Ожидаемые результаты развиваемых компетенций на занятии

Студент должен знать:

· физические и химические свойства лекарственных веществ, фурана и пирана;

· особенности определения допустимых и недопустимых примесей в соответствии с требованиями ФС;

· теоретические основы методов количественного определения препаратов, производных фурана и пирана.

Студент должен уметь:

• выполнить реакции идентификации и дифференциации нитрофурала (фурацилина), нитрофурантоина (фурадонина), фуразолидона, фурагина, этилбискумацетата (неодикумарина), фепромарона и аценокумарола;

• провести исследования фурацилина на предмет содержания специфической примеси семикарбазида и оценить доброкачественность образца;

• определить количественное содержание лекарственного вещества в анализируемом образце.

Студент должен владеть:

навыками работыс частными статьями ФС, ГФ XII;

методами дифференциациивеществ, близких по химической структуре и

физико- химическим свойствам.

Вопросы самоконтроля

1. Представить схему синтеза лекарственных веществ, производных фурана и пирана.

2. Записать схему синтеза лекарственных веществ нитрофуранового ряда.

3. Дать характеристику физических и химических свойств лекарственных веществ в зависимости от строения их молекул.

4. Изложить сущность методики и написать химизм реакций, подтверждающих

подлинность производных фурана: амиодарон, гризеофульвин, нитрофурал(фурацилин), фуразолидон, фурагин, нитрофурантоин; пирана: токоферола ацетат, натрия кромогликат, рутозид, кверцетин, дигидрокверцетин, этилбискумацетат, фепромарон, аценокумарол, фениндион.

5. Обосновать происхождение специфических примесей в фурацилине и бискумацетате(неодикумарине). Представить химизм реакций и методики их определения.

6. Дать теоретическое обоснование и представить химизм методов количественного определения изучаемых лекарственных веществ.

7. Пояснить условия хранения лекарственных веществ и препаратов с учетом химических свойств и фармакологической активности.

8. Применение и формы выпуска.

Ситуационные задачи

1. Масса тигля с сульфатной золой при озолении фурацилина составила -26,4781 г, масса тигля с навеской вещества до озоления - 26,9809 г, масса пустого тигля - 26,4774 г. При определении в сульфатной золе примеси тяжелых металлов окраска испытуемого раствора не превысила окраску эталона, для приготовления которого взяли 1 мл эталонного раствора Б, содержащего 0,005 мг/мл свинец-иона и добавили 9 мл воды очищенной.

Соответствует ли фурацилин требованиям ФС, если содержание сульфатной золы должно быть не более 0,1%, тяжелых металлов - не более 0,001%?

2. Рассчитайте содержание лекарственного вещества в анализируемом образце, если точную навеску нитрофурантоина(фурадонина) массой 0,0986 г внесли в мерную колбу вместимостью 100 мл, добавили 2,5 мл 0,1 моль/л раствора натрия гидроксида, после растворения довели водой до метки. 0,6 мл полученного раствора довели водой до метки в мерной колбе вместимостью 100 мл.

Оптическая плотность испытуемого раствора, измеренная на спектрофотометре при длине волны 360 нм (или на ФЭК при фиолетовом светофильтре) в кювете с толщиной слоя 1,0 см относительно воды составила 0,274. Удельный показатель поглощения Е1см1% раствора фурадонина-стандарта в тех же условиях равен 466,7.

3. Рассчитайте значение удельного показателя поглощения фурадонина, если точную навеску массой 0,1000 г внесли в мерную колбу вместимостью 100 мл, добавили 2,5 мл 1 моль/л раствора натрия гидроксида и довели водой до метки(стандартный раствор). В 6 мерных колб вместимостью 100 мл вносили по 0,6 мл стандартного раствора и доводили водой до метки. Оптические плотности полученных растворов, измеренные на фотоколориметре или спектрофотометре при длине волны 445 нм в кювете с толщиной слоя 1,0 см относительно воды составили: 0,280; 0,276, 0,284; 0,282; 0,280; 0,278.

Литература основная:

1. Беликов В. Г. Фармацевтическая химия: Учебное пособие.– М.:МЕДпресс-информ, 2007. – С. 379-401.

2. Фармацевтическая химия: Учебное пособие/под редакцией А.П.Арзамасцева.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- С. 331-347.

3. ГФ РФ XII издания, часть 1. – М.:НЦЭСМП, 2007. – С. 17, 92, 118.

4. ГФ СССР XI издания, выпуск 1. – М.: Медицина, 1987. - С. 12, 165, 175.

5. Лекционный материал.

Литература дополнительная:

1. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: Учебник для ВУЗов.- Пятигорск, 2003.- 720 с.

2. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии: Учебное пособие/под редакцией А.П. Арзамасцева. – М.:Медицина, 2004. – 384 с.

3. Саушкина А.С. Сборник задач по фармацевтической химии/под редакцией Беликова В.Г. – Пятигорск.: издательство ПятГФА, 2003. – 274 с.

Занятия № 7-8

ТЕМА: Фармакопейное исследование лекарственных веществ, производных пиразола: антипирин, метамизол-натрий(анальгин), фенилбутазон(бутадион), пропифеназон и имидазола: пилокарпина гидрохлорид, бендазола гидрохлорид(дибазол), клонидина гидрохлорид(клофелин), метронидазол, клотримазол, кетоконазол, нафазолина нитрат(нафтизин), омепразол, домперидон(мотилиум), ксилометазолин(галазолин).

Цель занятия: научиться проводить фармакопейный анализ лекарственных

веществ, производных пиразола и имидазола.

Целевые задачи:

• научиться оценивать фактические свойства предложенных лекарственных веществ, ориентируясь на их описание в ГФ, частных статьях (ФС, ФСП);

• научиться устанавливать подлинность лекарственных веществ, пользуясь физическими свойствами, константами и химическими реакциями;

• научиться определять доброкачественность лекарственных веществ – чистоту и количественное содержание, используя рекомендации ГФ, ФС и методики кафедры.

Продолжительность занятия - 4 часа

УИРС: Сравнительная оценка количественного определения бендазола гидрохлорида (дибазола) методом алкалиметрии в присутствии этанола и в присутствии хлороформа (смотри рекомендации ниже).

Методологические аспекты рассматриваемой темы

· взаимосвязь характера примесей в лекарственных веществах с технологическим процессом получения, очистки и условиями хранения;

· диалектическая связь между строением исследуемых веществ, их физико-химическими свойствами и фармакологическим действием;

· работы сотрудников кафедры фармацевтической химии ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава Россия в области анализа органических азотсодержащих препаратов.

Развиваемые компетенции:

- способность и готовность к обеспечению деятельности по охране труда и технике безопасности (ПК-21);

- способность и готовность проводить анализ лекарственных средств с помощью химических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи РФ (ПК-35);

- способность и готовность интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств (ПК-36).

Вопросы для самоподготовки

1. Характеристика гетероциклов, их кислотно-основных и окислительно- восстановительных свойств. Записать структуру и дать название продуктов восстановления (гидрирования) пиразола и имидазола.

2. Способы получения лекарственных веществ.

3. Физические свойства (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость) и возможность на их основе дифференциации лекарственных веществ.

4. Записать в рабочей тетради реакции подлинности производных пиразола и имидазола.

5. Выписать в рабочей тетради допустимые и недопустимые примеси, выделив специфические для каждого лекарственного вещества.

6. Знать методику и химизм обнаружения допустимых и недопустимых примесей в препарате, в том числе специфических примесей.

7. Методики, химизм и теоретические основы методов количественного определения лекарственных веществ:

· метод йодометрический для антипирина, метамизола-натрия(анальгина);

· метод алкалиметрический для фенилбутазона(бутадиона), пилокарпина гидрохлорида, бендазола гидрохлорида(дибазола), нафазолина нитрата(нафтизина); обратить внимание на природу и роль добавляемого органического растворителя;

· метод йодхлорметрический для антипирина и фенилбутазона(бутадиона), пропифеназона;

· неводного титрования для пилокарпина гидрохлорида, бендазола гидрохлорида(дибазола), клонидина гидрохлорида(клофелина), метронидазола, нафазолина нитрата (нафтизина), омепразола, домперидона(мотилиума), ксилометазолина(галазолина);

· аргентометрический для пилокарпина гидрохлорида;

· меркуро-, меркуриметрический для пилокарпина гидрохлорида и бендазола гидрохлорида(дибазола);

· ионнообменная хроматография для пилокарпина гидрохлорида и бендазола гидрохлорида(дибазола);

· фотоколориметрия для антипирина, фенилбутазона(бутадиона), пилокарпина гидрохлорида, бендазола гидрохлорида(дибазола), нафазолина нитрата(нафтизина), метронидазола.

8. Обосновать условия хранения лекарственных веществ.

9. Применение препаратов.

Практическая часть занятия - направленная на развитие компетенции

(ориентировочная основа действий)

1. Изучить органолептические свойства и растворимость лекарственных веществ, сравнить с описанием в ФС, заполнить таблицу 1. Характеристику растворимости выразить терминами ГФ: ОЛР - очень легко растворим, ЛР - легко растворим, Р - растворим, УБ - умеренно растворим, МР- мало растворим, ОМР - очень мало растворим, ПНР - практически нерастворим. Сделать выводы для производных пиразола.

2. Пользуясь фармакопейными и дополнительными, качественными реакциями идентифицировать лекарственные вещества. Проверить результаты у преподавателя. Для производных пиразола заполнить таблицу 2.

3. Исследовать кислотность-щелочность препаратов по методике ФС.

4. Пользуясь рекомендациями преподавателя и соответствующей частной статьей, исследовать содержание специфических примесей.

5. Выполнить количественный анализ лекарственных веществ, рассчитав навеску теоретическую на 10 мл титранта:

· метод йодометрический по избытку для антипирина.

· метод йодометрия прямого титрования для метамизола-натрия(анальгина) в присутствии ацетата натрия;

· метод алкалиметрический для фенилбутазона(бутадиона), пилокарпина гидрохлорида, бендазола гидрохлорида(дибазола) и нафазолина нитрата(нафтизина);

· кислотно-основное (неводное) титрование для пилокарпина гидрохлорида, бендазола гидрохлорида(дибазола), метронидазола, домперидона(мотилиума), омепразола, ксилометазолина(галазолина);

· метод аргентометрический для пилокарпина гидрохлорида, клонидина гидрохлорида(клофелина).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: