double arrow

Основоположники менеджмента

Ситуация для обсуждения

Классиками менеджмента сегодня принято считать новато­ров и пропагандистов опыта управления начала XX в., который приобрел универсальное значение. Глава администрации фран­цузского горнометаллургического комбината А. Файоль создал синтезированную концепцию управления фирмой, американс­кие инженеры Ф. У. Тейлор и Г. Эмерсон разработали соответ­ственно основы рационального управления производством и общие принципы эффективной хозяйственной деятельности. В связи с этим А. Файоля называют основоположником классичес­кого, или административного, менеджмента, а Ф. У Тейлора и Г. Эмерсона относят к основателям научного (рационального) менеджмента. Предпринимателя Г. Форда причисляют либо к той, либо к другой школе.

Причисляя Г. Форда к основоположникам науки управления, авторы не находят у него ничего, что относилось бы непосред­ственно к менеджменту, и излагают, по существу, производствен­ную и социальную философию (фордизм), а это разные вещи. В авторитетной зарубежной литературе по управлению этот миф отсутствует.

В западную экономическую науку имя Г. Форда вошло преж­де всего в связи с внедрением поточного (конвейерного) метода сборки автомобилей. Сделав его основой производственного процесса, компания «Форд Мотор» совершила грандиозный прорыв в будущее, в чем и состоит главная историческая заслуга Г. Форда. Сам же по себе конвейер не гарантировал успеха на рынке. Давая оценку Г. Форду как руководителю компании, ко­торый единолично вырабатывал ее стратегию, распределял ре­сурсы и принимал все важнейшие решения, и его современники, и теперешние американские специалисты единодушно подчер­кивали те черты его стиля управления, которые шли вразрез с наиболее эффективными для того времени приемами управле­ния. Рыночная же стратегия Г. Форда стала хрестоматийным примером ошибочного решения превратить автомобиль в объект массового маркетинга и действовать с помощью «цен проникно­вения».

Секрет коммерческого взлета Г. Форда достаточно прост и определялся не столько его «гением», сколько удачными решениями, принятыми им (но зародившимися у его менеджеров) в тот момент, когда автомобильный рынок только формировался, когда простои, дешевый, выносливый, хотя и однотипный авто­мобиль (модель «Т» образца 1908 г.) стал самым популярным в США средством передвижения. Однако во второй половине 20-х гг. неизменная и казавшаяся Г. Форду неуязвимой стратегия потерпела фиаско, а место лидера заняла корпорация «Дженерал Моторс», развернувшая выпуск более совершенных, комфорта­бельных и элегантных автомобилей различных моделей и разной цены. Для Г. Форда это стало не временной неудачей, а крахом кон­цепции бизнеса, изначально ориентированной на удешевление продукта за счет наращивания объема выпуска и жесткой эконо­мии на всем, кроме затрат на рационализацию и интеграцию производства. Г. Форд не допускал потерь времени, перерасхода энергии и материалов, свел к минимуму ручной труд, но до кон­ца 20-х гг, пока его не вынудила к этому конкуренция «Дженерал Моторс», считал лишними издержки на модификацию и дивер­сификацию продукта, новые конструкторские разработки, испы­тательный полигон, на изучение спроса и совершенствование ап­парата управления, который все более отставал от развития и ус­ложнения организационной структуры компании. Иными слова­ми, это было поражение предпринимательского руководства под напором набиравшего силу менеджеризма.

Если Ф. У. Тейлор делал упор на такие факторы рационально­го управления, как выдача индивидуальных производственных заданий, учет и контроль, установление производственных нор­мативов, координация работы отдельных участков и звеньев и т. п., что требовало значительного управленческого персонала и иерархии менеджеров, то Г Форд доказывал их ненужность. По его представлению, налаженный производственный цикл сам за­дает направление, ритм и нормативы работ, автоматически рас­ставляя все по своим местам. Благодаря этому менеджеры не превращаются в контролеров, учетчиков и «производителей» не­нужных бумаг. Следовало учитывать лишь общую выработку, а высшему руководству — следить за тем, чтобы все отделы работа­ли согласованно, в одном направлении. Вот и вся «наука» управ­ления по Форду.

Подменив высшее звено менеджмента своим интуитивно-во­левым руководством, Г. Форд уверовал в то, что расширение по­точного производства несменяемого продукта автоматически ре­шает все текущие задачи управления. Он необычайно гордился отсутствием каких-либо организационных схем, четкого распре­деления обязанностей, производственных совещаний (кроме тех, которые сам считал нужным проводить), минимальными гори­зонтальными связями между отделами, работой без «лишней до­кументации» и «лишних людей», полагая, что его воли и интуи­ции вполне достаточно, чтобы отлаженный исполинский меха­низм работал сам собой.

Фордовские технологические приемы отнюдь не были прин­ципиально новыми: экономика массового производства и «науч­ное» управление развивались на протяжении второй половины XIX в. Устройства типа конвейера, позволявшие сделать процесс непрерывным, использовались и раньше, например на мясоком­бинатах, а ленточные транспортеры применялись на зерновых элеваторах, в литейных цехах и других производствах. Способ экономики средств благодаря перевозке автомобилей в разобран­ном виде (чтобы лучше использовать плошадь железнодорожных платформ) подсказал Г. Форду строитель автозавода в Хайленд-парке американский архитектор А. Кан. Интеграцию производ­ства и добычи сырья задолго до Г. Форда применяли Дж. Рокфел­лер, Э. Карнеги и ряд других крупных промышленников. Сбыт продукции через дилерскую сеть практиковался еще в 80-е гг. XIX в. компанией С. Маккормика по выпуску сельскохозяй­ственных машин.

Опыт творцов фабричного менеджмента распространился достаточно широко, и инженеры, и менеджеры, служившие у Г. Форда, были, безусловно, знакомы с этим опытом. Многие крупные предприниматели самостоятельно внедряли аналогич­ные методы и добивались повышения эффективности производ­ства. Так, «стальной король» Э. Карнеги, выработавший привыч­ку к рационализации и измерению затрат за время работы в же­лезнодорожной компании, в конце XIX в. добился снижения из­держек во всех звеньях сталеплавильного процесса. Первыми менеджериальными корпорациями в США еще в середине XIX в. стали железные дороги, а затем - телефонные компании и ком­мунальные предприятия.

Нет оснований причислять к первым организаторам массово­го капиталоемкого производства именно Г. Форда, а не того же Э. Карнеги или Д. Рокфеллера. Так, «Стандард Ойл» в 1882 г. ста­ла первой промышленной компанией с высшим звеном менедж­мента. С учетом организационного построения лучший, чем у Г. Форда, менеджмент имела на рубеже столетий объединенная компания «Дженерал Электрик», у истоков которой стоял Т. Эди­сон, и в особенности компания «Дюпон де Немур». Все они из се­мейного бизнеса превратились в корпорации менеджериального типа, тогда как компания Г. Форда эволюционировала в обрат­ном направлении, что роковым образом отразилось на качестве управления.

Шпотов Б. К вопросу об основоположниках менеджмента.

 Проблемы теории и практики управления. – 1998. - №3.

Вопросы для обсуждения ситуации

1 Прочитав приведенную в ситуации критическую статью, выразите ваше отношение к сложившейся в настоящее время классификации направлений развития управленческой мысли. Как вы понимаете термины «научный менеджмент», «админист­ративный менеджмент»?

2 Как вы оцениваете вклад предпринимателей-руководителей в развитие теории и практики управления?

3 Насколько обоснованным, по вашему мнению, является от­несение Г. Форда к последователям Ф. У. Тейлора?

4 Каковы основные причины, по которым некоторые из рос­сийских ученых относят Г. Форда к административной школе уп­равления?

5 Имеются следующие высказывания Г. Форда в его книге «Моя жизнь, мои достижения»: «...Даже самые тщательные ис­следования ни разу не обнаружили деформирующего или изну­ряющего действия на тело иди дух - кто не любит однообразной работы, тот не обязан оставаться при ней....Слепой или калека, если его поставить на подходящее место, может сделать совер­шенно то же и получить ту же плату, что и вполне здоровый чело­век. Мы не делаем для калек предпочтения, но мы показали, что они могут заработать себе полное вознаграждение...». Можно ли эти высказывания характеризовать как понимание значимости человеческого фактора в производстве?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: