Социальное государство: понятие и признаки Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина. Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности. Конечно, немногие государства могут быть отнесены к социальным, а лишь те, где большинство населения достигло высокого уровня жизни, душевого потребления товаров и услуг. Например, к социальным государствам могут быть отнесены Швеция, Норвегия, Япония, Швейцария, ФРГ. Франция и др. Среди признаков социального государства отметим следующие. 1. Достойный уровень жизни. Государство ответственно за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, гарантирующего достойное существование. Эту функцию государство осуществляет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Обычно прожиточный минимум составляется по стоимости двухсот наименований продуктов, товаров и услуг, которые необходимы для нормальной жизни человека.
Конечно, это не означает, что взрослый здоровый человек должен ожидать социального пособия, он обязан зарабатывать сам, кормить свою семью. Ответственность государство берет только за тех граждан, которые сами не могут удовлетворить свои потребности по возрасту, болезни, инвалидности и т.п. К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7-10 тыс. долл. на человека в год. 2. Социальное равенство. Речь не идет об уравниловке. Социальное равенство следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений социального неравенства множество: это и возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, пол и т.п. Государство стремится смягчить, а где возможно, и устранить социальное неравенство, активно вмешиваясь в различные сферы жизни человека. Так. оно закрепляет принцип равного доступа к государственным должностям, что ликвидирует правовые предпосылки неучастия в управлении каких-либо групп населения. Кроме того, государство вмешивается в трудовые отношения, уравнивая в правах мужчину и женщину при найме па работу. Имущественные различия государство сглаживает с помощью налоговой политики, перераспределяя собранные средства в пользу малоимущих.
3. Социальная защита тех, кто потерял доход или средства к существованию (по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы), а также оплата расходов на медицинское обслуживание. Система социального обеспечения возникла в форме социального страхования. Она провела границу между самостоятельным заработком и средствами, идущими по линии социального обеспечения и страхования. К этим средствам относятся, например, пенсии, пособия по безработице, выплаты из государственного бюджета, благотворительных фондов. 4. Подъем благосостояния всего общества. Показателем благосостояния является уровень нищеты. Обычно в развитых странах он не превышает 10%. а в Швеции - чуть больше 5%. Это позволяет включать в пользование материальными благами (оплата жилья, стипендии учащимся, пособия на детей и т.п.) все более широкий круг лиц. 57 Реализация права и ее виды Нормы права существуют для того, чтобы активно воздействовать на поведение людей, регулировать общественные отношения.
Результаты правоприменения, как правило, выражаются в принятии специального решения – правоприменительного акта, который закрепляет конкретные права и обязанности между субъектами права и имеет общеобязательное значение.
Правовой институт – это система взаимосвязанных правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих относительно самостоятельную разновидность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства.
58 применение права как особая форма его реализации. Требования, предъявляемые к правильному применению права. |
Применение права как особая форма его реализации
Применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия. Перед нами - одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.
Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены, хотя вопрос этот в литературе небесспорный.
Так, по мнению М.С. Строговича, гражданин, задержавший на улице хулигана и доставивший его в милицию, тем самым якобы применил к нему норму права. Ученый, передавший в дар государству свою научную библиотеку или какую-либо иную ценную коллекцию, например собрание картин, тоже применил соответствующую правовую норму. Но применение ли это? Как нам представляется, в первом случае гражданин исполнил свой гражданский долг; во втором - использовал предусмотренное законом право подарить любую вещь любой организации или лицу. Здесь нет элемента властности.
Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель - упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.
Одновременно, сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бюрократизм, волокиту, тем более - мздоимство, вымогательство, взятки. Нередко чиновники создают искусственные препятствия, за преодоление которых требуют "вознаграждения". Известно, что современный российский госаппарат серьезно поражен коррупцией.
Правда, в последнее время наряду с государственными учреждениями действует немало частных (нотариальные конторы, адвокатуры, пункты обмена жилья, хозрасчетные поликлиники, стоматологические кабинеты, всевозможные фирмы, бюро, ателье по оказанию коммунально-бытовых услуг и т.д.), которые объективно создают здоровую конкуренцию и ограничивают былой монополизм в названных сферах. "Просителей" у парадных подъездов стало меньше, а стало быть, меньше возможностей для злоупотреблений.
Характерные особенности применения права заключаются в следующем:
1) это - властно-императивная форма реализации права;
2) осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;
3) носит процессуально-процедурный характер;
4) состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью;
5) имеет под собой соответствующие юридические основания;
6) связано с вынесением правоприменительных актов;
7) является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;
8) направлено на урегулирование конкретных ситуаций.
Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права - соблюдения, исполнения и использования. Следует лишь помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется "вмешательство" соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.
В каких же случаях возникает сама необходимость в применении норм права, какими причинами оно вызывается? Иными словами, каковы основания, поводы этого юридически властного действия? Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах:
1) когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;
2) когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора);
3) когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять ее не может, так как она самоуправно занята другим лицом);
4) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);
5) когда те или иные юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.);
6) когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);
7) когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату гражданства).
Кроме рассмотренных выше четырех основных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования и применения) в научной литературе называются и такие, как добровольная и принудительная реализация, индивидуальная и коллективная; в правоотношениях и вне правоотношений, в правоотношениях общего и конкретного типа (по форме связи субъектов).
Реализация или осуществление права (претворение его в жизнь) - это родовое, наиболее широкое, собирательное понятие, а соблюдение, исполнение, применение, использование и другие формы - видовые. Их надо соотносить с общей категорией - "правореализация".
…..
Применение права - это государственно-властная деятельность компетентных государственных органов (или иных лиц по специальному уполномочию государства), заключающаяся в вынесении индивидуальных конкретных предписаний, направленных на реализацию норм права.
Требования и стадии правоприменительного процесса жестко связаны между собой. Каждое требование реализуется на определенной стадии правоприменительного процесса.
Надлежащее применение права должно отвечать ряду требований, только в этом случае выносимые решения будут в полной мере реализовывать предписания правовых норм; индивидуально правовые акты будут соответствовать сущности и содержанию правовых предписаний, а, следовательно, проводить в жизнь волю законодателя; будет достигнута цель правового регулирования - упорядочение общественных отношений.
Требования надлежащего правоприменения таковы:
§ обоснованность - означает, что применение норм права должно исходить из всех тех фактических (жизненных) обстоятельств, которые имеются в виду в гипотезе нормы права или предполагаются санкцией, т.е. тех обстоятельств, которые в силу действия нормы права могут и должны влечь возникновение, изменение или прекращение данного конкретного правоотношения. Требование обоснованности означает, что:
- должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;
- такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;
- все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты.
§ законность - означает, что при решении конкретного дела правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности), прямо относящейся к рассматриваемому случаю, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, действовать в рамках своей компетенции. Помимо материальных требований законности необходимо соблюдать процедурные требования законности, т.е. строго следовать предусмотренному законом порядку рассмотрения дела и вынесения решения, неукоснительно придерживаться установленной формы акта применения права.
§ целесообразность - проявляется в двух аспектах:
- следование нормативному акту и есть целесообразное решение вопроса, т.к. сам нормативный акт с точки зрения законодателя целесообразен, содержит оптимальные требования по регулированию общественных отношений; недопустимо прикрывать нарушения законности ссылкой на целесообразность;
- целесообразность означает соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы права в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может предусмотреть все многообразие конкретных случаев, но она дает правоприменителю возможность учитывать их. Норма предусматривает определенные рамки для проявления усмотрения исполнителя, в пределах содержания нормы следует выбрать решение, которое наиболее полно и правильно отражает смысл закона и цели правового регулирования. Требование целесообразности приобретает решающее значение, когда норма права дает достаточно широкие рамки для проявления инициативы и самостоятельности субъекта.
§ справедливость - означает осознание правильности решения с точки зрения общества и государства, убежденность лица, применяющего право, а также окружающих, в том, что принятое решение согласуется с принципами морали, общечеловеческими ценностями, отвечает потребностям отдельных лиц и их общностей. Справедливость акта применения права предполагает его соответствие не только принципам права, но и общественному мнению, моральным убеждениям людей и общества в целом.
§ эффективность - означает, что результат, достигнутый в процессе применения нормы права, будет максимально полно соответствовать цели, которая ставилась законодателем в норме права. Кроме этого, эффективность предполагает необходимость воплощения в жизнь решения, принятого правоприменительным органом. Конечная цель правоприменения - достичь упорядоченности общественных отношений в соответствии с моделью, заложенной в норме права. Поэтому правоприменительное решение должно быть таким, чтобы возникшие на его основе отношения соответствовали идее законодателя, удовлетворяли интересы и потребности заинтересованных лиц, согласовывались с содержанием и сущностью права, а не только формально (внешне) соответствовали варианту поведения, изложенному в норме. Правоприменительное решение должно снять конфликтность разрешаемой ситуации, тем самым упорядочив общественное отношение, - а это и есть эффективное применение нормы права.
59
Стадии процесса применения права
60 |