Что делать во время цунами

Когда поступит сигнал об опасности цунами, реагируйте немедленно. Каждую минуту используйте для обеспечения личной безопасности и защиты окружающих людей. Вы можете располагать временем от нескольких минут до получаса и более, поэтому, если будете действовать спокойно и продуманно, сможете увеличить ваши шансы уберечься от воздействия цунами.

Если находитесь в помещении, немедленно покиньте его, предварительно выключив свет и газ, и переместитесь в безопасное место. Кратчайшим путем переберитесь на возвышенное место высотой 30-40 м над уровнем моря или быстро переместитесь на 2-3 км от берега. Если вы едете на автомобиле, следуйте в безопасном направлении, забрав по пути следования бегущих людей. При невозможности укрыться в безопасном месте, когда времени на перемещении не осталось, поднимитесь как можно выше на верхние этажи здания, закройте окна и двери. Если есть возможность, переберитесь в наиболее надежное здание.

Если вы будете укрываться в помещении, помните, что наиболее безопасными зонами считаются места у капитальных внутренних стен, у колонн, в углах, образованных капитальными стенами. Уберите от себя рядом стоящие предметы, которые могут упасть, особенно стеклянные. Если вы все-таки оказались вне помещения, постарайтесь забраться на дерево или укрыться в месте, которое менее подвержено удару. В крайнем случае, необходимо зацепиться за ствол дерева или прочную преграду.

Оказавшись в воде, освободитесь от обуви и намокшей одежды, попробуйте зацепиться за плавающие на воде предметы. Будьте внимательны, так как волна может нести с собой крупные предметы и их обломки. После прихода первой волны подготовьтесь к встрече со второй и последующими волнами, а если есть возможность, покиньте опасный район. При необходимости окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.

Что делать после цунами

Ждите сигнал отбоя тревоги. На прежнее место возвращайтесь после того, как убедитесь, что на море в течение двух-трех часов не было высоких волн.

Входя в дом, проверьте его прочность, сохранность окон и дверей. Убедитесь, что нет трещин в стенах и перекрытии, нет подмыва фундаментов. Внимательно проверьте наличие утечек газа в помещениях, состояние электроосвещения.

Сообщите в комиссию по чрезвычайным ситуациям о состоянии вашего дома. Активно включайтесь в команду по проведению спасательных и других неотложных работ в поврежденных зданиях, розыску пострадавших и оказанию им необходимой помощи.

Глава 9. Действия в условиях различных ЧС

Раздел 12. Методические указания по организации занятий

Содержание раздела «Действия в условиях различных ЧС» рекомендуется довести обучаемым посредством четырех 1,5-часовых лекционных занятий с обязательным контролем изученного ранее учебного материала. Распределение учебных тем по занятиям и варианты контрольных вопросов представлены ниже.

Занятие 1

Тема занятия: «Пожар»», «Аварии на автомобильном транспорте».
Изучаемые вопросы: Что такое пожар; Алгоритмы действий при возникновении пожара в квартире, на кухне или на балконе, в лифте, в гараже, во дворе; Правила тушения горящего человека, автомобиля; Основные причины аварий на автомобильном транспорте; Действия при неизбежном столкновении автомобилей; Действия после аварии; Действия при падении автомобиля в воду; Личная безопасность при движении в общественном транспорте.

Занятие 2

Тема занятия: «Аварии на железнодорожном транспорте», «Аварии на воздушном транспорте», «Аварии на водном транспорте», «Обрушение зданий».
Изучаемые вопросы: Основные правила безопасности при движении на железнодорожном транспорте; Действия после железнодорожной аварии; Основные причины авиационных аварий; Действия при декомпрессии; Действия при пожаре на борту самолета; Действия в условиях «жесткой» посадки самолета; Основные причины аварий на водном транспорте; Действия при высадке с аварийного судна; Действия при отсутствии спасательных средств; Действия при нахождении на спасательном плавательном средстве; Основные причины обрушения зданий; Действия при внезапном обрушении здания; Действия в завале.

Занятие 3

Тема занятия: «Захват заложников. Массовые беспорядки», «Нападение собак», «Радиационная авария», «Химическая авария».
Изучаемые вопросы: Сущность понятий «Террор» и «Терроризм»; Основные виды насильственных актов; Алгоритм действий при попадании в заложники; Алгоритм действий в случае массовых беспорядков; Общий алгоритм действий при нападении собак; Что такое радиационная авария; Действия при оповещении о радиационной аварии; Действия на радиоактивно загрязненной местности; Действия при эвакуации в случае радиационной аварии; Что такое химическая авария; Действия в случае химической аварии и после нее.

Занятие 4

Тема занятия: «Некоторые ЧС природного характера».
Изучаемые вопросы: Действия во время грозы; Действия при пожаре в лесах и на торфяниках; Действия при извержении вулкана; Действия в случае гололеда, снежного заноса (метели), схода снежной лавины; Действия в случае засухи; Действия в случае землетрясения, наводнения, оползня, селя; Действия в случае урагана, бури, смерча, цунами.

Далее, после изучения всего учебного материала раздела «Действия в условиях различных ЧС», экспресс-контрольные опросы обучаемых периодически проводятся в рамках других учебных занятий. Периодичность опросов определяется инструктором в зависимости от уровня подготовленности группы.

Рекомендуемая структура годичных макроциклов подготовки и вариант применения в них учебного материалы настоящего раздела приведены в главе 10.

Глава 9. Действия в условиях различных ЧС

Раздел 13. Рекомендуемая литература

1. Бэскинд Э. Энциклопедия личной безопасности. – М.: Аквариум, 1994.

2. Вишневская Е.Л., Волошинов В.Б., Глаголева А.М., Кабачков В.А., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. – В учебном издании: Программы общеобразовательных учреждений (основы безопасности жизнедеятельности, I – XI классы). – М., «Просвещение», 1994.

3. Волович В.Г. С природой один на один: о выживании человека в экстремальных условиях. — М.: Воениздат, 1989.

4. Гаткин Е.Я. Энциклопедия личной безопасности, или Искусство жить без риска. – М.: АСТ: Астрель, 2005.

5. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М.: Зеркало, 1996.

6. Гравина А.А., Кашепов В.П., Кошаева Т.О., Марогулова И.Л., Руднев В.И., Яни П.С. Уголовный кодекс Российской Федерации (тексты, комментарии). - М.: Интел-синтез, 1996.

7. Жаринов И.В. Терроризм и террористы: Источник справочник / под общ. ред. А.Е. Тараса. – Мн.: Харвест, 1999.

8. Козаченко И.Я., Костарева Т.А., Кругликов Л.Л. Преступления с квалифицированными составами и их уголовно-правовая оценка. Екатеринбург, 1994.

9. Кочеткова П.В., Ревяко Т.И. Энциклопедия преступлений и катастроф. – Минск: «Литература», 1997.

10. Нейландс Р. В зоне боевых действий / Роберт Нейландс. – перев. с англ. А. Гостева, К. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.

11. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. Тарас А.Е., Сельченок К.В. – Мн.: Харвест, 1999.

12. Энциклопедия секретных служб России. – М.: Астрель, 2004.

Глава 10. Организация учебно-тренировочного процесса

Раздел 1. Основы обучения двигательным действиям

Курс допризывной подготовки, представленный в настоящем пособии, представляет собой специализированное многоборье, состоящее из ряда дисциплин, так или иначе связанных с физическим воспитанием. В этой связи рассмотрим некоторые аспекты теории и методики физической культуры, знание которых необходимо инструктору допризывной подготовки для эффективной педагогической работы.

Обучение – процесс формирования готовности человека к определенной деятельности на основе вновь приобретенного индивидуального опыта. Процесс учения протекает по определенным законам психологии и физиологии. Основа процесса познания – практика.

Обучаемость – индивидуальная способность человека приобретать знания, овладевать умениями и навыками. Способность к обучаемости обусловлена сложностью изучаемого движения, двигательной одаренностью индивида, накопленного им двигательного опыта, половозрастными показателями, эффективностью применяемых методов обучения, а также активностью самого обучаемого.

Знания – обобщенная информация, базовый элемент образования. Любая деятельность (военная, спортивная и т.д.) успешно осуществляется только в том случае, если человек владеет не только специальными знаниями, но и двигательными умениями и навыками. С педагогической точки зрения двигательные умения и навыки рассматриваются как приобретенная возможность выполнять двигательное действие, возникающая на основе:

· знаний о технике выполнения двигательного действия, т.е. когда имеется идеальный образ – модель будущего действия;

· наличия у обучаемых определенного уровня физической подготовленности и предварительного двигательного опыта;

· многократных повторений изучаемых действий.

Важно понимать, что двигательные умения и навыки характеризуют различный уровень владения двигательным действием. Умение и навык - крайние характеристики способности осуществлять двигательное действие, между ними лежит определенный диапазон переходных возможностей.

Двигательное умение – это степень овладения двигательным действием, при которой управление движениями осуществляется при активной роли мышления. Основные признаки двигательного умения:

· управление движениями происходит неавтоматизированно, сознание обучаемого загружено контролем каждого движения;

· невысокая быстрота выполнения действия;

· действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления;

· наблюдается относительная расчлененность движений и нестабильность действия.

В процессе дальнейшего овладения двигательным действием умение превращается в навык.

Двигательный навык – это уровень владения действием, при котором управление движениями происходит автоматизировано, т.е. не требуется специально направленного на них внимания. Главные признаки двигательного навыка:

· Управление движениями автоматизировано. Сознание освобождено от детального контроля за каждым движением. Однако автоматизация процесса выполнения движений не означает неосознанности действий - сознание обучаемого направлено в основном на узловые компоненты действия, на творческое применение его в различной обстановке.

· Слитность, высокая быстрота, точность и экономичность движений, отсутствие ненужных действий, излишнего напряжения мышц.

· Высокая устойчивость действия, позволяющая успешно решать двигательную задачу под влиянием сбивающих факторов (тяжелые внешние условия, усталость и т.д.).

· Прочность запоминания действия. Сформированный и достаточно закрепленный навык не исчезает при длительных перерывах (научившись плавать или ездить на велосипеде, человек может выполнять эти действия даже после многолетнего перерыва).

Отметим, что с физиологической точки зрения двигательный навык – это слаженная, установившаяся система условно-рефлекторных связей между органами чувств, центральной нервной системой, мышцами и внутренними органами.

Итак, в процессе обучения двигательному действию изменяется характер управления движениями. В результате повышается уровень овладения двигательным действием. Первым уровнем владения действием является двигательное умение, вторым – двигательный навык. Процесс совершенствования сформированного двигательного навыка бесконечен. Его основная задача – научить человека свободно владеть навыками в любых условиях. Только в этом случае навык получит свою практическую ценность.

От умений и навыков необходимо отличать привычки - усвоенные в процессе какой-либо деятельности действия, ставшие потребностью. Главное отличие привычек от навыков заключается в том, что если навык формируется путем специально организованных упражнений, то привычки образуются без особых усилий со стороны человека. Привычки бывают положительные и отрицательные. Двигательные привычки – это автоматически совершаемые движения, не связанные с целенаправленным обучением, возникающие, как правило, неосознанно.

Подготовленность в каком-либо одном виде деятельности оказывает известное влияние на освоение других видов деятельности. Это явление получило название переноса навыков. Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего, следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный облегчает процесс формирования последующего навыка (например, навык метания копья помогает освоить навык метания гранаты).

Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего (например, навык прыжка в высоту может замедлить освоение техники барьерного бега). Некоторые способы предотвращения отрицательного переноса навыков:

· переходить к формированию новых навыков только после прочного закрепления ранее сформированных;

· заранее предупреждать обучаемых о возможных ошибочных движениях, оговаривая их причины и указывая, что во взаимодействующих навыках является общим и что их отличает;

· в некоторых случаях следовать правилу «От простого к сложному через еще более сложное»;

· при переучивании неверно усвоенного движения полностью изменить все те привычные раздражители внешней среды, которые сопутствовали формированию старого навыка.

Последовательность процесса обучения двигательному действию состоит из ряда этапов.

1. Начальное разучивание. Цель этого этапа – сформировать умение выполнять основу техники двигательного действия. Задачи этапа:

· создать общее представление о двигательном действии и установку на овладение им;

· восстановить предшествующий опыт выполнения действий, близких по технике вновь изучаемому;

· разучить звенья основы техники, не освоенные ранее, предупредить возникновение грубых ошибок;

· добиться выполнения основы техники двигательного действия в целом.

2. Углубленное разучивание. Цель этапа – сформировать умение выполнять двигательное действие в объеме намеченных технических требований. Задачи этапа:

· углубить понимание закономерностей техники изучаемого действия и значения ее частей, предупредить возникновение значительных ошибок;

· последовательно разучить общие детали и усовершенствовать временные, пространственные и динамические характеристики техники действия;

· добиться слитного выполнения действия в полном объеме изученных технических требований в условиях, позволяющих обучаемым концентрировать внимание на технике двигательного действия.

3. Закрепление и совершенствование. Цель этапа – закрепить умение в навык и сформировать способность выполнять двигательное действие в условиях его практического применения. Задачи этапа:

· закрепить в необходимой мере технику двигательного действия;

· совершенствовать изучаемое действие в соединениях с другими двигательными действиями;

· сформировать дополнительные варианты техники для целесообразного выполнения действия в различных внешних ситуациях и условиях;

· совершенствовать индивидуальные детали техники двигательного действия;

· совершенствовать выполнение действия в условиях, воспроизводящих частично или полностью реальную обстановку его практического применения.

Глава 10. Организация учебно-тренировочного процесса

Раздел 2. Принципы построения учебно-тренировочного процесса

Очевидно, что любые средства двигательной подготовки, как бы они ни были хороши сами по себе, теряют свою эффективность, если применяются не вовремя и не к месту. Соответственно, для того чтобы в рамках, например, допризывной подготовки эффективно формировать необходимые умения и навыки, развивать определенные двигательные качества, поддерживать достигнутый уровень работоспособности, а также сохранять и укреплять здоровье обучаемых, необходимо, чтобы используемые средства подготовки были объединены в рационально построенный тренировочный процесс. При этом эффективность тренировочного процесса определяется адекватным использованием ряда специфических закономерностей физического воспитания и спортивной тренировки, нашедших свое отражение в следующих принципах:

1. систематичность и последовательность применения тренировочных нагрузок;

2. постепенность наращивания тренировочных нагрузок;

3. волнообразность динамики нагрузок;

4. цикличность построения процесса двигательной подготовки.

Рассмотрим основные положения указанных принципов более подробно.

1. Принцип систематичности и последовательности применения тренировочных нагрузок отражает необходимость системного чередования отдыха и физической нагрузки, то есть прибавочной относительно определенного исходного уровня функциональной активности, обусловленной выполнением тренировочных упражнений, и степени преодолеваемых при этом трудностей.

Известно, что эффективность любой системы двигательной подготовки обеспечивается постоянной взаимосвязью между отдельными ее занятиями. При этом следует учитывать, что маленькие нагрузки или слишком продолжительные интервалы отдыха между занятиями не способствуют развитию тренированности. В то же время, слишком большие нагрузки и короткие интервалы отдыха могут вызвать у занимающихся синдром перетренированности. Таким образом, в идеале нагрузка и отдых должны чередоваться так, чтобы каждое последующее занятие проходило «по следам» предыдущего, углубляя и закрепляя возникшие положительные физиологические сдвиги.

В системе занятий объем нагрузок и их частота определяются, прежде всего, уровнем тренированности, особенностями трудовой деятельности, а так же возрастом занимающихся. При этом в развивающем режиме общий объем затрат времени должен составлять примерно 6-8 часов в неделю, то есть 3-4 двухчасовых занятия. В режиме поддержания физической работоспособности общий объем нагрузки может быть снижен до 4-5 часов в неделю, что составляет 2-4 занятия продолжительностью от одного до полутора часов.

Взаимодействие тренировочных эффектов, возникающих после выполнения нагрузок разной физиологической направленности, может привести к усилению адаптационных изменений в организме, затормозить их, или иметь нейтральный характер. При этом направленность и выраженность указанного эффекта определенной совокупности физических воздействий будет зависеть, во-первых, от их сочетаний в конкретном занятии, во-вторых, от последовательности самих занятий в микроциклах тренировки.

Ощутимый и устойчивый прирост тренированности является следствием положительного взаимодействия между эффектами отдельных занятий в течение достаточно длительного периода времени. Последовательность занятий разной направленности в рамках микроциклов определяется методикой тренировки и индивидуальными особенностями занимающихся. При этом в рамках отдельного тренировочного занятия рекомендуется придерживаться следующих сочетаний нагрузок различной направленности:

· после аэробной работы малого объема (например, упражнения подготовительной части занятия) можно выполнять упражнения любой направленности;

· после аэробной работы большого объема (например, кросс) рекомендуется выполнить только легкие разминочные упражнения;

· после большого объема сложной в координационном отношении работы (например, разучивание и совершенствование технических действий) можно выполнять упражнения для развития быстроты, силы, а также гибкости;

· упражнения для развития быстроты, рекомендуется выполнять в начале основной части занятия, после них можно выполнять силовую работу;

· упражнения для развития специальной выносливости выполняются после скоростно-силовых упражнений или в виде отдельной тренировки;

· после упражнений для развития специальной выносливости нецелесообразно выполнять какую-либо работу, кроме легких аэробных упражнений.

Что касается применения разнонаправленных нагрузок в рамках нескольких тренировочных занятий (например, в течение недели), то в этом случае рекомендуется следующая последовательность:

1. изучение технико-тактических действий и совершенствование их по принципу «от простого к сложному»;

2. развитие быстроты или совершенствование технико-тактических действий;

3. развитие силы или выносливости;

4. повышение общей работоспособности, или поддержание тренированности, или активный отдых.

Необходимо помнить о том, что систематическое использование нагрузок, неадекватных психофизическим возможностям занимающихся, помимо снижения прироста тренированности, создает предпосылки к возникновению различных травм.

2. Принциппостепенности наращивания тренировочных нагрузок предусматривает необходимость адекватного увеличения физической нагрузки за счет усложнения двигательных заданий, планомерного увеличения объема и интенсивности нагрузок в соответствие с ростом функциональных возможностей занимающихся. При этом необходимо учитывать величину и характер той специфической нагрузки, которую занимающиеся получают непосредственно в процессе своей профессиональной (учебной и т.п.) деятельности. Следует особо подчеркнуть, что именно постепенность увеличения нагрузок лежит в основе стабильного роста тренированности.

3. Принцип волнообразности динамики нагрузок. Периодическое изменение параметров нагрузки приводит к появлению в ее динамике волнообразности – характерной черты процесса физической подготовки.

Как правило, заметный прирост работоспособности у занимающихся наблюдается лишь после применения достаточно длительной серии физических нагрузок и является результатом соединения (кумуляции) их ближайших и отставленных тренировочных эффектов. При этом ближайший тренировочный эффект- это вызванные тренировочным занятием сдвиги в состоянии организма к моменту завершения данного занятия, а отставленный тренировочный эффект – это то, во что трансформируется ближайший эффект в зависимости от времени, проходящего до следующего занятия.

Процесс кумуляции характеризуется напряжением функциональных систем организма, обеспечивающих двигательную активность. Понятно, что непрерывно и длительно находиться в таком стрессовом состоянии организм не может, поскольку это приводит к его перенапряжению. Поэтому в систему занятий с той или иной периодичностью включаются этапы, в течение которых объем и интенсивность нагрузки существенно уменьшаются, или, например, меняется направленность нагрузки, что, собственно, и приводит к появлению волнообразности в динамике тренировочных нагрузок. Следует отметить, что форма волны определяется, прежде всего, соотношением периодов наращивания и снижения физической нагрузки.

4. Принцип цикличности построения процесса физической подготовки. Очевидно, что цикличность, проявляемая в определенной ритмичности процессов жизнедеятельности, присуща всем живым организмам. Ритмичность функционирования систем организма определяется тем, что ни одна биологическая система не способна все время работать на пределе своих возможностей – такой режим может привести к ее адаптационному срыву, в крайнем случае, к гибели. Таким образом, каждый период напряжения системы обязательно должен сменяться периодом снижения уровня ее функционирования.

Эта закономерность справедлива и по отношению к тренировочному процессу. Цикличность характерна как для отдельных занятий, в процессе которых организму с определенной периодичностью задается нагрузка и отдых, так и для системы занятий – малых (микро-), средних (мезо-) и больших (макро-) тренировочных циклов.

Отдельное тренировочное занятие является элементарным звеном, множество которых, собственно, и образует тренировочный процесс. С учетом логики решения частных задач тренировки несколько отдельных занятий организуются в микроциклы – элементарные, относительно законченные, повторяющиеся фрагменты более крупных этапов тренировки. Как показывает практика, наиболее удобная продолжительность микроцикла – неделя. Относительно законченный ряд микроциклов, в свою очередь, образует более сложную структуру – мезоциклы, которые могут видоизменяться в процессе тренировки для решения какой-либо последовательности задач, образуя в определенных сочетаниях этапы или даже периоды тренировки. Как правило, оптимальная продолжительность мезоцикла колеблется от 3 до 5 недель. Структура мезоциклов, а также логика их объединения в макроциклы (типа полугодичных или годичных) определяются закономерностями достижения необходимого уровня физической работоспособности или развития спортивной формы.

В спортивной практике состояние «формы» рассматривается как достижение высокой степени совершенства деятельности организма при ведущей роли центральной нервной системы. Процесс развития спортивной формы имеет циклический характер, выражающийся в последовательной смене трех фаз: развития, относительной стабилизации и временной утраты.

Чем больше соревновательная направленность подготовки, тем больше проявляются характерные особенности основных периодов спортивной тренировки. При этом в первом, подготовительном периоде, создаются базовые предпосылки, обеспечивающие формирование спортивной формы. Во втором, соревновательном периоде, достигается высокий и устойчивый уровень специальной работоспособности, являющийся основой достижения спортивных успехов. И, наконец, в третьем, переходном периоде, обеспечивается восстановление адаптационных возможностей организма за счет снижения специфических тренировочных нагрузок и переключения организма на общефизическую или восстановительную работу. В итоге, конечно, происходит временная утрата спортивной формы, однако этот период создает предпосылки для достижения нового, более высокого ее уровня в следующем большом цикле тренировки.

Если физическая подготовка имеет профессионально-прикладную (например, допризывная подготовка) или рекреативную (восстановительную) направленность, то, естественно, построение тренировочного процесса в таком случае будет иметь ряд отличительных характеристик:

· отсутствие четко выраженных критериев обще- и специально-подготовительных этапов;

· более спокойная, по сравнению со спортивной тренировкой, динамика тренировочных нагрузок в макроциклах подготовки;

· отсутствие соревновательного периода и, соответственно, слабо выраженная фазовость развития спортивной формы.

Глава 10. Организация учебно-тренировочного процесса

Раздел 3. Методические указания по организации занятий в рамках макроциклов подготовки

Учебный материал, представленный в рамках настоящего пособия, предназначен, в первую очередь, для организации трехлетнего 420-ти часового макроцикла подготовки старшеклассников, соответственно, в каждом годовом макроцикле предусмотрено 140 часов учебных занятий. При этом указанный трехлетний макроцикл должен представлять собой тщательно продуманную последовательность профильных занятий, построенную с учетом закономерностей физической культуры и предназначенную для формирования у занимающихся целого ряда умений и навыков. Очевидно, что разрабатывая систему занятий, каждый инструктор (руководитель допризывной подготовки и т.п.) должен учитывать не только закономерности физической культуры, но и возможности имеющейся материально-технической базы, уровень подготовленности обучаемых, свои личные профессиональные возможности и т.д.

Рекомендуемая структура распределения учебного материала всех рассмотренных разделов в раках годовых макроциклов подготовки приведена в таблице 10.3.1.

Таблица 10.3.1

Ниже приведен ряд методических советов, которые помогут преподавательскому составу в разработке и практической реализации учебных циклов.

1. Инструктору необходимо вести журнал учета работы группы, который является основным документом учета и должен содержать следующие разделы:

· списочный состав группы и общие сведения о занимающихся;

· данные врачебного контроля;

· учет посещаемости занятий;

· учет пройденного программного материала в отведенные на занятия часы;

· учет успеваемости.

Для учета и накопления данных педагогического опыта работы инструктору очень полезно иметь дневник педагога, в котором фиксируется следующая информация:

· содержание и методические особенности занятий;

· эффективность используемых средств подготовки и новых методических приемов;

· формы организации работы и общения с обучаемыми;

· положительные и отрицательные стороны преподавания;

· характеристику занимающихся (отношение к заданиям, взаимоотношения, дисциплина, настойчивость в преодолении трудностей, конкретные успехи или неудачи в работе и их причины, самооценки, отношение к оценкам педагога, реакция на воздействия воспитательного характера);

· самокритичные заметки, касающиеся собственной личности преподавателя (умение держаться перед группой, соблюдение такта, нужного тона, удач и неудач собственного поведения, обнаружившиеся недостатки в знаниях и умениях).

Отметим, что дневниковые записи содействуют своевременному и всестороннему осмыслению педагогических фактов, не отражаемых в официальных документах учета. Они служат развитию критического мышления и самовоспитанию инструктора, приучают его к постоянному самоконтролю. Материалы дневника педагога могут быть использованы также и для научных целей. Кроме того, инструктору следует обязательно подготовить план-конспекты проведения всех занятий в соответствии с содержанием первой части настоящего пособия. Рекомендуемая форма план-конспекта приведена в таблице 10.3.2.

План-конспект проведения занятия

Тема занятия:
Задачи занятия: (образовательные, воспитательные, оздоровительные)
Учебные вопросы и расчет времени:
Проверка готовности группы мин
Учебный вопрос №1 мин
Учебный вопрос №2 мин
Учебный вопрос №3 мин
Разбор занятия мин
Продолжительность занятия мин
Место проведения:
Материальное обеспечение:
Ход занятия:
Подготовительная часть(… минут)  
Основная часть(… минут)  
Заключительная часть(… минут)  
Руководитель занятия:  
Дата:  

Таблица 10.3.2

2. В течение недели занятия следует проводить через день, суббота и воскресенье – дни отдыха, при этом рекомендуемая длительность подавляющего большинства занятий – 1,5-2 часа. Некоторые занятия (см.методические рекомендации в главах №1-9) рекомендуется переносить на выходные дни и проводить в виде полевого выхода длительностью 5-6 часов.

3. Практика показывает, что занятия по различным дисциплинам допризывной подготовки целесообразно начинать с рассказа о том или ином реальном героическом событии, имевшем место на полях сражений (рекомендуемые эпохи: государство Российское до 1917 года – СССР – Российская федерация). Использование этого педагогического приема позволяет, во-первых, заинтересовать подростков в освоении новых специализированных знаний и умений, во-вторых, активно содействовать воспитанию у них патриотизма и формированию чувства гордости за соотечественников, отдавших свою жизнь за Родину. Соответственно, в начале первого занятия каждой недели макроцикла инструктор рассказывает группе историю подвига, после чего обучаемые активно обсуждают услышанное. При необходимости инструктор может задавать участникам группы такие наводящие вопросы, как: «Почему именно так поступил герой рассказа?», «Какие вы сделали выводы?» и т.п.

Истории, которые могут быть использованы в этой связи, приведены в Приложении 5 («Книга Памяти»). Понятно, что подобные рассказы инструктор может находить самостоятельно, учитывая следующее:

· история обязательно должна быть реальной;

· история должна «цеплять» подростка, заставлять задуматься о том, а как бы он повел себя в предложенных обстоятельствах, смог бы совершить подвиг или нет;

· история должна вдохновлять на изучение нового учебного материала.

4. Плановые перерывы в занятиях рекомендуется заполнять рассказами фрагментов Приложения 4 и Приложения 6, что позволит разнообразить педагогический процесс, а также формировать интерес у группы к военной истории.

5. При проведении занятий инструктору следует использовать строевые приемы, подробно описанные в Строевом Уставе ВС РФ (необходимые извлечения из Строевого Устава приведены в Приложении 1).

6. При обучении группы обучаемых основам военной топографии, инструктору необходимо учитывать ряд методических рекомендаций, позволяющих оптимизировать процесс формирования соответствующих знаний, умений и навыков:

· Общая схема обучения: в течение первых 2-х месяцев занятия проводятся еженедельно. В этот период времени происходит ознакомление обучаемых со всей необходимой теоретической информацией, а также начинается первичное формирование необходимых умений и навыков. Далее частота занятий определяется в соответствии с общей программой подготовки и уровнем подготовленности конкретной группы в сфере военной топографии.

· Первая часть занятия, посвященного особенностям изучения местности, проводится в учебном классе, вторая – на местности: инструктор показывает обучаемым соответствие того, что они видят на местности, тому, что изображено на карте (понятно, что у инструктора должна быть карта участка местности, на котором проводится занятие).

· Изучение топографических знаков следует начинать с 1-й лекции. Запоминание знаков выносится на самоподготовку обучаемых.

· Для проведения занятий по топографии рекомендуется размножить все варианты бланк-карты (Приложение 3) по числу обучаемых в группе. При этом очень важно добиваться точного соответствия копий бланк-карт оригиналам.

· Подавляющее большинство занятий должны проводиться на местности. При этом каждое занятие начинается с контрольного опроса в течение 5-7 минут ранее пройденного материала, тему для опроса инструктор выбирает произвольно. Далее в течение 10-15 минут следует работа с бланк-картами - в зависимости от уровня подготовленности обучаемых в рамках одного занятия отрабатывается от 1-го до 3-х упражнений.

· Проводя занятие по ориентированию в лесу без компаса, инструктор должен подчеркивать, что определение сторон горизонта необходимо проводить по сумме имеющихся соответствующих признаков на местных предметах (форма и расположение муравейника + смещение годовых древесных колец на срезе деревца + расположение мха на коре деревьев и т.д.).

· Изучая формулу тысячной желательно сразу осваивать и закреплять перевод угловых величин в деления угломера неразрывно с самой формулой. Напомним, что для лучшего запоминания формулы можно использовать следующие образные выражения: «Дунул Ветер, Тысяча Упала», или: «Веха высотой 1 м, удалённая от наблюдателя на 1 км, видна под углом в 1 тысячную».

· Изготовление макета местности осуществляется три-четыре раза за год, причем первый раз – после того, как обучаемые начнут стабильно и качественно выполнять 6 первых заданий бланк-карт.

· Занятия, посвященные прорисовке пройденного маршрута (за полтора часа занятия необходимо пройти и прорисовать два-три разных маршрута) проводятся во второй половине курса обучения 1 раз в 2-3 месяца.

· и и записи, иголочные проколы, следы от ластика и т.п.).

· Практические занятия топографией должны совмещаться с занятиями тактикой, специальной двигательной подготовкой, выходом на стрельбище и т.д.

· Текущая корректировка программы (выбор последовательности использования упражнений, частоты их применения и т.п.) должна осуществляться инструктором индивидуально, в соответствии с уровнем подготовленности группы обучаемых. Следует помнить о том, что регулярное выполнение обучаемыми упражнений, описанных в разделе «Военная топография», необходимо для закрепления теоретического материала, а также для формирования навыков ориентирования по топографическим картам с четким объемным представлением рельефа местности.

7. Не менее половины занятий по всем учебным разделам должны проводиться на фоне заданной инструктором тактической обстановки. То же касается всех без исключения комплексных занятий.

8. Целесообразно все изученные способы переправ включать в программу комплексных занятий в соответствии с сезоном и погодными условиями.

9. Занятия по оказанию первой помощи следует включать в комплексные занятия с целью формирования первичных умений и навыков.

8. Учитывая специфику занятий по основам жизнеобеспечения, их целесообразно планировать на выходные или каникулярные дни, причем такое занятие с группой длится 6-8 часов, всего в течение года проводится два занятия: одно занятие – осенью, второе – весной.

Алгоритм проведения первого занятия:

· инструктор выводит группу в заранее выбранное и предварительно осмотренное место;

· группе доводится необходимая теоретическая информация по обустройству укрытий;

· производится расчет количества необходимых материалов для сооружения укрытий на одного или двух человек (типи и двускатный шалаш) и определяются места их установки;

· группой производится заготовка шестов и прутьев необходимой длины;

· под руководством инструктора обучаемые в составе группы производят сооружение каркасов типи и односкатного (или двускатного) шалаша;

· изготовленные каркасы накрываются выбранными для данного занятия материалами;

· инструктор, контролируя работу обучаемых, может самостоятельно изготовить несколько индивидуальных укрытий для организации отдыха в сырых местах и по окончании занятия продемонстрировать их группе;

· объявляется перерыв, в ходе которого инструктор доводит группе информацию по материалам для устройства костров различных типов и назначений;

· после перерыва группа собирает материалы, необходимые для устройства изучаемых типов костров;

· под руководством инструктора обучаемые обустраивают изучаемые типы костров, применительно к возведенным укрытиям («шалаш» и «колодец» в типи; «нодья» для односкатного или двускатного шалаша; «на настиле» для укрытий в сырых местах);

· подводится итог занятия.

В ходе второго занятия обучаемые отрабатывают постройку тех же укрытий и обустройство тех же костров, но больших размеров, соответствующих количественному составу группы обучаемых.

9. Занятия по освоению указанных приемов самозащиты состоят из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

Вводная часть занятия открывается кратким объяснением инструктора, какие технико-тактические действия будут изучены, какие приемы будут совершенствоваться, какие качества будут развиваться и т.п. Общая продолжительность вводной части занятия составляет 3-5 минут.

Главная задача подготовительной части занятия состоит в том, чтобы посредством физических упражнений повысить работоспособность занимающихся и настроить их на предстоящую работу. Для решения этой задачи рекомендуется использовать комплекс разминки описанный выше. Перед выполнением комплекса разминки группа выстраивается в разомкнутую колонну. Общая продолжительность подготовительной части занятия - 5-10 минут.

В ходе основной части учебного занятия решаются сопряженные задачи – главная и вспомогательная. При этом главная задача состоит в разучивании и дальнейшем совершенствовании приемов самозащиты. Что касается вспомогательной задачи, то она состоит в развитии силовой выносливости, а также в развитии силы ударов, их частоты и точности, специальной ловкости и специальной выносливости.

Следует помнить, что занятия, направленные на изучение техники должны происходить в спокойной обстановке и в размеренном темпе, помогающих занимающимся сосредоточить внимание на технике выполнения изучаемых приемов.

После освоения группой всех предлагаемых средств двигательной подготовки и дальше занятия проводятся один раз в неделю. Основная часть занятия открывается повторением группой, разбитой на пары, всех изученных приемов самозащиты. Шоковые удары при работе в парах только намечаются - отработка их силы, быстроты и точности проводится посредством упражнений с мешком и лапами.

Затем группа разделяется на четыре подгруппы, которые работают по методу круговой тренировки, последовательно проходя следующие станции:

1. «Мешок» (работают парно – первый придерживает мешок, второй бьет, затем меняются ролями);

2. «Лапы» (работают парно – первый держит лапу, второй бьет, затем меняются ролями);

3. «Палка» (работают парно – первый держит гимнастическую палку, второй бьет, затем меняются ролями);

4. «Теннисный мяч» (работают индивидуально).

Далее подгруппы, также по методу круговой тренировки, выполняют один из вышеописанных комплексов упражнений для развития силовой выносливости.

Время работы на станциях и количество кругов определяется инструктором исходя из подготовленности занимающихся. Общее время основной части занятия составляет 60-80 минут.

Смысл заключительной части занятия состоит в ускорении процесса «переключения» занимающихся с более активного уровня двигательной активности на менее активный – повседневный - уровень. Упражнения, выполняемые в заключительной части занятия, должны обеспечить плавный переход от интенсивной тренировочной работы к отдыху, предупреждая возможные функциональные нарушения, которые могут возникнуть при резком прекращении напряженной тренировки. Содержание заключительной части тренировочного занятия составляют упражнения в расслаблении мышц, спокойная ходьба по кругу, дыхательные упражнения. В конце заключительной части занятия инструктор, построив занимающихся в одну шеренгу, подводит итоги прошедшего занятия - делает необходимые замечания, напоминает основы правового аспекта самозащиты, доводит рекомендации по самостоятельным занятиям в домашних условиях и т.д. Общая продолжительность заключительной части занятия составляет 5-7 минут.

10. Желательным завершением каждого годичного цикла подготовки является двух- или трехдневный специализированный летний полевой выход группы, в рамках которого старшеклассники закрепляют умения и навыки, которые они осваивали в течение года. Основой такого полевого выхода должно быть преодоление всей группой или ее подгруппами (отделения, «тройки», «пятерки») «Комплексной тропы разведчика», на которой подростки демонстрируют навыки ориентирования на местности, работы с веревкой, владения пневматическим оружием, передвижения и преодоления препятствий, оказания первой медицинской помощи и т.п.

Рекомендуемые элементы «Комплексной тропы разведчика» 1-го года обучения (Полоса «Основы преодоления препятствий; Элементы ориентирования»): Пересечение открытого участка местности; Преодоление вертикальной стенки; Преодоление бревна; Движение по азимуту; Преодоление наклонной стенки; Преодоление вертикальной сетки; Преодоление горизонтальной веревки с перилами; Преодоление горизонтальной веревки.

Рекомендуемые элементы «Комплексной тропы разведчика» 2-го года обучения (Полоса «Разведдозор»): Пересечение открытого участка местности; Преодоление вертикальной стенки с предварительным поражением мишеней из пневматических пистолетов; Преодоление бревна с предварительным поражением мишеней из пневматических винтовок; Движение по азимуту; Преодоление наклонной стенки с предварительным метанием учебных гранат; Преодоление вертикальной сетки; Преодоление горизонтальной веревки с перилами; Преодоление горизонтальной веревки; Комплексная стрельба: 3 мишени из пневматического пистолета, 3 мишени из пневматической винтовки.

Рекомендуемые элементы «Комплексной тропы разведчика» 3-го года обучения (Полоса «Разведгруппа»): Пересечение открытого участка местности; Преодоление вертикальной стенки с предварительным поражением мишеней из пневматических пистолетов; Преодоление бревна с предварительным поражением мишеней из пневматических винтовок; Движение по азимуту; Определение координат целей и нанесение их на карту; Преодоление наклонной стенки с предварительным метанием учебных гранат; Преодоление вертикальной сетки; Преодоление горизонтальной веревки с перилами; Снайперская стрельба из пневматических винтовок; Преодоление зараженного участка местности; Преодоление горизонтальной веревки; Эвакуация раненых под огнем противника, переноска их в безопасное место, оказание первой помощи; Преодоление водной преграды: вплавь; с помощью натяжной переправы; Комплексная стрельба: 3 мишени из пневматического пистолета, 3 мишени из пневматической винтовки.

Глава 10. Организация учебно-тренировочного процесса

Раздел 4. Рекомендуемая литература

1. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. М.: ФиС, 1986.

2. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) / Под общей редакцией А.В.Карасева. - М.: ЛЕПТОС, 1994.

3. Лях. В.М. Координационные способности школьников. – Минск, Полымя, 1989.

4. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1977.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебное пособие для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.

6. Наставление по физической подготовке в Советской армии и Военно-морском флоте (НФП-87). – М.: Воениздат, 1987.

7. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. проф. Л.Б.Кофмана; Авт.-сост. Г.И.Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никандрова. – М.: Физкультура и спорт, 1998.

8. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. – Киев: Вища школа, 1984.

9. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф.Курамшина, В.И.Попова; СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. – СПб., 1999.

10. Теория и организация физической подготовки войск: Учебник для курсантов и слушателей ВИФК / Под ред. Л.А.Вейднер-Дубровина, В.В.Миронова, В.Д.Шейченко. – С-Пб, 1992. – ч.1.

11. Филин В.П., Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания. – М.: ФиС, 1980.

12. Харабуга Г.Д. Теория и методика физического воспитания. Изд. 2-е, дополн. - М.: ФиС, 1974.

Глава 11. ПРИЛОЖЕНИЯ

Раздел 1. Строевой Устав Вооруженных Сил РФ (извлечения)

Глава 11. ПРИЛОЖЕНИЯ

Раздел 2. Условные знаки и условные сокращения, принятые на топографических картах; Образцы топографических и специальных карт

Глава 11. ПРИЛОЖЕНИЯ

Раздел 3. Бланк-карты комплексных упражнений по топографии и ответы к ним

Глава 11. ПРИЛОЖЕНИЯ

Раздел 4. Некоторые виды вооружения, использующегося в современной российской армии

Глава 11. ПРИЛОЖЕНИЯ

Раздел 5. Книга Памяти

Глава 11. ПРИЛОЖЕНИЯ

Раздел 6. «Пистолет под ремнем, как братишка родной…» (Вержбицкий А.А.)

Глава 11. ПРИЛОЖЕНИЯ

Раздел 7. Фотоархив: варианты использования предложенного учебного материала в рамках проведения каникулярных военно-патриотических сборов молодежи

Глава 11. ПРИЛОЖЕНИЯ

Раздел 8. Основы теории и методики физического воспитания

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: