Язычество славян. Принятие христианства. Византийско-древнерусские связи. 1 страница

 

Славяне, как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытнообщинного строя, были язычниками. Они обожествляли многие природные явления: воду, огонь, землю, растения, животных. Образование и развитие Древнерусского государства, формирование единой русской народности привело к тому, что язычество с множеством божеств в каждом племени, традициями родового строя и кровной местью, человеческими жертвоприношениями перестало отвечать новым условиям общественной жизни. Предпринятые киевским князем Владимиром в начале своего правления попытки несколько упорядочить обряды, поднять авторитет язычества, превратить его в государственную религию оказались безрезультатными. Язычество утратило былую естественность и привлекательность в восприятии человека, преодолевшего племенную узость и ограниченность. Киевский князь Владимир, крестившись в Херсонесе, принялся энергично утверждать византийское христианство (православие) в государственном масштабе. По его приказу население Киева было крещено в 988 г. в Днепре.

Принятие христианства означало для народа Древней Руси освоение огромного исторического и общественно-культурного опыта позднеримского, а затем и византийского мира. Поэтому обстоятельства принятия христианства, формы и методы, темпы этого сложного и многогранного процесса зависели от множества внутренних и внешнеполитических факторов. Важное место среди этих факторов имели характер и длительность связей Древней Руси и Византии. Географическое положение Руси на великих водных путях, связывавших Балтийское и Черное моря, в значительной степени определяло ее отношение с Византией. Она была для Руси важным рынком, куда князь и дружинники сбывали меха и рабов и откуда привозились для них дорогие ткани и другие предметы роскоши.

Исторический опыт России свидетельствует о том, что в переломные моменты ее бытия каждый раз вставал вопрос об отношениях к духовному населению Византии.

Одни исследователи считали, что византинизм оказал влияние на Россию только в церковно-религиозной и духовно-нравственной сферах. Другие полагают, что византийское влияние обнаруживается и в политической области, в отношениях государства и церкви, государства и общества, государства и человека.

Византия рассматривала себя в качестве наследницы «вечного города» - Рима, что давала империи, с точки зрения самих византийцев, право на мировое государство.

Русь находилась вне сферы непосредственно военного воздействия империи. Поэтому идею прямого подданства византийскому императору здесь никогда не принималось всерьез.

Русские князья старались укрепиться в Причерноморье и в Крыму. Византия же стремилась ограничить сферу влияние Руси в Причерноморье. В этих целях она использовала воинственных кочевников и христианскую церковь. Это обстоятельство осложняло отношения между Русью и Византией, их частое столкновения приносили попеременный успех то одной, то другой стороне.

По мнению историков И.А.Заичкина и И.Н.Почкаева Византия со своей стороны проводила двойственную политику по отношению к восточнославянскому государству. Она пыталась втянуть Киевскую Русь в свою политическую систему, стремясь при этом, во-первых, ослабить опасность, грозившую империи со стороны воинственных восточных славян, а во-вторых, использовать русов для защиты собственных интересов. В силу этого отношения между Киевом и Царьградом (Константинополь) перемежались периодами мирного сотрудничества и военных столкновений. Так, летопись «Повесть временных лет» сообщает, что в лето 907 г. пошел Олег «на греки», взяв с собою множество воинов и кораблей. «И много зла сделали русские грекам», и греки вынуждены были начать переговоры с русскими. Был заключен первый международный договор в отечественной истории между Византией и Русью, вторично подтвержденный в 911 г. Согласно договору 907 г. русские торговцы получали в Византии привилегированное положение, а договор 911 г. регламентировал русско-византийские отношения по широкому кругу политических и правовых вопросов. В 941 г. поход Игоря на Константинополь закончился неудачно. В 944 г. был заключен договор, согласно которому упорядочивался прием всех посланных великим князем(глава великого княжества на Руси в X-XV вв.) в Царьград. Княгиня Ольга неоднократно бывала в Константинополе, и даже первая из представителей великокняжеского рода приняла христианство.

Новый этап отношения Руси с Византией и с другими соседними городами приходится на время княжения Святослава, проводившего активную внешнюю политику. Он вступил в столкновение с могущественным Хазарским каганатом, разгром которого в 965 г. привел к образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского княжества.

Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье вызвали беспокойство у Византии. Стремясь ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы. Надежды византийцев не оправдались. Святослав одержал в Болгарии победу. Поскольку этот исход был нежелателен для византийцев, они начали войну с Русью. Хотя русские дружины сражались храбро, силы византийцев намного превосходили их по численности. В 971 г. был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворилась лишь обещанием Руси не совершать нападений. На этом события не заканчивались. Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использует печенегов. На днепровских порогах печенеги напали на русское войско, Святослав погиб в бою.

Следующая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства. По просьбе византийского императора Василия II дружина Владимира помогла подавить восстание претендента на императорский престол. Однако византийский император не спешил выполнять свое обещание выдать замуж за Владимира свою сестру Анну. Между тем этот брак имел для Руси важное политическое значение. Чтобы добиться выполнение договора, Владимир начал военные действия против Византии.

Победив Византию, он добился не только выполнения договора, но и независимости своей внешнеполитической деятельности от византийского императора. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы. Это положение Руси нашло отражение и в династических связях русских князей с Германской империей и другими европейскими государствами.

Становление христианства на Руси было сопряжено с определенными трудностями, особенно в северной части страны. На протяжении многих десятилетий и даже веков в сельских местностях существовало двоеверие – своеобразное совмещение прежних представлений о мире с элементами христианского мировоззрения и мировосприятия. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Древнерусского государства: оно идеологически закрепляло единство страны, создавались условия для полноправного сотрудничества славян Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями. Новая христианская религия отвечала интересам укрепляющегося класса феодальных землевладельцев. Крещение Руси создало новые формы внутренней жизни и взаимодействия с окружающим миром. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. В рамках этого периода истории Киевской Руси принимается и утверждается не только единая государственная религия – православие, но в стране появляются первые письменные законы.

Киевская Русь из сравнительно небольшого союза славянских племен превратилась в крупнейшую державу средневековой Европы. В регионе, где переплетались взаимные влияния – византийское, западноевропейское, восточное, скандинавское – сформировалась восточнославянская средневековая цивилизация. Восприятие, переплетение и взаимовлияние этих разнообразных социальных, политических и культурных элементов во многом определили самобытность древнерусской цивилизации.

 

Третий период в истории Киевской Руси (вторая половина XI – начало XII вв.) характеризуется усилением тенденций раздробленности Руси.

Древнерусское государство не миновало тех процессов феодального дробления, которые происходили во многих государствах Европы и Азии. Уже в середине XI в. Древняя Русь стала постепенно распадаться, что привело к созданию целого ряда самостоятельных государственных образований – своеобразной федерации княжеств, возглавляемой киевским князем, власть которого все более слабела и приобретала номинальный характер. К середине XII в. параллельно идущий процесс укрепления отдельных княжеств и ослабления Киева привел к образованию на территории Киевской Руси ряда самостоятельных княжеств и земель.

Причины феодальной раздробленности: появление и распространение феодального землевладения, причем не только княжеского, но и частного, возникновение боярских сел, а также то, что процесс постепенного оседания дружин на землю заставил и князя быть менее подвижным, стремиться укрепить свое собственное княжество. В то же время процесс феодальной раздробленности по своему содержанию создавал новые благоприятные условия для дальнейшего экономического, политического и культурного развития русских земель. Укреплялась власть крупнейших феодалов на местах, зарождались местные административные центры.

В начале ХII в. на месте единого государства возникло около полутора десятков независимых княжеств. Наиболее крупными из них были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородская боярская республика.

Крупнейшим в Южной Руси было Галицко-Волынское княжество (столица Галич, затем Львов), образовавшееся в 1199 г. в результате объединения Галицкого и Волынского княжеств. Здесь разрабатывались богатые залежи соли, были распространены обработка железа, ювелирное дело, гончарное производство, строительное дело, развито сельское хозяйство. Поддерживались торговые связи с другими русскими княжествами, а также с Византией, Чехией, Польшей, Германией, Литвой. Активное влияние на политику княжеств оказывало боярство. Приграничное положение заставляло князей проявлять серьезную заботу о защите своих рубежей.

Северо-Восточная Русь (Владимиро-Суздальская) оказалась в более благоприятном положении, чем южная и западная. Здесь не было угрозы западного вторжения, набегов половцев. Это позволило сохранить в более полном объеме духовную и материальную культуру Древней Руси. Поток переселенцев из Поднепровья усилил Северную Русь настолько, что она получила решительное преобладание над остальными областями русской земли. В 1157 г. столицей самого могущественного Владимирского великого княжества становится Владимир на Клязьме.

Каждое из независимых княжеств оказывало решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах. Князья в них обладали всеми правами суверенных государей. Наряду с продолжавшими действовать нормами «Русской правды» в землях и княжествах начинают складываться свои правовые нормы, находившие отражение в договорах между князьями и в торговых договорах русских городов с зарубежными. Сепаратистские тенденции местных феодалов поддерживали и окрепшие города, их число в ХIII в. достигло 300. Вокруг городов сконцентрировались местные рынки, зарождалось товарное производство. Во второй половине XI в. выросло значение таких политических и культурных центров, как Чернигов, Галич, Ростов, Суздаль, Владимир-Волынский, Смоленск. Особое место среди княжеских земель занимал Новгород – один из древнейших русских городов, впервые упомянутый в летописи в 859 г., который с конца X в. становится вторым по значению центром Киевской Руси. Этот город был расположен вблизи жизненно важной торговой магистрали тогдашней Восточной Европы – так называемого пути «из варяг в греки», соединявшего Балтийское море с Черным системой рек, озер и волоков. Благодаря этому Новгород являлся посредническим центром в торговле между Западной Европой, славянскими землями и Востоком. Он был одним из крупнейших европейских городов с высокоразвитым ремеслом и широкими торговыми связями. Уникальность исторического опыта Новгорода проявлялась прежде всего в том, что в системе древнерусских земель и княжеств это был самый крупный город-государство, где не существовало правящей династии князей. В XII в. он становится боярской республикой с самобытным «вечевым» политическим устройством, при котором важнейшие государственные дела решались на городском собрании – вече, а в других княжествах Древней Руси главным законом была воля князя.

Таким образом, русские земли, каждая из которых была крупнее европейских государств, стала вести самостоятельную внешнюю политику, заключать договоры с иностранными государствами и между собой. По мере обособления княжеств междоусобная борьба, до этого периодически вспыхивавшая в рамках единого государства, превратилась в почти непрерывную войну за расширение подвластных им территорий. Постоянные междоусобные войны вели к дроблению княжеств, чем облегчали иноземные завоевания русских земель. Наступил период феодальной раздробленности, который охватывает в целом XII-XV вв. и совпадает с эпохой ордынского владычества на Руси.

 

 

Отношения Древней Руси и Великой Степи, постоянные столкновения с восточными и юго-восточными кочевниками оказали значительное влияние на становление славянской государственности. Великая степь в течение долгих веков была для народа Древней Руси постоянной угрозой и постоянным источником опасностей, нашествий и разорения. Через так называемые «ворота народов» – открытое пространство между Уральскими горами и Каспийским морем – почти непрерывным потоком вливались в южнорусские степи волны кочевых азиатских народов. Они подвергали русские земли опустошительным нашествиям и вынуждали русский народ истощать свои силы в непрерывной тяжелой борьбе. Многовековая борьба «леса со степью», проходившая с переменным успехом, была постоянно действующим фактором в русской истории.

Древнерусское государство, включив в свой состав отдельные неславянские этносы, оставалось по преимуществу славянским. Наряду с ним существовали различные народы иной этнической принадлежности, находившиеся на разных стадиях исторического развития.

Степные просторы Евразии на протяжении многих веков были населены кочевыми народами, сначала преимущественно иранцами, затем тюрками. Последние, придя в Европу из далеких приделов Азии, ассимилировали часть прежних обитателей степи, в основном иранцев и угров.

Мадьярские (угорские) племена явились в Восточную Европу где-то в VIII в., вероятно, под давлением теснивших их с востока тюрок, а также под влиянием хазар.

Хазарский хакан породнился с венгерским главой, носившим славянский титул воевода, что говорит о сильном влиянии славян на угров уже в это время. Место угров в южных степях заняли печенеги. То были тюрки, родственные по языку нынешним туркам. Основная их масса обосновалась в степной части Украины.

Печенежская орда не была единой. В середине Х в. существовало восемь печенежских объединений. На востоке печенеги граничили с хазарскими владениями (на Дону), на севере – с Русью, на юге – с крымскими владениями Византии (Херсонесом). Под их контролем находились все нижнее течение Днепра, т.е. конечная часть пути «из варяг в греки». Печенеги могли находиться в союзе с руссами или, наоборот, являлись их врагами. Первые столкновения Руси с печенегами летописи датируют 915 г.

Первоначально печенеги оставались врагами хазар, однако под влиянием усиления Руси и подстрекательства греков все чаще становились главными противниками русских на юге.

Усиление печенежских орд приходится на конец Х – начало ХI в. В 1036 г., когда сын Владимира Ярослав находился в Новгороде, печенеги осадили Киев. Вернувшийся с новгородским войском, князь разгромил кочевников.

Печенегов с востока теснили новые тюрки – половцы. Часть их подчинилась половцам, другая отдалась под власть русских. Занявшие южные степи кыпчаки, которых русские именовали половцами, пришли с востока. Они были ответвлением большой тюркской орды на востоке современного Казахстана. В середине XI века они уже господствовали на степном пространстве от Алтая до Дуная, получившем название Половецкая степь. Но почти сразу обнаружилась разобщенность восточных и западных кыпчаков. Порой отдельные орды объединялись, иногда враждовали друг с другом.

На Северном Кавказе половцы заселили его степную часть и нередко враждовали с местными населениями. На протяжении XI–XII вв. половцы заселили и степные пространства Крыма, а на северо-востоке их этническое влияние распространились на Волжскую Булгарию и Башкурт.

Больше всего мы знаем об отношениях половцев с Русью. Впервые половецкие орды нанесли страшное поражение трем сыновьям Ярослава Мудрого на реке Альте (недалеко от Переславля Южного) в 1068 г. Затем последовал ряд русско-половецких конфликтов, обычно неудачных для распадавшейся Руси. Только благодаря интенсивной деятельности Владимира Мономаха удалось сплотить большую часть русских князей и нанести половцам ряд тяжелых ударов. Самый известный – Великий поход в Степь в 1111 г. В итоге часть половецких орд даже оставила южные степи и по приглашению грузинского царя Давида Строителя перекочевала в Грузию, где играла роль придворного царского войска.

После смерти Владимира Мономаха конфликты с половцами усилились. Имели место и успешные походы, но наряду с ними – и тяжкие поражения русских (знаменитый поход Игоря Святославовича).

Длительное соседство половцев с Русью приводило не только к войнам. Русские князья и половецкие ханы роднились друг с другом, шла постоянная торговля между кочевниками половцами и русскими. Под воздействием более культурной Руси в половецкую среду проникало христианство, и наследники половецких ханов принимали христианские имена (Юрий Кончакович, сын хана, победившего князя Игоря).

Наметилась тенденция к частичной оседлости половцев, что имело место и на востоке, под влиянием среднеазиатских обществ, и в Европе, под воздействием Руси. Известны половецкие города (например, на месте нынешнего Харькова). Такое сближение в разных сферах жизни между половцами и русским было прервано монгольским нашествием в 20-30-х гг. XIII в., которое для европейских половцев стало, как и для Руси, национальной трагедией.

 

Страшную угрозу для судьбы Древнерусского государства представляли кочевые монгольские орды. Монгольские племена, обитавшие в степях за Байкалом, были объединены в начале XIII в. одним из племенных вождей – Темучином. На курултае – съезде монгольской знати – в 1206 г. он был провозглашен великим ханом всех монголов и принял имя Чингисхан. За короткое время ему удалось создать жестко централизованную и милитаризованную империю. Кочевые племена монголов были малочисленными, но господство родовых порядков обеспечивало участие в войне поголовно всех мужчин. В течение короткого времени монголы завоевали Северный Китай, Среднюю Азию и Закавказье.

Первыми столкнулись с монгольским вторжением половцы и отправили гонцов на Русь за помощью. Русские князья оценили опасность и на совете в Киеве постановили выступить на защиту половцев. Весной 1223 г. на Днепре у переправ собралась одна из самых многочисленных армий, когда-либо действовавших в Восточной Европе. Одна лишь орда половцев насчитывала до 40 000 всадников. Киевский князь вывел в поле около 10 000 воинов. Монголы пытались расколоть союзную армию, противостоявшую им. Слабость союзной армии заключалась в отсутствии единого командования. Ни один из старших князей не желал подчиняться другому. Подлинным вождем похода был Мстислав Удалой. Но он мог распоряжаться лишь галицкими и волынскими полками. У реки Калки в Приазовье в 1223 г. произошло сражение с монголами, закончившееся поражением половцев и русских войск.

В 1235 г. кочевая знать монголов, собравшись на курултай, приняла решение об общемонгольском походе на Запад. В 1237 г. хан Батый (внук Чингисхана) многократно отправлял послов к венгерскому королю и русским князьям с требованием покорности. После катастрофы на Калке в 1223 г. южнорусские князья не помышляли о крупном выступлении, которое позволило бы спасти Русь от опустошительного набега азиатской орды. На севере мало кто мог оценить размеры опасности, нависшей над страной. Монголы располагали большим числом стенобитных машин и других орудий, пользоваться которыми их научили китайцы. Княжества Северо-Восточной Руси, погруженные в усобицы, не могли договориться о совместной обороне даже перед лицом смертельной опасности. В 1237 г. первым из русских городов подверглась удару Рязань, потом была разрушена и сожжена Москва, жители ее перебиты; зимой 1238 г. были захвачены и разорены города и селения Владимиро-Суздальской Руси. Весной Орда вступила в пределы Новгородской земли и двинулась на Великий Новгород. Но началась весенняя распутица и ордынцы, не дойдя сотню верст до Новгорода, повернули на юг. В 1239 г., собрав новых воинов, хан Батый (Бату-хан) обрушил удар на южные русские земли, а осенью 1240 г. началась осада Киева, который пал в декабре. Захватив древнюю столицу Руси, татаро-монголы двинулись в Галицко-Волынское княжество, на Запад. В 1241 г. они вторглись в земли Молдавии, Венгрии и Польши, Чехии, в 1242 г. – Хорватии и Долмации. Хан Батый, понесший огромные потери, особенно в русских землях, повернул на восток, к степям Нижнего Поволжья. Русь своей трагической борьбой и подвигом спасла Западную Европу от погрома, каким подверглась сама. «России, – как писал А.С.Пушкин, – определено было высокое предназначение, ее необозримые равнины поглотили силы монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы». В результате завоеваний монголов возникло огромное государство – Золотая Орда, земли которой тянулись от Иртыша до Дуная, от Северного океана до Кавказа.

Татаро-монгольское иго, продолжавшееся почти два с половиной века, – нанесло огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Большинство историков сходятся во мнении, что татаро-монгольское иго существенно задержало социально-экономическое, политическое и духовное развитие русского государства, изменило характер государственности, придав ей форму отношений, характерных для кочевых народов Азии.

Непосредственное воздействие на экономику выразилось в разорении территорий во время ордынских походов и набегов. Все население покоренных земель (за исключением духовенства) было переписано и обложено тяжелой татарской данью. Значительная часть доходов всех русских земель систематически направлялись в Орду. Массовому разорению и уничтожению подверглись многие древнерусские города. Традиционные ремесла были утрачены. Монголо-татарское иго унесло жизни десятков тысяч лучших талантливых русских людей. В этот период замедлились или нарушились политические и торговые связи с другими странами. Все это обусловило длительное отставание Русского государства особенно от стран Западной Европы.

В борьбе с татаро-монголами погибло большинство княжеских дружин, а вместе с ними уходили традиции вассально-дружинных отношений. По мере формирования новой знати утверждались отношения подданичества. 240-летнее подчинение Орде с ее деспотическим режимом существенно ослабило зачатки демократических вечевых свобод, существовавших в Древней Руси. Золотоордынское иго предстало перед русскими княжествами властью, которой надо полностью подчиняться, предполагавшей нарастание в обществе холопской (рабской) психологии. Русская государственность начинает приобретать черты восточной деспотии с ее жесткостью, произволом, полным пренебрежением к народу и личности. Другими словами монгольское иго определило то «азиатское начало», которое обернулось на Руси крепостным правом, формированием «догоняющей» модели социально-экономического развития и деспотизмом политической власти.

 

Русское государство отбивалось не только от татаро-монголов. Попытки захватить северо-западные русские земли предприняли шведские и немецкие феодалы. Восточно-европейские земли давно привлекали их внимание своими богатствами. Свое «добро» на завоевательные походы давала римская католическая церковь, призывающая к скорейшему крещению язычников и стремившаяся утвердить свое влияние в Балтийском регионе. В целях усиления своего влияния немцы в 1202 г. основали Орден меченосцев (от изображения меча и креста на орденской одежде). В 1237 г. Орден меченосцев объединился с находившимся в Пруссии Тевтонским орденом и таким образом возник Ливонский орден – главная военно-колонизационная опора Ватикана в Восточной Европе. Летом 1240 г. шведская флотилия появилась на Неве. Новгородский князь Александр Ярославович, спешно собрав свою дружину и новгородских ратников, подошел к месту стоянки шведского флота, и, несмотря на численное преимущество шведов, 15 июля 1240 г. конная дружина Александра неожиданно ударила в центр расположения шведских войск. В этой схватке воины Александра наголову разбили шведов, захватили несколько судов. Спасаясь от преследования, шведы бросили на берегах Невы убитых и раненых. Эта победа принесла Александру славу полководца и звание «Невский».

В то же время к захвату русских земель приступили немцы-рыцари Ливонского ордена. Они захватили крепость Изборск (1240 г.), разбили псковскую рать и взяли Псков благодаря измене посадника. Весной 1242 г. произошла битва с Ливонскими рыцарями, получившая в народе и в истории название «Ледового побоища». Победу над немцами одержало русское войско под руководством великого полководца Александра Невского, который не только умело выбрал место битвы (возвышенный берег Чудского озера), но и тактически правильно построил русские войска, что привело к гибели рыцарей или их пленению. Эта победа на много лет остановила движение немцев-захватчиков на Русь и принесла историческую славу Александру Невскому.

К середине XIII в. русские земли оказались между Золотой Ордой и Великим княжеством Литовским. (Русские летописи впервые упоминают о нем в 1219 г.). В состав Литовского государства с момента его возникновения входили земли в бассейне реки Неман, так называемая Черная Русь. Из древнерусской народности периода домонгольской Руси стала выделяться белорусская народность.

Галицкое княжество вошло в состав Польши, земли южной и юго-западной Руси (Киев, Волынь, Подолье и др.) после завоевания монголами платили дань Орде. В связи с усилением Литовского государства (после битвы с Ордой в 1363 г.) эти земли вошли в состав Великого княжества Литовского и Русского. На землях юго-западной Руси складывалась украинская народность.

Центр русской политической жизни переместился в северо-восточную (Владимиро-Суздальскую) и северо-западную (Новгородскую) Русь. На этих территориях складывалась великорусская (русская) народность. В противостоянии Востоку (Золотой Орде) и Западу (молодому и агрессивному Великому Литовскому княжеству) закладывались основы единого российского государства.

Историки свидетельствуют, что к XIV в. наиболее сильные позиции в русских землях занимают княжества Тверское, Московское и Новгородская республика. Особенно острая борьба за политическое лидерство развернулась между князьями Твери и Москвы. Сложность этой борьбы состояла в том, что оба княжества находились в политической зависимости от Золотой Орды, поэтому успех их политики зависел от того, как они построят свои отношения с Ордой и смогут ли использовать ордынских ханов в роли покровителей.

В политике русских князей по отношению к завоевателям просматриваются две линии.

Одна из них (Тверь) заключалась в стремлении к немедленному освобождению путем вооруженной борьбы.

Суть второй (Москва) заключалась в поддержании мирных отношений с ханами Золотой Орды, в укреплении собственной власти и постепенном накоплении сил, а так же строилась с учетом опасности не только с востока, но и запада, откуда распространялась агрессия рыцарских орденов. Не имея в то время сил освободиться от ханской зависимости, князья искали возможность для выживания славян.

В тех условиях это было единственным средством уберечь свой народ, население своего княжества от гибели или угона в рабство. Александр Невский, продолжая в этом отношении политику своего отца, неоднократно ездил в Орду, побывал в Монголии и сумел добиться освобождения русских от обязанности выступать войском на стороне ханов в их войнах с другими народами. Своей умелой политикой Александр Невский способствовал предотвращению разорительных нашествий ордынцев на Русь.

 

Как и в Западной Европе, после периода феодальной раздробленности, на Руси в XIV-XV вв. наступает время формирования единого государства. Но на русских землях процесс объединения шел несколько по-другому. Хотя экономические связи между отдельными княжествами развивались, но общий всероссийский рынок возник позже – только в XVII в. Политические процессы на Руси опережали экономические.

Давая объяснение этому явлению, большинство историков склоняются к мнению, что решающий стимул к объединению русских земель состоял в том, что в этот период наиболее остро встал вопрос о выживании русского государства, сохранении самобытности русского народа.

В течение XIV-XV вв. организатором объединения русских земель выступило Московское княжество. Причины этого связаны как с выгодным географическим положением Москвы, так и с личными качествами ряда князей.

Город Москва возникает в XII в. (1147 г.) в центре тогдашнего русского мира, на перекрестке трех важных дорог, а на рубеже XIII-XIV вв. выделяется в самостоятельный удел. Москва рано стала узлом торговых путей, и, в частности, важным центром торговли хлебом. Это давало большие преимущества московским князьям, которые, обогащаясь на торговле и пошлинах, сумели приобрести у ханов Золотой Орды «ярлык» на великое княжение Владимирское, а также расширять свои владения путем скупки земель у мелких удельных князьков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: