Список авторских методических разработок

  1. Белокрылова О.С. Микроэкономические основы макроэкономики. Ростов: Содействие-21 век, 2015

2. Белокрылова О.С. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ ДОНСКОЙ ЭКОНОМИКИ // Journal of Economic Regulation. 2015. T.6. N 1.

3. Белокрылова О.С. Что даст ВТО и какова цена билета за вход // Вопросы регулирования экономики. 2012. Том 3. № 3.

Периодические издания

1. Автономов В. Абстракция – мать порядка? // Вопросы экономики. 2013. № 4.

2. Аганбегян А. О месте экономики России в мире // Вопросы экономики. 2011. № 5.

3. Антипина О. Экономическая теория счастья как направление экономических исследований // Вопросы экономики. 2013. №6.

4. Беллемо Д. Инвестировать или не инвестировать в Россию? Для нас вопрос так никогда не стоял – конечно, инвестировать! // Россия и мир: 2012 - 2020. 2012. 20 января.

5. Березинская О., Ведев А. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения  // Вопросы экономики 2015. № 1. С. 103-116.

6. Бобылев С., Зубаревич Н., Соловьева С. Вызовы кризиса: как измерять устойчивость развития? // Вопросы экономики 2015. № 1. С. 147

7. Замараев Б. и др. Российская экономика в контексте мировых трендов // Вопросы экономики. 2015. № 2.

8. Гурвич Е., Прилепский И. Как обеспечить внешнюю устойчивость российской экономики // Вопросы экономики. 2013. № 9.

9. Идрисов Г., Синельников-Мурылев С. Формирование предпосылок долгосрочного роста: как их понимать? // Вопросы экономики. 2014. № 3.

10. Клейнер Г.Б. Какая экономика нужна России и для чего? // Вопросы экономики. 2013. № 10.

11. Нарышкин С. Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. 2010. №5.

12. Погосов И. Потенциал накопления и проблема модернизации // Экономист. 2011. №3.

13. Радыгин A., Ю. Симачев, Энтов Р. Государственная компания: сфера проявления «провалов государства» или «провалов рынка»? // Вопросы экономики 2015. № 1. С. 45-79.

14. Последствия присоединения России к ВТО. М.; ВТО информ, 2012 

15. Узун В. Российская политика поддержки сельского хозяйства и необходимость ее корректировки после вступления в ВТО // Вопросы экономики. 2012. № 10.

16. Флебе М. За пределами ВВП: в поисках меры общественного благосостояния Ч. 1,2 // Вопросы экономики. 2012. № 2, 3.

17. Ясин Е. и др. Состоится ли новая модель экономического роста в России // Вопросы экономики. 2013. № 5.

7.5. Интернет-ресурсы (при необходимости)

1. Белокрылова О.С. Условия вступления в ВТО для нашей страны одни из лучших // http://161bank.ru/text/day_comment/556532.html

2. Библиотека JIибертариума: http://www.libertarium.ru

3. Газета “Коммерсант”: http://www.kommersant.ru

4. Журнал “Эксперт”: http://www.expert.ru

5. Информационно-аналитический сайт «Открытая экономика»: http://www.opec.ru

6. Инфотека // http://infoteka.economicus.ru/index1.php?kurs=1

7. Материалы по экономической теории: http:// economicus.ru

8. Официальный портал Правительства Ростовской области: http://donland.ru

9. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru

10. Федеральный образовательный портал: Экономика, социология, менеджмент // http://ecsocman.hse.ru

11. Крылатых Э. ЧЕМ ОБЕРНЕТСЯ ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ? //http://www.strana-oz.ru/?article=761

12. Макроэкономика. http://modern-econ.ru/makro.html

13. Макроэкономика – 2 http://www.aup.ru/books/m173/ Конспект лекций.

14. Экономическая теория (кафедра экономической теории экономического факультета ЮФУ). http://econ.sfedu.ru/index.php/ru/studentu/elektronnye-uchebniki

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

Программы для слайд-шоу, просмотра видео-сюжетов, анимации, выхода в интернет и др.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебно-лабораторное оборудование

Занятия проводятся в специализированных аудиториях, оснащенных интерактивной доской (проектором) и предназначенных для проведения интерактивных занятий.

Программные средства

В учебном процессе используется программное обеспечение Adobe Reader X, Microsoft Office, Power Point, Word, Excel (1997-2003, 2007), а также программные средства для просмотра видео, анимация

Adobe Reader – бесплатная проприетарная программа, предназначенная для просмотра и печати документов в формате PDF.

Microsoft Office — проприетарный пакет офисных приложений, в который входят такие программы, как Microsoft Office Word — текстовый процессор, Microsoft Office Excel — табличный процессор. Microsoft Office PowerPoint — приложение для подготовки презентаций. Все программы предназначены для установки и работы под управлением операционных систем Microsoft Windows XP/Vista/7

Технические и электронные средства

При проведении лекций используются презентации, демонстрируемые студентам с помощью ноутбука и интерактивной доски или проектора. Каждая лекция сопровождается презентацией с включенными видео сюжетами, рубежные контрольные работы поводятся в форме письменного многоструктурного задания. В такой же форме проводится экзамен.

Х. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Модуль 1. Микроэкономические основы макроэкономики  

КОМПЛЕКСНАЯ цель модуля: выявить современные направления развития предмета макроэкономики, определить ее место в структуре мейнстрима и смоделировать в целом его структуру с выделением ядра и периферии, а также рассмотреть основные макроэкономические показатели, в т.ч. характеризующие макроэкономическую динамику в России.

Содержание модуля

Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы. Методы макроэкономического анализа. Макроэкономические модели. Особенности макроэкономических показателей.

Система национальных счетов и ее показатели. Соотношение показателей в СНС.

Кейнсианская модель потребления. Функция потребления Д.М. Кейнса. Автономное потребление. Средняя и предельная склонность к потреблению. Саймон Кузнец и средняя склонность к потреблению.

Теория поведения домашних хозяйств, бюджетные ограничения, межвременной выбор (модель межвременного выбора Ирвинга Фишера). Межвременное бюджетное ограничение. Оптимум потребителя. Влияние дохода на потребление. Влияние процентной ставки на потребление. Ограничения ликвидности (по заимствованию). Модель жизненного цикла Франко Модильяни. Модель постоянного дохода Милтона Фридмана.

Функции общественного благосостояния (Бентама, Нэша, Роулза, Ницше). Критерии общественного благосостояния. Критерий Калдора-Хикса. Парадокс Кондорсе. Теорема Эрроу о демократических групповых решениях (теорема невозможности Эрроу).

Первая теорема теории общественного благосостояния. Вторая теорема теории общественного благосостояния. Потери эффективности, связанные с монополией. Общее равновесие и налоги. Теория квазиоптимума.

Тема 1. Макроэкономические показатели и их динамика  в условиях выхода из кризиса  - проблемная лекция

Тема 2. Потребление в кратко- и долгосрочном периодах  - лекция с презентацией

Тема 3. Функции общественного благосостояния (И.Бентама, Дж.Нэша, А.Бергсона, Дж.Роулза, Ф.Ницше). парадокс Ж.Кондорсе. теорема К.Эрроу, первая и вторая теоремы теории общественного благосостояния - лекция с презентацией.

Модуль 2. Общее равновесие и открытая экономика

Комплексная цель модуля: охарактеризовать модели общего равновесия (Вальраса, Эджуорта, Кейнса, Хикса-Хансена); провести сравнительный анализ теорий открытой экономики.

Содержание модуля

Частичное и общее равновесие. Равновесие потребителя. Равновесие производителя. Эффект обратной связи.Модель общего равновесия Вальраса. Закон Вальраса.

Условие эффективности обмена. Ящик Эджуорта. Линия контрактов (договорная кривая), ядро экономики и оптимальность по В. Парето. Анализ эффективности производства с помощью ящика Ф. Эджуорта.

Ресурсное ограничение. Условие эффективности производства. Определение условий достижения Парето-эффективности одновременно в обмене и производстве. Кривая производственных возможностей. Предельная норма трансформации. Линия потребительских возможностей.

Равновесие на рынке благ (модель IS Д. Хикса). Сбережения и инвестиции: влияние кризиса Факторы сдвига кривой IS. Равновесие денежного рынка (модель LM). Рынок ценных бумаг (рынок капитала). Финансовый рынок и его структура. Оптимизация портфеля ценных бумаг. Ценообразование на рынке ценных бумаг. Виды биржевых операций. Условия совместного равновесия на рынках благ, денег и ценных бумаг.

Включение рынка труда в модель IS-LM. Классическая и кейнсианская модели спроса на труд. Предложение труда в классической и кейнсианской школах. Связь рынка труда с IS-LM.

Эффекты бюджетной и денежной политик правительства на достижение полной занятости (макроэкономическая задача).

Теории международной торговли. Внешнеторговая политика. Неоклассический анализ внешнеэкономической политики.

Валютный курс. Факторы, определяющие номинальный обменный курс. Закон единой цены.

Модель малой открытой экономики. Платежный баланс. Реальный обменный курс. Модель большой открытой экономики. Зависимость притока капитала от уровня внутренней ставки процента.

 Место и роль России в мировой глобализированной экономике. Глобализация: сущность, формы, эффекты. Открытая экономика и экономическая безопасность: сырьевая, продовольственная, технологическая. Границы экономической безопасности и открытость экономики. Развитие международной торговли в России. Протекционистская  политика и импортозамещение.

 

Тема 1. Общее равновесие (модели Вальраса, Эджуорта, Кейнса, Хикса-Хансена)  - проблемные лекции

Тема 2. Теории и модели о ткрытой экономики   - лекция с презентацией

Планы семинарских занятий

Модуль 1. Микроэкономические основы макроэкономики

Тема 1. Макроэкономические показатели и их динамика в условиях выхода из кризиса

Занятие 1. Макроэкономические показатели и агрегаты: их номинальные и реальные показатели

 

1. Основные макроэкономические показатели ВВП, ЧНП

2. Номинальные и реальные показатели макроэкономической динамики

3. Показатели инфляции

Занятие 2. Показатели безработицы и занятости

1. Сущность процессов занятости и безработицы.

2. Формулы А.Оукена и Р.Лукаса.

3.  Особенности гистерезиса как концепции объяснения безработицы в долгосрочном периоде.

Занятие 3

1.Динамика макроэкономических показателей в услових выхода из кризиса.

2.Перспективы подключения РФ к 4-й промышленной революции

 

Тема 2. Потребление в кратко- и долгосрочном периодах

Занятие 1

1. Потребление и его место в экономической системе.

2. Функция потребления Д.М. Кейнса. Автономное потребление. Средняя склонность к потреблению.

3. С. Кузнец и средняя склонность к потреблению. Решение загадки Кейнса.

Расчетное задание для самостоятельной работы:

1. Дана функция потребления C = 60 + 0,85У (С – потребление домашних хозяйств, У – национальный доход). Выведите функцию сбережения и определите, каков будет объем сбережения, если национальный доход будет равен 500 ден. ед.

2. Потребление домашних хозяйств задано функцией С = 3000 + 0,7У, инвестиции – функцией I = 3500 – 5000i, где i – ставка ссудного процента. Определите потребление, сбережения и инвестиции в экономике, если равновесный национальный доход равен 20 000 у. е., а процентная ставка 10 % годовых.

3. Потребление определяется по формуле С = 200 + 0,6У; инвестиции равны 500 ден. ед. Определите равновесное значение национального дохода.

4. Функция сбережений: S = 0,25У – 3000. Инвестиции равны 5000 ден. ед. Определите:

а) при каком значение НД установиться равновесие;

б) что произойдет с объемом НД, если домашние хозяйства увеличат сбережения на 500 ден. ед;

в) что произойдет с объемом НД, если предприниматели уменьшат инвестиции до 4000 ден. ед.

5. Функция потребления имеет вид С=0,85У.

а) Определите мультипликатор по данным условия задачи.

б) Как будет выглядеть функция сбережения.

в) Чему равны равновесный доход, потребление и сбережение, если инвестиции равны 45 млн. долл.?

6. Если С = 5 + 0,75У и инвестиции составляют 560 млн. долл., определите:

а) Определите мультипликатор инвестиций в данной задаче;

б) Определите равновесный уровень дохода;

в) Что произойдет с равновесным доходом, если автономное потребление снизится на 1 млн. долл.;

г) Дайте графическую интерпретацию.

7. Определите, каким будет мультипликатор дохода (инвестиций), если

а) MPS равна 0,4;

б) МРС равна 2/3;

в) MPS равна 0;

г) МРС равна 0,5.

8. Индивид А использует весь доход в размере 6500 долл. и не делает долгов. Его предельная склонность к потреблению при не зависит от дохода и составляет 0,8. Найдите среднюю склонность к потреблению при доходе: 2000 долл., 4000 долл., 8000 долл., 12000 долл., 15000 долл.

9. Первый период Вашей жизни с 15-19 лет вы провели в колледже, получая стипендию в размере 4200 денежных единиц в год. С 20 до 24 лет в учились в университете, получая стипендию 10600 ден. ед. В возрасте 25 лет вы начали работать, зарабатывая 25000 ден.ед в год. В возрасте 40 лет Вы были назначены начальником отдела с окладом 34000 ден.ед. в год и оставались на этой должности вплоть до 60 лет. С 60 лет Вы начали получать пенсию в размере 11200 ден. ед. в год в течение 21 года. Однако первые пять пенсионных лет вы продолжали работать в той же должности с той же зарплатой. Рассчитайте Ваш постоянный и временный доход, начиная с 15 лет.

10. Заполните недостающие в таблице данные:

Доход Автономное потребление Потребление Сбережение APC MPC APS MPS
100 10       0,7    
120 18     0,9     0,25
    80 60        
160   140     0,5    
      90     0,4 0,3

Занятие 2

1. Теория поведения домашних хозяйств бюджетные ограничения, межвременной выбор (модель межвременного выбора Ирвинга Фишера).

       2.Сберегательное и инвестиционное поведение домохозяйств РФ

       3.  Модель жизненного цикла Ф. Модильяни.

Занятие 3.

1. Гипотеза постоянного дохода М. Фридмена.

2 Роль сберегательного поведения населения в экономическом развитии.

3.Динамика доходов населения РФ (по различным группам) и их дифференциация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: