Лекция № 2. Принципы, задачи и функции маркетинга.
Характеристика видов маркетинга
(Тема № 2 по учебному плану)
Цель лекции: ознакомить с принципами, целями и функциями маркетинга; сформулировать задачи маркетинга.
План:
Принципы и цели маркетинга
Задачи и функции маркетинга
Характеристика видов маркетинга (самостоятельно)
1. Принципы и цели маркетинга
Можно выделить следующие основные принципы маркетинга:
ü тщательный учет потребностей потребителя, состояния и динамики спроса, условий предпринимательской деятельности. («Уважай и береги своего потребителя, не уставай искать своего потребителя»). Это означает:
- Покупает человек. Направь весь маркетинг на человека и помоги ему принять решение.
- Для вас нет продукта, пока нет потребителя. Для вас нет потребителя, пока у вас нет продукта.
- Потребителя следует спрашивать не о том, какое изделие ему нужно, а о том, в чем его проблемы сегодня и какие задачи он собирается решать с помощью ваших товаров завтра.
|
|
- Отыщите потребности и удовлетворите их. Идея проста – законом успеха предприятия является выявление нужд людей и максимальное их удовлетворение.
- Потребитель – «король». Не он зависит от вас, а, вы от него. Потребитель – это тот, кто приносит вам свои желания, а ваша работа заключается в том, чтобы исполнить их прибыльно и для себя, и для него.
ü создание условий для максимального приспособления производства, ассортимента и качества продукции к требованиям рынка, структуре и динамике спроса. («Производить то, что продается, а не продавать то, что производится»). Это означает:
- Постоянно обновляйте товарный ассортимент, будьте на полшага впереди конкурентов.
- Покупают товары, которые лучше, а отнюдь не самые дешевые. Поэтому стремитесь продавать за счет качества, а не цены.
- Пусть за себя говорят товары, а не продавцы. Это означает, что не следует манипулировать покупателем, навязывать ему продукт. Это экономически невыгодно.
ü информирование потенциальных потребителей и воздействие на них с помощью инструментов маркетинга, в первую очередь рекламы, сервиса, с целью склонить их приобрести именно данный товар.(«Реклама, сервис – это система движения вашего товара, содержите ее в порядке»). Это означает:
- Самые бесполезные затраты – это затраты на недостаточную рекламу.
- Хороший сервис – залог долгосрочных отношений с потребителем. Он будет все время к вам возвращаться, как возвращаться отдыхать на хороший курорт
Цели маркетинга:
- максимизация потребления;
- максимизация степени удовлетворения потребителей;
|
|
- предоставление максимально широкого выбора;
- максимальное повышение качества жизни.
К основным направлениям маркетинга относятся:
1. Товарная политика
2. Ценовая политика
3. Сбытовая политика
4. Политика коммуникаций
2. Задачи и функции маркетинга
Выделяют, как правило, 3 взаимосвязанных комплекса задач маркетинга:
1) задачи, относящиеся к деятельности на рынке, т.е. связанные с регулированием спроса;
2) задачи, относящиеся к сфере предприятия или фирмы;
3) задачи, относящиеся к окружающей среде.
Исходя из характера спроса, задачами маркетинга, могут быть следующие (табл. 2.1).
Таблица 2.1 – Первый комплекс задач маркетинга
Характер спроса | Задача маркетинга |
Полный спрос | Поддерживать удовлетворение потребности |
Падающий спрос | Создать потребность |
Скрытый спрос | Развить потребность |
Приостанавливающийся спрос | Оживить потребность |
Колеблющийся спрос | Синхронизировать спрос |
Чрезмерный спрос | Отрегулировать спрос |
Второй комплекс включает задачи:
- согласование стратегий развития производства, продаж и финансирования;
- согласование использования инструментария маркетинга;
- задачи организационного характера;
- создание маркетинговой информации;
- выбор необходимых инструментов маркетинг-микс для достижения поставленных целей.
Третий комплекс включает задачи:
- недопущение искусственных методов создания нужды в каких либо продуктах;
- борьба с манипуляцией рекламными средствами;
- устранение ненадежных товаров;
- внедрение упаковки товаров, которая соответствовала бы экологическим требованиям.
Функции маркетинга:
1) маркетинговые исследования рынка;
2) разработка и планирование ассортимента;
3) сбыт и распределение (организация товародвижения и продажи);
4) стимулирование сбыта и реклама.
3. Характеристика видов маркетинга
Можно выделить основные виды маркетинга по определенным признакам классификации (табл. 2.2).
Таблица 2.2 – Классификация видов маркетинга
Признак классификации | Виды маркетинга |
1. Ориентация маркетинговой деятельности |
|
2. Сфера применения |
|
3. Период времени, на который разрабатывается маркетинговая политика предприятия |
|
4. Вид покупательского спроса |
|
5. Применяемая концепция управления маркетинговой деятельностью на предприятии |
|
6. Степень координации исполняемых на предприятии функций |
|
7. Конечная цель маркетинговой деятельности предприятия |
|
8. Вид продукции |
|
9. Уровень решаемых задач |
|
10. Степень дифференциации маркетинговых функций |
|
11. Территориальный признак |
|
Маркетинг, ориентированный на продукт, применяется, когда деятельность предприятия нацелена на создание нового товара или усовершенствование выпускаемого. Основная задача в этом случае сводится к побуждению потребителей приобретать новые или усовершенствованные товары.
Маркетинг, ориентированный на потребителя, используется, если деятельность предприятия нацелена на удовлетворение потребностей, непосредственно исходящих от рынка. Здесь главная задача маркетинга – изучение потенциальных потребностей, поиск рыночной «ниши».
|
|
Маркетинговая деятельность, ориентированная на продукт и потребителя, получила название смешанного маркетинга.
Вывод: Принципы маркетинга раскрывают суть маркетинга, вытекают из его современной концепции и предусматривают эффективное достижение целей маркетинговой деятельности. Выделяют три принципа маркетинговой деятельности: тщательный учет потребностей потребителя, создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка и структуре спроса, информирование потенциальных потребителей и воздействие на них с помощью всех доступных инструментов.
Целями маркетинга являются: достижение максимально возможного потребления; достижение максимальной потребительской удовлетворенности; предоставление максимально широкого выбора; максимальное повышение качества жизни.
Основными функциями маркетинга являются: аналитическая, производственная, сбытовая, управление и контроль.
Выделяют, как правило, 3 взаимосвязанных комплекса задач маркетинга: задачи, относящиеся к деятельности на рынке, т.е. связанные с регулированием спроса; задачи, относящиеся к сфере предприятия или фирмы; задачи, относящиеся к окружающей среде.
Блиц-опрос:
1. Назовите и прокомментируйте основные принципы маркетинга.
2. Какие цели маркетинга Вы знаете?
3. Охарактеризуйте функции маркетинга.
4. Охарактеризуйте три комплекса задач маркетинга.
Литература: Л2 с.40-68; Л4 с.33-44, Л8 с.68-73.