double arrow

Концепция туристических расходов.


 

Ключевым понятием второго раздела статистики туризма являются туристские расходы. Они прямо увязываются с конечным потреблением товаров и услуг и отражаются в системе национальных счетов.

Туристские расходы - это общая сумма потребительских расходов, которые несет посетитель или от его имени любое другое лицо при подготовке и в ходе поездки, а также во время пребывания в пункте назначения.

В основу концепции туристских расходов положен ряд принципов. Согласно рекомендациям ВТО учету подлежат только те расходы посетителей, туристов и экскурсантов, которые являются экономически значимыми. Их может нести сам посетитель либо от его имени любое другое физическое или юридическое лицо. Например, в путешествии глава семьи, распоряжающийся бюджетом, оплачивает товары и услуги от имени всех ее членов. Расходы во время пребывания у родственников и знакомых нередко берет на себя принимающая сторона. Поездки финансируются также юридическими лицами: предприятиями, когда речь идет о служебных командировках или поощрительных турах по итогам работы; благотворительными учреждениями организующими поездки для детей, пожилых людей и некоторых социально ущемленных групп населения; государством. В ряде случаев оно субсидирует туризм со спортивными, лечебными и образовательными целями.

Факторы, влияющие на величину и структуру туристических расходов.

Расходы посетителя определяются стоимостью товаров и услуг, приобретаемых им для удовлетворения потребностей. Как и сами запросы, они чрезвычайно разнообразны: от услуг по перевозке, размещению и питанию до небольших предметов длительного пользования, товаров текущего туристского потребления и сувениров. Все они потребляются лично посетителем, за исключением подарков. Однако и в этом случае, несмотря на то что их обладателем становится другое, не путешествующее лицо, понесенные расходы относятся к туристским.

Объем туристских расходов рекомендуется устанавливать по фактическим затратам на товары и услуги с учетом действующих скидок и наценок, чаевых и пр., вне зависимости от формы их оплаты - наличными деньгами, дорожными чеками, по кредитным карточкам и иным способом.

 

Состав туристских расходов. Одна из главных и наиболее сложных проблем статистики туризма остается упорядочение состава туристских расходов. Он обусловлен временем, когда посетитель несет затраты (при подготовке, в ходе или по окончанию поездки), а также типом туризма. Соответственно выделяются внутренние туристские расходы, связанные с путешествиями резидентов по своей стране, и международные, которые в свою очередь подразделяются на доходы от международного туризма (расходы международных въезжающих посетителей национальным предприятиям, поступления от однодневных посетителей, предварительные платежи нерезедентам) и международные туристические расходы (расходы выезжающих посетителей в других странах). Важное значение для понимания экономической природы последних имеет направление движения посетителя из страны происхождения в страну назначения. Выездной туристский поток соотносится с категорией международных туристских расходов, а въездной - с поступлениями от международного туризма.

В материалах ВТО международные туристские расходы определяются через расходы постоянных жителей какой-либо страны во время их путешествия за границей. В числе прочего они включают оплату услуг иностранных транспортных компаний по международным перевозкам, а также предоплату товаров и услуг, приобретаемых за рубежом. В балансе текущих расчетов в качестве парного им используется показатель поступлений от международного туризма. Он рассчитывается как сумма всех расходов иностранных посетителей в стране назначения. Оба показателя строятся по единой методике и отражают только те затраты, которые связаны с трансграничным движением денежных средств.

Стоимость расходов белорусских граждан, выезжающих за рубеж с туристическими целями, определяется как произведение расходов, приходящихся на одного выехавшего, на количество выехавших за границу граждан. Расчеты производятся для каждого типа поездок по целям и срокам пребывания в страновом разрезе. Нормативы расходов определяются для каждого типа поездок и включают стоимость проживания, расходы на питание и культурное обслуживание.

По показателю расходов все государства делятся на 3 группы:

1. Расходы на туризм превышают 500 $ на одного жителя (Австрия, Норвегия, Дания, Германия, Израиль)

2. Расходы на туризм составляют от 150 до 500 $ на одного жителя (Англия, Япония, Чехия, Польша, Канада, США)

3. Расходы на туризм составляют менее 150 $ на одного жителя (Россия, Беларусь, Украина, Таиланд, Китай)

 

Международная практика использует различные формы сбора статистической информации. Основной источник ее получения – статистическая отчетность предприятий по формам, утвержденным постановлением Министерства статистики.

Дополнительным источником получения информации служат специальные статистические наблюдения по методике ВТО. Важным источником информации является платежный баланс страны. Платежный баланс – это балансовый счет международных операций, стоимостное выражение всего комплекса макрохозяйственных связей страны в форме соотношения поступлений денежных средств и платежей.

Наличие достоверной, полной, последовательной, объективной и сопоставимой информации имеет чрезвычайно важное значение для оценки, прогноза, планирования, принятия эффективных управленческих решений в сфере туризма. Система учета экспортно-импортных операций внутреннего туризма не отражает в полном объеме его реальной картины, к сожалению.

Что мы можем сделать для того усовершенствовать систему статистики туризма в Республике Беларусь? создание системы учета в туризме по рекомендациям ВТО.

 

Основные индикаторы развития туризма и гостеприимства на макро и микроуровне.

 

Экономические показатели туристической деятельности означают получение определенного результата:

♦ от организации внутреннего и международного туризма;

♦ объема продаж, реализации туристических продуктов и услуг, обслуживания туристов и экскурсантов;

организации коммерческой деятельности предприятий туризма.

Многообразие свойств и признаков туристической дея­тельности требует использования системы показателей на макро- и микроуровнях.

К макроуровню относятся:

♦ доходы от международного туризма (экспорт), в том числе экспорт туристических услуг субъектами туристичес­кой деятельности;

♦ выручка от реализации туров;

♦ прибыль от туризма;

♦ объем платных туристско-экскурсионных услуг населе­нию.

К показателям оценки туризма на микроуровне отно­сятся:

натуральные

- объем обслуживания туристов (чел.);

- объем обслуживания (туро-день);

- объем обслуживания экскурсантов;

- объем реализации (продаж);

стоимостные

- выручка от реализации туристических продуктов и ус­луг;

- себестоимость реализованных товаров (работ, услуг);

- среднесписочная численность работающих;

- фонд оплаты труда;

- балансовая прибыль;

- прибыль, остающаяся в распоряжении организации;

- рентабельность;

- кредиторская, дебиторская задолженность;

- средства, находящиеся на расчетном (валютном) счетах организации;

- коэффициенты текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами.

Перечисленные показатели рассчитываются туристиче­скими организациями в целях анализа, оценки и планирова­ния хозяйственно-финансовой деятельности, а также оказа­ния государственной поддержки (предоставление отсрочки рассрочки по уплате налогов, сборов и таможенных плате­жей; налоговый кредит и др.).

Для оценки финансового состояния организации исполь­зуются показатели деловой активности, рентабельности, ликвидности, платежеспособности, рыночной активности.

Показатели, относящиеся к группе мониторинга, опреде­ляются спецификой предмета исследования ,целью и задача­ми анализа.

 

Основные экономические показатели деятельности предприятия.

 

Показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы включают:

· объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма,

· показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и др.),

· показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств и др.),

· себестоимость услуг туризма, прибыль, рентабельность,

· показатели финансового состояния туристской фирмы (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).


 

 


Сейчас читают про: