Основные факторы внешней среды и их проявления представлены в табл. 3.
Таблица 3. Факторы внешней среды и их проявления
Группа факторов | Фактор | Проявление | Возможная ответная реакция предприятия |
1. Экономические | 1.1. Колебание рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов | Длительный срок окупаемости инвестиций в НИОКР | Управление инвестиционными рисками |
1.2. Инвестиционная привлекательность Банка | Увеличение инвестиций в НИОКР | Привлечение инвестиций в развитие Компании | |
1.3. Инфляция | Увеличение стоимости выпускаемой продукции | Повышение цен на выпускаемую продукцию | |
2. Политические | 2.1. Нормативы установленные государством | Жесткие стандарты и нормативы | Разработка и выполнение программ направленных на повышение нормы прибыли |
2.2. Появление в органах гос. власти лобби от различных политических групп | Влияние лобби на выработку политического курса и законотворчество | Косвенное стимулирование в политике лиц, представляющих интересы предприятия Активная политическая позиция руководства | |
3. Правовые | 3.1. Изменение законодательства РФ, налоговой политики, условий гос. регулирования | Необходимость изыскания финансовых ресурсов для покрытия вновь установленных отчислений | Добиться льгот по исчислению налогооблагаемых сумм и по налоговым ставкам |
3.2. Реестр монополистов | Резкое увеличение отчисления средств предприятий-монополистов в бюджет | Лоббирование | |
3.3. Возникновение гражданской ответственности | Риск возникновения ответственности за нарушение действующего законодательства | Повышение квалификации персонала
| |
Риск возникновения ответственности за качество услуг | |||
4.Научно-технический прогресс | 5.1. НТП в банковской сфере | Появление новых технологий, оборудования | Дополнительные вложения в открытия и обновления мощностей |
5. Социальные | Возрастающие потребности населения | Ужесточение требований к услугам | Повышение квалификации персонала с целью повышения качества предоставляеиых услуг |
Проанализировав табл. 1 можно выявить критические факторы и установить угрозы и возможности. Анализ угроз и возможностей представлен в таблице 4.
Таблица 4. Анализ угроз и возможностей
Угрозы | Возможности |
1. Колебание рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов 2. Инфляция 3. Нормативы установленные государством | 1. Инвестиционная привлекательность Банка 2. Появление новых технологий и оборудования 3. Участие в политике государства 4. Возрастающие потребности населения |
Анализ среды непосредственного окружения
Основными факторами среды непосредственного окружения Банка являются клиенты, конкуренты и международные партнеры. Влияние этих факторов на предприятия представлено в таблице 5.
Таблица 5. Факторы непосредственного окружения и их влияние на предприятие
Группа факторов | Фактор | Проявление | Влияние на Банк | Возможная реакция со стороны предприятия |
Клиенты | Рынок банковских услуг | Стабильный рост спроса на традиционные банковские услуги | Удовлетворение спроса. | Повышение качества предоставляемых услуг |
Рынок услуг по доверительному управлению активами, вложению денег в ПИФы | Стабильный рост спроса на услуги предоставляемые Банком | Предоставление новых видов услуг, соответствующих спросу | Выход на новый уровень оказываемых услуг | |
Конкуренты | С учетом особенностей предоставляемых банком услуг конкуренция незначительная | Незначительная конкуренция | Высокая норма прибыли | Сохранение и укрепление сложившегося положения |
Международные партнеры | Заинтересованы в сотрудничестве | Более низкая плата за кредит. Увеличение инвестиций | Получение Банком необходимых финансовых ресурсов | Направление средств на внедрение новых технологий |
Проанализировав среду непосредственного окружения можно сделать выводы, что угрозами являются неплатежи клиентов, валютные и иные соответствующие риски.
Возможностями – незначительная конкуренция, высокий спрос на услуги банка, заинтересованность международных партнеров в сотрудничестве.
Завершим анализ внешней и внутренней среды матрицей SWOT (табл. 6)
Таблица 6. Матрица SWOT
Внешняя среда
Внутренняя среда | Возможности | Угрозы |
1. Инвестиционная привлекательность Банка 2. Незначительная конкуренция 3. Стабильный рост спроса на услуги предоставляемые Банком 4. Заинтересованность инвесторов | 1. Низкая платежеспособность отдельных клиентов 2. Высокие темпы инфляции 3. Нормативы установленные государством | |
Сильные стороны | ||
1. Положение Банка в отрасли 2. Инвестиционная привлекательность 3. Повышение качественного состава кадров 4. Постоянное усовершенствование технологий производства | Перспективные направления развития: 1. Увеличение объемов предоставляемых услуг; 2. Введение новых технологий в производство. | Область формирования стратегических проблем: 1. Разработка и выполнение программы повышения качества предоставляемых услуг; 2. Особое внимание стоит уделять отраслям с высокой нормой прибыли |
Слабые стороны | ||
1. Высокие специфические риски, присущие только данному виду деятельности. | Область формирования стратегических проблем: 1. Разработка и внедрение мероприятий направленных на снижение рисков. | Направления развития бизнеса бесперспективные для организации, от которых в будущем стоит отказаться: 1. Хранение ценностей в индивидуальных сейфах; 2. Продажа памятных монет из драгоценных металлов, выпущенных Банком России. 3. Жилищно—коммунальные платежи; 5.Оплата услуг связи и телекоммуникаций; 6. Выплата пенсий и пособий |
Таким образом, рассмотрев матицы возможностей и угроз (Приложение 3), можно сделать вывод о том, что возможностями является:
· стабильный рост спроса на специфические, а также и традиционные услуги банка;
· незначительная конкуренция;
· заинтересованность инвесторов;
· усовершенствование предоставляемых услуг в соответствии с мировыми стандартами.
