double arrow

Источники права. Закон и подзаконные акты

Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которого воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте и становится обязательной для исполнения.

Под источниками права в юридической науке понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных государственных органов, устанавливающие нормы права.

К таким органам относятся, например, Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и др.

Следует особо подчеркнуть, что не любой государственный правовой акт может быть источником права, а только тот, который содержит нормы поведения, общие правила, другими словами, представляет собой нормативный акт. Например, указы Президента о присвоении почетных званий конкретным деятелям науки, искусства и так далее не есть источник права, хотя налицо их государственно-правовой характер. Они не могут выступать источниками права, ибо не содержат каких-либо общих правил, т.е. юридических норм. Такие акты, разрешающие индивидуальные, конкретные дела, именуются индивидуальными. Издаются они всеми государственными органами, естественно, в пределах их компетенции (например, соответствующие структуры власти принимают решение о предоставлении гражданам жилой площади, о назначении пенсии и т. д.), но от этого источниками права не становятся.

Это один подход к вопросу об источниках права. Мировой и исторический опыт свидетельствует, что возможно и иное решение: к источникам права в некоторых странах (например, в Великобритании) относятся не только нормативные акты в поясненном уже понимании, но и правовые обычаи, судебные, юридические прецеденты.

Под правовым обычаем (обычным правом) следует понимать нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества обязательное значение. Действие обычного права начинается там, где молчит закон. Например, суды в дореволюционной России за недостатком закона вправе были обращаться к обычному праву (в делах торговых и др.). Обычное право не должно противоречить закону.

Судебный прецедент имеет значение источника права в том случае, когда признается, что судебное решение, вынесенное по конкретному делу, может стать правилом для разрешения подобных случаев на будущее. В этом случае судебное решение по существу становится нормой права и на него будут ссылаться как на общеобязательное правило. Особенное распространение судебный прецедент получил в Великобритании и англоязычных странах. В нашей стране иной подход к судебной практике, к судебным решениям, который можно выразить следующей формулой: задача судов состоит не в создании, а в применении норм действующего права. Не имеет у нас распространения и правовой обычай, хотя он и не отрицается. В некоторых странах источником права служат религиозные постулаты и воззрения. Например, мусульманское право представляет одну из сторон религии ислама. В основе мусульманского права лежат такие источники, как священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Мухаммеду, Сунна — сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Мухаммеда, и др.

К источникам права в Российской Федерации относятся прежде всего законы. Закон — это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства и обладающий высшей юридической силой. В Российской Федерации согласно действующей Конституции законодательный орган РФ — это Федеральное Собрание — парламент России. Закон также может быть принят непосредственно народом путем референдума (всенародного голосования). Так, Конституция РФ была принята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 г. Законами регулируются наиболее значимые, важнейшие общественные отношения.

Законы в Российской Федерации по своему значению делятся на:

а) основные (это Конституция РФ, конституции республик в составе РФ);

б) федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ (перечень вопросов, относящихся к ведению РФ, содержится в ст. 71 Конституции РФ). В некоторых случаях принятие федеральных конституционных законов прямо предусмотрено нормами Конституции РФ. Так, в соответствии со ст. 70 Конституции РФ государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом;

в) федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации (ст. 71, 72 Конституции РФ). Федеральные законы согласно ст. 76 Конституции РФ не могут противоречить федеральным конституционным законам;

г) законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Законы субъектов РФ (республик и др.) не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ.

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Среди законов выделяют кодифицированные законы: основы законодательства, кодексы (например, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Уголовный кодекс РФ и др.).

Законы обладают высшей юридической силой по сравнению со всеми другими актами государства. Высшая юридическая сила законов выражается в том, что отдельные государственные акты издаются на их основе и должны им соответствовать. Они суть подзаконные акты.

Значительное место среди подзаконных актов как источников права занимают указы Президента Российской Федерации, хотя, как уже отмечалось, не все они могут быть таковыми. Источники права — это те указы Президента, которые содержат нормы права, т.е. нормативны, направлены на регулирование общественных отношений. Нормы права могут содержаться также в различных постановлениях и иных актах, принимаемых палатами Федерального Собрания — Советом Федерации и Государственной Думой, Правительством Российской Федерации и другими органами государственной власти и местного самоуправления в пределах их компетенции.

На территории субъектов Российской Федерации, кроме перечисленных выше актов, действуют также нормативные акты, принимаемые органами государственной власти и управления субъектов РФ. Это уставы краев, областей, другие правовые акты.

К источникам права РФ относятся также договоры: Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. субъектами Российской Федерации (при этом надо иметь в виду, что в случае несоответствия положениям новой Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора, действуют положения Конституции РФ), международные договоры, договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоры между органами государственной власти субъектов РФ.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ — это составная часть ее правовой системы. На значение общепризнанных норм международного права как источника права РФ указывает и ст. 17 Конституции РФ, устанавливающая, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, соответствующим Конституции РФ.

4. Отрасли права: понятие и система

Юридические нормы, составляющие право государства, несмотря на все их различия, тесно взаимосвязаны, согласованы и образуют единую систему. Система права подразделяется на крупные составные части - отрасли права. В основе деления на отрасли лежит разнообразие существующих в стране общественных отношений, которые составляют предмет правового регулирования.

Определенный вид общественных отношений (имущественные, трудовые и т.д.) регулируется соответствующими юридическими нормами, которые группируются в зависимости от предмета регулирования (определенного вида общественных отношений) в отрасли права.

Отрасль права — это совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества.

Таким образом, отрасли права различают прежде всего по предмету своего регулирования.

Предмет правового регулирования каждой отрасли (т.е. определенный вид общественных отношений) имеет специфику, что, в свою очередь, определяет и особенности правового регулирования данных отношений.

Поэтому дополнительным основанием для разграничения права на отрасли является метод правового регулирования. Метод правового регулирования — это совокупность способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения. Например, участники имущественных связей - это независимые друг от друга лица, которые вольны самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Они заключают между собой договоры, что дает им возможность согласовывать и определять их взаимоотношения. Споры между ними рассматриваются судом. Отношения, возникающие в сфере государственного управления, требуют иного метода регулирования, ибо в данной сфере нет равенства сторон; здесь связи строятся на основе соподчинения. Властными полномочиями нормы права наделяют одну взаимодействующую сторону.

Таким образом, если предмет правового регулирования позволяет обнаружить ту сферу общественных отношений, на которую воздействует данная отрасль права, то метод правового регулирования выступает средством этого воздействия, регулирования, что также характеризует (наряду с предметом) данную отрасль права.

Система права включает в себя следующие основные отрасли: государственное, административное, финансовое, земельное, гражданское, семейное, трудовое, уголовное, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и т.п.

Ведущее место в системе права занимает конституционное право. Это связано с тем, что в нормах конституционного права формулируются те отправные начала, которые составляют основу для других отраслей права.

Значительная часть норм конституционного права России содержится в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик, входящих в состав Российской Федерации, а также в других законодательных актах (например, в законах: о гражданстве, о местном самоуправлении и др.). Нормы конституционного права закрепляют основы конституционного строя, правовое положение личности, систему государственной власти и местного самоуправления, другие вопросы государственного устройства России.

С конституционным правом тесно связано административное право, нормы которого регулируют управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти (в деятельности правительства, министерств и ведомств, местных органов управления).

Финансовое право регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, функционирования банков, других финансовых учреждений.

Система правовых норм, составляющих земельное право, регулирует отношения, связанные с землепользованием (рациональное использование земель, охрана прав собственности на землю и т.п.).

Гражданское право регулирует имущественные отношения, а также некоторые личные неимущественные отношения (например, право на имя, право на авторство и т.д.). Важную их часть составляют отношения собственности, наследственные отношения и др.

К гражданскому праву примыкает семейное право, которое также регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, но лишь в особой области — в сфере брачно-семейных отношений.

Трудовое право определяет условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха, регулирует вопросы охраны труда, трудовой дисциплины и др.

Уголовное право составляют нормы, с помощью которых государство устанавливает, какие общественно опасные деяния квалифицируются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены. Нормы уголовного права содержатся в Уголовном кодексе.

Все перечисленные отрасли права относятся к так называемому материальному праву, представляют собой отрасли материального права, помимо которых в науке выделяются процессуальные отрасли права. К последним относятся гражданское процессуальное право и уголовное процессуальное право.

Нормы гражданского процессуального права регулируют деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникших в сфере гражданских, семейных, трудовых, земельных, финансовых отношений и др. К гражданскому процессуальному праву тесно примыкает арбитражный процесс. Арбитражные суды разрешают экономические споры между организациями, гражданами-предпринимателями в соответствии с законом РФ «Об Арбитражном суде» и Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Уголовно-процессуальное право регулирует деятельность органов правосудия, следствия, прокуратуры по расследованию уголовных дел и рассмотрению их в суде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: