Характеристика видов маркетинга (самостоятельно)

Лекция № 2. Принципы, задачи и функции маркетинга.

Характеристика видов маркетинга

(Тема № 2 по учебному плану)

Цель лекции: ознакомить с принципами, целями и функциями маркетинга; сформулировать задачи маркетинга.

План:

Принципы и цели маркетинга

Задачи и функции маркетинга

Характеристика видов маркетинга (самостоятельно)

1. Принципы и цели маркетинга

Можно выделить следующие основные принципы маркетинга:

ü тщательный учет потребностей потребителя, состояния и динамики спроса, условий предпринимательской деятельности. («Уважай и береги своего потребителя, не уставай искать своего потребителя»). Это означает:

- Покупает человек. Направь весь маркетинг на человека и помоги ему принять решение.

- Для вас нет продукта, пока нет потребителя. Для вас нет потребителя, пока у вас нет продукта.

- Потребителя следует спрашивать не о том, какое изделие ему нужно, а о том, в чем его проблемы сегодня и какие задачи он собирается решать с помощью ваших товаров завтра.

- Отыщите потребности и удовлетворите их. Идея проста – законом успеха предприятия является выявление нужд людей и максимальное их удовлетворение.

- Потребитель – «король». Не он зависит от вас, а, вы от него. Потребитель – это тот, кто приносит вам свои желания, а ваша работа заключается в том, чтобы исполнить их прибыльно и для себя, и для него.

ü создание условий для максимального приспособления производства, ассортимента и качества продукции к требованиям рынка, структуре и динамике спроса. («Производить то, что продается, а не продавать то, что производится»). Это означает:

- Постоянно обновляйте товарный ассортимент, будьте на полшага впереди конкурентов.

- Покупают товары, которые лучше, а отнюдь не самые дешевые. Поэтому стремитесь продавать за счет качества, а не цены.

- Пусть за себя говорят товары, а не продавцы. Это означает, что не следует манипулировать покупателем, навязывать ему продукт. Это экономически невыгодно.

ü информирование потенциальных потребителей и воздействие на них с помощью инструментов маркетинга, в первую очередь рекламы, сервиса, с целью склонить их приобрести именно данный товар.(«Реклама, сервис – это система движения вашего товара, содержите ее в порядке»). Это означает:

- Самые бесполезные затраты – это затраты на недостаточную рекламу.

- Хороший сервис – залог долгосрочных отношений с потребителем. Он будет все время к вам возвращаться, как возвращаться отдыхать на хороший курорт

Цели маркетинга:

- максимизация потребления;

- максимизация степени удовлетворения потребителей;

- предоставление максимально широкого выбора;

- максимальное повышение качества жизни.

К основным направлениям маркетинга относятся:

1. Товарная политика

2. Ценовая политика

3. Сбытовая политика

4. Политика коммуникаций

2. Задачи и функции маркетинга

Выделяют, как правило, 3 взаимосвязанных комплекса задач маркетинга:

1) задачи, относящиеся к деятельности на рынке, т.е. связанные с регулированием спроса;

2) задачи, относящиеся к сфере предприятия или фирмы;

3) задачи, относящиеся к окружающей среде.

Исходя из характера спроса, задачами маркетинга, могут быть следующие (табл. 2.1).

Таблица 2.1 – Первый комплекс задач маркетинга

Характер спроса Задача маркетинга
Полный спрос Поддерживать удовлетворение потребности
Падающий спрос Создать потребность
Скрытый спрос Развить потребность
Приостанавливающийся спрос Оживить потребность
Колеблющийся спрос Синхронизировать спрос
Чрезмерный спрос Отрегулировать спрос

Второй комплекс включает задачи:

- согласование стратегий развития производства, продаж и финансирования;

- согласование использования инструментария маркетинга;

- задачи организационного характера;

- создание маркетинговой информации;

- выбор необходимых инструментов маркетинг-микс для достижения поставленных целей.

Третий комплекс включает задачи:

- недопущение искусственных методов создания нужды в каких либо продуктах;

- борьба с манипуляцией рекламными средствами;

- устранение ненадежных товаров;

- внедрение упаковки товаров, которая соответствовала бы экологическим требованиям.

Функции маркетинга:

1) маркетинговые исследования рынка;

2) разработка и планирование ассортимента;

3) сбыт и распределение (организация товародвижения и продажи);

4) стимулирование сбыта и реклама.

3. Характеристика видов маркетинга

Можно выделить основные виды маркетинга по определенным признакам классификации (табл. 2.2).

Таблица 2.2 – Классификация видов маркетинга

Признак классификации Виды маркетинга
1. Ориентация маркетинговой деятельности  
  • маркетинг, ориентированный на продукт
  • маркетинг, ориентированный на потребителя
  • смешанный маркетинг
2. Сфера применения
  • маркетинг товаров потребительского назначения
  • маркетинг товаров производственно-технического назначения (промышленный маркетинг)
  • торговый маркетинг
 
3. Период времени, на который разрабатывается маркетинговая политика предприятия
  • стратегический маркетинг
  • тактический маркетинг
  • оперативный маркетинг
4. Вид покупательского спроса
  • конверсионный
  • стимулирующий
  • ремаркетинг
  • синхромаркетинг
  • развивающий
  • демаркетинг
  • поддерживающий
  • противодействующий
5. Применяемая концепция управления маркетинговой деятельностью на предприятии
  • производственный
  • продуктовый
  • сбытовой
  • рыночный
6. Степень координации исполняемых на предприятии функций
  • интегрированный
  • неинтегрированный
7. Конечная цель маркетинговой деятельности предприятия
  • коммерческий
  • некоммерческий
8. Вид продукции
  • маркетинг товаров
  • маркетинг услуг
9. Уровень решаемых задач
  • микромаркетинг
  • макромаркетинг
10. Степень дифференциации маркетинговых функций
  • глобальный
  • дифференцированный
  • узкоцелевой
  • индивидуальный
11. Территориальный признак
  • внутренний маркетинг
  • международный маркетинг

Маркетинг, ориентированный на продукт, применяется, когда деятельность предприятия нацелена на создание нового товара или усовершенствование выпускаемого. Основная задача в этом случае сводится к побуждению потребителей приобретать новые или усовершенствованные товары.

Маркетинг, ориентированный на потребителя, используется, если деятельность предприятия нацелена на удовлетворение потребностей, непосредственно исходящих от рынка. Здесь главная задача маркетинга – изучение потенциальных потребностей, поиск рыночной «ниши».

Маркетинговая деятельность, ориентированная на продукт и потребителя, получила название смешанного маркетинга.

Вывод: Принципы маркетинга раскрывают суть маркетинга, вытекают из его современной концепции и предусматривают эффективное достижение целей маркетинговой деятельности. Выделяют три принципа маркетинговой деятельности: тщательный учет потребностей потребителя, создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка и структуре спроса, информирование потенциальных потребителей и воздействие на них с помощью всех доступных инструментов.

Целями маркетинга являются: достижение максимально возможного потребления; достижение максимальной потребительской удовлетворенности; предоставление максимально широкого выбора; максимальное повышение качества жизни.

Основными функциями маркетинга являются: аналитическая, производственная, сбытовая, управление и контроль.

Выделяют, как правило, 3 взаимосвязанных комплекса задач маркетинга: задачи, относящиеся к деятельности на рынке, т.е. связанные с регулированием спроса; задачи, относящиеся к сфере предприятия или фирмы; задачи, относящиеся к окружающей среде.

Блиц-опрос:

1. Назовите и прокомментируйте основные принципы маркетинга.

2. Какие цели маркетинга Вы знаете?

3. Охарактеризуйте функции маркетинга.

4. Охарактеризуйте три комплекса задач маркетинга.

Литература: Л2 с.40-68; Л4 с.33-44, Л8 с.68-73.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow