Содержание
Введение. 3
Понятие и цели управления персоналом. 5
Функции и методы управления персоналом. 11
Мотивационная функция. 12
Мотивация трудовых отношений. 13
Технология управления. 15
Методы управления в туризме. 18
Особенности управления персоналом в туристской фирме. 20
Заключение. 25
Введение
В наступившем веке актуальность человеческого ресурса организации, по мнению исследователей управления персоналом, обретает силу основного закона для успешного предпринимательства, поскольку приспособиться к непредсказуемым и нередко хаотическим переменам в рыночной среде может только высокомобильный, ориентированный на постоянное развитие, персонал. Данное обстоятельство резко повысит требования ко всей кадровой работе на разнообразных предприятиях.
В сложившихся условиях рыночной экономики и маркетинговой среды успешная деятельность организации во многом зависит не только от массированных инвестиций, но и от умелого и грамотного руководства, т.е., управления. Управление - это целенаправленное информационное воздействие на коллективы людей с помощью различных методов для достижения ими определенных целей, а также совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукцию на «выходе». Как вид человеческих действий управление имеет все черты трудового процесса.
|
|
В процессе деятельности в сфере туризма экономические отношения между людьми функционируют всегда, как определенная система, включающая объекты и субъекты этих отношений, и различные формы связи между ними. Объектами этих отношений в туризме выступают туристские услуги. Субъектами этих отношений в пределах правового пространства определенного государства являются туристы - потребители туристских услуг и предприятия, осуществляющие туристскую деятельность и включающие:
· Гостиницы.
· Предприятия общественного питания.
· Транспортные компании.
· Культурно-развлекательные учреждения.
· Туристские агентства.
Поэтому на первый план выходят задачи эффективного управления деятельностью туристских предприятий, таким образом, чтобы его акционеры и работники были заинтересованы в поиске новых, более эффективных способов удовлетворения нужд потребителей.
Понятие и цели управления персоналом
Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать и руководить командой, координировать и контролировать.
Чаще всего целью эффективного менеджмента является:
· Повысить надежность и рентабельность фирмы;
|
|
· Повысить престиж и имидж;
· Сохранить контроль за своим делом;
· Добиваться расширение клиентуры и устойчивых доходов и стабильность ситуации на рынке.
До последнего времени само понятие «управление персоналом. Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению кадров, а также по организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров[1].
При переходе к рынку в службе управления персоналом выдвинулись на первый план ряд задач, в решении которых заинтересована каждая организация, таких как:
· социально-психологическая диагностика;
· анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений, отношений руководства;
· управление производственными и социальными конфликтами и стрессами;
· информационное обеспечение системы кадрового управления;
· управление занятостью;
· оценка и подбор кандидатов на вакантные должности;
· анализ кадрового потенциала и потребности в персонале;
· маркетинг кадров;
· планирование и контроль деловой карьеры;
· профессиональная и социально-психологическая адаптация работников;
· управление трудовой мотивацией;
· правовые вопросы трудовых отношений; психофизиология, эргономика и эстетика труда[2].
Концепция управления персоналом - система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций. Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.
Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.
Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений[3].
Технология управления персоналом предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др. Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, управления безопасностью персонала.
В ряде организаций формируются системы управления персоналом, объединяющие под единым руководством заместителя директора по управлению персоналом все подразделения, имеющие отношение к работе с кадрами[4].
Система управления персоналом организации - система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций Подсистема линейного руководства осуществляет управление организацией в целом, управление отдельными функциональными и производственными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют: руководитель организации, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры[5].
|
|
Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет следующие функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организация кадрового планирования, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организация рекламы, подержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами[6].
Подсистема управления наймом и учетом персонала осуществляет: организацию найма персонала, организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала, профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала, управление занятостью, документационное обеспечение системы управления персоналом.
Подсистема управления трудовыми отношениями проводит: анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, анализ и регулирование отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическую диагностику, соблюдение этических норм взаимоотношений, управление взаимодействием с профсоюзами[7].
Подсистема обеспечения нормальных условий труда выполняет такие функции, как соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, соблюдение требований технической эстетики, охраны труда и окружающей среды, военизированной охраны организации и отдельных должностных лиц.
Подсистема управления развитием персонала осуществляет: обучение, переподготовку и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров, организацию рационализаторской и изобретательской деятельности, реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения, организацию работы с кадровым резервом[8].
Подсистема управления мотивацией и стимулированием труда персонала выполняет следующие функции: управление мотивацией и стимулированием трудового поведения, нормирование и тарификация трудового процесса, разработка систем оплаты труда, разработка форм участия персонала в прибылях и капитале, разработка форм морального стимулирования персонала, организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом.
|
|
Подсистема управления социальным развитием осуществляет: организацию общественного питания, управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитием культуры и физического воспитания, обеспечение охраны здоровья и отдыха, обеспечение детскими учреждениями, управление социальными конфликтами и стрессами, организацию продажи продуктов питания и товаров народного потребления, организацию социального страхования[9].
Подсистема развития организационной структуры управления выполняет такие функции, как анализ сложившейся организационной структуры управления, проектирование новой организационной структуры управления, разработка штатного расписания, формирование новой организационной структуры управления, разработка и реализация рекомендаций по развитого стиля и методов руководства.
Подсистема правового обеспечения системы управления персоналом осуществляет: решение правовых вопросов трудовых отношений, согласование распорядительных и иных документов по управлению персоналом, решение правовых вопросов хозяйственной деятельности, проведение консультаций по юридическим вопросам[10].
Подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом выполняет следующие функции: ведение учета и статистики персонала, информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом, обеспечение персонала научно-технической информацией, организация работы органов массовой информации организации, проведение патентно-лицензионной деятельности[11].
В зависимости от размеров организаций состав подразделений будет меняться: в мелких организациях одно подразделение может выполнять функции нескольких подсистем, а в крупных функции каждой подсистемы, как правило, выполняет отдельное подразделение.
Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное[12].
Таким образом, управление в туризме может быть разделено на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
· общее управление (управление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация и контроль).
· управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, организация, реконструкция, ликвидация).
· конкретные области управления (маркетинг, инновации, производство, кадры, финансы, основные фонды).