Семьи с внутренним (скрытым) семейным неблагополучием

Гораздо труднее разглядеть семьи, где «под зеркальной поверхностью жизни иногда бурлят страсти; муж и жена просто ненавидят друг друга» (Г.Г. Хоместаускас). В этом плане небезынтересна классификация семейных союзов, предложенная В.В. Юстицкисом, который выделяет семьи: /1. «Недоверчивая семья»: повышенная едоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам), с которыми семье приходится общаться. Члены семьи заведомо считают всех недоброжелателями или просто равнодушными, а их намерения к семье враждебными. Дети из подобных семей наиболее уязвимы для влияния антиобщественных групп, так как им близка психология этих групп: враждебность и агрессивность. /2. «Легкомысленная семья»: отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее, как правило, неопределенны. /3. «Хитрая семья»: ценит предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Эта семья умеет произвести впечатление на нужного человека, создать круг полезных знакомых. Если ребенок нарушил правила поведения, то родители слоны обсуждать не само нарушение, а его последствия.

Возможная разновидность внутренне неблагополучных семей – кажущихся совершенно нормальными типичными семьями, где родители вроде бы уделяют внимание детям: 1. Семьи, ориентированные на успех ребенка: родители внушают детям стремление к достижениям, что часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Родители, имея лучшие намерения, оказываются в плену своих ригидных представлений. Не иначе, как родительской близорукостью можно назвать стремление некоторых родителей бездумно определить призвание своего ребенка и выбрать ему слишком широкий диапазон занятий./2. Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи: члены семьи связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях в отношении друг с другом, препятствующих личностному и психологическому отделению членов семьи. Став взрослым, ребенок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности в заботе и любви будет предпочитать невмешательство в личные дела человека./3. Семьи известных людей: члены семьи, в том числе и дети, постепенно находятся в поле пристального внимания общественности. Многие дети из таких семей с раннего детства начинают считать себя чем-то исключительным. /4.Семьи состоятельных людей: дети, бесконтрольно пользуясь финансовыми средствами родителей, привыкают к праздной жизни, которая, в свою очередь, ведет к разного рода личностным деформациям и поведенческим отклонениям, приобретающим порой необратимый характер. Родители, чаще отец, много времени уделяют своей карьере, не имеют времени для занятия со своими детьми, отделываются от них подарками. /5. Полная, формально благополучная семья: при первом знакомстве с такой семьей определяется статус полного семейного благополучия. Однако более пристальное их изучение позволяет вскрыть глубоко запрятанные сложные проблемы. В таких семьях не скрываются принципиальные расхождения в подходе к подростку. Родители непоследовательны в своих требованиях и установок, они не понимают и не стараются понять характерологические особенности своих детей. Нередко подросток становится арбитром в сложных, напряженных взаимоотношениях между родителями.

Пограничные семьи

Данную типологию неблагополучных семей можно дополнить семьями пограничного характера, т. к. переход ее из категории благополучной в свой антипод происходит незаметно, а резкое изменение психологического климата обнаруживается только тогда, когда отношения в семье оказываются совершенно разложенными и эмоциональная разобщенность супругов часто приводит к разводу.

1. Семьи с недееспособными членами: обстановка стресогенная, дестабилизирует межличностные отношения супругов и создает вокруг ребенка специфический социальный и психологический фон, который не может не отразиться на формировании его личности. Родитель может страдать от неврозов или психозов. Болезнь бывает настолько серьезной, что жестокое обращение с ребенком приобретает садистский, преступный характер.

· Семьи с детьми – инвалидами и хронически больными детьми: пребывание детей в такой семье создает много сложностей, которые условно могут быть разделены на две группы: первая – как семья влияет на состояние больного ребенка, вторая – каким образом состояние хронически больного ребенка меняет психологический климат в семье. В результате вся семья, а не только больной ребенок испытывает конфликтные, фрустирующие переживания.

2. Семьи с нарушением структуры семейных ролей: это семьи, где межличностные роли, который в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи (патологизирующие семейные роли). Они могут возникать в результате взаимодействия семьи с социальной средой или непосредственно в самой семье.

До сих пор специалистам не удалось раскрыть психологические механизмы перехода семьи из относительно благополучной в категорию неблагополучной.

/41/ Тактики воспитания детей в семье

Методы воспитания детей в семье основываются на целях и задачах, предъявляемых современным обществом к воспитанию и развитию будущего полноценного члена общества. Семья является главным и самым важным институтом воспитания. Все навыки и привычки, которые ребенок в детстве приобретет в семье, он сохранит на всю оставшуюся жизнь. Именно в семье закладываются основы индивидуальности ребенка, и к школьному возрасту он уже практически сформирован как личность. От семьи и родителей требуется, в первую очередь, формирование здоровой, нравственной и интеллектуально развитой личности, которая будет готова к дальнейшей общественной, трудовой и семейной жизни.

Методы воспитания детей в семье зависят от компонентов содержания самого семейного воспитания. Среди направлений воспитания детей в семье можно выделить:/ физическое воспитание, которое считается первоочередным и основывается на ведении здорового образа жизни, соблюдении распорядка дня, занятиях спортом и прочем;/ интеллектуальное воспитание ставится в центр заботы родителей о будущем своего ребенка, развивает его интересы, способности, наклонности и задатки;/ нравственное воспитание - это стержень отношений, которые в дальнейшем формируют личность;/ эстетическое воспитание развивает у ребенка чувство прекрасного в жизни и искусстве, творческие способности, стремление самому преобразовать этот мир и сделать его лучше, формирует моральный облик дошкольника;/ трудовое воспитание формирует трудолюбие, способствует в будущем стремления работать и совершенствовать трудовые навыки и умения.

Общие методы воспитания детей в семье таковы:/ убеждение (внушение, совет, объяснение);/ личный пример;

метод «пряника» (похвала, поощрение, подарки, интересная перспектива);/ метод «кнута» (лишение удовольствий, наказание, в том числе и телесные, отказ от дружбы и общения).

/42/ Истинные и ложные авторитеты в семейном воспитании

Воспитание в семье имеет огромное значение для дальнейшего развития ребенка. Многие родители требуют от своих детей послушания, однако, это не правильный подход воспитания. Типы семейного воспитания выделяли еще классики педагогической науки, такие как А.С. Макаренко, В.В. Давыдов, изложившие в своих работах представления о системе воспитания ребенка, как в семье, так и в школе. Что же такое типы семейного воспитания? Это поведение родителей по отношению к ребенку, общение с ним. Родитель – это не тюремный надсмотрщик. Родители должны подавать пример своим детям, быть для них авторитетом.

Авторитет подавления. Макаренко выделяет несколько видов так называемого ложного авторитета. Другими словами, вместо того, чтобы показать, как нужно себя вести, педагог указал на ошибки родителей по отношению к ребенку, определив неправильные типы семейного воспитания. Итак, какие же это типы? Первым в списке идет авторитет подавления, когда один из родителей наказывает своего ребенка за проступок. Как считает Макаренко, наказание не просто порождает жестокость, но это и есть сама жестокость, основанная на трусости. Такое поведение родителей может привести только к рождению, укоренению в ребенка зла.

Авторитет расстояния. Следующие типы семейного воспитания, обрисованные Макаренко, это авторитет расстоянии и авторитет чванства. Авторитет расстояния можно трактовать как положительно, так и отрицательно. Общение с ребенком строится по принципу того, что отец или мать – это не указ и не закон для ребенка. Но в тоже время, родители считают, что правильным будет для ребенка вообще ограничить общение с ним. Другими словами, такие родители не то, что не советуют своим детям, как поступить в сложной жизненной ситуации, но стараются, именно, стараются не разговаривать с ними. И при этом вовсе не ощущают чувство вины. Авторитет чванств.а Авторитет чванства сводится к тому, что родитель представляет себя этаким великим, всемилостивым государем, который когда пожелает, простит, когда пожелает, уделит свое время и внимание ребенку. Как правило, такие родители слишком заняты собой и у них не то, что не возникает желания обратиться к ребенку, но даже в мыслях такого нет. Следующие типы семейного воспитания – это авторитет педантизма и авторитет резонерства. Первый предполагает тот факт, что мать или отец уделяют максимальное внимание своему ребенку. На первый взгляд такое отношение кажется правильным, но это заблуждение.

Авторитет педантизма и резонерства. Авторитет педантизма – это своего рода предъявление претензий к ребенку, когда мать говорит, почему сделал не так, как было сказано. Внимание к ребенку всегда сопровождается распорядительным тоном. Если ребенок что-то не так сказал или ответил, тогда незамедлительно следует наказание. Ошибки не просто не желательно допускать, но ошибки недопустимы. Авторитет резонерства представляет собой постоянные советы родителей, как надо жить, дружить. Это наседание на ребенка, которое строится на саморассуждении. Это не общение с ребенком, а как выразился Макаренко, просто болтовня.

Авторитет любви и авторитет подкупа. И в заключении приводятся еще два ложных авторитета, к которым относятся авторитет любви и доброты и авторитет подкупа. Принцип действия авторитета любви и доброты сводится к слишком сладкому отношению к ребенку. Речь даже не о чрезмерной опеке, а о поощрении недобрых проявлений в ребенке. Такое общение родителей с ребенком строится на мягкости, уступчивости, податливости, когда роли в семье меняются и ребенок становится командиром. Такое воспитание ведет только к развитию таких черт характера, как самолюбие и эгоизм. Авторитет подкупа в каком-то смысле схож с авторитетом расстояния. Воспитание представляет собой сделку между ребенком и старшими.

/43/ Понятие системы образования. Основные факторы развития системы образования.

Система образования – это совокупность образовательно- воспитательных учреждений, функционирующих в государстве, связь между ними и общие принципы, на основе которых эти учреждения работают. Система образования осуществляет: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное обучение и воспитание, средне специальное образование, высшее, подготовку научных и научно- педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку.

На развитие системы образования оказывают влияние следующие факторы:/ уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ;/двойственный характер за счет политики и интересов сословий (зажиточных или малоимущих;/исторический опыт и национальные особенности в области народного образования;/педагогический фактор (детские сады открывались для освобождения матерей для общественного труда, а позднее – для раннего воспитания и обучения детей, подготовки их к школе).

Принципы государственной политики в разных странах: Общество заинтересовано в высоком уровне образования. Декларируется общедоступность обучения, осуществляется всеобщее обязательное среднее образование/Сеть государственных средних общеобразовательных и специальных школ расширяется. В США государственными являются 90% школ./Сохраняется тенденция платности в частных школах и отдельных вузах. В США годовая оплата в школах составляет 7-8 тысяч долларов, в детских садах 40-500 долларов в месяц, в элитных университетах 17-20 тысяч долларов в год. В Токио элитные школы составляют 60% от общего числа школ./Возрастает финансирование системы образования за счет средств госбюджета. Привлекаются средства из различных источников./Расширяется сеть разнотипных школ и их структурное разнообразие. В США 48% профессиональных школ учат коммерции, делопроизводству, сельско-хозяйственным навыкам, в области сервиса и т.д./Обязательные учебные предметы в основном родной язык и математика. До 300 учебных предметов по выбору следующей тематики: продукты питания, мода, одежда, уход за ребенком, основы интерьера,

Расширяется система подготовки специалистов.

На развитие системы образования оказывает влияние целый ряд факторов: а) Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ. Как уже отмечалось в предыдущих главах, развитие и повышение научно-технического уровня общественного производства предъявляют все возрастающие требования к общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей. Эта объективная потребность обусловливает необходимость создания и развития школьной системы и ее постоянного совершенствования. Вот почему в более развитых в техническом отношении странах быстрее развивается сеть различных школ, раньше возникают и создаются новые тины учебно-воспитательных заведений. Так, начальное образование в Англии стало обязательным уже в середине XIX в. В странах с более развитым техническим производством интенсивнее расширяется сеть общеобразовательных и профессиональных средних учебных заведений, а также открываются университеты и различного рода специализированные высшие учебные заведения. В настоящее время под влиянием научно-технического прогресса во всех странах мира значительно повышается роль среднего специального и высшего, особенно университетского, образования, интенсивно развивается сеть профессионально-технических учебных заведений для подготовки рабочих массовых профессий./ б) Политика общества и интересы различных его сословий. Развитие образовательно-воспитательных учреждений и системы образования вообще в той или иной стране происходит под влиянием ноли-тики общества. Б обществе, где существуют различные по своему имущественному и политическому положению классы или сословия, система образования так или иначе носит двойственный характер, т.е. одни образовательно-воспитательные учреждения предназначены для представителей более зажиточной прослойки общества, другие же обслуживают низшие классы. В странах, где люди разделены на касты, как, например, в Индии, существуют отдельные школы для обучения детей различных каст ./ в) Исторический опыт и национальные особенности в области народного образования. Система образования каждой страны складывается также под влиянием исторического опыта и национальных традиций в области просвещения. Это находит свое выражение, например, в практике раздельного или совместного обучения мальчиков и девочек в некоторых мусульманских государствах, в различной ступенчатости средней школы и т.д. Так, в ряде стран начальное обучение охватывает шесть классов, а в других - пять или четыре класса. Во всех этих отличиях существенную роль играют традиционные особенности в образовании ./ г) Педагогические факторы. Многообразным является влияние педагогических факторов на развитие системы образования. Например, открытие детских яслей и детских садов вначале обусловливалось необходимостью высвобождения времени женщин-матерей для работы на производстве. Потом большое воздействие стал оказывать и чисто педагогический фактор, т.е. необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучшения их подготовки к школьному обучению..

/50/ К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики в России.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870 гг.), пожалуй, самая заметная фигура в истории отечественной педагогики. Поэтому ему следует уделить особое внимание и в начале семинарского занятия заслушать небольшое сообщение о его жизни и деятельности.

Уроженец Тулы, он получил начальное воспитание в имении родителей в Черниговской губернии, затем обучался в Новгород-Северской гимназии, после которой поступил на юридический факультет Московского университета и блестяще окончил его в 1844 г.

Общественно-педагогической деятельностью Ушинский начал заниматься с 1846 г., с момента получения должности и.о. профессора в Ярославском (Демидовском) юридическом лицее, где наряду с преподавательской деятельностью вел и большую научно-теоретическую работу, проявляя новаторство и смелость в суждениях (статья "О камеральном образовании"). Проработав некоторое время после ухода из лицея (1849 г.) в Министерстве внутренних дел, в 1854 г. он вновь вернулся к педагогической деятельности, занимая должности учителя географии и словесности, а затем инспектора (заведующего учебной частью) Гатчинского сиротского института, откуда в 1859 г. перешел на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. Работая там, Ушинский одновременно был и редактором "Журнала Министерства народного просвещения"(1860-1861 гг.). В Смольном институте он начал борьбу за реформирование сложившейся в заведении системы образования, насаждавшей порядки и нравы женского монастыря. Однако консервативное начальство противилось нововведениям и добилось в 1862 г. ухода талантливого, но своенравного педагога. С этого момента и до конца своей жизни Ушинский полностью посвятил себя теоретической и методической работе.

Ушинского справедливо называют основоположником отечественной научной педагогики. Это, безусловно, не означает, что история русской научно-педагогической мысли начинается именно с него. Просто он впервые в России систематизировал научно-педагогические знания и оформил педагогику как науку.

Как известно, любая наука, также как и любая педагогическая система или учение, базируются на определенном научно-философском фундаменте. Ушинский это понимал и неоднократно подчеркивал, что "педагогика все же наука философская" и поэтому требует единства идей. И, не являясь явным сторонником какого-либо философского учения или направления (в его мировоззрении переплетаются и идеалистические и материалистические подходы), сумел связать воедино свои научные пристрастия и взгляды и на их основе выстроить целостное педагогическое учение.

Для Ушинского педагогика это прежде всего наука о воспитании, а воспитание - целенаправленный процесс формирования "человека в человеке". Воспитание он рассматривал как социальное явление, имеющее свои объективные законы, которые необходимо знать и которыми необходимо руководствоваться в педагогической деятельности. Для этого нужно сначала хорошо изучить предмет воспитания, коим является растущий человек ("Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях"). Этой проблеме был посвящен главный фундаментальный труд Ушинского "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии". К сожалению, до конца жизни он успел полностью написать только два тома, в которых рассмотрел физиологические и психологические закономерности развития человека. Третий же том, посвященный непосредственно педагогическим проблемам, так и не был завершен.

При создании своей педагогической системы Ушинский исходил из того, что воспитание и образование в России, а следовательно, и педагогическая наука, должны согласовываться и отвечать жизненным интересам русского народа.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо познакомиться с его статьями "О народности в общественном воспитании", "Родное слово", "О необходимости сделать русские школы русскими", в которых он обосновывает и показывает значение и возможные пути организации семейного и общественного (школьного) воспитания на основе идеи народности.

Видя главную цель воспитания в духовном развитии человека, большое значение Ушинский придает религии, считая, что лучшие характерные черты русской народности рождены православием, а потому сближение религиозного и светского образования должно стать одной из важных задач отечественной школы.

Большое значение в деле воспитания Ушинский отводил и труду. При рассмотрении данной проблемы нужно опираться на основные положения, изложенные им в статье "Труд в его психическом и воспитательном значении", в которой он рассматривает особенности физического и умственного труда, показывает роль труда в социальной и семейной жизни, нравственном становлении человека.

Значителен вклад Ушинского и в разработку дидактических проблем. Так же как и многие западные педагоги, он подчеркивал воспитывающий характер обучения, считая, что при правильной организации оно воздействует не только на ум, но и на душу и сердце. С его точки зрения большим воспитывающим потенциалом обладают все учебные предметы, особенно те, которые связаны с изучением родной природы, географии, истории, языка и литературы.

Ушинский был сторонником классно-урочной системы обучения. Исходя из своих общепедагогических, гносеологических и психологических установок, он опирался на следующие дидактические принципы: принцип осознанного усвоения знаний; принцип последовательности и систематичности; принцип наглядности; принцип прочности усвоения знаний и навыков.

Процесс обучения, по его мнению, проходит через две основные стадии. Первая стадия включает в себя три ступени: на первой ступени под руководством учителя происходит живое восприятие учащимися преподнесенного им предмета или явления; на второй ступени ученики, опять же под руководством учителя, вырабатывают предварительные представления и мнения о полученных ранее образах предметов и явлений путем их сравнения и сопоставления; на третьей ступени учитель дополнительно разъясняет новый материал, отделяет главное от второстепенного и сводит полученные знания в систему. На второй стадии обучения происходит совместное обобщение учителем и учениками изученного материала с последующей самостоятельной работой по закреплению новых знаний и навыков.

Для лучшего закрепления изученного материала Ушинский предлагал использовать два вида повторения: пассивное (ученик вновь воспринимает то, что уже видел и слышал) и активное (ученик самостоятельно воспроизводит то, что когда-то узнал), отдавая предпочтение последнему.

Ушинский большое внимание уделял организационному построению урока и выделял различные его виды (смешанный, устные, практические и письменные упражнения, оценка знаний), определяемые целью учебного занятия. Кроме того, он указывал на необходимость творческого отношения учителя к своему делу.

К проблеме соотношения в педагогике научного и творческого начал Ушинский обращался неоднократно, начиная со своей первой статьи. В ходе занятия желательно рассмотреть его взгляды на педагогику как науку и как искусство на основе анализа работы "О пользе педагогической литературы", в которой он подробно останавливается на этом вопросе.

Огромное внимание в своих трудах Ушинский уделял личности учителя, который, по его мнению, должен не только учить, но и воспитывать, т.е. быть педагогом. Он требовал от него образованности, любви к своему делу и постоянного стремления к повышению педагогического мастерства. В ряде научно-педагогических работ и специальных документов Ушинский представил развернутую научно-обоснованную программу подготовки учителя в системе учительских семинарий и на педагогических факультетах, которые рекомендовал открывать в каждом университете.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: