Анализ объема производства и продажи продукции. Оценка факторов, влияющих на динамику выпуска и продажи продукции

 

Характеристика факторов производства и реализации   продукции

В экономической литературе факторы группируются по однородности экономического содержания их и взаимной увязки. При этом выделяют рыночные и производственные факторы, а при построении алгоритмов расчетов и оценке влияния на показатели устанавливается их экстенсивность и интенсивность.

Рыночные факторы включают: соотношения спроса и предложения, покупательную способность, сезонные факторы производства и потребления, возможности конкурентов, долю продукции предприятий на рынке и т. д.

Производственные факторы включают: обеспеченность предприятия необходимыми производственными мощностями, трудовыми ресурсами, материальными ресурсами и т. д. От взаимодействия этих факторов зависят себестоимость продукции и возможность предприятия определять политику цен.

Конкурентоспособность продукции в значительной мере возрастает, если снижение затрат на производство позволяет регулировать цены в сторону их снижения с целью обойти конкурентов. В то же время, высокое качество продукции и недостаточное ее предложение на рынке позволяют предприятию поднять цены и за счет этого увеличить реализацию.

Цена и количество, как взаимно увязанные факторы, отражаются в алгоритмах показателей выпуска или реализации продукции по видам изделий: å(цена * количество).

Для расчета влияния цен и количества на реализацию используются такие методы как индексный, скорректированных показателей и т. д.

Поскольку количество продукции складывается из разных видов (ассортимента), то это тоже влияет на сумму выручки. Рост реализации может быть вызван увеличением удельного веса дорогостоящей продукции и наоборот. Цена зависит от качества продукции, конъюнктуры рынка и др. Следовательно, чем выше качество продукции на предприятии, тем выше сумма реализации.

Производственные ресурсы включают расчеты обеспеченности предприятия сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и т.д. Наряду с материальными затратами производственные ресурсы включают обеспеченность предприятия основными производственными фондами: необходимым оборудованием, инструментами, транспортными средствами и т.д. От эффективности использования всех видов ресурсов в значительной мере зависят объемы производства и реализации продукции. В этой связи при анализе им уделяется наибольшее внимание. Одним из основных алгоритмов расчета может быть использован следующий:

Выпуск продукции = Фондоотдача × Ср. ст-ть осн. средств          (1)

Трудовые ресурсы относятся к важной группе факторов и включают численность работников, уровень их квалификации (стаж работы, уровень образования и т. д.). От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, производительности их труда зависят объемы производства и реализации продукции. При анализе изучается эффективность использования трудовых ресурсов, отработанного времени и их влияние на продукцию. В зависимости от цели и задач анализа строятся алгоритмы для расчета влияния трудовых факторов производства на выпуск или реализацию продукции. В частности, можно использовать алгоритм из четырех факторов:

          (2)

где ВП – выпуск продукции за день;

ЧР – численность работников;

ПТч – производительность труда в час;

Крд – количество рабочих дней.

Таким образом, полнота выявления и использования резервов увеличения выпуска и реализации продукции в значительной мере зависит от построения факторного анализа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: