СЕРВИСА НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
г. Санкт-Петербург 2011 г.
Одобрены Учебно-методическим объединением по образованию в области сервиса и туризма Минобрнауки России | Составлены в соответствии с государствен-ными требованиями к минимуму содержа-ния и уровню подготовки выпускников по специальности 100112 Сервис на транс-спорте (по видам транспорта) (базовый уровень среднего профессионального образования) | |
Председатель ______________ А.А. Федулин «___»_____________ 20_ г.
| ||
Директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России ______________ И.М. Реморенко «___»____________ 20_ г. |
Манукян Р.Г.
Учебное пособие для курсантов и студентов учебных заведений гражданской авиации среднего и высшего профессионального образования, а также для специалистов в сфере сервиса и туризма, связанных с обслуживанием воздушных перевозок на внутренних и международных линиях, 2011, - 385 с)
|
|
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ __________________________________________________6
ГЛАВА 1
КАЧЕСТВО ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ — ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1. Определение и особенности транспортного сервиса__________________7
1.2. Виды сервисного обслуживания_________________________________12
1.3. Роль транспортно-экспедиционных услуг в процессе организации транспортного сервиса_____________________________________________16
ГЛАВА 2.
АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ РОССИИ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ
2.1. Участники воздушного транспорта_____________________________20
2.2. Иерархическая структура Федеральной транспортной системы России в области перевозок_________________________________________________21
2.3. Структура авиационной отрасли России__________________________ 22
2.4. Структура и функции СОПП____________________________________28
ГЛАВА 3
СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПОТРЕБИТЕЛЯМ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
3.1. Сертификация и лицензирование на воздушном транспорте_________32
3.2. Сертификация услуг, предоставляемых потребителям воздушного транспорта_______________________________________________________36
3.3.Основные виды сервиса_________________________________________43
ГЛВАВА 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
4.1.Инфраструктура и сервис аэропорта______________________________ 52
4.2.Виды услуг аэропорта__________________________________________56
4.3.Информационное обслуживание пассажиров в аэропорту____________ 60
4.4.Структура и функции авиакомпаний______________________________ 63
4.5.Сегменты рынка обслуживания воздушных перевозок ______________ 68
4.6.Коммерческая реклама авиакомпаний ____________________________73
ГЛАВА 5.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДНАРОДНЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК
|
|
5.1.Регулирование деятельности воздушного транспорта_______________ 78
5.2.Международные и региональные органы__________________________86
5.3.Особенности лизинга (аренды) самолетов________________________ 100
5.4.Экономика аэропорта_________________________________________ 107
5.5.Виды услуг авиарейсов________________________________________115
5.6.Коммерческие сотрудничества авиакомпаний___________________ 117
5.7.Особенности коммерческой работы по организации авиачартерных перевозок_______________________________________________________124
ГЛАВА 6.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ В АГЕНТСТВЕ И АЭРОПОРТУ
6.1. Структура и функции агентства воздушных сообщений ___________ 130
6.2. Услуги продажи авиаперезок __________________________________ 133 6.3. Обслуживание пассажиров в агентстве__________________________ 141
ГЛАВА 7.
ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЫЛЕТАЮЩИХ ПАССАЖИРОВ В АЭРОПОРТУ
7.1. Обслуживание пассажира в аэропорту__________________________ 150
7.2. Обслуживание транзитных и трансферных пассажиров а аэропорту__161
7.3. Виды обслуживания транзитных и трансферных пассажиров в аэропорту_______________________________________________________165
ГЛАВА 8.
ОСОБЕННОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ПАССАЖИРОВ
8.1. Обслуживание пассажиров категории V.I.P_______________________170
8.2. Обслуживание пассажиров Бизнес - классов______________________174
8.3. Сервис для часто летающих пассажиров_________________________175
8.4. Особенности перевозки детей__________________________________ 182
8.5. Перевозка беременных женщин_________________________________185
8.6. Перевозка больных и инвалидов________________________________ 186
8.7. Перевозка слепых и глухих пассажиров__________________________188
8.8. Перевозка пассажиров нестандартной комплекции_________________188
8.9. Проблемы, связанные с перевозкой «нежелательных», депортированных и не допущенных в страну пассажиров______________________________ 189
8.10. Перевозка пассажиров со служебными билетами_________________ 193
8.11. Обслуживание пассажиров в случае нарушения регулярности полетов194
8.12. Обслуживание пассажиров при добровольном или вынужденном изменении условий воздушной перевозки____________________________196
8.13. Организация работы СОПП авиакомпаний, в условиях сбойной ситуации в аэропорту_____________________________________________198
ГЛАВА 9.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ БАГАЖА
9.1. Бесплатный багаж____________________________________________ 202
9.2. Платный багаж_______________________________________________205
9.3. Предметы, запрещенные к перевозке в багаже____________________ 206
9.4. Предметы, разрешенные к перевозке в ограниченном количестве____207
9.5. Упаковка багажа_____________________________________________ 207
9.6. Прием багажа к перевозке_____________________________________ 208
9.7. Весовая система приема багажа к воздушной перевозке____________ 209
9.8. Поштучная система приема багажа к воздушной перевозке_________ 211
9.9. Получение багажа____________________________________________212
9.10. Задержка и утеря багажа_____________________________________ 213
9.11. Невостребованный багаж_____________________________________214
9.12. Хранение и реализация багажа________________________________ 216
9.13. Ответственность при перевозке багажа_________________________ 217
9.14. Претензии и иски___________________________________________ 218
ГЛАВА 10
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ И ВЕЩЕЙ
10.1. Деньги, драгоценности, документы_____________________________219
10.2. Оптика и аппаратура_________________________________________219
10.3. Оружие и боеприпасы________________________________________220
10.4. Животные и птицы__________________________________________ 221
10.5. Багаж в салоне самолета______________________________________225
10.6. Негабаритный багаж_________________________________________225
10.7.Багаж, перевозимый как груз__________________________________ 226
10.8. Перевозка моторизованного кресла-коляски для инвалидов________ 227
10.9. Перевозка дипломатических курьеров__________________________ 229
10.10. Рейсовая перевозочная документация_________________________ 230
ГЛАВА 11.
НАЗЕМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ
11.1.Взаимодействие ПДСП с другими службами аэропорта и авиакомпаний при подготовке ВС к отправлению_________________________________235
|
|
11.2.Диспетчеризация автотранспортного процесса___________________ 241
11.3. Организация наземного обслуживания ВС Российских и иностранных перевозчиков в аэропортах отправления, посадки, и обратного вылета___248
11.4. Комплектование рейса в агентстве и аэропорту__________________ 250
11.5. Способы и этапы выполнения центровки ВС____________________ 250
11.6. Погрузка в самолет крепления багажа, почты и груза_____________ 261
ГЛАВА 12.
ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПО ОБРАБОТКЕ БАГАЖА И СПОСОБЫ ЕГО ПЕРЕВОЗКИ
12.1. Обработка и загрузка багажа в ВС____________________________ 266
12.2. Обработка багажа по прилёту________________________________269
ГЛАВА 13.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ
13.1.Органы государственного контроля в международном аэропорту___ 271
13.2.Порядок пропуска физического лица и товаров через таможенную границу Российской Федерации____________________________________275
13.3.Организация паспортно-визового контроля на ВТ ________________ 281
13.4. Проверка документов пассажиров и отказа в перевозке____________292
13.5. Организация санитарно-эпидемиологического надзора в международном аэропорту________________________________________ 308
13.6.Требования ветеринарного и фитосанитарного контроля в международном аэропорту________________________________________ 311
13.7. Авиационная безопасность на воздушном транспорте_____________313
13.8. Пути сокращения наземного времени обслуживания пассажиров и грузовых потребителей___________________________________________316
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ _______________________________________ 320
ПРИЛОЖЕНИЯ ___________________________________________ 326 - 384
ПРЕДИСЛОВИЕ
В экономической жизни нашей страны отношения, связанные с транспортом, имеет большое значение. Транспорт является связующим звеном экономики страны, составляющим единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. Отличительная особенность транспорта как отрасли материального производства заключается в том, что он не создает новых материальных ценностей и потому не увеличивает богатства общества. Его продукция – деятельность по территориальному перемещению грузов и людей.
|
|
От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли и т.д.
Велика роль транспорта в решении социальных проблем, обеспечении деловых, культурных и туристских поездок населения, развитии культурного обмена внутри страны и за рубежом. Он обеспечивает развитие международных экономических отношений, способствуя осуществлению взаимовыгодного обмена между различными государствами.
Воздушный транспорт стал одним из основных компонентов транспортной инфраструктуры современной цивилизации, важнейшим звеном единой транспортной системы мира. В настоящее время авиакомпании (АК) разных стран мирового сообщества, опираясь на развитую сеть воздушных трасс и аэропортов, осуществляют перевозки между административными и промышленными центрами отдельных национальных образований, различных стран и континентов. Благодаря международному сотрудничеству сложилась мировая система воздушного транспорта - глобальная транспортная структура, силами и средствами которой реализуются процессы воздушных перевозок и качественный уровень предоставления услуг.
В условиях конкурентной борьбы уровень спроса на транспортные услуги определяется, прежде всего, качеством сервиса. Для получения необходимого эффекта требуется решение комплекса задач по повышению уровня транспортных услуг, предоставляемых грузовладельцам и пассажирам.
Повышение уровня сервиса проявляется в современном техническом оснащении воздушных судов, создании комфортных условий полёта, организации досуга пассажиров на борту самолёта, предоставлении им спецпитания, разработке поощрительных программ для постоянных клиентов авиакомпаний. Особые мероприятия осуществляются авиакомпаниями при обслуживании на воздушном транспорте детей и инвалидов, а также других категорий пассажиров, что позволяет более полно удовлетворять их потребности. Кроме того, нельзя упускать из виду и того важного фактора в грузовых перевозках, который все больше проявляется в последнее время, — это комплексная доставка грузов «от двери до двери», в режиме «точно в срок», включающая авиационное и транспортно-экспедиционное обслуживание, что значительно сокращает время незавершенного производства.
Успешная деятельность авиакомпаний в условиях рыночной экономики может осуществляться только при обеспечении высокого качества авиатранспортных процессов, работ и услуг, включая их безопасность с учетом выполнения запросов и ожиданий своих потребителей и других заинтересованных сторон для обеспечения необходимых преимуществ в конкурентной борьбе на рынке авиаперевозок
Специалисты по транспортному сервису востребованы в сфере обслуживания пассажирских и грузовых перевозках в любых транспортных организаций и учреждений, в офисах бронировании мест и продажи перевозки.
Подготовкой специалистов в области транспортного сервиса сегодня занимаются отдельные вузы, одним из которых является Санкт-Петербургский авиационно - транспортный колледж государственного университета гражданской авиации. Издание второе учебного пособия «Сервис на воздушном транспорте» переработано и включены новые разделы обслуживания воздушных перевозок.
Структура учебного пособия «Сервис на воздушном транспорте» построена таким образом, чтобы читатели при изучении его материалов смогли получить навыки создания и использования систем транспортного сервиса в сфере воздушных перевозок, функционирующих на основе последних достижений в данной области.
В учебном пособии рассмотрены как теоретические основы, так и конкретные производственные и правовые вопросы регулирования транспортного сервиса при обслуживании пассажирских и грузовых перевозок, процедуры обеспечения авиационной безопасности воздушного транспорта и требования государственного контроля в международном аэропорту. Отличительной особенностью данного пособия является то, что в нем нашли отражение последние достижения в области исследований технологических процессов обслуживания воздушных перевозок, экспорта транспортных услуг, а также опыт работы системы сертификации на воздушном транспорте и соответствующие нормативные документы.
ГЛАВА 1
КАЧЕСТВО ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ — ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