Срочные государственные обязательства

 

По крайней мере, с XIII века европейские государства стали занимать деньги у частных банкиров. Особенно известны займы сделанные французскими королями у ордена тамплиеров. Существует версия, что нежелание французского короля Филиппа II красивого вернуть занятые у ордена средства привели к его полной ликвидации в начале XV века (1402 год). По другой версии основную роль в этой истории сыграли основные конкуренты тамплиеров на рынке государственных кредитов – венецианские банкиры, которые также ссужали средства французским королям, германским императорам и правителям многочисленных итальянских государств.

Однако, до XIХ века взятие государствами займов у своих поданных носило в основном эпизодический характер. Денежные средства привлекались для решения каких-то чрезвычайных государственных задач, например, финансирования военных действий. Кроме того, сделанные государством займы в основном не предполагали возможность их обращения.

Первый государственный заем в России был получен в 1769 году при Екатерине II. За ним последовали новые займы. Большинство займов привлекалось на условиях 5% годовых. Все соглашения о займах заключались через европейских банкиров, главным образом голландских. Ведущим посредником был голландский банкирский дом Гопе и Ко. К концу правления Екатерины II общий государственные заимствования составляли около 48,5 млн.руб, в том числе, внешний долгосрочные займы (62 млн. голландских гульденов, или 41,5 млн.руб.)и краткосрочные заимствования казначейством кредитных ресурсов у казённых банков (более 7 млн.руб.).

Основой современной системы срочных государственных обязательств являются долговые ценные бумаги. Государственная д олговая ценная бумага удостоверяет внесение ее владельцем денежных средств и подтверждает обязательство государства возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента. К числу таких бумаг относятся:

v казначейские обязательства,

v казначейские векселя,

v бумаги государственной ренты,

v облигации государственных внутренних и внешних займов,

v государственных золотых и выигрышных займов,

v облигации и закладные листы кредитных обществ и банков, выплаты по которым гарантированны государством,

v билеты государственного казначейства

v облигации военных краткосрочных займов

Российские государственные долговые ценные бумаги появились в начале ХIХ века. В 1809 году известным государственным деятелем М.М.Сперанским при содействии профессора СПб университета Н.С. Мордвинова было подготовлено предложение по выпуску облигации долгосрочного государственного займа и продажи их всем желающим. Манифестом от 27 мая 1810 года было объявлено о выпуске внутреннего облигационного займа на 100 млн. ассигнационных рублей. Облигации выпускались достоинством от 1000 ассигнационных рублей и выше, сроком на 7 лет. Номинальный доход по займу был определён в размере 6% годовых. Первые краткосрочные долговые ценные бумаги появились В 1812 году, когда были выпущены годовые облигации Государственного казначейства. Они приносили 6% годового дохода.

Если до 40-ых годов XIX века займы использовались в основном для финансирования военных расходов, то, начиная с 1842 года, началось их применение и в производительных целях, прежде всего для строительства железных дорог. Своего апогея рынок государственных ценных бумаг Российской Империи достиг к 1914 году. Значительные заимствования на внутреннем и внешнем рынках были сделаны в течение 1914-1917 годов императорским и Временным правительством. После Октябрьской революции и проведения всеобщей национализации средств производства Советским правительством было издано постановление «Об аннулировании государственных займов», в соответствии с которым все государственные займы аннулировались с 1.12.1919 года, в том числе и иностранные.

 

Первый внутренний облигационный заем (1-ый хлебный заем) в истории СССР был выпущен 20 мая 1922 года в соответствии с декретом ВЦИК. Облигации займа выпускались в своеобразной "хлебной" валюте купюрами от 1 до 100 пудов ржи. Их принимали в зачет взносов по продналогу. Затем, на основании декрета от 31 октября 1922 года, был выпущен золотой выигрышный заем. Он был рассчитан на 10 лет. Облигации займа были выражены в золотом исчислении. Держатели займа получали 6% годовых и приобретали право участвовать в тиражах выигрышей, которые проводились дважды в год. Погашение первых займов в основном производилось в натурально-вещественной форме или в денежной форме, соответствующей рыночной стоимости хлеба, золота, сахара и т.д., номинированной на сертификате облигации.

