double arrow

Элементы корпоративной культуры

 

Проблеме формирования организационной культуры наука стала уделять особое внимание еще с начала 80-гг.XX в., когда развитие экономики стало подвергаться процессам глобализации, а также начали формироваться транснациональные компании. Укрупнение организационных структур компаний сильно усложнило процессы управления, и потребовались новые инструменты, позволяющие эффективно воздействовать на подразделения фирмы. Одним из этих инструментов, позволяющим скоординировать управленческие процессы, стала корпоративная культура. И хотя понятие корпоративной культуры изначально было связано с транснациональными корпорациями, на сегодняшний день корпоративная культура как один из эффективных инструментов менеджмента используется различными компаниями независимо от их размера и формы собственности.

Объединение интересов компании и отдельных работников становится основополагающим принципом достижения высокой полезной отдачи персонала и заинтересованного отношения к труду (известно, что фирмы с ярко выраженной корпоративной культурой гораздо эффективнее используют человеческие ресурсы).

Можно выделить основные причины, объясняющие актуальность проблемы формирования корпоративной культуры в современных организациях:

слияние/поглощение одних предприятий другими;

стремительное развитие предприятий новых сфер бизнеса;

создание и функционирование зарубежных фирм на российском рынке;

проблемы взаимодействия с партнерами во внешнеэкономической деятельности;

перерастающая в деструктивные для бизнеса формы внутренняя конфликтность организационных процессов;

укрупнение организационных структур компаний сильно усложнило процессы управления.

Современные руководители и управляющие стали рассматривать культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчить продуктивное общение между ними, привлекать и мотивировать их. Человек, удовлетворив материальные потребности, нуждается в положении в коллективе, общности ценностей, нематериальной мотивации. И здесь на первый план выходит корпоративная культура. Следовательно, можно утверждать, что корпоративная культура напрямую влияет на качество исполняемой работы на деятельность персонала, то он влияет и на производительность, ресурсосберегаемость, а значит, и на конкурентоспособность.

А.Я. Кибанов характеризует корпоративную культурукак свод наиболее важных положений деятельности ор­ганизации, определяемых ее миссией и стратегией развития и находящих выра­жение в совокупности социальных норм и цен­ностей данной организации, разделяемых большинством работников [3].

Таким образом корпоративную культуру можно понимать в «широком» (общенаучном) смысле, определяя как систему материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей средой.

Для того чтобы четко представлять механизмы воздействия на корпоративную культуру, выделим элементы корпоративной культуры:

 

 

 


Рис

Рисунок 6 – Этапы формирования корпоративной культуры

 

В зависимости от национальных аспектов корпоративные культуры укрупнено можно подразделить на Восточную и Западную. Их различия приведены в таблице 9.

Таблица 9. - Сравнительная характеристика Восточных и Западных типов корпоративных культур

Критерии Восточная Западная
Ключевое понятие Гармония Эффективность
Конкуренция среди коллег Не принята Свободная открытая конкуренция
Гарантированная должность Высшая степень гарантии Нестабильность
Принятие решений Снизу вверх через систему Рин-Жди (спроси и обдумай) – коллективное решение Сверху вниз через коммуникации
Проблема делегирования власти Не популярна (вся работа строится на системе выполнения определенных функциональных обязанностей) Широко распространена (настрой на выполнение всего проекта)
Отношения с подчиненными Семейные Контактные
Метод найма на работу Прямо после окончания учебы Из других организаций
Определение заработной платы Фиксированная заработная плата в зависимости от стажа Оплата «по таланту»
Оценка менеджеров Умение координировать и контролировать подчиненных Профессионализм и инициатива
Ориентация управления На группу На личность
Направленность обучения Подготовка менеджеров универсального типа Подготовка узкоспециализированных менеджеров

 

Под влиянием национальной культуры формируется национальный управленческий стереотип. Например, в одной и той же ситуации менеджеры различных стран будут вести себя по-разному. Учеными-социологами был поставлен следующий эксперимент: менеджерам различных стран предлагалось найти решение одной и той же конфликтной ситуации между двумя отделами.

Так, французские менеджеры предложили перенести принятие решения на вышестоящий уровень, то характерно для корпоративной культуры с большой дистанцией власти. Немецкие менеджеры предложили написать подробные инструкции по поводу выхода из конфликтной ситуации с приглашением к обсуждению этих инструкций обеих враждующих сторон. Английские менеджеры предложили провести совместное обучение с менеджерами и лидерами обоих отделов по теме «Конфликтология» и заставить в ходе обучения решить проблему между собой.

Ядром организационной культуры, несомненно, являются ценности, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения в организации. Именно ценности, разделяемые и декларируемые основателями и наиболее авторитетными членами организации, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, а, следовательно, обеспечивается достижение целей организации.

С точки зрения аксиологии (учения о ценностях), ценности представляют собой свойства общественного предмета удовлетворять определенным потребностям отдельного человека или группы. Ценностные отношения не возникают до тех пор, пока субъект не обнаружил для себя проблематичность удовлетворения актуальной потребности. Применительно к организационной культуре ценности можно определить как целевое и желательное событие, поскольку личность всегда занимает позицию оценки по отношению ко всем элементам окружающей ее внешней среды. Ценности, в данном случае, служат стимулом, необходимым условием для любого рода взаимодействия.

В силу социального неравенства, существующего как в обществе, так и в любой организации, ценности среди людей распределяются неравномерно.

Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, партнерства. Распределение ценностей в социальной группе, например, среди сотрудников компании, социологи называют ценностным образом данной группы или организации. Что касается отдельного сотрудника, то внутри организации в рамках общего ценностного образа каждый из них занимает индивидуальную ценностную позицию. Ценностные образы и позиции изменяются в процессе межличностного взаимодействия и обмена ценностями.

Выделяют ценности благосостояния, под которыми понимают те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности людей. Известный социолог С.С. Фролов относит к ним следующие ценности:

благополучие (включает в себя здоровье и безопасность),

богатство (обладание различными материальными благами и услугами),

мастерство (профессионализм в определенных видах деятельности),

образованность (знания, информационный потенциал и культурные связи),

уважение (включает в себя статус, престиж, славу и репутацию).

К группе моральных ценностей относят доброту, справедливость, добродетель и другие нравственные качества. Такая ценность как власть считается одной из наиболее универсальных и значимых, поскольку позволяет приобретать любые другие ценности.

Корпоративные ценности и нормы могут включать в себя, например, следующие элементы:

предназначение организации и ее “лицо” (высокий уровень технологии;

высшее качество; лидерство в своей отрасли; преданность духу профессии; новаторство и другие);

старшинство и власть (полномочия, присущие должности или лицу; уважение старшинства и власти; старшинство как критерий власти;

значение различных руководящих должностей и функций (важность руководящих постов, роли и полномочия отделов и служба);

обращение с людьми (забота о людях и их нуждах; беспристрастное отношение и фаворитизм; привилегии; уважение к индивидуальным правам; обучение и возможности повышения квалификации; карьера; справедливость при оплате; мотивация людей);

критерии выбора на руководящие и контролирующие должности (старшинство или эффективность работы; приоритеты при внутреннем выборе; влияние неформальных отношений и групп и т.д.);

организация работы и дисциплина (добровольная или принудительная дисциплина; гибкость в изменении ролей; использование новых форм организации работы и другое);

стиль руководства и управления (стили авторитарный, консультативный ли сотрудничества; использование целевых групп; личный пример; гибкость и способность приспосабливаться);

процессы принятия решений (кто принимает решение, с кем проводятся консультации; индивидуальное или коллективное принятие решений; необходимость согласия, возможность компромиссов);

распространение и обмен информацией (информированность сотрудников; легкость обмена информацией);

характер контактов (предпочтение личным или письменным контактам; жесткость или гибкость в использовании установившихся каналов служебного общения; значение, придаваемое формальным аспектам; возможность контактов с высшим руководством; применение собраний; кто приглашается и на какие собрания; нормы поведения при проведении собраний);

характер социализации (кто с кем общается во время и после работы; существующие барьеры; особые условия общения);

пути разрешения конфликтов (желание избежать конфликта и идти на компромисс; предпочтение применения официальных или неофициальных путей; участие высшего руководства в разрешении конфликтных ситуаций);

оценка эффективности работы (реальная или формальная; скрытая или открытая; кем осуществляется; как используются результаты).

Каждая организация осуществляет свою деятельность в соответствии с теми ценностями, которые имеют существенное значение для ее сотрудников. Создавая организационные культуры, необходимо учитывать общественные идеалы и культурные традиции страны. Кроме того, для более полного понимания и усвоения ценностей сотрудниками организации, важно обеспечить различное проявление корпоративных ценностей в рамках организации. Постепенное принятие этих ценностей членами организации позволит добиваться стабильности и больших успехов в развитии организации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: