Ориентировочная основа действия (ООД) для СРС. 1. Составить сравнительную таблицу сходств и различий отечественных концепций исследования личности

1. Составить сравнительную таблицу сходств и различий отечественных концепций исследования личности.

Источники информации:

Основная и дополнительная литературадля подготовки к занятию:

1. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. 2-е изд. Куликов Л. В. 2009 год, 464 стр.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005.- 720 с.

3. Реан А.А. Психология личности - СПб.: Питер, 2013.

Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно–рейтинговой системе.

Эталоны ответов к заданиям для самоконтроля.

Промежуточный контроль блок 2 Личность в отечественной психологии. Концепции личности

Кто из ученых разработал подход, понимавший под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру?:

Э. Эриксон;

А.В. Петровский;

К.К. Платонов;

Б.Г. Ананьев.

Эталоны ответов к заданиям для самоконтроля.

Итоговый контроль.

Одной из особенностей познавательной ситуации исследования личности является:

отсутствие исследований по проблеме личности

междисциплинарный статус проблемы личности

нейрофизиологические корреляты психических качеств личности

социальные свойства личности

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем по балльно – рейтинговой системе и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.


 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тихоокеанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

Кафедра общепсихологических дисциплин

Комплект учебно-методических материалов к учебно-методическому комплексу: «Психология личности»

Для специальности 37.05.01 Клиническая психология

Курс 2

Семестр 3-4

Перечень вопросов к зачету

 

Составитель:

Люкшина Д.С., старший преподаватель

(ФИО, ученая степень, звание, должность)

Рецензент:

__________________________

(ФИО, ученая степень, звание, должность)

 

Утверждены

на учебно-методическом совещании

кафедры

от______________20__г.

Протокол №

 

Владивосток


Перечень вопросов к зачету

1. Личность как предмет психологического исследования.

2. Методологические принципы психологии личности.

3. Основные проблемы и методы исследования психологии личности.

4. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. Понятия интроекции, идентификации и идентичности по Э. Эриксону.

5. Концепции личности А.Ф. Лазурского.

6. Концепции личности В.Н. Мясищева.

7. Концепции личности А.Г. Ковалева.

8. Концепции личности В.С. Мерлина.

9. Концепции личности К.К. Платонова.

10. Концепции личности Л.И. Божович.

11. Концепции личности А.Н. Леонтьева.

12. Концепции личности С.Л. Рубинштейна.

13. Концепции личности Д.Н. Узнадзе.

14. Концепции личности В.А. Ядова.

15. Проблема жизненного пути в работах С.Л. Рубинштейна, Абульхановой-Славской и др.

16. Психологические пространство и время личности.

17. Современные концепции темперамента. Проблема детского темперамента.

18. Психологические защиты и совладающее поведение личности.

19. Самосознание как процесс и результат. Образ Я и самооценка. Развитие Я-концепции.

20. Половая идентичность личности. Пол и гендер.

Ситуационные задачи к зачету:

Задача №1

Елена вполне благополучная девочка: начитанная, общительная, ответственная, воспитанная – так о ней отзываются окружающие. Единственное, что ее беспокоит, так это отсутствие настоящего друга. Лучше, чтобы это был мальчик. Он мог бы защищать, и вообще, в глазах других девчонок она сразу бы приобрела авторитет. Очень хочется быть не такой, как другие. Размышляя о будущем, Лена решила обязательно прославиться. Вопрос в том, как. Может, стать балериной, известной во всем мире? Или построить политическую карьеру. Вот только балетом заниматься уже как бы поздновато, а поступить в МГИМО вряд ли получится.

1. Основываясь на структурных компонентах «Я», определите к какой группе (старших или младших подростков) можно отнести героиню данной задачи. Обоснуйте свой ответ.

2. Охарактеризуйте психологические закономерности младшего подросткового возраста.

3. Укажите возрастную задачу подросткового возраста.

4. Охарактеризуйте динамику самооценки на протяжении подросткового периода.

5. Как правильно следует организовать общение взрослых с подростками?

Задача №2

В вашем учреждении есть работа, которую бы вы хотели делать. Но вам поручают лишь неинтересные, не творческие дела.

1. Как вы будете добиваться того, чего вы хотите?

2. Что такое самопрезентация?

3. Дайте определение понятия "имидж" и укажите, какие психологические закономерности следует учитывать при формировании имиджа.

4. Охарактеризуйте этапы работы над имиджем.

5. Дайте определение понятия "аттракция".

Задача №3

Для облегчения приобретения студентами мануальных навыков целесообразно организовать знакомство с учебным материалом и инструментарием до запоминания инструкции по их применению: дать возможность рассмотреть, потрогать инструментарий.

1. Обоснуйте целесообразность или нецелесообразность применения этого способа организации мыслительной деятельности.

2. Из какого вида мышления по генетической классификации он вытекает?

3. Что такое навык? Какие виды навыков Вы знаете?

4. Перечислите и объясните закономерности овладения деятельностью.

5. Как мышление влияет на научение?

Задача №4

В сложившийся коллектив пришел работник, личность которого характеризуется рядом особенностей: завышенная самооценка, стремление доминировать, во что бы то ни стало, упрямство, излишняя прямолинейность.

1. Осуществите психологический анализ направленности личности нового работника и спрогнозируйте его поведение в новом коллективе.

2. Укажите закономерности и показатели профессиональной адаптации нового сотрудника.

3. Укажите показатели социальной адаптации нового сотрудника.

4. Что такое психологический климат коллектива?

5. Перечислите характеристики благоприятного психологического климата.

Задача №5

Первое впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным. При дальнейшем взаимодействии в сознание воспринимающего попадает лишь та информация о воспринимаемом, которая по преимуществу отрицательна.

1. Как называется этот эффект?

2. Как можно избежать его?

3. О какой стороне общения здесь идет речь?

4. Что такое имидж руководителя?

5. Какие факторы влияют на имидж руководителя?

Задача №6

Вы начальник отдела, в конце рабочего дня обращаетесь к сотруднику с просьбой остаться после работы для составления точного отчета. Сотрудник отказывается, ссылаясь на усталость и на то, что рабочий день уже закончился.

1. Ваша реакция на сложившуюся ситуацию?

2. Укажите особенности положительной и отрицательной мотивации.

3. Дайте сравнительный анализ регуляторов мотивации и главных мотиваторов (по Герцбергу).

4. Перечислите основные закономерности использования материального поощрения в мотивировании сотрудников.

5. Опишите стиль деятельности руководителя, понижающий мотивацию своих сотрудников.

Задача №7

Больной не хочет оперироваться у одного хирурга (женщины средних лет), а хочет у другого (любого мужчины-хирурга).

1. К какому типу психологических явлений относится данная реакция больного?

2. Как бы вы построили беседу с больным в случае, если его желание удовлетворить не представлялось бы возможным?

3. Дайте определение понятий «общение» и «контакт».

4. Объясните, почему возникают барьеры в общении.

5. Что такое невербальное общение?

Задача №8

Преподаватель на занятии делает замечание студентам по поводу плохой посещаемости лекций. В ответ они утверждают, что подготовятся самостоятельно по учебнику и «чужим» лекциям, а напрасно тратить время они не намерены. После этого преподаватель проводит опрос по материалу лекции и выставляет двойки всей группе. Группа студентов отправляется к заведующему кафедрой и жалуется на предвзятое к ним отношение преподавателя.

1. Определите, к какому типу конфликтов соответствует данный инцидент.

2. Проанализируйте и оцените действия участников инцидента при условии:

а) если это объективный инцидент;

б) если это субъективный инцидент.

3. Какие пути управления конфликтом Вы предлагаете?

4. Определите тип темперамента у преподавателя.

5. Определите самооценку преподавателя.

Задача №9

Больной 45 лет, инженер, был направлен на стационарное обследование с подозрением на опухолевый процесс в легком. После проведения флюорографии, когда диагноз подтвердился, больному была рекомендована операция. Он категорически отказался от оперативного лечения, хотя врач рассказал о предполагаемом характере опухоли и последствиях. После этого больной самовольно ушел из стационара, жене сообщил, что не совсем грамотные врачи приняли последствия перелома ребер в юношеском возрасте за онкологическое заболевание и хотели оперировать его с другими “раковыми” больными.

1. Какими механизмами психологической защиты обусловлено поведение больного?

2. Какой образ Я доминирует у больного.

3. Определите самооценку больного.

4. Какая мотивация доминирует у пациента.

5. Определите тип темперамента больного.

Задача №10

У больной, 19 лет, с полным средним образованием, обнаружена положительная реакция Вассермана. Не отрицая случайных половых связей и указывая, что около месяца назад у нее были высыпания на теле, которые прошли сами собой, категорически отказалась от лечения, и не вняла объяснениям медицинского персонала. Вечером рассказала подруге, плача от обиды, что ее заставляют лечить “позорную болезнь”, какой у нее нет и быть не может.

1. Какими механизмами психологической защиты обусловлено поведение больной?

2. Какой образ Я доминирует у больной.

3. Определите самооценку больного.

4. Какая мотивация доминирует у пациента.

5. Определите тип темперамента больного.

Задача №11

Ученикам задали на дом написать эссе на тему «Мое будущее». При выполнении задания ученик задумался, писать ли ему о реальных планах и возможностях или написать о том, что хочется на самом деле, но вряд ли сбудется. В результате в его эссе было 2 части: в одной он описывал будущее, опираясь на представления о том, какой он есть сейчас, а во второй – на представления о том, каким ему хочется быть. На уроке по предложению учителя мальчик озвучил вслух свое эссе. Его похвалили за нестандартный подход к выполнению задания.

1. Какие составляющие Я-образа описаны в задачи?

2. Прочтение эссе вслух учеником на уроке относится к ______ виду речи, выделяемому по ее направленности.

3. Личность является продуктом научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки, где поощрение является формой подкрепления желательного поведения, согласно _____ теории.

4. Определите самооценку ученика.

5. Какая мотивация доминирует у ученика.

Задача №12

В школе 7 Б класс был известен своей повышенной активностью и любознательностью. Многие учителя сетовали, что очень сложно бывает удержать дисциплину на уроке в этом классе. Однако опытным учителям нравилось работать с этими школьниками. Они отмечали, что нужно с самого начала дать соответствующую установку, проговорить свои требования и придерживаться их, видеть каждого ученика и пытаться найти к нему индивидуальный подход.

1. Установите соответствие между основными структурными компонентами личности (по К.К. Платонову) и их содержанием.

1.Направленность

2.Опыт

3.Биологически обусловленные свойства

4.Индивидуальные особенности психических функций

Установите соответствие между нумерованными объектами в формулировке задания и вариантами ответов

эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля, память

моральные качества, мировоззрение, интересы, убеждения, личностные смыслы

нравственные устои общества, социальные нормы поведения людей в данном обществе, которые играют роль ограничителя инстинктивных побуждений личности

темперамент, возрастные и половые особенности

знания, навыки, умения, привычки

2. Установка, обеспечивающая устойчивую направленность действий и выражающаяся в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, называется…

3. Любознательность относится к ______ чертам характера, выделяемым по психическим процессам.

4. Определите тип темперамента учеников.

5. Какая мотивация доминирует у учеников.

Задача №13

В романе Э. Елинек «Пианистка» описываются отношения пианистки Эрики Кохут с окружающими. Она живет с деспотичной матерью, которая лелеет надежду на то, что ее дочь станет выдающимся исполнителем. Поэтому она контролирует каждый шаг дочери, не позволяя никому и ничему помешать ее занятиям музыкой. Эрике за тридцать, и она работает в консерватории, не оправдав ожиданий матери. С детства ей внушили, что она исключительная, поэтому она свысока относится ко всем людям, считая их желания и мысли недостойными своего внимания. Она полностью сосредоточена на себе и своих желаниях, которые нередко принимают извращенную форму.

1. Установите соответствие между основными видами направленности личности и их описанием.

1. Деловая направленность

2. Личная направленность

3. Эмоциональная направленность

4. Коллективистическая направленность

Установите соответствие между нумерованными объектами в формулировке задания и вариантами ответов

преобладание мотива служения

преобладание потребности в общении, стремления поддерживать хорошие отношения с товарищами по учебе, работе

преобладание мотивов испытывать определенные переживания, достигать эмоционального насыщения

преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству, престижу

преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, стремление к овладению новыми умениями

2. Уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т.п.), называется уровнем…

3. Индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею, в частности музыкальной деятельностью, называются…

4. Определите самооценку пианистки.

5. Какая мотивация доминирует у пианистки.

Задача №14

Девочка считала свою старшую сестру самой красивой, умной, уверенной. Ей казалось, что она никогда не сможет с ней сравняться. Девочка стремилась походить на свою сестру во всем: в манере держаться, разговаривать, одеваться. Даже при выборе музыки, фильмов, мероприятий она пыталась представить, а что бы предпочла ее сестра. Когда девочка вела себя как сестра, она чувствовала себя умнее, увереннее, раскованнее, и ее настроение улучшалось.

1. Установите соответствие между основными видами психологической защиты личности и их описанием.

1. Отрицание

2. Рационализация

3. Проекция

4. Идентификация

Установите соответствие между нумерованными объектами в формулировке задания и вариантами ответов

защитный механизм, проявляющийся в избавлении индивидуума от угрожающих переживаний, вызванных окружением, путем отгораживания от их существования

псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения

бессознательный перенос на другое лицо, приписывание собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость

перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом

бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя

2. Один из механизмов социализации, когда один человек воспроизводит определенные образцы поведения другого человека или группы людей, называется…

3. Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей – ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам, называется …

4. Определите самооценку девочки.

5. Какая мотивация доминирует у девочки.

Задача №15

1. Дайте определение пониманий: «человек», «личность», «индивидуальность».

2. Укажите, что эти понятия объединяет и что отличает друг от друга.

3. Что такое притязание личности.

4. Какую роль притязание личности играет в поведении и развитии личности.

5. Можно ли и нужно ли влиять на формирование притязаний. Если да, то почему и в каком плане?


 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тихоокеанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: