Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус организации культуры в системе министерства культуры и массовых коммуникаций РФ

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1.Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус

организации культуры в системе министерства культуры и массовых коммуникаций РФ…………………………………………………………………4

2. Государственное регулирование архивного дела…………………………….9

3.Государственное регулирование печати, телерадиовещания, и средств массовой информации……………………………………………………….......13

4. Государственное регулирование физической культуры,

спорта и туризма……………………………………………………………........17

5. Административная ответственность в социально-культурном

комплексе……………………………………………………………………........19

Заключение……………………………………………………………………….21

Список использованных источников……………………………………….......22

 

 

Введение

      Российское государство - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социально-культурное строительство - сложная и специфическая сфера государственного управления. Она включает несколько отраслей, каждая из которых имеет ряд особенностей. Вначале некоторые общие замечания относительного характера, содержания и степени правовой урегулированности отраслей, составляющих социально-культурное строительство (термин «социально-культурное строительство» - условен, несмотря на то, что в течение длительного времени использовался в Конституции и укоренился в учебниках по административному праву).

Отметим также, что в связи с формированием в России рыночных отношений все больше проявляется тенденция к децентрализации управления отраслями данной сферы, возрастанию элементов самостоятельности, самоуправляемости структур, предприятий и организаций, составляющих каждую из отраслей данной сферы. Что же касается законодательного и в целом правового регулирования каждой из них, то в настоящее время имеет пакет законодательных и иных юридических актов, регламентирующих статус этих отраслей. В целом в сферу социально-культурного строительства включаются следующие отрасли: образование, наука, культура, здравоохранение, труд и социальное развитие, СМИ.

 

Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус организации культуры в системе министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.

     Основной отраслью в социально-культурном комплексе является отрасль, именуемая одним словом - культура. Понятие это многозначное: материальная культура, духовная культура, культура поведения, служебная культура, культурное строительство и т.д. В государственном управлении и административном праве термином культура принято обозначать одну из отраслей социально - культурного комплекса, притом охват этой отраслью соответствующих учреждений культуры в разные периоды был не одинаковым.

  В настоящее время двух законодательных актах «Основы законодательства РФ о культуре», принятых Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г.[1] и Положении о Министерстве культуры РФ, утвержденном Правительством 21 апреля 1993 г.[2], дается понятие культурной деятельности как деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей, к числу которых отнесены:

- памятники истории и культуры,

- литература, кинематография, искусство,

- архитектура и дизайн,

- музейное дело и коллекционирование,

- книгоиздание и в целом издательское дело,

- библиотечное дело,

- средства массовой информации (телевидение, радио и др),

- международные культурные обмены.

В таком виде и объеме можно считать культуру как одну из отраслей социально-культурного комплекса в значении социальном. В организационно-правовом аспекте, т.е. по организации государственного управления культурой государство создает несколько отраслей.

   В рамках отрасли ее структуру составляют социальные подотрасли – культурно-просветительные учреждения (театры, музеи, выставки, клубы и др.), средства массовой информации, телевидение и радиовещание, издательское дело. Каждая подотрасль объединяет значительные группы соответствующих учреждений культуры. 

   В Конституции РФ (ст.44) закреплено положение о свободе творчества и праве на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступа к культурным ценностям. В полном согласии с положениями Конституции находится недавно принятый, впервые в истории законодательства о культуре, отправной для правового регулирования Закон, уже названый – Основы законодательства РФ о культуре. Закон в первые заложил действительно основы правового регулирования культурной деятельности: очерчена отрасль, раскрыты основные понятия – культурная деятельность, культурные ценности, культурные блага, творческая деятельность, творческий работник (ст.3); определены задачи отрасли и законодательства, формы и виды культурной деятельности т т.д.

В соответствии с «Основами» в республиках в составе РФ принимаются свои Законы о культуре, а в областях и краях – иные нормативные акты. И те и другие не должны противоречить федеральным законам, в частности «Основам».

  Также впервые в истории нашей культуры и законодательства принят «Закон РФ о средствах массовой информации» 27 декабря 1991 г.[3] По этому закону сами средства массовой информации – периодически печатные издания, радио-, теле, видеопрограммы, которые ранее именовались средствами идеологической деятельности партии и государства, получили, наконец, своё истинное наименование.

  Принят Закон «О библиотечном деле» 29.12.1994 г.[4]

  На основе Конституции и названых законов пересмотрена и организация государственного управления в сфере культуры. Эти вопросы решены в форме Указов Президента: от 22 декабря 1993 г. «О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации»[5] и от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

  В число нормативных правовых актов в сфере культуры следует включить, далее, Положения об отраслевых органах государственного управления.

  Определенными полномочиями наделены местные органы госуправления – по регулированию порядка работы учреждений культуры и средств массовой информации.

  Закон о культуре, закрепляя право граждан на культурную деятельность, признает за ними также право создавать общественные объединения в области культуры. Таких объединений немало, особенно в области искусства: организации и объединения художников, композиторов, архитекторов, писателей и т.д. Все они действуют на основе своих уставов, утверждаемых государством в соответствии с законодательством об общественных объединениях.

Организационную основу отрасли культуры составляют в современных условиях государственные учреждения культуры, что останется и в ближайшей перспективе. Часть из них переходит в подчинение органов местного самоуправления.

Государственные учреждения культуры разделяются по подчиненности на:

- находящиеся в федеральном ведении

- находящиеся в ведении субъектов РФ (республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей),

- находящиеся в ведении органов местного самоуправления

  Политика государства и его полномочия в общей форме в отношении учреждений культуры определяется в следующих положениях:

- стимулирует деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры;

- обеспечивает условия труда и занятости творческих работников;

- способствует росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества;

- совершенствует систему социального обеспечения творческих работников с учетом специфики творческой деятельности;

- способствует материальному обеспечению, социальной защите, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою деятельность традиционной и народной культуре (ст.27 Закона).

  Эти намерения и полномочия государства относятся также ко всем объединениям творческих работников, что также закреплено в Законе (ст.78).

Правительство РФ обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение, как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела, авторского права и смежных прав, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия (за исключением сферы охраны культурного наследия), кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав (за исключением нормативно-правового регулирования осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав).

Минкультуры России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федерального архивного агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Минкультуры России и к сферам ведения подведомственных ему федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минкультуры России;

на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ Минкультуры России самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности Минкультуры России и подведомственных ему федеральных агентств, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;

проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Минкультуры России, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;

обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности;

осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минкультуры России и реализацию возложенных на Минкультуры России функций;

организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

обеспечивает мобилизационную подготовку Минкультуры России, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных агентств по их мобилизационной подготовке;

организует профессиональную подготовку работников Минкультуры России, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Минкультуры России;

определяет условия охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения при их приватизации;

осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по культуре и кинематографии Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии.

 Федеральное агентство по культуре и кинематографии находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Федеральное агентство по культуре и кинематографии возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра культуры и массовых коммуникаций РФ.

 Федеральное агентство по культуре и кинематографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Роскультуры;

Государственный контроль и надзор в сфере массовых коммуникаций и охраны объектов культурного наследия осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций[6], связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: