянно изменяющейся системе регулирования, что делает непредсказуемыми результаты хозяйственной деятельности и рентабельности инвестиционных проектов; о слаборазвитой рыночной инфраструктуре; о недостаточной разработанности законодательства относительно страхования, залога и гарантий, о низком уровне личной безопасности инвесторов и т.п. Жесткая налоговая система также дестабилизирует инвестиционную деятельность.Экспорт капитала из России осуществляется, главным образом, в форме «бегства» капитала. Легальное бегство капитала происходит преимущественно в виде роста зарубежных активов российских коммерческих банков, покупки иностранных ценных бумаг и притока иностранной наличной валюты в Россию для ее продажи желающим. Нелегальное бегство капитала складывается из непереведенной из-за рубежа экспортной выручки и предоплаты непоступившего импорта, контрабандного экспорта. Ежегодный вывоз капитала из России составляет несколько десятков миллиардов долларов, значительно превосходя ввоз капитала в страну.Выезд из России граждан на постоянное место жительства не стал массовым, хотя и достаточно заметным - среднегодовая численность эмигрантов в 1990-1997 гг. в страны дальнего зарубежья составила в среднем 100-105 тыс. человек. Десятки тысяч наших сограждан работают таким образом в Венгрии, тысячи - в Германии и США. (Легально выехавших в США гораздо больше. Только в Нью-Йорке проживают несколько сотен тысяч русскоязычных иммигрантов.). На первый план выходит экономическая эмиграция, обусловленная ухудшением экономического положения, неясностью перспектив экономических реформ, неэффективностью системы социальной защиты населения, падением жизненного уровня. В 90-х гг. возникло такое принципиально новое для России явление, как бизнес-эмиграция, т.е. эмиграция предпринимателей, связанная не с экономическими трудностями и лишениями, а со стремлением к политической и экономической стабильности, с опасением потери достигнутого уровня благосостояния и отсутствием перспектив для бизнеса. Помимо проблемы внешней миграции весьма серьезно в настоящее время встала для России проблема иммиграции, преимущественно из стран ближнего зарубежья, а также из некоторых развивающихся стран Азии и Африки.Развитие международного научного и научно-технического сотрудничества определено в качестве одного из основных принципов и направлений осуществления государственной научно-технической политики. По инициативе Миннауки России за последние годы создан Российско-Китайский "Центр высоких технологий", основной задачей которого является изучение рынка технологий обеих стран и обеспечение их эффективного практического применения. В этих же целях учреждено Российско-Германское Бюро по совместной инновационной деятельности. Взаимному обмену информацией и выработке согласованных рекомендаций служит Международный консультационный совет по научной и инновационной деятельности стран Центральной и Восточной Европы. Подготовлен банк данных российских технологий для справочно-информационной системы Российского центра науки и культуры в Берлине. Развитие международного научно-технического сотрудничества сдерживается определенными трудностями- это, во-первых, острый дефицит бюджетного финансирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: