Понятие экономической оценки инвестий. Виды эффективности. Задачи, решаемые в ходе оценки инвестиций

Инвестициями принято называть вложения средств с целью получения дохода в будущем. В широком смысле, любые расходы предприятия осуществляются для получения дохода в будущем. Условная граница, разделяющая текущие и инвестиционные затраты - один год.

Исходное условие инвестирования капитала – получение в будущем экономической отдачи в виде денежных поступлений, достаточных для возмещения первоначально инвестированных затрат капитала, в течение срока осуществления инвестиционного проекта.

Чтобы судить о привлекательности любого инвестиционного проекта, следует рассмотреть четыре элемента:

- объем затрат – инвестиций (investment);

потенциальные выгоды в виде денежных поступлений от хозяйственной деятельности (operating cash flows);

- экономический срок жизни инвестиций, т.е. период времени, в течение которого инвестированный проект будет приносить доход (economic life);

- любое высвобождение капитала в конце срока экономического жизненного цикла инвестиций – ликвидационная стоимость (terminal value).

При оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо различать следующие показатели:

1. Показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.

2.. Показатели бюджетной эффективности, отражающие последствия осуществления инвестиционного проекта на федеральный, региональный и местный бюджеты.

3. Показатели экономической эффективности, отражающие затраты и результаты по проекту и учитывающие как интересы его участников, так и интересы страны, региона или города.

На рис. 1.1 приведен финансовый профиль гипотетического инвестиционного проекта. На фоне графика финансового профиля инвестиционного проекта показана последовательность его выполнения от возникновения идеи нового товара до снятия с производства и влияние этой деятельности на издержки производства и сбыта.

Экономический анализ этих четырех элементов позволяет оценить привлекательность инвестиционного проекта.

Инвестиции являются первым элементом анализа инвестиционных проектов. В коммерческой практике принято различать следующие типы таких инвестиций:

- инвестиции в основные средства;

- инвестиции в нематериальные активы;

- инвестиции в денежные активы.

Под денежными активами понимаются право на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц, например депозиты в банке, облигации, акции и т.д.

Инвестиции в основные средства и нематериальные активы принято называть инвестициями в реальные активы. Оба типа инвестиций имеют большое значение для сохранения жизнеспособности предприятия и его развития. Однако в настоящем учебном пособии сосредоточимся на проблемах инвестиций в реальные активы, полагая, что проблемы денежных инвестиций излагаются в курсе финансового менеджмента.

Подготовка и анализ инвестиций в реальные активы существенно зависят от того, какого рода эти инвестиции, т.е. какую из стоящих перед предприятием задач необходимо решить с их помощью. С этих позиций все возможные разновидности инвестиций можно свести в следующие основные группы:

1. «Вынужденные инвестиции», необходимые для соблюдения законодательных норм по охране окружающей среды, охраны труда, безопасности товаров, либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены только за счет совершенствования управления;

2. Инвестиции для повышения эффективности. Их целью является прежде всего создание условий для снижения затрат фирмы за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства;

3. Инвестиции в расширение производства. Задачей такого инвестирования является расширение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств;

4. Инвестиции в создание новых производств. Такие инвестиции обеспечивают создание новых предприятий, которые будут выпускать ранее не изготавливавшиеся предприятием товары (или оказывать новый тип услуг) либо позволяет предприятию предпринять попытку выхода с ранее уже выпускавшимися товарами на новые для него рынки;

5. Инвестиции в исследования и инновации.

Причиной, заставляющий вводить такого рода классификацию инвестиций, является различный уровень риска, с которым они сопряжены (см. рис. 1.2).

Логика такой зависимости между типом инвестиций и уровнем их риска очевидна: она определяется степенью опасности не угадать возможную реакцию рынка на изменение результатов работы предприятия после завершения инвестиций. Ясно, что с этих позиций исследования и инновации, сопряжены с очень высокой степенью неопределенности, тогда как повышение эффективности (снижение затрат) в производстве уже принятого рынком товара несет минимальную опасность негативных последствий инвестирования. Связь между типом инвестиций и уровнем риска показана на рис. 1.2.

Инвестиции в реальные активы можно также представить следующим образом.

 

 

 

Рис. 1.2. Классификация инвестиций. Степень риска инвестиций.

Независимые инвестиции, когда инвестиции осуществляются независимо друг от друга, т.е. выбор одного инвестиционного проекта не исключает также выбора какого-либо другого.

Альтернативные инвестиции. Инвестиции связаны таким образом, что выбор одной из них будет исключать другую. Обычно это возникает тогда, когда имеются два альтернативных способа решения одной и той же проблемы. Такие инвестиционные проекты являются взаимоисключаемыми. Это обстоятельство имеет важное значение в условиях ограниченности источников финансирования капиталовложений.

Последовательные инвестиции. Крупные инвестиции в завод или в оборудование обычно порождают последующие капиталовложения в течение нескольких лет, что должно быть учтено при принятии инвестиционного решения.

Осуществление инвестиций порой рассматривается как «произвольная» форма деятельности фирмы в том смысле, что последняя может осуществлять или не осуществлять подобного рода операций. На самом деле такой взгляд на проблему далек от истины, поскольку жизнь любого предприятия - плавание против потока времени и конкуренции. И в этом смысле неосуществление инвестиций приводит к результату, сходному с тем, который обнаруживает пловец, гребущий недостаточно сильно, чтобы хотя бы удержаться на одном месте, - его снесет назад.

Поэтому все возможные инвестиционные стратегии предприятия можно разбить на две группы:

- пассивные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают в лучшем случае не ухудшение показателей прибыльности вложений в операции данного предприятия за счет замены устаревшего оборудования, подготовки нового персонала взамен уволившегося и т.д.;

- активные инвестиции, т.е. такие, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности предприятия и его прибыльности по сравнению с ранее достигнутыми уровнями за счет внедрения новой технологии, организации выпуска пользующихся спросом товаров, завоевания новых рынков или поглощения конкурирующих фирм.

Инвестиции играют большую роль в увеличении рыночной стоимости (ценности) предприятия.

Ценность предприятия и ее увеличение - естественная и логичная цель любого разумного управляющего, причем эта цель куда более универсальна, чем увеличение прибыли, которая нередко рассматривается как главная задача предприятия. Однако при таком упрощенном подходе трудно понять логику некоторых типов коммерческих стратегий, которые не предполагают немедленной максимизации массы прибыли или уровня рентабельности, а нацелены, скажем, на расширение своего сектора рынка или увеличения нематериальных активов.

Все эти типы коммерческой политики обретают смысл, если мы исходим из гипотезы об увеличении ценности предприятия как наиболее универсальном мотиве поведения управляющих предприятия.

Ценность предприятия - это разность рыночной стоимости собственного капитала предприятия и рыночной стоимости обязательств предприятия.

Экономический смысл категории «ценность предприятия» состоит в том, что ценность предприятия - это то реальное богатство, которым обладают (и которое могут получить в денежной форме, если они того пожелают и продадут свою собственность) владельцы предприятия.

Логичным становится в этой связи вопрос: что же определяет размеры рыночной стоимости собственного капитала и обязательств предприятия? Самый общий взгляд позволяет выделить две основные группы факторов:

- инвестиции всех типов (в реальные и денежные активы);

- прочие факторы, в том числе финансовый и производственный менеджмент.

Очевидно, что ценность предприятия реально определяется не тем, насколько велик его капитал (за исключением, может быть, капитала, находящегося в форме наиболее ликвидных активов), а тем, какое положение этот капитал обеспечивает предприятию на рынке его товаров и услуг. Между тем, это положение как раз и определяется направлениями инвестиций предприятия: если они повышают его конкурентоспособность и обеспечивают прирост доходности его капитала, то ценность предприятия увеличивается и его владельцы становятся богаче. В противном случае инвестиции, формально увеличивая пассивы предприятия (за счет вложений собственного капитала или привлечения заемных средств, увеличивающих обязательства), приведут к снижению ценности предприятия, поскольку рыночная оценка его капитала упадет вслед за снижением его конкурентоспособности и прибыльности.

Отсюда следует не сложный, но чрезвычайно принципиальный вывод: любые инвестиции, в том числе и инвестиции в реальные активы, следует рассматривать прежде всего с точки зрения того, как они влияют на ценность предприятия. Этот критерий оценки приемлемости инвестиций следует признать наиболее общим и основополагающим, хотя его практически невозможно строго формализовать, как нельзя жестко формализовать и с арифметической точностью просчитать процесс формирования рыночной цены собственного капитала и обязательств предприятия.

Понятие экономической оценки инвестиций представляет собой корректное сопоставление понесенных затрат с полученными результатами. И если под затратами понимаются в данном случае инвестиционные вложения, то под результатами - те доходы, которые появятся вследствие функционирования реализованного предпринимательского проекта [9].

Цель инвестиционного менеджмента - обеспечение наиболее эффективных путей реализации инвестиционной стратегии фирмы.

В рамках этой цели инвестиционный менеджмент должен обеспечить решение следующих пяти основных задач:

Во-первых, обеспечение высоких темпов экономического развития фирмы за счет эффективной инвестиционной деятельности.

Во-вторых, максимизация прибыли от инвестиционной деятельности. Возможности экономического развития фирмы определяются чистой прибылью, т.е. прибылью, остающейся в ее распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Соответственно при наличии альтернатив должны выбираться те направления инвестирования (при прочих равных условиях), которые обеспечивают наибольшую величину чистой прибыли.

В-третьих, минимизация инвестиционных рисков. Инвестиционные риски характерны практически для всех форм инвестиционной деятельности, причем могут вызвать потерю не только прибыли и дохода от инвестиций, но и всех активов инвесторов, его банкротство. При наличии альтернатив должны выбираться инвестиционные решения, которые при всех прочих равных условиях обеспечивают меньший риск и связанные с ним финансовые потери.

В-четвертых, обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности фирмы в процессе осуществления инвестиций. Инвестиционная деятельность связана с отвлечением значительных финансовых ресурсов обычно на длительный период, что может привести к снижению платежеспособности фирмы по текущим хозяйственным операциям и платежам.

В-пятых, обеспечение ускорения реализации инвестиционных программ и проектов, что позволит достичь следующих результатов. Высокие темпы реализации каждой инвестиционной программы способствуют ускорению экономического развития компании (фирмы) в целом.

Среди рассмотренных задач менеджмента приоритетной является не максимизация дохода (прибыли) от инвестиционной деятельности, а обеспечение высоких темпов экономического развития фирмы при ее достаточной финансовой устойчивости в процессе этого развития.

Затраты упущенных возможностей.

Принимая то или иное производственное решение и оценивая действительные затраты, экономисты рассматривают их как затраты упущенных (утраченных) возможностей.

Так, поступив в институт, вы упускаете возможность в течение нескольких лет обучения получать заработную плату, если бы были заняты той или иной работой. Увлекаясь телевизором, вы упускаете возможность прочесть книгу и т. д.

Под «издержками упущенных возможностей» понимают издержки и потери дохода, которые возникают при выборе одного из вариантов производственной или реализационной деятельности, что означает отказ от других возможных вариантов.

Для лучшего понимания обратимся к условному примеру.

АО «Сантехника» инвестировала 300 млн. руб. в производство кранов-смесителей; по данным финансового отчета, чистая прибыль составила 35 млн. руб. Но если бы эти 300 млн. руб. были инвестированы в производство мебели, то АО могло бы получить 67 млн. руб. чистой прибыли.

Какова же прибыль АО «Сантехника» с точки зрения бухгалтера? 35 млн. руб. А вот с точки зрения экономиста очевиден убыток в 32 млн. руб. (67—35). Таким образом, затраты упущенных возможностей можно рассматривать как сумму доходов, которые могли бы обеспечить фирме факторы производства, если бы они были более выгодно использованы в альтернативных вариантах.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: