Тема 3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина

Вопросы:

1. Понятие основных прав и свобод человека и гражданина, их конституционное закрепление. Классификация основных прав и свобод

2. Личные и политические права и свободы.

3. Социально-экономические и культурные права и свободы.

4. Конституционные обязанности. Гарантии конституционных прав и свобод. Законодательно-допускаемые ограничения прав и свобод. Международные средства защиты прав и свобод человека.

5. Граждане, иностранцы и лица без гражданства (апатриды): различные правовые режимы. Многогражданство. Институт убежища.

6. Гражданство (подданство) в зарубежных странах (понятие, основные принципы).

7. Основания и порядок приобретения гражданства. Гражданские цензы.

8. Основания и порядок прекращения гражданства.

 

Права и обязанности человека и гражданина. Начиная с француз­ской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., большинство кон­ституций стран мира стали содержать нормы, относящиеся к правовому положению обоих этих субъектов.

Права человека — это естественные, неотчуждаемые права, принад­лежащие ему в силу рождения как личности. К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психичес­кую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.

Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, при­надлежности лица к определенному государству, политическому сооб­ществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение в по­литические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (на­пример, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоя­тельств.

В странах тоталитарного социализма, где, как уже отмечалось, не принято различать права человека и права гражданина, особое значение придается другому различию — правам граждан и правам трудящихся. В некоторых конституциях (например, в китайской) отдельные социаль­но-экономические права (право на отдых, на образование и др.) предо­ставляются только трудящимся гражданам.

Конституции многих стран различают также обязанности человека (например, соблюдать законы страны пребывания) и обязанности гражданина (например, обязательная воинская служба). Иногда в науке некоторые права и обязанности характеризуются как позитивные (например, избирательные права гражданина или та же обязанность лю­бого лица соблюдать конституцию и законы). Эти права и обязанности обеспечиваются непосредственным государственным принуждением, в том числе судебным. Другие права и обязанности, хотя они и записаны в конституции, рассматриваются как моральные и непосредственно не защищаются судом; защищаются лишь производные от них, более кон­кретные права и обязанности. К числу моральных относят, например, право на здоровую окружающую среду или обязанность граждан-депута­тов отдавать все силы служению народу (как это зафиксировано в китай­ской конституции).

Многие права и обязанности человека и гражданина возникают толь­ко с достижением определенного возраста, например право на труд обыч­но с 16 лет, воинская обязанность — с 18—19 лет. Многие права возни­кают с момента рождения (например, право собственности), а иногда и до рождения: наследниками могут стать дети, родившиеся после смерти наследодателя.

Международное право и правовой статус личности. В современ­ных условиях некоторые основы правового статуса личности, а в опреде­ленных аспектах и гражданина (например, по вопросам избирательного права) в значительной степени определяются международным правом, его общепризнанными принципами и нормами. В конституциях многих государств содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека ООН 1948 г., на Международные пакты о правах человека 1966 г. (вступили в силу в 1976 г.). Международные акты, ратифицированные госу­дарством, могут действовать непосредственно и применяться судами страны как ее внутреннее право, причем некоторые конституции уста­навливают примат (верховенство) международного права над внутрен­ним (помимо ратифицированных государством актов это положение от­носится и к общепризнанным принципам международного права). Нормы международного права по вопросу о правах человека могут дейст­вовать и через внутреннее право, если они имплементированы (включе­ны) в законодательство страны (в ряде случаев международное право предусматривает такую имплементацию для государств, подписавших и ратифицировавших соответствующие международные документы).

Международное право устанавливает:

1) внутреннее законодательст­во не может противоречить зафиксированным в международных актах основным правам человека и общечеловеческим ценностям;

2) нет абсо­лютной свободы и абсолютных прав; они могут быть ограничены, но только на основе закона и в той части, в какой это допускает конституция в соответствии с требованиями международного права и в точно опреде­ленных целях (сохранение общественного порядка, публичной морали, здоровья населения и т.д.);

3) запрещается злоупотребление правами, т.е. использование их с целью нанесения ущерба правам и законным интересам других физических или юридических лиц;

4) права личности ограничены правами других лиц.

Правовые системы и права личности. Хотя принципиальные поло­жения международного права о правах человека приняты большей час­тью государств мира, конкретно правовое положение личности в общест­ве зависит от существующей в данной стране правовой системы, от соот­ветствующего правового регулирования. В условиях демократической правовой системы (независимо от особенностей англосаксонской или, например, германо-романской «правовой семьи») преобладает индиви­дуалистический подход к правам человека и гражданина, исходящий из приоритета личности перед обществом и государством. Главный акцент делается на личных и политических правах и свободах, в то время как социально-экономическим правам не уделяется особого внимания. Хотя в новейших конституциях (бразильской, итальянской, перуанской и др.) перечень социально-экономических прав довольно широк, они сформу­лированы скорее как пожелания. В одних конституциях (индийской и др.) эти права рассматриваются лишь как ориентация для деятельности правительства, в других (например, в США) многие социально-экономи­ческие права (кроме права собственности и некоторых других) вообще не упоминаются. Они не рассматриваются как права в подлинном смысле, поскольку, как считается, их невозможно обеспечить путем судебных исков и решений.

Социалистическая концепция прав человека (в трактовке тоталитар­ного социализма) исходит из коллективистских принципов, придавая приоритет обществу и государству, коллективу перед личностью. Ее сто­ронники считают, что человек живет в обществе и не может быть свобод­ным от общества. Поэтому права человека и тем более гражданина могут быть реализованы только в сообществе и обеспечены государством. Ос­новная роль в наделении личности (гражданина) правами отводится го­сударству, а прирожденные права в принципе отвергаются. Как отмеча­лось, при данном подходе приоритет отдается различию прав трудящихся и нетрудящихся граждан и в отличие от индивидуалистской концепции основное внимание уделяется социально-экономическим правам, как имеющим особое значение для трудящихся.

Подход к правам человека в мусульманском праве в значительной мере связан с религиозной и половой принадлежностью лица. Существу­ют преимущества для мусульман по сравнению с немусульманами, по классическому мусульманскому праву мужчины имеют преимущества перед женщинами. В ряде стран женщи­нам не предоставляются избирательные права; женщины-наследницы получают лишь половину той доли, которую получают мужчины; в суде показания двух женщин приравниваются к показанию одного мужчины и т.д.

Классическое мусульманское право действует в своем прежнем виде лишь в немногих мусульманских государствах, в большинстве же стран оно подверглось влиянию общечеловеческих норм и принципов, воздействию международного права, но тем не менее по конституциям большинства мусульманских стран источником законодательства явля­ется шариат.

В обычном праве (например, система устных правовых обычаев пле­мен в Тропической Африке, Океании) правовой статус лица зависит от его принадлежности к определенному племени. Нормы обычного права сохраняются в памяти вождей, старейшин и распро­страняются только на соплеменников. Согласно представлениям, господ­ствующим среди толкователей обычного права, лицо может реализовы­вать свои права и выполнять свои обязанности, вытекающие из его пле­менного статуса, только в данном племени. На деле сфера действия племенного обычного права весьма ограниченна, хотя там, где оно действует, большинство населения руководствуется именно его правилами, а не писаными законами. Кроме того, некоторые нормы обычного права включены в тексты законов. Обычное право не применяется для регулирования уголовных, административных отноше­ний, в сфере финансового и многих других отраслей права, распростра­няясь только на земельные, семейные отношения (порядок обработки общинной земли, распределение выпасов для скота, обрядовые ритуалы при вступлении в брак и др.). На практике, однако, рядовые соплеменни­ки выполняют также натуральные повинности по отношению к старей­шинам и вождям (например, обрабатывают их семейные земельные участки).

Классификация прав и свобод личности. Существуют различные классификации прав и свобод личности, а также граждан (одни права относятся к личности в целом, другие — только к гражданам, третьи — к определенной группе граждан, например достигших определенного воз­раста для обладания политическими правами).

Чаще всего конституци­онные права и свободы делятся на группы:

социально-экономические и культурные права, создаю­щие юридические условия для активного участия личности в социально-экономической и культурной жизни общества (например, право на труд и свобода труда, право на использование достижений культуры);

полити­ческие права и свободы граждан, связанные с их участием в политичес­кой жизни общества, предоставляющие им возможность участия в управ­лении обществом и государством (например, свобода объединения, ис­пользуемая, в частности, для давления на государственную власть);

лич­ные права и свободы, гарантирующие свободу, неприкосновенность, до­стоинство личности.

Помимо индивидуальных выделяют также коллективные конституци­онные права.

Кроме того, принято, осо­бенно в международном праве, различать права первого, второго, третье­го и даже четвертого поколений. К первому, традиционному поколению обычно относят личные и политические права, первоначально появив­шиеся в конституциях, ко второму — социально-экономические права, к третье­му — права, связанные в основном с глобализацией общественной жизни, с коллективными требованиями народов (например, право наро­дов на мир, на развитие, на самоопределение), а также так называемые гуманитарные права, к четвертому — группу прав, связанную прежде всего с условиями и результатами научно-технической революции (на­пример, право на здоровую окружающую среду).

Следует, однако, учитывать, что все эти классификации имеют услов­ный характер: одно и то же право может быть отнесено к нескольким группам. Так, право на использование достижений культуры — это соци­ально-экономическое право и одновременно право личности, гуманитар­ное право, в котором нашли отражение новые сдвиги в сознании людей в эпоху научно-технической революции и информатизации. Это право может приобрести и политический характер.

Отношение к социально-экономическим правам в различных странах неодинаково. В государствах тоталитарного социализма им придается особое значение, и они находятся на первом месте в главе конституций о правах и обязанностях граждан. В постсоциалистических конституциях они оттеснены назад естественными правами человека. В конституциях капиталистических стран, а также многих развивающихся стран они обычно перечисляются вперемежку с другими правами.

В конституциях, принятых до первой мировой войны, не говорилось о социально-экономических правах личности и граждан. Включение таких положений в широком масштабе связано с опытом России, затем СССР и других стран тоталитар­ного социализма. После второй мировой войны положения о социально-экономических правах граждан стали включаться в конституции капита­листических стран. Однако и сейчас не только в действующих старых конституциях (например, США), но и во многих новых основных законах нет норм о социально-эко­номических правах граждан, а во многих случаях (в том числе и в неко­торых постсоциалистических государствах) соответствующие положе­ния сформулированы как пожелания, как определенные намерения госу­дарства. К тому же нормы о социально-экономических правах допускают иные варианты (право на труд не исключает безработицы). В ряде стран положения о социально-экономических правах включены в разделы о директивных принципах политики государства и рассматриваются не как субъектив­ные права, защищаемые судом, а лишь как ориентир для деятельности правительства (Индия, Нигерия, Филиппины и др.).

К числу социально-экономических прав относится прежде всего право собственности и ее наследования.

О праве собственности в том или ином объеме говорится практически во всех конституциях (кроме временных основных законов). Во многих из них уже нет прежних формулировок о священной и неприкосновенной частной собственности, вместо этого говорится о социальных функциях частной собственности, о том, что она обязывает собственника (Брази­лия, ФРГ, Италия и др.). Согласно конституциям, собственность может быть изъята для государственных и общественных нужд в интересах общества. Возможна национализация отдельных отраслей хозяйства, об­служивающих общественные потребности (электроэнергетика, вода, газ, нефть, автомобильные заводы), впрочем, на практике это положение толкуется весьма расширительно: национализация самых различных объектов происходила в Великобритании, Египте, Италии, Франции, Мексике и т.д.. В условиях военного положения возможна реквизи­ция — временное изъятие собственности, например для целей обороны государства, но за плату, возможно временное изъятие на таможне за­прещенных к вывозу предметов, может быть ограничено право собствен­ника распоряжаться землей (в городах, сельскохозяйственными земля­ми и др.). Однако конкретное имущество у собственника (кроме реквизи­ции и некоторых других случаев) может быть изъято только в обществен­ных целях, на основе закона, по решению суда и при равноценном возме­щении, которое в спорных случаях также определяется судом и зачастую должно быть предварительным.

Можно обладать любой собственностью, не запрещенной законом. Однако во многих странах иностранцы не имеют права собственности на землю, на природные подземные богатства. Кроме того, некоторые объекты изъяты из оборота и не могут находиться в собственности отдельных лиц (яды, определенные виды оружия и др.). По классичес­кому мусульманскому праву четыре «стихии» — пастбища, вода, воз­дух, огонь — являются предметами общего пользования и не могут находиться в собственности частных лиц. На самом же деле на землю и воду во многих мусульманских странах давно утвердилась частная собственность.

В конституциях тоталитарных социалистических стран существует другой подход к праву собственности. Частная собственность рассматри­вается как эксплуататорская и в принципе считается несовместимой с социализмом, хотя в последние годы в сохранившихся странах тотали­тарного социализма (кроме КНДР и отчасти Кубы) частная собствен­ность и предпринимательская деятельность допускаются в довольно ши­роких масштабах. Конституции стран тоталитарного социализма исхо­дят из деления собственности на предметы производства и предметы потребления (обихода). Последняя форма собственности характеризует­ся конституциями как личная собственность, ее защита гарантируется. Допускается также частная трудовая собственность: собственность еди­ноличных крестьян, кустарей, ремесленников на ограниченные по разме­рам средства производства, орудия труда и т.д.

Конституции стран тоталитарного социализма устанавливают нерав­ноправное положение различных видов собственности. Законом уста­новлены преимущества для социалистической собственности (государ­ственной и общественной, т.е. собственности различных объединений работников, прежде всего производственных кооперативов крестьян), причем высшей среди них считается государственная, подлежащая по­вышенной правовой защите.

d современных конституциях все чаще говорится об интеллектуаль­ной собственности, связанной с творческим трудом (например, об автор­ских правах). Речь идет о нематериальной собственности, например на имя автора, на неприкосновенность произведения, изобретения, на право извлекать доходы из авторства и т.д.

С правом собственности связано право на свободную хозяйственную инициативу, на предпринимательскую деятельность. Это право зани­маться любой деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность не запрещена законом (может быть запрещено, например, произ­водство ядов, оружия). Для предпринимательской деятельности сущест­вует государственная регистрация, выдается свидетельство, лицензия с указанием разрешенных видов деятельности.

Злоупотребление этим правом недопустимо. Во многих странах за­прещена монополистическая деятельность — создание объединений с целью вытеснить конкурентов с рынка и установить монопольные цены на свою продукцию, запрещено ограничивать свободу законной конку­ренции, действуют специальные законы о защите прав потребителей, организованы специальные общества потребителей (общественные объ­единения), деятельность которых обычно довольно эффективна.

К числу важнейших социально-экономических прав относятся права, связанные с трудовыми отношениями. Это прежде всего право на труд и свобода труда. Конституция и законы регулируют коллективный труд в обществе, а не индивидуальный для себя. Конституции стран тоталитарного социализма ограничиваются положениями о праве на труд (о свободе труда не говорится), под кото­рым обычно понимается обеспечение государством гарантированной ра­ботой всех трудоспособных и желающих трудиться, а также ликвидация безработицы. Действительно, во многих таких странах (но не во всех) массовая безработица через 10— 15 лет после социалистических револю­ций была ликвидирована, правда, за счет переизбытка рабочих мест и связанной с этим крайне низкой оплаты труда: заработная плата, по существу, делилась между всеми работниками, в том числе и лишними. В капиталистических странах положение о праве на труд было включено в конституции, как правило, после второй мировой войны и сопровожда­лось оговоркой о помощи со стороны государства безработным. Оно было дополнено положением о свободе труда, т.е. о праве заниматься любым видом труда по своему желанию, если эта форма работы не запрещена законом. Эта формулировка одновременно была направлена против при­нудительного труда, практиковавшегося в тоталитарных, фашистских государствах, и против обязательного принуждения к труду. В демократических странах принудитель­ный труд допускается на военной службе, по приговору суда, в условиях чрезвычайного положения.

Право на труд и свобода труда дополняются конституционными поло­жениями о безопасных и здоровых условиях труда, о праве на свободный выбор профессии, на достойное вознаграждение (в социалистических конституциях обычно говорится об оплате труда в зависимости от его количества и качества, а иногда — от общественной значимости), о праве на справедливую оплату труда. Законами установлен обязатель­ный почасовой (в США) или помесячный (во Франции) минимум оплаты труда. Существует государственное пособие в случае вынужденной без­работицы. Обычно оно составляет определенный процент от предыдущей средней заработной платы (в Великобритании — 50—60%, в Германии _ 30—35%) и выплачивается не более года (в Канаде — 8 месяцев) и только тем лицам, которые выплачивали ранее из заработной платы страховые взносы по безработице (в большинстве стран такое пособие получают лишь от 2/3 до 1/2 безработных). Размер пособия понижает­ся через каждые несколько месяцев. При отказе дважды от предложен­ной работы безработный может быть снят с пособия.

Среди социально-экономических прав конституции зарубежных стран называют также право на отдых. Оно означает предоставление одного или двух выходных дней в неделю, которые оплачиваются работо­дателем (иногда этих дней больше, если проводится вынужденное сокра­щение рабочего времени с целью повышения занятости), установление законом предельной продолжительности рабочей недели 40 часов (чего, однако, не существует во многих развивающихся странах), ежегодный оплачиваемый отпуск. Во многих развитых капиталистических странах продолжительность такого отпуска по закону составляет 3 (Герма­ния) — 5 (Испания, Франция) недель, но по статистике он длится дольше (например, в Германии, 2/3 работающих отдыхают, включая праздники, 36 дней), так как по коллективным договорам работодателя и профсоюза отпуск может быть увеличен, что и делается. В Италии отпуск длится в среднем 4 недели, а США — 23 дня. Самый короткий отпуск в Японии: по статистике 7,6 дня в году. Во многих развивающихся странах законов об отпусках не существует, как, впрочем, и самого отпуска для многих категорий работников, особенно в сельском хозяйстве, сфере обслужи­вания.

В подавляющем большинстве стран конституции предусматривают право на забастовку (стачку) — коллективное прекращение работы с выдвижением определенных требований к работодателю или государст­ву. Забастовки должны осуществляться в рамках закона о разрешении трудовых конфликтов. Прежде всего это означает, что требования басту­ющих могут иметь лишь экономический характер (повышение заработ­ной платы, улучшение условий труда и т.д.). Политические забастовки (с выдвижением политических требований), всеобщие забастовки (прекра­щение работы по всей стране), стачки солидарности (не ради собствен­ных требований, а в поддержку бастующих других предприятий) закона­ми обычно запрещены. Не разрешаются также забастовки на предпри­ятиях жизнеобеспечения (снабжение водой, электроэнергией и т.д.), на транспорте — железнодорожном, воздушном, а иногда и на других видах транспорта, работникам отдельных профессий (например, правоохрани­тельным органам, государственным служащим). Правда, из этих запре­тов иногда делаются исключения, а иногда, напротив, ужесточается перечень запрещений.

Проведение забастовки подчиняется установленным в законе прави­лам: предварительное уведомление работодателя о готовящейся забас­товке (обычно за неделю, за пять дней), проведение предварительных примирительных переговоров (Франция), арбитраж — добровольный (Италия) или обязательный (Австралия), опрос или даже голосование коллектива по вопросу о согласии на забастовку. На предприятиях, имеющих значение для национальной безопасности, проведение забасто­вок может быть запрещено или отложено правительством (главой госу­дарства) на определенный срок (в США такой «период охлаждения» может длиться до 80 дней).

Забастовки, не соответствующие требованиям закона, по иску рабо­тодателя или правительства (министерства труда) признаются судом не­законными. Участники такой забастовки могут быть уволены без выпла­ты компенсации, организаторы — подвергнуты наказанию (вплоть до уголовного наказания по суду), а профсоюзы, поддержавшие или органи­зовавшие незаконную забастовку, — оштрафованы судом. Штрафы бы­вают обычно очень крупными и, по существу, разоряют не только мест­ный, но и отраслевой профсоюз.

Конституции стран тоталитарного социализма, как правило, не содер­жат положений о праве на забастовку: они не разрешены, но и не запре­щены. Теоретически считается, что трудящиеся, которым принадлежит политическая власть и коллективная (социалистическая) собствен­ность, не будут бастовать против самих себя. В условиях военных режимов в отдельных развивающихся странах всякие забастовки запрещены.

К числу социально-экономических прав относится право на здоровую окружающую среду, на охрану здоровья (положения об окружающей среде появились в новейших конституциях и связаны с современными экологическими проблемами). Реальное осуществление права на охрану здоровья зависит от системы здравоохранения, существующей в данной стране. В США и некоторых других странах действует система либераль­ной медицины: пациент сам оплачивает прием у врача и стоимость ле­карств. При данной системе есть, конечно, и муниципальные больницы, но ими могут пользоваться только наименее обеспеченные слои населения. В Германии, Польше, Франции существует страховая (социальная) медицина. В этом случае создается специальный общегосударственный фонд здравоохранения, куда средства вносят государство из бюджета (это основная часть фонда, обычно 70—80%), предприятия (работодате­ли) и сами работники (в последнем случае это так называемая медицин­ская страховка, в Германии она составляет 6,5% от заработной платы), но в некоторых странах работники таких отчислений не делают. В дан­ном случае медицинское обслуживание и лекарства, по крайней мере во время пребывания в больнице, а часто и вне ее, бесплатны, однако до определенного предела: очень дорогие лекарства и операции дополни­тельно оплачиваются пациентом. В Великобритании, Дании, Италии, ряде тоталитарных социалистических стран существует государствен­ная медицина: расходы целиком оплачиваются из бюджета, пациент за­трат не несет. В некоторых странах с государственной медициной бес­платными являются и лекарства для амбулаторных больных (всегда при стационарном лечении), в других — лекарства для амбулаторных боль­ных платные, но существует много льгот и скидок в цене. Кроме того, дорогостоящие лекарства и операции также могут дополнительно опла­чиваться пациентом. Число стран с государственной медициной невели­ко. Законы о государственной медицине принимали социал-демократы, когда они были у власти. Во многих странах государственная медицина существует только для неимущих слоев населения. Применяются также различные смешанные формы медицинского обслуживания, чаще всего речь идет о государственно-социальной (страховой) медицине.

Конституции зарубежных стран, принятые в последние годы, содер­жат положения о праве работников на участие в управлении предпри­ятиями (обычно через своих делегатов). В соответствии с этим в ряде стран действуют законы о рабочих, заводских, производственных и иных советах, которые отчасти избираются работниками, а отчасти делегиру­ются работодателями. Они, однако, решают главным образом вопросы социального характера и не вправе вмешиваться в полномочия собствен­ника и администрации предприятий. Хозяйственная власть на предпри­ятии не может быть разделена — таково требование работодателей.

К рассматриваемой группе прав относится право на образование и свобода образования (в конституциях стран тоталитарного социализма говорится только о праве на образование). Положение о праве на образо­вание обычно дополняется указанием на необходимость определенной степени обязательного и бесплатного образования, которое гарантирует­ся созданием государственных и муниципальных школ. Во многих разви­вающихся странах обязательным и бесплатным является только началь­ное образование, но и этот стандарт удается выдержать не всегда из-за нехватки учителей, школьных помещений, нежелания посылать детей в школу (речь идет, например, о племенах пигмеев в Африке). Во многих развитых капиталистических странах обязательным является девяти-, а иногда одиннадцатилетнее образование. В большинстве постсоциалис­тических стран установлено обязательное и бесплатное восьми- или де­вятилетнее образование.

Свобода образования — это право учить детей и получать образова­ние взрослым любым способом: в государственных, муниципальных, цер­ковных школах, самостоятельно, экстерном и т.д., но всегда предусмат­риваются экзамены. Государственные школы, как и муниципальные, бес­платны, однако можно получать образование также в частных школах, частных пансионах, где число учеников в классе значительно меньше (в Великобритании, например, почти в 2 раза) и качество образования, как правило, выше (в постсоциалистических странах — далеко не всегда), но за учебу приходится платить довольно дорого. Высшее образование тоже может быть государственным и частным. В некоторых странах обучение в государственных университетах бесплатное, в других за него тоже надо платить, хотя и меньше, чем в частных университетах. В большинстве стран студенты не имеют государственной стипендии, хотя многие полу­чают ее от благотворительных фондов, муниципалитетов, предприятий. В странах тоталитарного социализма высшее образование бесплатное, все успевающие студенты получают стипендии, правда, их размер зачас­тую гораздо ниже прожиточного минимума. Аналогичная ситуация су­ществует и в большинстве постсоциалистических стран.

С правом на образование связана академическая свобода — свобода обучения, преподавания в соответствии с взглядами и концепциями пре­подавателя. Вместе с тем существуют государственные образовательные стандарты, определяющие объем и уровень необходимых знаний (во мно­гих странах, например в США, стандартов нет и преподаватель вправе читать лекцию по любой проблеме, которая объявляется заранее, а сту­денты по собственному желанию записываются на прослушивание ее).

Законодательство запрещает при обучении внушать насилие, презрение к другим народам, нарушать моральные принципы. Иногда принцип ака­демической свободы применяется только к высшей школе.

Конституции многих стран, особенно принятые после второй миро­вой войны, говорят о праве на социальное обеспечение (иногда — на социальную помощь) или на пенсию. Пенсии обычно подразделяются на трудовые и социальные. Первые выплачиваются государством при двух условиях: достижении определенного возраста и наличии необходимого трудового стажа. За рубежом пенсионный возраст обычно составляет 60—65 лет для мужчин и 55—60 лет для женщин (иногда он бывает выше), а стаж — 20—25 лет для женщин и 25—30 лет для мужчин. При неполном стаже работы выплачивается частичная пенсия. В одних стра­нах можно одновременно работать, получая заработную плату, и иметь пенсию по возрасту (Куба, Румыния и др.), в других такое совмещение запрещено (Франция). Для выплаты пенсий в государстве создается пен­сионный фонд, состоящий из средств из бюджета, отчислений предпри­ятий, нередко из налоговых отчислений от заработной платы (по жела­нию самих работников). Для получения права на пенсию работник дол­жен сделать определенное количество таких ежемесячных отчислений (в некоторых странах 40—50).

Социальные пенсии выплачиваются при инвалидности (в том числе инвалидам с детства, не имеющим возможности трудиться), в случае потери кормильца, для воспитания малолетних детей, в других случаях, установленных законом. Кроме государственных пенсий, определенным категориям лиц выплачиваются муниципальные пенсии или муниципаль­ные доплаты к государственной пенсии. В развитых странах, как прави­ло, выплачиваются дополнительно пенсии от фирм, в основном работни­кам, которые долго в них работали. По законодательству некоторых стран разрыв между минимальной и максимальной пенсией не должен быть значительным (например, в Швейцарии не более чем в 2 раза). Право на социальное обеспечение может включать социальное обслужи­вание (например, содержание в домах престарелых, инвалидов).

В последние десятилетия в конституциях ряда стран (даже развиваю­щихся) появилось новое социально-экономическое право — право на жилище. Оно обычно толкуется так, что каждый вправе приобретать себе жилище в любом районе страны (исключение составляют военные городки, закрытые зоны), а малоимущим гражданам жилье за низкую цену или бесплатно предоставляют муниципалитеты из государственных или муниципальных жилищных фондов. При аренде жилья наймодатель не вправе произвольно расторгнуть договор. Выселить арендатора можнс лишь в судебном порядке и по основаниям, указанным в законе (это не соблюдается во многих развивающихся странах). В постсоциалистических странах, где в городах жилье в основном принадлежало государства или местным органам власти и сдавалось гражданам в аренду по очень низким, просто символическим ценам, теперь разрешена приватизация государственного, муниципального, ведомственного (принадлежащего органам управления) жилья: по желанию квартиросъемщика оно бес­платно переходит в его собственность, и в отличие от прежнего порядке новый собственник должен сам заботиться о нем, проводить необходи мый ремонт. Собственник вправе продать жилище или иным образов» распорядиться им. Выселение лица из арендуемого жилья возможно только по судебному постановлению.

Среди социально-экономических прав и прав в области культуры конституции обычно называют свободу литературного, художественного научного и других видов творчества. Интеллектуальная собственность (право автора на свое произведение, идеи), о которой все чаще говорите? в конституциях, охраняется законом. В конституциях содержатся также положения о праве на участие в культурной жизни, праве пользоваться достижениями культуры, о доступе к культурным ценностям и другие положения, касающиеся прав в области культуры. В странах тоталитарного социализма творчество в области культуры должно соответствовать официальной идеологии (например, идеям чучхе в КНДР).

 

Политические права связаны с участием в общественно-политической жизни, с формированием органов государства, с организованным давлением на государственную власть (например, путем политических демонстраций). Эти права принадлежат, как правило, лишь гражданам данного государства. Только в некоторых странах и лишь отдельными политическими правами (например, избирательными) могут пользоваться лица без гражданства и иностранцы (последние — обычно лишь н< основе взаимности, по соглашениям государств).

К числу политических прав, давно получивших закрепление в конституциях, относится свобода мысли, слова, печати. По существу, все это, хотя и в разных конституционных формулировках, означает свободу выражения мнений публично и по общественно значимым вопросам. В те далекие времена, когда никаких конституций еще не было, первым средством такого выражения были устные выступления, в частности на народных собраниях. Затем появилась печать, а в настоящее время большее значение приобретают электронные средства массовой информации, особенно телевидение. Новейшим выражением свободы слов, стали конституционные формулировки о свободе информации. Незаконное получение информации, например под­слушивание телефонных переговоров политических оппонентов, иных лиц без санкции судьи, влечет ответственность.

Свобода выражения мнений означает отсутствие цензуры — специальных государственных учреждений и должностных лиц, которые вправе разрешать или не разрешать опубликование, передачу по электронным средствам массовой информации, выход в свет определенных мате риалов. Автор вправе публиковать или иными способами делать общедоступными свои мнения и убеждения, однако за нарушение законов i печати, о средствах массовой информации он несет ответственность Она возможна за разглашение государственной тайны, оскорбление, клевету (распространение заведомо ложных порочащих сведений), за диффамацию (распространение порочащих, но не ложных сведений). Ответственность обычно несут автор и редактор; издатель ответствен­ности не несет, так как он — предприниматель. Нельзя также разгла­шать профессиональную тайну — врачебную, тайну следствия и др.

В соответствии с Международными пактами о правах человека 1966 г. конституции многих стран устанавливают и другие ограничения. Запрещаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расо­вую, религиозную, национальную вражду, пропаганда идей националь­ного, языкового, иного превосходства. Такие положения особенно часто встречаются в основных законах постсоциалистических государств, что связано с их прошлым.

В странах тоталитарного социализма свобода выражения мнений ограничена зафиксированным в законах запрещением антисоциалисти­ческой пропаганды, которая составляет «контрреволюционное прес­тупление».

При нарушении законов о средствах массовой информации возможно наложение ареста — запрещение распространения издания, телевизион­ной передачи и т.д. Решение об аресте обычно принимается в судебном порядке (на основе судебного приказа, т.е. специального постановления судьи), но в ряде развивающихся стран такое право имеют и органы исполнительной власти. Конфискация издания, кассет, что означает пос­ледующее их уничтожение, возможна лишь на основе коллегиального решения суда.

Для создания средств массовой информации необходима их регистра­ция в соответствующем государственном органе (например, в комитете по печати, в регистрационной палате). Это не означает выдачу разреше­ния: создание средств массовой информации свободно. Регистрация яв­ляется способом учета, одновременно она означает предоставление газе­те, журналу, телевидению прав юридического лица. Создание и содержа­ние средств массовой информации стоит очень дорого. Основные доходы они получают обычно не от тиража, а от рекламы, в связи с чем крупные рекламодатели могут в какой-то мере влиять на характер печати или телевизионных передач. Вместе с тем средства массовой информации в силу их особой роли в обществе находятся под прямым или косвенным контролем государства. Прямой контроль осуществляется в случае, если они принадлежат государству. Косвенный контроль осуществляется через публичные корпорации с участием государства, которому принад­лежит нередко контрольный пакет акций, с помощью соответствующего законодательства, через министерства информации (печати), регистра­торов, суд и т.д. В демократических странах государство следит и за тем, чтобы не было монополизации средств массовой информации, поскольку это нарушает свободу слова.

Почти во всех конституциях, включая страны тоталитарного социа­лизма, говорится о свободе объединения в политические партии, про­фессиональные организации, социально-экономические, культурные, спортивные и иные общества. Лишь в единичных странах исключение делается для партий: они запрещены как нарушающие единство мусуль­манской общины (уммы). До 80—90-х годов в тоталитарных развиваю­щихся странах, особенно в Африке, запрещались все партии, кроме пра­вящей. В государствах тоталитарного социализма таких запретов не су­ществовало. В некоторых из них была одна партия, в других — несколь­ко, но в условиях конституционно провозглашаемой руководящей роли коммунистической партии существование других партий не имело особо­го значения.

Конституции устанавливают лишь самые общие положения, относя­щиеся к партиям, иногда упоминают о свободе образования профсоюзов, лишь в конституциях стран тоталитарного социализма содержатся про­странные статьи об общественных организациях и их роли в обществе. Конституции содержат обычно три положения о роли партий: устанавли­вают многопартийность, говорят о роли партий в демократическом обще­стве (они содействуют выражению политической воли народа путем го­лосования), устанавливают, что их организация и методы деятельности должны соответствовать принципам демократии и национальной незави­симости. Иногда говорится также, что партии не могут создаваться на этнической, национальной, религиозной основе (обычно это относится к развивающимся странам), а их организации учреждаются только но тер­риториальному признаку, что нельзя создавать партийные организации на предприятиях, в учреждениях (последнее положение типично для постсоциалистических государств). Во многих европейских странах, од­нако, таких запретов нет, есть клерикальные партии (создаваемые с уче­том религиозного признака), в ряде стран создаются партийные органи­зации и по месту работы. Коммунистические партии в государствах тота­литарного социализма всегда строятся по территориально-производст­венному признаку.

Детально положение общественных объединений обычно регулиру­ется тремя видами законов: о политических партиях, о социально-эконо­мических и иных объединениях, не имеющих главной целью извлечение прибыли, и об акционерных обществах (товариществах и т.д.), чья дея­тельность связана с получением доходов. Последний вид организаций регулируется нормами гражданского (торгового, частного) права. Иног­да существуют отдельные законы о профсоюзах, о кооперативах.

Право на объединение реализуется также путем создания и деятель­ности общественных учреждений, которые не имеют членства и цель которых состоит в оказании определенных социальных услуг. К ним близки органы общественной самодеятельности (уличные, родительские в школах и иные комитеты); часто возникают различные общественные движения (например, за охрану природы), которые также не знают по­стоянного членства и в которых иногда есть только коллективные члены.

Общественные объединения создаются явочным порядком, предва­рительного разрешения на это не требуется. Однако организации, имею­щие свои уставы, должны зарегистрироваться. Конституции устанавли­вают, что организация и деятельность общественных объединений долж­ны быть подчинены демократическим принципам (Испания). Даже если они занимаются политической деятельностью (в некоторых странах это прямо запрещено, например профсоюзам, религиозным объединениям) и оказывают давление на государственную власть, все же их главной целью в отличие от партий не является завоевание власти, создание правительства. В странах тоталитарного социализма общественные ор­ганизации вовлекаются в политику, но под руководством коммунисти­ческой партии: они рассматриваются как «приводные ремни» от партии к массам.

В отличие от объединений, занимающихся извлечением прибыли, общественным организациям не нужно получать лицензии (разрешения на деятельность), но они должны быть зарегистрированы (занесены в реестр) и представлять регистратору (обычно министерству юстиции) данные о своем финансовом положении.

Особенно детально законодательство регулирует порядок создания политических партий (в тех странах, где есть законы о политических партиях). Для создания партии необходимо присутствие на учредитель­ном собрании минимума граждан, обладающих политическими правами (в Венгрии — 10, в Болгарии — 50 человек). Присутствующие избирают председателя, секретаря, составляют учредительный протокол, прини­мают устав, документ о целях организации и т.д. Аналогичный порядок применяется и при создании некоторых общественных организаций.

Важнейшим политическим правом граждан является свобода собра­ний, митингов (собраний только под открытым небом) и демонстраций (собраний в движении, хотя бывают, например, и «сидячие» демонстра­ции). Это формы выражения коллективного мнения по общественно зна­чимым вопросам. Многие конституции уточняют: это право собираться мирно и без оружия. Правовое регулирование свободы собраний различ­но в зависимости от рода собрания. Для собрания в закрытом помещении не надо ни разрешения властей (мэрии, полиции), ни их уведомления, хотя нужно иметь, например, разрешение собственника занять принад­лежащее ему помещение на определенное время. Если организаторы собрания считают, что возможны беспорядки, они могут обратиться в полицию с просьбой прислать ее представителя, который не вправе вме­шиваться в ход собрания (его открывает, ведет и закрывает председа­тельствующий). Лишь при возникновении массовых беспорядков, а также если собравшиеся имеют оружие и специально подготовленные предметы, которые могут причинить ущерб здоровью людей, представи­тель полиции может действовать самостоятельно.

Если собрание происходит на улице, площади, в парке, собравшиеся ограничивают свободу других лиц (например, право на свободу передви­жения или прогулку в общественном месте). Поэтому для собрания на открытом воздухе требуется предварительное уведомление или даже разрешение властей (в Германии — за 2 дня, во Франции — за 3, в Великобритании — за 6 дней). Кроме того, в ряде европейских стран полиция вправе запретить на 2—3 месяца всякие публичные собрания на открытом воздухе в контролируемом ею районе, если сочтет, что такое собрание может привести к общественным беспорядкам. Собрания не разрешаются в таких местах, где расположен законодательный орган, резиденция главы государства, где существуют острые национальные, религиозные и иные противоречия. В таких местах нередко запрещены и пикеты — небольшие группы граждан с плакатами возле пикетируемого объекта (здания), но иногда пикеты возле высших органов государствен­ной власти разрешены, правда, на определенном удалении.

Тема собрания на открытом воздухе, фамилии его организаторов, предполагаемое число участников должны быть сообщены мэрии или полиции при уведомлении или обращении за разрешением. Это относит­ся и к демонстрациям, но не к пикетам.

Для демонстраций существуют более жесткие требования: мэрия ут­верждает маршрут движения, может ограничить число участников де­монстрации. При отклонении от установленного маршрута полиция вправе вмешаться и рассеять демонстрацию с применением силы и тех­нических средств. В развивающихся странах полиция при несанкциони­рованных демонстрациях часто применяет оружие, бывают значитель­ные человеческие жертвы.

Особую форму имеет пикетирование — публичное выражение кол­лективного или индивидуального мнения, без шествий и звукоусиления, путем размещения у пикетируемого объекта граждан с плакатами, други­ми изобразительными средствами.

К числу политических прав относится право петиций. Это индивиду­альные и коллективные обращения граждан к высшим органам государ­ства (в англосаксонских странах под петициями понимается прежде всего обращение к парламенту). Военнослужащие вправе подавать толь­ко индивидуальные петиции. Хотя по своему характеру петиции — это политическое право, они могут содержать и чаще всего содержат обра­щения по личным вопросам. В мусульманских странах этому праву соот­ветствует право любого мусульманина (члена уммы) прийти во двор резиденции монарха и обратиться с просьбой в часы и дни приема. В постсоциалистических странах, а также странах тоталитарного социа­лизма праву петиций отчасти соответствует право граждан обращаться с жалобами и заявлениями во все органы государственной власти, вклю­чая высшие.

Промежуточное место между политическими и личными правами за­нимает право граждан на равный доступ к государственной службе. В данном случае речь идет прежде всего о так называемой классифициро­ванной государственной службе с ее чинами и рангами. К государствен­ной службе приравнивается участие в суде в качестве присяжных, народ­ных заседателей.

 

В отличие от политических прав, которые касаются прежде всего граждан, личные права и свободы определяют положение личности как таковой. Они в большей мере связаны с концепцией естественных прав человека. К их числу относится прежде всего право на жизнь. Юриди­чески это означает, что человек может быть лишен жизни только по приговору суда с обязательным участием присяжных заседателей. Одна­ко во многих государствах (в том числе почти во всех, что входят в Совет Европы) смертная казнь запрещена. Есть, однако, экстраординарные случаи лишения жизни, например применение оружия часовым на посту при охране военного объекта; иногда разрешена эвтаназия — лишение жизни детей-уродов, являющихся нежизнеспособными, родившихся без необходимых для жизни органов, а также лиц, неизлечимо больных. Это осуществляется после медицинского консилиума, по просьбе больного, а в отношении детей — с согласия родителей (в 1996 г. такие законы были приняты в некоторых штатах и территориях Австралии). Моментом смерти считается полное прекращение работы мозга. С этого момента можно брать для трансплантации органы умершего.

Важнейшие права личности — свобода и личная неприкосновен­ность, физическая и психическая. Лишение свободы (тюремное заклю­чение и др.) опять-таки возможно лишь по приговору суда. Содержание лица в рабстве, работорговля давно признаны международным правом деяниями, противоречащими природе человека, и тягчайшими междуна­родными преступлениями. Правда, у некоторых отсталых племен в от­дельных развивающихся странах еще встречается домашнее рабство, хотя законом оно запрещено.

Личная неприкосновенность означает прежде всего, что временное лишение человека свободы (арест и полицейское задержание) может быть осуществлено только на определенный срок и с обязательным со­блюдением установленных законом процедур. Арест возможен при воз­буждении уголовного дела с санкции судьи. Как частный случай возмо­жен дисциплинарный арест — содержание военнослужащего на гауп­твахте (мера наказания).

Полицейское задержание с доставкой в участок может быть осущест­влено полицейским служащим при нарушении лицом общественного по­рядка; возможно задержание подозреваемого в преступлении, в терро­ризме, в подготовке преступления. Срок задержания ограничен: оно со­ставляет обычно 48—72 часа (в ряде развивающихся стран установлены более длительные сроки — до 180 дней в Индии по закону о террорис­тах). В некоторых случаях возможны другие основания для длительного задержания (например, для установления личности нарушителя грани­цы, бродяг), но всегда с санкции судьи. В Иране возможно бессрочное задержание на месте преступления.

Главной юридической гарантией против необоснованного задержа­ния считается институт «хабеас корпус», возникший в средние века в Великобритании и теперь принятый под этим же названием в большин­стве стран. Он означает, что любой задержанный по его требованию должен быть немедленно доставлен к судье и тот решит, освободить задержанного под залог или отправить в тюрьму. В странах Латинской Америки существует аналогичный институт — «процесс ампаро». Свобо­да личности не исключает принудительного лечения некоторых больных, например с психическими заболеваниями, временной изоляции других больных с крайне опасными заболеваниями для окружающих. Но осу­ществляется это во всех случаях по судебному постановлению.

Среди личных прав конституции называют достоинство личности Запрещаются пытки (положения об этом содержатся в конституциях ряда развивающихся стран), жестокое и негуманное обращение, унижающее человека, медицинские и иные эксперименты без согласия лица В судебном порядке достоинство личности охраняется с помощью особо го иска о защите достоинства (например, при оскорблении в печати) возбуждения уголовного дела по обвинению в клевете, диффамации Гражданский иск в случае признания судом его обоснованности влечет обязанность публикации опровержения, извинения и выплаты истцу определенной суммы в качестве компенсации морального ущерба. Конституционное право охраняет частную жизнь и имеющиеся у государственных органов данные о личности (Болгария, Венгрия, Нидерланды). Такие данные не могут быть обнародованы без ведома лица, запрещается и их использование во вред личности. Некоторые конституции предусматривают особые формы судебного процесса, связанные с истребованием от государственных органов данных о личности с нарушением правил их обнародования.

Конституции всех стран, в том числе и тех, где существует государственная церковь, провозглашаю! свободу совести. Этот термин имеет исторические корни: на протяжении веков мировоззренческие вопросы были тесно связаны с религией, с религиозными представлениями о мире, о нравственности. Теперь это право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (относиться к религии нейтрально), вести пропаганду религиозных и иных взглядов (в конституциях стран тоталитарного социализма говорится не об иных, а об «антирелигиозных взглядах»). Никто не обязан заявлять с своих религиозных или антирелигиозных убеждениях (в странах тоталитарного социализма это обязательно для членов коммунистической пар тии и ее молодежной организации). Верующие вправе совершать религиозные культы, которые не должны нарушать общественный порядок мораль, использоваться в политических целях, хотя в некоторых странах, например в Польше, церковь активно участвует в политике. Запрещается дискриминация на религиозной основе, но кое-где определенные церковные организации пользуются преимуществами или государственной поддержкой (например, католики в Северной Ирландии, Испании мусульмане в арабских странах, иудеи в Израиле, восточная православная церковь в Болгарии и Греции, англиканская церковь в Великобрита­нии, лютеранство в Дании). Провозглашение законом какой-либо рели­гии или церкви государственной не исключает свободного исповедания других религий, но влечет за собой поддержку такой церкви из государ­ственного бюджета, назначение высших священников главами госу­дарств — монархами (глава государства одновременно считается главой государственной церкви), оплату священников в войсках из государст­венного бюджета. Религиозные объедине­ния обычно являются юридическими лицами, имеют собственность, вправе создавать свои предприятия, учреждения (обычно создают сель­скохозяйственные, художественные предприятия, учебные заведения), на их работников распространяется законодательство о труде, о социаль­ном страховании.

Неприкосновенность жилища как право личности означает, что вход в жилище посторонних возможен только с разрешения хозяина (термин «жилище» толкуется в законодательстве широко: сюда могут относиться и номера в гостинице). Без такого разрешения вход в жили­ще, например для обыска, выемки каких-либо предметов, документов, возможен лишь на основании постановления судьи. Бывают, однако, экстренные случаи, когда доступ в жилище возможен и без разрешения (например, для тушения пожара, угрожающего не только хозяину, но и другим лицам). Для обыска и выемки необходимо присутствие двух поня­тых — беспристрастных свидетелей, которые должны удостоверить про­исходящее и подписаться под протоколом, фиксирующим действия и их результат.

Конституционным правом личности является тайна переписки, те­лефонных и телеграфных сообщений, сообщений по факсу, электронной почте и т.д. Ознакомление с личной корреспонденцией опять-таки воз­можно с разрешения судьи (имеется в виду переписка лиц, подозревае­мых с совершении преступления). Такой же порядок установлен для прослушивания телефонных переговоров, но в обоих случаях судье должны быть представлены доказательства необходимости таких мер.

Свобода передвижения по территории страны и выбор места житель­ства — неотъемлемое право человека. Оно может быть ограничено на основании закона для иностранцев (например, они не допускаются для постоянного проживания в военные городки). Ограничения в целях обес­печения военной тайны могут быть введены и для отдельных категорий граждан, а также в зонах экологических бедствий, массовых заболева­ний, в условиях чрезвычайного положения.

Лицо вправе в любое время эмигрировать, а гражданин — и возвра­титься в свою страну. Положения об этом особенно характерны для постсоциалистических конституций, поскольку в странах тоталитарного социализма такое право не признавалось. Однако существуют ограниче­ния на выезд из страны: если лицо призвано на военную или альтернатив­ную службу, является обвиняемым, осужденным, знает государствен­ную тайну, сообщило о себе ложные сведения при оформлении докумен­тов на эмиграцию.

Многие конституционные права личности связаны с судебной сфе­рой. Это право свободного доступа к суду, право на получение квалифи­цированной юридической помощи, презумпция невиновности, право об­виняемого на защиту и др.

 

Установленные конституциями основные обязанности могут отно­ситься одновременно и к человеку, и к гражданину, а могут обязывать только гражданина. К первой группе относятся обязанности: соблюдать конституцию и законы (иностранец, как и гражданин, не может ссылать­ся на незнание закона); платить налоги (между многими государствами заключены соглашения об исключении двойного налогообложения, со­гласно которым на основе взаимности гражданин платит налоги в своей стране). Все лица, живущие в стране, обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Гражданин несет дополнительные обязанности: его долг — защита родины. В ряде государств существует всеобщая воинская обязанность для граждан. Граждане-мужчины определенного возраста (обычно до­стигшие 18—19 лет), а в некоторых странах (например, в Израиле) и женщины призываются на определенный срок на военную службу (в разных странах от полугода до двух-трех лет) и после ее окончания увольняются в запас. Резервисты время от времени призываются на военные сборы (обычно на короткое время — от двух недель до полутора месяцев), где проходят военное обучение. Во время войны военнообязан­ные граждане призываются в действующую армию.

Если убеждения гражданина или его вероисповедание противоречат несению военной службы (особенно с оружием в руках), военная служба может быть заменена так называемой альтернативной гражданской службой. Обычно такие граждане работают в течение армейского или более длительного срока на стройках, на сельскохозяйственных работах, на работах тяжелых, грязных, в качестве санитаров и сиделок в боль­ницах.

Гражданин обязан иметь основное общее образование (число необхо­димых классов школы, как отмечалось, может быть неодинаковым в раз­ных странах), в ряде стран в соответствии с законами (там, где предус­мотрено обязательное голосование) он должен участвовать в выборах.

В государствах тоталитарного социализма конституции устанавли­вают и другие обязанности: трудиться, соблюдать общественный поря­док, охранять честь родины, беречь государственную тайну, укреплять сплоченность национальностей и т.д. Как отмечалось, многие из таких конституционных обязанностей имеют, по существу, моральный ха­рактер.

Гарантии конституционных прав граждан зависят от уровня демокра­тии, развития экономики, правовой культуры общества, от степени неза­висимости судебной власти, от соразмерности установленных законом ограничений и других факторов. Эти гарантии принято подразделять на экономические, политические и юридические. Первым придается особое значение в странах тоталитарного социализма. В качестве экономичес­ких гарантий конституции обычно называют социалистическую систему хозяйства, ликвидацию безработицы, бесплатное предоставление в рас­поряжение «трудящихся» общественных зданий для проведения собра­ний и т.д. Политические гарантии в марксистской доктрине связываются с характером государственной власти: подлинной гарантией считается принадлежность государственной власти трудящимся, рабочим, крес­тьянам, трудовой интеллигенции. Наиболее общей юридической гаран­тией признается режим «социалистической законности».

В странах рыночной экономики (в том числе социально ориентиро­ванной) экономическим и политическим гарантиям в конституционном праве уделяется мало внимания, акцент делается на детально разрабаты­ваемых юридических гарантиях. В доктрине основной социально-эконо­мической гарантией прав граждан считается обладание собственностью, что дает возможность человеку независимо осуществлять свои права, свободу выбора занятий; существование социального государства; все более массовый характер «среднего класса».

Политические гарантии прав связываются с различными формами осуществления власти народа, особенно со свободными и регулярными выборами, проведением рефе­рендумов, разделением властей, многопартийностью, свободой оппози­ции, с участием граждан в управлении. Важнейшей юридической гаран­тией является существование правового государства. В новейших кон­ституциях говорится об основных средствах юридической защиты прав. Среди них уже названные нами формы обращения в суд, роль судьи в защите конституционных прав, роль президента как гаранта этих прав, деятельность омбудсмана (уполномоченного по правам человека).

Конституции и законы предусматривают разные способы осущест­вления основных прав: явочный порядок, заявительный порядок, разре­шительный порядок, режим судебных санкций. В первом случае для осуществления предусмотренных конституцией прав не нужно никаких дополнительных обращений к органам государства, можно непосредст­венно проводить собрание в закрытом помещении или публиковать ста­тью с критикой деятельности правительства. Регистрация в некоторых случаях при осуществлении явочного порядка использования конститу­ционных прав носит, по существу, технический характер.

Заявительный порядок предполагает заблаговременную, в предус­мотренный законом срок информацию государственных органов, а иног­да предприятий, организаций, собственников (например, при забастов­ке) о намерении осуществить то или иное конституционное право. Несо­блюдение этого условия влечет признание данной акции незаконной со всеми вытекающими отсюда последствиями: полиция вправе рассеять собрание на открытом воздухе, если заранее не было сделано определен­ной заявки; суд может оштрафовать профсоюз, если работодатель не предупрежден заранее о готовящейся забастовке. Для некоторых кон­ституционных прав установлен разрешительный порядок. Они могут осу­ществляться только после получения разрешения от соответствующих органов государства или местного самоуправления. Подобные примеры уже приводились в связи с правом на уличные демонстрации.

Режим судебных санкций применяется при явочном порядке. Своим конституционным правом можно воспользоваться свободно, но при зло­употреблении им, при нарушении закона наступает судебная ответствен­ность.

Иногда встречаются и комбинированные формы осуществления кон­ституционных прав, например явочно-регистрационный порядок при со­здании политических партий в ряде развивающихся стран.

В демократических государствах их органы и должностные лица обя­заны содействовать гражданам в осуществлении ими своих конституци­онных прав. Конкретные формы такого содействия установлены специ­альными законами. Так, для проведения избирательных кампаний — ре­ализации конституционного избирательного права граждан — государ­ство бесплатно предоставляет кандидатам время для выступлений в госу­дарственных средствах массовой информации (на радио, телевидении, на газетных полосах), выделяет определенную сумму бюджетных средств в фонд партий и кандидатов, избирательным комиссиям бесплат­но предоставляются государственные или муниципальные помещения.

Конституционные права могут защищаться самими гражданами (на пример, жалоба в административные органы, обращение к средства»/ массовой информации, необходимая оборона при покушении на неприкосновенность личности), объединениями граждан, их общественным]. организациями (например, защита профсоюзами с помощью забастовок конституционного положения о справедливом вознаграждении труда), < также различными государственными органами (например, прокурату рой). Особое значение имеет судебная защита конституционных npaв граждан.

Положения о правах граждан, записанные в конституции, являютсу непосредственно действующим правом. С иском относительно их нарушения можно обращаться прямо в суд. Суд не вправе отказаться рассматривать дело под предлогом неясности или отсутствия закона.

В ряде испано- и португалоязычных стран есть специфический судебный процесс — «народное действие» (иск может подать лицо, права которого непосредственно не нарушены).

Защита конституционных прав граждан — специальная обязанности конституционных судов и иных органов конституционного контроля Гражданин может непосредственно обращаться в орган конституционного контроля для защиты своих прав. Наконец, он может обращаться и международные органы (например, в Комитет ООН по правам человека, или в международные суды (например, в Европейский суд в Страсбурге) если государство является участником соответствующей международной конвенции и если исчерпаны все возможные способы защиты npai внутри своего государства.

В условиях локальных военных действий, при массовых общественных беспорядках, катастрофах на части территории страны или в страж в целом вводится чрезвычайное, военное или осадное положение. Оно предполагает ограничение конституционных прав


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: