Ресурсы и кредитный потенциал коммерческих банков

Под ресурсами коммерческого банка понимают совокупность средств, находящихся в распоряжении финансового учреждения, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению. Основой формирования ресурсов коммерческого банка являются собственные и привлеченные финансовые средства.

Собственные средства банков обычно формируются из уставного капитала банка, резервного фонда, нераспределенной прибыли и дополнительного капитала, образовавшегося в результате переоценки основных средств, принадлежащих ему.

Уставный капитал - формируется из взносов предприятий, объединений и организаций состоит из номинальной стоимости акций, и служит основным обеспечением обязательств банка. В настоящее время минимальный размер уставного капитала банка не может быть меньше 5 млн. евро.

Резервный фонд предназначен для покрытия возможных убытков банка по производимым им операциям. Минимальный размер резервного фонда определяется уставом кредитной организации, но не может составлять менее 15% величины уставного капитала. Источником формирования резервного фонда являются отчисления от прибыли направляемые в фонд в соответствии с законодательством.

В состав привлеченных средств входят финансовые средства полученные в результате проведения пассивных и активно-пассивных операций (операций с пассивными и активно-пассивными инструментами), а также в результате небанковских операций (например, как кредиторская задолженность по налоговым платежам, заработной плате и т.д.)

В общей сумме банковских ресурсов привлеченные средства занимают преобладающее место, по различным оценкам в России на них приходится 70-80%. При этом структура последних зависит как от специфики банка, так и от состояния экономики.

Ресурсная база оказывает прямое влияние на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Масштабы деятельности коммерческого банка жестко зависят от ее размеров и структуры. Принято считать, что ресурсная банка тем лучше, чем на более длительное время она привлечена.

Формирование ресурсов коммерческого банка включает в себя:

- создание и расширение клиентской базы;

- улучшение структуры источников привлечения ресурсов,

Эффективное управление привлечением ресурсов предполагает осуществление грамотной депозитной политики, а также клиентской политики в области расчетно-кассового обслуживания. Специфика этой области деятельности в том, что в части пассивных операций выбор банка должен быть ориентирован на определенную группу клиентов. Обычно банк привязан к клиентской базе намного сильнее, чем к заемщикам, так как заемщика выбирает банк, а вот банк выбирают клиенты.

В течение длительного времени качество ресурсной базы было не высоким из-за обязательного норматива Н11, в соответствии с которым размер привлекаемых от населения депозитов не должен превышать собственный капитал банка, т.е.

Н11= DEP/EQ.

Где DEP – депозиты привлеченные от населения;

EQ – собственные средства банка

В 2003 году этот норматив был переведен из числа обязательных в рекомендательные, что существенно увеличило возможности банков в проведении гибкой политики в области привлечения депозитов.

Однако, не вся совокупность мобилизованных в банке средств свободна для совершения активных кредитных операций банка. Прежде всего, как отмечалось ранее часть привлеченных средств банка должно быть перечислено в обязательный резерв, формируемой финансовым учреждением в центральном банке. Эти средства называются резервом ликвидности.

Ресурсы банка за вычетом резерва ликвидности называются кредитным потенциалом.

Однако, далеко не все средства кредитного потенциала могут быть направлены на кредитование, так как часть из них уже вложена в основные средства и нематериальные активы, а часть направляется для финансирования и осуществления других небанковских операций кредитных учреждений. Таким образом, кредитные ресурсы коммерческого банка (CR) - это часть кредитного потенциала, за вычетом вложений в:

- основные средства,

- нематериальные активы,

- запасы,

- долевые финансовые инструменты не обращающиеся на рынке,

а также прочие оборотные активы и внеоборотные активы, образование которых не связано с размещением средств в финансовые инструменты.

В момент использования кредитных ресурсов они перестают быть ресурсом для банка, т. к. они уже не запас, а становятся вложенными кредитными ресурсами (ICR).

Для того, чтобы оценить возможность банка осуществлять кредитование в ближайшей перспективе необходимо ввести понятие текущих кредитных ресурсов (CCR). Можно было бы определить эту величину как

CCR = CR –ICR (4.1)

Однако, ч асть вложенных кредитных ресурсов может быть достаточно быстро возвращена. Принято считать, что быстрым возвратом является срок в 1 месяц. Кроме того, часть финансовых инструментов, которые имеются у банка, может быть легко реализована на рынке (например, государственные облигации). Эта совокупность средств получила название быстроликвидных кредитных ресурсов (FCR). С другой стороны, банку могут потребоваться средства для быстрого возврата привлеченных средств. В частности, в эту категорию входят средства на текущих и расчетных счетах юридических и физических лиц, кредиторская задолженность по небанковским операциям, а также депозиты со сроком до момента погашения менее одного месяца. Эти средства называются быстровозвратными (FRR). Таким образом текущие кредитные ресурсы определяются по формулк

CCR =CR – ICR + FCR – FRR (4.2)

Во многих случаях бывает важно знать, какие средства банк может направить на кредитование прямо сейчас. Ресурсы, которые могут быть направлены на кредитование в течение дня, получили название мгновенных кредитных ресурсов (MCR)

MCR = CCB + CI – CP + MLC + CM (4.3)

Где ССВ - остатки средств на корреспондентском счете в центральном Банке;

CI – все поступления ожидаемые в течение дня

СР – все платежи ожидаемые в течение дня;

MLC – мгновенно ликвидные финансовые ресурсы (например, государственные облигации)

СМ - наличность в кассе банка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: