Республика Беларусь как пример открытой экономики: состояние, проблемы и перспективы

Открытие экономики - это необходимая предпосылка для включения жизнеспособных звеньев белорусской экономики в транснациональные корпорации. Без этого стратегическая задача включения в процесс глобализации просто неосуществима.

Существует еще одна настоятельная причина раскрытия экономики. Беларусь - это малая страна и большинство промышленных предприятий почти всегда будут монополистами в условиях протекционизма. В этих условиях трудно реализуема и другая стратегическая задача-создание именно конкурентного рыночного хозяйства.

 Полноценная включенность в процесс глобализации мирового хозяйства открывает для Беларуси широкие возможности привлечения мировых ресурсов для реализации целей национальной экономики. И в теории, и на практике эффективная открытость все чаще рассматривается как объективное следствие глобализации и ключевой фактор экономического роста. Использование этого фактора особенно актуально для стран переходной экономики, вынужденных решать масштабные и дорогостоящие задачи институциональной перестройки и экономических реформ.

Беларусь занимает невысокие места в международных рейтингах инвестиционной привлекательности. Например, в соответствии с индексом Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) в 1991-1993 гг. Беларусь занимала 32 место в списке из 140 стран, а в 2001 г. – 63 место. По рейтингу журнала «Инститьюшинел инвестор» в 2003 г. Беларусь занимала по этому показателю 128 место в списке из 151 страны. Таким образом, в соответствии с теорией сравнительного преимущества, существуют предпосылки и острая потребность широкого и взаимовыгодного привлечения ресурсов развитых стран для социально-экономической модернизации Беларуси и стран переходной экономики вообще. Международные финансово-экономические институты (ВТО, МВФ, МБРР и другие) на основе системы межгосударственных соглашений, регулируют перемещение инвестиционных ресурсов в мировом хозяйстве, отслеживая основные параметры инвестиционной привлекательности. [3, с. 32-33]

Низкая степень открытости экономики РБ не может обеспечить экономическую свободу, которая является средством повышения благосостояния людей. Так РБ в 2003 г. из 161 стран мира по индексу экономической свободы занимает лишь 151 место, имея очень низкие показатели по всем факторам индекса экономической свободы. [15, с. 18] В 2008 году РБ занимает 150 место из 157 стран.

Переходное состояние экономики обуславливает необходимость соответствующих форм восприятия преимуществ открытости и нейтрализации системы внешних рисков. Поэтому, наряду с традиционными подходами к использованию закономерностей открытой экономики в условиях рыночной трансформации необходим поиск специфических инструментов ее стабилизации, адекватных переходному состоянию.

Таким образом, общий успех реформирования зависит от глубины общих институциональных преобразований. Ряд внешних и внутренних особенностей развития переходной экономики, предполагают выбор особого варианта включенности в систему мирохозяйственных связей для привлечения ресурсов мирового хозяйства в национальную экономику. Исследование этих особенностей имеет ключевое значение для формирования эффективной модели внешнеэкономической деятельности и в Беларуси.

Важное значение имеет классификация факторов, которые способствуют привлечению международных ресурсов в форме инвестиций, сырьевых ресурсов, технических управленческих инноваций. Следует различать факторы общие и специфические, внешние и внутренние.

К числу факторов общего характера относятся следующие: наличие квалифицированной рабочей силы; наличие развитой транспортной, финансовой и информационной инфраструктуры; социально-политическая стабильность; емкость внутреннего рынка, доступ к сырьевым и энергетическим ресурсам; уровень развития рыночных институтов и законодательных гарантий собственности; уровень тарифных и нетарифных ограничений во внешней торговле; динамика роста мировой экономики и международной торговли; относительный избыток капитала в мировой экономике.

К числу специфических факторов, обусловленных особенностями национальной экономики, в том числе переходной, относятся: национальные традиции и особенности экономической идеологии; наличие перспективных отраслей экономики и известных торговых «брендов»; географическое положение страны; ожидания и перспективы экономического роста; способность к восприятию инноваций.

Общие факторы целесообразно разделить на две группы в соответствии с источниками происхождения: внутренние и внешние. К числу внешних следует отнести: уровень тарифных и нетарифных ограничений, динамика международной торговли и степень открытости иностранных рынков; динамика роста мировой экономики; относительный избыток инвестиционного капитала в мировом хозяйстве. Остальные общие факторы и все специфические имеют внутреннее происхождение.

Таким образом, эффективная открытость, позволяет привлекать относительно избыточные ресурсы мирового хозяйства для стабилизации роста в переходной экономике при наличии ряда условий, формирование большинства которых зависит от конкретных политических действий государства как внутри национальной экономики, так и во внешнеэкономической сфере. [3, с. 33-37]

Проанализируем состояние внешней торговли на современном этапе.

Своеобразие экономики РБ состоит в том, что с одной стороны, она находится в состоянии внутренней трансформации, с другой, выступает в качестве экономической системы открытого типа.

Как экономика открытого типа она отличается высокой степенью открытости, которая характеризует ее сильную зависимость от состояния внешних экономических связей. Размер внешней торговой квоты РБ является одним из самых высоких в Европе, в 2002 г. ее коэффициент составил 1,31 (табл. 3.1).

Расчеты показывают, что экономика Республики Беларусь отличается высокой степенью открытости, внешнеторговая квота превышает размер ВВП.

 

Таблица 3.1

Внешнеторговая квота Республики Беларусь

  1990 1995 1998 1999 2000 2001 2002 2005 2006 2007
Внешнеторговая квота (в %) 89,6 105,3 123,0 120,8 141,6 137,0 131,0 110,7 113,2 118,1

 

За годы независимости в стране сложилась система внешнеэкономических связей, которая с одной стороны развивалась на основе внутрисоюзного разделения труда, с другой стала результатом процесса внутренней трансформации, а также глобальных перестроек в мировой экономике. Отношения с новыми независимыми государствами – бывшими советскими республиками претерпели значительную эволюцию. Доля стран СНГ, за исключением России, в общем объеме внешней торговли РБ существенно снизилась. В то же время Россия, по прежнему является крупнейшим партнером, на которого приходится около половины внешнего товарооборота.

После расширения Евросоюза (ЕС) в мае 2004 г. у РБ появился новый экономический суперпартнер. В количественном отношении доля ЕС в товарообороте с РБ становится достаточно большой. На долю ЕС в новых границах в 2002 г. приходилось 27% объема товарооборота, 33% экспорта и 22% импорта РБ. В то же время доли Беларуси во внешнем товарообороте ЕС и России невелики. Доля РБ в товарообороте с Россией составляет менее 8%.

В ближайшем обозримом будущем, учитывая высокие доли белорусского экспорта в ЕС и РФ, любое значительное сокращение совокупного спроса на национальную продукцию в каждой из экономик будет означать шоковое воздействие со стороны спроса на экономику Беларуси.

Таким образом, в системе сложившейся дуопольной системы внешнеэкономических связей РБ определяющим, доминантным фактором в краткосрочном периоде выступают отношения с Россией. В долгосрочной перспективе, следует ожидать, сила притяжения Евросоюза будет расти, - Евросоюз выступает одним из глобальных центров развития мировой экономики, практически все прогнозы отмечают тенденцию роста влияния ЕС в мировой экономике. Степень этого притяжения будет зависеть, в том числе от соответствующей экономической политики ЕС как по отношению к РБ так и по отношению к РФ. [10, с. 44-49]

В стоимостном объеме белорус­ского товарного импорта около 30 % занимает нефть. Удель­ный вес нефтепродуктов в экспор­те республики превышает 35%. Столь значительная доля нефти и нефтепродуктов в импорте и экспорте обусловлена географическим положением страны, а так­же физическими свойствами этой группы товаров. Транспортиро­вать сырую нефть на огромные расстояния наиболее выгодно тру­бопроводным транспортом. Транс­портировка бензина, некоторых других нефтепродуктов таким спо­собом затруднительна, поэтому и были построены в Беларуси круп­ные, даже по мировым критериям, нефтеперерабатывающие заводы. Непосредственное соседство стра­ны с высокоразвитыми европей­скими странами — крупнейшими потребителями нефтепродуктов — предопределило экономическую целесообразность такого строи­тельства, поскольку готовые про­дукты продавать в принципе вы­годнее, чем сырые. [8, с. 18-20]

Однако главный вопрос сводит­ся к качеству экспортируемых то­варов, в данном случае нефтепро­дуктов, вырабатываемых на бело­русских нефтеперерабатывающих заводах из импортируемой россий­ской нефти, к требованиям рынка, уровню рентабельности продукции при поставках на экспорт. Эта про­блема первостепенной важности. Цены импорта нефти и экспорта нефтепродуктов предопределяют динамику всей внешней торговли Беларуси. Коэффициент корреля­ционной зависимости между це­ной импортируемой из России нефти и всем республиканским импортом за 2001—2006 годы был равен 0,979, в отношении экспор­та коэффициент корреляции равен 0,994 [8, с. 20-22].

Как показали исследования, между мировой ценой на нефть и сальдо внешнеторгового баланса Республики Беларусь в последние годы (рис. 3.1) существует не пря­мая, как часто предполагают, а об­ратная зависимость. Коэффициент корреляции отрицательный и ра­вен почти единице (-0,999). В пре­дыдущие годы увеличивались как мировые цены на нефть, так и от­рицательное внешнеторговое саль­до Беларуси.

Обратная зависимость между мировой ценой на нефть и внешне­торговым сальдо дает основания для предположения о том, что сто­имость импортируемой нефти и ее переработки в недостаточной мере переносится на цену экспортируе­мых нефтепродуктов. Однако та­кое предположение не подтверж­дается статистикой. Рентабель­ность реализации экспортируемой продукции предприятий концерна "Белнефтехим" в 2006 году была на уровне 30 %. Удельный вес нефтепродуктов в номенклату­ре продукции, экспортируемой концерном, составляет 50 %, поэтому именно эта группа то­варов в решающей степени влияет на рентабельность его экспорта.

Причина негативного влияния роста мировых цен нефти на внешнеторговое сальдо Беларуси не в том, что затраты на ее приобрете­ние и переработку не в полной ме­ре переносятся на нефтепродукты. Все дело в ценах внутреннего рын­ка, которые намного выше цен экспорта. Как результат, себестоимость отечественной продукции повышается, снижая ее ценовую конкурентоспособность, все это трансформируется во все увеличи­вающееся отрицательное внешне­торговое сальдо (рис. 3.1).

 

Долл.  70                                                                                                              млн.долл.

за        60                                                 Импорт РБ                                      

баррель 50                                                                                 Экспорт РБ

            40

            30

           20

            10                                                           Внешнеторговое сальдо        

             0                                                                                                            -3000

                        2001    2002      2003     2004    2005    2006

Рис. 3.1. Динамика внешней торговли Беларуси и мировых цен на нефть

Географическое положение Бе­ларуси обусловило функциониро­вание ее промышленности как "сборочного цеха" в народнохозяй­ственном комплексе СССР. Наибо­лее значительными видами про­дукции, выпускаемыми предприя­тиями Министерства промышлен­ности, были и остаются тракторы, а также грузовые автомобили и се­дельные тягачи. Но трактовка со­временной белорусской промыш­ленности как "сборочного цеха" не совсем корректна. В частности, страна не только импортирует, но и экспортирует двигатели внутрен­него сгорания. В 2006 году прирост стоимостного объема импорта этой продукции составил 10 386 тысяч долларов, а экспорта — 13 245,4 тысячи долларов, то есть, по мень­шей мере, на четверть больше. Увеличение стоимостного объема импорта частей и оборудования для автомобилей и тракторов со­ставило 23 658,5 тысячи долларов, а экспорта — 17 291,4 тысячи дол­ларов. И этой крупнейшей товар­ной группе мы видим вполне сопо­ставимые величины, характеризу­ющие производственные связи промышленности республики.

Стоимостный объем импорта частей и оборудования для автомо­билей и тракторов увеличился на 73,8 процента за счет роста физи­ческого объема и только на 26,2 процента — за счет роста цен, то есть ценовые условия поставок то­варов этой группы были благопри­ятными. Это в немалой степени способствовало тому, что грузовых автомобилей было реализовано на мировом рынке на 14,3 процента больше, чем в предыдущем году. Прирост экспорта тракторов соста­вил 7,2 процента, а цены на них увеличились на 18,5 процента.

Удельный вес стоимостного объема экспорта названных това­ров и товарных групп составляет более 40 процентов стоимости всей продукции, поставляемой Минис­терством промышленности на ми­ровой рынок. Их столь высокая значимость предопределяет поло­жение дел во всей этой отрасли, рентабельность реализации про­дукции которой достигла почти 14 процентов. Рост этого ключевого экономического показателя соста­вил 1,4 процентного пункта.

Заметный рост рентабельности в 2006 году характерен для боль­шинства отраслей, до которых до­водятся показатели развития про­изводства. Вместе с тем рентабельность концерна "Белнефтехим" за­метно снизилась (на 2,6 процент­ного пункта). Основным факто­ром, обусловившим такую дина­мику рентабельности этого кон­церна, с одной стороны, и осталь­ных министерств и концернов — с другой, является соответствующее регулирование цен нефтепродук­тов на внутреннем рынке.

В этой связи следует констати­ровать, что высокие цены на неф­тепродукты, поставляемые на внутренний рынок, — значимая, но не единственная причина увеличе­ния отрицательного внешнеторго­вого сальдо. Одной из важнейших причин также являются высокие темпы развития производства. Оценивать внешнеторговую дея­тельность по величине отрицатель­ного внешнеторгового сальдо не совсем корректно. Ее обязательно необходимо сопоставлять с объе­мом ВВП. Такое сопоставление по­казывает, что отношение величи­ны сальдо к ВВП в 2006 году не только не увеличилось, но и не­сколько снизилось (на 0,26 про­центного пункта) по сравнению со среднегодовым за 2001—2005 го­ды (таблица 3.2) [8, С. 18-23].

Таблица 3.2.

Динамика внешней торговли Беларуси

Годы Экспорт, млн. дол. Темп роста, % Импорт, млн. дол. Темп роста, % Сальдо, млн. дол.
1 2 3 4 5 6
2001 7450,6 101,6 8286,4 96,8 -729,9
2002 8020,9 107,7 9092,3 109,7 -1071,4
2003 9945,9 124 11558 127,1 -1612,4
2004 13773,7 138,5 16490,8 142,7 -2717,1
2005 15979,3 116 16708,1 101,3 -728,8
2006 19738,5 123,5 22323,2 133,6 -2584,7
2007 24275 123 28693 129,5 -4418

 

Правительствами новых индус­триальных стран и государств с переходной экономикой обычно разрабатываются правила и реко­мендации по импорту оборудования, сырья и материалов для про­изводства изделий на экспорт. Бес­пошлинный ввоз продукции разре­шается только предприятиям тех отраслей, которые в состоянии ре­ализовать свою продукцию на ми­ровом рынке по ценам, превышаю­щим определенный минимум, ус­тановленный государством.

Стимулирование замещения импорта рассматривается прави­тельствами как краткосрочная цель, без реализации которой фор­мирование конкурентоспособных предприятий-экспортеров крайне затруднительно. Множество фирм первоначально развивалось для за­мещения импорта, а затем стали ведущими экспортерами.

Рассмотрим показатели, характеризующие открытость экономики Беларуси в различные периоды [11].

Таблица 3.3.

Показатели открытости экономики Беларуси

Год ВВП, млрд. руб. Экспорт, млрд. руб. Импорт, млрд. руб. Экспортная квота Импортная квота
2003 36565 20886 24271,8 0,571 0,664
2004 49992 29063 34796 0,581 0,699
2005 65067 33715,7 35253,9 0,518 0,541
2006 79231 42033,4 47607,6 0,531 0,601
2007 96042 52086,1 61363,2 0,542 0,639

 

Итак, уровень экспортной квоты в Беларуси колеблется на уровне 0,53 – 0,58, а импортной – 0,6 – 0,7 При этом объем импорта более нестабилен по сравнению с экспортом.

В настоящее время РБ реализует качественно новый этап социально-экономического развития. Суть его в том, что государство осуществляет постепенный переход к максимально широкому использованию механизмов рыночных механизмов и методов управления экономикой.

В нашей стране – единственной в СНГ – принят Инвестиционный кодекс, положения которого направлены на стимулирование инвестиционной деятельности. Так же создан Консультативный совет по иностранным инвестициям, работа которого ориентирована на улучшение инвестиционного климата. Активная работа по совершенствованию инвестиционного и налогового законодательства позволит нам и далее повышать инвестиционную привлекательность республики.

Все эти меры уже дают неплохой эффект. В 2007 году в сравнении с 2006-м приток иностранных инвестиций возрос более чем на 34%, и данный процесс идет по нарастающей. В последние годы сформировалась положительная тенденция поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. По данным Министерства статистики и анализа, общий объем иностранных инвестиций по результатам 2006 года составил 4036,1 млн. долларов, что в 2,2 раза больше, чем за 2005 год. В 2007 году в страну поступило 5421,9 млн. долларов (по сравнению с 2006 г. объем инвестиций увеличился в 1,3 раза). В текущем году работа по привлечению иностранных инвестиций еще более усилена, есть масса предложений то потенциальных инвесторов стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. В результате за первый квартал 2008 г. объем иностранных инвестиций составил 2,13 млрд. долларов против 1,24 млрд. в первом квартале 2007 г. – рост в 1,7 раза.

С целью повышения инвестиционной привлекательности в стране создана межведомственная рабочая группа. Так же Президентом РБ подготовлены проекты Декрета «Об активизации привлечения прямых иностранных инвестиций» и Указа «О некоторых мерах по реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов»; принято 16 нормативных документов о туризме. Указом главы государства от 4 марта 2008 года №144 отменено действие особого права государства на участие в управлении хозяйственными обществами. Это решение подтверждает открытость белорусской экономики и будет способствовать повышению инвестиционного рейтинга РБ и увеличению притока иностранных инвестиций в страну.

Для иностранных инвесторов интерес представляет в первую очередь вложение средств в такие отрасли белорусской экономики, как промышленность, строительство, торговля и общественное питание, транспорт. Основными странами-инвесторами в экономику Беларуси являются Великобритания, Швейцария, Германия, Россия, Австрия. [17, с. 6-9]

Пример платежного баланса РБ в таблице (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Основные показатели Платежного баланса Республики Беларусь за 2001 – 2007 гг.

 

млн. долларов США

 

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Счет текущих операций - 400,8 - 333,8 - 426,2 - 1 193,3  435,5 - 1 448,4 - 3 059,9
Товары, сальдо - 854,2 - 980,0 - 1 321,2 - 2 271,8 - 637,6 - 2 269,0 - 4 071,0
экспорт (в ценах ФОБ)  7 334,1  7 964,7  10 076,1  13 942,2  16 108,8  19 834,7  24 328,9
импорт (в ценах ФОБ) - 8 188,3 - 8 944,7 - 11 397,3 - 16 214,0 - 16 746,4 - 22 103,7 - 28 399,9
Услуги, сальдо  348,5  498,5  658,7  776,5  979,4  737,5  1 233,3
Счет операций с капиталом  56,3  52,7  68,9  49,3  40,5  74,3  92,2
Финансовый счет  446,4  670,9  356,9  1 129,6 - 45,7  1 673,3  5 241,1
Прямые инвестиции  95,5  453,3  170,3  162,5  302,5  351,0  1 770,0
Ссуды  302,5  281,8  72,6  197,8  305,9  1 127,7  3 540,6
Валовые официальные резервы  5,2 - 100,9  13,8 - 255,8 - 539,2  1,4 - 2 778,1
ВВП в млрд. рублей  17 173,2  26 138,3  36 564,8  49 991,8  65 067,1  79 267,0  96 087,2
в млн. долларов*  12 330,1  14 571,8  17 755,4  23 133,3  30 220,2  36 970,6  44 765,1
Текущий счет в процентах к ВВП - 3,3 - 2,3 - 2,4 - 5,2  1,4 - 3,9 - 6,8
Валовые официальные резервы

 359,4

 477,8

 498,9

 770,2

 1 296,5

 1 382,9

 4 182,1

(на конец периода)
Средне- и долгосрочный внешний долг

 1 113,4

 1 411,9

 1 410,6

 1 095,0

 1 477,8

 2 065,9

 4 629,5

(на конец периода)
Краткосрочный внешний долг

 1 865,2

 2 482,8

 2 764,3

 3 840,4

 3 650,4

 4 778,2

 7 864,0

(на конец периода)

Примечание:

* - при пересчете ВВП в доллары США использован средний официальный курс белорусского рубля. Источник: www.nbrb.by

 

Процессы глобализации, обострение конкуренции на мировом рынке, энергетический и продовольственный кризисы в различных регионах планеты, безусловно, оказывают влияние на состояние и перспективы социально-экономического развития нашей страны. Вместе с тем объективными факторами, способствующими улучшению бизнес-климата в Беларуси, являются ее политическая, экономическая и социальная стабильность, выгодное географическое положение, благоприятные природно-климатические условия проживания и организации трудовой деятельности.

Наша страна находится в географическом центре Европы, но вместе с тем у нее уникальное положение в системе международных экономических отношений. Она граничит с тремя странами Евросоюза – Польшей, Литвой, Латвией – и крупнейшими в экономическом отношении государствами СНГ - Россией и Украиной. Беларусь является одним из учредителей ООН и полноправным членом многих международных организаций.

Именно Россия является крупнейшим торгово-экономическим партнером Беларуси: на ее долю приходится половина всего объема внешней торговли нашей страны. За 2007 год наш взаимный товарооборот превысил 26 млрд. долл., увеличившись на 30,7% по сравнению с 2006 годом. С целью углубления двусторонних экономических связей нам необходимо переходить на качественно новый уровень сотрудничества. Например, более активно работать над реализацией совместных экономических программ и проектов – как в рамках Союзного государства, так и на региональном уровне. При этом основной интерес представляет организация производств по выпуску высокотехнологичной и наукоемкой продукции, ориентированной на внешние рынки.

Необходимо отметить, что ЕС – также важнейший торгово-экономиеский партнер РБ, взаимовыгодные отношения с которым являются для нас одним из приоритетов внешней политики. За период с 2000 г. основные показатели торгово-экономического сотрудничества значительно увеличились. Так белорусский экспорт в страны ЕС увеличился более чем в 15 раз и составил по итогам 2007 г. почти 11 млрд. долл. Положительное сальдо внешней торговли со странами ЕС составило более 4 млрд. долл. За январь-март 2008 года экспорт в государства ЕС увеличился почти в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., увеличился и наш товарооборот [17, с. 9-13].

Объем валового внутреннего продукта, по оценке, в январе-сентябре 2008 г. составил в текущих ценах 93164,8 млрд. рублей и увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2007 г. в сопоставимых ценах на 10,7%. Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 30,2%, сельского хозяйства – 8,6%, строительства – 8,8%, транспорта и связи – 8%, торговли и общественного питания – 10,3%.

Темпы роста добавленной стоимости в основных отраслях экономики в январе-сентябре 2008 г. к соответствующему периоду 2007 г. в сопоставимых ценах составили: промышленность – 117,2%, сельское хозяйство – 107,4 %, строительство – 122,9%, транспорт и связь – 106,4%, торговля и общественное питание – 119,1% [13].

Таким образом, у наших стран и народов есть хорошая динамика и широкие перспективы развития добрососедских отношений во всех областях. Наша страна открыта всему миру для делового взаимовыгодного сотрудничества.

Программе социально-экономического развития на 2006-2010 гг., одобренной на 3-м Всебелорусском народном собрании, предшествовали 2 пятилетия, за которые Беларусь практически удвоила ВВП. Среднегодовой темп экономического роста все 10 лет равнялся 6,3%. На текущую пятилетку запланировано повышение в 46-55%, или в среднем за год на 7,5%. В 2006 году оно составило 9,9%.

Успехи белоруской модели наиболее впечатляют темпами наращивания экспорта товаров и услуг: в 1993 г. – 2 млрд. долл., в 2006 г. – 22 млрд., рост в 11 раз.

Инвестиции за 2006 г. выросли на 32,4% при прогнозе 13-14%.

Наконец, Беларусь успешно использовала преимущества географического положения. Это создание нефтехимического кластера, и транспортные услуги. Экспорт последних за десятилетие увеличился более чем в 2 раза и, по данным Всемирного банка, дает почти 5% ВВП.

Беларусь сумела избежать деиндустриализации, сохранить и приумножить внешнеэкономические связи. Всемирный банк свой отчет 2005 г. назвал «Беларусь: окно возможностей для повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивых темпов экономического роста». Действительно, прошедшее десятилетие открывает многообещающие перспективы в этом плане. Воспользуемся ли мы имеющимся шансом, зависит только от нас. Сохраним вектор социально-экономического развития страны и придадим ему нужную инновационную динамику – значит, к 2020 г. минимум выйдем на нынешний среднеевропейский уровень жизни в 25 тыс. долл. ВВП на человека и тем самым повысим авторитет и привлекательность сильной и процветающей Беларуси в культурной, научной, идейной сферах глобального мира. [6, с. 65-69]

Согласно исследованиям Е. Н. Петрушкевича, для Республики Беларусь возможны следующие альтернативы вхождения в глобальную экономику: через развитие Беларуси как малой открытой экономики; посредством развития во взаимодействии со страной-сателлитом, которым является государство — основной импортер и экспортер товаров и инвестиций для Беларуси; через развитие в зависимости от задач, стоящих перед интеграционной группировкой, членом которой является или собирается стать Беларусь; в результате развития под доминирующим руководством международной экономической организации [14, с. 15-23].

Обратимся к институциональному аспекту обоснования открытости экономики РБ. Отметим, что оценка реальной открытости национальных экономик не может быть аргументирована без учета структуры экспорта и движения капиталов, а также таможенной, валютной, налоговой, кредитной и инвестиционной политик, влияющих на формы и масштабы взаимодействия стран с внешним миром.

Институциональными критериями открытости являются:

§  свободный выбор внутреннего и внешнего партнера в рыночных отношениях;

§  степень допуска на внутренний рынок иностранных конкурентов;

§  сопоставимость внутренних и мировых цен;

§  конвертируемость национальной валюты;

§  наличие финансового рынка и его инфраструктуры, отвечающих требованиям мировых стандартов. [4, c. 57-58]

Основные цели таможенного тарифа РБ:

· рационализация товарной структуры ввоза товаров в РБ;

· поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РБ;

· создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства

и потребления товаров в РБ;

· защита экономики РБ от неблагоприятного воздействия иностранной

конкуренции;

· обеспечение условий для эффективной интеграции РБ в мировую экономику.

Общий режим внешней торговли Республики Беларусь выглядит следующим образом: 1) средняя ставка тарифов составляет 14 %; 2) максимальная тарифная ставка равна 30 % (не считая 100 % тарифа на этиловый спирт); 3) минимальная тарифная ставка составляет 1 %, причем существуют и нулевые ставки; 4) ненулевые тарифные ставки распространяются примерно на 10 тыс. наименований продукции.

При анализе открытости экономики в первую очередь следует оценивать степень валютных, таможенных, лицензионных ограничений, косвенных налогов, торговых субсидий.

При анализе удельного веса доходов от внешнеэкономической деятельности в структуре бюджета РБ выявляется следующая особенность: варьирует от 6,9% до 5,7%. То есть по уровню положения бюджета удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности, он примерно равен доле подоходных налогов и даже акцизов. Для сравнения: в европейских странах, в частности в Германии, этот показатель составляет не более 2-3%. Следовательно, уровень протекционизма в РБ достаточно высок.

Концепция протекционизма, как способа поддержания отечественных производителей, весьма распространен в Беларуси, о чем свидетельствует высокий уровень таможенной пошлин и нетарифных ограничений для товаров из других стран, в том числе из стран СНГ.

Если в странах-участниках ВТО эти ограничения составляют 4-5%, то в странах таможенного союза стран СНГ – 14-15% (в 3 раза выше).

В теоретических курсах под малой открытой экономикой (МОЭ) понимают экономику, представляющую собой небольшую долю мирового рынка и не оказывающую влияния на мировую ставку процента. Эта часть определения МОЭ применима и к РБ. Однако этим не ограничивается определение МОЭ, оно имеет ряд расшифровок. К примеру ставка процента в МОЭ не уравновешивается инвестициями и сбережениями, как в закрытой экономике, а равна мировой ставке процента, преобладающей на мировых финансовых рынках. Эта характерная черта МОЭ не присутствует в РБ.[4, c. 59-60]

Но глобализация имеет не только положительные последствия. Ее развитие непредсказуемо и таит в себе множество скрытых экономических и социальных проблем. Новые риски и страх перед неизведанным объединяют антиглобалистов против глобализации. [16, с. 15]

В научных юридических исследованиях и действующем законодательстве Республики Беларусь, касающихся базовых подходов правового регулирования обеспечения внешнеэкономической безопасности государства, существует значительный пробел.

Единственным нормативным документом, отражающим основы обеспечения экономической безопасности государства в целом, является Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Частично касается направлений правового регулирования внешнеэкономической безопасности государства Закон «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь».

Исходя из национальных экономических интересов к основным внешнеэкономическим угрозам Республики Беларусь, которым необходимо дать правовую характеристику в действующем законодательстве, относятся: изоляция в мировом экономическом пространстве с дискриминацией в торговле со стороны международного сообщества (отсутствие суверенитета в торговой, денежно-кредитной, бюджетно-финансовой политике, нарушение экономических соглашений странами-партнерами и т. д.); низкий уровень конкурентоспособности национальной экономики (утрата производственного потенциала из-за износа основных фондов, снижение инновационной активности, недостаточное развитие отечественных систем сертификации и контроля качества экспортной продукции, реализуемой на рынках промышленно развитых государств, утрата внешнеэкономических позиций в результате вытеснения конкурентами и т. д.); дефицит внешнеторгового баланса и нерациональная структура импорта (зависимость от импорта технологий, отдельных комплектующих изделий, продовольствия, энергоносителей, стагнация аграрного сектора, значительная доля России во внешнеторговом обороте, изменение конъюнктуры мирового рынка и т. д.); отсутствие реальной сбалансированной системы мер по привлечению зарубежных финансовых (инвестиционных) ресурсов (втягивание в долговую зависимость из-за высокого внешнего долга и т. д.); недостаточный экспортный и валютный контроль, незамкнутость таможенной границы (утечка капитала, интеллектуальной собственности и т. д.); неразвитость финансовой, организационной, информационной и транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции; правонарушения в сфере внешнеэкономической деятельности.

В целом правовое регулирование обеспечения внешнеэкономической безопасности должно способствовать созданию максимально благоприятных условий для использования преимуществ международных интеграционных процессов для стабилизации и восстановления прогрессивных тенденций развития экономической системы республики; повышению конкурентоспособности отечественного производства, органичному и не дискриминационному встраиванию в мировое хозяйство и, вместе с тем, гарантировать защиту национальных экономических интересов на внутреннем и мировых рынках, эффективное снижение степени уязвимости от внешнеэкономических угроз [2, с. 32-36].

В Республике Беларусь в соответствии с мировыми тенден­циями также функционируют институты, осуществляющие регу­лирующее воздействие на наднациональном, региональном и ме­ждународном уровнях.

Внешнеэкономическая политика разрабатывается с целью развития обеспечения конкурентных преимуществ, защиты на­ционального производства и рынка, создания благоприятных ус­ловий для расширения своего влияния на внешних рынках и уг­лубления международного бизнеса.

Среди стратегических целей внешнеэкономической политики:

• во-первых, развитие экспортного потенциала республики как предпосылки стабилизации экономического роста на базе по­вышения конкурентоспособности реального сектора экономики и сферы услуг, что обусловлено спецификой сложившейся структу­ры национальной экономики республики, ориентацией на вывоз готовой продукции, ввоз сырья и комплектующих изделий в связи с отсутствием своих природных ресурсов и зависимостью от внешних энергетических и сырьевых носителей. Собственные природные ресурсы в настоящее время покрывают 15 % от по­требности в них. Импортируется около 92 % энергоносителей, 99 % черных металлов и т. д. Ограниченность природных ресур­сов сочетается с использованием высоко энерго-, материало-, тру­доемких технологий производства. Доля энергии в себестоимости продукции достигает 40 %, а материальных затрат - в пределах 50-85 % в зависимости от отраслей. В связи с этим экономика республики зависима, с одной стороны, от ввоза сырья и комплек­тующих изделий, с другой, от реализации производимой продукции. Это определило формирование в Республике Беларусь модели экспортоориентированного и импортозамещающего производства;

• во-вторых обеспечение всесторонней интеграции белорусской экономики в систему мирохозяйственных связей на основе формирования единого экономического пространства с Россией, ассоциированного членства в ЕС, ВТО и ОЭСР.

В связи с данными целями по-новому звучит роль государства. Принципами организации деятельности во внешнеэкономиче­ской сфере являются следующие:

- либерализация внешнеэкономических процессов;

- открытость экономики и встроенность в систему мирохо­зяйственных связей;

- интеграция в мировое экономическое сообщество и международное разделение труда;

- равномерное распределение приоритетов и сбалансирован­ность внешнеэкономического сотрудничества;

- экономическая целесообразность и равноправие в торговле;

- экономическая безопасность республики;

- защита белорусских товаропроизводителей;

- доступ к международным ресурсам, имеющим стратегиче­ское значение для экономического развития (капитал, технологии, товары и услуги) [18].

Разработка экономической стратегии в формировании более открытой экономики в РБ должна строиться в первую очередь с учетом следующих критериев:

1. Широкое использование внутренних и внешних инвестиций.

2. Разработка инновационной политики, направленной на постепенное обновление изношенных производственных фондов, внедрение передовых прогрессивных технологий, подготовка и рациональная реализация соответствующего кадрового потенциала, создание эффективного менеджерского и маркетингового обслуживания.

3. Формирование фискальной политики государства, налоговой системы, предполагающей соблюдение принципов регулируемой рыночной экономики и стимулирующей развитие хозяйства на всех уровнях

4. Вхождение РБ в мировое хозяйство с учетом внутреннего и международного разделения труда, состояния национальной экономики, ее потенциальных ресурсных и производственных возможностей с учетом экономического состояния, географического положения, национальных особенностей.

5. Создание конкурентоспособной продукции.

6. Формирование эффективной таможенной политики, учитывающей степень выгодности движения экспортной и импортной продукции.

7. Создание пакета законодательной базы, обеспечивающего углубление и расширение открытости национальной экономики. [3, с. 13-14]

Составной частью национальной стратегии развития Беларуси должны быть действия государственных и негосударственных институтов по приспособлению к неизбежным процессам глобализации. Институты должны больше внимания уделять внешним факторам, связанным с глобализацией. Ответом на вызовы и угрозы глобализации должны быть специальные механизмы, стимулирующие мировую конкурентоспособность предприятий страны, адаптацию к процессам, происходящим в мировой экономике и охраняющие их от внешних шоков. Внутренняя экономическая политика должна больше внимания уделять регулированию перетока иностранного капитала. Грамотная экономическая политика требует и эффективных негосударственных институтов ее реализации: профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, банкиров, страховщиков и т. п.

Политика и институты должны способствовать трансферту в Беларусь высоких технологий. Инвестиционная политика должна быть направлена в первую очередь на привлечение ПИИ, которые повышают наукоемкость национальной экономики, обеспечивают доступ к высоким технологиям, включают страну в европейское и мировое научное пространство. Провозглашенная политика инновационного развития Беларуси может быть реализована только при условии интеграции Беларуси в европейское и мировое научное пространство, при условии привлечения иностранных инвестиций в сектор интеллектуальных услуг. По данным ЮНКТАД в 2004, 2005 гг. до двух третей ПИИ пошли в сектор услуг, что свидетельствует о переориентации потоков капитала из секторов добывающей и обрабатывающей промышленности в доминирующий в постиндустриальной экономике сектор услуг.

Активное участие Беларуси в международной торговле технологиями может позволить перейти от «перелива» новейших технологий в импортированных товарах к освоению новых знаний, воплощенных в импортированных машинах и оборудовании, а также технологий их изготовления. Такое освоение знаний и технологий, воплощения их в машины, для нас особенно важно, так как мы получаем в результате потенциальную возможность преодолеть свое технологическое отставание от более развитых стран мира.

Экономическая политика и институты не должны противопоставлять регионализацию глобализации. В случае Беларуси регионализация в Союз с Россией, а также в Евразэс должны стать двигателем для интеграции с другими регионально интегрированными экономиками. Беларусь наряду с Украиной должны стать своего рода мостом между Евразэс и ЕС.

Экономическая политика и институты должны способствовать повышению конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках.

Итак, белорусская экономика, будучи глубоко вовлеченной в миро­вое хозяйство, естественно, попадает во все большую зависимость от состояния мировой конъюнктуры и национальных экономик, их глобализации и поэтому заинтересована не только в междуна­родной финансовой и экономической стабильности, но внима­тельно следит за происходящими в мире переменами.

Таким образом, оценка степени открытости экономики РБ весьма не однозначна. С одной стороны, по динамике количественных номинальных показателей, характеризующих внешнеторговую деятельность Беларуси, - ее можно оценить как малую открытую экономику. С другой стороны, в институциональном аспекте регулирование и формирование мирохозяйственных связей Беларусь, базируясь на протекционистских основах, имеет тенденцию к закрытости. Более того, обладая низким уровнем международной конкурентоспособности (присущим закрытым системам), а также протекционистской направленностью, - экономика Беларуси слабо адаптируется к изменениям внешней финансовой и экономической среды, не реагируя адекватно на импульсы мирового рынка.

Следовательно Беларусь нуждается в новой доктрине, снижающей протекционизм и преодолевающей некоторую закрытость, с ориентацией прочного вхождения в мировой рынок: чем в большее число международных производственно-технологических точек включена экономика, тем она устойчивее, тем меньше ее уязвимость и больше потенциал развития.

 


 


Заключение

В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.

Открытая экономика – это экономика, в которой в качестве макросубъекта выступает сектор заграница. Открытость экономики проявляется в трех формах: экспорт и импорт товаров и услуг, приток и отток капитала, движение валюты. По интенсивности связей, а также характеру условий взаимодействия экономики со странами остального мира различают степень открытости экономики: высокая и низкая. В открытой экономике объем национального дохода и продукта определяется не только внутренним, но и внешним спросом.

По степени влияния на мировые рынки различают большую и малую открытые экономики. Большая открытая экономика оказывает влияние на параметры мировых финансовых и товарных рынков. Наоборот, в малой открытой экономике ее внутренняя ставка процента определяется мировой.

Взаимодействие национальной экономики и стран остального мира отражается в платежном балансе. Счета платежного баланса взаимосвязаны между собой, счет текущих операций и счет капитальных операций балансируют один другого. Положительное сальдо торгового баланса сопровождается оттоком капитала и наоборот.

Внешний сектор оказывает большое влияние на экономику страны.

Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития нескольких последних десятилетий является последовательный переход многих стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, ориентированной на внешний рынок.

Оценка степени открытости экономики РБ весьма не однозначна. С одной стороны, по динамике количественных номинальных показателей, характеризующих внешнеторговую деятельность Беларуси, - ее можно оценить как малую открытую экономику. С другой стороны, в институциональном аспекте регулирование и формирование мирохозяйственных связей Беларусь, базируясь на протекционистских основах, имеет тенденцию к закрытости.

Следовательно Беларусь нуждается в новой доктрине, снижающей протекционизм и преодолевающей некоторую закрытость, с ориентацией прочного вхождения в мировой рынок.

Принцип открытости экономики обладает большой привлекательностью. В оценке степени открытости экономики следует учитывать воздействие двух моментов, имеющих неоднозначные последствия.

Первый. Конечно, переход к открытой экономике для международной конкуренции означает создание жизнеспособного рынка. Открытость экономики позволяет создать рыночную дисциплину, приводит к конкуренции - источнику жизненной среды динамичной рыночной системы. Более того, если экономика открыта, то роль правительства в ограничении потоков товаров и капитала снижается, таким образом, сокращается возможность коррупции и злоупотреблений, а также ограничивается уязвимость, вызванная некомпетентностью.

Второй. Открытая экономика для Беларуси привлекательна тем, что благоприятствует сдвигам в политической и социальной сферах. Прежде всего, открытая экономика - это продолжение политики гласности. Быть открытым - значит быть свободным, и это стимулирует приверженность этой политике. Важно при этом, чтобы предпочтения формировались на основе благоприятных результатов, а не привлекательных слов. В частности, требуют неотложного практического решения проблемы преодоления бедности и повышения экономического роста.

Принято считать, что Запад оказывает поддержку открытой экономике, и именно в этом случае западные инвесторы готовы вкладывать средства в экономику Беларуси. Конечно, важен приток иностранных инвестиций и технологий. Привлечение иностранных инвестиций в Беларусь - это второй шаг, а первый состоит в том, чтобы сделать экономику нормально функционирующей и привлекательной для иностранных инвестиций. Открытие экономики расширяет возможности потребительского выбора населения и тем самым способствует повышению жизненного уровня в краткосрочной перспективе. Широкое разнообразие потребительских товаров зарубежного производства на внутреннем рынке обогащает предложение, диверсифицирует потребности. Однако их удовлетворение в краткосрочной перспективе стоит неоправданно дорого, если оно препятствует долгосрочному экономическому развитию.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: