Денежные агрегаты и модели денежного обращения

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

Им. проф. М.А.Бонч-Бруевича

 

Е.В.ВОСТОКОВ

 

ФИНАНСЫ

ЧАСТЬ 1

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

допущено Учебно-методическим объединением по образованию в области производственного менеджмента в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 080502 Экономика и управление на предприятиях связи

Санкт-Петербург

УДК 33:681.3 (075)

 

 

Востоков Е.В. Финансы (часть 1) Учебное пособие / Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича. – СПб, 2007. – 314 стр.

 

Учебное пособие охватывает широкий круг вопросов, связанных с управлением финансами на раздичных уровнях. В нем рассматриваются вопросы, связанные с денежным обращением, управлением финансами на государственными уровнем, а также функционированием денежного и фондового рынков. Рассмотрены вопросы формирования цен на различные финсасовые инструменты.

Пособие предназначено для изучения вопросов, рассматриваемых в курсах «Финансы, денежное обращение и кредит», «Банки и банковское дело», а также «Финансовые и фондовые рынки». Пособие снабжено контрольными вопросами для самопроверки и списком рекомендуемой литературы.

 

Разделы 2.1, 3.1, 5.1 и 5.2 написаны совместно Егоровой М.А.

 

 

Учебное пособие допущено УЦМО по образованию в области производственного менеджмента в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 080502 Экономика и управление на предприятиях связи

 

 

© Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 6

1. ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ И МОДЕЛИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ.. 9

1.1. Понятие денег. 9

1.2. Наличные деньги.. 9

1.3. Безналичные деньги.. 13

1.4. Агрегат М1 и модель обращения для этого агрегата.. 18

1.5. Срочные государственные обязательства.. 21

1.6. Денежные суррогаты.. 28

1.7. Роль иностранной валюты в обращении.. 32

2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И РЫНОК.. 36

2.1. Финансовой система.. 36

2.2. Основные виды финансовых инструментов. 44

2.3. Финансовый рынок и его структура.. 47

3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМ РЫНКОМ... 55

3.1. Основные методы государственного регулирования финансовой системы.. 55

3.2. Управление минимальными обязательными резервами. 57

3.3. Операции на открытом рынке. 58

3.4. Учетная ставка (ставка рефинансирования) центрального банка и ее воздействие на финансовый рынок 59

3.5. Основные виды государственной финансовой политики.. 74

3.6. Консервативная финансовая политика.. 76

3.7. Либеральная и классическая государственная финансовая политика.. 77

3.8. Кейнсианская государственная финансовая политика.. 81

3.9. Монетаристская и неокейнсианская финансовая политика.. 87

3.10. Государственная финансовая политика РФ.. 92

4. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И РЫНОК.. 102

4.1. Структура банковской системы страны.. 102

4.1.1. Органы государственного регулирования банковской системы.. 102

4.1.2. Государственные и негосударственные организации банковского рынка. 106

4.1.3. Организация взаимоотношений между банками и корреспондентские отношения. 110

4.2. Банковские операции и инструменты банковского рынка.. 111

4.3. Ресурсы и кредитный потенциал коммерческих банков. 112

4.4. Расчетно-кассовое обслуживание. 115

4.4.1. Виды банковских счетов до востребования. 115

4.4.2. Основные традиционные формы расчетов. 115

4.4.3. Чековая форма расчетов. 119

4.4.4. Расчеты на основе пластиковых карт.. 121

4.4.5. Экономика расчетно-кассового обслуживания. 124

4.5. Депозиты.. 128

4.6. Кредитование. 130

4.6.1. Кредиты и их основные типы.. 130

4.6.2. Принципы банковского кредитования. 132

4.6.3. Основные способы рассмотрения кредитов. 134

4.6.4. Ссудные счета и способы использования кредитов. 135

4.6.5. Основные способы выдачи кредитов и кредитные линии. 137

4.6.6. Виды процентных ставок. 140

4.6.7. Способы начисления процентов. 143

4.6.8. Основные схемы погашения кредитов. 146

4.6.9. Оценка заемщика. 150

4.7. Формы обеспечения возврата кредитов. 154

4.7.1. Основные формы обеспечения кредитов. 154

4.7.2. Залоговые схемы обеспечения кредитов. 154

4.7.3. Гарантийные схемы обеспечения кредитов. 159

4.7.4. Обеспечение кредитов правами. 162

4.8. Финансовый лизинг. 163

4.9. Валютный рынок и валютные операции.. 166

4.9.1. Валютный рынок и его участники. 166

4.9.2. Валютные операции. 168

4.9.3. Валютные позиции. 177

4.9.4. Валютные риски и методы их снижения. 178

4.9.5. Теоретические основы формирования валютных курсов. 181

4.9.6. Формирования валютных курсов. 185

4.10. Прочие операции коммерческого банка. 187

4.11. Результаты деятельности банка и их анализ. 192

4.11.1 Доходы и расходы банка. 192

4.11.2 Оценка прибыльности отдельных операций банка. 195

4.11.3 Банковский баланс. 198

4.11.4. Обязательные и рекомендательные нормативы для коммерческих банков. 200

4.11.5. Капитал банка и оценка его достаточности. 203

4.11.6. Анализ доходности и надежности банков. 211

4.12. Управление рисками коммерческих банков. 214

5. ФОНДОВЫЙ РЫНОК.. 221

5.1. Инструменты фондового рынка.. 221

5.2. Фондовый рынок и его структура.. 221

5.2.1. Инфраструктура фондового рынка. 221

5.2.2. Органы регулирования фондового рынка. 222

5.2.3. Инвесторы и эмитенты. 224

5.2.4. Профессиональные участники фондового рынка. 227

5.2.5. Особенности регулирования фондового рынка. 231

5.3. Вексель. 232

5.3.1. Понятие векселя. 232

5.3.2. Оборот векселей. 234

5.3.3. Оценка стоимости и погашение векселей банками. 237

5.4. Облигации.. 239

5.4.1. Виды облигаций. 239

5.4.2. Методы расчета стоимости облигации. 241

5.4.3. Российские государственные облигации. 244

5.4.4. Организация торговли государственными облигациями. 245

5.5. Акции и другие долевые инструменты.. 247

5.5.1. Типы и виды акций. 247

5.5.2. Оценка стоимости акций. 250

5.5.3. Организация торговли акциями и депозитарные расписки. 256

5.5.4. Фондовые индексы.. 257

5.5.5. Депозитарные расписки. 263

5.6. Срочные контракты.. 266

5.6.1. Основные виды срочных контранктов. 266

5.6.2. Оценка стоимости опционов. 268

5.6.3. Хеджирование операций фьючерсами. 271

5.6.4. Хеджирование операций опционами. 273

5.6.5. Стратегии хеджирования. 274

5.7. Портфельное инвестирование. 276

5.7.1. Понятие портфеля и их типы.. 276

5.7.2. Источники информации для управления портфелем.. 281

5.8. Фундаментальный анализ. 284

5.8.1. Понятие фундаментального анализа. 284

5.8.2. Методы фундаментального анализа. 285

5.9. Технический анализ. 287

5.9.1. Технический анализ и его основные методы.. 287

5.9.2. Анализ трендов на основе графиков. 289

5.9.3. Японские свечи (Japanese Candlesticks Charting) 298

5.9.4. Метод скользящих средних. 301

5.9.5. Осцилляторы.. 306

5.9.6. Волны Эллиотта. 310

ЛИТЕРАТУРА.. 320

Приложение 1 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.. 326

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Финансы - историческая категория, родившаяся практически одновременно с возникновением цивилизованного государства, которому требовались ресурсы для выполнения таких функций, как охрана границ и общественного порядка, постройка и содержание общественных зданий, ведение войн, обеспечение дипломатических миссий и т.д. Эти ресурсы государство аккумулировало в форме сборов (налогов), первоначально взимавшихся в натуральной, а позднее в денежной форме.

Термин финансы появился в период XVI-XVII вв. для обозначения доходов государственной казны. Латинский термин financia в дословном переводе означает «доход, платеж». Позже он стал использоваться для определения совокупности государственных доходов и расходов.

Возникновение термина финансов обусловлено тремя причинами:

1. Потерей права главы государства единолично распоряжаться всеми доходами и расходами, собираемыми на территории страны и возникновением общегосударственного бюджета.

2. Формированием законодательно закрепленной системы государственного бюджета с определенным составом и структурой доходов и расходов. Основные группы расходной части бюджета (на военные цели, управление, экономику и социальные нужды) практически не изменились с XVII века.

3. Переходом к преимущественно денежной форме взимания налогов.

До начала ХХ в. термин финансы употребляли в основном в смысле государственных финансов. Однако, усиление роли государства в экономике, развитие банковской системы и широкое распространение открытых акционерных предприятий сделали необходимым расширить понимание термина «финансы». Он начинает включать, помимо государственных финансов, сферу финансов хозяйствующих субъектов (или предприятий) и населения. Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах – наука о государственных финансах и наука о финансах предприятий (финансовый менеджмент). Первая изучает рациональные способы формирования и использования централизованных денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства. Вторая – формы создания и рационального использования денежных фондов и капитала в рамках отдельного предприятия.

Можно сформулировать следующее определение: финансы – это система экономических отношений организованных государством по поводу образования, распределения и использования денежных средств государством, субъектами хозяйствования и населением.

К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической категории, принято относить денежные отношения, возникающие между:

1. Государством и предприятиями (организациями) при уплате налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и бюджетное финансирование расходов;

2. Государством и центральным банком при регулировании кредитно-денежной системы и финансового рынка;

3. Государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

4. Предприятиями, гражданами и социальными фондами при внесении страховых взносов в эти фонды и получении от них ресурсов;

5. Отдельными звеньями бюджетной системы;

6. Населением и предприятиями, с одной стороны, и кредитными организациями, с другой;

7. Населением и предприятиями, с одной стороны, и страховыми компаниями, с другой;

8. Работодателями и работниками;

9. Предприятиями и организациями в процессе своей производственной и коммерческой деятельности;

10. Гражданами и предприятиями, с одной стороны, и эмитентами при инвестиционной деятельности.

Кроме того, к финансам относятся отношения внутри предприятия при формировании и использовании денежных средств.

Сущность финансов как экономической категории заключается в том, что финансы всегда имеют денежную форму выражения. Финансы отражают процесс движения денег и инвестиционных ценностей, заменяющих в определенный момент времени денежные средства (ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, объекты вложения капитала). По своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов – увеличение валового национального продукта.

Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а закономерности образования, распределения и использования ресурсов, а также развития финансовых отношений

Общие вопросы финансовой науки появляются в работах Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), у которого основные воззрения в области финансов изложены в работе «Афинское государственное устройство». Большое внимание финансам уделял древнеиндийский ученый Вашнагуапт (321-297гг. до н.э.), в работе которого «Наука о политике» много внимания уделяет налогам и государственному хозяйству.

Вопрос налогов волновал и средневековых ученых из разных стран мира - арабского ученого Кодама (около 948 г. н.э.), Фомы Аквинского (1225-1274гг.) и многих других европейских ученых этого периоды. Они пытались обосновать право главы государства на сбор налогов с подданных. Многие исследователи считают основателем финансовой науки Диомеда Карафа (умер в 1487 г.), который руководил казной Неаполитанского королевства во второй половине ХV века. Опираясь на идеи Фомы Аквинского, он считал, что источником средств для государственной казны является государственная собственность на землю, леса, определенная недвижимость, а также вещные права на другое имущество.

Быстрое развитие финансов относится к периоду ХVI - XVII веков, когда операции первых банковских домов, ссужавших деньги под проценты, становятся достаточно масштабными. Быстрый рост в этот период экономики Италии, Нидерландов, Англии и ряда других стран способствовал развитию товарно-денежных отношений и возникновению векселей, бумажных денег, ценных бумаг и других финансовых инструментов.

Первый научный трактат о финансах принадлежит Ф.Юсти, который в 1766 г. издал книгу «Система финансового хозяйства» (другая интерпретация русского перевода - «Система сущности финансов»).

Современное развитие науки о финансах связано с такими именами как Джону Мейнарду Кейнсу (John Maynard Keynes, 1883-1946), введшим системное рассмотрение финансов, и Милтона Фридмена (1912-2006) сформировавшим современную теорию денег. Работы этих ученых внесли огромный вклад в практику государственного управления финансами и практику банковского дела.

Первым русским автором, заинтересовавшимся финансами был И. Пересветов, который во второй половине XVI века (при царе Иване Грозном), достаточно подробно рассматривал существовавшую тогда финансовую систему и предлагал сократить расходы на наместничество как неэффективные. В дальнейшем определенную роль в формировании науки о финансах сыграли работы Ю.Крижанича, Г.Катошохина, И.Посошкова, Десницкого. Первый из них жил в 18-м веке и свои взгляды на усовершенствование финансовой системы России изложил в ряде работ, главной из которых является «Разговоры о владельстве». Основное внимание он обращает на различные способы обогащения государства, которые делит на две группы: правильные сборы и неправильные сборы (доходы от кабаков, от порчи монеты, от государственной монополии). Он предлагал для обогащения государства развивать земледелие, ремесла и государственное хозяйство.

Сам термин «финансы» ввел русский профессор права Семен Ефимович Десницкий (1740-1789). Он дал первое в отечественной науке определение финансов, анализ финансовой системы начинает с государственных расходов, считая, что без них финансовая система не может существовать, делит расходы на содержание органов управления, поддержание внутреннего порядка, общественные нужды, охрану государства от врагов.

 

 


ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ И МОДЕЛИ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Понятие денег

Финансовые средства это любые объекты, которые служат средствами платежа, т.е. имеются у покупателя товара и принимаются в обмен на товар продавцом.

Финансовые средства могут быть:

- уникальными, обслуживающими только одну или несколько сделок;

- локальными, обслуживающими значительную часть товарообменных операций;

- универсальными, принимаемыми практически всеми продавцами товаров на конкретной территории.

 

Под деньгами понимают финансовые средства, универсальность которых авторизована государством.

Авторизация финансовых средств государством означает обязательное выполнение следующих свойств:

1) Эмиссия (выпуск в обращение) финансовых средств осуществляется государством или уполномоченной им организацией;

2) Государство гарантирует их универсальность, т.е. создает условия обеспечивающие обязательность их приема в качестве средства платежа практически во всех сделках, осуществляемых на подконтрольной государству территории.

3) Обеспечивает их, хотя бы временную, стоимостную устойчивость, т.е. в большинстве независимых сделок, осуществляемых одновременно, объем финансовых средств, выплачиваемых продавцу за единицу товара массового спроса, не должен сильно различаться.

Денежные средства предназначенные в первую очередь для обеспечения платежей, обслуживания обращения товара, а также оценки их стоимости.

Наличные деньги

Простейшая модель денежного обращения предполагает наличие трех основных типов субъектов, вовлеченных в оборот товаров и услуг:

1) Домохозяйств (ДХ), потребляющих товары и услуги и обеспечивающих рабочую силу экономической системе.

2) Производящих субъектов (ПС), которые создают товары и услуги и потребляют рабочую силу;

3) Государства, потребляющего товары, услуги и рабочую силу, в обмен на обеспечение выполнения функций внутренней и внешней безопасности на конкретной территории, создающего нормальную инфраструктуру для развития домохозяйств и производящих субъектов.

Когда государство расплачивается с ДХ и ПС за предоставленные товары и услуги оно выпускает в обращение деньги.

Рис. 1. Простейшая модель денежного обращения.

 

В рамках этой простейшей экономической системы проявляются три основных функции денег:

1) Как средства платежа они выступают, прежде всего, при расплате государства с ДХ и ПС

2) Как средство обращения они обеспечивают устойчивый товарообмен между ДХ и ПС

3) Наконец, в ходе постоянного обмена денег на товары, услуги и рабочую силу возникает и третья функция денег, которые становятся мерой стоимости и определяют масштаб цен

В простейших экономических системах государство обычно эмитирует только один вид денег – наличные деньги. Наличными деньгами называют средства обращения, имеющие материальное воплощение и строго определенный государством вид. Наличные деньги также называют денежным агрегатом М 0. В настоящее время существуют два основных вида наличных денег – бумажные деньги и монеты.

Исторически первой формой денег была монетарная форма. Монеты первоначально чеканились из драгоценных металлов (серебра и золота), а также медных сплавов. В дальнейшем появились монеты из платины, а мелкие монеты стали делать из никелевых, алюминиевых и других металлических сплавов, а также пластмассы.

В большинстве стран мира был принят монометаллический стандарт, когда в качестве основной единицы признавалась денежная единица сделанная из какого-то одного драгоценного металла. В качестве такого металла в одних странах признавалось золото (например, Франция), а в других серебро (например, в России). Монеты из других металлов формально приравнивались к какой-то части основной единицы. Правда, это равенство все же должно было учитывать реальную относительную стоимость других металлов. Не учет этого фактора мог приводить к негативным социально-экономическим последствиям, когда мелкие монеты отказывались брать. Характерным примером социальных последствий от неправильного установления соотношения между стоимостью основной и разменной монеты является Медный бунт середины 17-го века в России.

В ряде стран (Великобритания, США) действовал биметаллический стандарт, при которой в качестве основных единиц признавались денежные единицы выполненные из разных драгоценных металлов – золота и серебра. При биметаллическом стандарте обычно возникало гибкое соотношение стоимости монет из разных металлов. В одних странах, например США, стоимость 1 доллара в золоте не равнялась 1 доллару в серебре. В других странах, например в Великобритании, монеты из разных металлов носили разные наименования (соверены в золоте и шиллинги в серебре), а обменный курс между ними устанавливался исходя из рыночного соотношения стоимости золота и серебра.

Бумажные деньги появились в Китае в 12 веке, а в Европе в начале 18 века. Первые российские бумажные деньги появились в 1768 году в соответствии с манифестом Екатерины II от 29 декабря 1768 года, определявшем первую эмиссию бумажных денежных знаков – ассигнаций. Первоначально бумажные деньги представляли собой обязательства государства обменять предъявленную ценную бумагу на монеты из драгоценных металлов. При биметаллическом стандарте на бумажных деньгах указывалось и то, на какую конкретно монету (золотую или серебряную) должны быть обменены эти бумажные деньги. В частности, употребительное название доллара bucks, появилось исходя из того, что одни доллары обменивались на золотые монеты (golden backs), а другие на серебро (silver backs). Сведения о том, на монеты в каком конкретно виде металла сообщались на обратной стороне купюры (back). Полной равноценности между golden backs и silver backs не было.

В зависимости от готовности обменять государством бумажные деньги на монеты из драгоценных металлов строился и их курс, который в 19 веке мог сильно отличался от номинальной стоимости. Например, в первые годы царствования Александра I эмиссия ассигнаций была особенно интенсивной. Их количество в обращении к концу 1810 г. достигло 579 373 880 руб, что значительно превышало наличные запасы серебра в государственной казне Российской империи. Как следствие за 1 рубль ассигнациями давали только 25,4 копейки серебром. В середине 19 века в России курс 1 рубля в ассигнациях составлял от 0,6 до 0,9 рубля в серебре. Стабилизация бумажных денег как средства платежа относится к концу XIX – началу ХХ веков, когда они стали играть преобладающую роль в обороте. В России эта стабилизация связана с денежной реформой 1895-1897г.г., которая определила в качестве основы денежной системы Российской Империи золотой рубль, содержавший 17,424 доли чистого золота.

До 1912 года международными деньгами могли выступать как золото и серебро. В 1912 году ведущие мировые державы подписали Гаагское соглашение, в соответствии с которым в международных расчетах был принят золотой стандарт. В соответствии с этим стандартом любой участник мог обменять наличные средства в валюте своего государства в золото, в соответствии с объявленным содержанием золота в 1 денежной единицы государства.

К этому периоду относится возникновение двух форм бумажных денег – банковских билетов, которые могут быть обменены на золото по фиксированному курсу, и казначейских билетов, которые не обменивались на золото по фиксированному курсу.

После окончания 1-ой Мировой войны большинство стран отказалось от чеканки монет из драгоценных металлов, что привело к подрыву основы золотого стандарта – наличия в обороте золотых монет. Окончательно бумажные деньги оторвались от золотого эквивалента после Второй мировой войны (Бреттон-Вудские соглашения 1946). На золото бумажные деньги могли обменивать уже не отдельные лица, а только государства в межгосударственных расчетах (золотодевизный стандарт). В этот период связь с золотой основой поддерживалась за счет формальной оценки каждой денежной единицы в граммах золота. Полностью бумажные деньги потеряли связь с золотом после Ямайских соглашений 1973 года.

Для простейшей экономической системы характерна прямая взаимосвязь между производимым валовым внутренним продуктом ( V ), под которым понимают совокупность всех товаров и услуг, произведенных в ее рамках, и, количеством денег (М 0), выпущенных в обращение.

 

 

где t 0 - скорость обращения (число оборотов) денег за определенный период.

Данная взаимосвязь между ВВП и количеством денег в обращении достаточно хорошо описывает товарообмен в условиях относительно неразвитых экономических систем, для которых характерны только наличные деньги и ВВП в течение длительного времени остается на стабильном уровне.

При изменении объемов ВВП должно происходить следующее:

При росте объемов производства товаров и услуг, для обеспечения их реализации необходимо, чтобы происходило хотя бы что-то одно из следующего:

-увеличение скорости обращения денег t 0,

- рост денежной массы М 0 за счет эмиссии (выпуска) денежных средства в обращение

- снижение цен на товары и услуги.

При уменьшении ВВП, а это происходит при попадании экономической системы в полосу кризиса соблюдение равенства обеспечивается:

- замедлением скорости оборота денег,

- уменьшением объема денежной массы, в результате ремиссии (изъятия) государством денег из обращения,

- повышением цен на товары и услуги.

 

Все эти параметры имеют весьма ограниченные возможности регулирования со стороны государства или других участников экономической системы. Действительно, экономический рост обычно предполагает увеличение (из-за временной дефицитности части товаров), а не уменьшение цен, в то время как при экономическом кризисе обычно цены идут вниз в результате естественного желания участников рынка сбыть свою продукцию по любой цене.

Далее, скорость оборота денег - величина, слабо поддающаяся регулированию со стороны государства. В условиях роста экономики скорость оборота денег не может превзойти некоторой предельной величины – максимальной скорости оборота. Максимальная скорость оборота (то теоретическое количество раз, которое может обслужить одна денежная товарооборот) зависит от:

- территориально-географических особенностей страны (ее масштаб, населенность, концентрации в городах и т.д.)

- технического оснащения тех организаций, которые вводят деньги в обращение и которые их используют;

- развития транспорта;

- материальной основы денег

- принятой регулярности оплаты товаров, услуг и рабочей силы;

- общего технического состояния экономической системы в целом

Считается, что за последние 200 лет максимальная скорость оборота наличных денег выросла в 10 раз и составляет в настоящее время 50 раз в год.

Если скорость оборота достигает верхнего предела, а денежная масса не изменяется, то экономический рост в простейшей экономической системе начинает резко тормозиться. Поэтому, государство для поддержания экономического роста должно эмитировать дополнительные средства в обращение. Эта эмиссия обычно происходит за счет создания дефицита государственного бюджета, который формируется путем снижения налогов и других обязательных государственных платежей, а также увеличением государственных расходов.

 

В условиях кризиса скорость оборота, как правило, падает. Однако, и здесь имеются ограничения. Существует минимальный предел скорости оборота, ниже которого она не может упасть. Он зависит от:

- социально-экономического состояния в стране (чем более спокойна ситуация, тем медленнее может быть оборот);

- возможности превращения денежных средств в сокровище (когда деньги делались из драгоценных металлов они значительно легче становились объектами длительного хранения, чем бумажные деньги).

- уровнем товарности экономической системы (чем выше уровень товарности экономики, тем выше нижний предел).

Если скорость оборота денег достигает нижнего предела, а денежная масса не уменьшается, то создаются условия для возникновения инфляции. Для того, чтобы предотвратить инфляцию государство вынуждено проводить ремиссию денег, за счет создания профицита бюджета. Возможными способами создания профицита в условиях простейшей экономической системы являются:

- увеличение налогового бремени и штрафных санкций;

- сокращение государственных расходов;

- продажа государственного имущества и приватизация государственных предприятий;

- конфискация имущества ДХ и ПС.

 

Таким образом, из-за наличия прямой положительной связи между ВВП и денежной массы, в условиях кризиса государство, не обладающее значительным государственным имуществом, вынуждено проводить финансовую политику, которая усугубляет кризисные явления.

Безналичные деньги

Развитие экономических систем привело к возникновению в их составе особых хозяйственных субъектов- финансовых учреждений, которые занимались:

- концентрацией временно свободных денежных средств ДХ и ПС,

- обслуживанием платежей между разными субъектами экономической системы;

- выдачей ссуд, нуждающимся во временном получении дополнительных средств субъектам экономической системы.

 

Изменение схемы взаимодействия между субъектами экономической системы представлено на рис. 2..

 

Рис.2. Модель экономической системы с развитыми финансовыми учреждениями.

 

Деятельность финансовых учреждений породила возникновение в рамках экономической системы особых финансовых средств – финансовых расписок, которыми сопровождались такие операции как временный заем свободных денежных средств у субъектов экономической системы, обслуживание платежей или выдача ссуд. Особым видом финансовых расписок являются безналичные деньги, под которыми понимаются обязательства, выданные финансовыми учреждениями, в любой момент обменять их на наличные деньги.

Существует и другое определение безналичных денег – это совокупность денежных средств, хранящихся на всех видов текущих и расчетных счетов в финансовых учреждениях.

В определенной мере безналичные деньги развивают основную идею бумажных денег – заменить монеты на государственные обязательства в их получении. Отличие бумажных денег от безналичных состоит в том, что первые имеют строго определенный государством сертификат (форму), а вторые нет.

Основным источником появления безналичных денег в обороте является государство, которое обычно расплачивается ими с другими субъектами экономической системы. Однако не только оно формирует их объем. В частности, значительную роль в формировании безналичных денег играют домохозяйства и производящие субъекты, вносящие наличные деньги (инкассируя) на свои текущие, расчетные и накопительные счета. Появление финансовых учреждений вызывает возникновение еще одной функции денег – функции накопления, которая связана с желанием участников экономической системы выгодно разместить временно свободные денежные средства, отдавая их по средствам ФУ в рост.

Аккумулируя свободные денежные средства и выдавая их в кредит финансовые учреждения начинают играть определенную роль в создании денежной массы, мультиплицируя (увеличивая) их количество в обращении.

 

Эффект денежного мультипликатора возникает во всех развитых экономических системах, имеющих развитую сеть финансовых учреждений (ФУ). Источником возникновения эффекта является возможность предоставления ФУ части средств, находящихся на расчетных и текущих счетах экономических субъектов, в виде краткосрочных кредитов другим экономическим субъектам. Количество денег, которые ФУ может безопасно предоставить в виде кредитов определяется исходя из вероятности взятия средств с текущих счетов экономическими субъектами (внутреннее резервирование) и необходимостью выполнения государственных нормативов по хранению в ФУ или перечислению части безналичных денег в специализированное государственное учреждение (обязательное резервирование). Последнее, для простоты, будем называть центральным государственном банке (ЦГБ).

Источником появления новых безналичных денег в системе могут быть:

1) денежные средства, эмитируемые государством для покрытия дефицита бюджета

2) денежные средства, получаемые от ЦГБ в результате продажи валюты;

3) денежные средства, превращающиеся из наличной формы в безналичную, например, при размещении их населением на своих счетах.

Если источником «новых» безналичных денег являются платежи государственных органов и ГЦБ, а получателями производящие субъекты, то они обычно расходует не всю сумму, а только ее часть для оплаты счетов поставщиков, выплаты заработной платы, а также уплаты налогов. При этом платежи осуществляются как в наличной, так и в безналичной форме. Если бы источником «новых» безналичных денег были бы наличные деньги, то часть из них осталась бы лежать на счете, а часть использовалась бы для осуществления безналичных платежей. Для того, чтобы нивелировать это различие источников появления «новых» безналичных денег, будем предполагать, что из первоначальной суммы, полученной производящими субъектами платежей в наличной форме не осуществляется, т.е. считается, что все платежи в наличных деньгах, которое должно было бы сделать ПС производит за него государство.

Для того, чтобы понять как возникает эффект мультипликатора рассмотрим следующий пример. Предположим, что государство решило расплатиться с поставщиком товаров на сумму 1 млрд. рублей безналичными деньгами и оплатить их расходы в размере 250 млн. руб. наличными. На его счет в банке приходит 1000 млн. руб. ПС оплатило счета поставщиков по безналичному расчету на 500 млн. рублей, после чего на его счете остается 500 млн. рублей. Считая, что совокупная ставка резервирования составляет 10%, то ФУ должно перечислить в ЦГБ или оставить неизрасходованными 50 млн. рублей. Свободно оперировать ФУ может остатком в 450 млн. руб., выдав их другому клиенту в виде кредита, и переведя их на расчетные счета этого клиента. Таким образом, после этих действий в системе финансовых учреждений остается 1450 млн. рублей:

500 млн. рублей на счетах 1- го ПС;

500 млн. рублей на счетах его поставщиков;

450 млн. рублей на счетах заемщиков

Поступившие другим предприятиям деньги (950 млн. руб.), также генерируют дополнительные безналичные и наличные деньги. Если считать, что оплата безналичных и наличных счетов осуществляется в той же пропорции, что и для первого предприятия, то эти средства распределяются следующим образом:

Превращение в наличные (20% полученных средств) – 190 млн. руб.

Оплата поставщикам по безналичному расчету (40%) – 380 млн. руб.

Остатки на счетах 380 млн. руб., которые идут на

Формирование резерва (10%) – 38 млн. руб.

Выдачу кредитов другим предприятиям – 342 млн. рублей.

Таким после второй стадии перераспределения безналичных денег становится 1602 млн. рублей, в том числе:

500 млн. рублей на счетах 1- го ПС;

380 млн. рублей на счетах поставщиков 1-ой руки и получателей кредитов 1-го этапа;

722 млн. рублей на счетах новых заемщиков и поставщиков 2-ой руки.

Иначе говоря 880 млн. рублей безналичных денег уже не способны генерировать новые кредиты, а оставшиеся 772 млн. рублей могут быть использованы для дальнейшего увеличения денежной массы

Общий прирост денежной массы (как наличных, так и безналичных денег) составил после второго этапа перераспределения 342 млн. рублей.

Если продолжить процесс, то на третьей стадии получаем прирост денежной массы 259,92 тыс. руб., в том числе наличных денег 144,40 млн. руб., а безналичных в размере 115.92 млн. рублей, а для дальнейшего перераспределения в системе ФУ остается – 548.72 млн. руб.

При продолжении процесса получаем следующую формулу для прироста денежной массы:

Dm1 (T) = Dm1 (1+C(1-R)/(1-A)* S (1-A-RC)^ t

tÎ0:T-1

Dm1 (T) - количество дополнительных денег на Т-ой стадии

Dm11 - количество безналичных денег вошедших в обращение

С – коэффициент, характеризующий долю средств остающихся на счетах после осуществления текущих платежей

A – средняя доля наличных платежей;

R – ставка резервирования

 

Если считать, что число стадий перераспределения неограниченно, то количество возникших как наличных, так и безналичных денег составит

 

Dm1 = Dm11 ((С+A)+CA*(1-R)/(1-A))/(А +RC)) = Dm11 *B (1)

 

где В – мультипликатор как наличных, так и безналичных денег.

Таким образом количество денег в обращении (как наличных, так и безналичных) зависит от:

1) Ставки резервирования, (чем больше ставка, тем меньше мультипликатор);

2) Доли безналичных платежей (чем больше доля безналичных платежей, тем больше мультипликатор)

3) Доли средств, остающихся на счетах предприятия (чем больше доля, тем больше мультипликатор).

Необходимо отметить также следующее: Формула (1) некорректна при А =1, но это фактически означало бы, что для ПС безналичных расчетов не существует (все средства сразу же превращаются в наличные деньги), а для домохозяйств, отсутствует какая бы то ни было необходимость превращения наличных денег в безналичные.

Формула (1) является обобщением классической формулы мультипликатора. Если предположить, что безналичные денежные средства не превращаются в наличные (т.е. А =0), а у ПС нет срочных платежей (т.е. С =1), то формула 1 сводится к классической формуле:

 

Dm1 = Dm11 /R (2)

 

Для России величина B близка к 1,4, т.е. каждый дополнительно эмитированный или превратившийся из наличного в безналичный рубль формирует 1,4 рубля денежной массы.

 

В рамках ставки резервирования обычно рассматривают две составляющих – обязательную, определенную ЦГБ и внутреннюю, определяемую банком. Если первая составляющая формируется исходя из общегосударственных задач, то вторая определяется такими факторами как интенсивность расходования полученных безналичных денег предприятиями (чем более интенсивно используют, тем больше ставка), возможностями представления краткосрочных кредитов (чем больше возможность представления краткосрочных кредитов, тем меньше ставка). В настоящее время совокупная ставка оценивается в 15%.

 

Поскольку эффект мультипликатора зависит от объема денежных средств, превращающихся в наличные, то банки заинтересованы в перечислении зарплат на электронные карточки, операции которая практически не превращает безналичные деньги в наличные.

 

В рамках мультиплицирования денежных средств формируются как безналичные, так и наличные деньги. Рассмотрим в каком объеме они формируются

Если вернуться к рассмотренному выше примеру, то на первой стадии перераспределения наличных денежных средств не формируется. На второй стадии формируется 190 млн. наличных рублей, на третьей стадии еще 144,4 млн. руб., на четвертой – дополнительно 109.74 млн. руб. В общем виде прирост наличной денежной массы Dm0 (T) составит:

 

 

D m 0 (T) = Dm1 1* (1- A-C)*A * S (1- A-C*R) ^ t /(1- A)

tÎ0:T-1

 

В пределе получаем, что прирост наличных денег составит

 

DM0 = Dm1 1* (1- A-C) A/(1-А)/(A+C*R) = Dm1 1* B0

 

где B0 – мультипликатор наличных денег.

 

Для России величина B0 близка к 0,75, т.е. каждый рубль дополнительно эмитированный в виде безналичных денег или превратившийся из наличного в безналичный формирует 0,75 копеек наличных денег.

 

Мультипликатор B1 безналичных денег равняется разнице между общим мультипликатором и мультипликатором наличных денег, т.е.

 

B1 = B - B0

 

Эффект мультипликатора характерен для ситуации, когда количество безналичных денег увеличивается. При сокращении объема безналичных денег в обращении действуют несколько иные закономерности, хотя в основном и схожие с эффектом мультипликатора. В частности, при сокращении объема безналичных денег, уменьшается и объем денежных средств, которые могут служить основой для выдачи кредитов. Иначе говоря, денежные средства уменьшаются не только на величину прямого их изъятия из обращения, но и некоторую дополнительную величину, определяемую изменением объема кредитной базы.

Обозначим через S отношение кредитов, выданных в рамках экономической системы (L) к общему объему безналичных денег(m1), т.е.

S = L/m1

 

При прямом уменьшении m1 на величину Dm1 сократится и объем выдаваемых кредитов (DL). Если считать, что после уменьшения объемов безналичных денег существовавшее соотношение должно восстановиться, а объем дополнительно уменьшаемой массы безналичных денег пропорционален уменьшению возможностей кредитования, то приходим к следующей формуле:

 

S = (L-DL)/(m1-Dm1-D*DL)

Где D – коэффициент пропорциональности сокращения денежной массы. Этот коэффициент меньше либо равен 1. Обычно он близок 1. Величина D зависит от большого числа факторов, прежде всего:

- от доли долгосрочных вложений в финансовые учреждения – долгосрочных депозитов, накопленного собственного капитала ФУ. Чем больше доля долгосрочных вложений, тем меньше D.

- действующих банковских нормативов в области страхования финансовых рисков. Чем более строгими оказываются банковские нормативы и чем точнее они соблюдаются, тем меньше D.

 

Размер сокращения объемов кредитования, при прямом изъятии из обращения величины Dm1 составляет

 

DL= S* Dm1/(1-D*S),

a общее сокращение безналичной денежной массы равняется:

Dm1 = Dm1 +D*S* Dm1/(1-D*S)= Dm1 /(1-D*S)

Легко видеть, что при S близких к 1, для финансовой системы могут наступить необратимые последствия, даже при относительно небольшом прямом сокращении объема безналичных денежных средств. Примером, именно таких разрушительных последствий явился августовский финансовый кризис 1995 года в Российской Федерации, когда из-за банкротства двух относительно небольших банков, обанкротилось около 30% финансовых учреждений России. Аналогичный пример дает и российский кризис 1998 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: