Социальное государство

 

Социальное государство: понятие и признаки

Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина.

Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.

Конечно, немногие государства могут быть отнесены к социальным, а лишь те, где большинство населения достигло высокого уровня жизни, душевого потребления товаров и услуг. Например, к социальным государствам могут быть отнесены Швеция, Норвегия, Япония, Швейцария, ФРГ. Франция и др.

Среди признаков социального государства отметим следующие.

1. Достойный уровень жизни. Государство ответственно за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, гарантирующего достойное существование. Эту функцию государство осуществляет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Обычно прожиточный минимум составляется по стоимости двухсот наименований продуктов, товаров и услуг, которые необходимы для нормальной жизни человека.

Конечно, это не означает, что взрослый здоровый человек должен ожидать социального пособия, он обязан зарабатывать сам, кормить свою семью. Ответственность государство берет только за тех граждан, которые сами не могут удовлетворить свои потребности по возрасту, болезни, инвалидности и т.п.

К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7-10 тыс. долл. на человека в год.

2. Социальное равенство. Речь не идет об уравниловке. Социальное равенство следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений социального неравенства множество: это и возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, пол и т.п.

Государство стремится смягчить, а где возможно, и устранить социальное неравенство, активно вмешиваясь в различные сферы жизни человека. Так. оно закрепляет принцип равного доступа к государственным должностям, что ликвидирует правовые предпосылки неучастия в управлении каких-либо групп населения.

Кроме того, государство вмешивается в трудовые отношения, уравнивая в правах мужчину и женщину при найме па работу. Имущественные различия государство сглаживает с помощью налоговой политики, перераспределяя собранные средства в пользу малоимущих.

3. Социальная защита тех, кто потерял доход или средства к существованию (по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы), а также оплата расходов на медицинское обслуживание.

Система социального обеспечения возникла в форме социального страхования. Она провела границу между самостоятельным заработком и средствами, идущими по линии социального обеспечения и страхования. К этим средствам относятся, например, пенсии, пособия по безработице, выплаты из государственного бюджета, благотворительных фондов.

4. Подъем благосостояния всего общества. Показателем благосостояния является уровень нищеты. Обычно в развитых странах он не превышает 10%. а в Швеции - чуть больше 5%. Это позволяет включать в пользование материальными благами (оплата жилья, стипендии учащимся, пособия на детей и т.п.) все более широкий круг лиц.

57

Реализация права и ее виды

Нормы права существуют для того, чтобы активно воздействовать на поведение людей, регулировать общественные отношения.
Под реализацией норм права понимается поведение граждан, иных лиц, государственных органов, соответствующее нормам права, или, иначе говоря, правомерное поведение.
Реализация права в конкретных отношениях осуществляется в четырех формах: соблюдении, использовании, исполнении и применении (схема 24 «Традиционные формы реализации норм права»).



Схема 24.

Соблюдение – это такая форма реализации норм права, когда граждане, иные лица воздерживаются от совершения запрещенных правом действий. Установленные законом уголовные, административные и иные запреты не реализуются.
Исполнение – это такая форма реализации права, когда граждане, иные лица исполняют возложенные на них обязанности. Субъект совершает действия прямо предусмотренные нормой права, либо вытекающие из какого-либо договора, заключенного этим субъектом (например, уплата федеральных налогов представляет собой исполнение обязанности, предусмотренной ст. 57 Конституции РФ и налогового законодательства). Обязанность считается исполненной, при условии, что она выполнена вовремя, в надлежащем месте и надлежащим образом. Неисполнение обязанности, равно как и ее ненадлежащее исполнение, признаются правонарушением и влекут за собой применение юридической ответственности.
Использование права – это осуществление правомочий и правомерных действий лицом по его усмотрению. Субъект по своему желанию реализует предоставленные права собственными действиями – например, сочиняет литературные произведения – либо вступает в конкретное правоотношения: покупает в магазине необходимые товары.
Правоприменение – это такая форма реализации права, при которой компетентный орган государства или должностное лицо издают специальное решение с целью наделения конкретных субъектов правами и обязанностями (например, директор предприятия издает приказ о зачислении гражданина Иванова на работу).
Необходимость правоприменения, т.е. издания специального решения о наделении конкретных субъектов правами и обязанностями возникает в следующих случаях:

  • когда субъектом правоотношения выступает государственное предприятие, учреждение или государственный орган, обязанные совершить какие-либо действия в пользу конкретного гражданина или иного лица (например, выплачивать пенсию, выделить земельный участок);
  • когда возникает спор о существовании каких-либо прав и обязанностей между субъектами конкретного правоотношения (например, при разделе имущества между разведенными супругами);
  • когда необходимо определить факт прекращения каких-либо прав и обязанностей конкретным лицом (например, признание гражданина безвестно отсутствующим);
  • когда применяется санкция к нарушителю какой-либо нормы права, т.е. за совершение правонарушения (приговоры суда, вынесенные по уголовным делам).

 

Результаты правоприменения, как правило, выражаются в принятии специального решения – правоприменительного акта, который закрепляет конкретные права и обязанности между субъектами права и имеет общеобязательное значение.
Для правильной реализации норм права необходимо установление пределов действия нормативно-правовых актов.
Действие во времени. Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Существуют различные правила вступления в силу нормативно-правовых актов:

  • акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом;
  • акт вступает в силу по истечении определенного срока после его опубликования. В России законодательные акты вступают в силу на всей территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти;
  • акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или специальном акте о введении его в действие.


Действие в пространстве нормативно-правовых актов определяется пределами территории, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в полете.
Действие по кругу лиц. Общепринято, что действие нормативных актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории.
Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории например, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний). Нормативные акты могут распространять свое действие только на определенные категории граждан и должностных лиц (военнослужащие, учителя, пенсионеры). В таком случае в таких актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие. 2.7. Понятие системы права.
Система права охватывает все правовые нормы, действующие в государстве в их единстве и согласованности и представляет собой сложный механизм, состоящий из норм права, правовых институтов и отраслей права.

Правовой институт – это система взаимосвязанных правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих относительно самостоятельную разновидность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства.
Например, в трудовом праве это институты трудового договора, заработной платы, трудовой дисциплины. В конституционном праве есть институт избирательного права, институт гражданского права.
Правовые институты, находясь в тесной взаимосвязи, образуют качественно новый компонент системы права – отрасли права.
Отрасль права – это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно новый специфический вид общественных отношений, связанных с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права (например, гражданское право, уголовное).
В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент – подотрасль права – специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право.

 

58

применение права как особая форма его реализации. Требования, предъявляемые к правильному применению права.

 

Применение права как особая форма его реализации Применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия. Перед нами - одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику. Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены, хотя вопрос этот в литературе небесспорный. Так, по мнению М.С. Строговича, гражданин, задержавший на улице хулигана и доставивший его в милицию, тем самым якобы применил к нему норму права. Ученый, передавший в дар государству свою научную библиотеку или какую-либо иную ценную коллекцию, например собрание картин, тоже применил соответствующую правовую норму. Но применение ли это? Как нам представляется, в первом случае гражданин исполнил свой гражданский долг; во втором - использовал предусмотренное законом право подарить любую вещь любой организации или лицу. Здесь нет элемента властности. Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель - упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера. Одновременно, сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бюрократизм, волокиту, тем более - мздоимство, вымогательство, взятки. Нередко чиновники создают искусственные препятствия, за преодоление которых требуют "вознаграждения". Известно, что современный российский госаппарат серьезно поражен коррупцией. Правда, в последнее время наряду с государственными учреждениями действует немало частных (нотариальные конторы, адвокатуры, пункты обмена жилья, хозрасчетные поликлиники, стоматологические кабинеты, всевозможные фирмы, бюро, ателье по оказанию коммунально-бытовых услуг и т.д.), которые объективно создают здоровую конкуренцию и ограничивают былой монополизм в названных сферах. "Просителей" у парадных подъездов стало меньше, а стало быть, меньше возможностей для злоупотреблений. Характерные особенности применения права заключаются в следующем: 1) это - властно-императивная форма реализации права; 2) осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами; 3) носит процессуально-процедурный характер; 4) состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью; 5) имеет под собой соответствующие юридические основания; 6) связано с вынесением правоприменительных актов; 7) является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов; 8) направлено на урегулирование конкретных ситуаций. Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права - соблюдения, исполнения и использования. Следует лишь помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется "вмешательство" соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения. В каких же случаях возникает сама необходимость в применении норм права, какими причинами оно вызывается? Иными словами, каковы основания, поводы этого юридически властного действия? Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах: 1) когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности; 2) когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора); 3) когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять ее не может, так как она самоуправно занята другим лицом); 4) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.); 5) когда те или иные юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.); 6) когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии); 7) когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату гражданства). Кроме рассмотренных выше четырех основных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования и применения) в научной литературе называются и такие, как добровольная и принудительная реализация, индивидуальная и коллективная; в правоотношениях и вне правоотношений, в правоотношениях общего и конкретного типа (по форме связи субъектов). Реализация или осуществление права (претворение его в жизнь) - это родовое, наиболее широкое, собирательное понятие, а соблюдение, исполнение, применение, использование и другие формы - видовые. Их надо соотносить с общей категорией - "правореализация". ….. Применение права - это государственно-властная деятельность компетентных государственных органов (или иных лиц по специальному уполномочию государства), заключающаяся в вынесении индивидуальных конкретных предписаний, направленных на реализацию норм права. Требования и стадии правоприменительного процесса жестко связаны между собой. Каждое требование реализуется на определенной стадии правоприменительного процесса. Надлежащее применение права должно отвечать ряду требований, только в этом случае выносимые решения будут в полной мере реализовывать предписания правовых норм; индивидуально правовые акты будут соответствовать сущности и содержанию правовых предписаний, а, следовательно, проводить в жизнь волю законодателя; будет достигнута цель правового регулирования - упорядочение общественных отношений. Требования надлежащего правоприменения таковы: § обоснованность - означает, что применение норм права должно исходить из всех тех фактических (жизненных) обстоятельств, которые имеются в виду в гипотезе нормы права или предполагаются санкцией, т.е. тех обстоятельств, которые в силу действия нормы права могут и должны влечь возникновение, изменение или прекращение данного конкретного правоотношения. Требование обоснованности означает, что: - должны быть выявлены все относящиеся к делу факты; - такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными; - все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты. § законность - означает, что при решении конкретного дела правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности), прямо относящейся к рассматриваемому случаю, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, действовать в рамках своей компетенции. Помимо материальных требований законности необходимо соблюдать процедурные требования законности, т.е. строго следовать предусмотренному законом порядку рассмотрения дела и вынесения решения, неукоснительно придерживаться установленной формы акта применения права. § целесообразность - проявляется в двух аспектах: - следование нормативному акту и есть целесообразное решение вопроса, т.к. сам нормативный акт с точки зрения законодателя целесообразен, содержит оптимальные требования по регулированию общественных отношений; недопустимо прикрывать нарушения законности ссылкой на целесообразность; - целесообразность означает соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы права в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может предусмотреть все многообразие конкретных случаев, но она дает правоприменителю возможность учитывать их. Норма предусматривает определенные рамки для проявления усмотрения исполнителя, в пределах содержания нормы следует выбрать решение, которое наиболее полно и правильно отражает смысл закона и цели правового регулирования. Требование целесообразности приобретает решающее значение, когда норма права дает достаточно широкие рамки для проявления инициативы и самостоятельности субъекта. § справедливость - означает осознание правильности решения с точки зрения общества и государства, убежденность лица, применяющего право, а также окружающих, в том, что принятое решение согласуется с принципами морали, общечеловеческими ценностями, отвечает потребностям отдельных лиц и их общностей. Справедливость акта применения права предполагает его соответствие не только принципам права, но и общественному мнению, моральным убеждениям людей и общества в целом. § эффективность - означает, что результат, достигнутый в процессе применения нормы права, будет максимально полно соответствовать цели, которая ставилась законодателем в норме права. Кроме этого, эффективность предполагает необходимость воплощения в жизнь решения, принятого правоприменительным органом. Конечная цель правоприменения - достичь упорядоченности общественных отношений в соответствии с моделью, заложенной в норме права. Поэтому правоприменительное решение должно быть таким, чтобы возникшие на его основе отношения соответствовали идее законодателя, удовлетворяли интересы и потребности заинтересованных лиц, согласовывались с содержанием и сущностью права, а не только формально (внешне) соответствовали варианту поведения, изложенному в норме. Правоприменительное решение должно снять конфликтность разрешаемой ситуации, тем самым упорядочив общественное отношение, - а это и есть эффективное применение нормы права. 59 Стадии процесса применения права
Основные стадии процесса применения норм права Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий. Таких стадий пять. Наиболее четко они прослеживаются при применении норм уголовного права, когда речь идет о преступлениях. 1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания); 2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело. 3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы. 4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия); 5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов). На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.). Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению. Еще римские юристы рекомендовали руководствоваться здесь следующей формулой: что - где - когда - кто - как и почему. Ответив на все эти вопросы, следователь может получить более или менее ясную картину случившегося, т.е. установить фактическую основу дела. Поиск истины - труднейшая задача, особенно по сложным преступлениям, подготовленным и совершенным профессионалами (например, заказные убийства, дела о коррупции, грабежах, разбоях, хищениях, рэкете). При этом истина должна быть абсолютной, а не относительной, по крайней мере к этому надо стремиться. Современная правовая наука уже давно преодолела концепцию А.Я. Вышинского о так называемом "относительном характере" следственной и судебной истины. Под "относительной" же истиной тогда, в разгар сталинских репрессий, понималась определенная степень вероятности того, что дело было так, как считают следователь, судья, прокурор. Мол, абсолютная истина здесь недостижима, поэтому можно довольствоваться относительной. Практические последствия такой концепции хорошо известны. Версий может быть много, а истина одна, и она должна быть установлена во что бы то ни стало. В противном случае дело нельзя считать законченным. Другой вопрос - сложность добывания истины (запутанность ситуации, недостаток доказательств и т.д.). По каким-то делам она в силу этого и не устанавливается, но тогда дело нельзя считать расследованным, а стало быть, и нельзя направлять его в суд. Под абсолютной объективной истиной в данном случае понимается полное соответствие выводов следствия или суда фактическим, реальным обстоятельствам, тому, что произошло в действительности. На второй стадии - при выборе нормы - дается юридическая квалификация совершенным действиям. Эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Необходимо, к примеру, решить, какое преступление совершено - умышленное или неосторожное; если установлен умысел, то какой - прямой или косвенный (эвентуальный). Неосторожность тоже бывает двух видов - самонадеянность (легкомыслие) или небрежность. В зависимости от этого избираются разные нормы или их части. Все это представляет собой логическую операцию подведения конкретной ситуации под надлежащую норму закона. "Закон всеобщ, а случай единичен" (К. Маркс). Данная стадия требует не меньшей ответственности и внимательности, чем первая. Квалификация должна быть точной, адекватной и бесспорной. Ошибки здесь крайне нежелательны, ибо это отражается на судьбе обвиняемого (тяжесть содеянного, разные санкции, сроки и вид наказания и т.д.). Фактически здесь речь идет об установлении полного состава правонарушения, иными словами, юридической основы дела. Отсутствие хотя бы одного признака состава преступления влечет за собой прекращение уголовного преследования. Третья стадия предполагает проверку юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов, расхождений. Необходимо убедиться, не отменена ли данная норма или не отпали ли те условия, на которые она была рассчитана. Норма подвергается всестороннему толкованию с помощью известных приемов и способов (грамматического, логического, систематического, специально-юридического и др.). Что касается коллизий и пробелов, которые могут встретиться в правоприменении, то наука и практика выработали следующие правила их преодоления: а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, но изданные в разное время, то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: "Позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится"; б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление), т.е. принимается во внимание иерархия нормативных актов и отдельных норм; в) если расходятся общефедеральный акт и акт субъекта Федерации, то применяется первый (в пределах предметов ведения РФ и совместного ведения - ст. 76 Конституции РФ); г) в случае противоречия между федеральным актом и актом субъекта Федерации, изданным в пределах его компетенции, приоритет имеет последний (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ); д) если обнаружен пробел в праве (отсутствие нужной нормы), то решается вопрос о применении правовой аналогии в ее двух видах - аналогии закона и аналогии права. На четвертой стадии в результате проведенных всех вышеуказанных операций выносится правоприменительный акт (например, приговор суда по уголовному делу, судебное решение по гражданскому делу). Пятая, заключительная, стадия связана с реальным исполнением принятого акта, доведением его до логического завершения. Это очень важно, ибо невыполненное решение сводит на нет весь правоприменительный процесс. Например, из всех судебных решений по имущественным взысканиям исполняется лишь половина. И только сейчас, когда введен институт судебных приставов, положение несколько улучшилось. В целом применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным. Только в таком единстве оно может быть эффективным, достигать своих целей, приносить пользу. Древнеримский мыслитель, политический деятель, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон считал, что судья - это говорящий закон, а закон - немой судья. Поэтому важно, чтобы закон и суд не расходились, а дополняли друг друга. Недопустимо также в данном процессе противопоставление законности и целесообразности (политической, идеологической, прагматической и т.д.).

60























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: