Международное сближение принципов и процедур финансового учета предопределяет гармонизацию финансовой отчетности. В широком смысле под гармонизацией экономических процессов, отношений товаров, налогов следует понимать взаимное согласование, сведение в систему, унификацию, координацию, упорядочение, обеспечение взаимного соответствия. Гармонизация финансовой отчетности может происходить на разных уровнях: международном и локальном. Гармонизация финансовой отчетности на международном уровне означает, что финансовая отчетность отдельно взятой страны должна соответствовать требованиям МСФО. Гармонизация финансовой отчетности на международном уровне - длительный и трудоемкий процесс. Гармонизация финансовой отчетности на локальном уровне предполагает, что финансовая отчетность в отдельно взятой стране, входящей в континентальную группу, должна соответствовать требованиям стандартов учета стран какого-либо континента. Например, страны Европейского сообщества имеют свои директивы по учету и аудиту, собственные требования по гармонизации финансовой отчетности, накопленный опыт по гармонизации отчетов транснациональных организаций. Способы гармонизации финансовой отчетности могут быть существенными и формальными. Под существенными способами гармонизации финансовой отчетности следует понимать сближение внутренних и международных стандартов учета (принципов, понятий, методов, процедур учета и отчетности) и на этой основе составление гармонизированной финансовой отчетности. Под формальным способом гармонизации финансовой отчетности следует понимать механические приемы перевода финансовой отчетности отдельно взятой страны в условиях функционирования принципов и стандартов учета другой страны или группы стран. В настоящее время формальные способы гармонизации финансовой отчетности получили свое развитие в следующих видах:
1. трансформации финансовой отчетности с помощью коэффициентов пересчета. Коэффициенты учитывают особенности оценки активов, своеобразие методологии учета и т.д. Они показывают, какое значение имел бы информационный показатель, если бы учет велся по предлагаемым принципам и стандартам. К недостаткам способа относится трудоемкость разработки корректных коэффициентов пересчета для предприятий различных отраслей и мощностей.
2. трансформации финансовой отчетности на основе дополнительных расчетов. Зная отличительные черты одной системы учета от другой, составляют таблицы, позволяющие определить положительные и отрицательные влияния отдельных факторов на информационный показатель. На основе проведенных расчетов вносятся изменения в финансовую отчетность.
3. составлении финансовой отчетности по методологии другой страны на основе первичных документов, заполненных согласно международным требованиям. При таком способе исключаются погрешности пересчета финансовой отчетности. Работа выполняется в автоматизированном режиме.
В сложившихся современных экономических условиях и расширении международных связей Казахстана система национального бухгалтерского учета находится на этапе реформирования.
Началом этого процесса можно считать принятие программы перехода Казахстана на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Вступление Казахстана в Международный валютный фонд, переход к конвертируемости тенге, широкие международные связи, иностранные инвестиции настоятельно требуют организации бухгалтерского учета в соответствии со стандартами, совместимыми с международными.
Ведущими государственными ведомствами, осуществляющими координацию работ в Казахстане по внедрению Международных стандартов, принятых ООН и Европейским сообществом, являются Министерство финансов РК, Агентство по статистике РК, Национальный Банк РК.
Реформа бухгалтерского учета в республики предусматривала реализацию нескольких последовательных шагов и включала в себя:
· изучение опыта реформ других стран. Изучение опыта реформ, осуществленных другими странами и выработку на их основе оптимального варианта перехода бухгалтерского учета на международные стандарты. Так в 1995 году был принят Указ, имеющего силу Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете». Введение в 1996 году Казахстанских стандартов бухгалтерского учета (КСБУ), разработанных на основе международных стандартов, послужило началом перехода на МСФО. Следующим ключевым моментом стал переход в 1995-1996 годы бухгалтерского учета совершаемых операций на метод начисления при признании доходов и расходов. Данный метод является одним из главных принципов МСФО. Преимущество метода начисления над ранее используемым кассовым методом заключается в возможности определения текущего финансового состояния субъекта путем проведения объективного анализа реально ожидаемых поступлений или выбытий финансовых ресурсов.
· изучение методов и принципов учета операций в соответствии с МСФО. Изучение методов и принципов учета операций в соответствии с МСФО, проведение работ над созданием методологической и нормативной базы бухгалтерского учета, начало осуществления практического внедрения новых принципов учета, соответствующих требованиям МСФО. Так в 2001 году Министерством финансов Республики Казахстан был создан Методологический Совет по вопросам бухгалтерского учета и аудита. При создании данного Совета преследовалась цель перевода на МСФО системы бухгалтерского учета в масштабе всего государства. Необходимо отметить, что первоначально ставилась задача разработать на основе МСФО собственные казахстанские стандарты бухгалтерского учета, однако, исходя из целесообразности, Советом было принято решение о законодательном закреплении составления финансовой отчетности по международным стандартам, принятым Комитетом по МСФО. В результате, в первом полугодии 2002 года самым большим и основным шагом в работе по переходу на МСФО было внесение Министерством финансов РК изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете» в соответствии с которыми было четко определено, что с 1 января 2003 года финансовые организации, с 1 января 2005 года акционерные общества нефинансового сектора и с 1 января 2006 года все прочие организации осуществляют составление финансовой отчетности исключительно в соответствии с МСФО, официально переведенными на государственный и русский языки. - усовершенствование существующей нормативной и методологической базы в соответствии с международными требованиями. Усовершенствование существующей нормативной и методологической базы в соответствии с международными требованиями, обучение бухгалтерских работников финансового сектора, ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности согласно всем требованиям МСФО. Так Приказом Министерства финансов РК от 21 июня 2007 года за № 218, на основании Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», в Казахстане были приняты национальные стандарты финансовой отчетности (НСФО№1 и НСФО №2).
Национальный стандарт финансовой отчетности №1 был разработан с целью определения порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства, применяющие согласно налоговому законодательству Республики Казахстан специальные налоговые режимы, а также для крестьянских или фермерских хозяйств, юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, индивидуальных предпринимателей, являющимися субъектами малого предпринимательства.
Национальный стандарт финансовой отчетности №2 определял порядок осуществления бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности: субъектами малого и среднего предпринимательства; некоммерческими организациями, филиалами и представительствами иностранных юридических лиц, зарегистрированными на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан; государственными предприятиями, основанными на праве оперативного управления (казенные предприятия).
31 января 2013 года был издан Приказ Министерства финансов Республики Казахстан за № 50 «Об утверждении Национального стандарта финансовой отчетности» в республике введен единый национальный стандарт бухгалтерского учета, который определяет принципы и качественные характеристики финансовой отчетности, ведение бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства, а также юридическими лицами, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой.
Проведение реформы бухгалтерского учета в финансовой системе позволило обеспечить прозрачность, достоверность и полноту анализируемой информации, заключенной в финансовой отчетности эффективно используемой для получения максимальной экономической выгоды. Кроме того, нововведения в бухгалтерском учете значительно повысили уровень открытости экономики, что стало уже требованием времени. Об открытости экономики судят уже не только по доле экспорта в валовом национальном продукте или другим статистическим показателям, но и по тому, насколько данные об этой экономике доступны всем, кто в них нуждается, и насколько высока прозрачность и достоверность этих данных. Максимальное приближение к МСФО дает возможность компаниям Казахстана конкурировать в масштабах международной экономики.
Заключение
Тенденция к глобализации рынков капитала делает необходимым создание единой системы финансового учета. Осознание этой необходимости является важным шагом вперед по направлению к созданию международных стандартов учета и аудита. В противном случае дальнейшее развитие международных рынков капитала ставится под вопрос, поскольку разнообразие систем учета затрудняет выбор эффективного объекта для инвестирования.
Принято сопоставлять национальные правила учета с теми, что действуют в США (US GAAP). Но из этой привычки не следует делать вывод, что правила учета в США лучше во всех или хоть в каком-то отношении. Доминирование американских стандартов финансовой отчетности связано, прежде всего, с явным господством американского рынка капиталов, который составляет более половины общемирового рынка.
Пока МСФО не будут одобрены американской Комиссией по ценным бумагам и биржам, использующие их компании будут иметь ограниченный доступ на американский рынок капитала. В то же время, для того чтобы акции компании могли котироваться на конкурирующих с американскими фондовых рынках, достаточно, чтобы предоставляемый инвесторам финансовый отчет был подготовлен в соответствии с МСФО.
МСФО представляют собой систему стандартов учета и отчетности, которая обеспечивает достоверной информацией не только внешнего пользователя – инвестора, но и органы управления предприятием.
Финансовые отчеты – важный инструмент информирования и контроля, предназначенный для решения проблем больших компаний, порождаемых разделением собственности и управления. Иначе говоря, учет – это часть системы управления корпорацией, цель которой – побуждать менеджеров действовать в интересах собственника фирмы.
Системы управления корпорациями сильно различаются в разных странах. Эти различия отражают несовпадение правовых систем, роли рынков капитала, роли правительства на рынках капитала и других рынках, а также традиции и культуры. Система учета, которая вполне разумна в одних условиях, необязательно будет хороша в других. Крупные банки, например, являются важными акционерами для больших компаний в Германии, имеют своих представителей в советах директоров и доступ к данным внутреннего учета. Менеджеры германских компаний получают поощрение непосредственно от представителей таких акционеров, а не в соответствии с курсом акций на рынке. В такой ситуации не удивительно, что финансовые отчеты менее информативны, чем в странах, где инвесторы не представлены в совете директоров.
Еще один уровень сложности добавляется из-за того, что в каждой стране регулируется выбор правил бухгалтерского учета. Правила учета и процедуры управления корпорациями отражают стадии экономических и политических процессов, а не просто результат адаптации к рынку. Более того, никто еще не сформулировал экономические обоснования для регулирования правил учета. Финансовые отчеты готовили и использовали задолго до того, как возникло регулирование бухгалтерского учета. Даже если не принимать в расчет расходы на регулирование, еще никто не доказал, что оно улучшило качество отчетов. Поскольку трудно определить, какие экономические проблемы должно было разрешить регулирование учета и отчетности, нелегко понять, почему оно принимает разные формы в различных странах.
Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в том, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах-членах сообщества, т. е. находились в относительной «гармонии» друг с другом.
Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, – КМСФО, разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности – МСФО. Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применяемых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов. Что касается внедрения единых стандартов, то этого следует добиваться не законодательным путем, а путем добровольного соглашения профессиональных организаций стран.
Рассмотрим положительные и отрицательные черты МСФО.
Их объективными преимуществами перед национальными стандартами в отдельных странах являются: четкая экономическая логика; обобщение лучшей современной мировой практики в области учета; простота восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире.
При этом международные стандарты позволяют не только сократить расходы компаний на подготовку своей отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах, но и снизить затраты по привлечению капитала.
Однако следует отметить и недостатки МСФО. К ним, в частности, можно отнести: обобщенный характер стандартов, предусматривающий достаточно большое многообразие методов учета; отсутствие подробных интерпретаций и примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям.
К тому же внедрению стандартов во всем мире препятствуют такие факторы, как национальные различия в уровне развития и традициях, а также нежелание национальных институтов поступиться своим приоритетом в области регулирования и методологии учета.
Необходимо отметить, что МСФО представляют собой свод компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. МСФО носят рекомендательный характер, т. е. не являются обязательными для принятия. На их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов. Тем не менее одной из целей КМСФО, как отмечалось, является создание готовых схем учета для внедрения в странах, которые еще не имеют адекватных систем учета.
К началу 2001 г. КМСФО разработал и опубликовал более 40 международных стандартов бухгалтерского учета, которые уже применяются или будут применяться в последующих отчетных периодах. Эта система стандартов охватывает все основные вопросы, связанные с составлением финансовой отчетности предприятиями и организациями.
Составление финансовой отчетности по международным стандартам предполагает соблюдение основополагающих правил, которые определяют общий подход к подготовке и представлению финансовых отчетов. Представляется целесообразным рассмотреть эти правила, поскольку это поможет получить общее представление о принципиальной основе применения международных стандартов.
Прежде всего, необходимо отметить, что применение Международных стандартов финансовой отчетности базируется на двух принципах: непрерывности деятельности и начисления.
Существуют также качественные критерии информации, содержащейся в финансовых отчетах, которые призваны делать информацию полезной для пользователей. Это такие критерии, как прозрачность, значимость, достоверность и сопоставимость.
В ряду рассматриваемых стандартов приоритетное место занимает МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». Этот стандарт, будучи первым, предопределил структуру и в значительной мере содержание многих других стандартов.
В МСФО 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике» излагаются принципы построения отчета о доходах, который может также называться отчетом о прибылях и убытках. В отчет включают и так называемые чрезвычайные доходы и потери, выделяют прибыль от обычной деятельности. Эти элементы с 1 января 2000 г. выделяют и в казахстанском отчете о прибылях и убытках (форма № 2).
В условную группу стандартов по материальным ценностям и нематериальным активам входят МСФО 2 «Запасы», МСФО 4 «Учет амортизации», МСФО 16 «Основные средства», МСФО 17 «Аренда» и МСФО 22 «Объединение компаний».
К стандартам, касающимся движения денежных потоков, относятся МСФО 7 «Отчеты о движении денежных средств», МСФО 15 «Информация, отражающая влияние изменения цен», МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов», МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» и МСФО 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов».
Согласно положениям МСФО 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов» предполагается достоверный показ финансового положения банка. Кроме балансовых счетов используются внебалансовые счета. Важное значение придается отражению ликвидности баланса и возможных рисков. Источники привлеченных ресурсов должны сопоставляться со сроками погашения выданных кредитов. Кредитные организации играют важную роль в обеспечении доверия вкладчиков к денежной системе.
За рубежом расчет амортизации трактуется как процесс систематического распределения первоначальной стоимости внеоборотных активов на затраты по периодам эксплуатации, а не как измерение их текущей рыночной стоимости на дату составления баланса. Фактическая рыночная стоимость внеоборотных активов может существенно отличаться от отражаемой в балансе учетной (остаточной) стоимости.
В зарубежной практике используется несколько методов амортизации внеоборотных активов. Их подразделяют на две группы: традиционные методы и методы ускоренной амортизации. К первым относят линейный метод и метод, основанный на учете производительности оборудования. Ускоренная амортизация исчисляется по методу суммы чисел лет и методу фиксированной удвоенной нормы амортизации.
Целью IAS 1 «Представление финансовой отчетности» является раскрытие основных требований к содержанию финансовой отчетности. Эти требования направлены в первую очередь на обеспечение сравнимости информации, содержащейся в финансовых отчетах.
Бухгалтерский баланс должен включать такие показатели, как основные средства, нематериальные активы, денежные средства и их эквиваленты, товарно-материальные средства, дебиторская и кредиторская задолженность, финансовые активы, инвестиции, налог на прибыль и налоговые обязательства, капитал и резервы, доля меньшинства. Дополнительные материалы, раскрывающие содержание перечисленных статей, приводятся в бухгалтерском балансе или в приложениях к финансовой отчетности.
Отчет о прибылях и убытках должен включать в себя такую информацию, как: финансовый результат от операционной деятельности, расходы, часть доходов и расходов зависимых и совместных предприятий, расходы по налогам, прибыль или убыток от основной деятельности, непредвиденные доходы или расходы, долю меньшинства и чистой прибыли или убытка за отчетный период. Дополнительная информация, раскрывающая содержание перечисленных статей, приводится в бухгалтерском балансе или в приложениях к финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО.
Для отчета о прибылях и убытках IAS 1 предусматривает две альтернативные формы, одна из которых классифицирует расходы в соответствии с их происхождением, другая - в соответствии с их функциями.
Отчет о движении капитала также является неотъемлемой частью финансовой отчетности. Форма представления данного отчета содержит отдельную информацию по каждому элементу акционерного капитала и резервов и строки с перечнем их возможных изменений. Отдельной строкой показываются данные о чистой прибыли за отчетный период, которая является составной частью собственного капитала и формирует итоговые данные о капитале компании.
Подход к учету доходов и расходов, заложенный в МСФО, не такой жесткий, как это принято в Казахстане. Очевидно, отечественные стандарты несут на себе печать информационных интересов государства и налоговых органов. В международных же стандартах акцент сделан в первую очередь на информационных потребностях инвесторов, которым не так важна сумма расходов, понесенных предприятием,– главное, чтобы эти расходы были правильно классифицированы по сути (например, чтобы операционные расходы не были включены в себестоимость реализации). При этом, кстати, согласно концепции осмотрительности инвесторы не должны быть введены в заблуждение неоправданно низкой суммой расходов. Все это проверяют аудиторские фирмы. Фактически предприятия сами заинтересованы в том, чтобы показать инвесторам высокую прибыль.
В международной практике принята следующая классификация доходов, отличных от выручки и чрезвычайных статей: операционные доходы; финансовые доходы.
В соответствии с международными стандартами расход должен быть признан немедленно в отчете о прибылях и убытках, когда произведенные затраты не привели к образованию будущей экономической выгоды или когда какой-либо актив, являющийся воплощением будущей экономической выгоды, частично или полностью перестает удовлетворять требованиям, предъявляемым к активу. Расход также должен быть признан в отчете о прибылях и убытках в тех случаях, когда обязательства понесены без признания актива, например, при возникновении обязательства по гарантийному ремонту.
Даже среди обычных статей доходов и расходов встречаются такие, которые требуют пояснения в примечаниях к финансовой отчетности. Дело в том, что величина этих статей и их сущность могут быть важны для пользователей финансовой отчетности при анализе и прогнозе финансового положения и финансовых результатов предприятия.
Отдельного рассмотрения требует прекращение предприятием каких-либо хозяйственных процессов. Под прекращением хозяйственного процесса понимается продажа или прекращение хозяйственного процесса, который представляет собой отдельную и значительную часть всей хозяйственной деятельности предприятия и в отношении которого можно четко выделить сумму активов и чистой прибыли.
Исправление существенных ошибок следует отличать от изменений в учетных оценках. Учетные оценки по своей природе являются приблизительными величинами, которые могут быть пересмотрены при поступлении дополнительной информации.
В МФСО 8 предусматриваются два подхода к исправлению существенных ошибок: 1) общепринятый; 2) разрешенный альтернативный.
Подготовка специалистов по бухгалтерскому учету должна осуществляться параллельно с разработкой его методологического обеспечения.
В Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности предусмотрены соответствующие изменения по кадровому обеспечению национальной системы бухгалтерского учета.
Намеченные меры в данной сфере реформирования предусматривают подготовку учетных кадров четырех уровней: бухгалтер-счетовод; бухгалтер-техник; бухгалтер-экономист; профессиональный бухгалтер.
Положение об аттестации профессиональных бухгалтеров утверждено Институтом профессиональных бухгалтеров Казахстане и одобрено Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Данным Положением определен порядок аттестации профессиональных бухгалтеров – главных бухгалтеров, бухгалтеров-консультантов, бухгалтеров, осуществляющих ведение бухгалтерского учета по договорам с юридическими лицами, финансовых управляющих и финансовых экспертов.
Основные направления деятельности института профессиональных бухгалтеров сводятся к следующему:
- разработка и утверждение квалификационных требований к профессиональной деятельности бухгалтера;
- определение новых видов профессиональной деятельности бухгалтеров, а также правил и стандартов такой деятельности;
- создание за счет средств безвозмездной помощи от республиканских и международных организаций учебных центров, осуществляющих обучение бухгалтеров с последующей сертификацией.
Переход экономики Казахстана на рыночные отношения объективно востребовал соответствующей адаптации и ее языка бизнеса – бухгалтерского учета. Поэтому основная цель реформирования системы бухгалтерского учета – обеспечить совмещение национальной системы бухгалтерского учета с требованиями рыночной экономики и МСФО.
В Республике Казахстан 28.02.2007 был принят новый Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» N 234-ІІІ который полностью определил переход Казахстана на счета МСФО
В целях реализации подпункта 6) пункта 5 статьи 20 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» был утвержден новый Типовой план счетов бухгалтерского учета.
Синтетические счета бухгалтерского учета в Типовом плане расположены в порядке уменьшения ликвидности по форме согласно приложению к настоящему Типовому плану. Номера счетов бухгалтерского учета в Типовом плане содержат четыре знака. Первая цифра номера указывает на принадлежность к разделам, вторая - на принадлежность к подразделам, третья - на принадлежность к группам синтетических счетов, четвертая цифра - определяется организацией самостоятельно.
Порядок ведения аналитического учета операций и событий устанавливается индивидуальным предпринимателем или должностными лицами юридического лица, которые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан и учредительными документами осуществляют текущее руководство и ведение дел, исходя из потребностей индивидуального предпринимателя или организации.
Типовой план счетов содержит следующие разделы: 1 раздел - «Краткосрочные активы», 2 раздел - «Долгосрочные активы», 3 раздел - «Краткосрочные обязательства», 4 раздел - «Долгосрочные обязательства», 5 раздел - «Капитал и резервы», 6 раздел - «Доходы», 7 раздел - «Расходы», 8 раздел - «Счета производственного учета».
В целях реализации подпункта 4) пункта 5 статьи 20 Закона Республики Казахстан "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" Приказами Министра финансов N 218 и N 217 от 21.06.2007 были утверждены Национальный стандарт финансовой отчетности N 1 и Национальный стандарт финансовой отчетности № 2.
Национальный стандарт финансовой отчетности N 1, разработан с целью определения порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности субъектами малого предпринимательства.
Целью финансовых отчетов субъектов в соответствии с НСФО №2 является предоставление информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств субъектов, полезной для широкого круга пользователей, которые не имеют возможности требовать финансовых отчетов, отражающих специфику их информационных потребностей. Для достижения данной цели финансовые отчеты также показывают результаты управления ресурсами, доверенными руководству субъекта.
Национальный стандарт финансовой отчетности № 2 состоит из 36 разделов регулирующих ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан.
Правила ведения бухгалтерского учета разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», международными и национальными стандартами финансовой отчетности, устанавливают порядок ведения бухгалтерского учета индивидуальными предпринимателями и организациями на территории Республики Казахстан и утверждены Приказом Министра финансов от 22.06.2007 N 221.
В данных правилах описывается: организация бухгалтерской службы, документирование хозяйственных операций, учет кассовых операций, учет запасов, учет основных средств, инвентаризация, хранение документов бухгалтерского учета.
Как видим, для казахстанских бухгалтеров-практиков не составит труда переклассифицировать имущество на краткосрочные и долгосрочные активы и обязательства, но сами разделение активов на три выделенных нами раздела может создать некоторые трудности.
Список использованных источников
1. Мюллер Г., Гернон X., Миик Г. Учет: Международная перспектива. М.: Финансы и статистика. 2006. – 138с.
2. Бархатов А. П. Международный учет: Учебное пособие. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. — 288 с.
3. Ануфриев В.Е. О реформировании казахстанской системы бухгалтерского учета и отчетности.//Бюллетень бухгалтера, 2005. №8 – с. 22-24
4. Блейк Дж., Омат О. Европейский бухгалтерский учет. М.: Филинъ, 2007. – 178с.
5. Соколов Я. В. Бухгалтерский учет: От истоков до наших дней: Учебное пособие. М.: Аудит: ЮНИТИ, 2006. – 317с.
6. Стуков С.А., Стуков Л.С. Международная стандартизация и гармонизация учета и отчетности. М.: Бухгалтерский учет, 2003. – 144с.
7. Курмантаева А.С. Бухгалтерский учет: отечественная система и международные стандарты.– Караганда, 2005. – 486с.
8. Реформа бухгалтерского учета./ сост. В. И. Скала и др. А.: Lem, 2005. – 48с.
9. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэл Д. Принципы бухгалтерского учета. М., 2003. – 168с.
10. Учет по международным стандартам: Учеб.пособие. – 3-е изд. / Под ред. Даубасова Ш.К. – А.: Фонд Развития Бухгалтерского Учета, 2005. – 438с.
11. Нурсеитов Э.О. Бухгалтерский учет в организациях. Алматы, 2007. – 472с.
12. Камышанов П.И., Барсукова И.В., Густяков И.М. Бухгалтерский учет: отечественная система и международные стандарты.– М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.– 520 с.
13. Международные стандарты финансовой отчетности.– А.:Аскери, 2005. –518с.
14. Методические рекомендации по применению международного стандарта бухгалтерского учета (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств». Рекомендовано к применению Экспертным советом Министерства финансов Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и аудита согласно протоколу от 24.01.2005 N 1.
15. Соловьева О. В. Зарубежные стандарты учета и отчетности. – М.: Аналитика Пресс, 2003. – 232с.
http//www.iasc.uk.org – Официальный сайт СМСФО
http//www.minfin.gov.kz/ Министерство финансов РК