К угрозам относятся:
· валютные и иные соответствующие риски;
· нормативы установленные государством;
· неплатежи клиентов.
По-моему мнению, для того чтобы хоть как-то снизить значение угроз, необходимо, к примеру, обратить внимание на Отдел взыскания Банка. Этот Отдел занимается взысканием просроченной задолженности с недобросовестных заемщиков в пользу Банка.
На данный момент в Отделе взыскания Обнинского регионального представительства ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
Работает метод косвенного воздействия, когда создаются условия для достижения косвенных результатов, этот метод работает в любом случае. Руководитель создает условия для осуществления целей, а специалисты добиваются результатов.
В системе методов управления персоналом в Банке выделяют:
· Организационно-распорядительные (административные) методы. Они базируются на властной мотивации, основаны на подчинении закону, старшему по должности и т.п., ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться именно в этой организации. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: приказы, распоряжения, и другие внутренние документы.
В ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» можно выделить следующие способы административного воздействия:
1) Организационные воздействия, то есть внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность сотрудников. К ним относятся трудовые договоры, Правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.
2) Распорядительные воздействияк способам распорядительного воздействия относятся приказы, распоряжения, указания, инструкции.
3) Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случае невыполнение сотрудником трудовых обязанностей (при условии когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно). Право налагать дисциплинарные взыскания имеет руководитель. Увольнение может осуществлять только руководитель организации.
4) Материальная ответственность и взыскания возлагаются на сотрудников за ущерб, причинённый организации, с которой они состоят в трудовых отношениях.
· Экономические методы. Наиболее используемыми является материальное стимулирование, как отдельных сотрудников, так и всего коллектива; они основаны на использовании денежных поощрений. Как известно основным мотивом трудовой деятельности является заработная плата. Руководитель организации регулирует материальную заинтересованность сотрудников с помощью применяемой системы оплаты труда и системы премирования.
· Социально-психологические методы. С помощью этих методов осуществляется воздействие преимущественно на сознание работников, социально-этические, религиозные и др. интересы людей, а также моральное стимулирование трудовой деятельности.
Руководитель Обнинского регионального представительства Банка «Хоум Кредит» придерживается мнения, что люди – один из важнейших факторов необходимых для работы организации, поэтому и управление персоналом играет важнейшую роль в достижении организацией желаемой цели.
В организации, по мнению сотрудников, создается комфортный психологический климат в коллективе, так как максимально снижается возможность проявления конфликтных ситуаций. Формируется корпоративная культура.
В ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» при анализе полученных данных было отмечено, что руководитель подразделения имеет смешанный стиль руководства, в большей степени, объединяющий демократический и авторитарный стили. Этот стиль является наиболее оптимальным, так как дает возможность подчиненным высказывать свое мнение, позицию, и в то же время последнее слово всегда остается за руководителем.
Руководитель Отдела решает довольно широкий спектр вопросов, таких как: основные, базисные вопросы, которые касаются корпоративной политики, направления развития Отдела и других важных аспектов деятельности подразделения, осуществляет разработку новых методов взыскания, усовершенствования технологий и т.д.
В подчинении начальника Отдела взысканий находятся специалисты по обучению (обучают новых и уже работающих сотрудников, проводят различные тренинги и т.п.), старшие специалисты (занимаются планированием смен, оформлением больничных листов и др.), супервайзеры (за ними закрепляют определенные группы сотрудников, состоящих из специалистов-операторов, они отвечают за дисциплину, за работу системы, консультируют сотрудников).
В итоге, хотелось бы отметить, что в целом система управления в Отделе взысканий Обнинского регионального представительства функционирует нормально, но можно выявить такие недостатки:
o в последнее время наблюдаются недостаточные суммы взысканий, что, разумеется, не выгодно для Банка. Следовательно, необходимо обратить внимание на общие функции управления, такие как: планирование, организация, мотивация и контроль.
o также необходимо обратить внимание на выбор личности для позиции руководителей определенных групп в Отделе взысканий и самого Отдела в целом.
o хотелось бы отметить, что во время рабочего процесса в основном задействованы формальные коммуникации, но существуют и неформальные связи между работниками и менеджментом разного уровня. Неформальные коммуникации выходят на первый план во время праздников и ежегодных корпоративных мероприятий по организации отдыха на природе.