В 1923 году были выпущены платежные обязательства Центральной кассы Народного комиссариата финансов РСФСР, которые впервые в истории СССР номинировались в рублях. В 1927 году был выпущен первый государственный заем индустриализации. Облигации размещались в основном среди населения и практически все были выигрышными. Для предприятий было выпущено только 7 займов, из которых 6 в 20-ых годах и 1 для колхозов в 1947. Для населения в период с 1922 по 1990 гг. в СССР было выпущено около 65 облигационных займов, в том числе с 1957 по 1990 гг. - 5. Широко практиковались принудительные займы. Еще в 1923 г. было принято решение о реализации первого государственного 6%-ого выигрышного займа среди имущих слоев населения в принудительном порядке, т.к. "участие их в подписке на заем не соответствует тем средствам, которые сосредоточены у них на руках" (Декрет СНК СССР от 4 сентября 1923 г.). Фактически принудительный характер имели облигационные займы, распространяемые среди населения, в 40-50-х гг. (до 1957 г.) по подписке. В 1957 г. выпуск государственных займов, размещаемых по подписке, был прекращен.

Практически по всем займам для населения, выпущенным в 1927-1945 гг. была проведена конверсия в облигации с более длительным сроком погашения (например, вместо 10 лет - 20) и более низкими процентными ставками (например, вместо 6% - 3%). Подавляющее большинство займов, выпущенных в 1947-1957 г. было официально пролонгировано на 20 лет, а фактически на еще больший срок. Часть из облигаций была погашена в 1974 году, а большая часть в 1988-89 гг., причем без начисления процентов.

История нового этапа российских ценных бумаг берет свое начало в 1992 году, когда были выпущены 30 летние облигации серий «Апрель» и «Октябрь». Доходность по ним составляла 15% годовых. В 1993 году начал формироваться рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО), выпущенных в соответствии с постановления Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. N107. Покупка и продажа ГКО была организован по подобию рынка казначейских векселей США. Всего за период с 1997 по 2006 годов на российском рынке, кроме ГКО появились такие ценные бумаги как:

1. казначейские векселя (1994)

2. краткосрочные обязательства (1994 – 1996), которые были предназначены не для новых

заимствований, а оформления уже существующей бюджетной задолженности 3. Облигации федерального займа (1995 по н.в.), которые предназначались для займа средств на период до 2-х лет с выплатами процентных платежей ежеквартально.4. Облигаций Государственного сберегательного займа (1995 – 1998), который предназначался для займа средств у населения на период до 3-х лет с выплатами процентных платежей ежеквартально.5. Облигации внутреннего валютного займа (1993), выпущенные для погашения задолженности перед физическими и юридическими лицами, возникшей в результате банкротства Внешэкономбанка СССР в ноябре 1991 года. На облигации начисляется 3 процента годовых начиная с 14 мая 1993 года. Были полностью погашены в 2003 году.6. Еврооблигации (1995 – 1998). Размещались в европейских странах. Номинированы были в долларах США и немецких марках. Срок размещения составлял от 8 до 15 лет. Процентные платежи проводятся 1 раз в год. Процентная ставка колеблется в пределах 7 – 9 %.7. Облигации ЦБ РФ (1998 –н.в.). По условиям выпуска соответствовали ГКО и были предназначены для замены их в период после дефолта 1998 года.8. Долгосрочные государственные облигации РФ (2000 по н.в.). Предусматривают заем средств на срок от 5 до 30 лет с ежегодным процентным платежом

Государственные ценные бумаги делятся на две основные категории по срокам заимствования:

- краткосрочные, выпущенные на срок не более 1 года;

- долгосрочные, выпущенные на срок более 1 года.

Важное значение для денежного обращения является источник заимствования. Источниками могут быть:

- внешний финансовый рынок, на котором денежные средства занимаются в иностранной валюте. Совокупность этих обязательств называется внешним государственным долгом.

- денежные средства занимаемые на внутреннем рынке. Совокупность этих обязательств носит название внутреннего государственного долга.

Занимаемые на внешнем рынке валютные средства могут использоваться как для покрытия дефицита государственного бюджета, так и обслуживания внешнего государственного долга. Под последним понимают выплату процентов кредиторам и погашение ранее взятых кредитов.

При покрытии дефицита внутреннего бюджета за счет внешних заимствований, полученная иностранная валюта продается на внутреннем рынке заинтересованным в ее получении участникам экономической системы.

Обслуживание внешнего долга предполагает обратную операцию. Часть средств получается на внешнем рынке за счет новых заимствований, а другая часть получается за счет покупки иностранной валюты у участников экономической системы на национальную валюту.

В рамках внутреннего долга важную роль играет источник заимствования – наличные или безналичные денежные средства. В российской практике, государственные заимствования, сформированные за счет средств населения, получили название сберегательных или рентных займов. Поэтому часть внутреннего государственного долга, сформированную за счет привлечения наличных денежных средств, мы будем называть рентным внутренним долгом. Оставшаяся часть внутреннего долга формируется в основном за счет безналичных денежных средств. Государственные займы, проводимые за счет этого источника, носили (и носят) в российской истории самые разнообразные названия. Однако, наиболее часто использовались варианты названий, имевшие в своей основе слово казначейство. Поэтому, в дальнейшем, под казначейским внутренним долгом, будем понимать часть внутреннего долга сформированную за счет привлечения безналичных денежных средств.

С точки зрения срочности, государственные обязательства формируют две категории:

- краткосрочные государственные обязательства, предполагающие погашение в течение ближайшего года. В него входят все краткосрочные государственные облигации и другие виды государственных займов со сроком погашения менее 1 года, так и долгосрочные займы, до погашения которых остается менее 1 года.

- долгосрочные государственные обязательства, предполагающие погашение через 12 месяцев и более. В него входят все долгосрочные государственные облигации и другие виды государственных займов со сроком заимствования более 1 года, за исключением займов, до погашения которых остается менее 12 полных месяцев.

В рамках краткосрочных государственных обязательств в соответствии с источником возникновения обязательств выделяют:

m20 – рентный краткосрочный государственный долг, в который входят все сберегательные (рентные) займы, погашаемые в текущем году;

m21 – краткосрочный казначейский долг, в который входят все не сберегательные (рентные) внутренние займы, погашаемые в текущем году;

m2Х – внешний краткосрочный государственный долг, в который входят все внешние займы, погашаемые в текущем году

В рамках долгосрочных государственных обязательств в соответствии с источником возникновения обязательств выделяют:

m30 – рентный долгосрочный государственный долг, в который входят все сберегательные (рентные) займы, не погашаемые в текущем году;

m31 – долгосрочный казначейский долг, в который входят все не сберегательные (рентные) внутренние займы, не погашаемые в текущем году;

m3Х – внешний долгосрочный государственный долг, в который входят все внешние займы, не погашаемые в текущем году

Совокупность денежных средств и краткосрочных внутренних государственных обязательств, носит название М2 и равняется:

М2 = М1 + m20+ m21

 

Полная совокупность краткосрочных обязательств, как внешнего, так и внутреннего долга называется М2Х и равняется:

 

М2Х = М2 + m2Х

В состав полного агрегата внутренних государственных обязательств М3 входят дополнительно все долгосрочные государственные обязательства, т.е.

 

М3 = М2 + m30+ m31

 

Полная совокупность долгосрочных обязательств, как внешнего, так и внутреннего долга называется М3Х и равняется:

 

М3Х = М3Х + m3Х

 

Формирование краткосрочных и долгосрочных обязательств внутреннего долга существенно влияет на возможности регулирования денежного обращения со стороны государства. В частности, эмиссия дополнительных государственных ценных бумаг позволяет изъять из обращения избыточные наличные и безналичные денежные средства, а в случае необходимости увеличения денежного агрегата М1 погасить часть краткосрочных обязательств. В определенных ситуациях государство может пойти на досрочное погашение части долгосрочных обязательств, особенно если подобное право со стороны заемщика (оферта) предусмотрено условиями выпуска.

В результате появления срочных государственных обязательств часть уравнений модели обращения (3) – (12) претерпевает определенные изменения, а также в нее включаются уравнения, описывающие движение срочных государственных обязательств.

В частности, уравнение движения наличных денежных средств (3) начинает выглядеть следующим образом:

 

M0 (T) = M0 (T-1) + DM0S (T)- DM01 (T)+ DM10 (T)- DM02 (T)- DM03 (T) + r20 (T)*(m 20 (T)+m 20 (T-1))/2+ r30 (T)*m 30 (T) (3’)

 

где DM02 (T) – количество наличных денег израсходованных на покупку сберегательных краткосрочных государственных обязательств эмитированных в обращение (если величина положительна) или полученных от их погашения (если величина отрицательна) государством в периоде Т;

DM03 (T) – количество наличных денег израсходованных на покупку сберегательных долгосрочных государственных обязательств эмитированных в обращение (если величина положительна) или полученных от их внепланового погашения (если величина отрицательна) государством в периоде Т. Обычно считается, что эта величина всегда неотрицательна

m20 (T) – рентный краткосрочный государственный долг в периоде Т;

m30 (T) – рентный долгосрочный государственный долг в периоде Т

r20 (T) – средняя процентная ставка по рентному краткосрочному долгу в периоде Т

r30 (T) – средняя процентная ставка по рентному долгосрочному долгу в периоде Т

 

Уравнение показывает, что количество наличных денежных средств увеличивается в результате эмиссии долгосрочных и краткосрочных обязательств, а также купонных (процентных) выплат. При оценке размера процентных платежей по краткосрочным обязательствам необходимо учитывать среднее значение краткосрочных обязательств в течение периода. В модели эта величина находится как среднее от объема сберегательных государственных обязательств на конец и начало периода.

 

Выпуск в обращение как долгосрочных, так и краткосрочных казначейских обязательств приводит к уточнению параметра D m1s (T) (сальдо эмиссии безналичных денег в обращение государством) в периоде Т. Этот параметр используется в уравнениях (7) и (6) модели обращения. При определении этого параметра необходимо учитывать как значение DD1s (T) - сальдо прямой эмиссии безналичных денежных средств, идущей на покрытие дефицита государственного бюджета (величина DD1s (T) положительна) или ремиссии денежных средств, возникающей при профиците государственного бюджета (величина DD1s (T) отрицательна), так и изменение этой величины в результате выпуска (погашения) краткосрочных и долгосрочных казначейских обязательств:

 

Dm1S (T)= DD1S (T)- Dm12 (T)- Dm13 (T)+ r20 (T)*(m21 (T)+ m21 (T-1))/2+ r31 (T)* m31 (T))* B1 (T) (13)

 

где Dm12 (T) – количество безналичных денег израсходованных на покупку краткосрочных казначейских обязательств эмитированных в обращение (если величина положительна) или полученных от их погашения (если величина отрицательна) государством в периоде Т;

Dm13 (T) – количество безналичных денег израсходованных на покупку долгосрочных казначейских обязательств эмитированных в обращение (если величина положительна) или полученных от их внепланового погашения (если величина отрицательна) государством в периоде Т. Обычно считается, что эта величина всегда неотрицательна

m21 (T) – общее количество краткосрочных казначейских обязательств, приобретенных за безналичный расчет в периоде Т;

m31 (T) – общее количество долгосрочных казначейских обязательств приобретенных за безналичный расчет в периоде Т

r21 (T) – процентная ставка по краткосрочным казначейским обязательствам в периоде Т

r31 (T) – процентная ставка по долгосрочным казначейским обязательствам в периоде Т.

 

Уравнение показывает, что прирост количества безналичных денежных средств непосредственно эмитированным государством увеличивается в результате эмиссии долгосрочных и краткосрочных обязательств, а также купонных (процентных) выплат. При оценке размера процентных платежей по краткосрочным обязательствам необходимо учитывать среднее значение краткосрочных обязательств в течение периода. В модели эта величина находится как среднее от объема государственных обязательств на конец и начало периода.

Наконец, модель обращения должна быть дополнена еще четырьмя уравнениями, связывающими изменение срочных государственных обязательств:

 

m20 (T) = m20 (T-1)+ Dm02 (T)+ Dm32 (T) (14)

 

m30 (T) = m30 (T-1)+ Dm03 (T)- Dm32 (T) (15)

m21 (T) = m21 (T-1)+ Dm12 (T)+ Dm32 (T) (16)

 

m31 (T) = m31 (T-1)+ Dm13 (T)- Dm321 (T) (17)

 

где Dm32 (T) – количество долгосрочных государственных сберегательных обязательств превратившихся в краткосрочные (если величина положительна) или превратившихся из краткосрочные в долгосрочные в результате пролонгирования займов (если величина отрицательна) государством в периоде Т. Обычно считается, что эта величина всегда неотрицательна

Dm32 (T) – количество долгосрочных казначейских обязательств, превратившихся в краткосрочные (если величина положительна) или превратившихся из краткосрочные в долгосрочные в результате пролонгирования займов (если величина отрицательна) государством в периоде Т. Обычно считается, что эта величина всегда неотрицательна

 

Модель обращения (3'), (4) –(17) достаточно точно описывает обращение денежных средств в рамках изолированной экономической системы, которая не имеет внешних заимствований, не использует иностранную валюту для обслуживания внутреннего оборота и не позволяет использовать собственную национальную валюту за своими пределами.

Использование инструментов краткосрочного и долгосрочного государственного заимствования имеет как положительные стороны, связанные с возможностью достаточно гибко подстраивать финансовую систему к потребностям экономического роста, так и отрицательные, возникающие в результате накопления государственного долга.

Классическим вариантом рынка государственных заимствований является низкодоходный и стабильный рынок государственных облигаций США. Формирующиеся на нем ставки являются ориентирами для формирования банковских процентным ставкам, а использование политики роста и сокращения объемов заимствования позволяло правительству США достаточно долго поддерживать относительно стабильный экономический рост. Правда в результате государственный долг превысил в 2005 году 7,5 трлн. Долларов, что составляло 75% ВВП этой страны.

Еще более негативные последствия имела попытка прямо перенести этот опыт на российскую почву. Основной целью введения в обращение в 1993 ГКО было достижение сбалансированности государственного бюджета за счет привлечения свободных денежных средств. Политика привлечения свободных средств на рынок ГКО имела несколько этапов. На первом этапе, 1993-94 гг., основной целью было переориентировать свободный внутренний капитал с валютного рынка на рынок ГКО. Основным способом решения этой задачи была сверхвысокая доходность ГКО (до 50% годовых в валюте). На втором этапе (1995-96 гг) ставилась задача полностью превратить дефицит государственного бюджета во внутренний государственный долг, почти полностью исключая денежную эмиссию. В 1995 году сверхвысокая доходность ГКО сохранялась, достигая в пике 70% годовых в валюте. В 1996 – начале 1997 г. была предпринята попытка снижения доходности за счет привлечения на внутренний рынок иностранного банковского капитала, который приобретал ГКО через посредничество российских банков. Эта попытка не была полностью успешной, так как многие российские участники рынка стали выводить капиталы с этого рынка, направляя их на приобретение промышленного капитала, а с середины 1997 года на валютный рынок. В связи с резким падением мировых цен на нефть и необходимостью выполнения сделок по превращению рублевой прибыли в валютную (что определялось договорами по участию иностранного капитала на российском рынке) стал возникать дефицит валюты. Мировой финансовый кризис привел к оттоку средств нерезидентов и спровоцировал падение цен на ГКО и еще больше обострил ситуацию на валютном рынке. К началу 1998 года стоимость обслуживания государственного долга превысила возможные поступления от новых эмиссий. В результате в августе 1998 года рынок ГКО рухнул, а в след за ним рухнула и вся финансовая система России. Основными факторами определившими неэффективность политики были:

1) Желание очень быстро решить все бюджетные проблемы за счет формирования рынка ГКО;

2) Недостаточность внутреннего свободного капитала, что привело к формированию слишком высокого уровня доходности ГКО;

3) Острый дефицит иностранной валюты, существовавший в течение всех 90-х годов после краха Внешторгбанка СССР, который обострился к 1998 году в результате резкого падения цен на нефть;

4) Проведение политики жесткого валютного коридора в течение 1996 – 1998 годов, хотя и позволило снизить инфляцию и привлечь иностранный капитал на внутренний рынок ценных бумаг, но обострило потребность в валюте;

5) Спекулятивный характер всей российской экономики в 90-е годы.

6) Падение объемов ВВП в течение всего периода 1990 – 1998 гг.

 

После 1998 года объем государственных заимствований в России резко снизился и его роль в регулировании денежного обращения снизилась. Структура денежной массы в настоящее время далеко от оптимальной. В частности, считается, что доля M1 в денежной массе М3 обычно не должна превосходить 25%. Например, доля M1 в М2 в США находится в районе 20-25%, а в России больше половины ее составляют наличные деньги. Отметим, что принципиальным здесь является не столько сама по себе величина денежной массы (поскольку она существенно меняется при изменении скорости оборота денег и для разных типов экономик), сколько отношение М3 / М1, поскольку именно малость этой величины для России определяет ограниченность предложения банковского кредита. По этой же причине достачно сложно поддаются в настоящее время регулированию инфляционные процессы, а финансовая сфера весьма болезненно реагирует на любые изменения в темпах экономического развития

Денежные суррогаты

Денежный суррогат - это платежные средства или обязательства, выпущенные негосударственными органами, либо государственными органами, не имеющими на то соответствующих полномочий.

Денежные суррогаты могут принимать многочисленные формы. Во-первых, существует прямой бартер между фирмами, начиная простым бартерным обменом и кончая сложными цепочками поставок, затрагивающих многие фирмы и организации, которые часто устраиваются профессиональными посредниками. Другой чрезвычайно распространенной формой денежных суррогатов являются зачеты, предполагающие аннулирование взаимных долгов или принятие товаров или услуг в обмен на списание долгов или в счет будущих платежей. Как и в случае бартера, зачеты могут варьироваться по сложности между простым двусторонним аннулированием долгов и сложными схемами поставок и списаний, затрагивающих многочисленные организации. Подобные механизмы зачетов стали важным средством исполнения государственного бюджета, особенно на региональном и местном уровнях. Наряду с чистым бартером и зачетами, важное значение в качестве суррогатных платежных средств в экономике имеют переводные векселя и другие ценные бумаги на бумажных носителях.

Типичным представителем денежных суррогатов выступают простые векселя, которые выпускаются предприятиями (корпоративные векселя). Их появление в обращении обычно связано с возникновением финансовых сложностей у предприятий и определенное количество этих суррогатов в обращении является нормальным явлением. Другим вариантом типичного суррогатов являются закладные, которые также могут использоваться как платежные средства.

Однако при определенных условиях в обращение попадают и значительно более экзотические платежные средства. В условиях ослабления государства в обращении обычно входят различного рода локальные денежные знаки, которые выпускаются местными властями. В период Гражданской войны 1918 – 1920 годов на территории России насчитывалось до 5000 видов денежных знаков различных происхождения и наименования. Как правило, со сменой власти или правительства на данной территории менялись и денежные знаки. Одни эмитенты шли по простому пути, перфорируя или делая надпечатки на существующих денежных знаках (например, Временное правительство Северной области, Самарское Временное правительство), другие выпускали свои боны (например, Крымское правительство, Всевеликое войско Донское). Местные эмиссии проводились не только «белыми» правительствами, но и по указаниям Советского правительства. Это было вызвано тем, что существовали определенные трудности с доставкой денежных знаков в различные районы страны в условиях ведущихся военных действий. Право на местную эмиссию получили Екатеринбург, Архангельск, Самара, Астрахань, Ростов и другие города и области.

Распад СССР также сопровождался выпуском в денежное обращение региональных валют, которые выпускались правительствами союзных республик, а в ряде случаев и отдельных областей Российской Федерации (например, уральский франк в Свердловской области). Иногда в этот период платежные средства выпускались отдельными градообразующими предприятиями. Ими выдавали заработную плату рабочим, которые могли обменять эти платежные средства на товары в магазинах, принадлежащих эмитировавших их предприятиям. Все эти суррогаты были платежными средствами местного значения, которые практически не имели хождения за пределами той территории, которой руководил соответствующий орган.

Социально-экономические кризисы приводили и к образованию платежных средств, которые первоначально выпускались не с целью обслуживания обращения. Примером таких суррогатов в начале 90-х годов ХХ века были талоны на продукты и некоторые другие виды товаров, дававшие право их владельцам приобрести их по государственным ценам, которые были значительно ниже рыночных. Талоны (купоны) обменивались и фактически стали выполнять роль средств обращения, дав начало национальным валютам на территории Украины, Белоруссии, Молдавии и ряда других бывших советских республик. Аналогичное происхождение имеет и французский франк, удостоверявший первоначально право на владение 1 арпаном «свободной» (т.е. конфискованной у французских дворян) земли.

Вся совокупность финансовых средств, обслуживающих обращение обозначается L и равняется

 

L = M3 + S

 

где S – совокупность суррогатов, обслуживающих обращение.

Наличие суррогатов вводит в формулу обращения дополнительную составляющую, описывающую обращение суррогатов. Различные виды суррогатов имеют разные скорости оборота, которые зависят от таких факторов как:

- надежность эмитента (способность выполнить взятые обязательства);

- его известность;

- достаточность денежных средств в обращении;

- наличие гарантий платежа по обязательствам;

- привычность данного средства обращения.

Можно однако считать, что у суррогатов имеется некоторая средняя скорость оборота, которая зависит помимо перечисленных факторов и от структуры суррогатов, попавших в обращение. С учетом этого допущения полная формула обращения выглядит следующим образом:

V = (M0) * t0 +(m1)* t1 + MХ0 * t0Х + mХ0 * t1Х +S* ts

 

Где ts – скорость оборота суррогатов.

Укрепление и нормализация денежного обращения в стране обычно приводит к постепенному вытеснению из обращения иностранной валюты и сокращению доли суррогатов в обращении. Вместе с тем как показала В. Зелизер, что денежные суррогаты представляют собой денежный эквивалент, который по определенным историческим, политическим, социо-экономическим и культурным причинам существует практически на всех стадиях рыночной экономики. По мнению Зелизер, получатели деньг различают их в зависимости от:

1) источника их получения;

2) социального статуса плательщика;

3) целевого предназначения денег.

Главными инициаторами создания денежных суррогатов в современном мире выступают продавцы/производители товаров, выдающие различные бонусы/скидки, а также бюджетные источники социальных пособий, выдающие их в виде талонов/карточек. В современную эпоху основную роль играют 1-й и 3-й факторы. В развитых экономиках большинство денежных суррогатов является результатом маркетинговой политики, ориентированной на рационального потребителя. Особым видов суррогатов являются различные виды жетонов (например, в метро) и значков, выпускаемых в оборот фирмами для обслуживания внутренних обменных операций. На долю денежных суррогатов в развитых странах приходится не более 5% оборота. В России в середине 90-х годов на оборот денежных суррогатов приходилось от 50 до 90% всех товарообменных операций в реальном секторе экономике.

Процесс снижения доли суррогатов в обращении называется монетизацией экономики, а их увеличения – демонетизацией. При обычных условиях средняя скорость оборота суррогатов ниже, чем у безналичных денег. Поэтому при монетизации требуется значительно меньше денежных средств, чем было эмитировано суррогатов. Обычно считают, что замещение суррогатов денежными средствами в сфере обращения происходит пропорционально соотношению скоростей оборота безналичных денег и суррогатов. Однако монетизации экономики не может происходить очень быстро. Простой «впрыск» в экономику дополнительных денежных средств не приведет к мгновенному исчезновению избыточных суррогатов, а скорее вызовет всплеск инфляции. Если брать экономическую историю России в последние 15 лет, то окажется, что одной из причин бурного развития суррогатов является нехватка денежных средств в большинстве региональных или местных бюджетов. Нехватка денежных средств для осуществления бюджетных платежей толкает администрации к осуществлению заимствований или накоплению задолженности. Во-вторых, на субфедеральных уровнях органов государственного управления широкое распространение получило мнение о том, что высокие бюджетные и иные экономические показатели приведут к уменьшению федеральных трансфертов и иных льгот в сторону их снижения. Таким образом, многоуровневая бюджетная система, с дефицитом многих из них, постоянно порождает в России источник появления денежных суррогатов. Поэтому можно предполагать, что имеется, во-первых, предельная скорость монетизации и, во-вторых, имеется нижний предел сокращения объема денежных суррогатов. Учитывая все вышеизложенное приходим к следующей формуле, описывающей процесс монетизации:

 

-DS 1(T) = min(max (0; M0(T)*t0 + m1(T)*t1 + SL * ts-V0(T))/ts; ds*S(T-1);SL-S(T-1))

(18)

где DS 1(T) – уменьшение (величина всегда положительна) количества денежных суррогатов в обращении;

ds – предельный процент сокращения доли суррогатов за период;

S(T-1) – количество суррогатов в период Т-1;

SL – нижний предел сокращения количества суррогатов в обращении.

Прирост суррогатов, если отвлечься от скидок и социальных талонов, возникает в результате нехватки денежных средств в обращении для приобретения товаров, что обычно выражается в росте дебиторской задолженности и товарных запасов. Процесс демонетизации описывается уравнением прироста суррогатов в экономике.

 

DS 2(T) = min(max (0;(- M0(T)*t0-m1(T)*t1-SL * ts+V0(T))/ts; dS*S(T-1)) (19)

 

где DS 2(T) – прирост (величина всегда положительна) количества денежных суррогатов в обращении;

dS – предельный процент прирост доли суррогатов за период.

 

Общее количество суррогатов в экономической системе описывается уравнением:

S(Т) = DS 2(T) - D S1(T) (20)

Появление суррогатов в системе приводит к изменению уравнения (9), описывающего инфляционный процесс на (9')

I 0 (T) = (M0 (T)* t0 (T)+ m1 (T)* t1 (T)+ S(T) * ts)/ V0 (T), (9')

 

Модель обращения (3'), (4) – (8), (9'), (10)-(20) достаточно точно описывает обращение денежных средств в рамках изолированной экономической системы, которая не имеет внешних заимствований, не использует иностранную валюту для обслуживания внутреннего оборота и не позволяет использовать собственную национальную валюту за своими пределами.

Бурный рост использования в Российской Федерации в период между 1990 и 1998 годами бартера и денежных суррогатов — процесс, не имеющий реальных аналогов в большинстве других стран с переходной экономикой. Доля экономических и бюджетных операций с использованием денежных суррогатов и бартера в этот период возросла с 10% до 60%. Особенностью российского рынка этого периода было дробление рынков и сложная дифференциация цен на одни и те же товары в зависимости от вида операций. Кроме того, в отличие от обычной ситуации, когда бартерные цены ниже уровня наличных цен, средние цены в суррогатах стали значительно превышать цены в денежном эквиваленте, стимулируя, а не тормозя инфляцию. Подобное явление во многом объясняется включением в цену процентов и ожидаемой инфляции за период от момента отгрузки товара до момента получения денежных средств. При бартерных сделках цены также оказывались выше, так как в них включались операционные риски, связанные с непоставкой товара в установленные сроки. Фактически, в течение 1994 – 1998 годов, когда уже было фактически прекращено скрытое субсидирование предприятий в форме рефинансирования центральным банком на “льготных” условиях, значительная инфляция определялась:

А) высокими инфляционными ожиданиями, сформировавшимися в течение 1992-93 г. (Im много больше 1)

В) использованием бартера и денежных суррогатов в качестве возможной замены дефицитных в то время коммерческих кредитов для пополнения оборотного капитала

С) высокими процентными ставками по государственным облигациям (ГКО, ОФЗ), которые оказали дальнейшее сдерживающее воздействие на кредитную деятельность коммерческих банков.

D) Реструктуризация российской экономики приводила к значительному снижению ВВП.

Это противоречит элементарной логике рыночной экономики, поскольку производители обычно принимают товары в счет оплаты с наценкой в отличие от скидки, сопутствующей операциям с денежными средствами. Кроме того, эти же самые производители часто жалуются на нехватку у них наличности и затруднения с ликвидностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: