Рекомендации к выполнению уирс

Дать сравнительную характеристику результатов количественного определения бендазола гидрохлорида(дибазола) методом алкалиметрии способом прямого титрования в присутствии спирта и хлороформа:

а) провести титрование бендазола гидрохлорида(дибазола) 0,1 моль/л раствором гидроксида натрия в присутствии 5 мл этанола в 5-и повторностях;

б) провести титрование такой же навески бендазола гидрохлорида 0,1 моль/л раствором гидроксида натрия в присутствии 5 мл хлороформа в 5-и повторностях.

В том и другом случае индикатор - фенолфталеин. Сделать статистическую обработку полученных данных, сопоставить относительные отклонения использованных методов. Записать в виде приложения к протоколу методику определения и результаты расчетов, сделать выводы.

Ожидаемые результаты развиваемых компетенций на занятии

Студент должен знать:

· реакции дифференциации производных пиразола и имидазола;

· теоретические основы ацидиметрии, броматометрии, аргентометрии, йод-хлорометрии, кислотно-основного титрования в неводных средах, ионно-обменной хроматографии, фотоколориметрии;

· особенности йодометрического определения антипирина, метамизола-натрия(анальгина);

· особенности алкалиметрического определения фенилбутазона(бутадиона);

· взаимосвязь характера примесей в лекарственных веществах со способами получения(метамизол-натрий, фенилбутазон);

· теоретическое обоснование легкой окисляемости молекулы пилокарпина гидрохлорида и его оптической активности.

Студент должен уметь:

· дифференцировать производные пиразола и имидазола;

· определять подлинность лекарственных веществ данной группы;

· определять специфическую примесь бензолсульфоната натрия в антипирине, гидразобензола в фенилбутазоне (бутадионе), аминоантипирина в метамизоле-натрия (анальгине);

· проводить йодометрический метод способ обратного титрования (по избытку) антипирина;

· проводить метод кислотно-основного титрования в протогенном растворителе для пилокарпина гидрохлорида, бендазола гидрохлорида, клонидина гидрохлорида, метронидазола, нафазолина нитрата.

Студент должен владеть:

методами определения растворимости лекарственных веществ, описанных в ФС;

методами дифференциациивеществ, близких по химической структуре и физико- химическим свойствам;

навыками выполнения количественного анализа лекарственных веществ.

Вопросы самоконтроля

1. Представить сущность и химизм способов получения производных пиразола и имидазола.

2. Записать реакции дифференциации производных пиразола.

3. Чем обусловлено сходство и различие в химических свойствах антипирина и метамизола-натрия?

4. Спозиции химической структуры обосновать кислотно-основные свойства молекулы антипирина, фенилбутазона.

5. Дать обоснование реакциям качественного определения антипирина, фенилбутазона, метамизола-натрия.

6. Записать реакции дифференциации производных имидазола: пилокарпина гидрохлорида, бендазола гидрохлорида, клонидина гидрохлорида, метронидазола, нафазолина гидрохлорида(нафтизина), ксилометазолина(галазолина), омепразола, домперидона.

7. Пояснить причины оптической активности пилокарпина гидрохлорида.

8. Представить химизм и теоретическое обоснование йодхлорметрического определения антипирина, бендазола гидрохлорида(дибазола).

9. Пояснить роль ацетата натрия и хлороформа при иодометрическом титровании антипирина.

10. Представить химизм, теоретическое обоснование фотоколориметрического определения антипирина, нафазолина нитрата(нафтизина).

11. Представить химизм и теоретическое обоснование методов:

· алкалиметрии для фенилбутазона(бутадиона), пропифеназона, бендазола гидрохлорида(дибазола), клонидина гидрохлорида(клофелина);

· аргентометрии для бендазола гидрохлорида, пилокарпина гидрохлорида;

· меркуро-меркуриметрии;

· гравиметрии для метамизола-натрия;

· фотометрии для фенилбутазона, антипирина;

· метода ионообменной хроматографии для пилокарпина гидрохлорида и бендазола гидрохлорида.

12. Пояснить связь условий хранения препаратов с их физико-химическими свойствами.

13. Пояснить связь фармакологического действия производных пиразола с их химической струтурой.

14. Препараты, обоснование условий хранения и применение производных имидазола и пиразола.

Ситуационные задачи

1. При определении потери в массе при высушивании бендазола гидрохлорида масса бюкса - 15,8176 г. Масса бюкса с навеской до высушивания - 16,3576 г, после достижения постоянной массы - 16,3496 г. Соответствует ли влажность бендазола гидрохлорида(дибазола) требованиям ФС (не более 1,5%)?

2. Представьте химизм и рассчитайте, какой объем 0,1 моль/л раствора йода (К=1,00) был добавлен к навеске бендазола гидрохлорида (дибазола) (М=244,73 г/моль) массой 0,1004 г, если на титрование его избытка в 50 мл фильтрата было затрачено 11,8 мл 0,1 моль раствора натрия тиосульфата (К=1,00). Осаждение бендазола гидрохлорида (дибазола) йодом проводилось в мерной колбе объемом 100 мл, фактическое содержание бендазола гидрохлорида (дибазола) в исследуемом образце - 99,94 %.

3. На титрование навески фенилбутазона(бутадиона) (М=308,38 г/моль) массой 0,4542 г израсходовано 15,2 мл 0,1 моль/л раствора натрия гидроксида (К=1,01). Оцените качество исследуемого образца фенилбутазона (бутадиона).

4. Представить химическую сущность и рассчитать результаты определения пилокарпина гидрохлорида (М=244,72 г/моль) методом неводного титрования, если на навеску 0,2042 г пошло 8,9мл 0,1 моль/л раствора хлорной кислоты. Расход титранта на контрольный опыт 0,56 мл.

5. Какой объем 0,1 моль/л раствора йода (К=0,98) расходуется на титрование навески метамизола-натрия(анальгина) (М=351,36 г/моль), если масса чистого сухого бюкса 22,2084 г, масса бюкса с навеской 22,4198 г, масса бюкса после переноса навески в колбу для титрования 22,2092 г.

6. Рассчитайте содержание нитрофурала(фурацилина) в таблетках для наружного употребления, если 0,8016 г порошка растертых таблеток растворили и довели водой до метки в мерной колбе вместимостью 100 мл. На титрование избытка 0,01 моль/л (УЧ ½ йода) раствора йода (К=1,01), добавленного к 5,0 мл аликвоты в количестве 5 мл, пошло 3,15 мл 0,01 моль/л раствора натрия тиосульфата (К=1,01), на контрольный опыт- 4,95 мл того же титранта. Средняя масса таблетки - 0,9024 г (Мфурацилина=198,14 г/моль).

Таблица 1. Результаты изучения растворимости лекарственных веществ

Лекарственное вещество Растворители   Соответствие ФС
Вода Спирт Эфир Хлороформ
Антипирин          
Метамизол-натрий          
Фенилбутазон          
Пропифеназол          

Таблица 2 Результаты исследований подлинности лекарственных веществ

Реактивы Химический состав реактива Аналитический эффект Методика выполнения реакций
антипирин метамизол-натрий фенилбутазон
Раствор железа (III) хлорида         0,10 г соответствующего препарата растворить в 4 мл воды, добавить 2 мл кислоты хлороводородной и разлить на 2 пробирки. В каждую из пробирок добавить 5 капель соответствующего реактива. Отметить окршивание от 1 капли реактива и конечное окрашивание.
Раствор натрия нитрита        
Реактив Драгендорфа         0,50 г препарата помещают в пробирку, растворяют в 5 мл воды и делят на 4 части. К каждой из частей, полученного раствора, добавляют по 0,5 мл кислоты хлороводородной и 3-5 капель одного из реактивов. Отмечают цвет осадков.
Реактив Бушарда        
Раствор пикриновой кислоты        
Раствор кремневольфрамовой кислоты        

Литература основная:

1. Беликов В. Г. Фармацевтическая химия: Учебное пособие.– М.:МЕДпресс-информ, 2007. – С. 423-436.

2. Фармацевтическая химия: Учебное пособие/под редакцией А.П.Арзамасцева.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- С. 350-365.

3. ГФ РФ XII издания, часть 1. – М.:НЦЭСМП, 2007. – С. 17, 92, 118, 498, 563, 565, 590.

4. ГФ СССР XI издания, выпуск 1. – М.: Медицина, 1987. - С. 12, 165, 175.

5. Лекционный материал.

Литература дополнительная:

1. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: Учебник для ВУЗов.- Пятигорск, 2003.- 720 с.

2. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии: Учебное пособие/под редакцией А.П. Арзамасцева. – М.:Медицина, 2004. – 384 с.

3. Саушкина А.С. Сборник задач по фармацевтической химии/под редакцией Беликова В.Г. – Пятигорск.: издательство ПятГФА, 2003. – 274 с.

Занятие № 9

ТЕМА: Анализ лекарственных форм, содержащих производные фурана, пиразола и имидазола.

Цель занятия: научиться выполнять анализ лекарственных форм заводского и аптечного производства, содержащих лекарственные вещества, производных фурана, пиразола и имидазола.

Целевые задачи:

• научиться проводить экспресс-анализ экстемпоральных лекарственных форм;

• освоить особенности анализа лекарственных форм промышленного производства – таблеток, ампулированных растворов, мазей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: