Предупреждение и разрешение юридического конфликта

Важным аспектом всякого юридического конфликта являются пути и способы его предупреждения, прекращения и разрешения. Каждый конфликт возникает из-за конкретных причин и при определенных условиях, поэтому наиболее эффективной формой предупреждения конфликта является устранение его причин.

Многосторонний анализ сути конфликтных ситуаций и мотивов поведения субъектов еще на ранних стадиях помогает предупредить и избежать многих конфликтов. Предупреждение конфликтов предполагает также проведение социальной, экономической, культурной политики, направленной на улучшение благосостояния народа, уважения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Другим важным приемом предупреждения конфликта является его институциализация. Институциализация конфликта дает возможность упорядочить течение конфликта, а тем самым облегчить его регуляцию. Институциальные образования изучают интересы сторон, осуществляют консультации и переговоры, поиск взаимовыгодных решений. Существование конфликтологической службы, которая выполняет экспертные и консультационные функции, помогает предупреждению конфликтов.

Для успешного разрешения конфликта необходимо, во-первых, выяснить причины конфликтной ситуации и мотивы поведения конфликтующих сторон, во-вторых, прояснить сложившуюся ситуацию и позиции сторон и, в-третьих, прогнозировать ход и последствия конфликта.

Конфликты могут быть разрешены как самими участниками, так и вмешательством третьей стороны. Так как основой конфликта являются противоречия между интересами сторон, то наиболее результативный способ разрешения конфликта - устранение указанных противоречий. Однако на практике это не всегда удается. Поэтому приходится прибегать к другим формам и способам разрешения конфликтов.

Существуют различные институты и процедуры разрешения конфликтов. Одним из эффективных способов разрешения конфликтов являются переговоры сторон. Путем переговоров стороны пытаются найти компромиссный вариант решения проблемы. Для этого они договариваются о спорных вопросах и об условиях дальнейшего разрешения конфликта.

К конституционно-правовым процедурам относятся рассмотрение дел путем судопроизводства и принятие решения компетентным государственным органом (прокуратурой, органом внутренних дел, налоговой полицией, административной комиссией и т. д.). Правоохранительный орган, уполномоченный рассмотреть конфликт, действует на основании действующего законодательства и руководствуется им. Следовательно, решение, принятое по данному конфликту, имеет для конфликтующих сторон общеобязательный юридический характер.

Наиболее распространенный способ разрешения юридических конфликтов - судебный. Существует четыре формы осуществления судебной власти: конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Они различаются предметом судебного разбирательства. Так, например, путем гражданского судопроизводства рассматриваются имущественные споры, трудовые конфликты, семейные и наследственные дела. Конфликты, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности (экономические споры), разрешают арбитражные суды.

Конституционное судопроизводство - одна из форм разрешения конфликтов, возникающих в законодательной и исполнительной деятельности в связи с нарушением Конституции.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры:

§ между федеральными органами государственной власти;

§ между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

§ между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

§ между органами государственной власти и гражданами.

При административном судопроизводстве разрешаются конфликты, связанные с административными правонарушениями. Рассмотрение этих дел независимой судебной властью гарантирует законность и обоснованность принятого решения.

Путем уголовного судопроизводства устанавливается виновность лица, совершившего уголовное правонарушение, а в случае доказательства вины -применяются меры уголовного наказания.

Уже было сказано выше, что существует также такая форма разрешения конфликта, как посредничество третьей стороны (конфликтный медиаторинг). Посреднические функции могут выполнять как государство и его органы, так и неправительственные учреждения и организации или отдельные лица. Удачно выбранный посредник может урегулировать конфликт там, где согласие между конфликтующими сторонами было бы вообще невозможно. Участие авторитетного посредника позволяет обеспечить нормальный ход переговоров, снять напряжение и, в конечном итоге, разрешить конфликт.

 31. Содержание и основные этапы программы прикладного социологического исследования.- 32. Методика, техника и виды прикладных социологических исследований права.

Социологическое исследование(СИ) – это вид социальных исследований, который рассматривает общество как целостную социокультурную систему и опирается на специальные методы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

Виды исследований:

Существуют разные основания для классификации СИ. Вид СИ определяет его цель, от которой зависит вся логика его проведения.

По характеру получаемых знаний - теоретические исследования (теоретический анализ явлений, проблемы, обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни) и эмпирические (конкретные) (само накопление, сбор фактического материала в данной области, его первичная обработка). Однако эти типы нельзя противопоставлять, это разные стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно дополняющие и взаимообогащающие друг друга.

По целям и задачам СИ бывают фундаментальные и практические (прикладные). Первые направлены на построение и совершенствование теории и методологии, обогащение основ самой социологической науки. Вторые – на выработку рекомендаций по изменению ситуации, решению социальных проблем.

В зависимости от того, сколько раз проводятся СИ делятся на: разовые и повторные. Разовое исследование дает “картину” состояния социального объекта на момент исследования. Повторные проводятся несколько раз по одной методике и позволяют увидеть динамику развития объекта. Разновидность повторного исследования является панельное, когда один и тот же социальный объект изучается по одной программе и методике через определенный интервал с целью установления тенденции его развития.

По познавательным целям и задачам, по широте, глубине получаемых знаний исследования делятся на разведовательные (пилотажные, зондажные), описательные и аналитические. Первые – как правило, довольно упрощенные исследования, часто предшествуют более глубоким исследованиям, позволяя получить предварительную информацию об объекте, проверить и откорректировать инструментарий. Описательные СИ – более основательный тип исследований, проводящийся по полной программе и апробированной методике, позволяющий получить целостное, глубокое представление об объекте. Аналитические СИ предполагают получение наиболее высокого уровня знаний об объекте, так как позволяют не только описать структуру объекта, но и проанализировать причины, определяющие его количественные и качественные характеристики.

По условиям проведения СИ бывают полевые (проводятся в естественных для данного социального объекта условиях) и лабораторные (в искусственных условиях, лабораторных).

По масштабам СИ подразделяются на локальные, региональные, отраслевые, общегосударственные и международные.

По степени охвата генеральной совокупности исследования делятся на сплошные, выборочные и монографические.

Генеральная совокупность - это все множество объектов исследования. При сплошном исследовании изучается вся совокупность единиц обследования. Монографическое исследование предполагает рассмотрение типичных отдельных объектов. Из множества объектов выбирается типичный и детально изучается. При выборочном исследовании отбирается часть единиц из числа генеральной совокупности.

Выборочная совокупность (выборка) - это совокупность единиц, отобранных для исследования, по которой можно судить обо всем объекте. Выборка выступает в качестве микромодели всего объекта исследования. Структура выборки по основным параметрам (критериям) должна соответствовать структуре генеральной совокупности. Репрезентативность выборки - это соответствие структуры выборки структуре генеральной совокупности. Допустимо отклонение в пределах 5%.

Ошибка репрезентативности - различие между характеристиками генеральной и выборочной совокупностями.

Чем больше величина выборки, тем меньше возможная ошибка. Обычная выборка составляет около 10% от генеральной совокупности.

Социологическое исследование состоит из пяти этапов:

I. Подготовка исследования. Подготовка исследования заключается в том, что составляется программа, или проект исследования; устанавливается выборка, т.е. единицы наблюдения; определяются методы сбора информации. Разрабатывается инструментарий. Инструментарием в социологии называют специально разработанные документы: анкеты, бланки интервью, наблюдательный лист и т.п. С их помощью фиксируется информация. Для проверки качества инструментария целесообразно проводить пилотажное (пробное) исследование. Затем приступают к полевому исследованию, т.е. к исследованию на всей выборке.

II. Сбор первичной соц. информации. Первичная информация – это необобщенные сведения, подлежащие обработке.

III. Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка. Подготовка заключается в выбраковке и шифровке анкет и ответов. Отбрасываются анкеты, заполненные меньше, чем на 2/3; анкеты с лживыми ответами на вопросы-“ловушки”; анкеты, заполненные недобросовестно, кое-как. Если нужно, анкеты кодируются, ответы шифруются для обработки на ЭВМ.

IV. Анализ. Обычно анализ данных сводится к следующему:

* группировка и классификация;

* вычисление средней арифметической, моды, среднего квадратического отклонения, дисперсии, коэффициентов вариации;

* выявление корреляционных зависимостей.

V. Подготовка отчета по результатам исследования. Заканчивается исследование написанием отчета, где излагаются выводы и даются рекомендации по разрешению проблемной ситуации.

Социологическое исследование начинается с разработки программы и плана анализа обследуемого объекта. Программа - это теоретический документ, в котором излагается логика, контур исследования. Программа строится в зависимости от масштаба и направленности исследования (теоретическое или прикладное исследование).

Программа содержит следующие разделы:

Ø Постановка проблемы.

Ø Цели и задачи исследования.

Ø Объект и предмет исследования.

Ø Интерпретация основных понятий.

Ø Предварительный системный анализ объекта исследования.

Ø Гипотезы.

Ø Операционализация понятий.

Ø Методы исследования.

Ø План исследования.

Постановка проблемы. В данном разделе обосновывается актуальность данной темы, описывается проблемная ситуация.

Цель ориентирует на конечный результат. Цели могут быть теоретические и прикладные. Теоретическая - дать описание или объяснение социальной проблеме (ее возникновение, причины, функционирование и т.п.). Реализация теоретических целей ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для разрешение противоречия.

Задачи - отдельные частные шаги исследования, которые способствуют достижению целей. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели.

Объектом является носитель противоречия, то, что порождает проблемную ситуацию. Все действующие лица проблемы могут быть выбраны в качестве объекта (совокупность лиц, предприятие, явление). Им может быть социальный процесс, социальные взаимоотношения, содержащие конфликт, противоречие.

Предмет - наиболее существенные характеристики и качества объекта, которые содержат это социальное противоречие, и которые подлежат непосредственному изучению. При этом остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя.

Все понятия, термины в исследовании должны трактоваться одинаково. Для этого их уточняют, уясняют смысл употребляемых терминов. Это истолкование понятий называется интерпретация.

Предварительный системный анализ объекта исследования – это "моделирование" исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко и определенно представлять предмет исследования.

Гипотеза - это вероятностное предположение о причинах явлений, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.

Сердцевиной любого исследования является проверка гипотез. Исследование должно подтвердить, опровергнуть или откорректировать гипотезу.

Теоретические понятия часто трудно измерить, они не имеют количественных признаков, не операциональны. Операциональным является то понятие, для которого существует стандартная процедура измерения (например, понятия "длина", "масса" операциональны). Исследователю приходится изобретать процедуры измерения свойств. Это процедура называется операционализацией- перевод теоретических показателей в показатели, имеющие числовые значения и доступные измерению. Эмпирической референтой называется наглядный, хорошо измеримый признак изучаемого свойства.

Указывается, какими методами будет собираться информация (опросы, наблюдения, эксперимент, анализ документов). Обосновывается выборка единиц наблюдения.

В плане исследования указываются сроки проведения исследования, исполнители, материальные ресурсы.

Методы исследования - различные способы получения первичных данных о свойствах объекта. Основные методы сбора социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент. В качестве источников получения информации применяют также "активные" методы. Они позволяют создать имитационную модель профессиональной деятельности.

Целесообразно пользоваться несколькими методами параллельно для большей достоверности результатов. Применение каждого из методов предполагает разработку инструментария.

Анализ документов. Любое исследование начинается с анализа материалов, уже имеющихся по данной проблеме. Под документами в социологии понимают любые специально созданные предметы, которые хранят и передают информацию. Существуют различные виды документов:

По способу фиксации информации: письменные тексты (печатные, машинописные, рукописные), иконографические (кино-, видео-, фотодокументы, произведения живописи и т.д.); фонетические (магнитофонные записи, пластинки).

В зависимости от статуса: официальные (отчеты, статистические данные, документы организаций) и неофициальные (анкеты, жалобы, письма).

Первичные (необработанные документы, составленные на базе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обработанные, сделанные на основе данных первичных источников); личные (заявления, анкеты) и безличные (протоколы).

Способы анализа документов: традиционный, классический, качественный анализ (умственные операции по интерпретации информации, содержащейся в документе) и количественный метод - контент-анализ.

Контент - анализ - метод извлечения информации из больших текстовых массивов с помощью выделения и подсчета смысловых единиц. В их качестве могут быть определенные понятия, темы, имена известных людей, события и т.п. Это перевод текстовой информации в количественные показатели. В качестве единиц счета может выступать количество печатных знаков или абзацев текста, число строк, печатная площадь в квадратных сантиметрах.

Разновидностью метода анализа документов является биографический метод, когда с помощью личных документов (писем, дневников, мемуаров) извлекается информация, позволяющая представить себе не только данную личность, но через нее жизнь общества на различных этапах его развития.

Достоинство метода анализа документов: иногда это единственный способ получить информацию; дают возможность оценить уже имеющийся объем знаний.

Hедостатки: данные могут быть неточны (особенно в личных, неофициальных документах); возможна ложная интерпретация (не всегда исследователь может правильно истолковать документ), субъективизм оценок как создателя документа, так и социолога, отсутствие репрезентативности данных.

Под наблюдением в социологии понимают непосредственное целенаправленное восприятие и регистрацию социальных процессов. Типы наблюдений:

В зависимости от положения наблюдателя - включенное (соучаствующее) и невключенное (простое) наблюдение. Включенное - социолог становится членом группы. Hевключенное - наблюдение со стороны. Открытое (группа знает, что за ними наблюдают) и инкогнито (не знают). По степени формализованности выделяют неконтролируемое (нестандартное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизированное, структурное) наблюдение. По условиям организации наблюдения - полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации).

Достоинство: иногда это единственно возможный метод (наблюдение за толпой). Hа этапе составления программы наблюдение может дать предварительные данные об объекте.

Hедостатки: субъективное толкование событий исследователем; факт наблюдения при открытом наблюдении может изменить поведение наблюдаемых; сложно или даже невозможно получить информацию об оценках, суждениях, мнениях.

Эксперимент - метод выявления причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями посредством внесения целенаправленных изменений в изучаемые объекты. Сопоставляются два или более ряда факторов, или переменных. Исследователи изменяют один фактор (независимую переменную) и изучают, как при этом изменится другая переменная (зависимая).

Различают естественные (полевые) и лабораторные эксперименты.

Достоинства: позволяют выявить причинно-следственные связи.

Hедостатки: сложность и дороговизна организации.

Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях. Он является почти универсальным методом, лучшим источником знания о внутренних побуждениях людей.

Четыре вида опроса: анкетирование (письменный опрос); интервью (устная беседа); социометрический опрос; экспертный опрос. Как отдельный вид можно назвать психологические тесты.

Анкетирование - наиболее распространенный метод сбора информации. Преимущество: можно в короткие сроки собрать информацию о мыслях, чувствах людей, их мнениях, настроениях. Опрашиваемых лиц называют респондентами.

Различают зондажные, или экспресс-опросы, при опросе общественного мнения, которые содержат 3-4 вопроса и несколько пунктов, связанных с социальными и демографическими характеристиками респондентов. Выделяют опрос по почте и опрос на месте; радиотелевизионные опросы и телефонные.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. Виды интервью:

1. По содержанию - документальные (о фактах) и интервью мнений (выявление оценок).

2. Интервью в зависимости от жесткости схемы, по которой строится беседа, делится на стандартизированные (формализованные) - заранее подготовленные вопросы, и нестандартизированные (свободные) - вольная беседа.

3. Групповые (редко применяются) и индивидуальные интервью.

Экспертный опрос - интервью с особо компетентными по данной проблеме лицами (экспертами). Этот опрос не анонимен.

Социометрический опрос - метод выявления межличностных отношений в группах, лидеров, степени разобщенности. Метод предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы, обнаружения неформальных организаций.

Активные методы в социологии: деловые игры (производственные, исследовательские, учебные); ролевые игры и социодрама; организационно-деятельностные (решение региональных проблем); инновационные (решение задач, не имеющих аналогов); рефлексивные (снятие стереотипов); поисково-апробационные (выработка конкретной программы деятельности коллектива).

Обычная структура анкеты:

Введение, где указывается, кто проводит опрос, с какой целью, как будут использованы данные, дается гарантия анонимности, приводится инструкция по заполнению.

Вступительные вопросы. Они должны заинтересовать респондента и помочь ему включиться в работу. Не надо начинать с беспокоящих вопросов, в частности с оценочных; трудных вопросов; с открытых вопросов; с "паспортички". Лучше всего начинать с простых событийных вопросов.

Сложность вопросов постепенно нарастает. После вступительных вопросов ставят сложные событийные, затем - сложные оценочные. Потом спад сложности - снова событийные, в конце - один-два сложных оценочных и “паспортичка” (вопросы о социально-демографических характеристиках респондента). Надо учитывать, что, работая с анкетой, человек постепенно утомляется. Наиболее острые, сложные или интимные вопросы располагают в последней трети анкеты. Открытые вопросы, как более сложные, чем закрытые, следует помещать ближе к середине анкеты.

Вопросы сопровождаются инструкциями, как отвечать: отметить пункты, отвечать в свободной форме, можно выделить несколько пунктов и т.п.

Существуют важные правила формулирования вопросов:

1. Вопрос должен служить целям опроса. Не должно быть лишних вопросов.

2. Каждый вопрос должен быть логически отдельным. Нельзя соединять несколько идей в одной фразе.

3. Вопросы должны соответствовать уровню развития респондентов. Следует избегать узкоспециальных терминов (кроме опроса специалистов).

4. Избегать длинных вопросов и длинных ответов в закрытых вопросах.

5. Чем абстрактнее и непонятнее вопрос и ответ, тем меньше вероятность, что вопрос будет прочтен и меньше вероятность выбора ответа.

6. Вопрос не должен внушать ответ. Он должен формулироваться нейтрально.

7. Должен быть соблюден баланс положительных и отрицательных ответов. Иначе можно внушить респонденту направленность ответа.

8. Обязательно должны быть варианты ответов типа “Не могут сказать”, “Затрудняюсь ответить”, то есть у респондента должна быть возможность уклониться от ответа.

9. Первые ответы выбираются чаще, поэтому на первые места надо ставить ответы наименее предпочтительные для респондента.

10. Следует учитывать эффект “монотонного “да” (галло-эффект) - многократное повторение одной и той же оценки (человек, ответив “да” на один вопрос, потом отвечает “да” и на второй, и на третий и т.д.). Формулировать вопросы и ответы надо так, чтобы не вызвать у респондента монотонность. Для этого используют, в частности, “глушители”.

11. Ответы должны быть на одной стороне, чтобы человек мог охватить взглядом весь перечень ответов.

12. Следует стремиться к тому, чтобы вопросы заинтересовывали, стимулировали к участию в опросе.

13. Следует избегать стереотипных формулировок вопросов и ответов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: