double arrow

Тема 3. Туристический рынок и спрос (4 часа) 3 страница

- обеспечение условий, необходимых для развития творческого потенциала работников туристской организации и повышения их уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе;

- определение критических областей управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов и т.д.

В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей.

Для целеполагания важно не только моделирование иерархической структуры целей, но и анализ изменения целей за определенный момент времени.

Особенности туроператорской и турагентской деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя.

 

Туристическое предприятие как юридическое лицо может иметь представительства и филиалы, если это предусмотрено его уставом.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее и защищающее его интересы, совершающее от его имени юридические сделки.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, а наделяются имуществом и действуют на основании положения, утвержденного юридическим лицом, структурными единицами которого они являются.

Туризм относится к деятельности, на осуществление которой не требуется специальное разрешение (лицензия).

Разделение туристических предприятий на туроператоров и турагентов основано на их функциональных различиях.

Туроператорская деятельность — это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего разработку и продвижение туристического продукта, рассчитанного на массовый и индивидуальный потребительский спрос, а также его реализацию турагентам или непосредственно туристам. Таким образом, туроператор — организация, генерирующая стандартный пакет услуг — тур, состоящий из комплексных туристических услуг. При подготовке и реализации турпакета он заключает контракты с перевозчиками, предприятиями средств размещения и питания, службами и предприятиями туристическо-экскурсионного обслуживания и другими, участвующими в производстве и реализации тура. Кроме того, в задачи туроператора входят определение цены на туристический продукт, организация его продвижения на рынок и реализация через собственную сбытовую сеть или посредников.

Юридической основой туроператорской деятельности является договор на туристическое обслуживание (туристический договор), принадлежащий к типу договоров возмездного оказания услуг. В соответствии со статьями 733, 735 Гражданского кодекса Республики Беларусь предметом такого договора являются услуги на туристическое обслуживание по заранее оговоренной цене.

Следовательно, туроператор — это предприятие—производитель собственных туров на основе аренды или оптовых закупок отдельных услуг предприятий—поставщиков услуг с комплектованием их в новый комплексный продукт, реализуемый самостоятельно или на комиссионной основе через турагентства.

Организаторская деятельность туроператора является проявлением производственной функции. Он действует от своего имени, по своему усмотрению, а также за свой счет и под свою личную ответственность.

Турагентская деятельность — это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего продвижение и реализацию туристического продукта и сопутствующих услуг. Следовательно, турагентство — посредническая организация, осуществляющая продвижение и розничную продажу туристического продукта туроператора, а также отдельных услуг других предприятий индустрии туризма за комиссионное вознаграждение.

Приведенные выше определения туроператора и турагента — классический вариант. На практике их функции тесно переплетены и выступают как единое целое. Это объясняется прежде всего острой конкуренцией. Турагенты наряду с продажей продукта туроператора предлагают и собственные туры, а туроператоры в свою очередь имеют собственную сбытовую сеть.

 

Туристическая деятельность — это сложный экономический механизм, вобравший в себя практически все виды деятельности, выделенные национальным классификатором. Структурированные по определенным признакам, они образуют индустрию туризма.

 

Существует множество определений этого понятия. Согласно определению Конференции ООН по торговле и развитию, состоявшейся в 1971 г., туристическая индустрия — это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц.

Закон Республики Беларусь "О туризме" трактует туристическую индустрию как совокупность объектов для размещения туристов, транспортных средств, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов оздоровительного, делового, познавательного и иного назначения, используемых для удовлетворения потребностей туристов, экскурсантов, возникающих во время совершения туристического путешествия и (или) в связи с этим туристическим путешествием.

Определение границ туристической индустрии и типов предприятий, входящих в ее состав, является очень важной задачей для системы туризма в целом, так как полное и всестороннее удовлетворение туристических потребностей требует скоординированной работы всей совокупности ее организаций и объектов.

 

Организационно-правовые формы и виды предприятий в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.

 

С точки зрения организационно-правового устройства, масштабности и профиля деятельности существующие предприятия достаточно разнообразны, однако при всем кажущемся многообразии они подразделяются на группы (типы), для которых выработаны определенные нормы хозяйственного законодательства,

 

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь предпринимательскую, в том числе туристическую, деятельность могут вести:

-физические лица (граждане) без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

-юридические лица.

 

Участвуя в образовании туристического предприятия, его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

 

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, причем эти права распространяются только на имущество, переданное в пользование в качестве вклада в уставный фонд.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также финансируемые собственником учреждения.

К числу юридических лиц, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, принадлежат общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Юридическими лицами в туризме могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности имеют извлечение прибыли и (или) распределяют полученную прибыль между участниками (хозяйственные товарищества, производственные кооперативы и унитарные предприятия).

Соответственно, некоммерческие организации не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяют полученную прибыль между участниками (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды и др.).

В туризме работают в основном коммерческие организации — резиденты Республики Беларусь. Резиденты — это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь и расположенные на ее территории, в том числе юридические лица с инвестициями нерезидентов.

Все коммерческие и некоммерческие юридические лица, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), являются субъектами хозяйственной деятельности (субъектами хозяйствования).

Субъект хозяйствования — это субъект права, являющийся участником хозяйственного оборота, осуществляющий производство продукции (работ, услуг) и в предусмотренных законом случаях способный нести налоговое бремя. К ним относятся:

коммерческие юридические лица, их филиалы и представительства;

некоммерческие юридические лица в том случае, если они занимаются производственно-хозяйственной деятельностью и уплачивают налоги;

индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность без образования юридического лица.

 

В соответствии с Конституцией и Гражданским кодексом Республики Беларусь имущество может находиться как в государственной, так и частной собственности. В данном случае понятие "собственность" определяется как система экономических отношений по поводу пользования, владения и распоряжения имуществом. Субъектами права государственной формы собственности являются Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы; частной формы собственности — физические и негосударственные юридические лица.

Собственник может:

· передавать свои права по владению, пользованию, распоряжению другому лицу;

· передавать имущество в собственность или управление;

· совершать в отношении имущества любые действия, не противоречащие закону;

· использовать имущество для осуществления предпринимательской деятельности. При этом объектами права собственности выступают предприятия, земельные участки, здания, сооружения, оборудование, сырье, материалы, деньги, ценные бумаги, продукты интеллектуального и творческого труда.

 

Различия в имущественных правах учредителей объясняются спецификой того или иного вида юридического лица, целями деятельности, условиями ответственности учредителей по долгам созданных ими юридических лиц.

Формы коммерческих организаций в туризме и гостеприимстве: хозяйственные товарищества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества, унитарные предприятия.

Организационно-правовая форма предпринимательской деятельности – это признаваемая законодательством форма хозяйствующего субъекта, фиксирующая способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности.

В Республике Беларусь существуют две основные формы предпринимательской деятельности в сфере туризма: индивидуальный предприниматель (физическое лицо) и туристское предприятие (юридическое лицо).

 

Индивидуальный предприниматель (физическое лицо) – это гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Осуществлять подобную деятельность можно с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 2 ст. 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь к индивидуальным предпринимателям применяются нормы, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 No 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» деятельность индивидуального предпринимателя может осуществляться только с привлечением членов семьи и близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки).

 

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом (ст. 44 ГК РБ).

 

В Республике Беларусь для осущеыствления туристической деятельности юридические лица, как правило, создаются в таких организационно-правовых формах, как хозяйственные общества и унитарные предприятия.

 

Хозяйственным обществом согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» от 09.12.1992 No 2020-XII признается коммерческая организация, уставный фонд которой разделен на доли (акции) ее участников.

Хозяйственное общество:

ü имеет в собственности обособленное имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности;

üнесет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

ü может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его уставе, а также предмету деятельности, если он указан в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности;

ü приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и уставом;

ü в соответствии с законодательством может создавать юридические лица, а также входить в состав юридических лиц;

üв соответствии с законодательными актами может участвовать в создании финансово-промышленных и иных хозяйственных групп, холдингов в порядке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах, холдингах, а также входить в их состав.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, хозяйственное общество может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

Правоспособность хозяйственного общества возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Хозяйственное общество может создаваться в форме акционерного общества (в виде открытого или закрытого), общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.

 

В соответствии со ст. 96, 97 ГК РБ акционерным обществом признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций, имеющих одинаковую номинальную стоимость. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц, признается открытым акционерным обществом. Акционерное общество, участник которого может отчуждать при- надлежащие ему акции с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, признается закрытым акционерным обществом. Закрытое акционерное общество вправе осуществлять только закрытое (среди ограниченного круга лиц) размещение дополнительно выпускаемых акций. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное пра- во покупки акций, продаваемых другими акционерами этого общества.

 

Обществом с ограниченной ответственностью (ст. 86 ГК РБ) признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

 

Обществом с дополнительной ответственностью в соответствии со ст. 94 ГК РБ признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее размера, установленного законодательными актами. При экономической несостоятельности (банкротстве) одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

 

Статья 133 ГК РБ определяет, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов) либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

 

Учредительным документом акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, унитарного предприятия является устав (ст. 88, 94, 98, 113 ГК РБ). В устав в обязательном порядке необходимо включать положения, предусмотренные ч. 1 п. 2 ст. 48 ГК РБ (наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица) для устава любого юридического лица, действующего на основании устава, а также требования, установленные непосредственно для каждого из названных выше субъектов хозяйствования.

 

Предприятия с иностранными инвестициями.

Одной из важнейших задач в области туризма в ближайшее время является привлечение иностранных инвестиций в эту сферу. В этой связи Правительством утвержден комплекс мероприятий, направленных на привлечение зарубежных инвесторов. К основным мероприятиям можно отнести:

▪ создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций путем совершенствования законодательной базы, в том числе внесения изменений и дополнений в Указы Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 371 и № 372;

▪ привлечение крупных зарубежных фирм к развитию гостиничного комплекса страны;

▪ обеспечение доступности инвестиционных предложений через публикации в местных и республиканских средствах массовой информации и размещение в соответствующих разделах сайтов, издание буклетов и проспектов, проведение бизнес-мероприятий с потенциальными инвесторами, участие в международных инвестиционных мероприятиях и другие.

 

Можно выделить три основные причины, по которым в туристическую индустрию Беларуси поступают инвестиции:

▪ широкое использование франчайзинга в туризме;

▪ стремление участников международного туристического рынка освоить новые территории, в частности, страны СНГ, Китай и Индию;

▪ туризм превращается в технологическую индустрию, требующую экономии и стратегических решений в управлении.

 

Теоретически зарубежный инвестор в Республике Беларусь может:

▪ основать компанию со 100-процентным иностранным капиталом (на 1 января 2009 г. действуют 27 таких туристических организаций);

▪ создать совместное предприятие (с 2000 г. по 2008 г. число таких предприятий увеличилось с 15 до 25);

▪ купить акции существующего предприятия (к сожалению, следует отметить, что белорусские туристические компании не котируются на международных биржах);

▪ открыть представительство, которое может изучать туристический рынок (например, Kuoni в России);

▪ работать с белорусскими компаниями на основе франчайзинга;

▪ участвовать в создании инфраструктуры (средства размещения, предприятия питания, спортивные и туристические базы, транспорт и т.д.).

 

Иностранные инвестиции помогут нашей стране модернизировать туристическую отрасль. Потенциал для популяризации въездного туризма, бесспорно, есть, но нехватка средств размещения и предприятий питания заметно тормозят процесс развития этого сектора экономики в нашей стране. Состояние данной отрасли в настоящее время характеризуется устаревшей материальной базой, слабо развитой инфраструктурой вблизи объектов историко-культурного наследия, национальных парков, автомобильных дорог, водных систем.

Имеющиеся предприятия общественного питания и размещения не отвечают международным стандартам. Медленными темпами ведется строительство современных гостиниц (к примеру, только 21 из 282 имеет категорию 3—5 звезд).

Формы крупномасштабного бизнеса.

 

Крупномасштабному бизнесу свойственны формы организации, в основе которых лежит объединение предприятий в совокупные структуры. При объединении предприятий достигается концентрация капитала и производства в интересах повышения их эффективности и более полного удовлетворения общественных потребностей, что в конечном итоге повышает их конкурентоспособность.

 

Объединения предприятий возникают в результате различного типа слияний и поглощений. При поглощении одно предприятие покупает другое (полностью или частично), и в дальнейшем осуществляется контроль над ним, т.е. оно сохраняет главенствующее положение. При слиянии предприятия, имеющие общий интерес, объединяются с целью создания новой компании. Слияния бывают горизонтальные, вертикальные и конгломератные.

 

Горизонтальные слияния - объединения предприятий, которые являются конкурентами в одной и той же отрасли. Цель горизонтальных слияний заключается в получении выигрыша от экономии, обусловленной масштабами деятельности, и защите от жесткой конкуренции.

 

Вертикальные слияния - объединения предприятий, действующих в одной отрасли, но в разных звеньях технологической цепи. Цель вертикальных слияний заключается в получении надежного доступа к источникам ресурсов и рынкам сбыта. Эти слияния способствуют монопольным проявлениям и поэтому требуют особого внимания со стороны государства.

 

Конгломератные слияния - объединения предприятий различной отраслевой принадлежности, не связанных между собой технологически, совершаемые для увеличения масштабов и уменьшения риска благодаря диверсификации производства. Целью этих слияний является ускорение роста предприятия и диверсификация риска. Теоретически, если в одном из видов производства наблюдается спад, в другом может начаться подъем, что позволит компании в целом удержать равновесие на рынке.

В результате в зависимости от особенностей организации, управления и контроля формируются самые разные формы объединений.

 

Корпорация - это акционерное общество, объединяющее деятельность нескольких фирм для достижения их общих целей. Как юридическое лицо корпорация несет ответственность по долгам и налогам за все входящие в нее предприятия и выступает в качестве самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности.

Трест - форма объединения предприятий одной или нескольких отраслей, при которой входящие в объединение предприятия теряют хозяйственную и производственную самостоятельность, а управление осуществляется централизованно.

Концерн - многоотраслевой комплекс предприятий, в котором структурные единицы сохраняют свою производственную и хозяйственную самостоятельность, но подчинены единому руководству посредством контроля.

Консорциум - форма временного объединения предприятий, создаваемая с целью решения конкретных задач и проблем, осуществления крупных инвестиционных, научно-технических, социальных, экологических проектов

Входящие в консорциум предприятия сохраняют полную самостоятельность, подчиняясь общему руководству только в части деятельности, касающейся целей консорциума.

Финансово-промышленная группа - это комплекс разно-отраслевых производственных предприятий (промышленных, транспортных, строительных, научных) и финансовых институтов (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), объединенных общностью экономических и финансовых интересов и осуществляющих скоординированную хозяйственную и инвестиционную деятельность с целью сохранения доминирующих позиций на рынке.

Синдикат - объединение предприятий одной отрасли с целью сбыта продукции. Эти объединения способствуют устранению излишней конкуренции между предприятиями.

 

Объединения предприятий способствуют росту эффективности производства и улучшению условий функционирования рынков. Совершенствуя хозяйственные связи и возможности внедрения научно- технических достижений, объединения предприятий способствуют снижению издержек производства и росту прибыли. Рост эффективности производства в рамках отдельных объединений ведет к росту эффективности отрасли, а затем и всей экономики. Изучая потребительский спрос и расширяя ассортимент производимой продукции, они расширяют спросовые ограничения и способствуют проявлению новых видов конкуренции. Однако у новых производственных формирований есть не только позитивные стороны.

 

При образовании крупных объединений предприятий, как правило, обостряется проблема монополизма, что требует установления особого контроля за деятельностью этих объединений со стороны государства. В Украине при создании объединений возникает много проблем, обусловленных несовершенством законодательства: не установлены четкие границы экономической самостоятельности объединений; взаимоотношения объединений с государственными и местными органами управления во многих случаях не имеют четкой правовой регламентации; правовые основы информационного обслуживания комплексов несовершенны.

Деятельность ассоциации «Белорусский союз туристических организаций» (БСТО).


 

Тема 6. Экономическое обоснование деятельности предприятий индустрии туризма и гостеприимства (4 часа)

Порядок создания и прекращения деятельности туристических предприятий в соответствии с Положением о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования. Алгоритм расчета экономической эффективности создания туристического предприятия.

Понятие франчайзинга и эффективность его использования.

Принципы и механизм хозяйственного расчета на предприятии.

 

Порядок создания и прекращения деятельности туристических предприятий в соответствии с Положением о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования. Алгоритм расчета экономической эффективности создания туристического предприятия.

 

Порядок создания туристических предприятий определен Гражданским кодексом Республики Беларусь, Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1 (с дополнениями и изменениями).

B соответствии с Положением государственной регистрации подлежат:

-создаваемые (реорганизуемые) юридические лица: коммерческие и некоммерческие организации;

-индивидуальные предприниматели.

 

Для начала туристической деятельности каждому субъекту хозяйствования необходим стартовый капитал. Для юридических лиц таковым является уставный фонд.

Уставный фонд (капитал) — это зафиксированный в уставе предприятия исходный капитал, который образуется за счет вложений учредителей, выручки от продажи акций, государственных вложений. Взнос в уставный фонд может осуществляться не только в денежной, но и в имущественной форме, а также в виде объектов интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, проектов и др.).

Размер и структура уставного фонда организации определяются учредителями в договоре о создании юридического лица и фиксируются в ее уставе.

С целью обеспечения юридических лиц необходимым стартовым капиталом, а также стимулирования развития отдельных организационно-правовых форм и видов деятельности создаваемых организаций государством установлены минимальные размеры уставных фондов для субъектов хозяйственной деятельности в зависимости от формы создаваемой организации.

 

Важным этапом в принятии решения о создании туристического предприятия является предынвестиционная оценка целесообразности такого проекта. Для этого необходимо спрогнозировать оптимальный объем продаж, прибыль и себестоимость туристического продукта. Кроме того, следует рассчитать сумму затрат туристического предприятия, включающих организационные расходы по созданию фирмы, эксплуатационные расходы, расходы, связанные с производственной деятельностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: