Методы государственного регулирования развития регионов различных типов и их экономическая безопасность

В социальной сфере:

♦ механизм содействия трудоустройству демобилизованных военных, переселенцев, беженцев из стран ближнего зарубежья и регионов военных конфликтов, лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

♦ формирование специальных фондов национального возрождения малочисленных народов и этнических групп;

♦ выделение финансовой помощи малоимущим категориям населения из фонда социальной поддержки населения в конкретных регионах;

♦ изменение районных коэффициентов к зарплате в проблемных регионах.

В экономической сфере:

а) для старопромышленных районов:

♦ освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий, конверсию военного производства и НИОКР;

♦ введение льготной системы амортизационных отчислений;

♦ субсидирование расходов на переподготовку работников, высвобождаемых в результате рационализации производства, перепрофилирования предприятий и объявления части из них банкротами;

♦ предоставление налоговых льгот и страховых гарантий иностранным инвесторам, содействующим крупным структурным и технологическим изменениям;

♦ выделение льготных государственных и коммерческих кредитов;

♦ внедрение конкурсной контрактной системы;

♦ реализация комплекса экономических стимулирующих мер по поддержке приоритетных направлений предпринимательства;

б) для кризисных (депрессивных) районов:

♦ выделение государственных отечественных и иностранных инвестиций и субвенций в рамках федеральных и региональных программ;

♦ использование средств специальных бюджетных и внебюджетных региональных фондов;

♦ использование льготных региональных нормативов налоговых отчислений (по налогу на прибыль, НДС и др.) с целью увеличения финан­совой базы бюджетов проблемных или приоритетных регионов;

♦ привлечения частного отечественного и иностранного капитала, а также средств специальных фондов для решения крупных региональных экономических проблем;

в) для осваиваемых районов, районов зоны Севера:

♦ введение государственных льгот и компенсаций для переселенцев и проживающих в этих районах;

♦ исключение практики автоматической передачи субвенций и предоставления льгот всем работающим, распространив ее преимуществен­но на тех, кто работает по контракту;

♦ внедрение мер, стимулирующих выезд избыточного населения;

♦ использование особого режима приватизации;

♦ стимулирование предпринимательства для создания предприятий, специализирующихся на углубленной переработке сырья и отходов промышленного производства;

♦ льготные условия налогообложения и экспортной деятельности для привлечения частного иностранного капитала, создания совместных предприятий;

♦ государственная поддержка предпринимателей, участвующих в создании продовольственных и рекреационных баз в южных районах Сибири с целью обеспечения населения Севера продовольствием;

г) для свободных экономических зон и приграничных районов:

♦ снижение или отмена таможенных пошлин, экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону и реэкспортируемых из нее (в свободных торговых транзитных зонах);

♦ введение льготного торгового и таможенного режима, льготного финансирования и налогообложения, стимулирование иностранных инвести­ций в производственную сферу (в экспортных промышленных зонах);

♦ предоставление налоговых, регистрационных льгот и Информационных услуг для иностранных и отечественных фирм, особый режим страхования и банковских операций, льготное налогообложение для определенных видов доходов и специальные условия кредитования (в
банковских и страховых зонах);

♦ поддержка внедренческих фирм путем страхования коммерческих кредитов, продвижения на внешний рынок отечественных разработок путем понижения обложения прибыли индексации амортизационных отчислений и других мер по воздействию на экономическую ситуацию (в технологических зонах);

д) для регионов, находящихся в экстремальной ситуации:

♦ предоставление права предприятиям свободно реализовывать на мировом рынке определенную долю продукции (нефти, газа, золота, алмазов);

♦ привлечение целевых кредитов иностранных банков в газовую промышленность Тюменского Севера;

♦ формирование тыловых сельскохозяйственных баз для обеспечения продовольствием зоны Севера;

♦ увеличение доли валютной выручки, оставляемой в регионах (Дагестан, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Чувашия, Карелия, регионы Дальнего Востока) для обеспечения населения продовольствием, медикаментами, поддержки малоимущих слоев населения;

♦ использование специальных региональных фондов и федеральных программ развития регионов;

♦ механизм гарантий от политических рисков в форме залога в районах с нестабильной ситуацией;

♦ санкции против районов, прекративших перечислять средства в pecпубликанский бюджет Российской Федерации (прекращение финансирования всех федеральных расходов на территории, прекращение таможенного оформления всех внешнеторговых грузов, отзыв ранее выданных квот и лицензий на вывоз стратегических видов сырья, прекращение выдачи централизованных кредитов), окажут негативное воздействие на предпринимательскую деятельность в регионах (Башкортостан, Татарстан, Якутия, Чечня).

В экологической сфере:

♦ предоставление компенсаций, льгот (пенсионное обеспечение, санаторно-курортное обслуживание и др.) и надбавок пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС (в Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областях), а также находящихся в радиационном следе ПО «Маяк» (Уральский регион);

♦ введение территориально-дифференцированных плат за пользование землей в городской и сельской местности, курортных зонах;

♦ реализация государственной программы мониторинга земель, создание многоуровневой системы прогноза устранения негативных экологических процессов (финансирование за счет федерального бюджета и средств от взимания платы за землю);

♦ предоставление преимущественного права заключения договоров и получения лицензий на использование возобновляемых природных ресурсов родовым общинам, семьям отдельных представителей малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания;

♦ создание особого режима проживания в районах экологического бедствия;

♦ отчисления в территориальные экологические фонды за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, штрафы за причиненный экологический ущерб;

♦ введение льготных условий приватизации природоохранных объектов.

В сфере национальных и межэтнических отношений:

♦ предоставление льготного кредитования и возможность приобретения жилья для репрессированных народов и переселенцев вследствие межэтнических конфликтов;

Э кономическая безопасность региона - это «состояние, при котором отсутствуют, сведены к минимуму или устранены внутренние и внешние угрозы сохранения социально-экономического и финансового потенциала региона ниже уровня, достаточного для повышения благосостояния населения».

В качестве критерия безопасного состояния региона здесь выступает рост благосостояния населения. На наш взгляд, рост благосостояния, несомненно, является целью социально-экономического региона. Однако, отсутствие роста или незначительное снижение благосостояния населения не всегда являются признаками экономически опасного состояния, при котором велика вероятность разрушения социально-экономической системы региона.

С учетом обеих стороны понятия «безопасность», категорию «экономическая безопасность региона» можно определить как совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, обеспечивающих отсутствие угроз ее устойчивому развитию, независимости и интеграции с экономикой Российской Федерации. Критерием принадлежности к экономически безопасному состоянию является устойчивое развитие региона.

Под устойчивым развитием региона понимается такое развитие региональной социально-экономической системы, при котором в ответ на некоторое малое воздействие, система возвращается в исходное или близкое к нему состояние. А потеря устойчивого развития означает "обвальное ухудшение показателей качества жизни населения территории, которое приводит к нарушению взаимодействия основных параметров рассматриваемой системы".

Несомненным достоинством подхода является доступность информации по ИЭБ для типологизации регионов по уровню экономической безопасности. Однако, индикаторы, выраженные как отношение показателя в рублях на душу населения не позволяют корректно осуществлять сравнение значений индикаторов во времени, т.к. при этом не учитываются инфляционные процессы. Кроме того, перечень индикаторов не отражает совокупности факторов, которые могут привести к значительному ухудшению ситуации по предлагаемым индикаторам.

На наш взгляд, набор ИЭБ должен отражать первоисточники угроз протекающих негативных процессов в различных сферах жизнедеятельности общества. Условиям, предъявляемым к набору ИЭБ, наиболее всего удовлетворяют индикаторы, разработанные Институтом экономики УрО РАН (Приложение). Они наиболее полно охватывают перечень факторов, отражающих угрозы устойчивому развитию экономики региона.


Учитывая особенности проблем обеспечения экономической безопасности региона, необходимо выработать особую систему параметров, учитывающих специфику конкретной территории. Существующие системы показателей оценки экономической безопасности ориентированы преимущественно на федеральный уровень власти. Однако, учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей безопасности для регионов.

Целями применения подобной методики являются:

— оценка кризисных ситуаций и угрозы их возникновения в социально-экономической сфере региона;

— оценка влияния местных кризисных ситуаций на национальную безопасность субъекта Федерации и России в целом;

— разработка и обоснование программно-целевых мероприятий по обеспечению экономической безопасности.

Следует отметить, что более показательным и удобным в использовании является функциональный анализ уровня экономической безопасности. Такой анализ позволяет выявить недостатки и резервы реализуемого комплекса мер по обеспечению каждой из функциональных составляющих экономической безопасности и безопасности территории в целом, а также дать возможность скорректировать функциональную систему обеспечения его экономической безопасности.

Возможный алгоритм анализа:

Определение структуры негативных воздействий по каждой функциональной составляющей экономической безопасности территории. Разделение объективных и субъективных негативных воздействий.

Оценивается вероятность наступления отдельных негативных воздействий, а также ущерб в случае их наступления с тем, чтобы оценить вероятный размер ущерба.

Формируется список мер, которые были предприняты к моменту проведения оценки уровня его экономической безопасности для устранения влияния негативных воздействий. Такие списки мер формируются по каждой из функциональных составляющих и по каждому негативному воздействию внутри каждой составляющей. Если в прошлом были приняты какие-либо превентивные меры по предупреждению определенных негативных воздействий, их также необходимо включить в список мер, даже если ожидавшиеся негативные воздействия так и не имели места.

Оценка эффективности принятых мер с точки зрения нейтрализации конкретных негативных воздействий по каждой из функциональных составляющих экономической безопасности. Оценка эффективности принятых мер может производиться экспертами, проводящими общую оценку экономической безопасности данной территории или специально приглашенными лишь для этой цели, на основании оценки отношения экономического эффекта, полученного от реализации оцениваемых мер, предотвращенного с помощью этих мер возможного ущерба к совокупным затратам на реализацию комплекса мер и стоимости понесенного ущерба по функциональной составляющей.

Определение причин недостаточной эффективности мер, принятых для устранения уже имеющихся негативных воздействий и предотвращения возможных, а также определение ответственных за низкую эффективность реализации принятых мер.

Выработка рекомендаций по устранению и предупреждению негативных воздействий.

Оценка стоимости каждой из предлагаемых мер по устранению негативных воздействий и определение исполнителей, ответственных за реализацию предлагаемых мер.

Актуален вопрос о величине удельного веса каждой из составляющих безопасности при их агрегировании. Если какие — либо показатели линейно или нелинейно зависят друг от друга, то в информационной системе присутствует ненужная информация, искажающая результаты анализа, прогнозирования и, как следствие, результаты планирования. Поэтому необходим множественный анализ всей совокупности заданных показателей.

Функциональная составляющая безопасности Ожидаемый ущерб Предотвращенный ущерб Реализовавшийся ущерб Удельный вес
Экологическая       15%
Информационная       8%
Финансовая       20%
и т.д.       57 %
Общий ущерб       100%

Для выделения наиболее важных направлений можно применять расчет удельного веса отдельных составляющих безопасности в общем ущербе.

Пример анализа экономической безопасности, представляемый в представительный орган власти:

Название прогнозируемого негативного воздействия Вероятность Оцениваемый ущерб Вероятный ущерб (2*3)
Авария на трубопроводе 30% 1 000 тыс. руб. 300 тыс. руб.
Перебои в поставке определенного жизненно важного товара 50% 700 тыс. руб. 350 тыс. руб.
Хищения цветных металлов 90% 500 тыс. руб. 450 тыс. руб.
И так далее      

Представительный орган принимает решение о том какие негативные воздействия следует уменьшить в первую очередь. Соответственно, в случае, если негативные воздействия нельзя преодолеть с помощью законодательных мер, соответствующим исполнительным органам власти дается задание разработать и представить на рассмотрение данные в соответствии с требованиями алгоритма анализа. На основе данных анализа представительный орган власти может принять решения о финансировании целевых программ по обеспечению экономической безопасности.

Создание карт функционального анализа позволяет решать одновременно целую совокупность важнейших проблем обеспечения экономической безопасности. Оценивая значения финансовых параметров ущербов от ожидавшихся, реализовавшихся и предотвращенных негативных воздействий, можно получить достоверное представление о масштабах потенциального, предотвращенного и понесенного ущерба от совокупности негативных воздействий на его экономическую безопасность. Также через анализ удельных весов функциональных ущербов в совокупном ущербе можно достаточно точно оценить значимость функциональных составляющих экономической безопасности.

Расчет удельных весов функциональных составляющих экономической безопасности на основе анализа ущербов позволяет определить однородный параметр исследования, трудноизмеримый другими способами функциональных составляющих экономической безопасности, и поэтому этот метод является весьма эффективным при решении проблемы оценки функциональных составляющих экономической безопасности.

Современные информационные технологии позволяют формировать модели управляемых систем с учетом не только значений входных ретроспективных данных, но и с учетом структуры взаимодействия этих данных в конкретном экономическом процессе. Существуют возможности вариантного моделирования с учетом нелинейных взаимосвязей, восприятие искаженных входных данных, способность к оперативному уточнению сформированной модели управляемого процесса при дополнении необходимой информации.

Приоритетными задачами региональной политики, направленной на повышение экономической безопасности регионов, в настоящее время являются:

— поддержка жизненно важных для населения региона предприятий и объектов инфраструктуры;

— обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности населения;

— оказание содействия преимущественному развитию предприятий наиболее прибыльных и перспективных на данный период, а также предприятий, имеющих долгосрочные экономические преимущества в общей системе территориального разделения труда;

— развитие региональной инфраструктуры.

Рассмотрение экономической безопасности региона должно осуществляться в рамках экономической безопасности Российской Федерации. Необходимы отдельные подметодики, которые ранее предлагались как самостоятельные и универсальные для мониторинга экономической безопасности регионов, такие как:
- методика мониторинга экономической безопасности регионов на основе оценки их бюджетного потенциала;
- методический подход к организации мониторинга безопасности на основе диагностики экономических интересов регионов с выходом на ключевые индикаторы безопасности;
- методические основы мониторинга безопасности предпринимательства в регионе;
- организация мониторинга в бюджетно-финансовой сфере;
- диагностика региональных заимствований;
- мониторинг нормативно-правовых актов обеспечения безопасности региона;
- мониторинг демографической ситуации в регионе.
Кроме того, необходима институциональная проработка предложенных теоретических предпосылок ведения мониторинга экономической безопасности регионов:
- регламентация последовательности мониторинга;
- разработка форм документов - отчетных, распорядительных, методологических;
- определение порядка взаимодействия заинтересованных сторон и т.д.
Для определения уровня экономической безопасности региона в настоящее время используются различные методы. Укрупненно их можно представить в виде следующих групп:
- методы, основанные на определении и мониторинге основных макроэкономических показателей и сравнении их с пороговыми значениями, а также использовании индикативного анализа;
- методы экспертной оценки для ранжирования территорий по уровню угроз;
- методы, основанные на использовании относительных темповых показателей по основным макроэкономическим показателям и динамике их изменений;
- методы математического аппарата, в том числе многомерного статистического анализа, теории игр с природой и т.п.;
- методы, основанные на использовании экономических инструментов при оценке последствий угроз безопасности через количественное определение материального ущерба.
Однако используемые методы имеют определенные ограничения:
- определение тех показателей, сравнение которых с пороговыми значениями позволит дать комплексную оценку состояния экономики страны, является проблематичным;
- субъективность экспертных оценок;
- необходимость применения строгого математического аппарата заметно ограничивает число показателей, которые могут быть использованы;
- трудоемкость и неоднозначность вычислительных процедур, а также сложность в четкой идентификации угрозы и ущерба.
Итак, основные концептуальные вопросы оценки экономической безопасности регионов можно сформулировать следующим образом:
1. Необходимо использовать как методики оценки предприятий (бизнеса), так и макроэкономической методологии для сравнительной оценки, иными словами, адаптация одновременно методик для надструктуры (государства) и для подструктуры (предприятия) является основополагающей предпосылкой для дальнейшего анализа.
2. Необходимо ответить на три основных вопроса: набор первичных показателей; порядок согласования и сопоставимости; способ перехода на уровень комплексного показателя.
3. Необходимо учесть две тенденции: регион обладает потенциалом объективным и приобретенным, т. е. целесообразно рассчитывать два показателя, отражающих, соответственно, потенциал региона и эффективность использования этого потенциала, эффективность развития, учитывающую как раз приобретенные характеристики, описывающие результативность управления и т.п.
4. Возможность применения разрабатываемого инструментария для оценки различного набора регионов, а также для сравнения со среднероссийскими значениями или агрегированными показателями.
5. При проведении сравнительной оценки потенциала региона необходимо учитывать следующие основные принципы:
- комплексность оценки, обеспечивающая учет всех важнейших составляющих показателей;
- системность оценки, предполагающая учет взаимосвязей базовых показателей и характеристик регионального развития;
- достоверность исходных данных при выборе базовых показателей регионального развития;
- соответствие системы индикаторов задачам ежегодного анализа и прогнозирования экономического и социального развития регионов;
- максимальная информативность результатов оценки уровня развития регионов, обеспечивающая возможность принятия оптимальных решений на федеральном и региональном уровнях государственного управления.

Концептуальные вопросы - поле анализа
6. Возможность постоянного мониторинга ситуации; вариативность методики в зависимости от целей исследования, что должно достигаться расчетом обоснованных весовых коэффициентов.
7. Необходима разработка «дерева целей» для структуризации проблемы анализа потенциала региона. Кроме того, для управленческих задач необходимо формирование целей в количественно-временном измерении.
8. При разработке системы мониторинга экономической безопасности и оценки состояния региона целесообразно определиться, какая эффективность будет положена в основу анализа: ресурсная или целевая.
Для субъектов, принимающих решения, актуальной является целевая эффективность. Регион представляется как целенаправленная и многоцелевая система, имеющая неоднородные внутренние и внешние цели, самостоятельные подцели отдельных подсистем, систему показателей измерения целей, многообразные стратегии их достижения и т.д.
Но вместе с тем социально-экономическая система региона имеет сложную внутреннюю структуру, в составе которой могут быть декомпозированы подсистемы: население, производство, непроизводственная сфера, экология, пространство, финансы, внешняя экономическая сфера и т.п. Что в свою очередь склоняет чашу весов в сторону анализа ресурсной эффективности. Это также не противоречит заявленной задаче мониторинга экономической безопасности региона через оценку потенциала региона и эффективности использования этого потенциала.
Подробной разработки требуют и концептуальные вопросы определения показателей (см. рисунок). Ключевой здесь является проблема разработки единообразных критериев, а также возможность доступа к обширному статистическому материалу. Критически необходимо присутствие единого информационного центра обработки информации. Но подобные действия могут привести к потере гибкости, вариативности и адаптивности самого процесса мониторинга, методологическим основам которого необходимо постоянное развитие.
Отметим, что в рассматриваемых методиках можно выделить три основные группы показателей:
- основаны на наличии единого показателя (чаще представляют собой относительные значения в расчете на душу населения);
- основаны на декомпозиции через агрегированные группы первичных показателей;
- основаны на определении ущерба (интегральная компромиссная оценка уровня социально-экономической безопасности региона).
Отдельно отметим, что в числе указанных показателей имеются:
- те, которые необходимы в дальнейшем для осуществления процедур согласования и приведения первичных показателей в сопоставимый вид;
- кроме того, необходимы показатели не только исследуемого региона, а также средние общероссийские значения данных показателей, и, по возможности, средние значения по федеральному округу, к которому относится исследуемый регион.
Основные концептуальные вопросы оценки экономической безопасности регионов, связанные с показателями, можно сформулировать следующим образом:
1. Необходимы простота, доступность и однозначность первичных показателей и агрегированных групп.
2. Необходимо использовать современные статистические данные в соответствии с основными трендами социально-экономического развития.
3. Необходимо учитывать объективные натуральные показатели, характеризующие состояние региона (которые будут определять потенциал региональной системы).
4. Возможность отслеживать данные первичные показатели во времени и в относительном значении (что будет характеризовать эффективность использования потенциала региона). А также рассмотрение расширенного набора групп показателей. Необходимо соблюдение правила Фурье (собирать одинаковую размерность всех членов однородного уравнения).
5. Первичные показатели для определения эффективности использования потенциала региона должны учитывать природные и психологические (связанные с интересами людей и др.), а также производственные факторы. Показатели должны учитывать частные задачи развития социально-экономических систем, реализуемые в рамках единой модели, которые могут отражать различные типы отношений или аспекты функционирования объекта (балансовые, технологические, поведенческие, структурные, экологические, демографические, экзогенные и др.).
6. Возможность использования разрабатываемого инструментария анализа как для целей долгосрочного планирования, так и для принятия краткосрочных решений.
7. Показатели должны отражать основные угрозы экономической безопасности региона.
8. Для анализа возможно применить стратификацию. Стратификация является общим принципом системного моделирования и используется при анализе и синтезе сложных систем на основе методов моделирования. Стратифицированная структура модельного комплекса для мониторинга экономической безопасности региона через его социально-экономическое развитие представляет собой агрегированные группы, предлагаемые для дальнейшего рассмотрения: природные ресурсы; человеческие ресурсы; экономические и финансовые ресурсы; производственные ресурсы; институциональные и информационные ресурсы, социальные ресурсы; административные и политические ресурсы; риски.
Обобщенный подход к оценке потенциала региона на основе анализа существующего инструментария позволяет сформировать иерархическую структуру показателей и выполнить построение агрегированных показателей, характеризующих социально-экономический уровень развития региона. Система показателей социально-экономического развития региона представляет собой сложную иерархическую структуру с множеством частных показателей, в которую в зависимости от задачи управления могут включаться критерии, отражающие социальный, экономический, природный и другие эффекты моделируемого развития.
В свою очередь агрегированные показатели дают общую оценку состояния социально-экономической структуры и включают демографические, социально-профессиональные, трудовые и общественно-политические параметры, а также параметры, отражающие условия жизни, труда и быта населения региона.
Величина потенциала является необходимым, но недостаточным условием для эффективного социально-экономического развития региона и его экономической безопасности. Движение по траектории устойчивого регионального развития, определяющееся экономическим, социальным и прочими направлениями, детерминировано реализацией комплексных потенциальных возможностей региона. Их величину можно рассматривать как эффективность использования потенциала региона. Для определения эффективности использования потенциала региона необходимо использовать более широкий диапазон агрегированных групп показателей.
Иными словами, экономическую безопасность применительно к региону можно трактовать:
1. Как обеспеченность региона ресурсами (самодостаточность, экономическая независимость) в трактовке через интегральный показатель - потенциал региона:
- агрегированные группы: природные ресурсы, человеческие ресурсы, экономические и финансовые ресурсы, производственные ресурсы и т.д.
- инструментарий: относительный показатель (доля), декомпозиция, взвешенное суммирование и т.д.
2. Как участие в кооперации и интеграции с другими регионами.
3. Как эффективное использование потенциала (стабильность, устойчивость, способность к саморазвитию и прогрессу) - интегральный показатель:
- агрегированные группы: природные ресурсы, человеческие ресурсы, экономические и финансовые ресурсы, производственные, институциональные и информационные, административные, социальные ресурсы; риски и т.д.;
- инструментарий: базисные индексы изменения, декомпозиция, взвешенное суммирование приведенных значений и т.д.

Cфера применения Оценка регионов в целях определения эффективности их развития, мониторинга их экономической безопасности
1. Декомпозиция    
Количество уровней    
2. Интегральная оценка (уровень 1) Потенциал региона Эффективность использования потенциала
3. Уровень декомпозиции 2    
Способ приведения в сопоставимый вид Доля в суммарном потенциале -
Способ перехода к более высокому уровню Взвешенное суммирование Взвешенное суммирование коррекция на потенциал региона
4. Уровень декомпозиции 3    
Способ приведения в сопоставимый вид Корректировка на принадлежность федеральному округу, влияние макроэкономической (страновой) нестабильности; расчет специфических показателей Темпы прироста, базисные индексы изменения
Способ перехода к более высокому уровню Переход к относительным величинам Взвешенное суммирование в агрегированные группы
5. Набор первичных показателей Определяется индивидуально

В общем виде концептуально предлагаемую методику можно записать:
Потенциал региона = (Сумма долей частных ресурсных потенциалов)/ (Количество элементов в потенциале);
Эффективность использования потенциала = (Сумма произведений базисных индексов изменения соответствующего элемента и его значимости (веса)/ (Количество элементов).
Вопрос определения весовых коэффициентов требует отдельной разработки.
Мониторинг экономической безопасности регионов на базе их сравнительной оценки и определения эффективности развития территорий (в координатах потенциал региона - эффективность его использования) представляется современной и востребованной практикой методологической основой для дальнейшего совершенствования систем управления территориями, а также оперативного отслеживания возникающих угроз в рамках обширного сценарного поля, как для отдельного региона, так и для группы регионов (см. таблицу).
Мониторинг экономической безопасности, конечно же, не является абсолютно универсальной и единственно необходимой методологической основой для дальнейшего прогрессивного развития государства, экономики и общества. Однако представляет собой достаточно важный и вполне своевременный инструмент в том числе прогнозирования и проведения государственной политики в регионах, позволяющий осуществлять обратную связь между центром и периферией, а также защитить государственные интересы в регионах.

Экономическая безопасность региона — комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона, обязательно предполагающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.

В идеальном случае экономическая безопасность региона идентифицируется, с одной стороны, с интересами его населения, а с другой — с интересами Российской Федерации в целом. В реальной же практике интересы региона зачастую заменяются понятием «местнические интересы», интересы Российской Федерации — интересами федерального центра, а интересы населения — интересами отдельных слоев населения.

Во внутренней структуре экономической безопасности региона можно вычленить три важнейших блока.

1. Экономическая независимость, которая носит относительный характер ввиду экономико-политической зависимости региона от федерального центра и взаимосвязанности экономик субъектов Федерации. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля региональной власти за региональными ресурсами (в рамках предоставленных федеральным центром полномочий); достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкуренто-способность и позволяет на равных участвовать в межрегиональной и международной торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

2. Стабильность и устойчивость региональной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах; создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности; сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т.д.).

3. Способность к саморазвитию и прогрессу — создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работников и т.д.

Традиционно развитие (или деградация) системы рассматривается в рамках достаточно плавных и относительно стабильных экономических процессов, описываемых зависимостями, близкими к линейным. Однако в результате реализации внешних или внутренних угроз в системе не исключено возникновение кризиса, т.е. ситуации переломного характера.

Разработка программы экономической безопасности должна опираться на четкое осознание современных угроз, весьма многообразных и имеющих разную степень остроты. В качестве наиболее серьезных из них можно выделить следующие: нарастающий спад производства; разрушение научно-технического потенциала; деиндустриализация экономики; опасность утраты продовольственной независимости; рост безработицы и ослабление трудовой мотивации; увеличение внешнего и внутреннего долга; криминализация экономики; увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности; рост дефицита бюджета.

В комплексе мер, формирующих систему экономической безопасности региона, решающее значение принадлежит упреждению зарождающихся угроз.

С позиций экономической безопасности важно оценивать и прогнозировать влияние всех ожидаемых угроз, а также экономических и неэкономических воздействий на их ход, а главное — выявлять возможность резкого катастрофического спада и критического порога. Одновременно с прогнозно-аналитической возникает и обратная задача, состоящая в разработке и реализации системы мер, направленных на недопущение наступления кризиса и на преодоление критического порога.

Проблема экономической безопасности региона имеет объекты на пересечении с другими возможными сферами: общественной, экологической, информационной. Поэтому проблему экономической безопасности необходимо рассматривать как собственно в экономической сфере, так и в областях пересечения экономики со смежными сферами. Особенно четко это пересечение просматривается в условиях чрезвычайных ситуаций.

При всем многообразии чрезвычайных ситуаций их экономические последствия качественно достаточно сходны и могут быть описаны такими экономическими понятиями, как «выбытие ресурсов», «дезорганизация производства», «изменение целей и задач управления экономическими процессами», «прямые убытки», «недополучение прибыли» и т.д.

Чрезвычайные ситуации в экономической системе могут быть вызваны и чисто экономическими либо политическими факторами, например решениями органов государственного управления. Своеобразие ситуации заключается в том, что, казалось бы, сравнительно незначительное воздействие способно инициировать цепь глубоких изменений в экономической системе часто с непредсказуемыми последствиями, а иногда и катастрофическими. Это требует экспертизы принимаемых решений на предмет их экономической безопасности.

В проблематике экономической безопасности в тесной связи с функционированием экономики в условиях чрезвычайных ситуаций можно выделить такую категорию, как компенсационный потенциал.

Компенсационный потенциал характеризует общую способность экономики региона реагировать на критические ситуации, предупреждать и преодолевать их, восстанавливать стабильность и устойчивость процессов хозяйственного, социального и экономического развития в случае их нарушения в том или ином секторе хозяйства, в том или ином районе.

Компенсационный потенциал включает в себя материальные запасы и резервы производственного и непроизводственного характера, специальные запасы и резервы, их территориальное размещение, адекватные дополнительные транспортные возможности для доставки материальных ресурсов в места локализации критических ситуаций, резервные мощности, особенно в энергетических отраслях, технические средства для проведения крупных восстановительных работ, поддержание резервных возможностей оказания социальной помощи и адаптации населения, финансовые (в т.ч. валютные) резервы, системы страхования, возможности межрегиональной, федеральной и международной поддержки, возможности благотворительных фондов, развитие компенсационной функции и мобильность систем здравоохранения, возможность мобильной переподготовки кадров

Таковы основные теоретические аспекты экономической безопасности региона. Их использование с учетом уже имеющихся заделов позволяет сформулировать основные направления работ, ориентированные на обеспечение экономической безопасности Нижегородской области.

Геннадий Сокольников, исполнительный секретарь Совета экономической безопасности Нижегородской области:

Под экономической безопасностью Нижегородской области понимается поддержание такого уровня функционирования хозяйственного и социального комплексов региона, при котором обеспечивается социально-экономическая стабильность, когда уровень жизни и условия жизнедеятельности населения отвечают минимальным стандартам.

Главная стратегическая цель обеспечения экономической безопасности на данном этапе состоит в восстановлении экономического роста промышленного производства, сельского хозяйства, возрождении научно-технического потенциала области, что должно привести к увеличению доходов бюджета, снижению безработицы, созданию приемлемых условий жизни и развития личности, повышению социальной защищенности.

В рамках решения Совета экономической безопасности разрабатывается система показателей экономической безопасности для расчета региональных пороговых значений.

Уже создана межведомственная лаборатория проблемно-ситуационного анализа, учредителями которой являются Администрация Нижегородской области, Нижегородский областной комитет государственной статистики, Волго-Вятская академия государственной службы, Нижегородский государственный университет, Нижегородский институт экономического развития, Нижегородский маркетинговый центр, фирма ТСС — генеральный дилер «ГАЗа».

Основные задачи лаборатории:

1. Научные разработки методов ситуационного анализа и оценок социально-экономической устойчивости в регионе.

2. Разработка активной информационно-технологической системы управления регионом.

3. Информационное обеспечение ТСП в рамках ассоциации «Большая Волга».

4. Подготовка вариантов управленческих решений.

Первые практические шаги этой лабораторией уже сделаны. С июля т.г. в целях выявления и предупреждения конфликтных ситуаций в области осуществляется ежемесячный мониторинг социально-экономической устойчивости городов, районов и области в целом. Полагаю, что данные мониторинга социально-экономической устойчивости городов, районов области являются руководством к действию со стороны глав администрации городов, районов и руководителей департаментов областной администрации для исправления возникающей социальной напряженности.

Создана информационно- справочная система «Губернатор», в состав которой, кроме стационарного компьютера, входит мобильный компьютер, который находится у губернатора в поездках по городам, районам области и за ее пределами.

Эта система позволяет иметь исчерпывающую оперативную информацию по показателям, определяющим уровень жизни населения, в том числе исполнение бюджета, выплаты заработной платы, пенсий, пособий, уровень безработицы и преступности в каждом городе и районе области. Еженедельная информация по данным показателям заносится в эту систему.

В качестве конкретного примера нашей деятельности можно привести заседание Совета экономической безопасности области, состоявшееся на минувшей неделе, где был рассмотрен ряд вопросов, в том числе:

1. «Эффективность использования государственной собственности на промышленных предприятиях Нижегородской области». Отмечено, что разработанная и утвержденная Концепция повышения эффективности управления собственностью в области легла в основу проекта программы 2001 года. Недостаточно эффективно используются пакеты акций, находящихся в госсобственности.

2. «Об организации системной работы по процедуре несостоятельности (банкротства) на предприятиях Нижегородской области».

По обоим вопросам принято решение об улучшении работы служб, более серьезном влиянии на работу предприятий со стороны промышленных департаментов. Особенно тех, которые имея сильный производственный потенциал, допустили большую кредиторскую задолженность, в том числе по налогам. К таким предприятиям должны быть немедленно применены меры принудительной санации.

Основная цель рыночных реформ в России — переход к новой модели хозяйствования, позволяющей занять достойное место в мировой экономике. Выбор такой модели осуществляется в рамках сложившейся структуры и имеющегося ресурсного потенциала, а также ориентации на внутренний и внешний рынок. Несмотря на значительный ресурсный потенциал национальной экономики и достаточно емкий российский рынок, сложилась экспортная ориентация отечественных производителей. Поэтому вопрос экономической безопасности во внешнеэкономической деятельности приобретает особое значение в перспективе.

Вместе с тем не утратят значения и те «пороговые» показатели для области, которые разрабатываются по основным экономическим критериям регионального уровня.

Большой интерес в экономическом плане представляет область со стороны внешних интересов (дальнего зарубежья), а также определенных структур других районов.

Мониторинг пороговых значений будет продолжаться в будущем столетии с соответствующими поправками на достигнутый рост производства и сложившуюся ситуацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: