Тема 3. Туристический рынок и спрос (4 часа) 2 страница

Для решения описанной проблемы обратной связи в прогнозировании туризма используется структурная эконометрическая модель, которую стараются математически зафиксировать важные экономические структуры, основанные на связанных системах моделей множественной регрессии. Альтернативным решением является применение качественных методов прогнозирования, поскольку опытный представитель индустрии туризма (или группа представителей) может учитывать в своем прогнозе многие определяющие факторы, в том числе и те, которые недоступны ни в одном математическом равенстве, например вероятность терроризма или природных катастроф, изменение общественного мнения (количество экспертов может сильно варьироваться в зависимости от целей конкретного прогноза временных и финансовых ограничений и состоять только из двух экспертов). Существуют два базовых подхода в реализации такого прогнозирования: метод экспертных оценок (метод прогнозирования, при котором эксперты собираются в группу и дают индивидуальные прогнозы, а на их основе выводится общий прогноз, который считается более достоверным, чем индивидуальные) и метод Дельфи (или дельфийский метод), который, в отличие от вышеназванного, является заочным, анонимным и многоэтапным.

 


 

Модуль 2. Предприятия индустрии туризма и гостеприимства как субъекты хозяйствования

 

Тема 4. Налоги и налогообложение в туризме и гостеприимстве (4 часа)

Сущность, виды и характеристика налогов. Налоговый Кодекс Республики Беларусь. Особенности налогообложения предприятий индустрии туризма и гостеприимства.

Основные налоги и отчисления, уплачиваемые предприятиями индустрии туризма и гостеприимства. Анализ влияния налогового бремени на деятельность туристического предприятия. Пути повышения эффективности работы туристического предприятия в условиях действующей налоговой системы.

 

Сущность, виды и характеристика налогов. Налоговый Кодекс Республики Беларусь. Особенности налогообложения предприятий индустрии туризма и гостеприимства.

 

Налоги — это обязательные платежи юридических и физических лиц (плательщиков) в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Совокупность налогов и обязательных платежей, принципов, форм и методов их установления, введения, взимания, изменения, прекращения действия, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства составляет налоговую систему.

 

Налоговое законодательство — система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает Налоговый кодекс, законы, декреты и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения, соответствующие постановления Правительства Республики Беларусь, нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления.

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой – носят объективный характер и имеют назначение – мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжении государства.

Налог выражает экономические отношения хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой, по поводу формирования государственных финансов.

 

Сущность налогов проявляется в их функциях:

1. Регулирующая - маневрирование налоговыми инструментами. Чтобы придать деловую активность приоритетным в данный момент отраслям, увеличить доходы от видов деятельности, имеющих избыточную рентабельность. Осуществляется через изменение системы налогообложения, предоставление налоговых льгот, изменение налоговых ставок.

2. Фискальная – заключается в изъятии части доходов для формирования финансовых государственных ресурсов для создания материальных условий функционирования государства.

3. Стимулирующая –реализуется через систему льгот, исключений и преференций и проявляется в уменьшении налоговой базы, снижении налоговых ставок или полном освобождении от налогов на определенный срок.

4. Перераспределительная – заключается в том, что налоговые средства направляются в инвестиции, капиталовложение, фондовые отрасли с длительным сроком окупаемости, на социальные нужды.

5. Учетно-контрольная. Позволяет налоговой системе и системе государственного управления в целом учитывать доходы предприятий и различных групп населения, движение финансовых потоков и прогнозировать показатели на будущее.

6. Социальная. Реализуется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С большей суммы доходов взимается большая ставка. Группы с низкими доходами – рост ставки с повышения доходов недостаточен; группы с высокими доходами – сдерживается инвестиционный рост.

Часть социальной функции является социально-воспитательная, которая проявляется в различных подходах к налогообложению тех или иных товаров и услуг (налоги на вино, водочную и табачную продукцию, льготы учреждениям социально-культурной сферы).

 

Налогообложение (обложение налоговым платежом) – весь процесс взимания налогов и сборов, осуществление налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса.

 

Туристские предприятия, как и все другие юридические лица, во взаимоотношениях с налоговыми органами руководствуются сводом законов о налогообложении, однако отраслевая специфика и характер их деятельности определяют некоторые особенности в исчислении налогов. Они связаны в основном с субъектом (туроператор, туристское агентство) и объектом налогообложения (определение налогооблагаемой базы). Указом Президента "О необходимых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь" от 02.06.2006 г. № 371 предусмотрен ряд льгот. Так, от НДС освобождены:

♦ услуги по организации путешествий иностранных туристов в пределах Республики Беларусь (проживание, питание, спортивные, познавательные, оздоровительные, экскурсионные мероприятия);

♦ услуги гидов-переводчиков и экскурсоводов, оказываемые иностранным туристам;

♦ услуги по организации экскурсионного обслуживания.

 

От налога на прибыль освобождены организации за оказываемые услуги гостиницами в течение трех лет с начала осуществления данной деятельности на 33 туристских объектах, вводимых в эксплуатацию начиная с 2006 г. Указом Президента"0 мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь" от 02.06.2006 г. № 372 также предусмотрен ряд льгот. В частности, в размере одной базовой величины (32 тыс. р.) определена годовая ставка за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма на период до 31 декабря 2010 г.

 

Налогообложение в туристической деятельности – это изъятие в пользу государства заранее определенной и законодательно установленной части доходов туристической фирмы.

 

Ежегодный перечень налогов, размер ставок и другие параметры регулируются Законом о бюджете на предстоящий год.

 

Уплачиваемые налоги можно условно разделить на три группы:

1. Включаемые в себестоимость продукта (услуги); 3

2. Включаемые в отпускную цену турпродукта (услуги);

3. Уплачиваемые из прибыли (дохода) предприятия.

 

Реализация общественного назначения категории «налог» происходит посредством налоговой политики государства, которая разрабатывается на базе основных положений теории налогообложения. Эти положения образуют систему принципов налогообложения:

- принцип законности налогообложения (каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы);

- принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре (реализуется через конституционный запрет на установление налогов, иначе как законом);

- принцип всеобщности и равенства налогообложения (каждый должен платить налоги и все налоги устанавливаются по общему правилу);

- принцип экономической обоснованности налогообложения (налоги и сборы не должны быть обременительными для налогоплательщика, иметь под собой экономическое обоснование);

- принцип определенности налоговой обязанности (налоги должны быть сформированный так, чтобы они были понятны);

- принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (всех неустранимых сомнении, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах);

- принцип единства экономического пространства РБ и единой налоговой политики.

 

Структура налога включает:

1. Субъект налогообложения или налогоплательщик – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

2. Носитель налогообложения – физическое или юридическое лицо, которое в конечном счете несет издержки и ущерб по уплате налога. Например, облагая таможенной пошлиной товар, издержки переносятся на конечного потребителя, т.к. поставщик включает их в цену.

3. Сфера действия налогообложения – совокупность носителей налогообложения, на которых в конечном счете ложится его бремя

4. Объект налогообложения – предмет, подлежащий обложению (доход, товар,имущество). Часто само название вытекает из объекта – подоходный, акцизный, поземельный

5. Источник налогообложения – доход субъекта (зарплата, проценты, рента, дивиденды),с которого выплачивается налог

6. Налоговая ставка – величина налога на 1 единицу обложения, выраженная в процентах, она носит название квота. Виды ставок в зависимости от построения налогообложения:

6.1. твердые – в абсолютной сумме на одну единицу объекта;

6.2. пропорциональные – в процентах к облагаемому доходу, обороту, либо стоимости

имущества;

6.3. прогрессивные – увеличивающиеся с ростом объекта обложения облагаемого дохода

по действующей шкале (например, подоходный налог взимается в зависимости от дохода

в размере от 9 до 30%);

6.4. регрессивные – понижающиеся по мере роста объекта налога. Устанавливаются

обычно не в %, а в твердых суммах.

7. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.

8. Сроки уплаты налога – конкретное время (дата) изъятия налога. Их устанавливает государство с целью:

8.1. обеспечения постоянного и равномерного поступления налогов в бюджет;

8.2. выбора наиболее удобного времени для плательщика налогов.

9. Санкции – мера наказания плательщиков за нарушение налогового законодательства, которая может иметь административный или финансовый характер.

Способы взимания налогов. Существует три способа уплаты налога. Налоги могут взиматься следующими способами:

• кадастровый;

• «у источника»;

• по декларации.

 

Для организации рационального управления налогообложением налоги классифицируются по различным признакам:

• по объектам обложения (имущество, капитал, земля и др.);

• по принадлежности к уровням управления и власти (республиканские и местные);

• по источнику уплаты (выручка, себестоимость, прибыль, фонд оплаты труда);

• по субъектам уплаты (уплачиваемые юридическими и физическими лицами);

• по способу изъятия (прямые и косвенные);

• по методу обложения (от ставки) (прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, ступенчатые и др.);

• по назначению (общие, целевые);

• по способу обложения (кадастровые, декларационные, налично-денежные, безналичные) и др.

Основные виды налогов, сборов, отчислений, уплачиваемых юридическими лицами, в том числе и туристическими предприятиями Республики Беларусь, ежегодно уточняются в Законе "О бюджете" и Налоговом Кодексе.

 

Основные налоги и отчисления, уплачиваемые предприятиями индустрии туризма и гостеприимства.

Основные виды налогов, сборов, отчислений, уплачиваемых юридическими лицами, в том числе и туристическими предприятиями Республики Беларусь, ежегодно уточняются в Законе Республики Беларусь «О республиканском бюджете» и Налоговом кодексе Республики Беларусь.

В Беларуси по признаку «Источник уплаты» различают следующие сборы, отчисления, налоги:

 

уплачиваемые из выручки от реализации:

− НДС;
− акцизы;
− налог на услуги;
− налог с продажи товаров в розничной торговле;

 

включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг):
− налоги и отчисления из фонда заработной платы;
− отчисления в Фонд социальной защиты населения;
− обязательное страхование от несчастных случаев на производстве;

− прочие налоги, платежи и сборы:

− экологический налог;
− платежи за землю;
− плата за проезд по платным автострадам;
− отчисления в инновационные фонды;

 

уплачиваемые из прибыли:
− налог на недвижимость;
− налог на прибыль и доходы;
− целевой сбор;
− местные сборы и отчисления во внебюджетные фонды; удерживаемые из заработной платы:
− подоходный налог;
− отчисления в пенсионный фонд.

 

Существуют особые режимы налогообложения. К ним относятся:


· упрощенная система налогообложения;
· налогообложение в свободных экономических зонах;
· налог на игорный бизнес, лотерейную деятельность;
· единыйналогдляпроизводителейсельскохозяйственнойпродукции;

· единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг);
· налогообложение отдельных категорий и плательщиков.

Анализ влияния налогового бремени на деятельность туристического предприятия. Пути повышения эффективности работы туристического предприятия в условиях действующей налоговой системы.

 

Налоговая система Республики Беларусь на первый взгляд незначительно отличается от любой другой. Поэтому так часто упоминается, что тот или иной налог соответствует мировой практике. В то же время каждая страна по-своему стимулирует посредством налогов приоритеты социального и экономического развития. Действующая в настоящее время налоговая система не только очень сложная, но и не дает предприятиям четкой ориентации на направления деятельности, которые могли бы ослабить налоговое бремя.

Уровень налоговой нагрузки на экономику в 2013 году составил примерно 40 % при пороговом значении не выше 35 %. На предприятиях туристической сферы уровень налогового бремени меняется в зависимости от активного и «мертвого» сезонов, характерных для этого вида деятельности, и колеблется в пределах 25–80 %. Приведенные цифры не отражают реальной действительности, так как экономическая наука до сих пор не определилась в отношении критериев степени тяжести налогового бремени. На этот счет высказываются различные точки зрения. Тем не менее на макроуровне принято считать, что лучшим инструментом является кривая Лаффера. Ее суть заключается в том, что повышение налоговых ставок только до определенного момента может вести к росту суммы собранных налогов. Превышение этого уровня подрывает стимулы деятельности, в результате чего общая сумма налоговых поступлений уменьшается. Это приводит к резкому падению деловой активности фирмы (вплоть до сворачивания бизнеса) и массовому уклонению от налогов.

В Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь используется методика отнесения общей суммы налогов к доходам от реализации (с учетом сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям). При этом в зависимости от целей аналитического исследования для расчета используется как начисленная, так и фактически уплаченная сумма налогов. В первом случае показатель налоговой нагрузки (номинальная на- грузка) отражает фискальный потенциал действующей налоговой системы; во втором (реальная налоговая нагрузка) – характеризует уровень оставшегося налогового давления на плательщика. Балансирующей статьей между этими показателями является величина задолженности по платежам в бюджет. При этом в общую сумму платежей в бюджет не вписываются подоходный налог, налог на доходы, в том числе и иностранных юридических лиц, перечисление в бюджет прибыли республиканских унитарных предприятий, суммы экономических санкций.

Показатель налоговой нагрузки на экономику в целом заведомо выше нагрузки на микроуровне прежде всего за счет того, что на микроуровне во внимание принимаются только платежи организаций, выручка от реализации продукции всегда выше вновь созданной стоимости (ВВП) на величину материальных затрат.

Расширенный способ определения налоговой нагрузки на конкретного плательщика оставляет за бортом аналитического исследования проблему выручки: фонд оплаты труда, себестоимость, балансовая и чистая прибыль и др. А определение и оптимизация величины налоговых изъятий из основных баз налогообложения (выручка, фонд оплаты труда, прибыль) является краеугольным камнем современного налогового планирования и неотъемлемым элементом системы финансового менеджмента. Поэтому для оценки налогового давления на микроуровне должна действовать целая система обобщающих и частных показателей (по примеру Российской Федерации).

Обобщающие показатели налоговой нагрузки будут отражать величину совокупного налогового изъятия из общей суммы финансовых ресурсов предприятия. Их изучение позволит судить о степени влияния налогов на финансовый потенциал субъекта предпринимательства.

Частные показатели определяются путем отношения налоговых платежей к соответствующему источнику их покрытия. К ним можно отнести показатели налоговой нагрузки на выручку от реализации; на себестоимость; облагаемую прибыль; чистую прибыль; на одного работника.

Предлагаемая методика может быть рекомендована к использованию вотраслевых методических рекомендациях по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристического продукта.

Как отмечалось выше, налоговая нагрузка на туристические предприятия очень высока. Значительную часть полученной прибыли они вынуждены направлять на уплату налогов, а не на расширение производства и стимулирование работающего персонала, что противоречит сущности при- были как экономической категории и стимулирующей функции налогов.

В рамках периодически проводимого исследования делового климата среди туристических предприятий наиболее обременительными для развития бизнеса признаны следующие налоги: на прибыль – 67 % респондентов, НДС – 42 %; от выручки – 32 %; из фонда оплаты труда – 30 %; подо- ходный – 24 %. В ответ на вопрос, что предпринять для превращения нашей налоговой системы в более эффективную, руководители компаний предложили снизить налоговые ставки, упростить правила налогообложения и сократить количество платежей. Наивысший балл по шкале «проблема» получили показатели:

 

− частые изменения в налоговой отчетности;
− сложные правила налогообложения и бухгалтерского учета;
− запутанное и часто меняющееся законодательство;
− отсутствие единого источника налоговых платежей;
− чрезмерное регулирование цен.

 

Перечисленные недостатки свидетельствуют о необходимости реформирования налоговой системы. Жесткая система налогообложения усиливает стремление предприятий к минимизации налоговых платежей. Под минимизацией налогов понимаются определенные действия налогоплательщика, ведущие к сокращению налоговых выплат субъектов хозяйствования, оптимизация чрезмерной налоговой нагрузки в рамках действующего законодательства. Из всего многообразия способов минимизации налоговых выплат выделяется налоговое планирование, основанное на активном использовании налогового щита – инструмента, позволяющего в рамках налогового законодательства защитить доходы предприятия от налогообложения.

 

Налоговые щиты в сфере туризма можно классифицировать по следующим признакам:

 

· организационно-правовая форма хозяйствования;
· место размещения и регистрации налогоплательщика;
· виды хозяйственной деятельности, частично или полностью освобождаемые от налогов;
· воздействие на налогооблагаемый доход;
· содержание учетной политики туристического предприятия;
· использование налогового кредита и других льгот;
· создание специальных налоговых щитов.

 

Действенность налогового щита в туристических фирмах возможна при условии квалифицированного менеджмента.

 


 

 

Тема 5. Организационно-правовые формы и виды предприятий индустрии туризма и гостеприимства (4 часа)

Признаки туристического предприятия как юридического лица. Система субъектов хозяйственного процесса, формирующих цели туристического предприятия. Особенности туроператорской и турагентской деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя.

Организационно-правовые формы и виды предприятий в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь. Формы коммерческих организаций в туризме и гостеприимстве: хозяйственные товарищества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества, унитарные предприятия. Предприятия с иностранными инвестициями. Формы крупномасштабного бизнеса. Деятельность ассоциации «Белорусский союз туристических организаций» (БСТО).

 

Признаки туристического предприятия как юридического лица.

Туристическим предприятием является самостоятельно хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица,который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.

Все предприятия классифицируются по количественным и качественным параметрам.

Основной количественной характеристикой выступает численность работников, в соответствии с которой предприятия подразделяют на крупные, средние и малые. Следует отметить, что туристические предприятия республики представлены субъектами малого предпринимательства, к которым относятся индивидуальные предприниматели, микроорганизации, малые организации.

Качественными параметрами являются тип собственности, характер и содержание деятельности, объем и ассортимент производимого товара, способы и методы ведения конкурентной борьбы, способ вхождения в различные союзы и объединения, организационно-правовая форма предпринимательской деятельности.

Туристическое предприятие, как и всякий другой субъект хозяйствования, представляет собой относительно независимую составляющую национальной экономики, что определяется следующими обстоятельствами:

· предприятие является формой организации жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом;

· на нем выполняются работы, оказываются услуги, составляющие материальную основу жизнедеятельности человека и общества;

· предприятие выступает главным субъектом производственных отношений, которые складываются между его участниками в процессе производства и реализации продукции;

· здесь переплетаются интересы общества, собственника, коллектива, работника.

Вместе с тем туристическое предприятие, являясь единицей общехозяйственного процесса, в разных точках соприкасается со своей экономической средой, состоя с ней в отношениях обмена, направленного на решение главной задачи — хозяйственной деятельности, ориентированной на извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника(ов) имущества. Туристическое предприятие осуществляет организацию досуга, рекреации, отдыха и лечения населения, посещение ими знакомых и родственников, прочие виды деятельности, если они не запрещены законодательством и не противоречат уставу.

Кроме того, предприятие представляет собой социальную систему, в рамках которой взаимодействуют частные лица со своими индивидуальными интересами.

Цели туристического предприятия можно условно разделить на две группы.

Экономические — основа всей системы целей. Они направлены на обеспечение работоспособности предприятия в рыночной экономике.

Социальные цели являются результатом взаимодействия на предприятии людей с разными интересами. Эти цели ориентированы на создание благоприятной атмосферы и, в конечном счете, повышение прибыльности и конкурентоспособности.

Иными словами, туристическое предприятие стремится к увеличению потока туристов и, соответственно, прибыльности, способствующей укреплению своего финансового состояния и конкурентоспособности.

Различают внутреннюю и внешнюю среду туристического предприятия. Внутренняя среда представляет собой функциональные области, общие для всех типов фирм (кадры, бухгалтерия, служба маркетинга и др.). Внешняя среда — это все то, что окружает предприятие и воздействует на него, перенося на него влияние разных компонентов, из которых она состоит. Она никогда не бывает стабильна. В условиях определенного состава, структуры и состояния внешней среды, обусловливающих систему возможностей фирмы по удовлетворению желаний потребителя, туристическая фирма определяет свое предназначение.

Система субъектов хозяйственного процесса, формирующих цели туристического предприятия.

Одной из главных задач управления туристской организацией является определение целей, ради достижения которых она создается и функционирует.

Целевая функция начинается с установления миссии организации, выражающей ее смысл. В миссии дается представление о назначении организации, необходимости и полезности ее деятельности для общества в целом и конкретно для сотрудников. Центральным моментом миссии являются интересы, ожидания и ценности потребителей туристской продукции или услуг, а также поставщиков, дистрибьютеров, конкурентов и других лиц, в которых заинтересована туристская организация. В качестве примера можно привести следующие формулировки миссии туристской организации:

- «производство и реализация турпродукта и услуг, доступных широкому кругу потребителей с различным уровнем дохода»;

- «наша цель - это решение проблем клиентов, создание комфорта и забота об условиях их труда и отдыха»;

- «качество - неотъемлемая часть нашей продукции и услуг»;

- «закрепление за собой положения лидирующей туристской компании России по всем видам туризма».

Миссия, которую ставит перед собой туристская организация, служит сплочению коллектива, определяет цель, направления деятельности компании, помогает ее персоналу поверить в свои возможности. Миссия должна оказывать стимулирующее воздействие. Работники туристской организации должны чувствовать, что их работа значима и приносит людям удовлетворение.

Миссия не должна зависеть от текущего состояния туристской организации, форм и методов ее работы, так как она показывает, куда направляются усилия, и какие ценности являются приоритетными не только в настоящий момент, но и в будущем. Однако если прежние цели уже не определяют оптимального пути развития туристской организации, то необходимо отказаться от них и сформулировать новые.

Миссия образует фундамент для установления целей туристской организации в целом, ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели организации.

 

Как правило, туристские организации преследуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. К ним относятся:

- стабилизация финансового состояния фирмы за счет осуществления маркетинговых мероприятий;

- повышение конкурентоспособности турпродукта и услуг на рынках въездного и выездного туризма;

- тщательное изучение рынков сбыта туруслуг для определения стратегии организации по их удержанию;

- исследование и прогнозирование текущих и перспективных потребностей клиентов для выработки основных направлений деятельности;

- комплексное воздействие на клиентов фирмы на всех этапах туристского обслуживания;

- поддержание имиджа туристской организации;

- целенаправленные информационно-рекламные мероприятия;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: