Тема 4. Конституционно-правовые основы общественного (конституционного) строя и институты гражданского общества

Вопросы:

1. Понятие, структура общественного (конституционного) строя, и способы конституционного регулирование его основ.

2. Экономическая система: понятие и основные конституционно-правовые институты.

3. Политическая система общества: понятие, структура, основные политические институты.

4. Политический режим: понятие и виды.

5. Политические партии, их функции, классификация и конституционно-правовой статус, партийные системы.

6. Социальная система. Социальные отношения: отношения между трудом и капиталом, межнациональные отношения, поощрение и охрана брака и семьи, государственная политика в области экологии, здравоохранения и социального обеспечения, государственная защита потребителя.

7. Духовно-культурные отношения. Роль государства в развитии образования, науки и культуры.

8. Государство и церковь: модели взаимоотношений.

9. Конституционно-правовой статус неполитических институтов (профсоюзы, организации предпринимателей).

 

Пределы конституционного регулирования вопросов обществен­ного строя. Конституции, принятые в зарубежных стра­нах до второй мировой войны, ограничивались, как правило, регулирова­нием двух сторон общественной жизни: организации государственной власти и основных прав личности. Лишь некоторые конституции (кон­ституция Мексики 1917г., Веймарская конститу­ция Германии 1919 г., конституция Чили 1926г., конституция Ирландии 1937 г. и др.) несколько выходили за эти пределы. Основные законы социалистических стран, начиная с Конституции Российской Федерации 1918 г., положили начало принципиально иной трактовке объекта кон­ституционного законодательства, включив в него основные вопросы со­циально-экономической структуры общества, политической системы, идеологии. Содержание такого регулирования не отвечало идее общече­ловеческих ценностей, принципам демократии, но сам подход оказал значительное влияние на конституции ряда зарубежных стран, приня­тые после второй мировой войны, особенно на конституции так называе­мых народно-демократических государств. В последующие годы этот подход был воспринят многими основными законами развивающихся стран, особенно стран социалистической ориентации, новыми конституциями некоторых капиталисти­ческих стран (Бразилии 1988 г. и др.); он сохранен в определенной мере и в постсоциалистических конституциях (Казахстана 1995 г., Украины 1996 г.. и др.).

Существуют, однако, объективные пределы конституционного регу­лирования, вмешательства государства в сферу социально-экономичес­ких, политических, идеологических отношений. Излишняя «зарегулированность» этих отношений может препятствовать общественному эво­люционному развитию, вести к тоталитаризму. В подавляющем боль­шинстве действующих зарубежных конституций речь идет лишь о некоторых принципах (даже не об основах) общественного строя, которые нередко закрепляются в главах, посвященных директивным принципам политики. Они не имеют прямого действия (не могут, в частности, прину­дительно выполняться судами), но должны служить ориентиром для дея­тельности правительства (конституции Бразилии, Индии, Непала, Таи­ланда, Филиппин и др.).

 

Конституционные принципы правового регулирования экономики. Конституционное регулирование экономических отношений включает вопросы собственности, труда, распределения и др. Современные конституции содержат специальные разделы или главы, посвященные этим вопросам (гл. 3 «Об основных принципах экономической и социальной политики» конституции Испании 1978 г., разд. 7 «Об экономическом и социальном порядке» конституции Бразилии 1988 г. и т.п.). Особенно подробные главы по этим вопросам содержатся в прежних и действую щих конституциях стран тоталитарного социализма.

Конституционное регулирование исходит из существования двух разных моделей экономики: рыночной, или либеральной (в демократических странах), и огосударствленной, или тоталитарной (в частности, ] странах тоталитарного социализма). В последние десятилетия, однако во многих капиталистических государствах, особенно там, где длительное время у власти находились социал-демократические партии, утвердилась модель социально ориентированной рыночной экономики, a i 80—90-х годах в странах тоталитарного социализма (кроме КНДР) еде лан ряд существенных, а порой и коренных отступлений от огосударствленной экономики. Социально ориентированная рыночная экономик, утверждается в постсоциалистических странах.

Конституции, строящиеся с учетом рыночной модели экономики, устанавливают равноправие всех видов собственности — государственной, частной, муниципальной, хотя правовой режим различных видов hi совсем одинаков. Провозглашается свобода предпринимательской деятельности; вмешательство государства в рыночные отношения ограничивается общественно необходимыми целями. В этих конституциях обычно говорится о неприкосновенности собственности (хотя тезис о «священной» собственности в новейших конституциях не используется). Однако современные основные законы все чаще отходят от идеи абсолютно неприкосновенности собственности и закрепляют иной подход: концепцию социальной функции частной собственности. Конституция ФР1 1949 г. устанавливает, что «собственность обязывает», пользование должно одновременно служить общему благу» (ст. 14). Положения социальной функции частной собственности содержатся в конституция: Италии 1947 г., Португалии 1976 г., Испании 1978 г., Бразилии 1988 г. Украины 1996 г. и др.

Отход от принципа неприкосновенности частной собственности выражается и в том, что конституции многих стран устанавливают возможность аграрной реформы (изъятие земель сверх установленного максимума у собственников и их распределение, обычно возмездное, между

безземельными и малоземельными сельскими жителями), а также национализации (обращения частной собственности в государственную). Аграрная реформа и национализация должны проводиться в общественных интересах, в соответствии с законом, а не каким-либо административным актом, и при обязательном (иногда предварительном) возмещении собственнику стоимости отчуждаемого имущества (исключение делаете) иногда при земельной реформе). Размер возмещения устанавливается как правило, судом, а не актами исполнительной власти.

Ограничения частной собственности связаны также с антимонопольным законодательством, с тем, что некоторые объекты могут находить только в государственной собственности (например, по конституции Испании 1978 г. — континентальный шельф, морские зоны, побережье природные ресурсы, по конституции Йемена 1989 г. — полезные ископаемые и др.). Во многих странах таких ограничений нет, в США i частной собственности находятся некоторые атомные, ракетостроительные предприятия.

В конституциях ряда стран этой группы говорится о необходимости защиты от «несправедливой эксплуатации» (основные законы Индии 1949 г., Перу 1979 г. и 1993 г., Бразилии 1988 г., Нигерии 1989 г. и др.).

В современных капиталистических странах осуществляется госу­дарственное регулирование экономики. Чисто рыночной, нерегулируе­мой экономики не существует ни в одной стране, хотя степень и характер государственного регулирования неодинаков (например, в Японии боль­ше, в США меньше). Прежде всего используется метод планирования (прогнозирования) экономики. Конституционные положения о планиро­вании содержатся лишь в немногих новых конституциях (Бразилии, Испании, Португалии и др.), да и то они с течением времени иногда исключаются из них (например, в 1959 г. из конституции Португалии изъяты нормы о принципах демократического планирования экономики, равно как и положения об обобществлении средств производства, недопуще­нии монополий и латифундий). Эти изменения направлены, однако, в основном против идей директивного планирования, само же прогнозирование развития общества, его разных сторон, принятие соответствующих документов, в том числе об интеграции, практикуется в капиталистических странах во все возрастающих масштабах.

Перспективные программы на четыре, пять, шесть лет (они нередко назывались планами) принимались в Великобритании, Франции, Япо­нии, в большинстве развивающихся стран, которые пытались использо­вать идею планирования для ускоренного развития. Эти планы иногда принимались в форме закона, но их значение было иным, чем в социалис­тических странах. При рыночной экономике осуществляется не дирек­тивное планирование (обязательное, с ответственностью за выполнение плана), а индикативное, ориентировочное, имеющее целью создание для тех или иных отраслей лучших условий для вложения капитала и устанавливающее финансовую поддержку определенным проектам из государственного бюджета.

Наряду с прогнозированием используется множество других рычагов для регулирования экономики. Это перераспределение бюджета, прямое огосударствление (национализация) ряда отраслей хозяйства, налоговая и кредитная политика, вмешательство государства в область трудовых отношений (законодательное регулирование продолжительности рабо­чего времени, отпусков и т.д.), создание специальных ведомств и разного рода смешанных компаний с участием государственного капитала, в правлениях которых государственные чиновники и руководители моно­полий вместе решают вопросы регулирования экономики, и т.д.

Новые конституции буржуазных стран придают большое значение роли труда, иногда объявляя его основой общества. На деле, однако общественный продукт распределяется не столько с учетом количестве и качества труда, сколько в соответствии с размерами частной собственности (в акционерных компаниях — по акциям, с учетом банковских вкладов и т.д.).

В тех странах, в конституциях которых нашла выражение теория и практика огосударствленной экономики, различаются общественная собственность на средства производства (государственная и кооператив­ная), частная собственность на средства производства (в соответствии с социалистической доктриной она имеет эксплуататорский, угнетатель­ский характер), частная трудовая собственность (мелкие мастерские, крестьянские хозяйства и т.д., которые используются на основе труда владельца и членов его семьи, без применения наемной рабочей силы) и, наконец, личная собственность граждан на предметы потребления и оби­хода. В некоторых развивающихся странах, провозглашающих ориента­цию на социализм, частная собственность делится на две категории: эксплуататорскую (она принадлежит крупной буржуазии и помещикам) и неэксплуататорскую (собственность национальной буржуазии, со­трудничающей с государственной властью).

Конституции стран тоталитарного социализма отвергают равнопра­вие различных видов собственности, а государство проводит неодинако­вую политику по отношению к ним: общественная собственность пользу­ется преимуществами, ее государственная форма считается высшей фор­мой собственности и подлежит особой правовой защите. Важнейшие объекты экономики могут находиться только в собственности государст­ва. Частная собственность на средства производства либо практически не допускается (так существует в КНДР), либо имеет ограниченный характер (как сейчас во Вьетнаме, Китае) и подлежит жесткому правовому регулированию. Государство путем национализа­ции ликвидирует частную собственность и проводит обобществление крестьянских хозяйств, хозяйств ремесленников, превращая частную трудовую собственность в общественную, кооперативную. Правда, в пос­ледние десятилетия положение изменилось (в том числе и на Кубе), происходит разгосударствление собственности (приватизация, акциони­рование и др.), обратное превращение кооперативов в хозяйства собст­венников (в том числе путем создания семейных бригад и т.д.).

Правовое регулирование собственности в постсоциалистических странах в основном соответствует рыночной модели (хотя элементы ста­рого еще сохраняются), в странах социалистической ориентации — огосударствленной модели, хотя патриархальные институты, остатки ста­рых порядков не позволяют осуществить это до конца.

 

Понятие политической системы в конституционном праве. Тер­мин «политическая система» был введен в конституционное право бол­гарской конституцией 1971 г., которая закрепляла некоторые принципы «социалистической политической системы». Впоследствии этот термин был употреблен в конституциях Сальвадора 1983 г., Никарагуа 1987 г. и Эфиопии 1987 г. (последняя в настоящее время не действует). Кон­ституция СССР 1977 г. содержала целую главу, посвященную полити­ческой системе. В подавляющем большинстве конституций стран мира термин «политическая система» не употребляется, однако все они ре­гулируют те или иные ее звенья, стороны, элементы: государство, по­литический режим, часто — политические партии, иногда политичес­кую идеологию. Поэтому политическая система традиционно является объектом изучения конституционного права, хотя длительное время изучались лишь ее отдельные стороны и только в последние два деся­тилетия она стала объектом изучения как комплексный конституцион­но-правовой институт.

В конституционном законодательстве не содержится определения политической системы, а в современном обществоведении (преимущест­венно в политологии) имеются два подхода к этому понятию. Структур­но-функциональный подход в его бихевиористском (поведенческом) ис­толковании, сформировавшемся на основе американской политической науки, рассматривает политическую систему как политическое поведе­ние, процесс в рамках различных человеческих коллективов: партий, профсоюзов, фирм, клубов, городов и т.д. С этой точки зрения, в любом обществе существует множество политических (параполитических) сис­тем, которые не обязательно связаны с государственной властью.

Институциональный подход, представленный, в частности, француз­ской политологией (хотя в последние годы и на нее значительное влия­ние оказывает американский постбихевиоризм), исходит из существова­ния в любом государственно-организованном обществе одной политичес­кой системы, которая связана с государственной властью. Наряду с таки­ми институтами, как государство, партии и др., в понятие политической системы включается обычно политический режим, хотя одни француз­ские политологи отождествляют систему с режимом, а другие истолко­вывают ее весьма широко, понимая под ней всю политическую (а иногда и не только политическую) жизнь. В отечественной литературе полити­ческая система определяется как универсальная управляющая система социально асимметричного общества, компоненты которой (институцио­нальный — партии, государство и др., нормативный — политические нормы, в том числе соответствующие отрасли и институты права, функ­циональный — политический режим, идеологический — политическая идеология) объединяются в диалектически противоречивое, но целост­ное образование «вторичными» политическими отношениями — между звеньями системы («первичные» политические отношения — это отно­шения между крупными социальными общностями данной страны). В конечном счете политическая система регулирует производство и рас­пределение социальных благ между различными общностями и личнос­тями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Конституционные положения о политической системе. В консти­туциях стран тоталитарного социализма и бывших стран социалистичес­кой ориентации содержатся положения о характере самой системы, о природе государственной власти (диктатура пролетариата, революцион­но-демократическая диктатура народа, власть патриотического блока и т.д.), об однопартийной (в большинстве стран) системе или о возмож­ности создания других партий (на деле они не играют самостоятельной роли, примыкая к правящей партии), о руководящей роли коммунисти­ческой или (в странах социалистической ориентации) революционно-де­мократической партии, о роли массовых общественных организаций как форме участия народа в решении государственных задач, о развитии демократии как закономерности политической системы, о демократичес­ком централизме как основном методе организации и деятельности государственного аппарата, правящей партии, общественных организаций, с «социалистической» (революционно-демократической) законности, с марксистско-ленинской идеологии.

Некоторые из этих положений не соответствовали и не соответству­ют действительности (о развитии демократии, о роли массовых организа­ций, о неуклонном обеспечении законности), другие отражали реальное положение искаженно (например, власть принадлежала не революцион­но-демократическому блоку, а узкой группировке правящей верхушки), третьи соответствовали реальным фактам (обязательность определен­ной идеологии, насаждаемой «сверху»).

В конституциях капиталистических стран и стран, развивающихся по капиталистическому пути, также содержатся положения, относящиеся к политической системе. В них провозглашается власть народа. На деле основную роль в политической власти в развитых капиталистических странах играет «средний класс», имеющий неплохие условия жизни и заинтересованный в политической стабильности, а реальные рычаги власти находятся в руках политической элиты общества. В ряде развива­ющихся стран политическая власть принадлежит или буржуазно-поме­щичьему блоку, или более широкому слою населения, включающему зачатки формирующегося «среднего класса», или узкой группировке «предбуржуазии», предбуржуазной политической элите, которая не свя­зана давлением различных слоев населения и действует в своекорыст­ных интересах (некоторые страны Тропической Африки, Океании). В капиталистических и развивающихся странах теперь обычно провозгла­шается политический плюрализм, но в отдельных развивающихся стра­нах господствующей, а порой и единственной, провозглашена определен­ная идеология, например панча-сила в Индонезии, исламские ценности, «исламский социализм» и др. Ранее обязательная идеология (например, мобутизм в Заире) провозглашалась во многих странах капиталистичес­кой ориентации в Африке; предусматривалось создание единственной всеобъемлющей «партии-государства» (ее членами объявлялись все жи­тели страны).

Государственная власть во всех странах осуществляется соответст­вующими органами государства. Они рассматриваются ниже.

Классификации политических режима. В научной литературе суще­ствует множество классификаций политических систем. Выделяют соци­алистические, буржуазно-демократические и буржуазно-авторитарные политические системы, политические системы в странах социалистичес­кой и капиталистической ориентации, однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы и т.д. Наиболее признанным является деление политических систем на демократические, авторитарные и тоталитар­ные.

В демократических режимах основным структурным принципом является плюрализм, а функциональным — ролевая автономия. Здесь существует многопартийность (нередко партий более сотни, а то и тыся­чи, например в Японии, среди них — мельчайшие), причем разрешаются партии политической оппозиции (в конституциях иногда закреплен принцип соревновательности, например в Чехии); признается разделе­ние властей (вместе с принципами сдержек и противовесов и взаимодей­ствия ветвей власти); действует несколько центров принятия решений; признается право принятия решений большинством и охрана прав мень­шинства; осуществляются основные права человека и гражданина; про­возглашен и реализуется принцип юридического равенства; признаны и осуществляются идеи правового государства и законности; существует идеологический плюрализм; метод выборности является решающим при формировании руководства государством и различных политических объединений; главными методами решения конфликтов служат компро­мисс и консенсус. Словом, в данной системе присутствуют все основные элементы демократии. Это открытая система, и различные слои населе­ния, «заинтересованные группы», партии могут добиться уступок, реше­ния своих проблем с помощью различных форм мирного давления на государственную власть. Смена политических группировок и лиц у рыча­гов власти осуществляется путем свободных выборов.

В условиях авторитарной системы принципы плюрализма и ро­левой автономии могут не отрицаться, но на деле они сведены к мини­муму. Эти принципы распространяются только на небольшую часть общества. Однопартийность не введена, но разрешается деятельность лишь определенных политических партий и организаций (хотя партий может быть несколько, например четыре в Сенегале в течение короткого времени в 80-х годах, три в Индонезии, две до переворота 1993 г. в Нигерии). Разрешенные партии — это не подлинная политическая оп­позиция, а проправительственные партии, лояльная квазиоппозиция. Хотя есть парламент и судебные органы, однако разделения властей, упомянутого иногда в конституции, на практике не существует: безраз­дельно доминирует исполнительная власть во главе с переизбираемым 5, 6, а то и 8 раз (Парагвай) президентом, который фактически, а порой и юридически возглавляет правящую партию и принимает все важней­шие решения; в конституциях декларируются основные права человека и гражданина, но многие из них фактически ограничены или не соблю­даются (некоторые партии и издания запрещены); социально-экономи­ческие права не обеспечены/личные права граждан нарушаются все­сильным административным аппаратом; при формировании разного рода органов нередко доминирует принцип назначаемости, а выборы в усло­виях запрета оппозиционных партий и изданий дают искаженные ре­зультаты; существует официальная доминирующая идеология, закреп­ленная конституцией (например, панча-сила в Индонезии), хотя за ук­лонение от нее все же не карают в уголовном порядке; при урегулиро­вании конфликтов компромиссы используются редко, основным методом разрешения противоречий является насилие (на Востоке доминирует принцип консенсуса, но это относится лишь к регулированию отноше­ний в парламенте, в среде правящей верхушки и не применяется е отношении оппозиционной части населения).

Словом, при данной политической системе существуют лишь незна­чительные элементы демократии, да и то в текстах конституций, но не на практике. Это почти замкнутая, полузакрытая система. Оппозиция фак­тически исключена из нее, ей трудно организовать мирное давление на государственную власть с целью добиться определенных уступок, а на массовые выступления государственная власть отвечает жестокими рас­правами. Но какие-то элементы оппозиции все же могут допускаться.

В условиях тоталитарной системы ликвидируется даже ограни­ченный плюрализм, не существует ролевой автономии звеньев полити­ческой системы. Создается единая, слитная тотальная организация, свя­зывающая воедино государство, правящую партию, а иногда и другие разрешенные партии. Центром принятия всех общественно значимых решений является верхушка правящей, по существу, единственной ле­гальной партии (иногда разрешены некоторые мелкие партии, но они признают руководящую роль правящей партии в обществе и государстве и являются ее своеобразными филиалами). В некоторых странах в усло­виях религиозно-тоталитарной системы запрещаются все партии (Ку­вейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Свазиленд и др.). Запрещаются они обычно и при военных переворотах, когда устанавливается военный то­талитаризм. Общественные организации рассматриваются как «привод­ные ремни» партии, а государство — нередко как ее технический аппа­рат. Концепция разделения властей отвергается, господствует идея един­ства власти, которую возглавляет фюрер, дуче, каудильо, «пожизненный президент» (например, в прошлом в Малави, Тунисе, Уганде, Югосла­вии, Экваториальной Гвинее и некоторых других странах). Иногда он не провозглашен пожизненным и переизбирается, но фактически остается на месте до своей кончины, управляя страной, в частности, с помощью политбюро правящей партии. Бывает, что основные права человека и, в частности, гражданина непосредственно ограничиваются законом (на­пример, в соответствии с расистской идеологией режима, как это было в ЮАР) или провозглашаются в конституциях, но фактически не осущест­вляются (расправы над диссидентами, помещение инакомыслящих в пси­хиатрические лечебницы, карательная роль всесильных комитетов и ми­нистерств государственной безопасности и т.д.). Фактически господ­ствует принцип назначаемости, лишь внешне прикрытый выборами, ибо для избрания предлагаются лишь кандидатуры от правящей партии. В условиях тоталитарной системы существует обязательная идеология (идея «арийской расы» при фашизме, мобутизм в африканском Заире и др.). Критика этой идеологии не разрешается и влечет за собой наказа­ние. Тоталитарная система — это замкнутая, закрытая система. Возмож­на только нелегальная, подпольная оппозиция, деятельность которой уголовно наказуема; она не может оказать мирное давление на государ­ственную власть, ее лидеров изгоняют из страны и сажают в тюрьмы, психиатрические лечебницы.

Наряду с тремя основными разновидностями политических систем и внутри них существуют другие градации. В некоторых странах действу­ют полудемократические системы (например, Египет, Филиппины), в других тоталитарные системы существуют в условиях военных режимов (например, Гаити, Нигерия).

 

В различных странах существуют разные принципы духовной жизни. В условиях демократических режи­мов конституции провозглашают идеологический плюрализм, свободу убеждений и выражения своих мнений (Германия, Италия, Канада, Япо­ния и др.). В соответствии с Международными пактами о правах челове­ка закон запрещает лишь призывы к насилию, террору, расовой и нацио­нальной розни. Некоторые запреты связаны с моральными ценностями общества (например, ограничение или полное запрещение порнографи­ческих изданий в ряде стран), с необходимостью оберегать здоровье населения (например, запрет или ограничение пропаганды алкоголя или табачных изделий).

В группе стран существует официально признанная идеология (на­пример, рукунегару в Малайзии, панча-сила в Индонезии), но она не внедряется принудительно и уклонение от нее не влечет наказаний. Од­нако для ее пропаганды создаются значительные преимущества. То же можно сказать об исламе, идеях «арабского социализма», халифата в ряде мусульманских стран. Для иноверцев эти взгляды не являются обя­зательными, но для мусульман они представляют собой часть шариата, и в тех странах, где наиболее ревностно соблюдаются каноны ислама, вы­ражение иных взглядов может влечь даже наказание, в том числе со стороны особой полиции нравов (мутавы).

Наконец, в странах с тоталитарными политическими системами существует, как уже говорилось, фактически или даже формально обязательная идеология. Выступления с критикой марксизма-ленинизма, маосизма (в Китае), идей «чучхе», произведений Ким Ир Сена в Северной Корее и т.д. влекли за собой наказания.

 

Юридическое понятие политической партии. Как известно, в об­ществе наряду с классами, помимо и внутри них существует множество различных профессиональных, региональных, половозрастных и иных групп населения со своими устремлениями и интересами. Да и сам чело­век выступает в различных ипостасях, выполняет несколько ролей в обществе, обусловленных его социальными, профессиональными, культурными и иными данными, в связи с чем он может одновременно примы­кать к самым разным общественным объединениям. Среди различны? интересов и потребностей человека принципиальное значение имеют его коренные, жизненные интересы и потребности или по крайней мере те из них, которые он сам считает особенно важными для себя. Партии призва­ны выделить, сформулировать эти интересы, выразить их на уровне поли­тики. Поэтому партии обычно выступают как авангард своей группы, как организации, наиболее отчетливо формулирующие ее интересы и отста­ивающие их. В отличие от других общественных организаций политичес­кие партии, как правило, выдвигают цель создания правительства или участия в нем, борются за государственную власть главным образом на выборах, а иногда и другими способами.

Юридическое понятие партии учитывает все эти обстоятельства, но оно акцентирует внимание на юридических признаках.

Определение партии содержится не во всех законах о партиях, а имеющиеся определения неполны и не во всем совпадают. В целом в законодательстве предусматриваются следующие существенные при­знаки политической партии: 1) свободно создаваемая автономная орга­низация, действующая на началах самоуправления; 2) устойчивая орга­низация, объединяющая граждан на постоянной основе (разумеется, с правом выхода); 3) объединение в партию осуществляется прежде всего на основе идеологических факторов — общности убеждений и целей ее членов, что выражается в ее программных положениях; 4) партия не преследует целей извлечения прибыли, хотя ее отдельные подразделе­ния могут заниматься производственной деятельностью для обеспечения потребностей партии; 5) партии содействуют формированию и выраже­нию политической воли народа, используя мирные и конституционные средства, в частности участие в выборах; 6) партия — это организация, построенная и действующая на демократических принципах и на основе гласности, публичности, открытости.

Если обобщить эти признаки, то можно сказать, что с юридической точки зрения политическая партия — это добровольная устойчивая самоуправляющаяся организация определенной группировки общества, созданная на основе общности убеждений и целей ее членов, действую­щая на основе принципов демократии и гласности, имеющая своей глав­ной задачей не извлечение прибыли или удовлетворение профессиональ­ных, культурных и иных запросов своих членов, а участие в формирова­нии и выражении политической воли народа и в борьбе за государствен­ную власть мирными, конституционными средствами.

Бывают, конечно, и такие партии, которые выдвигают цели насильст­венного свержения конституционного строя, применяют террористичес­кие методы для достижения своих целей, требуют установления диктатуры определенного социального слоя. Это отклонение от того понятия партии, которое сложилось в наше время на базе общегуманистических принципов.

Среди перечисленных признаков партии есть такие, которые совпада­ют с характеристиками общественных объединений вообще. Это естест­венно, так как партии — это один из видов общественных объединений в широком смысле слова. Вместе с тем в определении есть и специфичес­кие признаки партии: общность идеологических установок ее членов, участие в формировании и выражении политической воли народа, в борь­бе за государственную власть мирными, конституционными средствами как ее главная цель.

Свобода образования политических партий и конституционные ограничения при их создании. В соответствии с демократическими конституциями партии организуются и действуют свободно. Они созда­ются, как правило, на основе явочного (иногда — явочно-регистрационного) порядка: никаких предварительных уведомлений или разреше­ния властей (государственных органов) для создания партии не требу­ется. Партии сами определяют свою структуру, внутреннюю организа­цию, порядок деятельности, что регламентируется принимаемыми ими уставами.

Однако, как уже отмечалось, в соответствии с общепринятыми нор­мами международного права свобода объединения, как и некоторые дру­гие политические права, может подлежать ограничениям в соответствии с Международными пактами о правах человека 1966 г. Такие ограниче­ния возможны лишь в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственнос­ти населения, для защиты прав и свобод других лиц и могут быть установ­лены только законами. В соответствии с этим в демократических странах конституциями или специальными законами запрещены создание и дея­тельность партий, проповедующих насилие, разжигание социальной и национальной розни, преследующих антиконституционные цели, пропа­гандирующих человеконенавистническую идеологию (в конституции Болгарии, например, говорится о запрете фашистской идеологии). В ряде авторитарных и тоталитарных государств запрещены партии, пропове­дующие классовую борьбу и диктатуру пролетариата, а также коммунис­тическую, марксистско-ленинскую идеологию. Запрещается создавать военизированные партийные организации или военизированные отряды при партиях. Во многих развивающихся странах, где существует племен­ная рознь, запрещены партии, опирающиеся на одно племя, один язык, одну религию. В некоторых государствах запрещается создание при пар­тиях женских и молодежных организаций, в других это не запрещено и такие организации существуют, равно как и профсоюзы, примыкающие к тем или иным партиям. В отдельных государствах (например, в Сирии) политическую работу в армии и среди молодежи разрешается проводить только бессменно правящей партии. Не разрешается создавать партии под тем же названием, что и действующие в стране партии, а также использовать символы и знаки других партий.

Юридические процедуры при создании партии. Партии могут быть созданы только гражданами данного государства (иногда требуется и определенный срок состояния в гражданстве — например, 10 лет в Тунисе). Членами партии могут быть, как правило, лишь граждане дан­ной страны, обладающие политическими правами и достигшие 18-лет­него возраста. Иногда закон запрещает гражданам состоять более чем в одной партии (Кабо-Верде). Во многих государствах членами партии не могут быть военнослужащие, работники органов внутренних дел, национальной безопасности, юстиции, таможни, иностранных дел, службы президента. При поступлении на работу в такие ведомства иногда требуется представить справку о том, что лицо не состоит в какой-либо партии (Болгария). В посттоталитарных странах действуют также конституционные нормы, запрещающие принуждать кого-либо к вступлению в партию.

В странах тоталитарного социализма, напротив, считается, что госу­дарственные служащие, особенно высокого ранга, работники органов государственной безопасности, иностранных дел, юстиции должны быть членами правящей коммунистической партии, хотя юридической обязан­ности такого рода не существует. Обязательное членство в правящей партии предусмотрено для государственных служащих в отдельных стра­нах с авторитарными режимами (например, в Индонезии).

В подавляющем большинстве государств партии строятся на основе индивидуального членства: в партию принимаются по заявлению вступа­ющего (нередко — устному). В некоторых партиях эта процедура еще более упрощена; практически происходит запись в партию. В США две ведущие партии (Республиканская и Демократическая) не знают фикси­рованного членства — членами считаются все, кто голосовал на выборах за кандидатов данной партии. Однако в последние годы иногда вводятся и членские билеты. В редких случаях существуют также коллективные члены. Членами Лейбористской партии в Великобритании являются целые профсоюзные организации (они составляют большинство член­ского состава партии), коллективные члены есть в Институционно-рево­люционной (правящей) партии Мексики.

Для создания партии созывается учредительное собрание. Оно пра­вомочно, если на нем присутствует установленное законом число граж­дан, имеющих право быть членами партии (например, не менее 10 в Венгрии, 50 — в Болгарии). Иногда инициаторы должны создать учредительную комиссию (например, из 7—21 человека в Анголе), которая проводит подготовку к созданию партии. В ряде стран к учредителям и руководителям партии предъявляются дополнительные требования. На­пример, в Бенине они должны состоять в гражданстве государства не менее 10 лет. Иногда такие требования установлены только по отноше­нию к натурализованным гражданам (Ангола). В странах, где давно су­ществует многопартийная система, законы не содержат положений о порядке создания партий. В отдельных государствах объявить себя пар­тией для целей участия в выборах (выдвижения кандидатуры) может один гражданин при поддержке еще одного избирателя (например, суп­руга или супруги).

На учредительном собрании избирают председателя и секретаря, со­ставляется учредительный протокол о создании партии. На этом же или на другом собрании принимаются устав партии, ее программный доку­мент (возможен краткий документ о целях партии). Во многих странах в результате этих действий партия считается созданной, ее члены могут проводить собрания, обсуждать различные вопросы, в том числе полити­ческого характера, принимать партийные решения; партия является ле­гальной. Но такая партия еще не имеет прав юридического лица: не может выдвигать от имени партии кандидатов на выборах, приобретать на имя партии имущество и т.д. В некоторых странах партию можно не регистрировать, в других она подлежит обязательной государственной регистрации, но почти всегда для того, чтобы стать юридическим лицом, партия должна быть зарегистрирована уполномоченными на то законом органами государства, т.е. должна быть включена в реестр (регистр) — особый список политических партий. В некоторых странах (например, в Тунисе) партия может действовать только после регистрации: это явочно-регистрационный порядок создания партии.

Регистрация политических партий возлагается на разные органы государства: министерство юстиции, министерство внутренних дел (Франция, Бенин), городской суд столицы (Болгария), верховный народ­ный суд (Ангола), федеральную избирательную комиссию (Мексика). Для регистрации обычно требуется представить следующие документы: подписанное руководителями партии заявление, которое должно содер­жать название, цель, девиз, эмблему партии; учредительный протокол о создании партии с указанием присутствующих, фамилий и некоторых персональных данных председателя и секретаря собрания; список руко­водителей партии с указанием их профессии, адресов, номеров телефо­нов, данных удостоверений личности (серия, номер, дата); несколько копий устава партии, программного документа или документа о целях партии. В ряде стран к заявлению должна быть приложена квитанция об уплате государственной пошлины.

Обычно устанавливается определенный срок для регистрации (У— 4 месяца после представления документов). Если в течение этого срока не получен отказ, партия считается зарегистрированной и может дейст­вовать на правах юридического лица. Отказ в регистрации возможен только в случае несоответствия документов партии закону. Отказ может быть обжалован в суд первой инстанции: возможна апелляция. Решение суда второй инстанции имеет окончательный характер.

Для регистрации партии обычно требуется большее число членов, чем присутствовало на учредительном собрании. Так, в Анголе создание партии может быть осуществлено учредительной комиссией в составе 7—21 члена, а регистрация производится по заявлению, подаваемому от имени не менее чем 1500 членов, причем в их числе должны быть пред­ставители от 14 из 19 провинций страны.

В отдельных странах Латинской Америки (например, в Мексике) различаются условная и окончательная регистрация партии. Для услов­ной регистрации нужно доказать, что партия в течение нескольких лет осуществляет политическую деятельность (например, проводит собра­ния). Такой партии дается право выдвинуть своих кандидатов на общего­сударственных выборах. Для того чтобы получить окончательную реги­страцию, она должна собрать на таких выборах определенное число голо­сов (в Мексике — не менее 1,5%). Процесс этот бывает довольно дли­тельным. Для окончательной регистрации коммунистической партии Мексики потребовалось несколько десятилетий с момента ее создания.

В странах тоталитарного социализма создание партий не регулирует­ся специальным законом, существует лишь общая конституционная норма о праве граждан на объединение, в том числе в политические партии. Другие партии могут существовать, но положение о руководя­щей роли одной, коммунистической партии исключает их участие в борь­бе за государственную власть.

Как отмечалось, партия — устойчивая организация. Это связано с признаком членства в большинстве партий в отличие, например, от дви­жений, некоторых других объединений. Устойчивость партии связана также с поддержкой ее политики и идеологии ее членами, с доверием с их стороны к лидерам партии. Утрата такой поддержки и доверия влечет выход из партии ее членов, падение численности партии, ее самороспуск. Члены партии, например марксистско-ленинской, иногда могут быть ис­ключены из ее состава за нарушение устава, программы или по идеологи­ческим причинам — за выражение взглядов, не одобряемых партийным руководством.

Идеология партий. Граждане объединяются в партию не по причи­нам культурнических или просветительских целей (хотя и такие задачи партия может выполнять), не из-за стремления к извлечению прибыли (хотя вступление некоторых граждан в правящую партию может пресле­довать задачи материального благополучия), а на основе единства взгля­дов и политических целей, более или менее общего мировоззрения. Кон­ституционное право в демократических странах устанавливает свободу и многообразие идеологии политических партий. Ограничения связаны лишь с общегуманистическими ценностями человечества: запрещается призывать к насилию, проповедовать национальную, религиозную и иную рознь, ненависть, вражду. В странах тоталитарного социализма конституции провозглашают господство марксистско-ленинской идеоло­гии с теми или иными национальными особенностями (маоизм в Китае, идеи чучхе в КНДР). Эта идеология, обязательная для правящей партии, фактически становится обязательной и для всего общества, поскольку в некоторых государствах предусмотрено наказание за пропаганду антисо­циалистических идей. Другие партии, если они существуют в странах тоталитарного социализма, также должны сообразовывать свою деятель­ность с основными постулатами марксизма, поскольку они являются союзными, а не оппозиционными. Как уже отмечалось, в ряде развиваю­щихся стран также установлена обязательная, или государственная, идеология.

Правовое регулирование роли партий в обществе и государстве. Конституции демократических стран (Германии, Франции и др.) уста­навливают, что партии содействуют выражению политической воли на­рода, выражению общественного мнения путем голосования. Законы о политических партиях определяют их роль более детально. В них гово­рится также, что политические партии стимулируют активное участие граждан в политической жизни, воспитывают их в духе ответственности за дела общества, выдвигают кандидатов на выборах, влияют на полити­ческую деятельность парламента и правительства, заботятся о постоян­ной связи между народом и государственными органами, содействуют осуществлению политических прав граждан и т.д. Посредством партий­ной деятельности, как и деятельности некоторых других общественных организаций, осуществляется отбор и подготовка политической элиты, кадров управленческого аппарата. Законодательное регулирование дея­тельности партий в демократических странах исходит из возможности чередования их у власти в результате свободных выборов.

В странах тоталитарного социализма, а также в других странах с законодательно закрепленной однопартийной системой существует иной подход к роли партий в обществе и государстве. Как уже упомина­лось, в странах тоталитарного социализма коммунистическая партия навсегда объявлена руководящей силой общества и государства, т.е. пра­вящей партией: другие партии (если они есть) должны быть союзными, а не оппозиционными. При таком подходе смена партий у власти исключена. Она тем более невозможна конституционным путем в странах с зако­нодательно фиксированной однопартийной системой.

Контроль за деятельностью политических партий, предупреж­дение и роспуск. Как отмечалось, партии обладают самостоятельностью, автономией, но регистратор обязан следить за соответствием деятель­ности партии конституции, законодательству, уставу и программным документам партии. При нарушении этих документов партией он вправе и обязан сделать ей предупреждение. Иногда закон предусматривает два предупреждения. Если и после этого нарушения продолжаются, реги­стратор обращается в суд с иском о приостановлении деятельности дан­ной партии или о ее запрещении. В некоторых странах в ходе рассмотре­ния такого иска судом регистратор вправе обратиться в суд с дополни­тельным иском о временном закрытии помещений партии и приостанов­лении ее деятельности (обычно на несколько месяцев). Если суд удовле­творяет дополнительный иск, постановление об этом исполняется немед­ленно, несмотря на возможную апелляцию. Кроме того, в ряде развиваю­щихся стран и сам регистратор вправе приостановить деятельность поли­тической партии на небольшой срок (обычно не более одного месяца), Приостановление деятельности партии не влечет за собой имуществен­ных последствий, но при роспуске имущество и средства партии подле­жат ликвидации, что осуществляется органами управления государст­венным имуществом.

В подавляющем большинстве стран роспуск политической партии может быть осуществлен только судом (общим или конституционным). В авторитарных и тоталитарных государствах партии запрещаются специ­ально принятыми законами, после военных и государственных переворо­тов — военным советом, хунтой.

Типология партий. Классификация политических партий возможна по самым различным основаниям. В политологии выделяют буржуазные, крестьянские, рабочие и другие партии, правые, левые, центристские партии, демократические и авторитарные, радикальные и реформист­ские и т.д. При изучении конституционного права называют также не­сколько разновидностей партий, связанных главным образом с содержа­тельными, политологическими характеристиками:

1) консервативные партии, выступающие за сохранение прежних порядков, против реформ (например, Консервативная партия в Великобритании);

2) клерикальные (религиозные) партии (Христианско-демократический союз в Германии, Мусульманская лига в Пакистане и др.), которые требуют, чтобы обще­ственная жизнь и управление государством сообразовывались с догмата­ми религии;

3) либеральные партии (Либеральная партия в Великобри­тании, Партия центра в Швеции), выступающие за свободу экономичес­кой деятельности, невмешательство государства в общественную жизнь;

4) реформистские партии, которые (особенно в развивающихся странах) выступают под лозунгами национального социализма, за социальную справедливость при сохранении частной собственности (социал-демо­кратические партии в Европе, Индийский национальный конгресс, Ин­ституционно-революционная партия в Мексике, некоторые партии соци­алистического возрождения в арабских странах); 5) радикалистские пар­тии, выступающие за коренное переустройство общества с применени­ем, как правило, насильственных мер. В этой группе партий есть такие, которые отражают устремления самых различных, в том числе противоположных, социальных слоев (например, с одной стороны, неофашистские партии, не имеющие теперь сколько-нибудь заметного влияния, а с другой — марксистско-ленинские партии).

С точки зрения организационной структуры принято различать пар­тии кадровые, массовые и партии-движения. Кадровые партии имею! фиксированное членство, прием в них связан с определенными условия ми, иногда даже требуется письменная рекомендация от лиц, уже состоящих в данной партии; нередко до получения полного членства сущест­вует кандидатский стаж или статус сочувствующего, особенно характер­ный для некоторых, чаще всего правящих марксистско-ленинских пар­тий. Кадровые партии основаны на признании довольно жесткой дисцип­лины, обязательных членских взносов; руководство ими в значительной степени централизовано (в марксистско-ленинских партиях существую принцип демократического централизма). Обычно эти партии немного­численны, хотя в странах тоталитарного социализма правящие комму­нистические партии имеют очень большое число членов.

В массовых партиях, как правило, нет фиксированного членстве или оно недостаточно строго учитывается. В США, как уже говорилось, Демократическая и Республиканская партии считают своими членами всех, кто голосовал на выборах за их кандидатов. Партийные взносы обычно не имеют фиксированного характера и уплачиваются по жела­нию или имеют вид пожертвований в партийную кассу. На местах неред­ко нет партийных организаций, собрания не проводятся, местное руко­водство не избирается, а составляется из известных бизнесменов и поли­тиков, на низовом уровне партийным лидером является босс.

Партии-движения — в основном достояние прошлого. Они сущест­вовали в развивающихся странах различной ориентации (Гвинея, Заир и др.). Это была обычно единственная разрешенная партия, ее членами считалось большинство жителей страны (в Гвинее — с 7-летнего возрас­та, в Заире по конституции все граждане рассматривались как члены партии). В тех странах, где эти партии носили конституционное название «партия-государство», законодательные, исполнительные, судебные ор­ганы квалифицировались как органы партии (Заир). С крушением тота­литарных систем такие партии распались.

С точки зрения особенностей правового положения различаются пар­тии зарегистрированные и незарегистрированные, легальные и нелегаль­ные, партии, признанные национальными (общегосударственными), и др. О различиях в правовом положении зарегистрированных и незаре­гистрированных партий уже было сказано выше. Легальные партии — это партии, действующие на законных основаниях. Они могут быть и не зарегистрированы, хотя в ряде стран, как отмечалось, до регистрации партийная деятельность не разрешается. Партия становится нелегаль­ной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье. Как правило, запретить партию может суд (в Германии конституционный суд запретил около десятка различных экстремистских организаций), в некоторых странах (Индонезия, Турция, Гаити и др.) различные партии были запрещены законами. Во многих развивающихся странах конституциями были разрешены только правя­щие (единственные) партии, остальные являлись нелегальными и дейст­вовали преимущественно за рубежом. В настоящее время нелегально действуют во многих странах (Египте, Пакистане, Турции, Саудовской Аравии и др.) коммунистические партии. В постсоциалистических стра­нах также в начале 90-х годов были приняты законы о запрещении ком­партий (иногда такие законы признавались судами неконституционны­ми), проводились судебные процессы над руководителями компартий в Албании, Болгарии, Германии, Румынии, Чехии.

В отдельных странах (Мексика, Шри-Ланка и др.) существует поня­тие национальной, т.е. общегосударственной, партии, пользующейся особым влиянием в обществе: не все общегосударственные партии счи­таются национальными. Таковой признается партия, получившая на об­щегосударственных выборах установленный законом процент голосов. В Мексике национальная партия должна иметь декларацию принципов и устав, быть зарегистрированной, ее численность не может составлять менее 65 тыс. человек, причем она должна насчитывать не менее 3 тыс. членов в каждом из половины субъектов федерации. Такая партия проводит собрание в штате или в избирательном округе в присутствии судьи государственного нотариуса или служащего федеральной избиратель ной комиссии, которые удостоверяют, что на собрании присутствовал! указанное число членов и приняты устав и программные документы.

Партия, признанная национальной, имеет определенные правовых преимущества перед другими партиями. Она пользуется преимущества ми при выдвижении кандидатов на выборах (для нее не обязательны некоторые действия, в частности сбор подписей в поддержку кандидатур), при проведении избирательной кампании (привилегии доступа на государственное радио, телевидение). Вместе с тем на национальные партии возлагаются и дополнительные обязанности: публиковать периодическое издание, иметь центр политического образования и др.

Партии, не признанные национальными, могут претендовать на деятельность в общегосударственных масштабах и фактически в какой-то мере осуществлять ее (так действовала полвека коммунистическая пар тия в Мексике до признания ее национальной), но в подавляющем боль­шинстве случаев это местные партии, действующие в отдельных регио­нах, штатах. Особенно много таких партий в Индии, в ряде случаев они возглавляют правительства штатов, тогда как в центре у власти стоит другая партия.

Партийные системы. Вопрос о партийных системах одновременно политологический, если речь идет о фактическом положении, и юриди­ческий, если определенная система закреплена нормами конституции, закона, хотя эти нормы могут не соответствовать фактическому положе­нию. В ряде стран таких норм нет, партийная система функционирует на основе слагавшихся десятилетиями правовых обычаев.

В большинстве стран конституции устанавливают многопартий­ность, запрещая нарушать принцип свободы образования политических партий. Такие нормы характерны для постсоциалистических государств, где свобода объединения нарушалась десятилетиями, и многих стран Африки, где ранее существовали тоталитарные системы. Там, где много­партийная система стала давно свершившимся фактом, специальных конституционных норм, запрещающих нарушать принцип свободы обра­зования партий, нет.

Многопартийная система с позиций конституционного права — это не только существование нескольких партий в стране, но прежде всего возможность чередования у власти разных партий в результате выборов. В Китае девять партий, но бессменно у власти стоит одна — коммунисти­ческая, и заменить ее путем выборов невозможно, поскольку именно за ней конституция закрепляет руководящую роль в обществе и государст­ве. С другой стороны, в некоторых капиталистических странах в рамках многопартийной системы складывается ситуация одной доминирующей партии, в течение десятилетий бессменно стоящей у власти. В Мексике более 60 лет правит страной Институционно-революционная партия; вы­боры проводятся, но в силу ряда причин они не изменяют положения. Подобная ситуация имела место в Италии (Христианско-демократическая партия), в Японии (Либерально-демократическая партия), существу­ет в Египте (Национально-демократическая партия).

В Великобритании, США, Австралии, Венесуэле, Турции и некото­рых других странах существует двухпартийная система. Она может иметь фактический характер, когда в стране существует несколько пар­тий, но у власти в течение многих десятилетий чередуются лишь две (например, Республиканская и Демократическая в США, консерваторы и лейбористы в Великобритании). Иногда двухпартийная система может быть установлена законом. В Бразилии до 1979 г. действовало предписа­ние «институционного акта» военной хунты о создании в стране двухпар­тийной системы: одна партия должна была быть правящей, а другая — выполнять роль лояльной оппозиции. По конституции Нигерии 1989 г. в стране также должны существовать только две партии, которые и были созданы в свое время «сверху».

Однопартийная система тоже может иметь и фактический, и юри­дический характер. Фактическая однопартийность существовала во мно­гих странах тоталитарного социализма (хотя в некоторых из них было по нескольку партий). При однопартийности создание других партий в этих странах не было запрещено законом, но на деле создать их было невоз­можно: такие попытки рассматривались как контрреволюционная дея­тельность и влекли суровое уголовное наказание. Аналогичная ситуация существует в настоящее время на Кубе, во Вьетнаме, в КНДР, где дейст­вует одна, марксистско-ленинская партия. В отличие от фактически сло­жившейся однопартийности юридическая однопартийность устанавли­вается конституцией или законом: разрешается лишь правящая партия, а все остальные запрещаются (они могут существовать только нелегаль­но). Так было в прошлом в Алжире, Бирме, Габоне, Заире, Конго, Танза­нии и многих других развивающихся странах, особенно в Африке, в условиях тоталитарных режимов.

Наконец, возможна «беспартийная система». В ряде мусульман­ских стран (Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия и др.) все партии запрещены как разрушающие единство уммы — мусульманской общины «правоверных», хотя фактически в некоторых из них действуют также подпольные политические организации. Все партии были запре­щены королевским указом в Непале (до 1990 г.) в условиях «беспартий­ной панчаятской демократии», но на деле они существовали и даже более или менее открыто проводили свои собрания.

 

История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.

Анализ законодательства и практики позволяет выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве:

1). Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.

2). Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестанско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. В дореволюционной России такой статус был у Русской православной Церкви.

Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей:

1) В сфере экономических отношений - за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до октября 1917 года Русская православная Церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей.

2) Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. Например, в Великобритании государство за свой счет содержит капелланов в армии и в тюрьмах. В дореволюционной России православная Церковь получала крупные субсидии от государства (пример - 1907 год - 31 млн. рублей на содержание церковного аппарата).

3) Церковь наделяется рядом юридических полномочий - она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения.

4) в области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в государственных органах. Так, в Великобритании представители высшего духовенства англиканской церкви заседают в палате лордов. Православная Церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Синод состоял из представителей духовенства, назначаемых по распоряжению царя. Все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию (Дания, Норвегия, Парагвай, Швеция и др.).

5) В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.

6) Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения. Обязательное преподавание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согласия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов. В Великобритании изучение религии является обязательным предметом в начальных и средних государственных школах. В Израиле во всех школах обязательно изучение иудаизма.

Государственных церквей в Европе осталось немного: лютеранская Церковь в Норвегии, Швеции и Дании, англиканская Церковь в Англии. В Финляндии лютеранская церковь наделена особым статусом. В конституции Греции православие признается преобладающей религией. На практике же положение церкви в этих странах мало чем отличается от ее существования в государствах, выбравших режим отделения. Например, английская королева официально является главой англиканской Церкви, но должность ее скорее номинальная, на самом деле англиканской Церковью управляет религиозная иерархия. Тем не менее для принятия определенных решений, качающихся внутренней организации Церкви, требуется голосование в парламенте. Таким образом, статус государственной религии, даже в смягченной современной форме, все же ставит Церковь в большую зависимость от государства

Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам. В конституциях и других конституционных актах Марокко, Пакистана, Иордании, Бахрейна, ОАЭ и других стран закреплена концепция исламской формы правления и соответственно привилегированное положение ислама, роль которого в мусульманских государствах особенно велика. Религия регулирует все стороны жизни общества посредством правовой системы, основанной на учении ислама - мусульманского права. Конституционное объявление ислама государственной религией служит закреплению верховенства мусульманского права по отношению к принимаемым государством законам. Исследователи отмечают, что ни одно из арабских государств не устанавливает светского характера государства. Даже там, где конституция не провозглашает ислам государственной религией, этот не означает отделение религии от государства, а лишь служит признанием существования кроме ислама других конфессий (Ливия, Судан).

В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. Например, правительственным меморандумом 1918 года на территории британских колоний допускалась деятельность миссионерских организаций католической церкви, обладающих статусом «признанных обществ», то есть обществ, чья деятельность удостоверялась Вестминстерским архиепископом. В России на положении «терпимой»религии находился ислам. Духовные дела мусульман были отнесены к ведению МВД. Лица неправославного вероисповедания официально именовались иноверцами.

В некоторых странах установлено формальное равенство всех религий, что является признаком демократического общества (Ирландия, Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике. В частности, в Италии, где в 1984 году правительство и Ватикан подписали конкордат, отменяющий положение католической религии в качестве единственной государственной религии Италии, позиции католицизма тем не менее очень сильны.

Режим отделения церкви от государства существует во многих странах - в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями:

1) Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку.

2) Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, в их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями.

3) Государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки.

4) Церковь не вмешивается в дела государства, а лишь занимается вопросами, связанными с удовлетворение религиозных потребностей граждан. Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций.

5) Церковь не выполняет каких-либо государственных функций.

Сегодня в большинстве западных стран церковь отделена от государства, но отделение не понимается, как во Франции начала века или, тем более, как в бывшем СССР. Религиозные меньшинства пользуются религиозной свободой без дискриминаций. церковь не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Отделение не исключает и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах.

В 1976 году отделение церкви от государства произошло в Испании, а в 1984 даже в Италии, несмотря на исторически теснейшую связь итальянского государства с центром католической церкви (Ватикан).

Режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности. Так, Франция, провозгласив в 1905 году отделение церкви от г


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: