Особого внимания заслуживает проблема соотношения трудового права и законодательства о занятости и трудоустройстве

Статья 2 ТК называет в числе принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений такой принцип, как защита от безработицы и содействие в трудоустройстве.

Постепенно формируется практически новая отрасль права, включающая в себя отношения по трудоустройству и занятости. В пользу этого тезиса свидетельствует наличие большого количества нормативного материала☺☺☺, специфический предмет правового регулирования ☺☺☺ (законодательство о занятости и трудоустройстве регулирует вопросы, отличные от трудового законодательства, имеет при этом и специальных субъектов - это не работники, а люди, ищущие работу или потерявшие ее).

В то же время следует разделять отрасль законодательства и отрасль права. Несмотря на значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих данные вопросы, вряд ли можно считать уже вполне состоявшимся выделение самостоятельной отрасли права - права трудоустройства и занятости.

Подводя итог, можно констатировать, что трудовое право регулирует общественные отношения по поводу реализации гражданами своих способностей к труду. Эти отношения возникают в том случае, когда гражданин (работник) включается в коллектив организации (или другой организационно-правовой формы предпринимательства) для выполнения определенной трудовой функции, подчиняясь установленному трудовому распорядку и указаниям собственника (или его представителя).

ВОПРОС № 4, 5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТРУДОВОГО ПРАВА. ИХ ЗНАЧЕНИЕ И ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ.

Принципы права обычно раскрываются как исходные начала, выражающие сущность и социальное назначение права. Они пронизывают правовые нормы, являются стержнем всей системы права.

1 ФУНКЦИЯ ПРИНЦИПОВ. Чтобы понять смысл нормы права, прибегают к толкованию, что имеет немаловажное значение. Однако знать содержание конкретных норм права еще недостаточно для их реализации и правильного применения. Необходимо в ыявить связь нормы права с другими правовыми нормами, их взаимообусловленность, определить главные черты их содержания и основную направленность.

2 ФУНКЦИЯ ПРИНЦИПОВ. Принципы права, отраженные в законодательстве, оказывают значительное регулирующее воздействие. И при применении законов, и при восполнении пробелов в правовом регулировании, и в судебной практике принципы права служат указателями правоприменительной деятельности.

Отличие принципов от правовых норм заключается в том, что принципы не определены конкретно (не содержат конкретный образец поведения), - нет, как правило, и структуры норм (гипотезы, диспозиции и санкции). Поэтому с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать то или иное общественное отношение. Однако принцип дает возможность правильно понять содержание и взаимосвязи правовых норм, которые это отношение регулируют.

Кроме того, принципы долговечнее норм, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, помогают правильно применять нормы права и решать вопросы, еще не урегулированные правовыми нормами (восполняют пробелы законодательства).

3 ФУНКЦИЯ ПРИНЦИПОВ. Наконец, принципы права служат основой объединения отдельных норм в единую систему отрасли, так как отрасль права существует лишь тогда, когда кроме своего предмета и метода характеризуется положениями - специфическими, общими, принципиальными для данной системы норм.

Таким образом, можно определить важное значение принципов права, которое заключается в том, что они:

1) как исходные начала и основные положения наряду с предметом и методом обеспечивают единство норм отрасли права;

2) позволяют уяснить смысл законодательства и его связи с экономикой, политикой и моралью;

3) определяют общую направленность и тенденции развития правовых систем и их частей;

4) помогают практическим органам в применении норм и в решении вопросов, не урегулированных нормами права.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ. Принципы права, охватывающие всю систему права, являются общеправовыми (общими) принципами права, принципы, распространяющиеся на несколько отраслей, называются межотраслевыми, а принципы, характеризующие наиболее существенные черты одной отрасли, выступают отраслевыми принципами.

Принципы права в целом (общие или общеправовые) пронизывают всю систему права (все отрасли), выражают то существенное, что присуще всему праву, связано со всеми или с большинством отраслей, объединяет их и способствует стабильности системы права (принцип законности, демократизма, защиты прав человека и др.).

Основополагающие начала и положения о существенном в нескольких отраслях права выступают как межотраслевые принципы (например, принцип свободы труда присущ не только трудовому, но и административному и гражданскому праву в той части, где они связаны с трудом).

Внутриотраслевые Принципы трудового права, отражая специфику отрасли, как бы преломляют основные начала права в целом либо нескольких его отраслей, развивая и детализируя их и придавая им определенный механизм обеспечения (гарантии), без которых они оставались бы на уровне декларации.

Следовательно, под принципами трудового права можно понимать выраженные в этой отрасли права исходные начала и основные положения, определяющие его единство, сущность правового регулирования и общую направленность развития данной системы правовых норм (отрасли трудового права).

Я не знаю, что такое форма выражения принципов. Поэтому пишу то, что нашел в интернете.

В.В. Лазарев считает, что они могут быть: а) легализованы, т.е. закреплены в законе; б) выведены из содержания и смысла законодательства; в), сформулированы юридической практикой.

Соглашаясь с В.В. Лазаревым, М.Н. Марченко отмечает, что принципы права не всегда лежат на поверхности. Однако они присущи праву любой страны. Как правило, они или же закрепляются прямо в законодательных актах (статьях, преамбулах, конституционных и обычных законах), или же вытекают из содержания конкретных правовых норм.

Если приложить это к трудовому праву, то можно сделать следующие выводы.

1. Раз в ТК РФ написаны 22 принципа, то следует сказать, что в трудовом праве преобладают законодательно закрепленные принципы.

2. Но некоторые ученые выводят принципы, не закрепленные в трудовом законодательстве. К ним относится принцип дифференциации правового регулирования. Он не отражен в 2 статье ТК РФ, однако он встречается во многих институтах, например, охрана труда (труд беременных) или заработная плата (повышенная оплата труда для занятых на вредных производствах). 

22 принципа, отраженные в ТК РФ, это явно многовато. Группам Мачульской надо иметь в виду: она считает, что есть всего 4 принципа трудового права. Все они отражены. В Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда.

«МОТ заявляет, что все государства-члены, даже если они не ратифицировали указанные Конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих Конвенций, а именно:

a) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

b) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

c) действенное запрещение детского труда;

d) недопущение дискриминации в области труда и занятий».

ПРИНЦИПЫ ИЗ УЧЕБНИКА.

1. Принцип свободы труда, включая право на труд, соответствует Конституции РФ (ч. 1 ст. 37), провозгласившей свободу труда, право каждого заниматься любой трудовой деятельностью по своему выбору. Это право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принцип свободы труда, как было рассмотрено, дополняется отраслевым принципом свободы трудового договора, поскольку только его стороны вправе заключать, изменять и прекращать данный договор.

2. Принцип запрещения дискриминации означает, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Дискриминация - антипод дифференциации. Это ограничение прав определенной категории граждан по какому-либо признаку, не предусмотренному в соответствующем нормативном акте, не связанному с требованиями определенной работы и деловыми качествами работника.

Есть два вида дискриминации:

 - прямая дискриминация – намеренное ограничение прав определенных людей или групп людей;

- косвенная дискриминация – ситуации, когда одинаковое обращение имеет непропорционально неблагоприятные результаты для членов определенной группы людей[4].

3. В соответствии с Конституцией РФ и Конвенциями МОТ N 29 "О принудительном труде" и N 105 "Об упразднении принудительного труда" в ст. 4 ТК устанавливается принцип запрещения принудительного труда. Это - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе в целях поддержания трудовой дисциплины или в качестве меры воздействия за участие в забастовке и др.

Одновременно устанавливаются виды работ, которые не считаются принудительным трудом (несение воинской обязанности и др, исполнение приговора суда об обязательных работах).

Вместе с тем к принудительному труду законодатель однозначно отнес:

- нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере;

- требование работодателя по исполнению трудовых обязанностей работником, когда работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

4. Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве соответствует закрепленному Конституцией РФ праву на защиту от безработицы. Данный принцип нашел свое выражение в Законе о занятости, иных нормативных правовых актах, регулирующих квотирование рабочих мест, организацию общественных работ и др.

5. Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда основывается на положениях Конституции РФ и ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) о праве каждого на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.

Указанные положения обеспечиваются такими гарантиями, как продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, охрана труда.

6. Принцип равенства прав и возможностей работников. Все работники наделяются равными правами независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения... Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Законодательство устанавливают права и гарантии работников на таком уровне, который не может снижаться. Например, нормальная продолжительность рабочего времени, установленная ст. 91 ТК, не может превышать 40 часов в неделю как максимальный предел рабочего.

7. Принцип обеспечения права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы. Справедливая заработная плата должна обеспечивать достойную жизнь работника и его семьи и не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Как следует из ст. 132 ТК, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. При этом запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий труда.

8. Принцип обеспечения равенства возможностей работников на продвижение по работе, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации основывается на положениях Пакта об экономических, социальных и культурных правах и ч. 2 и 3 ст. 19 Конституции РФ, запрещающей любые формы дискриминации и провозглашающей равенство прав и возможностей.

9. Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов основан на положениях Конвенции МОТ N 87 "Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию" (1948 г.) и Конституции РФ, закрепляющей право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30). Работники и работодатели создают либо вступают в объединения (организации) для защиты интересов, прав своих членов и с целью представительства интересов работников либо работодателей в сфере труда, включая систему социального партнерства.

10. Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией базируется на положениях Рекомендаций МОТ N 94 "О сотрудничестве на уровне предприятия" (1952 г.) и N 129 "О связях на предприятиях" (1967 г.). В ТК РФ предусматривается участие работников в управлении организацией и формы такого участия, но перечень этих форм не является исчерпывающим. Могут использоваться и иные формы, предусмотренные, НПА, соглашениями, коллективным договором, учредительными документами, локальными нормативными актами.

11. Принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений. На государственном (федеральном) уровне закрепляются определенные трудовые права и гарантии их реализации, условия труда работников.

На коллективно- договорном уровне условия труда конкретизируются и дополняются, могут повышаться социально-бытовые льготы и гарантии, устанавливаемые в коллективных договорах и соглашениях.

Индивидуально-договорное регулирование носит вспомогательный характер и направлено в основном на индивидуализацию и конкретизацию условий трудовых договоров.

В определенных случаях ТК отсылает непосредственно к коллективному договору, требующему согласованного решения социальных партнеров в рамках конкретной организации, или трудовому договору, основанному на соглашении сторон. Так, в области заработной платы и нормирования труда отсылки к коллективному договору и трудовому договору даны в ст. 135, 136, 139, 143, 149, 151, 152, 154, 158, 159 ТК.

Соотношение государственного и договорного регулирования проявляется и в том, что не допускается установление условий коллективных договоров, трудового договора и соглашений, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством (ч. 2 ст. 9 ТК). Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться (ст. 9 ТК). При этом условия коллективного договора (соглашения), ухудшающие положение работников, являются недействительными и не подлежат применению (ч. 3 ст. 50 ТК).

12. Принцип социального партнерства воплощен в нормах ТК, посвященных взаимодействию социальных партнеров - работников и работодателей (их представителей) - на соответствующих уровнях, включая трехстороннее сотрудничество с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления.

13. Принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, реализуется при возмещении вреда, причиненного здоровью работника, на основании Закона об обязательном социальном страховании. Порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании установлен ст. 184 ТК.

14. Принцип установления государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществления государственного надзора и контроляза их соблюдением воплощен во многих нормах институтов Особенной части трудового права.

Большинство принципов, закрепленных в ст. 2 ТК, сформулированы как обеспечение определенных трудовых прав, что означает гарантированность этих прав, включая государственные гарантии как основные способы защиты трудовых прав работников (ст. 352 - 380 ТК). Предусмотрена также и материальная ответственность работодателя перед работником.

К государственным гарантиям прав работодателей относятся правила регулирования внутреннего трудового распорядка организации (ст. 189, 190 ТК) и возможность привлечения работника к дисциплинарной ответственности вплоть до его увольнения (ст. 192 - 195 ТК), правила о материальной ответственности работника перед работодателем (ст. 238 - 250 ТК).

15. Принцип обеспечения права каждого на защиту государством. Данный принцип соответствует ст. 45 Конституции РФ, гарантирующей государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в России. ТК гарантирует возможность для работника прибегнуть к самозащите трудовых прав (ст. 379, 380 ТК).

16. Принцип обеспечения права на разрешение трудовых споров, а также права на забастовку основывается на положениях ч. 4 ст. 37 Конституции РФ о праве на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

17. Следующий важный принцип определяется как обязанность сторон соблюдать условия трудового договора, включая право работодателя требовать от работников выполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам и соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В случае виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения работником своих обязанностей работодатель вправе привлекать его к дисциплинарной и (или) материальной ответственности. Работодатель вправе отстранять от работы (не допускать к работе) работника в порядке, установленном ТК (ст. 76).

  При неисполнении этих обязанностей работодателем работник может обратиться в суд за защитой нарушенного права либо в федеральную инспекцию труда, а в установленных случаях он может прибегнуть к самозащите трудовых прав.

18. Принцип обеспечения права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль. Профсоюзный (общественный) контроль во всех организациях осуществляют профессиональные союзы, их органы и профсоюзные инспекции труда. Работодатели не имеют права препятствовать правовым и техническим инспекторам труда при осуществлении ими своих полномочий и в недельный срок с момента получения требования профсоюзов обязаны сообщить профсоюзному органу о принятых мерах (ст. 370 ТК).

19. Принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности. При этом ничто не может быть основанием для умаления достоинства работника. Нормы ТК обеспечивают защиту персональных данных работника, компенсацию причиненного ему морального вреда и возмещение материального ущерба в случаях, установленных ТК.

20. Принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование работников нашел закрепление в нормах Федерального закона от 16 июля 1999 г. "Об основах обязательного социального страхования».

 В частности, Законом об обязательном социальном страховании устанавливаются правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также определяется порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, предусмотренных данным Законом.

В ТК закреплены гарантии работникам при временной нетрудоспособности (ст. 183), гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве либо профессиональном заболевании (ст. 184).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: