Тема 3. Роль маркетинга на предприятии
Место маркетинга на предприятии
Факторы, влияющие на маркетинговую деятельность предприятия
Процесс маркетинговой деятельности на предприятии
Место маркетинга на предприятии
В зависимости от того какова функция маркетинга, выделяют 5 типов предприятий.
1 – маркетинг, производство, персонал и финансы. Маркетинг – одна из равноправных функций предприятия.
2 – маркетинг более важная функции, чем остальные. Более удовлетворяются потребности персонала в труда.
3 – Маркетинг – самая важная и определяющая функция предприятия.
4 – Маркетинг – одна из равных функций при контролирующей функции потребителя.
5 – Маркетинг – самая важна (интегрирующая) функция между потребителем и предприятием.
Главное отличие функции маркетинга от других функций фирмы (производственной, финансовой, кадровой, управленческой) заключается в том, что функция маркетинга нацелена на организацию и осуществление процесса обмена между фирмой и ее потребителями, клиентами.
|
|
В этой связи функция маркетинга несет ответственность за создание, формирование и развитие спроса в связи с постоянно меняющимися потребностями.
В классическом понимании функция маркетинга включает действие, содействующее процессу сбыта и реализации продукции.
Функция маркетинга включает следующие подфункции:
- маркетинговые исследования;
- планирование;
- ценообразование;
- распределение и продвижение товара;
- маркетинг-менеджмент.
Наряду с производственной и сбытовой функциями маркетинга теперь выделяют также интегрирующую хозяйственную функцию маркетинга. Суть последней заключается в том, что все функции на фирме должны быть подчинены общей идее, замыслу маркетинга, поиска, распознавания и удовлетворения потребностей конкретных и потенциальных покупателей. Интегрирующая функция маркетинга позволяет осуществлять координацию всех подфункций и повысить эффективность взаимодействия всех целенаправленных действий по достижению необходимого результата, т.е. обеспечивает синергетический эффект (рис.4).
Маркетинговая функция — одна из важнейших функций предприятия в условиях его рыночной деятельности. Она теснейшим образом связана с производственной снабженческо-сбытовой, финансовой, административной и другими функциями предприятия. Маркетинговая функция формируется постольку, поскольку происходит перестройка в мировоззрении управления предприятием на всех его уровнях по принципу «от нужд производства — к нуждам рынка».
|
|
Так, совместно с производством маркетинг решает вопросы выпуска продукции необходимого качества и в нужном количестве с учетом себестоимости и в соответствии требованиями рынка.
Совместно с финансами маркетинг обеспечивает оптимальное использование финансовых средств для получения прибыли. Продукция не приносит предприятию дохода, пока она не продана и не оплачена, поэтому своевременное доведение товара до потребителя решается совместными усилиями маркетинга и сбыта.
Наконец, административное управление вместе с маркетингом определяет кадровую политику предприятия с точки зрения количества и, главное, квалификации работников, способных лучше реализовать возможности потенциала предприятия в соответствии с рыночными требованиями.