Тема: «Решение задач по определению административного статуса физических лиц»

Цель:

1. Выработать умения и навыков работы с административным законодательством России.

2. Выработать умениеприменять нормативные правовые акты при разрешении разнообразных практических ситуаций.

Оборудование: КоАП РФ; ФЗ «Об основных гарантиях прав избирателей…», ФЗ «Об образовании» 2013 года;учебник Д.В. БахрахАдминистративное право РФ» 2011 г..

Основные умения и навыки:

- работать с законодательными и иными нормативными актами, специальной литературой;

- анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по административно-правовым отношениям;

- применять административно-правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций.

При выполнении практической работы необходимо учесть, что административно-правовой статус гражданина - это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности гражданина как правосубъектного участника общественных отношений в сфере организации и осуществления государственного управления.

В науке административного права получило распространение представление о четырех основных видах административно-правового статуса граждан.

1. Статус личности включает административные права и обязанности, присущие всем без исключения физическим лицам в Российской Федерации, независимо от каких бы то ни было обстоятельств. Примером таких прав и обязанностей являются право на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право на судебную защиту, обязанность сохранять природу и окружающую среду. Административно-правовой статус личности в своей основополагающей части вытекает из норм главы 2 Конституции РФ и непосредственно закреплен во многих федеральных законах.

2. Статус гражданства включает административные права и обязанности, дифференцированные по физическим лицам исходя из критериев наличия или отсутствия определенного вида гражданства.

Наиболее распространенным и обычным является статус гражданства Российской Федерации. Именно на закрепление административных прав и обязанностей граждан ориентировано подавляющее большинство актов административного законодательства Российской Федерации. Подробному рассмотрению административно-правового статуса российских граждан посвящен следующий параграф настоящего издания.

Недавно в российском административном праве появился статус гражданства Союзного государства Беларуси и России. Основы этого статуса закреплены в международных договорах Российской Федерации с Республикой Беларусь, прежде всего в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании Союзного государства от 9 декабря 1999 г.

В соответствии со статьей 14 этого Договора граждане Республики Беларусь и граждане Российской Федерации являются одновременно гражданами Союзного государства. Никто не может стать гражданином Союзного государства без приобретения гражданства государства - участника.

Гражданам Союзного государства Беларуси и России Договором о создании Союзного государства предоставлены особые права, не предусмотренные национальным законодательством каждого из государств - участников Договора:

право избирать и быть избранными в Парламент Союзного государства, а также назначаться на должности в органы Союзного государства;

право на создание союзных общественных объединений;

право на защиту на территории третьего государства, где не имеется представительства государства - участника, гражданином которого является гражданин Союзного государства, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства - участника на тех же условиях, что и граждане этого государства - участника.

В последние годы наблюдается повышенное внимание законодателя к регулированию вопросов административно-правового статуса иностранного гражданства в Российской Федерации. Иностранные граждане в Российской Федерации обладают правами и несут обязанности граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено Конституцией РФ, федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Некоторыми отличиями от статуса гражданства Российской Федерации и статуса иностранных граждан обладает статус двойного гражданства (бипатризм). Ряд особенностей статуса двойного гражданства предусмотрен законодательными актами Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" *(113) гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на государственной гражданской службе в случае наличия у него гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Некоторые особенности статуса бипатридов установлены непосредственно международными договорами Российской Федерации. Например, в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 г. договаривающиеся Стороны - Российская Федерация и Туркменистан признают за своими гражданами право приобрести без утраты прежнего гражданства гражданство другой Стороны. Лицо, состоящее в гражданстве обеих Сторон, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той Стороны, на территории которой оно постоянно проживает. Лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон, проходят обязательную военную службу в той Стороне, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва. Лица, состоящие в гражданстве обеих Сторон и прошедшие обязательную военную службу в одной из них, освобождаются от призыва на военную службу в другой Стороне.

И последним административно-правовым статусом гражданства является статус безгражданства (апатризм). Хотя на лиц без гражданства в целом распространяются общие нормы законодательства Российской Федерации, существует ряд изъятий и ограничений для лиц без гражданства. В частности, Кодекс торгового мореплавания РФ *(114) запрещает лицам без гражданства замещать в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.

3. Социальный статус включает административные права и обязанности, дифференцированные по физическим лицам исходя из их профессии или рода занятий. Примеров социального статуса чрезвычайно много, среди них можно упомянуть статусы государственного служащего, индивидуального предпринимателя, пенсионера, студента. Особенностью данного административно-правового статуса является то, что он возникает на основании закона как комплекс административных прав и обязанностей, связываемых с той или иной профессией или родом занятий. Поскольку же любое физическое лицо в российском обществе занимает определенную социальную нишу, наличие одного или нескольких социальных статусов для физического лица является непременным.

4. Особый статус довольно резко отличается от социального статуса, поскольку в нем отсутствует признак социальной необходимости. Физические лица приобретают особый статус хотя и на основе законодательства, но исключительно своим добровольным волеизъявлением. Особый статус связан с индивидуальными предпочтениями граждан, и в качестве его примеров можно назвать статус охотника, водителя, коллекционера антиквариата и т.д.

Первичным элементом административно-правового статуса физических лиц и необходимой предпосылкой для их вступления в административные правоотношения является административнаяправосубъектность. Административнаяправосубъектность граждан складывается из трех составляющих: административной правоспособности, административной дееспособности и административной деликтоспособности.

Административная правоспособность - это способность иметь административные права и нести административные обязанности. В отличие от гражданской правоспособности административная правоспособность не имеет единых критериев определения ее объема исходя из возраста гражданина. Объем административной правоспособности гражданина изменяется в течение всей его жизни в соответствии с законодательством. Изменение правоспособности происходит как в связи с действиями самого гражданина, так и в связи с действиями других лиц, а также в связи с наступлением определенных в законе событий.

Из-за отсутствия в законодательстве общих критериев административной правоспособности она определяется особо применительно к каждому виду административных правоотношений и может зависеть от самых различных обстоятельств.

Очевидно, что административно-правовой статус личности гражданин приобретает в момент рождения и утрачивает только со своей смертью. Следовательно, и административная правоспособность в соответствующих административных правоотношениях возникает и прекращается в те же самые моменты времени. В частности, в отношениях по поводу подачи административной жалобы физическое лицо признается правоспособным с самого своего рождения и до момента смерти. Другое дело, что лично вступить в правоотношения по поводу подачи административной жалобы гражданин сможет после того, как научится объясняться устно и (или) письменно. При отсутствии данных способностей право гражданина на административную жалобу могут осуществлять его законные представители, которые в данном случае действуют от имени гражданина. Примечательно, что Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" *(115) не связывает правоспособность гражданина в соответствующих отношениях с возрастом, вменяемостью или какими-то другими критериями. Не случайно в науке административного права утверждается, что право граждан на обращение относится к неограниченным и неотчуждаемым правам.

Во многие административные правоотношения физическое лицо может вступить только по достижении определенного возраста, который в таких случаях и является критерием административной правоспособности. Например, государственным гражданским служащим может быть только лицо в возрасте от 18 до 65 лет. За рамками данных возрастных пределов физическое лицо в отношениях на государственной гражданской службе является неправоспособным.

Вступить в административные правоотношения по поводу регистрации в качестве индивидуального предпринимателя может гражданин, достигший 18-летнего возраста. До своего совершеннолетия гражданин в данных правоотношениях считается неправоспособным, за исключением случая, когда он достиг возраста 16 лет и объявлен эмансипированным по решению органа опеки и попечительства или по решению суда либо получил нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности. Кстати, в последнем случае дополнительно к возрасту критерием административной правоспособности является также определенное в законе действие: либо административный акт органа опеки и попечительства, либо решение суда, либо согласие законных представителей.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" *(116) высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. В данном случае наряду с возрастным критерием при определении административной правоспособности физического лица законом установлен также критерий гражданства.

Очевидный пример критерия пола при определении административной правоспособности предоставляют отношения по поводу призыва граждан на военную службу. Лица женского пола в отношениях воинского призыва участвовать не могут и в данном случае являются неправоспособными.

Иногда законодательство ставит административную правоспособность в зависимость от уровня профессионального образования. Например, на государственной гражданской службе может состоять только гражданин, имеющий высшее или среднее профессиональное образование. В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" *(117) руководителем объединения частных детективных предприятий может быть только лицо с высшим юридическим образованием.

В отношениях по лицензированию отдельных видов деятельности обычным критерием административной правоспособности физических лиц - лицензиатов являются стаж работы и квалификация. Например, лицензию нотариуса может получить гражданин, прошедший стажировку сроком не менее 1 года (в отдельных случаях - не менее 6 месяцев) в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой и сдавший квалификационный экзамен.

Административная дееспособность - это способность своими собственными действиями осуществлять административные права и исполнять административные обязанности. Административная дееспособность, как и административная правоспособность, определяется применительно к отдельным видам административных правоотношений. Объем административной дееспособности устанавливается в законодательстве, может зависеть от возраста и вменяемости гражданина, но в любом случае не может быть больше объема административной правоспособности гражданина.

Например, право на обращение в органы государственной власти (кроме суда) и органы местного самоуправления граждане могут самостоятельно реализовать независимо от возраста. На практике дееспособность гражданина в данном случае ограничена только фактической способностью сформулировать свое обращение и довести его до сведения должностных лиц, однако этот критерий не имеет юридического значения ввиду своей неопределенности. Лица, признанные решением суда недееспособными, не утрачивают административную дееспособность в отношениях по поводу подачи в административном порядке жалоб, заявлений и предложений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны в общеустановленном порядке рассмотреть такие обращения и принять по ним решения.

Право гражданина на обращение в суд может быть реализовано гражданином самостоятельно по достижении возраста 18 лет, а по достижении возраста 14 лет - по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и публичных правоотношений. В частности, при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обратиться в суд с 14 лет.

Как правило, административная дееспособность возникает одновременно с административной правоспособностью. Это обусловлено значительным личным элементом в отношениях, регулируемых административным правом. В ряде случаев представительство в административных правоотношениях не допускается: например, исполнение обязанностей государственной службы не может быть перепоручено государственным служащим другому лицу.

Административная деликтоспособность - это способность нести административную ответственность. Административная деликтоспособность не должна смешиваться с административной дееспособностью, поскольку в данном случае имеет место не исполнение обязанности или воздержание от нарушения запрета, а претерпевание негативных последствий ранее совершенного противоправного поведения.

Административнаяделиктоспособность граждан имеет четкие критерии, определенные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Таких критериев всего два: возраст и вменяемость. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Задача 1

24 сентября 2015 года в городскую администрацию на имя мэра города поступила жалоба инвалида Великой Отечественной войны К., в которой он указывал, что после выхода на пенсию был откреплен от железнодорожной поликлиники, где состоял на медицинском обслуживании, а при пуске новой АТС ему было отказано в установке квартирного телефона, хотя нескольким жильцам дома, где он проживает, телефоны были установлены. 2 ноября К. получил ответ из городской администрации, в котором сообщалось, что его жалоба по вопросу открепления от поликлиники направлена на рассмотрение администрации поликлиники, а дирекции телефонной станции предложено установить ему квартирный телефон в течение месяца.

Какие здесь допущены нарушения законодательства о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан всеми вышеназванными субъектами?

Задача 2.

Переславцеву как гражданину, впервые назначаемому на государственную должность, было установлено испытание по государственной должности сроком на 3 месяца с 15 февраля по 14 апреля 2011 г. В период испытания, по мнению самого Переславцева, он успел зарекомендовать себя как ответственный и исполнительный служащий, несмотря на то, что с 11 по 24 марта находился на больничном листе. Так как 15 апреля 2011 г. после истечения установленного ранее испытательного срока Переяславцеву не было сообщено об отрицательном в отношении него решении, он счел себя выдержавшим испытательный срок и продолжал работать в данной должности. Однако 29 апреля 2011 г. Переславцева вызвали в отдел кадров и сообщили, что он уволен с государственной должности как не прошедший испытание по государственной должности. Переслаецев подал жалобу в суд, в которой ссылался на тот факт, что к моменту сообщения об увольнении испытательный срок уже истек, и Переславцев продолжал службу в государственной должности.

Какое решение должен принять суд в отношении жалобы Переславцева?

Задача 3.

Гражданин Н., уволенный с предприятия вследствие его ликвидации, зарегистрировался в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы или назначения ему пособия по безработице. Служба занятости дважды в течение 10 дней предлагала ему трудоустройство по специальности на временную работу, но Н. отказался от обоих вариантов, считая их неподходящими, и попросил назначить ему пособие по безработице. Служба занятости отказала Н. в признании безработным.

Соответствует ли такое решение службы занятости Закону РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»?

Может ли гражданин II. обжаловать это решение в суде на основании данного Закона?

Задача 4

Изучите Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» и дайте ответы на следующие вопросы:

1) чем отличается вынужденный переселенец от беженца?

2) что является основанием для признания гражданина вынужденным переселенцем или беженцем, какими документами оформляется их статус, и кто выдает эти документы?

3) может ли быть признано вынужденным переселенцем или беженцем лицо, покинувшее местожительство по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?


Задача 5

К какому виду обращений по их правовой природе относятся следующие письма граждан в «Российскую газету».

1. «Выход из сложившейся ситуации в масштабе всей страны видится в принятии Федерального закона «О принципах взаимоотношений (партнерства) государственных и частных предпринимательских структур», а также разработке стандартов взаимоотношений государственных чиновников и предпринимателей на местном уровне. Это то, что может явиться барьером для коррупции и нецивилизованного лоббирования предпринимателями своих интересов».

2. «Вся беда от бесконтрольности судей. Ведь когда судей избирали, то они чувствовали свою ответственность перед народом, их избравшим. Сейчас судьи никому не подотчетны. К тому же прокуратуру лишили надзорной функции над судами.

В такой обстановке все же процветает практика закулисной договоренности некоторых судей с прокурорами, особенно на областном уровне. И этот сговор направлен против конкретного гражданина, на ущемление его конституционных прав и свобод. А ведь если прокурор займет жестокую государственную позицию, то ни один, даже высокопоставленный, чиновник против него не устоит. Тем более при поддержке Генеральной прокуратуры и суда».

3. «До тех пор, пока государство наряду с конституционным правом на судебную защиту не создаст муниципальную правовую службу адвокатов (сегодня адвокаты настолько дороги, что это не для инвалидов, и настолько они любят «шаховых»), инвалиды к ним не пойдут. Только официальные народные адвокаты смогут помогать обездоленным (даже целым коллективам)».

(Вера Поль, преподаватель права).

4. «Мы пишем и говорим, что строим демократическое общество. Однако все мы должны! знать, что демократия имеет одно неотъемлемое качество – подчинение праву, без которого она превращается в свою противоположность. Когда соблюдение и исполнение законов становится необязательным, наступает правовой беспредел.

Убежден, что восстановление прав граждан на своевременное получение зарплаты возможно путем реанимации старого российского закона о долговых тюрьмах: не платишь – сиди до полного возвращения долга. Тогда сразу убавится желающих поруководить и на этом нажиться».

(Сергей Мельник, судья в отставке, почетный судья России).

Задача 6

Автомагистраль «Дон», призванная соединить Москву, Воронеж, Ростов-на-Дону и далее Кавказ, краем своим задевает подмосковный городок Видное, где, в частности, требовался снос дома, принадлежащего супругам Киселевым. В качестве компенсации им было предложено 2 млн. руб., но они требовали с дирекции строящейся автодороги 3 млн. 100 тыс. руб.

Поскольку к мирному решению стороны не пришли, а приостанавливать стройку общегосударственного масштаба из-за одного «непокорного» дома, было нецелесообразно, то администрация попробовала метод «силового» воздействия на собственников.

Это событие нашло отражение в статье «Бульдозерный шантаж с видом на цивилизацию» корреспондента «Российской газеты».

Хозяин дома неожиданно «обнаружил на своей территории целую вражескую делегацию: кроме четырех милиционеров, самого начальника дирекции строящихся объектов, заместителя главы администрации г. Видного, председателя земельного комитета, техника, юриста-консультанта…» несмотря на ссылку хозяина на ст. 55 Земельного кодекса РФ, «гости» постановили сломать постройку и применили бульдозер. Хозяйка, защищая собственность, решила поджечь бульдозер. После этого представители охраны правопорядка за оказание сопротивления милиции арестовали хозяина.

«Вечером Киселевы подвели сражению дебет-кредит. В минусах было: сломанный забор, сдвинутая бульдозером сирень, заломанные руки Сергея Ивановича и, наконец, уникальный акт на собаку, выгуливаемую Киселевыми (на собственном участке!) без поводка и намордника, что обошлось хозяевам в 2500 руб. штрафа. Плюс был один, зато он перекрывал все потери: выстояли, ни пяди земли не отдали».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: