Формы и методы контроля

Комплексные методы контроля:

бенчмаркинг (метод сравнительного анализа эффективности)

тотальный контроль качества

Бенчмаркинг – это процесс, включающий в себя:

· установление компанией ключевых сфер совершенствования работы своей фирмы;

· идентификацию и изучение лучшей практики других компаний в этих сферах;

· внедрение новых процессов и систем, обеспечивающих рост производительности и качества.

Тотальный контроль качества(TQC) охватывает все этапы процесса организационного контроля и связывает контроль с другими управленческими функциями. Главная его цель – массированная и скоординированная атака на все процессы организации для достижения высокого качества и непрерывного поддержания его на высоком уровне в рамках TQM.

Методы контроля имеют много форм. К ним относятся:

· финансовый и технико-экономический анализ деятельности фирмы по данным бухгалтерской отчетности и учета (эффективность, платежеспособность, рентабельность и др.);

· контроль логистической системы (ЛС – поток товаров от закупки материалов и сырья до завершения их производства и доставки потребителям). Он включает в себя контроль таких видов деятельности как закупка, складирование, производство, управление имуществом, инвентаризация, доставка покупателям. Используя логистический контроль системы руководители определяют воздействие изменений в одной из частей системы на конечный выход (результат) системы. Так, например, попытки сократить издержки в одной из сфер деятельности могут улучшить, а могут и нет результат для системы в целом;

· Контроль человеческого фактора или учет человеческих ресурсо в – предусматривает измерение воздействия организационных решений на стоимость человеческих ресурсов фирмы. Люди – это наиболее ценный актив организации. Поскольку экономика становится все более ориентированной на сервис (услуги), решающее значение персонала организации продолжает расти. Все больше организаций предпочитают инвестировать свои средства в людей, а не в материальные активы. Учет человеческих ресурсов включает в себя: а) измерение в денежном выражении стоимости индивидуальных сотрудников как экономических активов организации; б) оценка воздействия управленческих решений на производительность, мораль и оборот рабочей силы; в) оценку возврата инвестиций в персонал, как в физические активы и т.д.

· Основной формой современного управленческого контроля является

внутренний аудит, под которым понимается регламентированная внутренними документами организа­ции деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функциони­рования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участ­ников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного ко­оператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу).

Главная задача отдела внут­реннего аудита — обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам. В общем же виде функции внутренних аудиторов следующие:

а) оценка адекватности управленческих систе м — осуществление прове­рок звеньев управления и предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению их эффективности;

б) оценка эффективности деятельности — осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию.

Для органов управления организацией деятельность отдела внут­реннего аудита имеет информационное и консультационное значение. К институтам внутреннего аудита также можно отнести и ревизионные комиссии (ревизоров), дея­тельность которых регламентирована действующим законодательством (этот институт в основном распространен в акционерных обществах, обществах с ограниченной от­ветственностью и производственных кооперативах).

Мы описали лишь основные, по нашему мнению, положения, касающиеся управленческого контроля. Поэтому предложенный перечень может быть расширен как на основе детализации приведенных понятий, так и с учетом иных многочис­ленных аспектов контроля, например, таких, как: контроллинг, управленческие информационные системы, управленческий учет, контроль как обеспечение реали­зации разнообразных технологий управления, стратегический контроль, контроль в мотивационных механизмах деятельности, контроль в функциональных системах управления организацией и т.д.

Но, именно вышеописанные положения в своей совокупности, на наш взгляд, позволяют представить контроль как сложную социально ориентированную систему, которая в свою очередь является одной из важнейших структурных составляющих более крупной системы — системы управления организацией.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: