Борьба с правонарушениями в сфере экономики
(указывается наименование программы бакалавриата/магистратуры/специализации)
Методический отдел УМУ | Рассмотрено к утверждению |
«_____» ___________________ 2017 г. | на заседании кафедры ЭКиУЭР ________________________________________ |
_________________ /____________/ | (протокол №_____от______________________) Зав. кафедрой_____________ /Милова И.Е./ |
Научная библиотека СГЭУ «_____» __________________ 2017 г. _______________ /____________/ | Размещено в ЭИОС СГЭУ Рег.№___________________________________ «____» ____________________________ 2017 г. Начальник ОДОТиЭО________ /Горбатов С.В./ |
Квалификация (степень) выпускника магистр____________________
(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС ВПО)
Самара 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. Рабочая программа курса
1.1.Цели, задачи и предмет дисциплины……………………………………….3
1.2. Место дисциплины в структуре ОП………………………………………..3
1.3. Планируемые результаты обучения по дисциплине……………………..4
1.4.Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………..11
|
|
2.Тематический план курса
2.1 Разделы дисциплины и виды занятий……………………………..……… 11
2.2 Содержание дисциплины……………………………………………………12
2.3 Содержание разделов и тем…………………………………………………14
3. Методические указания по освоению дисциплины
3.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………..20
3.2. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов…21
3.3. Методика написания рефератов и докладов ……………………………..24
3.4. Методические рекомендации по практическим и/или лабораторным занятиям …26
3.5.Практикум (лабораторный практикум), задачник ………………………..29
4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы по дисциплине………………………………………………………………………..30
5.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине33
6.Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………..41
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА.
Цели, задачи и предмет дисциплины.
Рабочая программа по дисциплине "Правоохранительная деятельность по надзору за исполнением законодательства, регулирующего экономические отношения". Требованиями ФГОС ВПО содержание дисциплины не регламентировано, так как дисциплина не относится к федеральному компоненту. Дисциплина – специализации разработана в соответствии с, компетентностным подходом, реализуемым в системе высшего профессионального образования, включена в учебный план кафедры.
Дисциплина призвана обеспечить формирование общекультурных и профессиональных компетенций в части освоения студентами основных вопросов организации правоохранительной деятельности в области экономических правоотношений: усвоение студентами знаний о роли и месте этой деятельности в системе государственного устройства России, о принципах и сущности правоохранительного надзора и контроля, их отраслях, функциях, положении и значении в системе правоохранительной деятельности, в защите прав и свобод человека и гражданина.
|
|
В соответствии с поставленными целями преподавание дисциплины реализует следующие задачи:
1. воспитание глубокого уважения к праву, закону, непримиримости к нарушениям законности, прав и свобод человека и гражданина;
2. содействовать более полному и всестороннему изучению такой отрасли прокурорского надзора как надзор за исполнением законов, и более подробно – одного из направлений данной отрасли – надзора за исполнением законов в экономической сфере;
3.изучение действующего экономического законодательства;
4.изучение тактики и методики проведения проверок правоохранительными органами;
Предмет учебной дисциплины - задачи, принципы, формы и методы прокурорского надзора за точным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, регулирующих экономические отношения.
Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина входит в вариативную часть блока М.2 «Дисциплины. Профессиональный цикл», имеет индекс М2.В.ДВ.05.01. Дисциплина преподается на 2 курсе в 3 семестре магистерской подготовки.
Изучение дисциплины основывается на знаниях, умениях и навыках, приобретенных обучающимися при изучении следующих правовых наук: гражданское право, административное право, уголовное право, финансовое и налоговое право, предпринимательское право, прокурорский надзор, судебная власть и правоохранительные органы, теория государства и права, уголовное, уголовно-процессуальное право.
Для успешного освоения курса студент должен:
- знать: природу и сущность государства и права; основные положения отраслевых юридических и специальных наук;
- уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом,
- владеть: юридической терминологией и навыками с работы с правовыми актами и навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.
Знания, умения и навыки, формируемые дисциплиной "Правоохранительная деятельность по надзору за исполнением законодательства, регулирующего экономические отношения", являются необходимыми для изучения последующих дисциплин (таблица 1).
Таблица 1
Междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
Наименования обеспечиваемых(последующих) дисциплин | №№ тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||||||||
Производственная практика | + | + | + | + | + | + | |||||||||
Государственная итоговая аттестация | + | + | + | + | |||||||||||
Производственная практика | + | + | + | + | + | ||||||||||
Государственная итоговая аттестация | |||||||||||||||
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Изучение дисциплины "Правоохранительная деятельность по надзору за исполнением законодательства, регулирующего экономические отношения" в образовательной программе направлено на формирование у обучающихся общекультурной компетенции ОК-1 и ОК-2 - иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону; способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста. Этап формирования компетенции — завершающий.
|
|
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:
1.знать:
-требования и положения Конституции РФ и других нормативно-правовых актов, касающихся вопросов законности и правопорядка, в том числе нормы антикоррупционного законодательства;
-Федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации», «О полиции»;
-приказы, указания и иные правовые акты Генерального прокурора РФ по отраслям и направлениям прокурорского надзора;
2.уметь:
-пользоваться законами и нормативными актами, регламентирующими деятельность правоохранительных органов, в том числе и по борьбе с коррупцией;
3.владеть:
-навыками осуществления профессиональной деятельности, в том числе по выявлению и пресечению коррупционной деятельности
Изучение дисциплины в образовательной программе направлено на завершение формирования у обучающихся профессиональных компетенций в правоохранительной (ПК-3, ПК-4) и экспертно-консультативной деятельности (ПК-7, ПК-8):
Таблица 2
Коды компетенций | Название компетенции | Краткое содержание/определение и структура компетенции | Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника вуза |
ОК | ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА | ||
ОК-1 | Осознает социальную значимость своей будущей профессии, проявляет нетерпимость к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания | Знает: основы своей будущей профессии, права и законы, ложащиеся в основу профессиональной деятельности | - структуру и систему своей профессиональной деятельности, систему общечеловеческих ценностей; - основные проявления коррупционного поведения и возможные варианты его предупреждения; - права и законы, ложащиеся в основу профессиональной деятельности |
Умеет: оценивать социальную значимость своей профессии, возможные коррупционные риски, не допускать коррупционного поведения, уважительно относиться к праву и закону | - оценивать значимость будущей профессиональной деятельности; - предупредить заблаговременно проявления коррупционного поведения; - трактовать права и законы; - проявлять основы правового сознания в социальной и профессиональной деятельности | ||
Владеет: основами профессиональной деятельности, репродуктивными и творческими способами познавательной деятельности в качестве основы индивидуального стиля будущей профессии | - способностью проявлять нетерпимое отношение к коррупционному поведению; - анализировать ситуацию с точки зрения правовых норм и законодательства; - оценивать уровень своего правосознания в конкретных социальных и профессиональных ситуациях | ||
ОК-2 | Способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Знает: характер соотношения морали и права в профессиональной юридической деятельности | - основы расчета этической составляющей норм права - способы определения параметров доминирующих в обществе норм морали - возможные модели этичного поведения, используемые в служебной деятельности |
Умеет: определять специфику этической основы конкретных видов юридической деятельности | - решать этические конфликты, возникающие в процессе юридической деятельности - вычислять алгоритмы производства отдельных действий и принятия решений, отвечающих этическим нормам юридической деятельности - оценивать средства, применяемы е в юридической деятельности с точки зрения профессиональной этики | ||
Владеет: системой представлений об основных этических нормах в юридической деятельности | - выбором методов юридической деятельности, наиболее подходящих с точки зрения этики и морали - методами обобщения сведений о фактах нарушения норм морали и этики в процессе юридической деятельности | ||
ОК-3 | Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень | Знает: основные принципы самообразования | - основные научные методы и принципы самообразования - процесс получения информации, необходимой для повышения самообразования - требования к качеству информации, используемой для повышения самообразования |
Умеет: применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции | - осуществлять самоконтроль в ходе повышения своего интеллектуального уровня - изменять методику обучения, добиваясь её эффективности - дополнять стандартные методы и средства познания инновационными подходами | ||
Владеет: навыками нравственного и физического самосовершенствования | - навыками нравственного и физического самосовершенствования адаптированными к своей профессиональной деятельности - методами развития навыков нравственного и физического самосовершенствования для решения конкретных служебных задач | ||
ПК | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА | ||
в области правоприменительной деятельности | |||
ПК-2 | Способен квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Знает: особенности правового регулирования в конкретных сферах юридической деятельности | - основные методы обобщения правоприменительной практики - судебную практику по своей сфере юридической деятельности - способы контролировать происходящие изменения законодательства |
Умеет: давать квалифицированные юридические заключения и консультации в правоприменительной практике | - проверять соответствие квалифицирующих признаков конкретного юридического факта, признакам, содержащимися в нормах права - осуществлять самоконтроль при составлении юридических документов - корректно изменять методики для решения конкретных юридических задач | ||
Владеет: навыками самостоятельного применения действующих правовых норм | - навыками составления юридических документов, необходимых в профессиональной практике - навыками принимать юридические решения, отвечающие всем требованиям действующего законодательства | ||
в области правоохранительной деятельности | |||
ПК-3 | Готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | Знает: принципы организации работы по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | - пределы своей компетенции по обеспечению законности и правопорядка - основные задачи по организации работы по обеспечению законности и правопорядка - основные принципы организации работы по обеспечению законности и правопорядка |
Умеет: анализировать совершаемые органами, обеспечивающих законность и правопорядок, безопасности личности, общества, государства и их должностными лицами юридические действия | - прогнозировать результаты юридические действий, совершаемых органами, обеспечивающими законность и правопорядок - предвидеть возможность противодействия юридическим действиям, совершаемым органами, обеспечивающими законность и правопорядок - моделировать развитие ситуации при совершении органами, обеспечивающими законность и правопорядок, отдельных юридических действий | ||
Владеет: навыками организации правоохранительной деятельности | - навыками определять необходимые силы и средства, необходимые для различных видов правоохранительной деятельности - способностью решать задачи, возникающие в ходе организации правоохранительной деятельности - навыками выбирать методы и средства, необходимые для организации правоохранительной деятельности | ||
ПК-4 | Способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления | Знает: цели и задачи выявления, пресечения и раскрытия правонарушений и преступлений | - условия и особенности совершения правонарушений и преступлений; - виды административной и уголовной ответственности |
Умеет: в соответствии с требованиями нормативных документов давать правильную юридическую квалификацию действиям, в которых усматривается состав правонарушения или преступления | - определять в выявленном противоправном деянии признаки административного правонарушения и преступления; - анализировать причины и условия, способствующие совершению правонарушений | ||
Владеет: методологией раскрытия и расследования правонарушений и преступлений | - способностью выявлять признаки правонарушения - способностью дифференцировать противоправные деяния - навыками квалифицировать противоправные деяния | ||
ПК-5 | Способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению | Знает: методы предупреждения правонарушений и устранения причин и условий, способствующих их совершению | - условия и особенности совершения правонарушений и преступлений - причины и условия, способствующие совершению правонарушений |
Умеет: грамотно составлять и оформлять процессуальные документы | - дифференцировать правонарушения - выбирать средства, необходимые для предупреждения правонарушений | ||
Владеет: навыками выявления причин и, способствующих совершению правонарушений условий | - способностью выявлять правонарушения, давать их квалификацию - навыками реализовывать меры по предупреждению правонарушений | ||
ПК-6 | Способен выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения | Знает: особенности коррупционного поведения и методологию его выявления | - признаки и формы коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих - методологию выявления коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих |
Умеет: давать правильную юридическую квалификацию действиям, в которых проявляется коррупция | - выделять в противоправном поведении признаки коррупции | ||
Владеет: навыками пресечения коррупционного поведения | - способностью определять коррупционное поведение; - навыками реализации меры по предупреждению коррупционного поведения | ||
в области экспертно-консультационной деятельности | |||
ПК-7 | Способен квалифицированно толковать нормативные правовые акты | Знает: сущность основных способов толкования нормативно-правовых актов | - способы и методы толкования нормативно-правовых актов |
Умеет: осуществлять комплексный сравнительно-правовой анализ нормативных актов | - осуществлять подбор нормативной базы - вести научную дискуссию по предмету толкования | ||
Владеет: основными навыками правового анализа | - навыками научного толкования - навыками профессионального толкования | ||
ПК-8 | Способен принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности | Знает: основы законодательного процесса и особенности создания проектов нормативных правовых актов | - особенности создания проектов нормативных правовых актов - особенности основных этапов законодательного процесса и оформления их результатов |
Умеет: выявлять коррупционную составляющую разрабатываемых правовых норм | - выявлять признаки коррупционной составляющей - осуществлять контроль за устранением из законопроекта норм, имеющих коррупционную составляющую | ||
Владеет: навыками правового консультирования в различных сферах юридической деятельности | - способностью давать правовые консультации по своей сфере юридической деятельности - навыками составлять необходимые юридические документы | ||
в области организационно-управленческой деятельности | |||
ПК-10 | Способен воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности | Знает: принципы организации групповой и коллективной деятельности | - методы обобщения видов и содержания управленческих инноваций - способы интерпретировать основы психологии управления |
Умеет: работать в трудовом коллективе, руководствуясь общими целями | - разъяснять преимущества управленческих инноваций; - организовывать взаимодействие в коллективе с учетом психологических особенностей подчиненных; - применять правила и требования по качественной разработке и оценке результатов принятого управленческого решения | ||
Владеет: инновационными навыками организации деятельности в коллективе для достижения профессиональных целей | - способностью оценивать результаты по итогам внедрения управленческих инноваций - навыками адаптировать процедуры и правила разработки и оценки результатов принятых управленческих решений; - способностью разрабатывать необходимые меры для разрешения возникающих в коллективе проблем |
|
|