Модуль 1

Рабочая программа учебной дисциплины

Утверждено на заседании предметной (цикловой) комиссии

Протокол №_____ от «____»____________2012 г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии_________ (Городецкая Е.А.)

Председатель предметной (цикловой)комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г Экзаменационные билеты По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Хозяйственный застой 1971-1975 гг. и 1976-1980гг.

2. Россия – участница процесса формирования единого образовательного и культурного пространства в Европе.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г Экзаменационные билеты По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Свержение Н. С. Хрущева и поиски политического курса.

2. ГКЧП и распад СССР.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 3 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Реформа 1965 года и её результаты.

2. Внутренняя политика России на Северном Кавказе.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 4 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Социальная политика в СССР начала 70-х годов.

2. Культура России в конце XXв. и начале XXI в.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 5 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Внешнеполитическое положение СССР в конце 70-х начале 80-х годов.

2. Приватизация и её особенности вРоссии.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 6 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Л.И. Брежнев во главе СССР и его внутренняя политика.

2. Особенности развития российской культуры в конце XXв. и начале XXIв.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 7 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО __________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. СССР в годы перестройки. Начало реформ.

2. Б.Н. Ельцин – первый российский президент.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 8 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Экономическая реформа 1987-1988 гг.

2. «Свобода совести» в России. Тенденция сохранения национальных, религиозных и культурных традиций.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 9 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Реформы политической системы периода перестройки.

2. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х годов.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 10 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Ликвидация (распад СССР) и образование СНГ.

2. Результаты приватизации.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 11 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Национальная политика в конце 80-х годов XX в.

2. Культура в годы застоя.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 12 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. «Шоковая терапия» и её последствия.

2. Развитие науки и техники в 70-ые годы.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 13 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Политика гласности М.С. Горбачева.

2. Развитие образования сегодня, в XXI веке.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 14 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. М.С. Горбачев: цели реформ, начало перестройки.

2. Внешняя политика отношений с Евросоюзом и США.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 15 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Общественно-политическое развитие в 1991-1993 гг.

2. Развитие культуры в период «оттепели». Борис Пастернак и Александр Солженицын.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 16 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Национальные конфликты и национальные движения периода перестройки.

2. Россия на постсоветском пространстве: договора с Украиной и Белоруссией.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 17 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. «Шоковая терапия» Егора Гайдара.

2. Современная молодёжь и культурные традиции, конфликт «отцов и детей».

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 18 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Перемены в России в начале XXI в. их влияние на жизнь населения всей страны.

2. Инновационная деятельность, приоритетное направление в науке и экономике.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 19 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Изменения в территориальном Российской Федерации.

2. Развитие культуры в период «оттепели». Борис Пастернак и Александр Солженицын.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 20 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Идеи посткультурности и молодёжные экстремистские движения.

2. Развитие образования 1970-1991 гг.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 21 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Изменение политического устройства СССР в годы перестойки.

2. Культура России в начале XXI века.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 22 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Реформы экономики СССР в годы перестройки.

2. Развитие науки и техники в 70-ые годы.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 23 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Общественно-политическое развитие в 1994-1999 гг.

2. Россия на постсоветском пространстве: договора с Абхазией и Южной Осетией.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 24 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Направление развития и основные проблемы развития РФ на современном этапе.

2. Россия в начале XXIвека.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 25 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Позиция России на международной арене в 90-ые годы XX века и начале XXI.

2. Приватизация и её особенности в России.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 26 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Изменение политического устройства СССР в годы перестройки.

2. Развитие науки и техники в 70-ые и 80-ые годы.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 27 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Общественно-политическое развитие в 1991-1993 гг.

2. Особенности развития российской культуры в конце XX начале XXI вв.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 28 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Политическая жизнь России в 1991-1993 гг.

2. Культура в годы застоя.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 29 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Внутренняя политика России на Северном Кавказе, причины, участники.

2. Инновационная деятельности, приоритетные направления в науке и экономике.

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

  Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. Экзаменационный билет № 30 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ (Коровайчикова Т.Ю.)

1. Реформы политической системы периода перестройки.

2. Современная молодёжь и культурные традиции. Конфликт «отцов и детей».

Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)

Преподаватель (Латышева М.С.)

_____________ Б 3.Б 6. История Древнего Мира ______________

(индекс и наименование дисциплины по учебному плану)

Направление подготовки, специальность _ 030600 «История» ___________________

Профиль историко-культурный туризм

Курс_________ 1 _______________

Форма обучения __________ ОФО __________________

Общая трудоемкость дисциплины по ГОС ВПО:______ 288 ________ часов

________ 8 ______ зачетных единиц


1. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО (ФГОС СПО) по направлению подготовки (специальности)___________________ 030600 «История» _______________________, образовательный профиль «Историко-культурный туризм», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №732 от 16 декабря 2009 г.

2. Разработчик (и) рабочей программы

_ Ст.преподаватель ______ _ всеобщей истории _ ____________ __ Мансурова В.В. ____

(должность) (кафедра, ПЦК) (подпись) (ФИО)

___________________________ _____________________ _______________ ________________________

(должность) (кафедра, ПЦК) (подпись) (ФИО)

3. ПРИНЯТА на заседании кафедры (ПЦК) _______ всеобщей истории ___________________

_______________________ протокол № ___________

(дата)

Зав. кафедрой (председатель ПЦК) __________________ ___________________________________

(подпись) (ФИО)

4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами (ПЦК); СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.

Зав. выпускающей кафедрой (председатель ПЦК)

______________ _____________________________ ______________________________

(подпись) (ФИО) (дата)

5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры (ПЦК) ______________________________________ протокол № ____ дата _____________________

Зав. кафедрой (председатель ПЦК)

______________________ __________________________________

(подпись) (ФИО)


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Цели учебной дисциплины

Цель - дать студентам целостное представление о становлении первых цивилизаций на Древнем Востоке и в античном Средиземноморье.

Задачи:

Согласно ФГОС ВПО по направлению 030600 – История (квалификация (степень) «бакалавр») студент, завершивший изучение дисциплины, достигает следующих результатов:

В области общекультурных компетенций:

1. владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

2. Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

3. готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

4. готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-социальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);

5. способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач (ОК-12).

В области профессиональных компетенций:

1. способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей истории (ПК-1);

2. способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилии в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

3. Способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);

4. Способен критически воспринимать концепции различных историографических школ (ПК-7);

Воспитательные задачи (реализуются через содержание курса):

1. воспитание толерантности и веротерпимости;

2. привитие основных эстетических идеалов, чувства прекрасного, бережного отношения к памятникам истории и культуры;

3. воспитания уважения к основным общечеловеческим ценностям и нетерпения к антисоциальным и негуманным явлениям: агрессии, войне, насилию, диктатуре, угнетению личности, геноциду;

4. развитие активной гражданской позиции и основных элементов правового сознания

1.2 Требования к уровню освоения дисциплины

Студент должен иметь представление:

- о цивилизационном месте древневосточного, эллинистического и античного общества; о роли географического фактора в становлении и развитии древневосточных и античных цивилизаций; о сущности и этапах полито- и социогенеза; об основных тенденциях развития и проблематике востоковедения, ориенталистики и антиковедения;

- об основных этапах развития производительных сил Древнего Востока, зарождении обмена, торговли, денежной системы, о сущности раннего и развитого государства, восточной деспотии, о характерных чертах и особенностях ведущих древневосточных цивилизаций, об общественных отношениях и процессе стратификации на Древнем Востоке, о зарождении и ранних формах неравенства;

- о характере экономики Древней Греции, о сущности основных политических систем (о природе Афинской демократической республики и Спартанской олигархии), о сущностных характеристиках основных периодов греческой истории, о проблемах социальной истории, об исторической роли А.Македонского и образовании его мировой державы;

- о сущность эллинизма и его исторической роли, о проблеме эллинистической монархии, эллинистической экономики, о социальной структуре эллинистического общества, о характерных чертах и особенностях развития ведущих эллинистических государств;

- о теории классического рабства в римском обществе, теории «циклизма», «ойкосной теории» Бюхера, современных концепциях по римской экономике, об оценке в историографии римских политических деятелей, учении о колонате как проявлении кризиса рабовладельческой экономики; об эволюции политической структуры римской цивилизации, о социальных движениях и их природе.

Знать:

- проблемы истории Древнего Востока: природно-климатические условия основных очагов цивилизации Древнего Востока, значение природных условий для развития стран Древнего Востока; дискуссия о способе производства на Древнем Востоке; этническая и языковая характеристика населения Древнего Востока; древневосточный путь развития, его особенности, специфика классовой и сословной структур; роль и значение общины в экономическом развитии и политической жизни стран Древнего Востока, типы общин на Древнем Востоке, особенности соседской общины, общины второго порядка, причины их появления на Востоке, их роль в экономике стран Древнего Востока, причины прочности соседской общины в странах Древнего Востока; рабство «древневосточного» типа и его особенности: категории рабов, место рабов в производстве, юридическое положение рабов; формы государства на Древнем Востоке: номовые государства (города – государства), территориальные царства, военно-административные объединения (мировые державы, империи) древности, причины их образования, особенности системы управления; место и роль религии в идеологии общества; зарождение научных знаний;

- проблема значения истории Древнего Востока в курсе всеобщей истории, феномен древневосточной цивилизации; отличие Древнего Востока от средневекового и нового Востока; некоторые первобытные и древние пережитки в современных восточных странах; особенности культуры стран Древнего Востока и ее вклад в мировую культуру;

- становление востоковедения (ориенталистики) как отрасли исторической науки, дешифровка древневосточной письменности, крупнейшие исследователи истории Древнего Востока XIX-XX вв.; становление отечественного востоковедения, его методологические подходы, востоковедение в советский период отечественной истории; позиции в оценке строя древневосточных обществ в современном отечественном востоковедении;

- проблемы истории Древней Греции: влияние природных условий на ход исторических процессов; этногенез в восточном средиземноморье и в Балканской Греции; роль и место Древней Греции в истории античности, истории Древнего мира и в мировой истории; экономика и социальная стратификация древнегреческого общества; специфика древнейших цивилизаций Крито-микенской эпохи, причины гибели; Великая греческая колонизация, ее последствия; процесс складывания древнегреческого полиса, типы полисов, кризис полисной системы; проблема греческой тирании, ее типология; типологию античных полисов и государств, форм правления;

- проблемы истории эллинистических государств: эллинизм как этап греческой цивилизации, сущность термина, хронологические и географические рамки, периодизация, региональная специфика, типы синтеза, развитие отдельных эллинистических государств, эллинистическая культура и ее значение для европейской цивилизации.

- проблемы истории Древнего Рима: этногенез на территории Италии; этрусская проблема; социальная история Рима: борьба патрициев и плебеев; римский полис и его эволюция; особенности Римской республики; переход от республики к принципату и доминату; социальная стратификация римского общества; аграрные отношения и их влияние на внутриполитическую историю; превращение Рима в средиземноморскую державу, римские провинции, процесс романизации; роль Христианства в истории Рима; кризис и падение Западной Римской империи, его историческое значение; римская культура как синтез античной цивилизации.

- проблема взаимовлияния античной цивилизации и природы: климатические условия древности; воздействие античной цивилизации на природный ландшафт: роль земледелия; влияние градостроительства на ландшафт, римская фортификация и ее влияние на ландшафт; потребности строительства и горного дела: каменоломни, рудники, водопроводы; сухопутные и морские пути: дороги, мосты, каналы, гавани, маяки; мореходство и «заселенность» моря; воздействие античной цивилизации на фауну и флору. Природа в античном мировоззрении и искусстве.

- проблема места античной цивилизации в системе человеческих цивилизаций: феномен античной цивилизации; агон и состязательность как основа менталитета; гражданственность; ограниченность демократии; основы городской цивилизации: образ жизни, мораль и нравственность, идеалы, развлечения и досуг; достижения античной цивилизации в культуре, науке, эстетике, искусстве, экономике и других сферах.

- персоналии основных антиковедов, изучавших проблемы истории Древней Греции и Древнего Рима и их концепции; ведущие историки современности; исторические школы и направления исследования.

Владеть (оперировать) понятиями:

- Древний Восток, античность, Древняя Греция, эллинизм (как период), Древний Рим; община, государство, политогенез, социогенез, неравенство, социальное расслоение, общественные отношения, рабство.

- Древневосточная цивилизация; протогосударство, номовое царство, территориальное государство, империя; древневосточная деспотия; древневосточная община; древневосточное рабство; клановость; фараон, чати, энси, лугаль, сатрап, раджа, ван; варны, касты; древневосточные религии: зороастризм, брахманизм, буддизм, египетская религия, шумеро-вавилонская религия, даосизм, конфуцианство, легизм; пережитки традиционных религиозных верований: тотемизм, фетишизм, магия, культ предков, культ мертвых.

- Дворцовая цивилизация, теократия. Протополис, полис, полисная мораль, полисная идеология, гражданство, колонизация, источники рабства, формы рабства, тирания, демократия, республика, олигархия, социальная структура (метеки, илоты, пириэки), классическое рабство. Институты государственной власти: народное собрание, судебные органы, стратеги, геронты, эфоры, гелиея, ареопаг, буле и т.д. Средиземноморская триада, рациональная экономика, античная собственность. Греческий театр, религиозный антропоморфизм, синкретизм, понятия древнегреческой эстетики: красота, гармония, целесообразность. Олимпийская религия и мифология, праздники и игры. Формы идеологии: космополитизм, фатализм, индивидуализм. Архитектурный ордер и его виды; капитель, фронтон, фриз, портик, акрополь, мегарон.

- эллинизм (как явление), эллинистическая монархия, диадохи, эпигоны, эллинистические государства, классический синтез.

- римская цивитас, патриции, плебеи, патроны, клиенты, институты римской республики: комиции, сенат, консулы, народные трибуны, диктатор, магистратура, формы собственности земли, владение, пользование, частная собственность, социальная структура (нобили, всадники, посессоры, плебс), римское поместье (вилла, сальтус, латифундия). Римский пантеон, мифология, памятники урбанизма: Капитолий, Пантеон, Колизей, Триумфальная арка, термы, рострельные колонны. Формы государства: республика, принципат, доминат, империя.

Умения и навыки:

Учебные (умственно-логические):

- ведение дискуссии по основным проблемам древневосточной и античной истории;

- умение пользоваться принципами историзма и применять их к анализу исторических событий и явлений; видеть причинно-следственные связи и закономерности исторической действительности;

- умение выделять общее и особенное, определять значение культурно-исторических традиций различных народов и исторических эпох, их влияние на последующее развитие общества;

- умение различать основные этапы развития древневосточной, эллинистической и античной цивилизаций, определять сущность исторических периодов и поворотных моментов в истории Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима;

- умение давать критический и сравнительный анализ исторических фактов и событий, определять причины и последствия, делать обобщения и выводы;

- умение давать исторически обоснованную интерпретацию мифов, легенд, сказаний.

- умение правильно использовать историческую терминологию.

- умение воспроизводить общую историческую картину эпохи путем привлечения межпредметных связей.

Характеристика исторических деятелей:

- давать объективные характеристики и создавать портреты исторических деятелей политической и военной истории (Эхнатон (Аменхотеп IV), Тутанхамон, Тутмос III, Рамсес II, Кир II, Камбис II, Дарий I, Тиглатпаласар, Салманасар II, Хаммурапи, Навуходоносор II, Ададнерари, Шаммуромат, Ашшурбанапал, Ашока, Бо цай, У-ди, Драконт, Солон, Клисфен, Писистрат, Перикл, Алкивеад, Ликург, Леонид, А. Македонский, Гракхи, Ганнибал, Цицерон, Октавиан, Цезарь, Константин, Аларих и т.д.).

- знать биографию и сущность деятельности, взгляды основных деятелей культуты, науки и искусства (Заратуштра, Бань Гу, Кунь-цзы (Конфуций), Лао Цзы, Сыма Цянь, Гомер, Аристотель, Платон, Геродот, Архимед, Аристофан, Аммиан Марцеллин, Аппиан).

Картографические:

- чертить схемы сражений;

- работать с контурными картами, читать настольные и настенные карты;

- показывать на родословных схемах порядок наследования власти;

- составлять схему управления с функциональными показателями должностей (Персидская держава, Египет, Ассирия, Вавилония, Афины, Спарта, Римская республика, принципат, доминат и империя).

Хронологические:

- адекватно воспринимать историческое время;

- синхронизировать различные исторические события и явления;

- определять последовательность, длительность событий и явлений;

- владеть знаниями о дискуссиях по датировке памятников архитектуры и искусства;

- работать с лентой времени и синхронистическими картами, таблицами; самостоятельно составлять подобные карты и таблицы.

1.3 Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина включена в базовую (общепрофессиональную) часть Профессионального цикла Основной образовательной программы по направлению 030600 – История (квалификация (степень) «бакалавр»). Дисциплина отражает единство исторического процесса и многообразие путей развития в рамках этого единства, раскрывает действие общих закономерностей исторического развития, позволяет анализировать научные концепции, как по общим проблемам истории древнего мира, так и по отдельным, наиболее важным вопросам конкретной истории. Кроме того, в процессе изучения материала дисциплины студенты овладевают необходимыми для бакалавра умениями и навыками. Также посредством передачи материала реализуется воспитательный потенциал содержательного компонента дисциплины.

Наиболее тесно в содержательном плане дисциплина «История Древнего мира» связана с дисциплиной «Проблемы истории Древнего Мира». Кроме того, в содержательном плане она имеет взаимосвязь с дисциплинами История политических и правовых учений, История зарубежной культуры, Материальная культура и памятники мира, Духовная культура регионов мира. Логически она связана с дисциплиной История первобытного общества.

Философия и история
Машины и аппараты бытового назначения
Радиоэлектронные системы
Информационные системы и радиотехника
Энергетика и безопасность жизнедеятельности
Прикладная механика и конструирование машин
Организация и безопасность движения
Техническая эксплуатация автомобилей
Технология швейных изделий и материаловедение
Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация
Математика
Физика
Химия
Материаловедение
Экономическая теория
Экономика и менеджмент
Бухгалтерский учет
Организация производства и управления
Информатика
Иностранные языки
Физическая культура и спорт
Моделирование, конструирование и дизайн
Социальные технологии
Финансы и кредит
Туризм и индустрия гостеприимства
Гражданское право и процесс
Текстильное проиводство
Теория государства и права
Сервис
Маркетинг и реклама
Психология и педагогика
Реэерв
Высший колледж экономики и сервиса
Институт экономики и технологий сервиса
Батайский УП
Белокалитвенский УП
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«История древнего мира» является органичной частью всеобщей истории, без которой невозможно успешное освоение следующих в хронологической последовательности разделов (дисциплины История средних веков, История Востока в Средние века). Будучи отправной точкой всех современных цивилизаций Европы и Азии, дает ключ к пониманию проблем, тенденций и перспектив исторического развития человечества.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

Вид учебной работы Всего часов Часов по семестрам (по учебному плану)
   
I. Аудиторная:
лекции      
семинары, практические занятия, моделирование / текущий контроль   18/2 18/2
ИТОГО:      
II. Внеаудиторная:
курсовые работы* - - -
рефераты* - - -
самоподготовка:
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий      
подготовка к семинарским и практическим занятиям      
подготовка к зачету      
подготовка к экзамену      
составление Атласа      
составление хронологического комплекса      
анализ монографии, коллективного труда      
ознакомление с текстами источников      
получение картографических знаний      
Выполнение домашних контрольных работ      
Составление тестов      
ИТОГО:      
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине
Вид контроля   зачет экзамен
Общая трудоемкость дисциплины:      

* данные виды учебной работы, не являются обязательными для всех изучающих дисциплину и не учитываются в рамках общей трудоемкости дисциплины: курсовые работы на I курсе выбираются по дисциплинам трех кафедр; рефераты предусмотрены в качестве отработки пропусков и отказов от ответов на семинарском занятии, то есть в качестве эквивалентного погашения неотработанного времени, отведенного на самоподготовку.

3. СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ

№ п\п   Составляющие УМКД Информация об издании
Автор, название, место издания, издательство, год издания Место хранения, нахождения
1. Программный элемент
  Рабочая программа учебной дисциплины Мансурова В.В. «История Древнего Мира», Рабочая программа дисциплины для направления подготовки 030600 «История». – Абакан, 2011 (рукопись) Кафедра, Библиотека: http//library.khsu.ru Образовательный портал
2. Теоретический элемент
  Конспект лекций Мансурова В.В. «История Древнего Мира», Конспект лекций – Абакан, 2011 (рукопись) Кафедра Образовательный портал
  Учебник* Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т.1: Учеб. по спец. «История». – М.: Высш. Шк., 1998. История древнего востока /под редакцией В.И.Кузищина. Рек. Мин-вом образования Рос. Федерации в качестве учеб. для студентов вузов, обуч. по напр. и спец. «История» - М.: «Высшая школа», 2003. История Древней Греции: рек. М-вом образования Рос. Федерации: учеб. для студентов вузов, обуч. по напр. и спец. «История». /Под ред. В.И.Кузищина. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: Высш. шк., 2005.-399 c. История Древнего Рима: учебник для студентов вузов, обуч. по спец. «История»/ под ред. В. И. Кузищин. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высш. шк., 1981.-336 c Библиотека ХГУ (62 экз) https://yanko.lib.ru/ann/hist_anc_east-kuz-a.htm Библиотека ХГУ (10) Библиотека ХГУ (80 экз)
3. Практический элемент
  Сборник планов семинарских занятий Мансурова В.В. «История Древнего Мира», Сборник планов семинарских занятий – Абакан, 2011 (рукопись) Кафедра Образовательный портал
  Практикум Практикум по истории древнего мира. В 2-х вып./ Под ред. И.С. Свенцицкой. – М.: Прсвещение, 1989. (для заочников) Библиотека ХГУ
4. Методико-технологический элемент
  Методические рекомендации по организации самостоятельной работе Мансурова В.В. «История Древнего Мира», Методические рекомендации для бакалавров - Абакан, 2011 (рукопись) Кафедра Образовательный портал
  Методические рекомендации по выполнению курсовых работ Методические рекомендации поподготовке, написанию и защите курсовой работы для студентов [I-IV курсов], обучающихся по специальности 020700 - История: рекомендовано методсоветом ВУЗа/ ХГУ им. Н. Ф. Катанова; [cост. В.В. Мансурова, Т. П. Мисюра]. -Абакан: Изд-во ХГУ, 2005. - 48 c. Библиотека ХГУ (100 экз.)

4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  Наименование разделов и тем курса Количество часов
Всего Аудиторные занятия Самос- тоятель-ная работа
лекции лабора-торные практиче ские
           
Модуль 1.          
Тема 1. Введение в историю Древневосточных цивилизаций          
Тема 2. Цивилизации Ближнего Востока в Древности (Месопотамия)          
Тема 3. Древнейшая цивилизация Северо-восточной Африки (Египет)          
Тема 4. Древние государства Малой Азии и Восточного Средиземноморья (Ассирия, Хеттское царство, Митанни, Урарту, Армина, Лидия, Фригия, Сирия, Палестина, Израильско-Иудейское царство)          
Модуль 2.          
Тема 5. Держава персов Ахеменидов (Древний Иран)          
Тема 6. Цивилизации Южной Азии (

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow