Рынок медицинских услуг

Рынок медицинских услуг - это совокупность медицинских технологий, изделий медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, врачебного воздействия и профилактики.

Рыночные отношения выражают определенную экономическую обособленность производителей и потребителей продуктов и услуг, возможность их взаимодействия.

Активное участие государства в мероприятиях, направленных на социальные блага граждан можно рассмотреть как процесс формирования государством социально ориентированной экономики. Этот процесс направляется на повышение эффективности использования внутренних ресурсов страны и обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг через развитие особенностей рыночной экономики в социальной сфере.

Социальное регулирование в основном связано с назначением минимального размера пенсий, заработной платы, обеспечением соответствия качества пищевых продуктов, объема и качества оказываемых населению медицинских услуг, объема социальных льгот, предоставляемых населению определенным стандартам.

Таким образом, государственное регулирование социальной сферы в современных условиях является одной из основных функций Правительства нашего государства. Как было отмечено, одним из приоритетных направлений государственного регулирования социальной сферы является охрана здоровья граждан страны. Контроль со стороны государства за состоянием сферы здравоохранения, в том числе рынка медицинских услуг объясняется следующими:

1. Управление сферой здравоохранения невозможно только с помощью рыночных механизмов, поскольку состояние здоровья населения относится к категории общественных благ, и сама система здравоохранения требует уровень финансирования, который не может быть обеспечен только рыночными отношениями в сфере.

2. Государство заинтересовано в регулировании сферы здравоохранения во избежание некоторых негативных последствий, присущих рыночным отношениям.

Поскольку большая часть учреждений здравоохранения нашей страны является собственностью государственных и муниципальных органов, расходы медицинских организаций покрываются за счет средств республиканского и местных бюджетов. Это показывает особую роль бюджетной политики в системе государственного регулирования сферы здравоохранения. В целом, бюджетная политика в сфере здравоохранения, выполняя роль основного инструмента государственного регулирования, направляется на осуществление государственной политики в здравоохранении и решает следующие задачи:

- удовлетворение потребностей населения в медицинских услугах;

- обеспечение соответствия объема и качества оказываемых населению медицинских услуг установленным стандартам;

- контроль за рациональным использованием ресурсов здравоохранения, выделенных из государственного бюджета;

- создание благоприятных условий для развития приоритетных направлений сферы здравоохранения и медицинской науки;

- выравнивание объема медицинских услуг, оказываемых населению в регионах.

Основные направления государственного регулирования здравоохранения связаны с решением актуальных проблем, связанных с правовыми, организационными, экономическими и другими вопросами. К ним можно отнести следующие направления:

Во-первых, одним из основных условий эффективного функционирования учреждений здравоохранения является обеспечение бюджетного финансирования отрасли. В последние годы намечается рост финансовых ресурсов, выделенных из государственного бюджета на сферу здравоохранения страны. Однако, в сравнении с нормативом финансирования сферы, рекомендованным Всемирной Организацией Здравоохранения (не менее 5 % от ВВП) уровень обеспечения сферы охраны здоровья граждан нашей страны финансовыми ресурсами очень низкий (2,5-2,7 % от ВВП).

В этой связи, особую актуальность представляют вопросы увеличения объема финансирования здравоохранения из государственнго бюджета и формирования дополнительных источников финансирования сферы.

Во-вторых, необходимо регулирование контроля со стороны государственных органов власти за деятельностью учреждений здравоохранения. В нашей стране контроль за деятельностью медицинских организаций осуществляется в нескольких аспектах. В первую очередь, это связано с контролем за собственным имуществом собственника. В связи с данным аспектом контроля на практике на достаточном уровне осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью медицинских учреждений. Однако, сегодня стало невозможным детальный контроль в силу многопрофильности медицинских услуг и масштабности их производства. Вместе с этим, контрольная функция контролирующих органов не ограничиваясь только проверкой деятельности медицинских организаций, должна осуществить наблюдение за оказанием медицинскими организациями социально значимых услуг с высоким уровнем знания и квалификации. В качестве основного инструмента проведения такого контроля можно использовать лицензирование деятельности учреждений здравоохранения.

В-третьих, необходимо указать субсидиарную ответственность собственника по обязательствам медицинской организации. В большинстве случаев это не стимулирует медицинские организации рациональному использованию выделенных средств, поскольку в таких случаях любые обязательства медицинских учреждений погашаются за счет государтсва или других финансирующих сторон. В свою очередь, такая ситуация требует жесткого контроля за обязательствами медицинских организаций со стороны собственника. Такой порядок (т.е. осуществление жесткого контроля без использования стимулирующих мер) препятствует внедрению новых экономических механизмов и эффективному использованию ресурсов, выделенных финансирующей стороной.

В-четвертых, любые изменения, происходящие в сфере здравоохранения должны быть обеспечены нормативно-правовой базой. В этой связи нужно отметить, что деятельность системы здравоохранения нашей страны на достаточном уровне обеспечена нормативно-правовыми актами. К основным из них можно отнести Конституцию Республики Казахстан и Закон «Об охране здоровья граждан Республики Казахстан». В приложение к ним действуют различные приказы, постановления, правила Министерства здравоохранения. Однако большинство вышеназванных нормативно-правовых актов полностью не расскрывает вопросы, касающиеся деятельности учреждений здравоохранения. Вместе с этим, большей части нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность сферы здравоохранения характерны следующие недостатки: большинство из этих актов (в основном программы развития) не имеет достаточного финансового обеспечения и имеет декларативный характер; отдельные нормы противоречат друг другу; недостаточная прозрачность в распределении полномочий между различными уровнями органов управления и т.д. В связи с этим возникает необходимость проведения периодической ревизии нормативно-правовых актов, действующих в системе здравоохранения с привлечением высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции. Такие меры имели бы огромное влияние на постоянное совершенствование нормативно-правовой базы отрасли.

Другая сторона проблем, касающихся нормативно-правовой базы сферы здравоохранения связана с изменениями организационно-правовых форм учреждений здравоохранения. Преобразование лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в другие организационно-правовые формы безусловно расширило бы их полномочия в части самостоятельного управления ресурсами и определения заработной платы медицинского персонала. Поэтому, наиболее перспективным направлением в преобразовании ЛПУ в другие организационно-правовые формы является акционирование. Данные меры можно рассмотреть как одно из приоритетных направлений модернизации системы охраны здоровья населения.

Предлагаемые меры безусловно повысят экономическую эффективность деятельности учреждений здравоохранения. Вместе с этим, законодательные акты, направляемые на регулирование сферы здравоохранения не должны нарушать сформированные правовые отношения в сфере, а должны обеспечить их дальнейшее совершенствование. И, самое главное, согласно Конституции РК принятые и принимаемые в сфере нормативно-законодательные акты должны обеспечить граждан Республики Казахстан гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи.

Одним из основных методов государственного регулирования сферы здравоохранения является система государственного заказа. В настоящее время медицинские организации страны участвуют в тендерах, организуемых Министерством здравоохранения для получения государственного заказа на оказание медицинских услуг населению. Согласно правилам государственного заказа расчеты производятся: в амбулаторно-поликлиническом звене – по подушевому нормативу, в стационарах – на основе пролеченных больных, в системе скорой медицинской помощи – на основе количества вызовов.

Сегодня большинство ЛПУ работает на основе государственного заказа. Государственный заказ – это совокупность бесплатных медицинских услуг населению определенного региона за счет государственного бюджета. С помощью данного инструмента государство регулирует рыночные отношения в сфере здравоохранения. В последнее время в государственном заказе наряду с государственными медицинскими организациями участвуют и частные лечебные учреждения. В связи с тем, что государственный заказ рассчитывается на количество пролеченных больных, у медицинских организаций появляется стимул вылечить как можно большее число больных за короткий период времени. Нужно отметить, что такой метод финансирования значительно повысил интенсивность работы ЛПУ и сократил длительность госпитализации в стационарах, действовавших до этого на основе показателей койко-дней. Однако, метод финансирования на основе пролеченных больных имеет и другую сторону: у медицинских учреждений в целях повышения количества пролеченных больных появляется заинтересованность лечить только легкие медицинские случаи. В связи с этим представляется необходимым разместить государственный заказ на основе метода финансирования стационаров по клинико-затратным группам. В данном случае стоимость заболеваний определяется на основе сложности и объема вложенного медицинским персоналом труда, и, поэтому, больницы для того, чтобы привлечь больший объем финансовых ресурсов, будут заинтересованы в лечении наиболее тяжелых и затратоемких заболеваний.

Опыт многих государств с развитой рыночной экономикой доказал невозможность гармоничного развития рыночных отношений без участия государства. Здравоохранение, которое является отраслью экономики, имеющей более общественный характер, особенно нуждается во вмешательстве государства в рыночные отношения, возникающие в сфере. В этой связи роль государства в регулировании сферы здравоохранения особенно сильно отражается на осуществлении мер, направленных на модернизацию отрасли.

Анализируя с этих позиций сферу здравоохранения во многих развитых странах, следует отметить наличие таких ограничений, выступающих в самых различных формах. Так, например, важную роль в искусственном сдерживании предложения медицинских услуг в США играет Американская медицинская ассоциация, объединяющая около половины всех частнопрактикующих врачей. Ею ограничиваются набор на медицинские факультеты, увеличивается плата за обучение, контролируется приток врачей-эмигрантов и их доступ к занятиям медицинской практикой. Без ведома ассоциации не могут быть одобрены сколько-нибудь значительные инициативы, касающиеся медицинского обслуживания.

 

Рынок совершенной конкуренции Рынок медицинских услуг
Большое количество продавцов Число продавцов ограничено, существуют ограничения входа на рынок, возможны даже ситуации, близкие к естественной монополии.
Однородность товара Неоднородность медицинской услуги, ее индивидуальность, уникальность.
Хорошая информированность покупателей Несовершенная информация
Возможность сопоставления цены товара и его качества Невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества.
Производители стремятся к максимизации прибыли Наличие большого числа государственных или частных “бесприбыльных” организаций.
Реализация продукции осуществляется, как правило, напрямую. В большинстве случаев требуется участие “третьей стороны” – компетентного посредника, который и оплачивает значительную часть медицинских услуг.

Литература:

1. Экономика здравоохранения: учебное пособие под ред. А.В. Решетникова – 2-е изд.-М., 2007г.- 272.

2. Экономическая теория: Учебник/Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасовича. - С.-П., 2004.

3. Курс экономической теории/Под общей ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой - М, 2004.

4. Экономическая теория в условиях рыночных преобразований: Учебное пособие. Аубакиров Я.А. - А., 2003.

5. Рыночная экономика Казахстана: проблемы становления и развития. – В двух томах / Под ред. М.Б. Кенжегузина. - А., 2001.

6. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана: теория, опыт, проблемы. Мамыров Н.К., Ихданов Ж. - А.: Экономика, 1998.

Дополнительная:

1. Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения».

2. Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 гг.

3. Гражданский кодекс.

4. Экономика и управление здравоохранением: учебное пособие. Л.Ю.Трушкина, Р.А.Тлепцеришев, А.Г.Трушкин, Л.М. Демьянова - Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 384 с.

5. Социальная энциклопедия: А.П. Редкая, Г.Н. Горкин, Е.Д. Катульская и др. – М., БРЭ, 2000. – 438 с.

6. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. Ю.П.Лисицын, Н.В.Полунина– М.: Медицина, 2002.г. 416 с.

7. «Старшая медицинская сестра», Журнал, МЦФЭР - Казахстан, Алматы.

8. Журнал «Главная медицинская сестра», Москва.

9. Журнал «Сестринское дело». Москва.

10. Журнал «Медсестра», Москва.

Контрольные вопросы:

1. Понятие «Рынка».

2. Понятие «Конкуренции».

3. Основные элементы экономической системы.

4. Главная отличительная черта свободной рыночной экономики.

5. Функции рынка.

6. Частная собственность как основа рынка.

7. Виды рынка.

8. Типы рыночных отношений.

9. Инфраструктура рынка.

10. Рынок медицинских услуг.

 

Лекция № 4.

Тема: Планирование здравоохранения.

Цель: научить основным принципам планирования здравоохранения.

 

Планирование является одним из важнейших видов экономической работы.

Планирование здравоохранения - это обоснование и разработка определенного соотношения потребностей населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с возможностями их удовлетворения.

Основные принципы планирования здравоохранения:

- Научно-техническая обоснованность планов.

- Выделение приоритетных проблем.

- Сочетание текущего и перспективного планирования.

- Сочетание отраслевого и территориального планирования.

- Экономическая эффективность планов.

Основными задачами планирования являются:

- Обеспечение населения гарантированными видами и объемами медицинской помощи.

- Оптимизация бюджетных расходов.

- Эффективное использование ресурсов.

Общая схема планирования может быть представлена в следующем виде:

1. Определение основных целей и функций медицинского учреждения (стационарная или амбулаторная помощь; консультативная или лечебная; специализация).

2. Определение видов и объемов медицинской помощи, оказание которых ведет к достижению поставленных целей (методы лечения, виды диагностики).

3. Формирование структуры ЛПУ (состав подразделений, система управления).

4. Определение потребности в финансовых, материальных и трудовых ресурсах, необходимых для выполнения объемов лечения.

5. Расчет предполагаемых поступлений средств.

6. Корректировка плановых показателей.

7. Определение показателей, наиболее точно характеризующих степень достижения целей и которые необходимо стимулировать.

В настоящее время действует Приказ МЗ РК «Об утверждении Методики планирования объемов стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи».

Методика регламентирует планирование объемов специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи в круглосуточных и дневных стационарах Республики Казахстан в Единой национальной системе здравоохранения по клинико - затратным группам.

В настоящей Методике используются следующие термины, понятия и их определения:

· базовая потребность в стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи (далее - СМП/СЗМП) - нормативное число пациентов, нуждающихся в лечении в стационаре/дневном стационаре поликлиники;

· дневной стационар (стационарозамещающая помощь) – форма предоставления доврачебной, квалифицированной, специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи с медицинским наблюдением продолжительностью от четырех до восьми часов в течение дня;

· клинико - затратные группы (далее - КЗГ) - клинически однородные группы заболеваний, сходные по затратам на их лечение;

· коечный фонд - это количество сметных коек в медицинской организации, оказывающей стационарную медицинскую помощь (или суммарно во всех медицинских организациях города, района, области и т.д.);

· койко - день на 1000 населения - показатель обеспеченности населения стационарной (стационарозамещающей) помощью, отражающий число дней,проведенных пациентом на койке медицинской организации, в пересчете на 1000 населения данной территории;

· норматив - экономический или технический показатель норм, в соответствии с которыми производится работа;

· плановая госпитализация - - госпитализация пациента через Портал Бюро госпитализации, в том числе по квотам;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: