Ключевым понятием второго раздела статистики туризма являются туристские расходы. Они прямо увязываются с конечным потреблением товаров и услуг и отражаются в системе национальных счетов.
Туристские расходы - это общая сумма потребительских расходов, которые несет посетитель или от его имени любое другое лицо при подготовке и в ходе поездки, а также во время пребывания в пункте назначения.
В основу концепции туристских расходов положен ряд принципов. Согласно рекомендациям ВТО учету подлежат только те расходы посетителей, туристов и экскурсантов, которые являются экономически значимыми. Их может нести сам посетитель либо от его имени любое другое физическое или юридическое лицо. Например, в путешествии глава семьи, распоряжающийся бюджетом, оплачивает товары и услуги от имени всех ее членов. Расходы во время пребывания у родственников и знакомых нередко берет на себя принимающая сторона. Поездки финансируются также юридическими лицами: предприятиями, когда речь идет о служебных командировках или поощрительных турах по итогам работы; благотворительными учреждениями организующими поездки для детей, пожилых людей и некоторых социально ущемленных групп населения; государством. В ряде случаев оно субсидирует туризм со спортивными, лечебными и образовательными целями.
Факторы, влияющие на величину и структуру туристических расходов.
Расходы посетителя определяются стоимостью товаров и услуг, приобретаемых им для удовлетворения потребностей. Как и сами запросы, они чрезвычайно разнообразны: от услуг по перевозке, размещению и питанию до небольших предметов длительного пользования, товаров текущего туристского потребления и сувениров. Все они потребляются лично посетителем, за исключением подарков. Однако и в этом случае, несмотря на то что их обладателем становится другое, не путешествующее лицо, понесенные расходы относятся к туристским.
Объем туристских расходов рекомендуется устанавливать по фактическим затратам на товары и услуги с учетом действующих скидок и наценок, чаевых и пр., вне зависимости от формы их оплаты - наличными деньгами, дорожными чеками, по кредитным карточкам и иным способом.
Состав туристских расходов. Одна из главных и наиболее сложных проблем статистики туризма остается упорядочение состава туристских расходов. Он обусловлен временем, когда посетитель несет затраты (при подготовке, в ходе или по окончанию поездки), а также типом туризма. Соответственно выделяются внутренние туристские расходы, связанные с путешествиями резидентов по своей стране, и международные, которые в свою очередь подразделяются на доходы от международного туризма (расходы международных въезжающих посетителей национальным предприятиям, поступления от однодневных посетителей, предварительные платежи нерезедентам) и международные туристические расходы (расходы выезжающих посетителей в других странах). Важное значение для понимания экономической природы последних имеет направление движения посетителя из страны происхождения в страну назначения. Выездной туристский поток соотносится с категорией международных туристских расходов, а въездной - с поступлениями от международного туризма.
В материалах ВТО международные туристские расходы определяются через расходы постоянных жителей какой-либо страны во время их путешествия за границей. В числе прочего они включают оплату услуг иностранных транспортных компаний по международным перевозкам, а также предоплату товаров и услуг, приобретаемых за рубежом. В балансе текущих расчетов в качестве парного им используется показатель поступлений от международного туризма. Он рассчитывается как сумма всех расходов иностранных посетителей в стране назначения. Оба показателя строятся по единой методике и отражают только те затраты, которые связаны с трансграничным движением денежных средств.
Стоимость расходов белорусских граждан, выезжающих за рубеж с туристическими целями, определяется как произведение расходов, приходящихся на одного выехавшего, на количество выехавших за границу граждан. Расчеты производятся для каждого типа поездок по целям и срокам пребывания в страновом разрезе. Нормативы расходов определяются для каждого типа поездок и включают стоимость проживания, расходы на питание и культурное обслуживание.
По показателю расходов все государства делятся на 3 группы:
1. Расходы на туризм превышают 500 $ на одного жителя (Австрия, Норвегия, Дания, Германия, Израиль)
2. Расходы на туризм составляют от 150 до 500 $ на одного жителя (Англия, Япония, Чехия, Польша, Канада, США)
3. Расходы на туризм составляют менее 150 $ на одного жителя (Россия, Беларусь, Украина, Таиланд, Китай)
Международная практика использует различные формы сбора статистической информации. Основной источник ее получения – статистическая отчетность предприятий по формам, утвержденным постановлением Министерства статистики.
Дополнительным источником получения информации служат специальные статистические наблюдения по методике ВТО. Важным источником информации является платежный баланс страны. Платежный баланс – это балансовый счет международных операций, стоимостное выражение всего комплекса макрохозяйственных связей страны в форме соотношения поступлений денежных средств и платежей.
Наличие достоверной, полной, последовательной, объективной и сопоставимой информации имеет чрезвычайно важное значение для оценки, прогноза, планирования, принятия эффективных управленческих решений в сфере туризма. Система учета экспортно-импортных операций внутреннего туризма не отражает в полном объеме его реальной картины, к сожалению.
Что мы можем сделать для того усовершенствовать систему статистики туризма в Республике Беларусь? создание системы учета в туризме по рекомендациям ВТО.
Основные индикаторы развития туризма и гостеприимства на макро и микроуровне.
Экономические показатели туристической деятельности означают получение определенного результата:
♦ от организации внутреннего и международного туризма;
♦ объема продаж, реализации туристических продуктов и услуг, обслуживания туристов и экскурсантов;
организации коммерческой деятельности предприятий туризма.
Многообразие свойств и признаков туристической деятельности требует использования системы показателей на макро- и микроуровнях.
К макроуровню относятся:
♦ доходы от международного туризма (экспорт), в том числе экспорт туристических услуг субъектами туристической деятельности;
♦ выручка от реализации туров;
♦ прибыль от туризма;
♦ объем платных туристско-экскурсионных услуг населению.
К показателям оценки туризма на микроуровне относятся:
♦ натуральные
- объем обслуживания туристов (чел.);
- объем обслуживания (туро-день);
- объем обслуживания экскурсантов;
- объем реализации (продаж);
♦ стоимостные
- выручка от реализации туристических продуктов и услуг;
- себестоимость реализованных товаров (работ, услуг);
- среднесписочная численность работающих;
- фонд оплаты труда;
- балансовая прибыль;
- прибыль, остающаяся в распоряжении организации;
- рентабельность;
- кредиторская, дебиторская задолженность;
- средства, находящиеся на расчетном (валютном) счетах организации;
- коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами.
Перечисленные показатели рассчитываются туристическими организациями в целях анализа, оценки и планирования хозяйственно-финансовой деятельности, а также оказания государственной поддержки (предоставление отсрочки рассрочки по уплате налогов, сборов и таможенных платежей; налоговый кредит и др.).
Для оценки финансового состояния организации используются показатели деловой активности, рентабельности, ликвидности, платежеспособности, рыночной активности.
Показатели, относящиеся к группе мониторинга, определяются спецификой предмета исследования,целью и задачами анализа.
Основные экономические показатели деятельности предприятия.
Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают:
· объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма,
· показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.),
· показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.),
· себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность,
· показатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).