Дать сравнительную характеристику результатов количественного определения бендазола гидрохлорида(дибазола) методом алкалиметрии способом прямого титрования в присутствии спирта и хлороформа:
а) провести титрование бендазола гидрохлорида(дибазола) 0,1 моль/л раствором гидроксида натрия в присутствии 5 мл этанола в 5-и повторностях;
б) провести титрование такой же навески бендазола гидрохлорида 0,1 моль/л раствором гидроксида натрия в присутствии 5 мл хлороформа в 5-и повторностях.
В том и другом случае индикатор - фенолфталеин. Сделать статистическую обработку полученных данных, сопоставить относительные отклонения использованных методов. Записать в виде приложения к протоколу методику определения и результаты расчетов, сделать выводы.
Ожидаемые результаты развиваемых компетенций на занятии
Студент должен знать:
· реакции дифференциации производных пиразола и имидазола;
· теоретические основы ацидиметрии, броматометрии, аргентометрии, йод-хлорометрии, кислотно-основного титрования в неводных средах, ионно-обменной хроматографии, фотоколориметрии;
|
|
· особенности йодометрического определения антипирина, метамизола-натрия(анальгина);
· особенности алкалиметрического определения фенилбутазона(бутадиона);
· взаимосвязь характера примесей в лекарственных веществах со способами получения(метамизол-натрий, фенилбутазон);
· теоретическое обоснование легкой окисляемости молекулы пилокарпина гидрохлорида и его оптической активности.
Студент должен уметь:
· дифференцировать производные пиразола и имидазола;
· определять подлинность лекарственных веществ данной группы;
· определять специфическую примесь бензолсульфоната натрия в антипирине, гидразобензола в фенилбутазоне (бутадионе), аминоантипирина в метамизоле-натрия (анальгине);
· проводить йодометрический метод способ обратного титрования (по избытку) антипирина;
· проводить метод кислотно-основного титрования в протогенном растворителе для пилокарпина гидрохлорида, бендазола гидрохлорида, клонидина гидрохлорида, метронидазола, нафазолина нитрата.
Студент должен владеть:
• методами определения растворимости лекарственных веществ, описанных в ФС;
• методами дифференциациивеществ, близких по химической структуре и физико- химическим свойствам;
• навыками выполнения количественного анализа лекарственных веществ.
Вопросы самоконтроля
1. Представить сущность и химизм способов получения производных пиразола и имидазола.
2. Записать реакции дифференциации производных пиразола.
3. Чем обусловлено сходство и различие в химических свойствах антипирина и метамизола-натрия?
|
|
4. Спозиции химической структуры обосновать кислотно-основные свойства молекулы антипирина, фенилбутазона.
5. Дать обоснование реакциям качественного определения антипирина, фенилбутазона, метамизола-натрия.
6. Записать реакции дифференциации производных имидазола: пилокарпина гидрохлорида, бендазола гидрохлорида, клонидина гидрохлорида, метронидазола, нафазолина гидрохлорида(нафтизина), ксилометазолина(галазолина), омепразола, домперидона.
7. Пояснить причины оптической активности пилокарпина гидрохлорида.
8. Представить химизм и теоретическое обоснование йодхлорметрического определения антипирина, бендазола гидрохлорида(дибазола).
9. Пояснить роль ацетата натрия и хлороформа при иодометрическом титровании антипирина.
10. Представить химизм, теоретическое обоснование фотоколориметрического определения антипирина, нафазолина нитрата(нафтизина).
11. Представить химизм и теоретическое обоснование методов:
· алкалиметрии для фенилбутазона(бутадиона), пропифеназона, бендазола гидрохлорида(дибазола), клонидина гидрохлорида(клофелина);
· аргентометрии для бендазола гидрохлорида, пилокарпина гидрохлорида;
· меркуро-меркуриметрии;
· гравиметрии для метамизола-натрия;
· фотометрии для фенилбутазона, антипирина;
· метода ионообменной хроматографии для пилокарпина гидрохлорида и бендазола гидрохлорида.
12. Пояснить связь условий хранения препаратов с их физико-химическими свойствами.
13. Пояснить связь фармакологического действия производных пиразола с их химической струтурой.
14. Препараты, обоснование условий хранения и применение производных имидазола и пиразола.
Ситуационные задачи
1. При определении потери в массе при высушивании бендазола гидрохлорида масса бюкса - 15,8176 г. Масса бюкса с навеской до высушивания - 16,3576 г, после достижения постоянной массы - 16,3496 г. Соответствует ли влажность бендазола гидрохлорида(дибазола) требованиям ФС (не более 1,5%)?
2. Представьте химизм и рассчитайте, какой объем 0,1 моль/л раствора йода (К=1,00) был добавлен к навеске бендазола гидрохлорида (дибазола) (М=244,73 г/моль) массой 0,1004 г, если на титрование его избытка в 50 мл фильтрата было затрачено 11,8 мл 0,1 моль раствора натрия тиосульфата (К=1,00). Осаждение бендазола гидрохлорида (дибазола) йодом проводилось в мерной колбе объемом 100 мл, фактическое содержание бендазола гидрохлорида (дибазола) в исследуемом образце - 99,94 %.
3. На титрование навески фенилбутазона(бутадиона) (М=308,38 г/моль) массой 0,4542 г израсходовано 15,2 мл 0,1 моль/л раствора натрия гидроксида (К=1,01). Оцените качество исследуемого образца фенилбутазона (бутадиона).
4. Представить химическую сущность и рассчитать результаты определения пилокарпина гидрохлорида (М=244,72 г/моль) методом неводного титрования, если на навеску 0,2042 г пошло 8,9мл 0,1 моль/л раствора хлорной кислоты. Расход титранта на контрольный опыт 0,56 мл.
5. Какой объем 0,1 моль/л раствора йода (К=0,98) расходуется на титрование навески метамизола-натрия(анальгина) (М=351,36 г/моль), если масса чистого сухого бюкса 22,2084 г, масса бюкса с навеской 22,4198 г, масса бюкса после переноса навески в колбу для титрования 22,2092 г.
6. Рассчитайте содержание нитрофурала(фурацилина) в таблетках для наружного употребления, если 0,8016 г порошка растертых таблеток растворили и довели водой до метки в мерной колбе вместимостью 100 мл. На титрование избытка 0,01 моль/л (УЧ ½ йода) раствора йода (К=1,01), добавленного к 5,0 мл аликвоты в количестве 5 мл, пошло 3,15 мл 0,01 моль/л раствора натрия тиосульфата (К=1,01), на контрольный опыт- 4,95 мл того же титранта. Средняя масса таблетки - 0,9024 г (Мфурацилина=198,14 г/моль).
Таблица 1. Результаты изучения растворимости лекарственных веществ
|
|
Лекарственное вещество | Растворители | Соответствие ФС | |||
Вода | Спирт | Эфир | Хлороформ | ||
Антипирин | |||||
Метамизол-натрий | |||||
Фенилбутазон | |||||
Пропифеназол |
Таблица 2 Результаты исследований подлинности лекарственных веществ
Реактивы | Химический состав реактива | Аналитический эффект | Методика выполнения реакций | ||
антипирин | метамизол-натрий | фенилбутазон | |||
Раствор железа (III) хлорида | 0,10 г соответствующего препарата растворить в 4 мл воды, добавить 2 мл кислоты хлороводородной и разлить на 2 пробирки. В каждую из пробирок добавить 5 капель соответствующего реактива. Отметить окршивание от 1 капли реактива и конечное окрашивание. | ||||
Раствор натрия нитрита | |||||
Реактив Драгендорфа | 0,50 г препарата помещают в пробирку, растворяют в 5 мл воды и делят на 4 части. К каждой из частей, полученного раствора, добавляют по 0,5 мл кислоты хлороводородной и 3-5 капель одного из реактивов. Отмечают цвет осадков. | ||||
Реактив Бушарда | |||||
Раствор пикриновой кислоты | |||||
Раствор кремневольфрамовой кислоты |
Литература основная:
1. Беликов В. Г. Фармацевтическая химия: Учебное пособие.– М.:МЕДпресс-информ, 2007. – С. 423-436.
2. Фармацевтическая химия: Учебное пособие/под редакцией А.П.Арзамасцева.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- С. 350-365.
3. ГФ РФ XII издания, часть 1. – М.:НЦЭСМП, 2007. – С. 17, 92, 118, 498, 563, 565, 590.
4. ГФ СССР XI издания, выпуск 1. – М.: Медицина, 1987. - С. 12, 165, 175.
5. Лекционный материал.
Литература дополнительная:
1. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: Учебник для ВУЗов.- Пятигорск, 2003.- 720 с.
2. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии: Учебное пособие/под редакцией А.П. Арзамасцева. – М.:Медицина, 2004. – 384 с.
3. Саушкина А.С. Сборник задач по фармацевтической химии/под редакцией Беликова В.Г. – Пятигорск.: издательство ПятГФА, 2003. – 274 с.
|
|
Занятие № 9
ТЕМА: Анализ лекарственных форм, содержащих производные фурана, пиразола и имидазола.
Цель занятия: научиться выполнять анализ лекарственных форм заводского и аптечного производства, содержащих лекарственные вещества, производных фурана, пиразола и имидазола.
Целевые задачи:
• научиться проводить экспресс-анализ экстемпоральных лекарственных форм;
• освоить особенности анализа лекарственных форм промышленного производства – таблеток, ампулированных растворов, мазей.