Экономическая роль государства в современной России после становления рыночной экономики

 

Со становлением рыночной экономики возникли и качественно новые функции государства, которые ранее не были однозначно структурированы, что связано с постепенным становлением постиндустриального общества. К ним можно отнести принятие на себя государством обязательств в области образования, формирования и поддержки фундаментальной науки, создания специальных зон для разработки современных технологий, проведение четко сформулированной промышленной политики, решение экологических вопросов. Концепция вытеснения государства из сферы экономики, уменьшения числа его функций и ослабления регулирующей роли как генеральное направление развития нашей страны не соответствует глобальным мировым тенденциям и не отвечает российским реалиям.

Роль государства качественно различается на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функционирования уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной экономики рыночного типа. Самоорганизация, а рынок — классический образец самоорганизации, присуща достаточно устойчивым системам и мало эффективна в период перехода от одной системы к другой. В переходной экономике роль государства была не велика. На данный момент все изменилось.

Усиление роли государства — новый ориентир в проведении курса реформ в России.

В кризисной ситуации стране необходимо эффективное государство. При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод, поскольку понятие эффективного государства никоим образом не тождественно возврату к централизованной хозяйственной деятельности. Оно должно проявить умение в использовании той собственности, которой располагает, для увеличения инвестирования в реструктуризацию и развитие экономики.

Российское правительство особое внимание уделяет концептуальной и законодательной проработке государственного строительства в трех основных направлениях:[11]

- формирование эффективной системы государственного управления, обеспечение экономической, организационно-правовой активности государства в целях стимулирования экономического подъема;

- развитие правовых и налогово-бюджетных основ федерального устройства государства;

- легитимизация диалога между всеми ветвями власти в интересах общественного согласия и стабильности.

Важным направлением государственной деятельности является поддержка законодательных инициатив, содействующих развитию конкурентной среды и предпринимательской деятельности. Сам процесс правотворчества должен осознанно вписываться в широкий исторический контекст развития страны.

Государство должно активизироваться как в создании технических, а так и организационных условий формирования рынка капитала. Необходимо помочь развитию институтов и технологий, трансформации внутренних сбережений предпринимателей и населения в производственные инвестиции.

В переходные периоды усиление роли государства в экономике необходимо по следующим причинам:

1. пока не созданы неформальные рыночные институты и неэффективно работает законодательная система государство должно активно поддерживать производство, регулируя основные рынки через государственные холдинги и государственные агентства;

2. место ушедшего от управления экономикой государства тот час же занимают криминальные структуры, создавая знакомый нам облик "мафиозно-олигархического" капитализма вместо капитализма государственного;

3. потери при отсутствии государственной поддержки предприятий и отраслей имеет столь масштабный и необратимый характер, что могут привести к безвозвратной утрате новейших технологий, уникальных производств, научных школ и незаменимых специалистов.

Основные направления новой стратегии государственного управления экономикой включают: формирование и усиление государственного сектора экономики; государственное стимулирование роста промышленности по приоритетным направлениям и поддержку инновационного процесса; государственное регулирование товарных, финансовых и информационных рынков, внешнеэкономических процессов; государственное управление на региональном уровне.

Управление государственной собственностью; структура управления государственным сектором экономики. На современном этапе предлагается сделать основную ставку на усиление государственного влияния в экономике путем эффективного использования государственной собственности, которая в годы реформ подверглась продаже. Но полученные от этого суммы, составляя менее 1% ВВП, не играют решающую роль в государственных доходах. Дивиденды от всей государственной собственности составили 400 млрд. неденоминированных рублей. В 1998 году поступление дивидендов резко сокращается, и их объем не превысит 0,03% от доходов бюджета. Таким образом, сейчас все еще немалая государственная собственность практически не дает дохода государству.

В тяжелые кризисные периоды совершенствование и координацию системы управления экономикой необходимо строить, опираясь на государственные права собственности, которые не менее значимы чем частные. Для этого предполагается на основе имеющихся казенных предприятий, государственных унитарных коммерческих предприятий а также компаний с преобладающей государственной собственностью организационно оформлять государственный сектор экономики, состоящий преимущественно из крупных вертикально интегрированных государственных научно производственных компаний - государственных холдингов, сформированных в основном по отраслевому принципу. Государственные холдинги организуют управление государственной собственностью, используя средства и методы корпоративного управления. Они являются экономически независимыми предприятиями, действующими на рынке в интересах государства - собственника, оговоренных в уставных документах. Цели государственных холдингов - обеспечение национальной экономической безопасности страны и развитие экономики. Эти цели как и конкретные задачи определяются государством посредством индикативных планов.

Одновременно государство должно наладить систему управления своими активами. В противном случае права собственника принимают на себя директор и промышленный управленческий аппарат, что порождает уродливые формы управления, когда руководители акционерных обществ присваивают право распоряжаться чужими капиталами. Бесхозность государственной собственности - один из тормозов на пути к экономическому росту, причина невыплаты налогов и источник скрываемых доходов. Налаживание эффективного управления государственными предприятиями, грамотное управление государственными активами в рыночном режиме расчищают дорогу экономическому росту.



Заключение

Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий, связанных с производством и распределением экономических благ, используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

В ходе выполнения данной работы была достигнута поставленная в начале цель - изучен ряд экономических функций государства, рассмотрена их эволюцию в рыночной экономике, определены наиболее важные функции государства в современной экономике России.

Для достижения поставленной нами цели были решены задачи:

1. подобрана и изучена подходящая литература;

2. рассмотрена необходимость вмешательства государства в рыночную экономику и границы этого вмешательства;

3. рассмотрены основные экономические функции государства, их влияние в экономику страны;

4. определена роль государства в современной рыночной экономике, рассмотрено влияние государства на экономику страны в целом.

5. сделаны соответствующие выводы по данной теме.

В данной работе решены поставленные задачи:

1. Изучена литература по исследуемому вопросу.

2. Проанализирована необходимость вмешательства государства в рыночную экономику и границы этого вмешательства.

3. Рассмотрены основные экономические функции государства.

4. Выявлена роль государства в современной рыночной экономике.

Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным — экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них — возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения. Государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали.

В начале ХХI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство.

Таким образом, прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве.

Учитывая сложность и неоднозначность проблемы, затронутой в данной работе, необходимо уточнить, что невозможно полностью раскрыть ее в данном объеме. Таким образом, исследования функций государства можно, нужно и важно продолжать для возможно более точного выяснения механизма действия такой общественной единицы, чтобы иметь возможность предсказуемого управления.



Глоссарий

№ п/п Новое понятие Содержание
1 2 3
1 Аллокационная функция государства Создание и поддержание границ между общественной и частной собственностью, наиболее эффективное использование данных форм собственности
2 Антимонопольная политика Система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики
3 Внешнеэкономическая политика государства Комплекс мер и воздействий, связанных с деятельностью государства за пределами своих границ, в отношениях между другими государствами
4 Государство Набор институтов, располагающих средствами законного принуждения, которые используются на определенной территории и в отношении ее населения, обозначаемого термином «общество»
5 Государственная экономическая политика Генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране
6 Денежная политика государства Эмиссия денежной массы, регулирование ее движения, контроль и уничтожение денежной массы
7 Правительство Совокупность лиц, занимающих в государстве руководящие должности и процесс управления, применения власти, а также способ, метод и система правления в обществе и структура и организация правительственных органов и их отношения с управляемыми
8 Распределительная функция государства По возможности, справедливое распределение общественных благ между жителями государства
9 Регулирующая функция государства Координация и контроль общественных, экономических, социальных и других процессов
10 Рыночная экономика Экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность
11 Смешанная экономика Экономика страны, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономических систем. В смешанной экономике активную роль играет государство, взаимодействующее с рынком
12 Социальная политика государства Создание, проведение, регулирование и контроль различного рода социальных программ, направленных на улучшение жизни членов общества
13 Стабилизационная функция государства Обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормальной работы
14 Фискальная политика государства Деятельность государства по распоряжения бюджетными средствами

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: